Основные направления налоговой политики рф. Пути совершенствования налоговой политики Основные направления налоговой политики в году

Крыша 30.03.2024

Традиционно Основные направления налоговой политики на перспективу формируются в Посланиях Президента РФ. В них, на основе анализа Министерства Финансов РФ за предыдущие периоды, разрабатывается Концепция, которая ложится в основу политики государства в налоговой сфере. Предложенный Минфином РФ проект, доведенный до населения Президентом, подлежит утверждению в Госдуме РФ. В настоящее время сформирован Проект основных направлений развития налогообложения на 2017-2019 годы.

Что ждет россиян в текущем трехлетнем периоде

В очередной раз широко декларируемая политика государства на поддержку предпринимательства и малого бизнеса так и осталась на уровне благих деклараций. Фактически же идет ужесточение налоговой политики. Ни о каком снижении налогового бремени на эти категории в 2017-2019 годах речи не идет. Государство по прежнему усиливает налоговый прессинг на те категории, с которых реально можно взимать налоги, и декларативно ослабляет их для тех категорий и сфер деятельности, в которых оно не имеет реальных рычагов по взысканию налогов. Внешне сохраняется иллюзия сбалансированности налоговой политики, которая именуется «оптимизацией налогообложения».

Единственным шагом, который сделан в направлении «стимулирования» развития предпринимательства – это предполагаемое освобождение от взимания налога от НДФЛ на период до 31.12.2018 г на деятельность ограниченной категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации ИП. В эту категорию включены:

  • Уборщицы;
  • Домохозяйки (по найму);
  • Репетиторы;
  • Няни;
  • Сиделки.

То есть, государство позволяет им в добровольном порядке до конца 2018 года декларировать свои доходы и обязуется не применять штрафных санкций, при условии, что после окончания этого срока они перейдут в разряд ИП и станут уплачивать налоги на общих основаниях. Эта мера – подтверждение полного бессилия государства в сфере налогообложения самозанятых граждан, которые традиционно не декларируют свои доходы и не являются индивидуальными предпринимателями. Объявленные налоговые каникулы – не более чем фикция. Государство, в любом случае, не в состоянии обеспечить поступление налогов от этой категории, поэтому оно с легкостью прощает то, чего никогда не имело.

Иначе обстоят дела в отношении категорий налогоплательщиков, по отношению к которым имеются реальные рычаги воздействия по взыманию налогов. И здесь скромно упускается, является ли налогоплательщик субъектом малого предпринимательства или нет. Главное, чтобы его деятельность попадала в категорию, традиционно стабильно приносящую доход государству.

Изменения поступательно усиливают налоговую нагрузку на :

  • Предприятия нефтедобывающей отрасли;
  • Производителей и операторов энергоресурсов газа и воды;
  • Строительные организации;
  • Финансовые компании;
  • Транспортные предприятия;
  • Сферу услуг ЖКХ;
  • Торговые предприятия;
  • Образовательные учреждения;
  • Туристический бизнес.

Безрадостная перспектива постоянного роста акцизов в России ожидает автовладельцев использующих бензин класса 5. Рост до 2019 года должен составит более 9%.

В 2 раза планируется (кроме шампанских и фруктовых вин). Ввести акциз на электронные сигареты а ставки акцизов на иную табачную продукцию повысить на 10%, в 2018-2019 дополнительно проиндексировать их на 10% по отношению к ставкам предыдущего года.

Основные направления налоговой политики РФ на 2017 и 2018 года не считаются нормативно-правовым актом и подготавливаются для составления проекта федерального бюджета на следующие года. Благодаря им решаются задачи в сфере бюджетного планирования, определяются ориентиры деятельности хозяйствующих субъектов в связи учетом налоговых изменений.

Правительство РФ установило главный приоритет, а именно недопущение налоговой нагрузки на экономику. Кроме этого оно собирается использовать меры налогового стимулирования инвестиций, осуществление действий, чтобы усовершенствовать налоговое администрирование. Налоговая политика разработана с учетом низких цен на нефть, а также санкций, введенных против России.

Итак, согласно Посланию Президента РФ Федеральному собранию, связанное с реализацией мер, направленных на легализацию капиталов и проведением действий по возвращению активов на Родину, предлагается введение изменений в законодательство РФ. Осуществление добровольного декларирования физическими лицами имущества позволит не применять в отношении них уголовного, административного, налогового, валютного законодательства.

Кроме этого Правительством представляются антикризисные меры. Например, введение льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств. Предусматривается возможность использования субъектом РФ, в отношении организаций, которые были недавно созданы, снижение ставки до 10%. Также возможно снижение до 0%, если данные средства поступают в федеральный бюджет.

Осуществление снижения налоговой ставки будет реализовано в рамках отбора инвестиционных проектов, установленных в НК РФ в отношении региональных инвестиционных проектов.

Отличие от регионального будет заключаться в том, что льгота будет действовать для вновь создаваемых предприятий промышленности на всей территории РФ.

Следующее направление: увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения.

Предлагается увеличить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества до 80-100 тыс. рублей.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы:

Предлагается внести изменения в специальные налоговые режимы:

  • 1) увеличить количество видов деятельности, по которым может использоваться патентная система налогообложения;
  • 2) использовать право на применение 2-летних «налоговых каникул» в сфере бытовых услуг;
  • 3) предлагается дать право субъектам РФ уменьшать ставку налога для субъектов, которые используют упрощенную форму налогообложения, с 6 до 1%;
  • 4)дать право органам городов федерального значения уменьшать ставку единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%;

Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций:

Чтобы помочь организациям в части отвлечения оборотных средств для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организации, предлагается увеличить порог по выручке, которая позволит уплачивать платежи в конце квартала, в 1,2-1,5 раза.

Применение НДС к авансовым платежам: На данный момент в НК РФ предполагается, что покупатель имеет право на вычет НДС в результате уплаты авансового платежа. Чтобы улучшить положение как покупателя, так и продавца, предлагается упростить начисление и принятие к вычету данный налог.

Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров:

В случае экспортирования продукции, предлагается упростить процедуру подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза на экспорт и вести по аналогии с подтверждением обоснованности применения НДС со ставкой 0% при осуществлении экспорта.

Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам:

По причине того, что РФ имеет федеративный устрой, то налоговый контроль осуществляется не только за внешнеэкономическими сделками, но и за сделками между нашими резидентами. Этот контроль иногда не обязателен, но в тех случаях пока налог на прибыль организаций образует доходную базу бюджетов субъектов РФ, он нужен.

Вдобавок к этому контроль нужен за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам в случаях, если будет нанесен значительный ущерб бюджетной системе.

С учетом этих данных, предлагается внести следующие изменения:

Увеличить порог с 1млрд. руб. до 2-3 млрд.руб., что позволит контролировать внутрироссийские сделки, если будет превышен порог;

Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте:

Предполагается установить порядок вычета сумм НДС по товарам, услугам, работам, которые используются при реализации товаров, по ставке 0%, так же как применяется порядок при 10 и 18%.

Налогообложение доходов физических лиц: необходимо детализировать порядок освобождения отдельных видов доходов от уплаты НДФЛ, при увольнении служащих, военнослужащих, судей, уточнение положений по налогообложению при выигрыше в лотерее, при получении доходов в иностранной валюте.

Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость:

Чтобы сократить срок возмещения НДС и отвлечения оборотных средств, предлагается:

  • -при осуществлении операций, по которым используется ставка в 0%, необходимо применять общий порядок вычета;
  • -дать преимущество на использование заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, давшим поручительство материнской компании, у которой общий итог НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченный за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм 33 налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей;

В целях толкования статей НК РФ предлагается:

  • - необходимо установить порядок определения налоговой базы при исчислении НДС при использовании авансов в договорах, которые заключены в иностранной валюте, но оплата происходит в рублях;
  • - предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками;
  • - следует уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вычетов по имущественным правам.

Чтобы осуществлять противодействие незаконному возмещению НДС необходимо:

I. при продаже макулатуры не взимать налог;

II. при реорганизации юридического лица необходимо восстанавливать НДС по имуществу, которое передается правопреемником организации;

III. при перечислении авансовых платежей необходимо уточнять размер НДС, который будет восстанавливаться покупателем;

IV. в случаях, когда поставка не была осуществлена в определенное время, налогоплательщик должен восстановить НДС, признанный к вычету по авансовому платежу;

Налогообложение природных ресурсов:

Внесение предложений о согласовании главы 26 НК РФ с нормативно- правовой базой в области систематизации запасов углеводородного сырья;

Выработка предложений по определению объекта налогообложения НДПИ при добыче различного вида руд, которые содержат в себе химически чистый металл;

Улучшение налогового администрирования:

  • · Оптимизация списка информации, не имеющей отношение к налоговой тайне;
  • · Усовершенствование института консолидированной категории налогоплательщиков;
  • · Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с зарубежными юрисдикциями;
  • · Изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов);
  • · Совершенствование правил налогообложения доходов контролируемых зарубежных компаний;
  • · Улучшение правил налогообложения при трансфертном ценообразовании; ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ. - Режим доступа: Система Гарант

Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации:

В рамках рассмотрения распоряжения Правительства РФ от 10.02.2014 «Совершенствование налогового администрирования» были разработаны законопроекты, предусматривающие:

Расширение электронного документооборота, уменьшение затрат на подготовку и представление деклараций, улучшение налогового контроля, а также уменьшение порога со 100 до 50 человек для осуществления обязательного представления деклараций в электронном варианте;

Кроме этого будет введен механизм регулирования налогового консультирования, а также ответственность.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование:

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что направления развития налоговой политики позволят экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на будущий период, что предопределит стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Налоговая политика - это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика . Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики .
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс - это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики , а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013. Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей. Еще одной мерой налоговой политики , призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов. Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов. В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну. Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности. В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц. Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре. Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику включено положение о будущей индексации ставок акцизов на табачные изделия. Сделано это с учетом Концепции противодействия потреблению табака, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, а также закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Есть у законодателей замыслы и относительно регулирования деятельности в области добычи полезных ископаемых, для этого налоговая политика предусматривает снижение налогов на добычу ресурсов до 0% при соответствии компании ряду требований, правда, только на полуострове Ямал. В то же время с 2015 года идет увеличение размера ставки водного налога.

В целях обеспечения стабильности наполнения государственной казны налоговой политикой предусматривается ряд мер, противодействующих сокрытию налоговой базы в случае реализации компаниями движимого имущества. Речь при этом идет об объектах, приобретенных до января 2013 года.

Для поддержания исполняемости бюджетных программ в налоговой политике государства планируется пересмотреть подходы к порядку предоставления освобождения от уплаты, а также снижения ставки налогов субъектов РФ в доле от федеральных платежей, поступающей в местные бюджеты.

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Курс государства в области налоговой политики в текущем году предусматривает некоторые положительные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами РФ.
  • Увеличение порога для списания приобретаемых средств производства сразу в расходы до 80–100 тыс. руб.
  • Корректировку ряда положений по НДС. Это нужно для исключения ситуаций, когда НДС с авансов подается покупателем к возмещению, а продавцом налог не начисляется. Законодатели желают сравнять уровень возврата и начисления НДС по предоплате. Кроме того, чиновники хотят облегчить жизнь экспортерам, сделав процесс оформления вычетов более простым. Полный перечень изменений по НДС можно посмотреть в документе о направлениях налоговой политики , приведенном выше.
  • Упорядочение признаков, по которым будут подпадать под усиленный контроль компании, практикующие трансфертное ценообразование.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализацию налоговой политики в области предоставления инспекциями данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию объединений налогоплательщиков (консолидированных групп). Возникли они не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии, в связи с чем включил дополнительные положения по ним в налоговую политику .
  • Расширение возможностей местных органов власти по регулированию налога на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадут не только проценты выплат и уровень льгот, но и порядок расчета суммы по облагаемым объектам. В частности, им дано право до 2020 года оставить в качестве цены, принимаемой к учету, инвентарную стоимость объекта.
  • Корректировку порядка определения суммы, подлежащей обложению при реализации имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки НДФЛ для граждан из зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налогового обременения по операциям с сырой нефтью и его уменьшение по сделкам с продуктами переработки.
  • Последовательный рост ставки водного налога.
  • Расширение мер по содействию развитию новых производств не только на территориях опережающего развития.
  • Расширение сферы применения системы взимания налогов на основе патентов, передачу полномочий по регулированию ставки в регионы с предоставлением возможности снижать ее до 1%.

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика на 2016–2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016–2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016–2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.

Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Получается, что фирмы могли на протяжении нескольких месяцев изучать информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовиться к грядущим переменам.

В документ входит своеобразный отчет об уже проделанной работе и реализации ранее задуманных проектов. Так у плательщиков создается четкое представление о том, что у чиновников слова не расходятся с делами. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.

Изменят правила переноса убытков на будущее в целях налога на прибыль. Недострои обложат налогом на имущество. НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах начнут взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента. Самозанятых освободят от НДФЛ до конца 2018 года.

Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе. О предложениях на ближайшие три года мы ранее.

Изменят правила переноса убытков на будущее в целях налога на прибыль. Напомним, что ограничение возможностей такого переноса среди поручений Дмитрия Медведева. Согласно проекту направлений планируется ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить.

Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт. Это, по мнению властей, позволит центру помочь наименее обеспеченным регионам.

Введут возврат иностранным физлицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ, путем установления нулевой ставки НДС по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.

С учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в РФ зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство, направленные на взимание в РФ, начиная с 2018 - 2019 годов, НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физлицам с использованием интернет- площадок.

Вдвое увеличат акцизы на вина (за некоторыми исключениями), введут на электронные сигареты, ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию. На 30% увеличат акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).

На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 года по 2019 год планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 году - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции статьи 193 НК понижение в 2017 году ставок данных акцизов. Не будет понижения и акцизов на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты, эти акцизы в 2017 году возрастут, в течение следующих лет их также планируется повышать.

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты. Напомним, до сих пор власти вводить коэффициенты к земельному налогу для участков под жилищную застройку при отсутствии зарегистрированных жилых объектов.

Пени по налогам увеличат до 1/180 ставки рефинансирования.

В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Рекомендуем почитать

Наверх