Священный коран и наука. Исламская энциклопедия

Крыша 03.04.2024
Крыша

В Коране «джахилия» («невежество») встречается четыре раза. Так называлось время (его обычаи и положения), предшествовавшее принятию Ислама.Однако несмотря на сегодняшнее торжество Ислама, не всегда удается избежать «регрессии в джахилию». Какие именно наши поступки и намерения относятся к числу невежественных с точки зрения Корана?

1. Лицемерие, плохое мнение о Всевышнем, сомнение в истинности Ислама

«После печали Он ниспослал вам успокоение - дремоту, охватившую некоторых из вас. Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: «Могли ли мы сами принять какое-нибудь решение (или получим ли мы что-нибудь от этого дела)?». Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение (или если бы мы что-нибудь получили от этого дела), то не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что в груди». (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 154)

В толковании к этому аяту сказано: «И (еще одна) часть была озабочена о (спасении) (только) самих себя: они думали об Аллахе то, что не является истиной, (думали) мерками времен (доисламского) невежества [они думали, что Аллах не доведет до завершения миссию Своего посланника, и что Ислам не утвердится на Земле], говоря (друг другу): «Разве для нас есть (хоть) что-нибудь из этого дела?» [Они сожалели о своем выходе на это сражение и думали, что поражение верующих указывает на то, что вера, с которой пришел пророк Мухаммад, является неправильной]»

После битвы при Ухуде убежденных верующих одолел сон, а те, кого больше судьбы Ислама волновала собственная жизнь, стали сомневаться в истинности послания Всевышнего, считая неудачу в битве признаком неправильности того, чему они следуют. Наверно, мы уподобляемся этим людям в тех случаях, когда пребываем в отчаянии на милость Всевышнего, Его справедливость и помощь верующим, когда предаем своих единоверцев ради своих благ и когда препятствия кажутся нам такими значительными, чтобы мы позволяем себе колебаться и жалеть о потраченных ради торжества истины и справедливости усилиях. Усвоением этого аята служит вера в свою религию, в силу и могущество Всевышнего и непоколебимую и непобедимую истинность того, с чем Он отправил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Склонность к несправедливому суду

«Неужели они хотят суда времен джахилии?» («Аль-Маида», 50 аят)

Этот аят был ниспослан после того, как два иудейских племени бануНадыр и бануКурайза обратились к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, за решением о выплате выкупа за убитых, и он вынес решение, что они должны выплачивать равно. Это не понравилось племени бануНадыр, которые по заключенному еще до прихода Ислама соглашению с бануКурайза, брали в качестве выкупа у бануКурайза в два раза больше, чем отдавали сами (в качестве выкупа)

В предыдущем аяте Всевышний говорит Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (аят 49, сура «аль Маида», «Трапеза»)

Мы «возвращаемся» в невежество каждый раз, когда судим или принимаем решения не на основе того, о чем ниспослал Свое слово Всевышний, а на основе страстей, интересов, желаний. Такой суд часто приводит к противоречиям, конфликтам и ущемлению, а суд Всевышнего поддерживает гармонию и порядок в обществе, семье и … совести верующего.

3. Соблазнение мужчин женщинами

«Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 33)

Ислам «вернул» женщинам положение, в котором они могли чувствовать себя ценными, достойными, равноправными, в отличие от тех нравов, при которых считалось нормой кокетство, жеманность, попытки соблазнить мужчин. Уже само по себе стремление женщины привлечь к себе внимание мужчины можно считать унижением ее достоинства. Относительно же данного аятаМуджахид сказал: «Раньше женщины ходили впереди мужчин. Во времена невежества это считалось украшением». Катада прокомментировал: «и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» - в их походке было кокетство и жеманность. И Аллах запретил это». Мукатиль сказал: «Наряжение - это когда она надевает платок на голову, но повязывает его так, чтоб были видны её ожерелье, серги и шея. Это и есть наряжение (нарядность)».

Таким образом, «женское принаряжение», проявляющееся в кокетстве, жеманности, вызывающих оголяющих нарядах является признаком «джахилии».

4. Фанатизм, национализм, расизм

«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость - заносчивость времен невежества» (сура «аль Фатх», «Победа», аят 26)

Абу Адель сказал к этому аяту: «Когда те, которые стали неверующими, поместили в своих сердцах высокомерие, высокомерие (свойственное для величайшего) невежества, (чтобы не признать Мухаммада посланником Аллаха) [[Это выразилось в том, что они удержались от записи в Худайбийском договоре «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», а вместо этого согласились написать «С именем Аллаха» и отказались записать «Это то, что решил Мухаммад, посланник Аллаха», а согласились на запись «Это то, что решил Мухаммад, сын Абд Аллаха»]], (в то время) Аллах низвел Свое успокоение на Своего посланника и на верующих (которые были вместе с ним) и сделал неотлучным с ними Слово остережения (охраняющее их от неверия и грехов) [свидетельство «Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Аллаха»], и они [Пророк и верующие] имели больше прав на него [на свидетельство единобожия] и были достойны его. И Аллах о всякой вещи знающ!»

Заносчивость времен невежества проявляется сегодня в таких явлениях как расизм, национализм, фанатизм, когда человек оценивает людей, истинность их мнения, ценность их личности по его положению, цвету кожи и другим параметрам, не влияющим на уровень благочестия и достоинства. Степень человека в Исламе определяется только по праведности. И отступая от этого критерия, мы впадаем в невежество.

Книга под названием Earth [”Земля”] стала основным учебным пособием во многих университетах мира. Одним из ее авторов является почетный профессор Фрэнк Пресс. В свое время он занимал должность научного советника президента США Джимми Картера и в течение 12 лет был президентом Национальной академии наук в Вашингтоне, округ Колумбия. В книге говорится о том, что у гор есть своеобразные “корни”. Эти корни уходят глубоко в землю, благодаря чему горы можно сравнить со сваями или кольями (см. рис. 1, 2 и 3).

Рис. 1: Горы имеют глубокие “корни”, скрытые под земной поверхностью (Earth [”Земля”], Пресс (Press) и Сивер (Siever), стр.(413.)

Рис. 2: Схематическое изображение гор в разрезе. Горы, подобно сваям или кольями, уходят глубоко в землю. (Anatomy of the Earth [” Анатомия Земли “], Кайо (Cailleux), стр. 220.)

Рис. 3: Еще один рисунок, иллюстрирующий сходство горы с опорой из-за наличия у нее подземной части. (Earth Science , [”Наука о Земле”], Тарбук (Tarbuck) и Лутгенс (Lutgens), стр. 158.)

А вот как Коран описывает горы. Бог так говорит об этом в Коране:

“Разве Мы не сделали землю ложем, а горы подобно колышкам?” (Коран 78:6-7)

Современные науки о Земле убедительно доказали, что у гор есть глубокие “корни”, уходящие в землю (см.рис. 3), и что эта подземная часть горы может быть в несколько раз больше надземной части.. Зная это, нельзя найти более точного слова для описания горы, чем “колышек”, поскольку правильно вбитый колышек большей своей частью уходит под землю. Из истории науки нам известно, что теория о том, что горы имеют глубокие “корни”, появилась не ранее второй половины девятнадцатого века.

Кроме того, горы играют важную роль в стабилизации земной коры. Они предотвращают колебания земной поверхности. Бог так говорит об этом в Коране:

“И Он внедрил в землю могучие горы, чтобы не колебалась она вместе с вами...” (Коран 16:15)

Современная теория тектоники плит также рассматривает горы как стабилизаторы земной поверхности. Понимание этой функции гор в рамках теории тектоники плит стало развиваться совсем недавно, с конца 60-х годов двадцатого века.

Мог ли кто-нибудь во времена Пророка Мухаммада догадываться об истинном строении гор? Мог ли кто-либо тогда вообразить, что прочная, массивная гора, которая вздымается перед ним, в действительности уходит еще и глубоко под землю и имеет “корень”, как говорят об этом ученые? Во многих книгах по геологии при описании гор обсуждается строение лишь надземной их части. И это потому, что эти люди не имели представления об истинном геологическом строении гор. Однако современная геология убедительно подтвердила истинность слов Корана.


Примечания:

Earth , [“Земля”], Пресс (Press) и Сивер (Siever), стр.435. См. также Earth Science [“Наука о Земле”], Тарбук (Tarbuck) и Лутгенс (Lutgens), стр. 157.

The Geological Concept of Mountains in the Quran , [“Геологическая концепция строения гор в Коране”], Эль-Наггар (El-Naggar), стр. 5.

The Geological Concept of Mountains in the Quran , [“Геологическая концепция строения гор в Коране “]. стр.44-45.

The Geological Concept of Mountains in the Quran , [“Геологическая концепция строения гор в Коране “], стр. 5.

Валерий Мирошников: Сначала немного предыстории. На почту Тартарии.Ру пришло следующее письмо:

«Добрый день, Администрация сайта.

Пишет вам имам мечети. Сайт интересный и содержательный, что очень радует. Огорчило одно: случайно наткнулся на статью под названием " Казанский новомученик об исламе", где пишется об учении ислама в явно искажённом и отрицательном виде. Мы не отрицаем того факта, что современные мусульмане во многом утрачивают первоначальное понимание ислама, особенно понимание Корана, точно также как и весь человеческий мир утрачивает сегодня изначально заложенные Творцом духовные ценности. И вам наверное известно, что всё это делается не без помощи тех самых жрецов, которые рады были бы подмят под себя вес мир. И статья автора отнюдь не служит делу созидания.

Я знаю, что в мечетях, имамы, хоть их пока немного, читают книги В.Мегре, обсуждают их с прихожанами. Многие из тех, кто считает себя мусульманами, читали книги, восприняли идеи Анастасии и сегодня переосмысливают. Согласитесь, как нелегко это мусульманину или другому человеку, который уже является последователем того или иного учения, идеи. Уверен, что придёт тот день, когда и мусульмане, и христиане, и последователи других религий объединятся на основе общей идеи. Вспомните слова из книги: "Энергии Христа и Мухаммада соединят энергии свои в пространстве, последуют за ними и другие". А пока давайте будем терпимее к друг другу, не осуждать, а помогать друг другу в достижении взаимопонимания. Помните слова из книги: "Ещё чти чётки и Коран, тебе подаренные муфтием верховным мусульман. И Библию отца Феодорита своего...".
Администратор сайта, вы, наверное, поняли то, о чём вас я прошу. Успехов вам. Да будут полезными ваши труды всем».

Информация об интересе мусульман и, особенно, имамов к книгам Мегре и идеям родового поместья, нас очень порадовала. А за статью мы извинились, тем более, что она - не наша, а сохранилась со времён "старой Тартарии". Роберт прислал статью, и я с удовольствием размещаю её и надеюсь, что у неё будет продолжение.

Коран о предназначении человечества

Во имя Бога Милостивого и Милосердного.

Каждый из нас не раз в своей жизни задумывался над своим предназначением в жизни. Не раз задавал себе извечные вопросы: «Кто такой Бог?», «В чём смысл моего существования на Земле?», и т.д.

Мы, оглядываясь на свою прожитую жизнь, иногда склонны делать совершенно неутешительные выводы. Да, как видим сегодня, человеческая жизнь оказалась неидеальной. Как много боли в нашей жизни. Как много суеты и неудовлетворённости своей жизнью - и как следствие несчастливые судьбы. А особенно это резко проявляется в современном образе человеческого сообщества. У кого-то в семье не ладится, у кого-то на работе, у кого-то ещё в чём-то. Вдобавок ко всему постоянно возникающие конфликты, начиная с семьи и заканчивая войнами мирового масштаба. Гибнут люди неизвестно за какие идеалы. Порой нам кажется, что это всё не жизнь, а сущий ад!

Неужели всем нам предопределена такая печальная участь на Земле?

Неужели в этом и состоит смысл жизни человечества?

Неужели Создатель заложил в своей гениальной программе такую незавидную участь для нас с вами?

Я уверен - Нет!

Не мог Великий Создатель сотворивший эту прекрасную Вселенную предопределить для своих любимых созданий - человечества - такую ужасную и печальную участь. Не мог! Не мог, потому, что он называет себя в священных страницах Корана Милостивым и Милосердным, и каждое из его посланий начинается именно с этих Его имён. Ещё одним из величайших атрибутов Аллаха является Мудрость, и одним из Его величайших имён является Имя Аль Хаким (Самый Мудрый). Мудрый Создатель ничего не создал просто так. Напротив, Он создал все творения, проявляя к ним Свою Милость и Милосердие, с великой Мудрой причиной и для возвышенных целей. Аллах говорит в Коране: « Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона » (23: 115 - 116.).

Вот что говорит Создатель в Коране о предназначении человека: «И вот твой Господь сказал ангелам: "Я установлю на земле наместника"…(2.30)».

Это указывает на то высокое место, которое было отведено, предопределено человеку среди других творений Господних. Здесь арабское слово кхалифах означает, как правило - преемник, наместник, и отсюда - верховный или величайший владыка, который заменил того, кто правил до него.

Итак, Создатель доверил человечеству благородную и ответственную миссию - быть Его почётным наместником - властелином на земле. Спрашивается - за что? Даже ангелы, неустанно прославляющие Творца, задали в своё время подобный вопрос Великому Создателю. Когда Творец в порыве великого творения представил образ человека как венца Своего творения, ангелы усомнились сначала, обнаружив у человека явные недостатки и вопросили: «…Они сказали: "Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?"(2: 30)» , так как ангелам стало известно, что человек обладающий силой и правом управлять силами природы может употребить их в неправедных целях, на что Мудрый Создатель и Творец ответил: «…Он сказал: "Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете"(2:30)».

Только Творец изначально знает о сути своих творений, и в этом великая тайна, недоступная даже приближённым ангелам Его трона. Великая тайна, заложенная в сущность любимого творения, венца всех творений - человека. Только сердце человека способно хранить эту тайну, и только разум человека способен его познать.

Так в чём же предназначение человека, то есть, нас с вами?

Сегодня нам всем необходимо понять истинный замысел Творца. Понять и почувствовать Его мысли, Его тайну, заложенную в нас.

Так для чего же создал этот мир и нас, любимых, Аллах?

Какова его программа жизни, предопределённой человечеству?

Чего же от нас хочет Творец?

Может, кто-то усомнится в существовании Божественной программы, предназначенной для человечества. В настоящее время много говорят о ней и все по-разному. А если говорят, то только в чёрных красках преподносится наше будущая жизнь на земле. Чаще можно слышать, что настоящая райская жизнь наступит в далёком-далёком будущем не на земле, а в заоблачных небесных высях. И это самая первая уловка Иблиса , отказавшегося признать наместничество человека на земле и внушающего нам, что жизнь на Земле это только страдания и муки, и якобы счастливая жизнь возможна только где-то там, на недоступных взору небесах. Вот живут, а точнее существуют люди на земле, игнорируя Божий завет, который гласит, что человек - наместник Бога на земле, и что он ответственен за судьбу своей планеты. И самое главное - человеку предопределено изначально установить здесь на земле Божественный «халифат ». Божественный халифат, где гармонично и счастливо жило бы сообщество всех творений Аллаха под наместничеством венца творений - человека. Но мы забыли, мы отступились от своего завета и сегодня продолжаем приближаться к краю пропасти. Посмотрите вокруг, мы каждодневно уничтожаем себя и свою планету. Дикие звери бегут от нас в леса, их становится всё меньше и меньше, а некоторые навсегда исчезают с лица земли. Моря и океаны, реки и озёра загрязнены нами настолько, что вся живность страдает и гибнет от нашего потребительского вмешательства. А качество питьевой воды, которую мы ежедневно употребляем и из которого на 70 процентов сами состоим, далеко от первоначальных. Наши леса мы уничтожаем беспощадно до сих пор, и кажется, этому нет предела. Нам этого мало - мы истребляем друг друга в различных локальных и мировых войнах. Мы взрываем себя, наивно полагая, что там, на небесах найдём своё счастье - райские сады. Кто нас остановит, кто подскажет правильный выход из создавшегося положения или правы были ангелы, усомнившиеся в совершенстве человеческого рода?

Почему молчат наши духовные наставники?

К сожалению, и духовные лидеры разошлись в толкованиях смыслов священных писаний - посланий Бога человечеству. Где-то что-то исказили, где-то не так поняли. В итоге многие, разделяясь на различные течения, начали провозглашать своё виденье смысла человечества. Все религии едины только в одном и утверждают, что Бог существует. А дальше…

Ислам не исключение, хотя считается, что Коран самое последнее откровение, призыв, напоминание Творца к своему любимому созданию - человечеству, но, к сожалению, до сих пор непонятое до конца нами, его приемниками.

Коран - это слова, обращение Милостивого и Милосердного, слова Живого, Мудрого Аллаха, который призывает нас размышлять над аятами - посланиями - через своего пророка Мухаммада (с.г.в.).

Аллах - Он Мудрый, Знающий, Милостивый и Милосердный. А раз это так, то Он мог творить только со смыслом, только вечное, прекрасное и возвышенное, предопределяя радостное светлое будущее всем и, в первую очередь, своему любимому человеку, которому вдохнул «от Своего Духа».

Сегодня мы часто говорим о предопределении. Мы говорим, что всё предопределено. Да, это правда! Человеку предопределена счастливая жизнь на земле и на небесах. Жизнь в райских садах, созданных самим Творцом. Ведь в самом начале сказал Он, довольный своими созданиями: «О Адам, прибывайте - ты и твоя жена - в саду, и ешьте из него изобильную (пищу), где вам угодно, и не приближайтесь к этому дереву, дабы не быть вам из неправедных».

Из этого послания становится известно, что Бог, кроме райского сада, одарил человека ещё и способностью выбирать, в отличие от других Его созданий, наперёд зная о его возможности ошибаться, но и знал, что человек способен так же осознавать и исправлять свои ошибки.

В этом великая тайна. Тайна, которую до конца не смог понять Иблис , отказавшись признать совершенство человека и заставивший его ошибиться, вынудив его отдалиться от Божественного пути.

Да, и в самом деле человеческое сообщество само, под воздействием, лживым внушением Иблиса , игнорировало Божественную программу, и с тех пор встало на путь самоуничтожения и самоистязания, что мы в настоящее время воочию лицезрим.

Современный человек - потомок Адама и Евы - сегодня, кажется, и позабыл, что ему когда то была доверена Божественная и цветущая земля, где ему Мудрый и Милостивый Творец определил счастливое бытие через совершенствование Его творений. Другими словами, человеку была предложена определённая программа образа жизни, позволяющая познать себя, всё мироздание. Познать и продолжить выполнять Божественную программу, которая в Коране определена словом «ибадат» , одно из значений которого, кроме понятия «поклонение», толкуется и как «проторить дорогу во благо других», привнося в неё свои прекрасные творения. Бог хочет от человека, венца своего творения, только одного - чтобы он проторил, проложил великий путь Божьего замысла, распространяя этот Свет Милостивого и Милосердного по всей Вселенной. А путь этот начинается с Земли - с колыбели человечества.

Предопределение Аллаха, несомненно, существует и ознакомиться с ним может любой желающий, а не только «избранные толкователи Тайного». Изложено оно везде и всюду вокруг живыми знаками - аятами Великого Творца, сотворённой Им природы.

В Коране Создатель призывает во многих местах и постоянно нас размышлять над смыслом его живых свидетельств в окружающим мире. Читаем: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. (3: 190 - 191.)». Список можно продолжить ещё дольше, так как весь Коран пронизан призывом размышлять над живыми аятами созданных творений, начиная от маленького муравья и заканчивая звёздами и небесами.

Когда-то давным-давно при истоках человеческой цивилизации люди ещё умели чувствовать и жить согласно замыслу Бога, но со временем всё это было утрачено. И все пророки приходили только с одним главным посланием - вернуть человечество к первоистокам через понимание замысла Единого Творца, к образу жизни прародителей Адама и Евы. По-разному и в разные исторические периоды приходили посланники Аллаха к людям. Многие были не поняты, оболганы, убиты, сожжены, отосланы. Но Милостивый и Милосердный Творец всё же знает и уверен, что мы опомнимся, осознаем своё истинное предназначение - миссию наместника Аллаха на земле - и придём к пониманию Его Божественной программы. Он ас - Сабур ждёт нас Божественным терпением, что мы вернёмся к нему, возвращая первозданный вид нашей планете, возрождая первозданные чувства в отношении всех окружающих творений и особенно между людьми.

Мы сегодня должны непременно вспомнить и осознать каждой клеточкой своего тела, всеми фибрами своей души своё великое предназначение, которое предопределил нам Создатель.

Мы, человеческое сообщество, сегодня должны изучать Божественной программу, послание, изучая и размышляя над созданными творениями Аллаха на земле и на небесах. Поняв и осознав своё предназначение вернуть земле её первозданный вид, превращая всю планету в прекрасный райский сад. Создать справедливое сообщество всех живых существ на планете Земля, чтобы всем было хорошо и уютно в общем доме. Если нам удастся это сделать, то перед нами откроются новые горизонты знаний для освоения других миров, пока ещё сокрытых от нашего взора Мудрым Аллахом, которые помогут превратить в рай всё известное пространство между Землёй и небесами, на других планетах и галактиках.

Пояснения.

1. Иблис

Следовало повторять, «читать» вслух. Существуют другие названия Корана: аз-Зикр (Напоминание ниспосланного прежде), аль-Китаб (Книга), Танзил (Ниспослание), аль-Мусхаф (Свиток), фуркан.
Название «Коран» (Qur’an) образовано от корня qr’, переводимого с арабского как «провозглашение», «рецитация», «чтение».

История Корана

Согласно мусульманской традиции, Джабраил надиктовал текст Корана Мухаммаду, который воспринял его и передал своим последователям без каких-либо изменений. Незадолго до смерти Пророк при помощи Джибрила дважды сверил истинность и точность всего текста Корана.

Рукопись Корана, 7 век

Откровение было дано Мухаммаду в пещере Хира, находившейся недалеко от Мекки. Аллах обращался к своему избраннику не напрямую, а при посредничестве Джабраила. Полученное Мухаммадом Откровение (сам Мухаммад был неграмотным) было записано на арабском диалекте Хиджаза на доступных в этом регионе материалах: лопатках верблюда, глиняных черепках, пальмовых листьях.
Существует версия, что при сподвижник и секретарь Мухаммада Зейд ибн Сабит, знавший наизусть, составил первый полный текст Корана и передал его на хранение Хафсе - жене Пророка и дочери халифа Умара I. Текст этот не содержал ни изменений, ни дополнений, ни комментариев. Спустя 20 лет после смерти Пророка халиф Усман назначил комиссию во главе с Зейдом ибн Сабитом для составления официального письменного текста Корана. В основу этого Корана лег текст, составленный Зейдом ибн Сабитом при Умаре I. По мере упорядочения орфографии, структуры текста и правил чтения и трактовки слов были выделены семь вариантов чтения Корана, ставших каноническими.

Коран, 9 век

При жизни пророка Мухаммеда текст Корана передавался главным образом устно, по памяти. И лишь позже, в 652 году, по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен текст священного Корана, который был написан в шести экземплярах, три из них сохранились до наших дней. В конце 9 века в текст Коран были введены диакритические знаки, что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальными изданиями Корана в Каире (1919, 1923, 1928).

Структура

Коран состоит из 6226 стихов, записанных рифмованной прозой, называемых , что переводится как «знак». В принятой в VII в. при халифе Османе официальной редакции Корана аяты были объединены в 114 сур. В соответствии с мусульманской традицией, суры Корана подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными.
Суры расположены в порядке убывания их длины (кроме самой первой, аль-Фатиха, Открывающая) и все (кроме девятой) содержат преамбулу, называемую басмала - по первым словам формулы Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим (Именем Аллаха Милостивого, Милосердного). У каждой суры есть название, связанное с каким-либо выдающимся событием, которое в ней и излагается, или со словом, определяющим основную тему. Мусульмане знают суры поименно, западные ученые руководствуются нумерацией глав. Суры Корана расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, :1-5 - первое Откровение, а - последнее.
Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Коран - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка.
Несмотря на то что Коран представляется как единый текст, специалисты проводят различие между сурами, относящимися к двум разным периодам в жизни Пророка - мекканскому и мединскому. Именно этим обстоятельством некоторые исламоведы объясняют, например, эволюцию образа Авраама в различных упоминающих его коранических стихах: в сурах мединского периода Авраам предстает в качестве и отца , а не в роли основателя и первого мусульманина, как это происходит в сурах мединского происхождения.
Согласно принятой гипотезе, язык Корана - мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены разнообразием содержания. Значительная часть текста Корана представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное в Коране, - новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Коран, 12 век

Коран побуждает верующих к правильному поведению и ясно дает понять, что с наступлением Судного дня добрые дела будут вознаграждаться, а дурные - наказываться. Тексты Корана стали основой исламского закона - . Для мусульман Коран - главный источник вероучения, указующий правильный путь. В нем содержатся наставления, запреты, указания, повеления, предписания, правила, предупреждения, определяющие образ жизни и поведение верующих. Этот кодекс дается в виде притч и поучительных историй.
Язык Корана отличает насыщенность эпитетами, сравнениями, живой эмоциональной окраской. В нем много рассказов о библейских пророках, много предсказаний, полных поэзии. Нельзя сказать, что весь текст Корана доступен пониманию. Есть страницы, простые для восприятия, текст которых и его толкования не вызывают сомнений. Эти страницы называют мухкамат (очевидный). Сомнительные и странные пассажи получили название муташабихат (неясный).

Коран как речь Аллаха

Согласно мусульманскому преданию, Коран, в отличие от Торы или Евангелий, происходит непосредственно из божественного источника и поэтому не имеет никакого рода ошибок. В силу этого в мусульманском мире никогда не существовало его исторической или текстологической критики в современном понимании данного термина. Сам текст не может быть подвергнут сомнению, ибо происходит непосредственно от Бога. Он «ниспослан», т. е. дан в Откровении.
Коран был призван «скрепить» (подтвердить) искаженное иудеями и христианами Откровение. При этом Коран учитывает иудейское и христианское наследие. В Коране упоминаются Адам, Ева, Каин, сатана, а также некоторые библейские пророки и самый яркий из них - образец мудреца Соломон.
Прототип всех Писаний, каждое слово Бога можно найти на небесах в «хранимой скрижали», Умм ал-китаб, являющейся непосредственным речением Самого Бога. Она сопоставима с понятием «логос» в христианстве, но мусульмане считают, что все, свойственное христианству и иудаизму, воспринималось лишь чувствами и имело значение только для своего времени, тогда как Коран - главное, вечное, непреходящее чудо, воспринятое разумом. Ветхий и Новый Заветы не обладают подобным качеством. Ни в христианстве, ни в иудаизме нет концепции несотворенности, неподражаемости Писаний.

Значение в исламе

Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с и («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране - идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран - точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран - апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и , которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран - их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии . Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.

Толкование

Современные тенденции в интерпретации Корана представлены в основном двумя соперничающими группировками: фундаменталистами и реформаторами. Фундаменталисты призывают вернуться назад, к основам, руководствуясь Писанием во всем - и в политике, и в социальной жизни, черпая вдохновение и краеугольные принципы в Коране. Реформаторы, обращаясь к тому же источнику, оспаривают интерпретации фундаменталистов, обвиняя их в консерватизме и слепом следовании авторитетам. Полярные взгляды на интерпретацию Корана просматриваются на протяжении всей , но Коран всегда оставался надежным якорем и путеводной звездой для каждого мусульманина и для всей .

Переводы Корана

Первый перевод Корана на французский язык, 1647 год

Коран был дан на , что породило концепцию о непереводимости Корана. Все переводы Корана считаются комментариями ().

Главная цель Священного Писания – Корана заключается в наставлении людей на путь истины, чтобы они уверовали в Бога-Создателя, который известен нам через все, что есть на земле и на небесах, через то, что доступно нам, и через то, что еще будет открыто, чтобы они встали на путь веры и поклонения Единому Богу, чтобы они строили свою частную и общественную жизнь таким образом, что способствовало бы достижению ими счастья как в этом мире, так и в следующей жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

Священный Коран является всеобъемлющим, ибо он ниспослан человечеству во спасение, для того чтобы человек оставался верен Богу, мог достигнуть успеха, уважения и вечного счастья. Совершенство стиля и безупречная логика изложения Священного Корана в арабском оригинале засвидетельствованы жившими в разные столетия многими великими людьми, которые стремились к овладению в совершенстве арабским языком и языками мусульманских народов, чтобы ознакомиться со Священным Писанием .

Благодаря Священному Корану , те, кто занимался изучением человека или физического мира, получили возможность постигнуть истинную природу вещей и явлений. При помощи Священного Корана , заложенной в нем мудрости психологи и социологи сумели разрешить сложнейшие вопросы, касающиеся индивида и общества. И когда мы сегодня говорим о содержании Священного Корана , то имеем в виду высказывания, относящиеся к научной сфере, и то, как они соотносятся с современными достижениями точных наук.

Положения Священного Корана , касающиеся науки, изложены так четко, что доступны для понимания как архангелу Джибраилу (Гавриилу) (мир ему), передавшему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) Божественное Откровение, так и простому пастуху, пасущему в горах свое стадо. Те, кто правильно подходит к чтению Священного Писания, несмотря на то, что каждый из нас обладает различным уровнем знаний, не имеет расхождений в понимании заложенного в нем смысла. Очевидно, что наилучшее понимание смысла стихов Священного Корана возможно в том случае, если человек в совершенстве владеет арабским языком, когда ему знакомы словесные нюансы и структура языка, а также если он имеет представление о событиях, о которых идет речь в священном тексте. Так, в отличие от современных толкований, наиболее достоверными являются толкования, данные самими сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и людьми, жившими в последующее время, такими как, например, Ибн Джарир (да будет доволен им Аллах). Приведём несколько аргументов в пользу нашего утверждения.

1. Создатель, Который все знает и видит еще до начала самого времени и после его (времени) окончания, приоткрывает перед нами завесу будущего:

«Мы покажем им Наши знамения в различных уголках земли и небес, а также в них самих, пока не станет им ясно, что это – истина. Разве недостаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель?» (Священный Коран, 41:53).

С давнего времени суфии считали этот стих символом, подтверждающим ту духовную мудрость, к которой они стремились. А если вспомнить достижения, которых достигла научная мысль со времени ниспослания Откровения Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) то само существование такого стиха будет казаться нам чудом. То, что доступно пониманию человека и поддается его изучению, подтверждает единство и исключительность Творца по мере того, как природа и взаимосвязь макро– и микрокосма раскрываются нашему пониманию. Мы убеждаемся в том, что все, ниспосланное нам в качестве Божественного Откровения, вскоре будет подтверждено на практике. И сейчас мы чувствуем, что вскоре услышим и сможем понять хвалу Всевышнему, произносимую тысячами языков, принадлежащих природе:

«Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на них. Нет ничего, что бы не прославляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их. Поистине, Он – терпеливый, прощающий!» (Священный Коран, 17:44).

Огромная значимость этого стиха является для нас сегодня очевидной. Все, что окружает нас, включая самые мелкие атомы, говорит с нами на свойственном им языке, на языке, восхваляющем Единого Бога. В то же время, услышать и понять его способны лишь немногие. Далее...

2. Священный Коран повествует также о формировании и стадиях развития эмбриона в утробе матери, что также заслуживает особого внимания:

«O люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформированного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это)» (Священный Коран, 22:5).

В другом стихе развитие эмбриона описано более детально, с четким делением на фазы: «Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, – благословен же Аллах, лучший из творцов!» (Священный Коран, 23:12-14).

«...Он творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках...» (Священный Коран, 39:6).

Благодаря достижениям науки, стало возможным объяснение фразы «три мрака». «Три мрака» или «три покрова тьмы» включают в себя переднюю брюшную стенку, стенку матки и амниотическую мембрану.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает !

3. Священный Коран повествует о молоке и процессе его образования, который так же чудесен, как и сам напиток:

«И для вас в (вашем) скоте – назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих» (Священный Коран, 16:66).

Священный Коран достаточно детально говорит о процессе, в результате которого в живом организме появляется молоко. Первый этап процесса предполагает потребление пищи и ее усвоение пищеварительной системой, тогда как второй этап происходит в шейных железах организма. Молоко, таким образом, являясь, с одной стороны, полноценным и приятным продуктом питания для человека, одновременно представляет из себя один из видов секреции, выделяемых организмом за ненадобностью. Оно сравнимо с потоком крови, являющейся одним из главных элементов живого организма. Далее...

4. Священный Коран говорит, что все созданное в природе состоит из пар:

«Хвала Тому, кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают» (Священный Коран, 36:36).

Все состоит из пар, дополняя друг друга, являясь идентичными или противоположными друг другу. Нам уже давно известно о том, что люди, животные и растения существуют в парах, однако нашему пониманию сегодня недоступно значение фразы «из тех, что выращивает земля... и из того, чего они не знают». Возможно, имеется в виду, что все сущее – как одушевленное, так и неодушевленное – существует в парах. Действительно, согласно современным научным представлениям, в природе все существует в парах – начиная с атомов и заканчивая облаками. Далее...

5. Священный Коран подробно рассказывает о сотворении мира и всего живого на земле:

«Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?» (Священный Коран, 21:30).

Объяснение, данное Священным Кораном , предельно ясно и не следует считать сказанное гипотезой. Писание говорит также, что каждое живое творение на земле создано из воды. Оно не обсуждает вопрос от том, возникла ли жизнь в результате поднятия с земли воздуха и водяного пара, которые вследствие конденсации вернулись на поверхность земли в виде осадков, образовав затем моря и океаны и, таким образом, создав условия для развития живых организмов, или же возникновение жизни происходило иным путем. Священный Коран четко и понятно рассказывает о Вселенной, как о чудесном факте творения, в котором все элементы, подобно ветвям дерева, находятся во взаимосвязи и происходят из одного корня. Далее...

6. Особое место в системе мироздания занимает Солнце. Священная Книга, используя всего несколько слов арабского языка, раскрывает перед нами самые важные данные об этой звезде, при том, что это нелегко сделать:

«И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!» (Священный Коран, 36:38).

На самом деле, употребленное здесь слово «мустаккарр» может означать как определенный маршрут в космосе, так и определенное положение, в котором звезда может находиться в состоянии покоя, или какой-то временный маршрут. Но здесь речь идет не только об определенном маршруте, по которому движется звезда, но также и о том, что Солнце движется относительно конкретной точки во Вселенной. Солнечная система (Солнце и вращающиеся вокруг нее планеты и спутники), как сейчас известно, движется по направлению к созвездию Лиры. Причем, скорость ее движения является огромной (10 миль в секунду, т. е. миллион миль в день). Нас также интересует момент, когда система достигнет конечного пункта и перейдет в состояние покоя. Исключительность Священного Корана заключается в подобной лаконичности изложения. Множество неизвестных явлений объясняется всего в нескольких словах, а ведь Священный Коран был ниспослан людям 14 столетий назад, когда они еще верили в то, что Солнце ежедневно вращается вокруг Земли! Далее...

7. Другое удивительное (и также лаконичное) высказывание Священного Корана относится к вопросу о расширении Вселенной в пространстве:

«И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы – расширители» (Священный Коран, 51:47).

В аяте Корана говорится о том, что расстояние между небесными телами постоянно увеличивается, а значит, Вселенная расширяется. В 1922 году астроном Хаббель вычислил, что все галактики, за исключением пяти более близких к Земле, удаляются дальше в пространство, а их скорость прямо пропорциональна их расстоянию от Земли. Так, согласно вычислениям Хаббеля, галактика, находящаяся на расстоянии 1 миллиона световых лет от Земли, удаляется от нее со скоростью 168 км в год и увеличивается при соответственном увеличении расстояния между галактикой и Землей в 2 раза и т. д. Ле Майтре, бельгийский священник и математик, позднее также разработал и предложил теорию, согласно которой Вселенная расширяется. По сути, не так важно, как люди пытаются описать реальность, используют ли они формулы Хаббеля или теорию другого ученого. Неизменным является то, что Божественное Откровение безошибочно и четко повествует об этой реальности. Далее...

8. В Священном Коране указывается на невидимые процессы, которые сегодня известны как законы физики: притяжение и отталкивание, вращение, революционные процессы во Вселенной:

«Аллах – Тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели...» (Священный Коран, 13:2).

Небесные тела, будь то спутники или целые системы, подобные Солнечной, находятся в гармонии и движутся согласно определенному закону. Их существование предполагает некоторого рода опору, однако она невидима для нас. Так, подобной «опорой» является вращение:

«...И Он держит небо, чтобы оно не упало на землю иначе, как с Его дозволения...» (Священный Коран, 22:65).

Из этого аята Корана следует, что небесные тела в любой момент могут обрушиться на Землю, и только Всемогущий Создатель может предотвратить это. Подтверждение этому мы находим в современной науке, которая повествует о данном процессе другим языком, применяя термины «центробежная» и «центростремительная» силы. Сегодня особенно важно то, что мы осознаем значение Божественной милости, благодаря которой существует Вселенная. Далее...

9. В Священном Коране есть аят, предвосхищающий полет на Луну. То, что раньше было лишь мечтой, стало реальностью:

«Но нет, клянусь зарею, и ночью, и тем, что она собирает, и луной, когда она полнеет, вы будете переходить из слоя в слой!» (Священный Коран, 84:16-19).

Раньше предлагались различные трактовки этого аята. Некоторые видели в нем образное описание духовной жизни человека, подразумевавшее восхождение духа по восходящим ступеням неба, другие – изменение душевного состояния в целом. С течением времени толкование не приобретало ясности, что скорее объяснялось несоответствием между буквальным значением аята и имевшимися у толкователей представлениями о возможностях перемещения такого рода. На самом деле из контекста самого аята следует, что речь идет о полете на Луну. Далее...

10. Священная Книга повествует также о форме земного шара и ее изменении, что вызывает особый интерес:

«... Разве они не видят, что Мы приходим к земле, сокращая ее по краям? Так они ли победители?» (Священный Коран, 21:44).

В настоящее время «сокращение» земного шара «по краям», возможно, подразумевает сжатие его в области полюсов. И уже в то время, когда люди верили в то, что земля плоская и неподвижная, можно было узнать истину, обратившись к аятам Священного Корана , повествующим о том, что земля круглая. Особый интерес вызывает то, что по форме земля больше напоминает не шар, а яйцо. В Священном Коране говорится:

«...и земле Он придал форму яйца, вывел из нее ее воду и пастбище, и горы – Он утвердил их» (Священный Коран, 79:30-32).

Употребляемый при этом глагол «daha», который на языке оригинала дословно означает «придавать форму яйца» происходит от используемого и в современном арабском языке существительного «dahia» (яйцо). Таким образом, те, кто брались за толкование Священного Корана в прошлом, опускали эту фразу, как, возможно, не соответствующую господствовавшему в то время представлению о форме земного шара и в силу своего непонимания истинного значения аята, а также, вероятно, из-за боязни того, что буквальное значение аята будет непонятно окружающим. Благодаря современным научным достижениям, недавно было установлено, что земля, действительно, яйцевидной формы. Далее...

11. Обратимся теперь к вопросу о том, что говорит Священный Коран о Солнце и Луне:

«И сделали Мы ночь и день двумя знамениями; и стираем Мы знамения ночи и делаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы искали милости от вашего Господа и чтобы знали число годов и счета, и всякую вещь Мы распределили в порядке» (Священный Коран, 17:12).

Согласно толкованию Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), фраза «знамение ночи» означает Луну, а «знамение дня» – Солнце. Из этого следует, что слова «и стираем Мы знамения ночи» означают, что Луна была способна испускать свет до тех пор, пока Бог не лишил ее этой способности. Таким образом, Священное Писание , повествуя о прошлом Луны, в то же время указывает на будущее остальных небесных тел. В Священном Коране достаточно много примеров того, что в настоящее время известно как научно доказанный факт. Это свидетельствует о том, что знания, которыми обладают сегодня люди, составляют лишь малую часть знаний, предлагаемых нам Священным Кораном , являющимся Божественной Милостью. Божественная Книга раскрывает нам Истину, содержащиеся в ней знания выходят далеко за рамки человеческих представлений об окружающем мире. Но Священный Коран не следует рассматривать как исключительно научную книгу. Верующими он всегда рассматривался как Руководство, наставляющее людей на путь истинной веры и правильных поступков, чтобы мы были достойны ниспосланного нам Божественного Откровения и прощения Милостивого Творца.

Рекомендуем почитать

Наверх