Азан и все, что с ним связано. Азан и икамат

Печи 03.04.2024
Печи

призыв на намаз, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы. Для этого, в правоверном Исламе, муэдзин обращается лицом в сторону Мекки, прикладывает руки к ушам и громко восклицает: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду анна мухаммадан расулуллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах! Хаййа аляссалат! Хаййа аляссалат! Хаййа аляльфалах! Хаййа аляльфалах! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илляллах!». [Перевод: Аллах велик (4 раза)! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха (2 р.)! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха (2 р.)! Спешите на молитву (2 р.). Спешите к доброму делу (2 р.)! Аллах велик (2 р.)! Нет божества кроме Аллаха) (1 р.)]. При произнесении слов «Хаййа аляссалях! Хаййа аляссалях! Хаййа аляльфалях! Хаййа аляльфалях!» следует поворачивать голову направо и налево. Помимо этого, при оповещении о наступлении рассветного намаза, мусульманесунниты после слов «Хаййа аляльфалах!» говорят слова: «Ас–салату хейрун минан наум!» (Молитва лучше сна). Согласно хадисам, Билал аль–Хабаши будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты же после слов «Хаййа аляльфалах!» 2 раза произносят: «Хаййа ала хайриль амаль» (Спешите к совершению праведных деяний). Также у шиитов позволяется произносить после слов «Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах!» слова «Ашхаду аннна Алиййун вали уллах» (Свидетельствую, что Али приближенный Аллаха). Однако эти шиитские формулировки отвергаются суннитскими улемами, которые считают их поздними нововведениями. Еще одной особенностью шиитского варианта азана является двухкратное произнесение слов «Ля иляха илляллах!» в конце азана. Азан должны читать те люди, которые обладают красивым и звучным голосом. Распевать его нужно не спеша. Но это распевание не должно переходить в подобие музыки. Во время чтения азана, мусульмане должны его слушать. Когда муэдзин произносит слова «Хаййа аляссалат!» и «Хаййа аляльфалах!» мусульманам рекомендуется сказать следующие слова: «Ла хаула ва ла кувва илла биллах» (Нет силы и могущества кроме как у Аллаха). Намаз стал для мусульман обязательным в Мекке с 9–го года от начала пророчества пророка Мухаммада (См. Салат). Однако в то время формы призыва народа к молитве еще не было. Дело в том, что там они были гонимы и собирались на молитвы в нужное время без призыва. После переезда в Медину мусульмане друг друга звали на молитву словами «ас–Салату Джамлатун» (собирайтесь на намаз). Но после стремительного распространения Ислама официальная форма призыва на молитву стала необходимостью. С этой целью пророк Мухаммад позвал своих сподвижников на совет. Одни предложили звонить в колокола, другие дуть в трубу, третьи разжигать костры. Однако пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, иудеев и зороастрийцев. После дебат все они разошлись по домам. Среди сподвижников был Абдулла ибн Зейд, который той же ночью увидел во сне, что какой–то человек в зеленном одеянии подошел к нему и научил его приведенным выше словам и порядку выполнения азана. Утром он пошел к пророку Мухаммаду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что приблизительно такие же сны увидели многие его сподвижники, в том числе и Омар. Выслушав их, пророк одобрил эту форму призыва на молитву и поручил Абдулле ибн Зейду научить Билала аль–Хабаши словам азана, так как тот обладал очень красивым голосом. Соглас–но исламской традиции человек, которого увидели сподвижники во сне, на самом деле был посланным Аллахом ангелом Джибрилом. Таким образом, Билал стал первым муэдзином в истории Ислама. После этого азан стал призывом к молитве для мусульман в Медине, а затем во всем мире. Произнесение азана перед намазом является весьма желательным (сунна муаккада), но необязательным деянием.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Любому мусульманину, услышавшему слова азана, следует умолкнуть, даже если он читает Коран, и начать повторять все слова муаззина. Кроме того, услышав слова "Спешите на молитву! Спешите к спасению!", следует сказать: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляh/»

لاٰ حَوْلَ وَ لا قُوَّةَ اِلاّٰ بِاللهِ

а после слов муаззина "Молитва лучше сна!", которые произносятся во время утреннего азана, следует сказать: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/», или: «Сбывается то, чего желает Аллах /Ма ша"а-Ллаhу кяна ва ма лям яша"лям якун/»

مٰا شٰا ءَ اللهُكٰانَ وَ مٰا لَمْ يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

Если в одной мечети совершали азан и человек, слышавший его, повторял его слова, то если он услышит азан в другой мечети ему достаточно молчать.

О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе ("Аль-Василя" - название высшей ступени рая) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!

УСЛОВИЯ НАМАЗА И ЕГО СТОЛПЫ

Условия, когда намаз становится правильным

  1. Быть чистым (Имеется в виду большое (гусль) и малое (вуду’) омовение).
  2. Тело должно быть чистым от наджаса
  3. Одежда должна быть чистой от наджаса
  4. Место совершения намаза должно быть чистым от наджаса (кроме простительного (легкий, невидимый) наджаса. См. тему «Наджас»

Даже ноги, руки, колени, лоб (лоб, нос) молящегося должны попадать, касаться места чистого от наджаса.

  1. Аурат молящегося должен быть закрыт
  2. Смотреть в сторону Киблы

Если молящийся находится в Мекке и видит Каабу, то должен молится в направлении самой Каабы

Если находясь в Мекке самой Каабы, не видит, то молится в ее сторону

  1. Время молитвы определенное
  2. Молящийся должен быть убежден, что время молитвы наступило (Если не убежден, то молитва недействительна)
  3. Такбиратуль Ихрам (произнесение слов «Аллаху акбар») в начале молитвы
  4. Молящийся должен совершить такбиратуль ихрам до того как совершить руку’. (Например, опоздавший должен разделить такбиратуль ихрам с поднятием рук и поднятие рук перед руку’)
  5. Намерение на намаз должно быть совершено до такбиратуль ихрам
  6. Такбиратуль ихрам произносить вслух, так чтобы сам мог услышать, если же намаз совершается обществом, то тихо, но не мысленно.
  7. Различать в намерении фарз от ваджиба

В желательных (суннаты, добровольные) намазах намерения не обязательны

  1. Чтение суры из Кур’ана
  2. Если молтва совершается за имамом, то только слушаешь, суры не читаешь.

* В этом пункте ученые разделились:

Имамы Абу Ханифа и Малик считали, что нельзя читать суры если имам читает вслух.

Но имам Аш-Шафи’и в отличие от имама Ахмада обязывал читать про себя суру Аль Фатиха.

Каждый из ученых имеет далил на свое мнение (достоверные хадисы)

  1. Поясной поклон (руку’)
  2. Земной поклон (саджда):

* Касаются земли:

· 2 ладони

· 2 ступни

  1. Высота саджда: лицо не должно быть выше на локоть от места, где ноги (ступни) например как бывает в тесных мечетях, когда саджда совершается на спину впереди молящегося.
  2. Руку’ должен быть раньше, чем саджда
  3. Сидение между двумя саджда
  4. Последнее сидение для ташахуда
  5. Кыям (стояние)
  6. Таслим (салям) в конце молитвы.

Аурат мужчины : от пупка до колен.

Для того, чтобы уйти от разногласий необходимо закрывать так же плечи.

Аурат женщины : все тело за исключением лица, кистей рук и ступней, но только от кончиков пальцев до щиколоток.

Обязанности в намазе

Мы записываем ваджиб, т.к. соглашаемся с учеными, разделяющими между фарзом и ваджибом. Те, кто не разделяют между фарзом и ваджибом могут заменить следующие пункты на фарзы или на суннаты.

  1. Чтение суры Аль Фатиха
  2. Прочитать после суры Аль Фатиха еще одну суру или 3 аята(min.) в первых двух рака’атах фарз намаза, во всех рака’атах витр намаза и добровольного намаза.
  3. Читать суру Аль Фатиха прежде других сур из Кур’ана
  4. При суджуде обязательно касание земли лбом и носом
  5. 2-ой суджуд совершать, перед тем как перейти на другой рака’ат
  6. Спокойствие между обязанностями (фарзы или ваджибы) намаза, паузы.
  7. Первое сидение для ташахуда (после 2 – го рака’ата)
  8. Чтение ташахуда в первом сидении
  9. Чтение ташахуда в последнем рака’ате (во время сидения)
  10. После первого ташахуда сразу же встать (в 3 –х или 4 –х рака’атном намазе)
  11. Говорить «Ас Саляму ‘алейкум» в конце намаза. Что касается таслима, то, если собрать общие доказательства ученых, более достоверны слова 3-х имамов, что таслим это столп. Мы берем их слова, учитывая мнение имама Абу Ханифы
  12. Читать ду’а кунут во время витра (после Аль Фатихи и другой суры совершается такбир, затем руки ставятся обратно на грудь, и читается ду’а кунут, затем руку’).
  13. Все такбиры праздничных молитв, кроме такбиратуль ихрам, который является фарзом
  14. Громко читать Кур’ан имаму на утренний намаз; в первых двух рака’атах магриб и ‘ийша, даже если он восполняет; на джум’а намаз; празждничный намаз; таравих и витр (в месяце рамадан)
  15. Чтение Кур’ана про себя имамом в зухр и аср намазах, так же в магриб и ‘ийша намазах после 2-го рака’ата, и во всех суннатах, которые совершаются утром.
  16. Если человек совершает добровольную молитву один – он имеет право выбора как ему читать в ней Кур’ан вслух или про себя.

СУННАТЫ НАМАЗА

1. Поднимать руки в такбратуль ихрам

· У имама Абу Ханифы мужчины поднимают руки так, чтоб большой палец был на уровне мочек ушей, сначала поднимаются руки, затем произносится такбир.

· Женщина по имаму Абу Ханифе следует поднимать руки до плеч, чтобы пальцы были не выше плеч и затем произносить такбир.

В ханафитской школе это считается более стыдливым и приемлемым.

У остальных 3-х имамов нет разницы в поднятии рук для мужчин и для женщин (руки до плеч или до ушей, оба варианта являются сунной)

2. Так же у трех имамов до руку’, после руку’, после стояния второго рака’ата поднятие рук является сунной, по имаму Абу Ханифе – не является.

3. Во время поднятия рук ладони должны быть ровными, открыты в сторону Киблы

4. После произнесения имамом такбиратуль ихрам сразу же за ним повторять,

5. Говорить «А’узу би Лляхи мин аш Шатани роджим»

6. Говорить «Бисми Лляхир Рахмани Рахим» перед каждой сурой Аль Фатиха в каждом рака’ате. У имама аш Шафи’и это обязательно (баслама считается частью суры)

7. Говорить «Амин» громко за имамом сунна у имамов 3-х мазхабов, у имама Абу Ханифы «Амин» следует говорить про себя. Но у всех имамов есть свои доказательства на это действие.

8. Говорить «Раббана уа лякаль хамд» после руку’ (про себя)

9. Дуа аль истифтах, аль истигазу(а’узу би Лляхи мин аш Шайтанир Раджим), басмалу(«Бисми Лляхир Рахманир Рахим) , и слова «Раббана уа лякаль хамд» следует произносить про себя

10. Ноги следует ставить на ширине плеч

Абу Наср ад Дабуси сказал: «4 пальца между ступнями – ближе к богобоязненности», но с этим его мнением не согласны Абу Ханифа и его ученики (Абу Юсуф, Аль Хасан)

3 имама: «Внешняя часть ступни должна быть наравне с плечами»

11. Суру, которую читают после Аль Фатихи:

· Для магриб намаза короткие суры (любые)

12. Говорит «Аллаху акбар» на руку’

13. Говорит в руку’ «Субхана Раббиаль ‘Азым» (min.3 раза)

14. Ставить руки на колени в руку’

15. В руку’ растопырив пальцы обхватить колени ладонями, но у имама Абу Ханифы женщины не растопыривают пальцы

16. Ноги в руку’ держать ровно

17. Спину в руку’ следует держать ровно

18. Голову держать ровно со спиной

19. Вставать из руку’ (у многих ученных это является столпом намаза, но у имама Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Аль Хасана – это сунна)

20. Вставать из руку’ спокойно

21. В суджуде: сначала опускаться на колени, затем руки, затем лицо. Вставая из суджуда, все совершается в обратном порядке

22. Такбир для суджуда и такбир для выхода из суджуда

23. В суджуде голова должна быть между ладонями

24. Произносить в суджуде « Субхана Раббиаль А’ля» (min.3 раза)

25. В суджуде не должны соприкасаться:

· бедра с животом

· локти с телом (ребрами)

· локти с землей

* Не относится к случаям, когда намаз совершатся в джама’те и тесно.

У имама Абу Ханифы у женщин:

· локти касаются пола

· локти касаются ребер

передается отАбу Дауда.

У остальных имамов нет разницы в молитве мужчин и женщин и они не согласны с имамом Абу Ханифой в этом вопросе.

26. Сидеть некоторое время между суджудами

27. Ставит ладони на колени (бедра) между суджудами

28. Во время сидения:

· правая ступня ставится на пальцы, пальцы должны быть направлены в сторону Киблы

· левую ногу следует загнуть по себя

(Аль Ифтираш)

По имаму Абу Ханифе женщины во время сидения подгибают обе ноги под себя пальцами в правую сторону (Таваррук)

29. По имаму Абу Ханифе во время ташахуда поднять указательный палец в сторону Киблы, во время произнесения шахады, и опустить сразу после произнесения шахады.

30. Дуа перед таслимом

31. Во время таслима сначала поворачивать голову сначала вправо затем влево. Поворачивать голову следует не сильно, чтобы сзади не было щеки молящегося.

АДАБЫ НАМАЗА

1. Вытаскивать руки из рукавов (перчаток) во время совершения Такбиратуль ихрам и при чтении, когда руки складываются на груди (если нормальные условия, т.е. не холодно т.д.)

Женщинам это не обязательно т.к. могут открыться руки.

2. Смотртеть:

· При стоянии смотреть на место саджда

· Во время руку’ смотреть на пальцы ног

· Во время саджда смотреть на нос (ближе к носу)

· Во время сидения (ташахуда) смотреть на хиджр (от живота до бедер). Чтобы не отвлекаться во время поклонения.

· Во время таслима смотреть на плечо

3. Во время зевания закрывать рот правой рукой

· Во время намаза закрывать рот следует внутренней стороной ладони

· Не во время намаза тыльной стороной ладони

  1. Во время икомата вставать, когда муаззин произносит слова «Хайа ‘аля солят», «Хайа ‘аляль фалях».

КАК СОВЕРШАТЬ НАМАЗ

Если мужчина начинает совершать намаз – вытаскивает руки из рукавов;

Затем следует поднять руки (ладони) до уровня ушей;

Произнести такбир «Аллаху акбар». Не тянуть звук «а». Одновременно с этим совершить намерение на конкретный намаза (намерение вслух не произносится! );

Сложить руки, правую на левую:

· Ниже пупка у имама Абу Ханифы

· Выше пупка у имама Аш Шафи’и

Либо другой вариант см. «Крепость мусульманина»

Имам и ма’мум (те, кто за имамом) говорят «Амин» про себя у имама Абу Ханифы. У остальных имамов «Амин» следует говорить громко.

После суры «Аль Фатиха» читает суру, которую удобно или которую молящийся знает, либо 3-4 аята любой суры

Совершить поясной поклон руку’ – сказав «Аллаху акбар»

Спокойно зафиксировать спину и голову ровно и параллельно пола, обхватить колени, растопырив пальцы;

В руку’сказать «Субхана раббиаль ‘Азым»;

Подняться из руку’ со словами Сами’а Ллаху лиман хамидах»;

Встав некоторое время стоять спокойно;

Сказать: «Раббана уа ля-каль хамд»

Если ты ма’мум и совершаешь намаз за имамом: говоришь только «Раббана уа ля-каль хамд». Если совершаешь намаз сам, то говоришь «Сами’а Ллаху лиман хамидах» и «Раббана уа ля-каль хамд»;

Произнося «Аллаху акбар» и совршить земной поклон саджда:

· Опустить колени на пол

· Затем опустить руки

· Затем лицо (лицо между ладонями, касаться лбом и носом пола)

· Спокойно, с паузой произнести в земном поклоне: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза)

Во время поклона живот не должен касаться бедер (ног)

Во время поклона локти не должны касаться ребер (боков). Кроме случаев, когда молитва совершается в тесном месте;

У имама Абу Ханифы: у женщины в молитве живот касается ног, локти касаются боков. Хотя другие ученные с этим не согласны

Направить пальцы рук и ног в сторону Киблы;

Сидеть между суджудами опуская руки ладонями на бедра ближе к коленям. Совершать это действие спокойно;

Произнося такбир «Аллаху акбар» снова спокойно совершит суджуд (земной поклон) и в нем произносить: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза) так же как и в первом суджуде;

Затем произнося такбир подняться на ноги не садясь и не помогая руками (у имама Абу Ханифы)

У остальных ученных можно сидеть и помогать руками или встать не совершая этих действий;

2-ой рака’ат совершается, так же как и первый, кроме:

· Не совершается ду’а истифтах

· Не произносится « А’узу би Лляхи мин аш Шайтони Рраджим»

Не является сунной у имама Абу Ханифы поднятие рук во время намаза кроме как во время такбиратуль ихрам.

Остальные 3 имама против этого мнения имама Абу Ханифы, со своими доказательствами, которые сильнее чем доказательства имама Абу Ханифы в этом вопросе, а Аллаху известно лучше.

Поднимать руки во время такбира для ду’а кунут в витр намазе.

Поднимать руки во время 2-х такбиров праздничной молитвы

Когда видишь Каабу (поднять правую руку, сказать бисмиЛлях, Аллаху акбар)

Когда касаешься Черного камня

Когда встанешь на Сафа и Марва

Во время стояния на Арафате

В День муздалифа

Во время кидания камней

Если молящийся завершил второй суджуд, после второго рака’ата садится на левую ногу, правую держит на пальцах, направляя пальцы в сторону Киблы. Руки ладонями ложит на бедра, выпрямив пальцы и не растопыривая их, (женщина садится как таваррук) и читает ташахуд Ибн Мас’уда:

*Наиболее достоверным сообщением относительно «ташаххуда» является то, которое передано Ибн Масудом, где говорится, что он сказал:

«Когда мы сидели с посланником Аллаха и совершали молитву, то говорили: “Мир Аллаху прежде Его рабов, мир такому-то и такому-то”. И посланник Аллаха сказал: “Не говорите “Мир Аллаху”, поскольку Аллах и есть мир. Однако, когда кто-то из вас сидит, пусть говорит:“Аттахиййату лил-Ляхи, ва-с-салавату, ва-т-таййибату. Ассаляму алейка аййухан-набиййу ва рахматул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму алей-на ва аля ибади-л-Лахис-салихийн”/Приветствия Аллаху, и молитвы, и добрые дела. Мир тебе о пророк и милость Аллаха, и Его благословение. Мир и нам праведным рабам Аллаха/.И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле, или между небесами и землей:“Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху” /Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник/. Затем пусть каждый выбирает ту мольбу, которая ему нравится и взывает ею»

Во время шахады указывать указательным пальцем вверх, в сторону Каабы.

После второго рака’ата в остальных рака’атах (3,4) читать суру «Аль Фатиха» без дополнительной суры

Затем с правой стороны дать салям (направо потом налево)

«Ас саляму ‘алейкум уа Рахмату Ллаh».

КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИМАМОМ

Быть имамом лучше, чем муаззином.

Совершать намаз коллективно (джам’атом) является сунной муаккада, ближайшее к ваджиб (у имама Абу Ханифы) у других имамов намаз джама’атом является ваджибом для мужчин, если есть возможность, и запрещается пропускать без причины*.

* Причины, которые принимаются шариатом: серьезно заболел, работа – в современном обществе, однако работа не является уважительной причиной для оставления пятничной молитвы.

Условия выбора имама:

Ислам – Если человек не является мусульманином, ему нельзя становится имамом, даже если у него имеются огромные знания. Не верит в Судный день, ругает сподвижников, отрицает мучения в могиле, или отрицает ангелов и т.д. Если человек узнает о наличии у имама этих вещей – ему придется переделать молитву, совершенную за ним. Если же человек узнает такое позже (например, спустя два года) то ему не надо будет повторять все молитвы, нужно будет переделать только последнюю совершенную за таким человеком молитву.

Совершеннолетие – приблизительно 13-14 лет. Человек должен понимать, что он читает. Есть исключения по возрасту, например ……….. знающий в 7 лет.

Одна из древнейших религий - ислам. Знакома она практически каждому человеку: кто-то исповедует её, а кто-то просто о ней слышал. Османская империя сражалась до последней капли крови не только для того, чтобы увеличить территорию владений, но и распространить свою веру. В исламской религии слово «азан» - это призыв к молитве. Попробуем разобраться, почему мусульмане с самого детства знают о значении этого слова, и как же правильно читается азан.

Пророк Мухаммед

Несмотря на то что в исламской религии был не один пророк, именно Мухаммед считается основателем и последним истолкователем воли Аллаха. Согласно легенде, однажды он собрал соратников на совет, для того чтобы решить, как должен звучать призыв к молитве. Каждый предлагал свой вариант, который был похож на обычаи других религий: звон в колокола (христианство), жертвоприношения, сжигания (иудаизм) и прочие. В эту же ночь один сахаба (сподвижник пророка Мухаммеда) - Абу Мухаммад Абдуллах - увидел во сне ангела, научившего его правильно читать азан. Это казалось невероятным, однако и другие соратники пророка также увидели точно такой же сон. Именно таким образом было решено исполнять призыв к молитве.

В чем суть ислама

В переводе с арабского слово ислам означает покорность. Именно на этом и основывается вся религия. Существует пять обязательных предписаний, которые должны покорно выполняться верующим мусульманином.

  • В первую очередь, это шахады, которые звучат примерно так: я свидетельствую, что для меня нет другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед его пророк.
  • Каждый день 5 раз обязательно проводят на арабском языке с выполнением определенных предписаний).
  • В течение обязательно соблюдается пост, и верующий не употребляет пищу от восхода до заката.
  • Хотя бы раз в жизни необходимо посетить Каабу в городе Мекка.
  • А также последним обязательным предписанием является пожертвование нуждающимся и в общину.

Интересно то, что в исламских странах религия и государство очень тесно связаны между собой. Например, перед каждым совещанием совета принято восхвалять Аллаха. Неверующему мусульманину (кафиру), как правило, очень сложно жить среди верующих, поскольку его могут посчитать врагом. Если во время азана человек не повторяет слова, то на него обязательно обращают внимание и смотрят с презрением. В Коране сказано, что люди, не верующие в Аллаха, - это враги, и их нельзя любить, даже если они являются родственниками. Мусульмане истинно верят в то, что однажды придет судный день, и каждому воздастся по заслугам.

Первый муэдзин

Муэдзин - это служитель, зовущий людей на молитву с минарета (башня, находящаяся рядом с мечетью). После того как порядок выполнения азана был утвержден, пророк Мухаммед приказал одному мусульманину с очень красивым голосом выучить эти правила наизусть. Этого человека звали Билал ибн Рабах, он и стал первым муэдзином в исламской религии. Кроме того, существуют сведения о том, что Билал от себя добавил в утренний азан слова «молитва лучше сна», а пророк Мухаммед одобрил это. Читать призыв к молитве могут только мужчины. Кроме того, в исламских странах проходят конкурсы на лучшее чтение азана. Это настолько красиво и завораживающе, что даже иноверцы наслаждаются его прослушиванием.

Основы чтения азана

Уникальным является тот факт, что в исламской вере даже призыв к молитве читается по определенным правилам и обрядам, которые никогда не меняются. Азан в Израиле читают пять раз в день, в одно и то же время. Также муэдзин должен стоять лицом в сторону кубической постройки (святыни) Каабы, находящейся в городе Мекке. Это очень важная святыня, с которой связаны множественные обряды, молитвы и, конечно же, азан. Текст, который читается лицом к Каабе, считается священным.

Также, к примеру, мусульманина, который умер, хоронят на правом боку, лицом к святыне, спать рекомендуется также именно в таком положении. Чтение молитв тоже связано с этим направлением, каждый верующий приблизительно точно знает, где она расположена. Кроме того, читающий азан поднимает кисти рук примерно к уровню головы, а его большие пальцы обеих рук при этом касаются мочек ушей.

Текст азана

Призыв на молитву у мусульманского народа состоит из семи формул, которые должны звучать в обязательном порядке. Никто и некогда не меняет азан. Текст звучит примерно так:

  1. Четыре раза прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  2. Два раза произносится шахада: "Я свидетельствую, что нет божества сопоставимого с Одним-Единственным Богом".
  3. Два раза произносится шахада о пророке Мухаммеде: "Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога".
  4. Два раза звучит сам призыв: "Спешите на намаз".
  5. Два раза: "Ищите спасения".
  6. Два раза (если это слова, которые добавил Билал: "Молитва лучше сна".
  7. Два раза снова прославляется Бог: "Аллах превыше всего".
  8. И один раз снова свидетельство о вере: "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!"

Как правильно читать и слушать призыв к молитве

Как уже было сказано ранее, призыв к молитве должен читать мужчина с очень красивым и звучным голосом, держась пальцами рук за мочки ушей. Чтение азана напоминает пение песни, слова произносятся очень четко и нараспев, однако по законам ислама призыв не должен быть похож на музыку. Также при произнесении определенных фраз муэдзин поворачивает голову то направо, то налево. Слушающий же азан, успокаивающий душу, в свою очередь, должен повторять практически все услышанные слова. Исключением служит фраза "Нет Божества, кроме Аллаха", которая заменяется выражением: "Сила и могущество только у Аллаха". А также перед утренним намазом, услышав слова: "Молитва лучше сна", - нужно ответить: "Ты сказал то, что истинно и справедливо".

Азан дома

Многие из тех, кто становится исповедующим ислам, в сознательном возрасте интересуются вопросом: а нужно ли читать дома азан? Это ведь призыв на молитву, а есть ли смысл звать самого себя на молитву? Конечно, для верующих христиан, возможно, вопрос покажется весьма странным, но не более чем ответ на него. Даже если молитва проходит в доме или гостинице, читать азан необходимо. Это практически составляющая молитвы, без которой не обойтись. В турецких гостиницах в каждом номере даже указано направление Каабы, куда нужно поворачиваться при чтении азана.

Что такое азан для мусульманина на самом деле

Казалось бы, простой призыв к молитве, как звон колоколов в православной вере, не должен вызывать особого вопроса. Но верующие мусульмане имеют на этот счет свое мнение. В Коране четко сказано, что азан - это путь к прощению Аллаха и истинной вере. Сила призывы к молитве настолько велика, что без неё намаз теряет свой смысл. Кроме того, в исламской вере есть такое понятие, как сунна - это желанная обязанность каждого мусульманина.

А в священном писании сказано, что азан - это сунна, открывающая дорогу в Рай. Призыв на молитву звучит 5 раз в день в каждой мечети, и верующие с радостью идут на него. Они верят, что азан, успокаивающий душу и дающий им умиротворение, обязательно поможет в их насущных делах и спасет от ада.

Азан для детей

Ребенок, родившийся в семье мусульман, также с первых дней является частью этой большой и прочной религии. Азан для детей - это таинство, похожее на крещение в православии. Считается, что первые слова, которые должен услышать новорожденный, - это призыв к молитве. Конечно, для этого необходимо вызывать духовного главу. Но, несмотря на то что азан в Израиле - это частое явление, выполнить данный обряд сразу же после рождения малыша достаточно трудно. Чаще всего призыв на молитву для новорожденного читает ему в ушко отец. Затем, после того, как мама с ребенком выписывается из роддома, на дом приглашается духовный глава для проведения обряда.

Эта традиция, конечно же, имеет свой смысл. В первую очередь, ребенка с самого рождения знакомят с Аллахом и учат его восхвалять. Кроме того, считается, что святые слова защитят ребенка от происков шайтана (дьявола).

Поскольку каждый мусульманин знает, как читать азан, прочитать его на ухо сыну или дочери не составляет особого труда. Возможно, исламская вера настолько сильна именно потому, что с самого рождения ребенку прививается любовь и почитание Аллаха. Считается, что родители обязаны воспитать ребенка согласно законам Корана, и большая ответственность всегда лежит на главе семьи - мужчине. В его обязанности входит обеспечение семьи и её моральные принципы.

Для истинного мусульманина считаются позором невоспитанные дети или гулящая жена. Во время азана глава семьи обязательно должен выйти на улицу, повторить слова за муэдзином и отправиться на намаз. Женщина и ребенок могут остаться дома и молиться там. Однако, вопреки расхожему мнению, мусульманкам и маленьким детям не запрещается заходить в мечеть. Чаще всего именно на утренний азан и намаз приходят целой семьей. А потом проводят весь день в поднятом духовном настроении.

Подводя итог, можно сказать, что азан - это часть ежедневных обрядов у исламских народов. В призыве на молитву восхваляется Аллах и пророк Мухаммед, а также свидетельствуется, что Бог только один. Азан звучит пять раз в день, перед каждой обязательной молитвой, а каждый верующий повторяет слова призыва на молитву.

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Когда Посланник (мир ему и благословение) пожелал создать метод призыва людей на молитву, он посоветовался со сподвижниками. Некоторые сподвижники рассказали сон, который они видели, о том, как один из верующих читает азан, и Пророк (мир ему и благословение) согласился, что этот способ – наилучший.

Ценность азана в нашей религии очень велика: это признак Ислама там, где проживают мусульмане. Аллах похвалил муэдзинов, сказав: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху и поступает праведно!.. » (сура «Фуссилят», аят 33).

Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими ». Муэдзин как бы заместитель Аллаха (Свят Он и Велик) в призыве рабов к вратам Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) рассказал нам о величии этого дела, и верующему рекомендуется к этому стремиться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы люди знали о том, какая награда ожидает за призыв и нахождение в первом ряду во время молитвы, и не было бы иного выхода, кроме как тянуть жребий, то они тянули бы для этого жребий » (Имам Муслим, № 437).

Людям следует проникнуться величием и достоинством азана. Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это ни услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина услышит, они в Судный день будут свидетельствовать услышанному ».

Самые важные этические моменты, которые нужно соблюдать муэдзину, это богобоязненность, честность, обращение в сторону Каабы, нахождение в омовении во время азана.

Желательно, чтобы муэдзин был голосистым; сунной является повышать голос при чтении азана, подниматься на высокое место, ведь раньше не было микрофонов, закрывать указательными пальцами ушные раковины в момент чтения азана и читать его в известной распространённой форме: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар…» – и так до конца. Желательно поворачиваться при чтении слов «Хайя "аля с̣-с̣аля́х», «Хайя "аляль-фаля́х» в правую и в левую стороны.

Также муэдзину желательно сделать «тарджиъ», то есть после чтения такбиров про себя два раза прочитать «Ашхаду алля иляха илля ллах» и два раза «Ашхаду анна Мухаммада расулюллах», затем то же самое прочитать громким голосом, – и в общем получается четыре раза.

В призыве на утреннюю молитву желательно сделать «тасвиб», то есть сказать: «Ассаляту хайру мина навм» («Намаз лучше сна»). Это важная сунна, которая осуществляется во время чтения азана. Желательно, чтобы муэдзин также читал икамат, в азане растягивал голос, а читая икамат, чуть быстрей его прочитал.

По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.

Когда мы слышим муэдзина, нам нужно приготовиться к намазу и оставить все наши дела, будь это разговор, работа и даже чтение Корана, – следует оставить все занятия, поскольку это призыв самого Аллаха посредством муэдзина.

Затем желательно повторять то, что говорит муэдзин. Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай ». В другой версии хадиса говорится: «…он удостоится моего заступничества ». Желательно, повторяя за муэдзином во время чтения слов «Ашхаду анна Мухаммаду Расулюллах », сказать:

رضيت بالله رباً، وبالإسلام ديناً ، وبمحمدٍ نبيا

Смысл: «Я тоже свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха, я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как Пророком ».

Во время чтения муэдзином слов «Хайя "аля с̣-с̣аля́х», «Хайя "аляль-фаля́х» сказать:

لاحولولاقوةإلابالله

Смысл: «Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха Величественного ».

В утреннем призыве при чтении муэдзином слов «Ассалятухайру мина навм» следует сказать:

صدقت وبررت وبالحق نطقت

Смысл: «Ты прав, и истину изрёк ».

اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ

Смысл: «О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василят и доведи его до уровня Макам-махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение) в Судный день, поистине Ты не нарушаешь обещаний ». Потом можно прочитать любое желаемое дуа.

Того, кто прочитает это дуа, Аллах возвеличит тем, что удостоит его заступничеством, ведь эта мольба о степени «аль-Василят» Пророку (мир ему и благословение) может помочь нам получить шафаат в Судный день.

Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал, что мольба между азаном и икамой не отвергаема – эта важное время, которое использует верующий для обращения ко Всевышнему Аллаху (Свят Он и Велик).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда шайтан слышит азан, он сразу убегает от азана, потому что азан поражает его, сжигает и отталкивает ».

Азан – это милость нам от Аллаха. Когда человек слышит призыв на молитву, который звучит в разных уголках из минаретов мусульман, то он чувствует спокойствие и уходят от него многие беды. Азан связан с признаками Ислама, в том числе с самым великим признаком в Исламе – с Пророком (мир ему и благословение). Когда слышите азан, старайтесь чувствовать, как вёл себя наш Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, как он обращался к Аллаху, чтобы наше вступление в намаз было как у нашего Посланника (мир ему и благословение). Так мы будем совершенными в следовании достойным деяниям лучшего творения – Пророка (мир ему и благословение) – и будем соответствовать смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас ”» (сура «Алю Имран», аят 31).

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа.

Рекомендуем почитать

Наверх