Логопедическое структурированное занятие для детей с овз. Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Весна

Предбанник 01.04.2024
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с детьми с ТНР(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),
Тема: Лиса и заяц.(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).
Цель: Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).
Задачи:
1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.
2. Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока, На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов. В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом. В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.
По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.
Ход занятия
I. Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.
Смотрим солнышко какое веселое играет с нами – артикуляц гимнастика
2.Коррекция голоса и закрепление жестовых моделей гласных звуков.
Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.
Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.
Голос у нас проснулся.
3.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
-Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)
А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).
Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.
5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)
Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)
Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)
Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)
Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)
6.Элементы театрализации-драматизации. Вспоминаем сказку Все сказки начинаются со слов ЖИЛИ БЫЛИ
Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
7.Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.
Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.
Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.
Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
II. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.
Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
1. Активизация коммуникативной функции речи.
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна.
Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.
МЕДВЕДЬ:
«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.
2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.
Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.
Получи детали от домика. (лего)
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.
3.Разрезная картинка Белка.
БЕЛКА:
«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с игрушками. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.
4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи. Называем овощи по порядку
5.Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)
Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.
Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.
ЁЖИК
«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»
6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Слова Действия
Наш волшебный мудрый ёжик
Не нашёл в лесу дорожек. Прокатываем по левой руке.
Вертикально.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. По ладошке.
Вертикально.
Только, ёжик, не шали!
Сильно ручки не коли! Катаем между ладоней.
Вертикально.
Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.
Молодец! Получи детали от домика.
Ребёнок достраивает домик.
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,
Поселился зайка в нем.
Очень зайкин дом большой,
Он и с печкой, и с трубой.
Что мы построили? (Дом).
Кто поселился в доме? (Зайка).
Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
9.Задание самостоятельно. Дорисовать домик
III. Итог.
Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.
Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.
Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».
До свидания.

Юлия Цибирова
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ. Тема «Школьные принадлежности».

Цель : Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей , развивать желание учиться.

Задачи :

Развитие артикуляционной и ручной моторики;

Развитие синтаксической стороны речи;

Развитие лексико-грамматического строя речи;

Развитие фонематического анализа.

Учить образовывать притяжательные прилагательные множественного числа;

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие памяти и логического мышления;

Развитие пространственных представлений;

Продолжать развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям .

Артикуляционная гимнастика

Сегодня мы с вами будем солнышками.

Солнышко проснулось - улыбнулось (УЛЫБКА)

Потянулось - (ТРУБОЧКА, чередование улыбки и трубочки

Солнышко сделало зарядку (ЧАСИКИ, (КАЧЕЛИ)

Умылось - (ПОЧИСТИМ ЗУБКИ)

Позавтракало- (ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ) и пошло на улицу гулять

Встретило БУЛЬДОЖКУ (язык между нижними зубами и нижней губой)

Вместе они пошли кататься на горку (ГОРКА)

Подули на язычок, как у нас водичка льется? СССССС

Упражнения с массажными мячиками

Ежик колет нам ладошки.

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть –

Будем ручки развивать.

Ловкими станут пальчики.

Умными будут девочки и мальчики.

Ежик нам ладошки колет.

Ручки нам готовит к школе !

Орг. Момент.

Ребята послушайте и попытайтесь отгадать загадки.

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом пройдет - там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

Природу любить, Стариков уважать. (Учитель)

Любим нос везде совать : И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами, Разноцветными носами. (Карандаши)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о школе и о школьных принадлежностях .

Лексическая работа

Ребята, а кто-нибудь знает, чем школа отличается от детского сада? (Ответы детей )

– Как называют детей , которые ходят в школу ? (Ученик, ученица, школьник , школьница )

– А как называют детей , которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы.)

– А кто учит детей в школе ? (Учит детей в школе учитель , учительница.)

– За чем дети сидят в школе ? (Дети сидят в школе за партами .)

А теперь давайте выйдем с вами на коврик и немножко поиграем.

Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Что на них нарисовано (Цветные карандаши, акварель, букварь, дневник, спортивная форма, первоклассник, звонок, шариковая ручка, мешок для обуви, альбом для рисования).

– Какие ещё школьные принадлежности вы знаете ?

Что изменилось? (Развитие зрительного внимания и памяти, развитие фонематического анализа).

На ковролине выкладываются картинки с изображением различных школьных принадлежностей . Дети запоминают, в какой последовательности они разложены. Затем дети отворачиваются. Логопед меняет последовательность изображений. Что изменилось? Исправьте ошибку.

На какой звук начинается этот предмет

«Найди и назови» (Развитие пространственных представлений) .

А теперь скажите пожалуйста, что находится между шариковой ручкой и стирательной резинкой?

Что находится справа от тетради?

Что находится над глобусом?

Что находится слева от пенала?

Физкультминутка «У меня в портфеле…»

Я называю слово, если этот предмет относится к шк. принадлежностям вы хлопаете в ладоши, если нет - приседаете.

Слова : ваза, фонарик, ластик, холодильник, акварель, удочка, пенал, шкаф, циркуль, шариковая ручка, кукла

Заучивание стихотворения С. Маршака по мнемотаблице (со словарной работой) :

А теперь внимательно слушайте стихотворение и следите за моей указкой. Каждое предложение будет соответствовать определенной картинке.

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле :

Промокашка и тетрадь.

Ручка, чтобы ей писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Какие вы молодцы как быстро выучили стихотворение. А теперь давайте немного поиграем в мяч.

Игра с мячом (Образование прилагательных от сущ.)

Я буду называть вам предмет и говорить из чего он сделан, а вы мне будете говорить какой он .

– Звонок из металла – звонок, какой? (Металлический) .

– Дневник из бумаги, – какой? (Бумажный)

– Шариковая ручка из пластмассы? – (Пластмассовая)

Мешок для сменной обуви из ткани? – (Тканевый)

– Цветной карандаш из дерева, какой? (Деревянный)

– Пенал из пластмассы? (Пластмассовый)

– Ластик из резины – ластик, какой? (Резиновый, жесткий, мягкий)

– Портфель из кожи, – какой портфель? (Кожаный)

Спортивный костюм из трикотажа? (Трикотажный)

Игра «Магазин» (Работа над грамматическим строем речи.)

Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Магазин» . У каждого из вас на столе лежит конверт с разрезанной на части картинкой. Соберите эту картинку. А на ковролине изображен магазин с полками, на которых лежат такие же предметы но в большом количестве. Будем составлять предложения из пары слов по такому образцу, слушаем внимательно. «У меня одна пластмассовая линейка, а в магазине много пластмассовых линеек».

Шариковая ручка – У меня одна шариковая ручка, а в магазине много шариковых ручек.

деревянный карандаш – У меня один деревянный карандаш, а в магазине много деревянных карандашей.

резиновый ластик – У меня один резиновый ластик, а в магазине много резиновых ластиков.

металлический звонок – У меня один металлический звонок, а в магазине много металлических звонков.

пластмассовый пенал – У меня один пластмассовый пенал, а в магазине много пластмассовых пеналов.

тканевый мешок – У меня один тканевый мешок для обуви, а в магазине много тканевых мешков для обуви.

Предложения-нелепицы (Развитие синтаксической стороны речи.)

Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети, которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложения-нелепицы.

Кисточка рисовала Валю. (Валя рисовала кисточкой.)

Первоклассник поставил двойку учительнице. (Учительница поставила двойку первокласснику.)

Букварь учиться по Славе. (Слава учиться по букварю.)

Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)

Шариковая ручка написала письмо Ване. (Ваня написал письмо шариковой ручкой.)

Цветы раскрашивают Клаву акварелью. (Клава раскрашивает цветы акварелью.)

Уроки записали первоклассника в дневник. (Первоклассник записал уроки в дневник.)

Развитие внимания и графомоторных навыков

А сейчас посмотрите внимательно на картинки и раскрасьте цветными карандашами только школьные принадлежности .

Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

Какие новые слова вы узнали?

Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Школьные принадлежности» Bиды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная. Цели: развивать мышление,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Тема: «Звук [Ш]» Звук [ш] Цели: - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях; - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР (подгот. Возраст) Тема: Дифференциация С-Ш, З-Ж. ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш], З - Ж В ТЕКСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИКО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [С] по подражанию. Лексическая тема «Дом. Мебель» ТЕМА: ПОСТАНОВКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДОМ. МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ: картинки мебели, картинки артикуляционных упражнений, игра.

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты произношения, несформированность фонематического слуха и восприятия, общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

в классе-группе

Тема: «Автоматизация звука «С» в слогах и в словах».

Цели: 1. Закрепление произношения звука «С» в слогах.

2. Закрепление произношений звука «С» в словах.

3. Закрепление произношения звука «С» в словах со стечением согласных.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Обогащение и уточнение словаря.

6. Дифференциация ед. и мн. числа сущ.

7. Развитие слуховой памяти и внимания.

Оборудование:

1. Флажки.

2. Карточки для развития фонематического слуха.

3. Предметные картинки (электронный вид).

4. Буква «С».

5. Слоги обратные и прямые (электронный вид).

6. Карточка со слогами.

7. Предметные картинки (животные и птицы).

8. Загадки (электронный вид).

9. Мяч.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Что бы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Улыбнемся как лягушки

И потянем губки к ушкам. (Упр. «Заборчик»)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну. (Упр. «Хоботок»)

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает. (Упр. «Лопаточка»)

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так. (Упр. «Часики»)

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (Упр. «Почистим зубы»)

3. Пальчиковая гимнастика

а) «Тропинка» (упражнения по кружочкам)

По тропинке, по дорожке

Дружно топают две ножки (правой рукой, левой рукой )

б) «Ходят пальчики опять» (упражнения по кружочкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!

в) «Пальчики здороваются» (в перчатках).

Поочерёдно, начиная с мизинца, подушечки пальцев «здороваются» с большим пальцем.
На софе спокойно спят На софе просторно, гладко.
Десять маленьких совят. Сны совята смотрят сладко!

г) «Кошка».

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

д) «Самомассаж» (карандаш)

е) «Ладонь – ребро - кулак»

4. Дыхательная гимнастика.

а) Упражнение «Прогоним тучку» (каждому вата+нитка).

Вдруг на улице стемнело,

Тучка на небо влетела.

Не дадим мы тучке плакать,

Дождиком на землю капать.

б) Упражнение «Слабый ветерок» (тихо) С-С-С

Упражнение «Сильный ветерок» (громко) С-С-С

в) Работа по схемам.

5. Развитие фонематического слуха (флажки):

а) Логопед произносит звуки, а дети, услышав звук «С» в звуковом потоке, сигнализируют об этом.
а у с м п с о с и

б) Автоматизация звука в слогах.

ам ем ес ик ил ус

Са со ма лы сы па

Усу ама есо аса

В) Автоматизация звука в словах.

роса, вес, нос, лес, кот.

6. Автоматизация «С» в словах (картинки, ИКТ).

7. Считалка.

Вот спасибо, дети! Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Вот со звуком С считалка.

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово «стук»,

Назови в нём первый звук.

(Логопед со снеговиком идут по кругу. Указывают на ребёнка во время произнесения каждого слога. При повторе считалки дети повторяют все слова за логопедом до слова «стук»)

Назову слова я быстро,

Вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог.

(Дети повторяют строчку)

Назовите первый слог!

(Дети хором называют)

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом «са»:

Полоса, коса, оса.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «со»:

Соня, сода, колесо.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «сы»:

Косы, бусы и весы.

(Дети повторяют строчку )

Быстро, чисто называй:

Сало, сам, салют, сарай

(Дети повторяют строчку )

Санки, сайка, сажа.

(Дети повторяют строчку )

Снова повтори всё слово в слово.

(Дети повторяют две строки )

8. Загадки (ИКТ).

9. Чистоговорки (к каждой чистоговорке подбирается картинка-8).

Д.З. – дети учат чистоговорки наизусть.


Данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.
Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:
· Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.
· Развитие речеслуховой памяти.
· Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование: предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.
Задачи:
1.Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].
2.Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.
3.Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.
4.Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].
5.Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

:
1.Организационный момент.
2.Установка на занятие.
3.Повторение изученного:
а) Игра «Эхо»
б) Характеристика звуков [ц] и [т]
4.Работа по теме:
Тренировочные упражнения:
а) Игра «Светофорчик»
б) Улица «Затерянных звуков»
5.Пальчиковая гимнастика.
6.Закрепление нового материала:
Упражнения:
а) Бульвар «Смекалистых»
б) Проспект «Угадай-ка»
в) Улица «Собирай-ка»
7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.
Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.
- Это Царство!
- Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)
- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

2. Установка на занятие.
- А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!

3. Повторение изученного.
- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.
- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.
- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!
а) Игра «Эхо»
- Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.
Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.
- Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].
- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».
б) Характеристика звуков [ц] - [т]
- Дайте пожалуйста характеристику звуков.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

4. Работа по теме.

А) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.
- Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).
- А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?
- Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»
Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».
Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.
- Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

Б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:
Улица «Затерянных звуков»
- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.
Логопед раздает детям карточки с заданием.
- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.
Слова:си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.
- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.

5.Пальчиковая гимнастика.
- Мы заходим на:
Площадь «Веселинка»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

6.Закрепление нового материала.

А) - Дальше мы попадаем на
Бульвар «Смекалистых»
- Здесь нужно открыть тетради, записать число.
- Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.
- Будьте внимательны.
- Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

Б) – А сейчас мы находимся на
Проспекте «Угадай-ка»
- Сейчас я буду читать загадки, а вы должны будете их отгадать (отгадки содержать буквы Ц – Т).
Загадки:
Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)
По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)
Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)
Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

В) И вот мы пришли на:
Улицу «Собирай-ка»
- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.
У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.
Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.
Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)
- Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы хорошо поработали!

Конспект НОД на тему: «Использование логопедических упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной группы».

Тема: «Золотая осень!»

Цель: Расширить представление о сезонных изменениях в природе, животных.

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:

- Дать представление о том, что осенью у деревьев листики меняют цвет (желтые, красные, оранжевые) ;

У чить считать до трех; закрепить нахождение предметов в пространстве («под», «на», «над»);

  1. Развивающие задачи:

Р азвивать интерес к окружающему миру;

Развивать мелкую моторику рук;

- Расширять словарный запас у детей

Воспитательные задачи: Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим, любовь к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, конструирование, игровая, двигательная.

Оборудование: Письмо с загадкой об осени; осенние листики, елочка, белочки, ежики; «вода»; массажный пазл-коврик; нарисованное дерево; краски, палочки на каждого ребенка; солнышки и тучи на каждого ребенка; аудиозаписью «шум осеннего леса».

Ход деятельности.

Постановка мотивации.

Ведущий: дети посмотрите у меня конверт. Как вы думаете, что в нем может быть? (Письмо)

Давайте его откроем.

Это загадка:

Солнышко не может землю согревать,

Листья пожелтели – стали опадать.

Часто дождик льётся, птицы улетают,

Урожай в саду и в поле собирают…

Отгадайте, дети, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Ведущий: а за то, что вы отгадали загадку осень вам передала вот такие красивые листочки (раздать детям)

Коммуникация.

Скажите, а какого цвета листики осенью? (желтые, красные, оранжевые)

П равильно. Такого цвета листики бывают только осенью. Волшебница осень ходит с кистью и разукрашивает листики в разные цвета.

Еще осенью часто идут дожди, солнышко греет меньше не так как летом, дуют сильные ветры. Они поднимают листики с земли кружат ими в воздухе и снова опускает на землю.

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте превратимся в ветерок и подуем на листочки. Носиком вдохнули, ротиком выдохнули на листики.

Молодцы. А кто хочет встретиться с осенью?

Давайте ее позовем, но только громко, чтобы она услышала (дети зовут осень)

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

Знайте, Осень – это я.

Сколько вижу я детей,

Сколько вижу я гостей!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес позолотила.

И вас всех, мои друзья,

Приглашаю в гости я!

Но путь ко мне далёк, и, чтобы не

Устали ваши ножки, давайте поедем

На поезде!

(Дети строятся "паровозиком" за Осенью. Доезжают до елочки.)

Осень: Вот мы и попали в лес,

Здесь в лесу полно чудес!

(Под елочкой сидят ежики).

Ведущий : Дети посмотрите! Под елочкой сидят ежики. Но у них беда случилась. Пока они к нам бежали, все иголки растеряли. Давайте поможем ежику прицепить иголочки из прищепок.

Мелкая моторика.

(работа с прищепками).

Ведущий: д ети посмотрите, а кто это сидит на елочке? (белочки)

Белочки. Какие хорошие детки к нам в лес пожаловали. Помогли ежикам, а нам поможете собирать орешки? (Да) каждой белочке по три орешка.

Белочки. Вот спасибо вам ребятки. Приходите к нам в лес еще. Мы будем рады вас видеть.

Ведущий. Обязательно прейдем. Правда, ребята? (Дети соглашаются)

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, а что еще белочка любит кушать? Грибы.

Давайте поиграем с нашими пальчиками, пусть они отдохнут.

На крылечке у избы

Сушит белочка грибы:

(Ладони соединяем шалашиком. Все пальцы прижать к ладони и разгибать по очереди в ходе игры).

Раз- опенок,

Два - масленок.

Три - волнушка,

А четыре - гриб свинушка,

Пять – румяный боровик.

На зиму запас велик!

(Пошевелить всеми пальцами).

Осень. Ну что отправимся дальше? Садитесь в поезд и мы поедем (паровозик)

(Дети доезжают до «воды». На полу разложены «лужи»)

Ведущий. Ой! Сколько воды, а где же мост?

Осень. Шел часто дождь. Вот мост и затопило. Чтобы нам проехать дальше надо построить новый мост.

Ведущий. Я знаю из чего мы его построим. Вот лежат детали из них мы соберем новый мост (Из массажного пазл-коврика дети собирают мост)

Вот мы и собрали мост и можем перейти на другую сторону, но одно условие: переходить нужно без обуви (дети снимают обувь и переходят)

Психогимнастика.

Осень. Потрудились мы на славу. Давайте немного отдохнем и послушаем звуки осеннего леса (звучит запись) .

Кто из вас был в лесу?

Какого цвете листочки у деревьев осенью? (желтые, красные, оранжевые)

Слышали как дует ветер и раскачивает деревья?

Давайте представим, что мы с вами то же деревья и он раскачивает наши веточки, листочки.

Физминутка

Поднимаем наши ручки-веточки вверх (поднимают руки вверх)

Покачаем ими тихонько (наклоняют руки вправо-влево)

Налетел ветер и они стали раскачиваться сильнее

А теперь еще сильнее и качается все дерево (наклоны туловища вправо-влево)

Ветер стихает и листочки дрожат от страха (машут пальчиками)

Ветер улетел.

Осень. Ну что отдохнули? А теперь в путь.

Ведущий. Осень! В твоем лесу не все деревья оделись по-осеннему (На листе нарисовано дерево с зелеными листиками)

Осень. Как же это вышло? Где моя волшебная кисть? (осень достает волшебную кисть и пытается ею нарисовать листья, но ничего не выходит)

У моей волшебной кисти закончились краски. Может вы мне поможете? У вас ведь есть краски?

Ведущий. Конечно у нас есть и краски и кисти. Мы с удовольствием тебе поможем. Правда дети? (Да)

(Коллективное рисование листиков методом тычек)

Осень. Вот теперь порядок в осеннем лесу. Это дерево я вам оставляю в подарок.

Спасибо вам ребятки. Наше с вами путешествие подошло к концу. Мне пора идти дальше, а с вами мы встретимся в следующем году. А на прощание я хочу вас угостить своими дарами (осень раздает угощения)

До свидания дети!

Рефлексия .

Дети вам понравилось путешествовать с осенью? (Да)

Ч то вам большего всего понравилось?

А хотелось бы вам снова встретиться с осенью? (Да)

Если вам все понравилось, то возьмите солнышко и прикрепите его над нашим деревом, а если не все понравилось – тучки.


Рекомендуем почитать

Наверх