Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке? Филичева Т. Б

Сауна с бассейном 20.08.2024
Сауна с бассейном

Постановка звука Л

л .

л ; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука л различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- «Пароход гудит» - ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы ;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а , одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).

Постановка звука Р

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук р .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука р ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука р различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения
- «Волк фыркает» - ФРРР;
- «Нам холодно» - БРРР;
- «Кучер» - ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;

Ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.



3. От опорного звука:

Выработка проторного звука р : ребенку предлагается длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж );
- выработка одноударного звука р : ребенок произносит звук ж длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта;
- ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести звук т , затем - д ; в результате слышится трр , дрр (дунуть на карандаш, лежащий на столе - круглый, граненый).

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести проторный звук р , в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);

Ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать);

Ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.

5. От артикуляционного уклада с механической помощью:

Ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др )). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

Постановка сонорных звуков (Л, Р). Сборник упражнений.
Автор-составитель: Галковская Оксана Юрьевна , учитель - логопед МБОУ
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

Все вышеперечисленные задачи решаются в каждой возрастной группе. При этом объем работы зависит от значимости той или иной задачи для данного возрастного этапа.

Так, начиная со второй младшей группы (4-й г. жизни) необходимо учить детей четко произносить уже имеющиеся в их речи гласные и наиболее простые согласные звуки а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно следует воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на занятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи с самого начала важна правильная постановка дыхания. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й г. жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков с, з, ц; шипящих ж, ш; соноров р, л; аффрикаты ч". У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В старшей группе (6-й г. жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и в произношении дети различают группы звуков: шипящие и свистящие (ш, ж, с, с", з, з"), аффрикаты (ц, ч"), соноры (р, л).

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой...» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. В старшей группе закрепление правильного и внятного произношения выдвигается уже как самостоятельная задача для занятий по развитию речи. Параллельно совершенствуют навыки регулирования силы голоса, темпа речи, интонационную выразительность речи. В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) автоматизируются навыки свободного использования в речи всех фонем родного языка, внятного произношения словосочетаний с выразительной и естественной интонацией.

Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, которое осуществляется дыхательным, голосообразовательным и резонаторным отделом речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Нарушение звукопроизношения включает такие нозологические формы как дислалия, ринолалия, дизартрич и афазия. Нарушения дифференцируют с диалектным говором и неправильным произношением.

Дислалия это нарушение звукопроизношения, которое возникает при анатомических дефектах артикулярного аппарата, а также в следствии функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах. Также причинами нарушений могут быть неблагоприятные социально-психологические условия. "Стертая" дизартрия это нарушение произношения, которое сопровождается неточностью и ограниченностью объема движений артикуляров. Также при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса.

При открытой ринолалии происходит нарушение звукопроизношения, гнусавость речи при врожденных дефектах верхней губы, твердого и мягкого неба. Неполноценность глоточного затвора приводит к гипертрофии корня задних отделов языка и к образованию согласных звуков гортанно-глоточной области со спецефическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Причинами нарушения произношения могут стать:

  • дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
  • подражание неправильной речи;
  • двуязычие в семье;
  • снижение физиологического слуха.

Дизартрию и анартрию также вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:

  • внутриутробные поражения плода;
  • родовые травмы (например, асфиксия);
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.

Нарушения звукопроизношения практически всегда устранимые. Самое главное в исправлении нарушений правильно определить причины дефекта речи. Каждой причине соответствует конкретный способ коррекции. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит логопед, назначая медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Виды нарушений звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:

  • сонорных (р, л);
  • свистящих (с, з, ц);
  • шипящих (ш, ж, щ, ч).

Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно ожет нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычне звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложних нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков:

  • Искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим.

Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. также ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным апаратом (язык). В результате звуки искажатся или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин заменв звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем. Также бывают случаи, кога у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д, а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):

  • сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
  • ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
  • ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
  • йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
  • каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).

Нарушения групп звонких и мягких звуков: дефекты озвончения и дефекты смягчения). Все разновидности нарушений в произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:

  • Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
  • Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
  • Третий уровень. Смешиванние звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.

Исправление нарушений произношения

В зависимости от уровня произношения звука, логопед определяет работу с пациентом. Она может быть следующей:

  • Постановка звука (первый уровень);
  • ввод звука в речь до состояния автоматизации (второй уровень);
  • проведение дифференциации с другим звуком (третий уровень).

Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).

В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений детским логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка. Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные ;
  • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

Видео: как звучат сонорные звуки

Рекомендуем почитать

Наверх