Андрогенный тип личности. Синдром гиперандрогении у женщин

Баня  17.09.2024
Баня 

У мужчин и женщин в организме присутствуют особые гормоны, отвечающие за половые признаки. У женщин основную роль в этом вопросе играют эстрогены, а у мужчин – андрогены. Патология эндокринной системы может проявляться нарушением баланса половых стероидов. Так, избыток мужских гормонов у женщин провоцирует синдром гиперандрогении. Иногда к развитию этого состояния приводит чрезмерная выработка стероидов в организме, иногда – их высокая активность.

Андрогены

Главный андроген – тестостерон. Кроме того, в организме человека синтезируются дигидротестостерон, дегидроэпиандростерон, андростендион, андростендиол, андростерон. У мужчин и мальчиков андрогены в основном вырабатываются клетками Лейдига (в яичках), у женщин и девочек – в коре надпочечников и яичниках.

Действие тестостерона на организм очень разнообразно и многопланово.

Андрогены влияют на метаболизм. Они повышают продукцию белков, усиливают все анаболические процессы. Сила мышц и их масса возрастают.

Благодаря этим гормонам усиливается утилизация глюкозы. В клетках возрастает концентрация источников энергии, а уровень глюкозы крови снижается.

Тестостерон способствует снижению процента жировой ткани в организме. Также этот гормон и его аналоги влияют на перераспределение подкожно-жировой клетчатки (по мужскому типу).

Андрогены повышают минеральную плотность костной ткани. Также они способствуют снижению уровня атерогенных фракций холестерина. Однако их влияние на липидный спектр крови меньше, чем у эстрогенов.

Тестостерон отвечает за сексуальную активность. Либидо у мужчин и женщин поддерживают именно андрогены.

Эти гормоны принимают участие в формировании некоторых поведенческих реакций. Именно они усиливают агрессивность, решительность, рациональность.

Они же отвечают за формирование мужских вторичных и первичных половых признаков:

  • формирование яичек, простаты, полового члена;
  • формирование мужского типа скелета;
  • пигментация ареол;
  • усиление потливости;
  • рост бороды и усов;
  • рост волос на теле;
  • огрубение голоса;
  • облысение (при наличии генетической предрасположенности).

У девочек и взрослых женщин андрогены выделяются в небольшом количестве. В любом возрасте у представительниц прекрасного пола концентрация этих гормонов меньше, чем у мужчин. Разница становится заметна еще на этапе внутриутробного развития. Гиперандрогения у женщин может стать причиной множества патологий.

Симптомы избытка андрогенов

Если андрогенов становится слишком много, то деятельность женской половой системы нарушается. Эти изменения могут быть ярко выраженными, а могут быть практически незаметными. Признаки гиперандорогении зависят от концентрации половых стероидов и целого ряда других факторов. Имеют значения причины заболевания, возраст пациентки, наследственность.

Если тестостерона очень много, то появляются признаки вирилизации. Женщина становится похожей на мужчину. Чем раньше формируется заболевание, тем больше возможно изменений.

Симптомы гиперандрогении:

  • увеличение клитора в размерах;
  • увеличение наружных и внутренних половых губ;
  • более близкое расположение половых губ;
  • атрофия (частичная) молочных желез, придатков и матки;
  • отсутствие менструальных кровотечений и созревания яйцеклеток;
  • бесплодие.

Если гиперандрогения возникает еще во внутриутробном периоде, то девочка рождается с наружными половыми органами, напоминающими по строению мужские. Иногда для точного определения пола ребенка требуется ультразвуковая диагностика и генетический анализ.

Если избыток андрогенов формируется в детском возрасте, то вероятно раннее половое созревание по гетеросексуальному типу.

В том случае, если тестостерона относительно немного, но больше нормы, то у подростка наблюдают неправильный пубертат. Могут быть нарушения со стороны репродуктивной системы. Также у девушек вероятно:

  • формирование мужского телосложения;
  • огрубение голоса;
  • развитие угревой болезни;
  • гирсутизм.

У взрослых женщин синдром гиперандрогении может приводить к прекращению менструаций и овуляций. У таких пациенток может меняться внешность – увеличиваться окружность талии, уменьшаться объем бедер и ягодиц. Однако мужские черты лица и пропорции скелета уже не формируются.

Если женщина беременна, то высокие концентрации тестостерона и его аналогов могут спровоцировать самопроизвольный аборт. Выкидыш в этом случае происходит из-за прекращения увеличения размеров матки.

Главный симптом гиперандрогении

Больше всего женщин беспокоит гирсутизм – избыточный рост волос на лице и теле. Это самый главный симптом гиперандрогении, заставляющий обратиться за медицинской помощью. Степень гирсутизма определяется по специальной визуальной шкале Ферримена-Голлвея:

По этой шкале не учитывается рост волос на предплечьях и плечах, так как эти зоны являются гормонально независимыми.

Кроме проявлений гирсутизма у некоторого количества женщин других симптомов гиперандрогении не выявляется, зато имеется в роду большое количество женщин, страдающих от этой патологии. Это так называемый семейный (генетический) гирсутизм, не требующий лечения.

Когда нужно обращаться к врачу

Гиперандрогения у женщин – одна из наиболее распространенных эндокринных патологий. С этой проблемой пациентки обращаются к разным врачам. Так, начать обследование может эндокринолог, гинеколог, терапевт, дерматолог, косметолог, трихолог, психотерапевт, сексолог. Девочек обследуют педиатры, детские эндокринологи и гинекологи.

К гинекологам женщины с гиперандрогенией обращаются из-за различных сбоев менструального цикла, проблем с зачатием и вынашиванием.

Особенно характерны жалобы на:

  • укорочение менструального цикла;
  • уменьшение обильности выделений;
  • длительные промежутки между менструациями;
  • отсутствие менструаций более полугода (аменорея);
  • отсутствие беременности на фоне регулярной половой жизни.

К косметологам (дерматологам, трихологам) женщины приходят из-за множества эстетических проблем. Пациенток беспокоит состояние кожи лица и тела, чрезмерный рост волос на теле, облысение, потливость.

Наиболее типичны для гиперандрогении:

  • гирсутизм (рост волос в андрогензависимых зонах);
  • появление залысин;
  • чрезмерное образование кожного сала;
  • акне;
  • расширенные поры;
  • потливость.

Гирсутизм измеряется по шкале Ферримана-Голлвея. Учитывается наличие волос и их густота на 11 областях тела. Эти зоны являются андрогензависимыми. Чем больше концентрация тестостерона в крови, тем выше оволосение в этих областях.

Оценивают рост волос на:

  • подбородке;
  • груди;
  • верхней и нижней половине спины;
  • верхней и нижней половине живота;
  • плечах;
  • предплечьях;
  • голенях;
  • бедрах;
  • над верхней губой.

К эндокринологам женщины обращаются из-за изменений пропорций тела и нарушений обмена веществ.

К психотерапевтам и сексологам пациентки приходят из-за проблем в эмоциональной и половой сфере.

При гиперандрогении у женщин могут быть жалобы на:

  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • эмоциональную лабильность;
  • гиперсексуальность;
  • боль при половом акте (уменьшается выработка естественной смазки во влагалище);
  • неприятие своего тела и т. д.

Почему возникает гиперандрогения

Синдром гиперандрогении возникает по нескольким причинам. Во-первых, может быть увеличена продукция мужских половых стероидов в яичниках, надпочечниках или других тканях. Во-вторых, у женщин может наблюдаться повышенная чувствительность к нормальному количеству гормонов.

Избыточный синтез андрогенов бывает при:

  • врожденной гипертрофии (дисфункции) надпочечниковой коры (ВДКН);
  • опухоли коры надпочечников (андростендинома);
  • андрогенсекретирующей опухоли яичника;
  • синдроме поликистозных яичников;
  • синдроме Иценко-Кушинга;
  • гипоталамо-гипофизарной дисфункции;
  • гиперинсулинизме (в рамках метаболического синдрома);
  • стромальной гиперплазии яичников и гипертекозе.

Гиперандрогения яичникового генеза обычно проявляется в момент пубертата. У девушек возникают характерные косметические дефекты (акне, гирсутизм), менструальный цикл не приобретает регулярности даже через 2 года после менархе.

Причиной формирования поликистоза считают наследственность и неправильный образ жизни. Большое значение имеет питание, физические и эмоциональные нагрузки в детском возрасте. Особенно важен контроль массы тела, режима сна и бодрствования у девочек в препубертате (с 8 лет).

Надпочечниковая гиперандрогения носит врожденный или приобретенный характер.

ВДКН вызвана нарушением синтеза стероидов. В тяжелых случаях эта аномалия развития может привести к гибели новорожденного ребенка (как девочки, так и мальчика). Если ВДКН протекает скрыто, то ее признаки обнаруживаются только во взрослом возрасте.

Надпочечниковая гиперандрогения из-за ВДКН обычно связана с недостаточностью фермента 21-гидроксилазы. У новорожденных девочек с такой патологией выявляется неправильное строение наружных половых органов. Также у младенцев обнаруживают закисление внутренней среды организма (снижение pH крови).

ВДКН может быть вызвана и дефицитом других ферментов стероидогенеза (например, 11β-гидроксилазы и 3β-гидроксистероиддегидрогеназы).

Надпочечниковая гиперандрогения из-за опухолей может быть диагностирована в любом возрасте. Если новообразование имеет признаки злокачественности, то прогноз для здоровья неблагоприятный. Опухоли яичников, секретирующие тестостерон, также могут быть злокачественными и доброкачественными. Любые подобные новообразования требуют хирургического лечения.

Гиперандрогения смешанного генеза выявляется у женщин с гипоталамическим (нейрообменноэндокринным) синдромом. У таких пациенток на энцефалограмме (ЭЭГ) выявляют нарушения биоэлектрической активности мозга. В клинической практике этот синдром проявляется вегетативными расстройствами и множественной дисфункцией эндокринных желез (в том числе надпочечников и яичников).

Диагностика

Если у девочки или взрослой женщины есть симптомы избытка андрогенов, то ей назначают обследование.

В план диагностики гиперандрогении включают:

  • анализы крови;
  • томографию;

Лабораторные пробы должны включать исследования гормонов и биохимических показателей.

Из половых стероидов в крови определяют:

  • тестостерон свободный, общий;
  • 17-ОН-Прогестерон;
  • дегидроэпиандростерон-сульфат.

Также для диагностики необходимо уточнить концентрацию:

  • секс-связывающего глобулина;
  • гонадотропинов (ЛГ и ФСГ);
  • эстрогенов;
  • инсулина;
  • гликированного гемоглобина;
  • кортизола и т. д.

УЗИ и томография нужны для выявления гипертрофии органов или новообразований. У женщин оценивают строение яичников, матки, труб, надпочечников, гипофиза и гипоталамуса.

Когда вся необходимая информация собрана, врач определяет причину гиперандрогении и назначает необходимое лечение.

Лечение синдрома

Устранить избыток тестостерона и других андрогенов можно с помощью медикаментов или операции. Лечение гиперандрогении зависит от причины заболевания.

Яичниковая гиперандрогения из-за синдрома поликистоза поддается консервативному лечению. Пациенткам назначают комбинированные оральные контрацептивы, спиронолактон, глюкокортикостероиды, кетоконазол. Если это не помогает, то проводят клиновидную резекцию или лапароскопическую коагуляцию яичников.

ВДКН лечат стероидами. Пациенткам назначают дексаметазон. Этот препарат подавляет избыточную секрецию андрогенов в надпочечниках.

Андрогенсекретирующие опухоли яичников и надпочечников лечат оперативно. Хирургическое вмешательство чаще всего необходимо при стромальной гиперплазии яичников и гипертекозе.


В современном использовании слово "андрогиния" описывает скорее психосоциальные, чем физиологические и анатомические характеристики, обозначает присутствие маскулинных и фемининных характеристик у одного и того же индивида. Хотя интерес к проблеме формирования андрогинных личностей детей возрастает, это направление в психологии вплоть до сегодняшнего момента изучено мало. Результаты нашего исследования, проведенного с целью изучения преобладающих типов гендерных ролей и уровня их сформированности у младших школьников из полных и неполных семей, позволяют сделать выводы, подтверждающие, что выработка в детях андрогинности происходит редко. Лишь у 25% детей младшего школьного возраста преобладает андрогинный тип гендерных ролей. Так как андрогиния является важной психологической характеристикой человека третьего тысячелетия, она определяет способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации, помогает формированию устойчивости к стрессам и способствует достижению наилучших результатов в различных сферах деятельности, то проведенное нами исследование дает возможность для проведения психологической работы с младшими школьниками в целях повышения уровня осознания гендерных ролей и формирования адаптивных представлений о гендерном поведении.


Для формирования гендерно не схематизированных представлений у детей С.Бем предлагала следующие стратегии: отводить внимание ребенка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты, предлагать детям альтернативную схему, с помощью которой ребенок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура их предложит. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых; 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении сексизма; 3) анализ проявления культурного релятивизма - информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных стандартов.


В работе по формированию гендерных ролей, по изменению фемининных, маскулинных личностей на андрогинные личности детей могут быть использованы организованные , тренинги, элементы кино- и сказкотерапии. Возможны различные формы организации психологической работы, мы будем ориентироваться на групповую форму. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, на умение понимать состояние другого человека как своего, так и противоположного пола на развитие гибкости в восприятии гендерной роли, социальной лояльности, уверенности в себе.

Совершенно исключительными по значимости внушения гендерных стереотипов оказываются традиционные русские сказки. Сказки наполнены символами, которые могут действовать на человека, обходя сознание. Психологический эффект сказки заключается в идентификации с главным героем, в разделении его переживаний и соответственно, в трансформации, изменении вместе с героем. Так как цель нашей работы - изменение гендерных стереотипов, их разрушение, то необходимо обратить внимание на особый тип русских сказок, в которых выведены образы "сильных" героинь и "слабых" героев. Такие сказки несут большой воспитательный заряд, т.к. позволяют детям соотносить себя с персонажем, выходящим за рамки патриархатного стереотипа ("Марья Моревна", "Царь-девица", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде" и т.д.). Сказки, ненавязчиво предлагающие смену гендерных ролей, можно эффективно использовать в психологи ческой работе для коррекции гендерных идеалов детей обоих полов.


На наш взгляд, целесообразно использовать гендерный анализ в процессе понимания социальной реальности на материалах мультфильмов. Элементы кинотерапии представляются весьма полезными для формирования гендерных ролей, поскольку художественная ткань фильма близка по содержанию жизненной ткани. Мультфильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать различные методические приемы, что невозможно в реальной действительности. Мультфильм дает уникальную возможность анализировать символику и "культурный язык", который в более стертой и неявной форме присутствует в жизни. В работе с детьми возможно использование эпизодов из мультфильмов и дискуссии, направленные на положительное значение изменения гендерных стереотипов и стереотипных сценариев мужественности - женственности, на необходимость проявления андрогинных качеств в различных жизненных ситуациях.


Организованные ролевые игры применяются в целях расширения представлений детей о гендерных ролях и гендерном поведении (обмен ролями мальчиков и девочек, сотрудничество в играх, разыгрывание жизненных ситуаций и принятие качеств, не свойственных полу).


Так как одной из зон гендерной социализации ребенка является семья, наша коррекционная программа предполагает работу с родителями. Цель данной работы заключается в необходимости разъяснить родителям суть процесса гендерной социализации детей. Показать на примерах из жизни, что усвоение детьми бытовых примеров гендерной асимметрии полов в семье усугубляет ситуацию усвоения традиционных моделей, ограничивает горизонты развития личности ребенка.


Изменить гендерные стереотипы и увеличить вариативность гендерного поведения возможно с помощью комплекса методик, системной работы с младшими школьниками и их родителями.


Хотя психофизиологи еще далеки от понимания конкретных механизмов проявления типологических особенностей, все же есть основания полагать, что постепенно они приближаются к этому. Как показывают некоторые, пока очень малочисленные исследования, решение вопроса о природе свойств нервной системы упирается в изучение типологических особенностей функционирования гормональных систем организма, т. е. требуется биохимический уровень исследования проблемы типических различий. Существуют данные о влиянии некоторых гормонов на поведенческие характеристики. Например, серотонин, гормон центральной нервной системы, влияет на двигательную активность человека. Высокая его концентрация соответствует высокой активности, а низкая приводит к пассивности, снижает тонус мышц. Соответственно рождается ассоциация с особенностями проявления типологических особенностей по «внутреннему» балансу: не являются ли высокая двигательная активность людей с преобладанием возбуждения и малая двигательная активность тех, у кого преобладает торможение, следствием генетических различий между людьми в содержании данного гормона? Может быть, не случайно направленность изменений «внутреннего» баланса у школьников в течение года, выявленная А. П. Пинчуковым (1974в), удивительным образом совпадает с направленностью изменений содержания серотонина в крови школьников в течение учебного года, выявленных И. А. Корниенко (оба автора получили данные независимо друг от друга, выполняя исследования в разных учреждениях и в разных городах). Можно полагать на основании сопоставления этих данных, что ограничение двигательной активности в течение учебной четверти приводит к накоплению серотонина, который создает повышенную потребность в двигательной активности, что видно и по сдвигу «внутреннего» баланса в сторону возбуждения. Во время каникул двигательная активность увеличивается, происходит «разрядка» возникшей потребности, что приводит к снижению концентрации серотонина и сдвигу «внутреннего» баланса в сторону торможения или уравновешенности. Но если сказанное выше - только предположение, то В. С. Горожаниным (1987) получены прямые доказательства связи свойств нервной системы с гормонами. Так, у лиц со слабой нервной системой найдена более высокая концентрация адреналина, адрено-кортикотропного гормона и кортизона в плазме крови с преобладанием продукции адреналина над норадреналином (в четыре с лишним раза). Для лиц с сильной нервной системой характерны умеренные величины АКТГ, кортизола и преобладание продукции норадреналина над адреналином. Заметим, что адреналин называют «гормоном тревоги», и не случайно личностная тревожность по многим данным выше у лиц со слабой нервной системой. В нашей лаборатории тоже были выявлены связи силы - слабости нервной системы и баланса между возбуждением и торможением с рядом гормонов. В частности, обнаружено преобладание продукции адреналина над норадреналином у лиц со слабой нервной системой, что подтверждает данные В. С. Горожанина. Можно привести и свидетельства М. Каррутерса, который в течение 20 лет изучал гормональные уровни сотен мужчин и женщин, поставленных в стрессовые условия. Он обнаружил, что у одних, не владевших собой в этой ситуации, выделялся эпинефрин - гормон, вызывающий беспокойство. У тех же, кто владел собой, вырабатывался гормон норэпинефрин, вызывающий удовольствие, делающий стрессовые моменты приятными. А теперь вспомним, какая характеристика присуща лицам с сильной нервной системой: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой» (М. Ю. Лермонтов). Возможно, что лица с сильной нервной системой - это те, у кого при стрессовых ситуациях вырабатывается норэпинефрин, а лица со слабой нервной системой - те, у кого вырабатывается в той же ситуации эпинефрин.

Про имидж давно не говорили, да?

Давайте такую тему начнем.

Андрогинность.

Мужское - на женщинах.

Женские элементы имиджа - на мужчинах.

Андрогинность - тема очень скользкая. Одним неправильным элементом или сочетанием элементов можно убить имидж. Убить сексапил. И даже пол свой убить. Не совсем убить, конечно, но создать впечатление бесполого нечто.

А можно андрогинностью свой сексапил подчеркнуть.

Лучше всего сочетаются с андрогинностью ДД (детские доминантные типы, мужские и женские) - ДЖД и ДМС.

ДМС из всех мужских типов может позволить себе больше всего феминных элементов и они будут лишь подчеркивать его маскулинность. ДМС может носить серьги, бусы, отпускать длинные волосы, даже красить глаза. Настоящий ДМС может с ног до головы обвешаться побрякушками, расцветки его рубашек могут быть вырви-глаз, и он все равно не будет похож на тетку. Брутальность его не уменьшится.

Но есть одно условие. Это должен быть очень дерзкий и брутальный ДМС. Его Д и его С должны быть очень выражены. Чем приличней выглядит ДМС, чем он более консервативен, тем больше ему противопоказно все женское и даже условно женское запрещено. Никаких бус и длинных волос.

СМО тоже может позволить себе андрогинные элементы, но только если это в целом - творческий тип по имиджу, если он выглядит как художник. В этом случае легкая андрогинность будет усиливать, а не ослаблять его мужскую энергетику.

То есть андрогинность у мужчин должна быть обязательно оправдана бунтарством и свободомыслием. Чем больше в вашем имидже и поведении отражено бунтарство, тем больше андрогинности вы можете себе позволить без ущерба для маскулинности. Вообще стоит понимать, что андрогинность должна подчеркивать ваш мужской сексапил, а не убивать его, добавлять к нему раскованности, а не сводить его на нет.

Еще одно противопоказание для мужской андрогинности - хрупкость, миниатюрность и сутулость. Если мужчина худой, маленького роста, феминные элементы в одежде сделают его женоподобным и убьют мужской сексапил. Андрогинность в мужчинах сочетается только с видимой физической силой.

А женская андрогинность, наоборот, с изяществом и гибкостью.

Если в мужском имидже андрогинность подчеркивает бунтарство и творческий потенциал (и идет поэтому ДМС и СМО, а ДМО и СМС, в основном, противопоказана), то в женском имидже андрогинность подчеркивает подростковую спонтанность, мальчишеское озорство (и идет поэтому ДЖД и СЖД, а чистым ДЖМ нет и особенно не идет СЖМ).

Андрогинная женщина должна быть худой (сухие мышцы еще лучше, конечно, противопоказание - большой избыток жира). Это главное правило! Иначе андрогинность подчеркнет грубость и грузность, сделает женщину похожей на челночницу или лоточницу, то есть убьет стиль.

Мужеподобная тетка - это совсем не то же самое, что андрогинная женщина. Большинство андрогинных женщин с правильно подобранным имиджем не лишаются женственности, они выглядят более сексуальными и хрупкими в мальчишеской одежде с короткими стрижками. У них специфическая женственность, но сексапил их возрастает, как возрастает сексапил брутальных ДМСов в серьгах и бусах, если имидж правильно подобран.

То есть главная ошибка женщин с андрогинным имиджем - прятать под мужской одеждой тяжелые формы тела. Мужская одежда это все подчеркивает, а не прячет. В имидже все, что вы хотите спрятать, начинает подчеркиваться, помните, да? Отрицаемое увеличивается в несколько раз. Поэтому объемные формы, особенно нижней части тела - противопоказание для андрогинного имиджа. Такой женщине подойдет мягкий унисекс (обычные брюки и свитера, свободного кроя, не мужские пиджаки и рубашки), а андрогинность нет. Средне-короткая стрижка пойдет, а бритые виски, затылок или дерзко поднятая вверх челка нет. Мягкий унисекс - это то, что НЕ делает женщину похожей на мальчика, то, что на мужчине будет смотреться явно женственно. А андрогинность - то, что мог бы надеть и паренек тоже. Ориентир понятен?

Еще одна ошибка андрогинного женского имиджа - резкая эклектика - общая андрогинность + яркий макияж или женственные аксессуары (длинные серьги, сумочки). Одна андрогинная деталь в имидже может сочетаться с ярким макияжем, но если весь имидж женщины андрогинный, то яркий макияж - табу. Особенно накрашенные губы. Это сразу же лишает андрогинный женский имидж смысла, ведь его суть в том, чтобы подчеркнуть детскую спонтанность, а макияж подчеркивает зрелую женственность (как и объемные формы тела). Женщины с андрогинным имиджем и накрашенным лицом обычно выглядят грубыми фриками, слишком агрессивными для хорошего имиджа. А женщин в крупных серьгах, с длинными когтями и лысыми головами так и хочется нарядить в парик ради гармонии. Исключение настолько женственные и хрупкие девочки, что лысый череп не делает их андрогинней. А вот если девушка явно андрогинная, но в ушах у нее длинные серьги, а на губах яркая помада, она выглядит слишком агрессивной и грубой. Примерно так же выглядят накрашенные бодибилдерши. Они похожи на транссексуалок.

В идеале андрогинная женщина должна быть похожа на женственного мальчика, а не на мужеподобную бабу. Если андрогинность напоминает второе, в имидже совершена какая-то грубая ошибка.

Андрогинная одежда не должна быть занудной, помните об этом. Андрогинность в имидже - это не отрицание пола! Это игра с гендерными шаблонами, баловство и сексуальный вызов. Поэтому это должно быть занятно, интересно, эротично, а не скучно и аскетично.

Это только начало темы.

Чтобы немного прояснить, конкретизировать и проиллюстрировать тему андрогинности, давайте смотреть и разбирать фотографии.

Фотографии известных персон (лучше актеров) из сети, фото моделей и свои фотографии. Фото блогеров и соседей не нужно, пожалуйста. Пользоваться случаем, чтобы разузнать, какой вы тип, тоже не нужно.

Покажите и обязательно прокомментируйте, где на фото андрогинность в имидже правильная и почему, а где совершены ошибки и какие.

Приведите примеры ДМСов и СМО с красивым андрогинным имиджем.

Андрогинных ДЖД и СЖД тоже.

А вот андрогинные СЖМ - это почти всегда ошибки в имидже. Как и ДМО с андрогинными элементами в одежде.

И вообще расскажите про свои опыты с андрогинностью, свои наблюдения за андрогинными имиджами.

Андрогинность – это демонстрация человеком единовременно женских и мужских особенностей, необязательно эквивалентных один другому. Данное явление выявляет себя как в физическом аспекте, когда в телесном, внешнем виде соединяется женское и мужское, так и в психологическом аспекте, когда проявляется значительный коэффициент феминности и маскулинности, индивидуальных женских характеристик и мужских одновременно. Понятие андрогинность является показателем гендерной роли индивида, и не характеризуется принадлежностью от природы к женскому или мужскому полу. Андрогин – индивид, обозначение гендерной роли которого не подходит однозначному определению ни феминности, ни маскулинности.

Что такое андрогинность?

В нынешнем обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны. Часто даже по внешности трудно отличить мальчика от девочки. Что остается говорить о поведении, характере, выборе профессии или других факторах жизни ?

Понятие андрогинность в себе несет понимание индивида в аспекте двух полов. Раннее под словом «андрогин» подразумевали интерпретацию термина «гермафродит». В Античной Греции андрогинность обозначала наличие у индивида и мужских признаков, и женских особенностей во внешнем образе.

На сегодня андрогинность не есть явлением, что описывает исключительно физиологический и анатомический аспект , она обозначает психосоциальные характеристики. Человек – существо социальное, он с детства впитывает стереотипы полоролевых поведенческих характеристик мальчика или девочки. Так мальчик должен или склонен быть властным, агрессивным, рискованным, напористым, сильным, лидером, независимым, честолюбивым. Стереотипы воспитания девочки это – мягкая, нежная, пассивная, тихая, спокойная, застенчивая, эмоциональная. В современном человеке эти стереотипные полоролевые характеристики смешиваются, стираются.

Признаки андрогинности у мужчин и женщин имеем возможность видеть в некотором игнорировании ролевых стереотипов, интегрировавших в собственную жизнь черты мужской маскулинности и женской феминности. Андрогин – это человек, который имеет мужское и женское во внешности либо не имеет таких черт вообще, в переводе из греческого означает «мужчина-женщина».

Долгое время личность считалась психически здоровой при условии, что ее гендерные особенности соответствовали ее биологической сути, в иных случаях это являлось отклонением от нормы. Теперешние мужчины бывают ласковыми с детьми, чувствительными, романтичными во взаимоотношениях, но властные, жесткие в бизнесе, а женщины, обладая честолюбием, оставаясь лидером в рабочих отношениях, бывают ласковыми, нежными с детьми, мужем. Именно понятие андрогинность и отражает такое гибкое поведение мужчины и женщины, смешанность их полоролевых характеристик.

В андрогинном поведении есть негативные и положительные аспекты. Позитив состоит в том, что андрогин имеет возможность легко адаптироваться к обстоятельствам, отношениям, ситуациям, его поведение более лабильно, чем у особей, что подвластны стереотипным принципам, традиционным пониманиям мужско-женских ролей.

Человек с андрогинностью способен более качественно реализовывать свою чувствительность, эмоциональность, привлекательность. Его интимное поведение более расковано, имеет положительное расположение к интиму, такой человек менее предрасположен к критике других.

В чем негатив андрогинности в поведении? Главная проблема андрогинности — это сложности в отношениях с личностями традиционных взглядов. Такие люди часто одиноки, поскольку людям с андрогинностью очень сложно найти пару среди особей противоположного пола.

«Мужественная» женщина или «женственный» мужчина не будут иметь привлекательность для противоположного пола, они имеют меньше шансов иметь близкие отношения, вступить в брак, создать семью. Также об андрогинном поведении в социуме складывается мнение, как об отклонении от нормального, о нарушении половой ориентации, отклонении от половой идентичности. Но стоит понимать, что андрогинность – это не гомосексуальность или транссексуальность, это форма нестандартного поведения особей женского и мужского пола в социальном формате.

Теория андрогинности

Существует древнегреческий миф о людях-андрогинах. Философ Платон их описывал идеальными двуполыми существами, которые имели наглость посягнуть на могущество богов и дабы уберечь себя от посягательств андрогенов Зевс разъединил их на разные части. Так в мире возникли женщина и мужчина, и не сумеют они почувствовать себя полноценными, пока не отыщут свою половинку.

Основоположником теории андрогинности принято считать психолога Сандру Бем, хотя до нее этим вопросом интересовался Карл Юнг. Согласно работам Юнга психика человека от природы андрогинна. Идея единства анима и анимуса, женского в мужском и мужского в женском была ключевой в архитепическом взгляде на психологическую бисексуальность. Архетип «анима-анимус» проявлен в непрожитых, вытесненных качествах и чертах индивида, которые имеют в себе значительную энергию и потенциал для личности. Осознавание внутреннего мужчины женщиной, а мужчиной внутренней женщины есть важным шагом к полноценной гармоничной жизни и личностному качественному росту.

Сандра Бем настаивала, что андрогинность улучшает шансы полноценной в социальном мире. В 1970 году психолог разработала концепцию андрогинности, согласно которой подпадали под сомнение убеждения о противоположности и взаимоисключаемости гендерных ролей. С.Бем разработала опросник для диагностики людей, согласно их полоролевых функций. Индивиды с андрогинностью имеют значительный коэффициент мужских и женских свойств. «Феминные» личности имеют больше женских черт и меньше мужских, «маскулинные» — больше мужских характеристик и меньше женских, те, кто имеют одинаково низкие коэффициенты феминности и маскулинности называются «недифференцированные».

Согласно данной теории Бем подчеркивала важность согласования маскулинных и феминных показателей для полноценной социализации личности. Мужественность и женственность не конфронтируют между собой, а есть одинаково важными и привлекательными для общественной среды. И личность, которая имеет характеристики только своего природного пола, представляется менее адаптирована к жизни. Со временем С.Бем согласилась, что теория андрогинности неидеальна и не совсем адекватна реальности. Так как проблема андрогинности не столько в изменении индивидуальных особенностей, сколько общественных.

Психологическая андрогинность

Современные психологи трактуют андрогинность, как совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине. На сегодня уже доказано, что гендерные функции и полоролевые характеристики формируются скорее в семейной сфере адекватно особенностям воспитания мальчика или девочки, также на их формирование оказывает развитие социум, и меньшую значимость имеет заложенные природой половые различия. Хотя нельзя игнорировать важность биологического развития ребенка от зачатия, его воздействие на различие психологического формирования мужчины и женщины.

В ходе изучения андрогинности С.Бем, американский психолог, разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов за четырьмя категориями.

Первая группа людей – маскулинные индивиды, имеют ярко выявленные мужские черты: независимость, напористость, честолюбие, рискованность и др.. Вторая группа – феминные индивиды, у них выражены традиционные характеристики женщины: мягкость, нежность, умение сочувствовать, тактичность, эмоциональность, уступчивость и подобные черты. Андрогины – это третья группа, они имеют признаки андрогинности: особенности соответствующие феминному и маскулинному типам. Четвертая группа – это люди неопределенного типа половой психологической идентичности, не имеют выраженных ни феминных, ни маскулинных черт.

Индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу. Так женщина может обладать стереотипными маскулинными особенностями: быть агрессивной, твердой, независимой, а мужчина быть нежным, романтичным, сочувствующим. С.Бем обосновала, что феминность и маскулинность – это не взаимоисключающие качества личности. Согласно убеждениям многих психологов индивидуумы, имеющие значительные, одинаково обозначенные мужские и женские индивидуальные характеристики, т.е. черты андрогинности, являются полноценными и целостными личностями. А индивиды с неопределенной половой индентичностью, имеющие низкий коэффициент по обоим категориям, считаются незрелыми личностями.

Психологическая андрогинность не подразумевает под собой только набор качеств феминности и маскулинности, проявление этих качеств в общественном поведении, это также умение быть гибким в выборе поведенческих форм зависимо от всплывающих задач, сложившихся ситуаций, обстоятельств.

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет значимую функцию в адаптивной социализации в сегодняшнем обществе. Она дает умение человеку изменяться и адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам, а не действовать стереотипно, подчиняясь своей полоролевой функции. Андрогины являются высокоустойчивыми к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера их возможности на самореализацию в разных спектрах деятельности увеличиваются.

В заключение уместно отметить, что андрогинность не есть отклонением от нормы развития, обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятии себя полноценно, через личное поведение и внешний образ он пытается транслировать в социум свой внутренний мир: чувства, переживания, восприятия, самого себя. Андрогинность есть психически нормальным явлением.

Рекомендуем почитать

Наверх