Боровых дважды герой советского союза. Боровых андрей егорович

Предбанник 07.04.2024
Предбанник

Боровых Андрей Егорович – командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 30 октября 1921 года в городе Курск Курской губернии (ныне областной центр России). Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в Курске. Работал шофёром. В 1937 году окончил Курский аэроклуб.

В армии с января 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. В январе-декабре 1941 – лётчик-инструктор Чугуевской военной авиационной школы пилотов, с сентября 1941 года находившейся в эвакуации в городе Чимкент (ныне Шымкент, Казахстан).

Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – сентябре 1942 – лётчик и командир звена 728-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1942 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи, штурман полка и заместитель командира по лётной части 157-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном (декабрь 1941 – январь 1942), Калининском (январь 1942 – март 1943), Центральном (май-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль 1944 – май 1945) фронтах.

Участвовал в Торопецко-Холмской, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычёвской операциях, Курской битве, Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте. 31 мая 1943 года был ранен в левую ногу.

За время войны совершил 475 боевых вылетов на истребителях И-16, И-185, «Харрикейн», Як-7Б, Як-9, Як-1Б, Як-3 и Як-9М, в 113 воздушных боях сбил лично 32 и в составе группы 14 самолётов противника .

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

После войны до июня 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира 157-го истребительного авиационного полка по лётной части (в Группе советских войск в Германии; город Дрезден). Летал на Як-9М. В июне-декабре 1946 – командир 233-го истребительного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии; гарнизон Перлеберг). Летал на Як-3.

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В июне-декабре 1951 – заместитель командира 9-й истребительной авиационной дивизии (в Московском военном округе; посёлок Кубинка Московской области). Летал на реактивном истребителе МиГ-15.

С декабря 1951 года служил в авиации ПВО. В марте 1952 – ноябре 1955 – командир 98-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском районе ПВО, с 1954 года – в Московском округе ПВО; город Брянск). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.

В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В ноябре 1957 – октябре 1958 – командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (в Московском округе ПВО; город Ржев ныне Тверской области). С октября 1958 – 1-й заместитель командующего, а в августе 1959 – мае 1960 – командующий 52-й воздушной истребительной армией (штаб – в Москве). Летал на реактивном истребителе МиГ-17 и сверхзвуковом перехватчике МиГ-19.

В мае 1960 – августе 1963 – командующий авиацией Московского округа ПВО. В августе 1963 – июле 1968 – командующий 11-й отдельной армией ПВО (штаб – в городе Хабаровск). В июле 1968 – августе 1969 – командующий 8-й отдельной армией ПВО (штаб – в городе Киев).

В июле 1977 – апреле 1988 – военный консультант Института военной истории Министерства обороны СССР. С апреля 1988 года генерал-полковник авиации А.Е.Боровых – в отставке.

Депутат Верховных Советов СССР 1-го созыва (в 1946-1950 годах) и РСФСР 4-го созыва (в 1955-1959 годах).

Заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966), генерал-полковник авиации (1968). Награждён 2 орденами Ленина (24.08.1943; 31.10.1967), 5 орденами Красного Знамени (22.06.1942; 06.11.1942; 09.07.1943; 31.07.1945; 22.02.1955), орденами Александра Невского (22.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (26.10.1955; 29.10.1971; 16.02.1982), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями; польскими орденами Возрождения Польши 5-й степени (06.10.1973) и «Виртути Милитари» 5-й степени (1946), монгольским орденом «За военные заслуги» (06.07.1971) и иностранными медалями.

Почётный гражданин Курска (1988).

Бронзовый бюст А.Е.Боровых установлен в Курске, где его именем названа улица.

Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 27 личных и 17 групповых побед;
2) Награждён за выполнение 341 боевого вылета и участие в 55 воздушном бою, в которых сбил лично 12 и в составе группы 14 самолётов противника (на 4 июня 1943 года);
3) Награждён за выполнение 437 боевых вылетов и участие в 104 воздушных боях, в которых сбил лично 31 и в составе группы 14 самолётов противника (на 3 ноября 1944 года).

Сочинения:
Будь отличником, классным специалистом. М., 1963;
Новая техника, оружие и человек. М., 1972;
Надёжный щит Родины. М., 1985.

Воинские звания:
сержант (01.1941)
старшина (1942)
младший лейтенант (09.05.1943)
лейтенант (10.07.1943)
старший лейтенант (03.11.1943)
капитан (15.03.1944)
майор (17.01.1945)
подполковник (20.01.1949)
полковник (27.02.1952)
генерал-майор авиации (27.08.1957)
генерал-лейтенант авиации (09.05.1961)
генерал-полковник авиации (19.02.1968)

Дважды Герой Советского Союза Боровых Андрей Егорович

Родился 30 октября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу в 1936 году. В Красной Армии с 1940 года, в том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

Боевую деятельность начал в составе ОГ ПВО города Харькова, на самолёте . С декабря 1941 года по сентябрь 1942 года служил в составе 728-го ИАП. Затем, по май 1945 года, в 157-м ИАП.

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых, действуя на Калининском и Центральном фронтах, совершил 341 успешный боевой вылет. В 55 воздушных боях, проявив высокое мужество и отвагу, сбил лично 12 самолётов противника и 14 в составе группы. 28 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К декабрю 1944 года командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. Е. Боровых совершил ещё 123 боевых вылета и сбил 19 самолётов противника. 23 февраля 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После окончания войны командован авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. В 1958—1969 годах командовал авиационными соединениями. С 1969 по 1977 годы — Командующий авиацией ПВО страны. Генерал — полковник авиации (1968 год). С 1977 года — Военный консультант Института военной истории МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Заслуженный военный лётчик СССР (1966 год). Автор книг — «Новая техника, оружие и человек», «Надёжный щит Родины».

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранным орденом. Бронзовый бюст установлен на родине.

Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно-технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, ). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.

В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.

Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:

«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле-мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.

В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.

Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.

И вот огневое курское небо лета 1943 года, непрерывные вылеты. Зачастую садились только за тем, чтобы заправиться горючим и боеприпасами. За время воздушных боёв под Курском мне удалось уничтожить 8 вражеских самолётов. Но в одном из боёв я был сбит сам, легко ранен и спасся только благодаря парашюту».

К июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. Е. Боровых имел на своём счету 12 лично сбитых самолётов противника и 14 — в составе группы. В конце августа он стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

После Курской битвы его полк сражался в небе над Глуховом, Новгород-Северским, Нижиным, Черниговом, городами Белоруссии и Польши.

Осенью 1944 года полк был перевооружён на — истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

В боях за освобождение Польши он сбил 10 самолётов противника и был награждён польским орденом.

К декабрю 1944 года капитан А. Е. Боровых сбил ещё 19 самолётов противника и 23 февраля 1945 года был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за годы войны Андрей Егорович Боровых совершил около 600 боевых вылетов, провёл около 150 воздушных боёв, сбил лично 32 и в составе группы 14 вражеских самолётов. Его боевой путь пролёг через Ржев и Торопец, Орёл и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву, закончившись под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

После войны, 23-м приёмом, в числе 20 дважды Героев, так называемой «золотой орды», капитан А. Е. Боровых был зачислен в Военно-Воздушную академию. После её окончания командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолётов. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 — 1977 годах был на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968 года генерал — полковник авиации А. Е. Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 года работал в Институте военной истории.

В экспозиционном зале Курского областного краеведческого музея, посвящённом Великой Отечественной войне, есть бюст Андрея Боровых, его китель, украшенный «Золотыми Звёздами» Героя и орденскими планками, фотография, а в фондах музея — шлемофон, депутатский билет на его имя, Диплом Почётного гражданина города Курска, листовка Главного политического управления Красной Армии, многочисленные фотографии военных лет, его личные вещи.

Б оровых Андрей Егорович - летчик-истребитель 157-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии.

Родился 30 октября 1921 года в городе Курск в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году окончил среднюю школу.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролёг через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 341 успешный боевой вылет и участие в 55-и воздушных боях, в которых он лично сбил 12 самолётов противника и 14 в составе группы.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых Андрей Егорович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49-и воздушных боях ещё 19 вражеских самолётов.

Всего за годы войны А.Е. Боровых совершил около 470-и успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолётов противника.

После окончания войны отважный лётчик-истребитель командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1958-77 годах - на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации. С 1977 года - в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Жил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года.

________________________________

Юность мужает в боях

Г енерал Боровых хорошо помнит первую военную зиму конца 1941 года - начала 1942 года. Это было на Калининском фронте. Наши войска вели успешное наступление против фашистских армий группы «Центр». Уже далеко позади остались освобожденные Калинин, Клин, Селижарово. Начинались упорные бои в районе Ржева, Торопца, Холма.

Боровых прибыл на Калининский фронт в разгар этих наступательных операций. Здесь началась его фронтовая жизнь. Отсюда через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву пролегает его боевой путь, закончившийся в Берлине. Начал он его рядовым летчиком, а закончил командиром эскадрильи, дважды Героем Советского Союза.

Первый воздушный бой принес ему первую победу. В районе Холма он стремительно атаковал фашистский «юнкерс» и сбил его. А вскоре, охраняя с воздуха железнодорожную станцию Торопец, он сразил второй, а затем третий вражеский бомбардировщик. Этот успех окрылил молодого летчика.

Получив сведения, что фашисты готовятся совершить крупный налет на район Зубцова, где были сосредоточены наши танковые части, командование полка поручило группе самолетов, которой командовал Боровых, прикрыть этот район.

Рядом с истребителем Боровых шли самолеты Баранова, Томильченко, Крупина, Казначеева, Шевцова. Вот и заданный район. Где-то там внизу, в лесной чаще, укрылись наши танкисты. Сверху хорошо виден огромный лесной массив. Вокруг леса - несколько сожженных деревень.

Дежурство уже близилось к концу, когда в эфире раздался предупреждающий голос с земли:

Внимание! Появилась большая группа фашистских бомбардировщиков. Подготовьтесь к отражению атаки.

Вражеские самолеты шли прямым курсом в район расположения наших танковых частей. Боровых атаковал ведущего. Фашист, видимо, не ожидавший такой дерзкой атаки, попытался отвернуть в сторону, но было уже поздно. Снаряды хлестнули по плоскостям, ударили в фюзеляж. «Юнкере» вспыхнул в воздухе и тут же рассыпался на части. В это время Михаил Баранов поджег второй фашистский бомбардировщик. Не принимая боя, остальные самолеты повернули обратно.

Прекратить преследование, - передал по радио Боровых.

Не успели советские летчики перестроиться и занять свое место над районом расположения наших танков, как на них из-за облаков свалилось 12 «мессершмиттов». И советские истребители снова вступили в бой. Через несколько минут Андрею Боровых удалось сразить одного из фашистов. Но силы были слишком неравные. Один из наших «ястребков» был подожжен, и летчик, стараясь сбить пламя, резко пошел вниз. Вскоре вышел из боя второй советский истребитель, оказался подбитым третий. Все труднее становилось вести бой трем оставшимся экипажам. У самолета, которым управлял Андрей Боровых, отказала пушка, кончились патроны в пулеметах, на исходе был бензин. Надо уходить, но 11 «мессершмиттов» плотно преграждают путь.

Боровых решил перехитрить фашистов. Измотав их сложными изворотами, он неожиданно скользнул под один из «мессеров» и ушел в сторону расположения войск противника. Михаил Баранов и Анатолий Томильченко повторили маневр Боровых. Фашисты, ожидавшие, что наши летчики будут пробиваться на восток, в сторону расположения советских войск, потеряли из виду советские «ястребки». Оторвавшись от преследователей, наши самолеты вернулись на свой аэродром.

Впоследствии Андрей Боровых не раз вспоминал этот трудный бой. Он снова и снова пытался уяснить себе, в чем заключалась ошибка. Можно ли было избежать потерь? Ответ на эти вопросы был один - нужно действовать более осмотрительно и расчетливо.

А за гибель наших «ястребков» мы еще расквитаемся,- сказал тогда своим боевым товарищам Андрей Боровых.

И такая возможность вскоре представилась. Было это уже в районе города Белый. В тот день Боровых летел ведущим, рядом шли еще два наших истребителя. В это время на горизонте показалось пять фашистских бомбардировщиков в сопровождении четырех «мессершмиттов». Противник не знал еще, что на советских истребителях установлены новые пушки вместо снятых мелкокалиберных пулеметов. Уверенные в своей недосягаемости, гитлеровские летчики продолжали свой путь, не обращая внимания на паши самолеты.

Андрей Боровых сбил с них спесь. Когда расстояние между самолетами сократилось до 800 метров, он дал по сомкнутому строю «юнкерсов» залп реактивными снарядами. Один из вражеских бомбардировщиков тут же рухнул на землю, второй был сильно поврежден и стал быстро терять высоту.

Развернувшись, Боровых поспешил на помощь товарищам, которые вступили в бой с другими вражескими бомбардировщиками. Но в этот момент на него навалились четыре «мессершмитта». Один из гитлеровских летчиков зашел сверху и приготовился открыть огонь по советскому истребителю. Боровых неожиданно резко сбавил газ и перешел на скольжение. Самолет значительно уменьшил скорость, и пулеметная трасса прошла мимо. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Андрей Боровых ударил по нему из пушек.

Получай, гад! - бросил он вдогонку сбитому самолету.

Нырнув в облака, Боровых оторвался от остальных «мессершмиттов» и присоединился к своей группе. На последних каплях бензина добрался до своего аэродрома. Там он узнал, что наблюдавший за воздушным боем командующий фронтом И. С. Конев объявил ему благодарность.

Всю войну провел Андрей Боровых на фронте. Совершил около 600 боевых вылетов, в воздушных сражениях сбил лично 32 фашистских самолета и 14 - в групповых боях. Не раз смотрел смерти в глаза...

Конец лета 1944 года. Белорусский фронт. Уже несколько дней моросит мелкий дождь. По земле стелется серая дымка тумана. А вокруг нескончаемая пелена серых облаков.

И когда это только кончится, - оглядывая горизонт, задумчиво произносит Боровых. - Надоело уже ждать.

Да, в такую погоду не полетишь, - соглашается штурман полка.

И вдруг приказ: срочно выслать группу летчиков на розыски нашего кавалерийского соединения, попавшего в районе Бреста в окружение. Кавалеристы совершали рейс в глубокий тыл врага. На обратном пути они лишились средств связи. Необходимо установить точные координаты кавалерийского соединения и помочь ему вырваться из окружения.

И вот уже четверка истребителей взяла курс на запад. Их ведет Андрей Боровых. Летчики пересекли линию фронта, а затем, вынырнув из облаков, на бреющем полете начали осматривать местность. На огромной скорости проносились они над оврагами и пашнями, внимательно обследовали каждую рощу.

Андрей Боровых давно уже потерял счет времени. Глаза от длительного напряжения покраснели, гимнастерка не успевала просыхать от пота. Надо бы отдохнуть, но нет времени. Много раз улетала и вновь возвращалась на свой аэродром четверка истребителей. И лишь к концу вторых суток кавалерийское соединение было обнаружено.

Вышедшие из окружения кавалеристы пригласили к себе своих спасителей-летчиков. Никогда еще Андрей Боровых не видел столько радостных, взволнованных лиц. Он не успевал отвечать на приветствия. Ему жали руки, крепко обнимали.

Спасибо, братцы, спасибо, родные! - неслось со всех сторон.

Как-то раз, патрулируя над Вислой, Андрей Боровых и Михаил Баранов встретились в воздухе с 20 «фоке-вульфами». Чтобы обмануть врага, наши летчики повернули обратно и создали видимость, что уходят от боя. Но, зайдя в облачность, они резко изменили курс и почти молниеносно оказались над фашистскими самолетами. Поочередно появляясь из-за облачности, «ястребки» обрушивали на «фокке-вульфы» лавину огня и снова уходили ввысь, за облака. Гитлеровцы никак не могли понять, сколько истребителей их атакуют. Уже пять машин догорают внизу, а атаки не прекращаются. Так победили мужество и военная хитрость.

Каждый раз, когда Боровых сбивал в воздушном бою самолет противника, он непременно при возвращении делал над своим аэродромом «горку». Это все хорошо знали в полку. На этот раз ему пришлось сделать три «горки».

Последние месяцы Отечественной войны Андрей Боровых провел почти в непрерывных боевых полетах на Варшавском, а затем на Берлинском направлениях. Он вылетал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Ему пришлось участвовать во многих воздушных сражениях. Но за все это время его самолет не получил ни одной пробоины.

Когда в феврале 1945 года Андрея Боровых наградили второй золотой медалью Героя, ему было всего лишь 24 года. Теперь генерал Боровых может с гордостью вспоминать военные годы. В великую победу он внес и свою лепту как верный сын Советской Отчизны и храбрый воин.

А. Синицын.

Первую победу он одержал в первом же бою. Успех редко приходил к летчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструкторам в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого летчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: четыре крыльевых пулемета «браунинг» калибром 7, 7 мм были заменены четырьмя 20миллиметровыми пушками «ШВАК».

8 боевых вылетов, совершенных Боровых на Калининском фронте, в составе 728 истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награжден орденом Красного Знамени. Вскоре летчик провел воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил Ю-88 и Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, еще больше укрепляется уверенность.

А Боровых родился в Курске 30 октября 1921 г. , под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шоферам, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище летчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году. Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 41-го года дал 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и одного трижды Героев, что в течение грядущих трех с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Большую часть боевых вылетов Боровых провел на самолетах, летно-технические характеристики которых существенно уступали немецким («Харрикейн» МкII, Як-7б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Летчик должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, - в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом».

В тяжелых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге уже на Як-7б он сбил 8 немецких самолетов. В одном из боев выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях он в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации на Курск.

В конце августа 1943 г. Боровых стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

Весной 1944 г. полк был перевооружен на Як-3 - истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

Во время ВОВ летчик провел около 500 боевых вылетов, 130 воздушных боев, лично сбил 32 и в группе 14 самолетов противника. Воевал в составе 157го истребительного авиационного полка (273 иад, 6 иак, 16 ВА).

Дважды. Герой Советского Союза (Указы от 24.08.43, 23.02.45). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3й ст., медалями.

После войны, 23м приемом, в числе 20 дважды Героев так называемой «золотой орды», капитан Боровых был зачислен в ВВА. После окончания академии (1951) командовал полкам, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолетов. Заслуженный военный летчик СССР. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 19581977 гг. на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе. Киевском военном округе. С 1968 г. генерал-полковник авиации Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 г. работал в Институте военной истории. Написал две книги: «Новая техника, оружие и человек» (М., 1972), «Надежный щит Родины» (М., 1985). Умер 17 ноября 1989 г.

краткое содержание других презентаций

«Итоги Великой Отечественной войны» - Ленинград. Москва. Организация Объединенных Наций. Потери Красной Армии. Причины победы. Мемориал Славы. Советская делегация. Итоги войны. Рокоссовский К.К. Брестская крепость. Маньчжурская операция. Потсдамская конференция. Новороссийск. Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Конференция глав государств. Общие принципы политики. Цена победы. Международный трибунал в Нюрнберге. Волгоград. Тула. И.С. Конев.

«Наступление под Курском» - Сражение под Прохоровкой. Г.К.Жуков. Плавающий танк Т-40. Ни Орел ни Белград взять немецким войскам не удалось. Немецкие танки миф Мировой войны. Легкий танк Т-50. По техническим характеристикам русские танки были намного боеспособнее. Фон Бок. Средний танк Т-34. Н.Ф.Ватутин. Великая Отечественная война 1941-1945 год. Королевский тигр. . Планы сторон 12 июля 194г. Тяжелый танк КВ-1. Гудариан. Курская дуга.

«Битва за Берлин» - 29 апреля начались бои за рейхстаг. Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу. Главная роль при взятии Берлина отводилась армиям маршала Г. К. Жукова. Борьба за Берлин шла не на жизнь, а на смерть. У многих не зарубцевались ещё раны от прошлых боёв. Битва за Берлин. Берлин останется немецким...". Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Противника встречает колоссальная сила артиллерии.

«Освобождение Беларуси» - Генерал-майор авиации. Вражеская группировка. Потери немецких войск. Маша Брускина. Войска. Операция «Багратион». Фронт. Героические подвиги. Договор о советско-польской границе. Дом правительства. Багратион. Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.

«Окончание Великой Отечественной войны» - Берлин в мае 1945года. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции советской стороной. Знамя победы над Рейхстагом. На мавзолее руководители партии и правительства. Принимает парад Маршал Г. К. Жуков. Май 1945 год. Встреча руководителей стран победительниц в Потсдаме. 200 гитлеровских знамен брошены на помосты у мавзолея. Битва за Берлин. Берлин. Суд над фашистскими военными преступниками. Нюрнбергский процесс.

«Участники Курской битвы» - Роль разведки. Герои Курской битвы. Солдат. Конорев Иван Алексеевич. Советский средний танк. Историческое значение. Курская битва. Цитадель. Победа в битве. Боровых Андрей Егорович. Сонин Иван Егорович. Игишев Георгий Иванович. Планы и силы сторон. Руководство войсками. Пантера. Ломакин Алексей Максимович. Танковое сражение. Тигры. Контрнаступление советских войск. Танковый бой. Грозовые военные годы.

Рекомендуем почитать

Наверх