Фавориты русских царей: кто был влиятельнее всего? Портреты фаворитов российских императоров.

Крыша 04.04.2024
Крыша

Все мы уже устали от шума вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда». Прежде чем готовиться к Крестовому походу против Алексея Учителя, стоит немного разобраться в исторической подоплеке. Любовный роман последнего императора и балерины – это просто детский лепет по сравнению с похождениями других правителей России. И даже несмотря на то, что Николай II был канонизирован РПЦ, он, в первую очередь, был человеком с человеческими желаниями и потребностями. Как все начиналось? Почему в патриархальной стране поселились такие нравы? Кто нарушил императорский кодекс и поплатился за это жизнью? Рассказываем в этом материале.

Правившая в России более трехсот лет династия Романовых считалась одной из самых могущественных и любвеобильных в Европе. Причем своими амурными делами славились как мужчины, так и женщины. Авторитет царской особы не должен был подвергаться сомнению – это был один из основных столпов, поддерживающих династию. Среди монарших особ действовал негласный свод правил поведения со своими фаворитами. Такие связи, как правило, усердно скрывались, побочные дети отдавались на воспитание в благородные семьи, а «испорченные» барышни замуж. Своих любимцев было принято поощрять подарками и часто менять, но ни в коем случае не вступать с ними в неравные (морганатические) браки, чтобы не замарать царское имя и благородную кровь. В основном, все правители придерживались этого кодекса.

Женщины Петра I

Петр I – не только великий реформатор, первый русский император, талантливый стратег и просто хороший плотник. Именно он совершил первую сексуальную революцию в России. Надышавшись свободным европейским воздухом в путешествиях, Петр не захотел возвращаться в темные и тесные московские терема своих богобоязненных предков. Молодой и энергичный император так возненавидел старую столицу, что решился на радикальные меры. Так вырос Петербург, а вместе с ним пришли к нам европейские нравы и порядки.

Петр реформировал не только патриархальную страну, но и собственную личную жизнь. Нелюбимую жену заточил в монастырь, непослушного царевича заморил в крепости, возвел на престол простолюдинку легкого нрава. У Великого императора было огромное количество любовниц, к которым он быстро остывал, и множество незаконных детей. Последней любовью Петра считается княжна Мария Кантемир, которая должна была родить императору ребенка. Официальная жена императора – в будущем императрица Екатерина I, опасаясь, что муж может оставить ее ради новой любовницы, подкупила доктора, чтобы тот прервал беременность Марии. По другой версии, у княжны родился мальчик, но долго не прожил. Как бы то ни было, расчетливая Екатерина и ее приближенные наверняка приложили руку к разрыву Петра и Марии.

Екатерина I, пожалуй, одна из самых уникальных женщин в русской истории. Она прошла нелегкий путь от служанки и любовницы до императрицы. Именно она стала эталоном для будущих правительниц. Екатерина добилась многого, но создал ее все-таки Петр.

Мария Кантемир

Век императриц

XVIII век – первый и последний век в русской истории, когда страной управляли женщины. Обе Екатерины, Елизавета и Анна в рутине государственных дел, находили время и на многочисленных любовников, которые, благодаря близкой дружбе с правительницами, строили блестящие карьеры в армии и при дворе.

Будучи всем обязанной милости Петра, Екатерина I, обладая натурой ветреной, не собиралась хранить ему верность. Доподлинно известна ее связь с Виллимом Монсом – камергером императорского двора. Петр, узнав о неверности своей супруги, решил жестоко проучить ее. Монса казнили, а его заспиртованную голову приказано было отнести в покои императрицы.

С женщинами Петр не церемонился. Свою племянницу Анну Иоанновну он выдал замуж почти силой для упрочения своих завоеваний во время Северной войны. Через два месяца после свадьбы муж неожиданно умер, и Анна осталась семнадцатилетней вдовой, одна в дикой для нее Курляндской земле. Долгие годы ее единственным любовником был Петр Бестужев-Рюмин, который мало того, что был старше почти на 30 лет, так еще и беспощадно изменял ей. После его отъезда в ее жизни появляется курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, которого она позже забрала с собой в Петербург в качестве неофициального супруга. И все же на фоне других императриц Анна выглядит совсем скромницей.

Елизавета – дочь Петра I и Екатерины 1 совершила в 1741 году переворот, вернув престол прямой линии своего отца. Ее жизнь была похожа на сплошной карнавал, состоящий из балов, маскарадов и молодых любовников. Прибывшая к ее двору в качестве невесты будущего наследника София Августа Фредерика – будущая императрица Екатерина II многому научилась у дочери Петра и во многом обогнала свою предшественницу.

Екатерина II – единственная из четырех императриц имела политический талант и огромную работоспособность. Однако государственные дела не мешали Великой императрице приятно проводить время. В ее покоях успели побывать более двадцати официальных фаворитов. У Екатерины было несколько внебрачных детей, которые сразу же после рождения передавались на воспитания в дворянские семьи.

Тайна происхождения единственного законного сына Екатерины императора Павла I до сих пор вызывает споры. По некоторым данным, его настоящим отцом являлся не император Петр III − законный, но нелюбимый супруг Екатерины, а ее первый фаворит Сергей Салтыков. Если это действительно так, то династия Романовых пресеклась еще в середине XVIII века.

Как получилось, что в патриархальной стране женщины вели столь раскованный образ жизни? Как ни парадоксально, но прекрасный пол был обязан своими правами мужчине! Петр I раскрепостил русскую женщину. Он позволил ей посещать мужские собрания, ослабил церковные тиски, приучил к парижским туалетам и всячески поощрял женское образование. Дамы воспользовались своей свободой в полной мере. Четыре императрицы не только были примером для других, но и выступали неким гарантом женских прав.

XIX век снова отодвинул прекрасный пол на второй план. Своим указом о престолонаследии Павел I исключил все возможности передачи власти женщине.


Екатерина II

Несчастливый брак Александра I

Начало XIX века ознаменовалось последним в истории России дворцовым переворотом. В марте 1801 года заговорщики расправились с Павлом I и возвели на престол его старшего сына Александра, эпоха правления которого считается одной из самых противоречивых в истории России. Немало вопросов вызывает и личная жизнь монарха.

Отношения императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (Луизы Марии Августы Баденской) всегда были далеки от идеала. Они поженились в 1793 году еще при жизни бабки Александра Екатерины Великой. Короткий период любви быстро закончился, когда молодые люди поняли, что их характеры и взгляды несовместимы. Александр быстро потерял интерес к некогда любимой жене. Елизавета, пораженная пышностью русского двора, тяжело привыкала к новой жизни. Муж был ее единственной опорой. Когда же он начал отдаляться, она осталась в полном одиночестве. Вскоре Александр Павлович, уже не стесняясь, начал заводить интрижки на стороне.

Будучи по своей природе натурой романтической, Елизавета вскоре сошлась с другом Александра Адамом Чарторыйским. И, каким-то чудом, спустя пять лет, в бездетной семье наследника родилась дочь Мария. При дворе сразу поняли, что к чему. Чарторыйского незамедлительно выслали из Петербурга.

Елизавета замкнулась и сосредоточилась на ребенке, который, по злой воле судьбы, прожил всего год. В это время ни для кого в Петербурге не было тайной, что Александр состоял в связи с Марией Нарышкиной. Эти отношения завершились в 1813 году, когда император окончательно устал от бесконечных измен своей любовницы. До сих пор неизвестно, были ли у них общие дети. Некоторые историки утверждают, что дочь Нарышкиной Софья была ребенком царя. Александр I очень любил девочку, и когда она скончалась в шестнадцатилетнем возрасте, долго не мог прийти в себя.

Отношения супругов напоминали плохую декорацию, и Елизавету не очень-то и жалели. Придворные презирали ее за то, что она не пыталась вернуть расположение мужа, а вдовствующая императрица плела против нее интриги. Вскоре в жизни Елизаветы появилась новая любовь: ее избранником стал штаб-ротмистр Алексей Охотников. Трепетные и страстные отношения любовников длились несколько лет и оборвались трагически. В 1806 году Охотников умер от туберкулеза. В этом же году Елизавета родила девочку, и этот ребенок тоже прожил недолго.

После всех любовных неудач и трагических жизненных перипетий Александр и Елизавета вновь сблизились, и последние годы жизни окружили друг друга вниманием и дружеской поддержкой. Александр умер 19 ноября 1825 года. Елизавета скончалась меньше чем через год после его смерти.


Елизавета Алексеевна

Роковая страсть Александра II

Александр II – единственный император, который нарушил правила негласного кодекса и не посчитался с интересами династии. Он вывел из тени свою любовницу и этим навлек на себя гнев семьи и родовитого дворянства, что, по мнению некоторых историков, и привело к его трагической гибели.

Члены императорской семьи с ранних лет отмечали необычайную влюбчивость будущего императора. Бесконечными увлечениями сына Николай I был крайне недоволен и неоднократно делал ему выговоры. Когда наступило время выбирать невесту, Александр со свитой отправился в Европу. В небольшом немецком городе Дармштадт он встретил свою будущую жену – впоследствии императрицу Марию Александровну. Желание наследника жениться на дармштадской принцессе родители приняли без энтузиазма – в высших кругах ходили слухи о неблагородном происхождении девушки.

Волнения коронованных родителей на этом не закончились. В Англии у цесаревича начался роман с юной королевой Викторией. Сложившаяся ситуация была с тревогой воспринята как в Лондоне, так и в Петербурге. Влюбленным пришлось расстаться под нажимом государственных интересов. Перепуганному Николаю пришлось согласиться на брак сына с принцессой из Дармштадта.

Будучи женатым человеком, Александр Николаевич также часто увлекался. В отличие от своей предшественницы Мария Александровна не могла спокойно смотреть на постоянные измены мужа, но упрекнуть его она не могла – так было не принято. Однако тогда никто не мог предположить, что одна из мимолетных интрижек императора перерастет в глубокое чувство.

История любви Александра II и Екатерины Михайловны Долгорукой представляет собой хорошую основу для написания любовного романа. Поначалу неприступная девушка отказывала настойчивому ухажеру, который к тому же был старше ее на 29 лет, но император добился своего. В 1866 году Екатерина обрела статус единственной любовницы Александра II, и последующие четырнадцать лет император вел двойную жизнь. Имея законную супругу, в письмах он называл Долгорукую своей «маленькой женушкой», она сопровождала его во всех путешествиях. Вскоре стали появляться дети. Император поселил любовницу с детьми в Зимнем дворце рядом со своей семьей. Придворные сочувствовали несчастной императрице и все более враждебно относились к легкомысленному Александру. Официальный брак императора стал чистой формальностью.

22 мая 1880 года императрица скончалась. Выждав год траура, Александр принял решение вступить в законный брак с любовницей. Это был настоящий удар по семье и династии. Но не прошло и года, как император пал жертвой террористов. Некоторые историки убеждены, что покушение имело успешный итог благодаря умышленному недосмотру со стороны полиции. Звучит довольно правдоподобно, учитывая то, что авторитет Александра II после женитьбы на Долгорукой упал окончательно.

Екатерина Михайловна пережила его на 41 год, увидела падение династии и крах Российской империи. Всю оставшуюся жизнь она бережно хранила вещи императора в миниатюрном домашнем музее, писала воспоминания и жила исключительно прошлым. Сложно упрекнуть ее в неискренности и властолюбии, которые когда-то приписывало ей общество.


Екатерина Долгорукова

Александр III – император поневоле

Александр III был вторым по старшинству сыном Александра II и к трону его не готовили. И задатков у него для такой роли не было: он был неуклюж, ленив, равнодушен к наукам и в отличие от других Романовых плохо держался в седле. Наследником был старший – Николай или Никс, как его называли дома. Александр очень любил старшего брата и всегда смотрел на него восторженными глазами. Николай был красив, талантлив и всесторонне развит. У него уже была невеста – датская принцесса Дагмар. Саша наверняка втайне мечтал о жизни брата. И кто бы мог подумать, что он ее получит.

В юности Александр пережил трагическую историю любви. Он безумно влюбился в фрейлину своей матери – Марию Мещерскую. Влюбленные писали друг другу письма, тайно встречались в парке. Александр не раз умолял отца позволить ему жениться на Мещерской, но император был непреклонен. У него были свои планы насчет женитьбы сына, пусть даже он и не был наследником.

В возрасте 21 года всеми любимый Никс скончался после тяжелой болезни. Наследником, вопреки опасениям членов императорской фамилии, был назначен Александр Александрович. В него не верили даже родственники, но закон престолонаследия нарушить не осмелились. Горе сблизило его с принцессой Дагмар, хотя он и продолжал думать о Мещерской. Император дал понять сыну, что выбора у него нет. Вскоре было объявлено о помолвке наследника и датской принцессы. Это брак стал счастливым для обоих.

Жизнь Мещерской оборвалась в расцвете лет. Она вышла замуж за миллионера Павла Демидова, который обожал ее и купал в роскоши. В возрасте 24 лет Мария умерла при родах. За несколько дней до смерти она призналась своей подруге, что никого и никогда не любила, кроме Саши.


Мария Мещерская

Николай и Матильда

Николай II пошел в отца. Он был примерным семьянином, любящим мужем и прекрасным отцом. К сожалению, он не состоялся только как правитель.

Его отношения с Матильдой Кшесинской были инициированы Александром III, который переживал, что скромный и стеснительный Ники все никак не может научиться правильно обращаться с женщинами. Балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская была выбрана для наследника не случайно. Мариинский театр в XIX веке называли борделем при дворце. Многие великие князья и даже сами императоры имели романы с танцовщицами театра.

Судя по оставленным воспоминаниям, ухаживания Николая за Матильдой были вымученными и нерешительными. Он никогда не питал к ней особенно глубоких чувств, их отношения больше походили на дружбу. Всем при дворе, включая родителей наследника, было известно, что Николай был влюблен в принцессу Алису Гессенскую и мечтал жениться на ней. Император был против этого союза, несмотря на постоянные просьбы сына.

В 1894 году состояние здоровья Александра III ухудшилось. Предчувствуя скорую смерть, император позволил Николаю взять в жены Алису, нареченную в православии Александрой Федоровной. Влюбленные не могли поверить своему счастью.

Николай на многое пошел ради жены и детей. Ради больного сына он терпел присутствие Распутина, деятельность которого прямо повлияла на падение авторитета императорской четы в народе. Ради безопасности семьи он подписал отречение от престола. Даже в сибирской ссылке он до последнего надеялся, что сможет защитить их.

Матильда Кшесинская не горевала после женитьбы Николая. Ее любовниками были великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. В 1921 году во Франции она вышла замуж за последнего. Матильда умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, оставив после себя книгу воспоминаний. Судя по всему, скоро ее мемуары станут бестселлером.


Александра Федоровна

Первые лица государства могли себе позволить самых знатных красавиц, все-таки они были абсолютными правителями, стесненными лишь некоторой официальной традицией - жениться на особах императорских домов, да не абы на ком, а на ком нужно. Для души цари держали себе фавориток и многих любили больше, чем законных жен. Diletant. media рассказывает о некоторых любовницах российских царей.

Александр II познакомился с Екатериной Михайловной во время военных учений под Полтавой, когда гостил у ее отца - князя Долгорукова. Она была еще маленькой девочкой. Несчастье этой семьи помогло счастью императора - Долгорукий разорился, оставив супругу с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми без средств. Их на свое попечение взял Александр II, пристроив братьев Долгоруковых в военные школы, а сестер - в Смольный институт.

В марте 1865-го во время посещения Смольного ему представили 17-летнюю Екатерину Долгорукову, которую он вспомнил и, кажется, именно тогда полюбил. Первые встречи проходили тайно - у Зимнего дворца. После - в Петергофе они стали проводить уже больше времени вместе. Законная супруга царя была больна чахоткой и не вставала с постели. Екатерина Долгорукова родила Александру четырех детей, однако брак ее не признавался Романовыми, одним из самых ярых противников морганатической связи был цесаревич - будущий император Александр III.

Екатерина Долгорукова родила Александру II четырех детей

Считается, что Анна Васильчикова была пятой женой Ивана IV, называемого в народе Грозным, однако этот брак не был признан церковью, то есть по сути браком не был.

Анну Васильчикову царь нашел в доме князя Петра Васильчикова 17-летней красивой девушкой и тут же замыслил забрать ее к себе во дворец. Князь не хотел отдавать дочь, но Грозный просто прислал к нему сватов. Правда, брак этот продлился недолго - всего около трех месяцев. Причем охладел к ней царь уже на исходе первого. Васильчикову насильно постригли в суздальском Покровском монастыре. В 1577-м году стало известно о ее смерти при загадочных обстоятельствах. Сообщил о смерти сам царь - разослав весть о поминовении Васильчиковой.

Иван IV охладел к любовнице Васильчиковой через месяц

Екатерина Ивановна была названа феноменом самой Екатериной II, она и сама любила подивиться на талантливую, грациозную и красивую выпускницу Смольного института. Нелидова получила от императрицы золотую медаль. В 1776 году она назначена фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, а к приходу на престол Павла I стала уже камер-фрейлиной.

Император называл их связь «дружбой священной и нежной, но невинной и чистой», она утверждала, что сам Бог назначил ей охранять государя. Правда, вскоре между ними произошла размолвка - Нелидова в гораздо большей степени была партией Екатерины II, а не своего любовника. В итоге император выслал Нелидову из Петербурга. Узнав об убийстве Павла I, Екатерина Ивановна была настолько потрясена, что буквально за месяцы стала совершенной старухой.

Екатерина II называла любовницу сына феноменом

Мария Андреевна происходит из знатного дворянского рода, дочь действительного тайного советника, невероятной красоты женщина. Петр I не только страшно любил ее, но и страшно ревновал. Однажды даже наказал ее за слишком вольное поведение с другими мужчинами и угрожал выдать замуж за человека, который заточил бы ее дома, как в монастыре. По большому счету так и поступил, но доверил ее лишь одному из самых приближенных себе людей - Александру Румянцеву.

Вместе с супругой царь отличил своего денщика «немалыми деревнями» и участком земли под дворец по дороге в Царское село, на берегу Фонтанки. Впрочем, наличие мужа, как говорят, не мешало свиданиям с императором. Пока Румянцев был в Константинополе, а затем занимался государственными вопросами у персидских границ, Петр I навещал свою любовь и даже, будто бы, подарил ей сына, названного в честь царя Петром.

Петр I наказывал любовницу за вольное поведение с другими

Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, по некоторым утверждениям, не производила впечатление красотки. С оливковым цветом кожи, лицо в рубцах после перенесенной оспы - это замечания великой княгини Екатерины Алексеевны, к которой Воронцова была определена во фрейлины. Пристрастие Петра III (в общем, эксцентричного человека) именно к ней вызвало всеобщее удивление, «великий князь высказал очень прискорбный вкус». Сам он, как говорят, называл свою любовницу по-простецки: Романовной.

Как только Петр III стал императором, Воронцова стала его официальной фавориткой. Назначенная камер-фрейлиной, она проводила с ним практически все время, участвуя в развлечениях и забавах увязшего в детстве царя. Расцвет эпохи Воронцовой закончится вместе с закатом эпохи Петра III, правда, по отношению к ней меры будут достаточно мягкие. Ей даже удастся выйти замуж за статского советника.

Петр III называл свою любовницу по-простецки: Романовной

Правление династии Романовых началось с показательной казни трехлетнего ребенка и закончилось расстрелом целой семьи.

Между этими злодействами пролегли столетия, полные диких и разнузданных картин. Заговоры, пытки, убийства, измены, похоть и оргии – вспомните известные факты и удивитесь тому, чего не знали.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты.

Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.

«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными.

Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей.

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев)

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров.

Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище.

Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила на лишь 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей…»

Рисунок императора: обнаженная Екатерина Долгорукова

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора.

Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев.

В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

В Касимове обнаружили горячего свидетеля романа императора и балерины Матильды Кшесинской.

К 100-летию отречения от престола императора НИКОЛАЯ II либеральной интеллигенции приготовили подарок. Все-таки это их праздник. Официально сообщили, что премьера скандального фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда» о запретной любви наследника престола и балерины КШЕСИНСКОЙ пройдет в Мариинском театре.

Действительно, глупо было утверждать, что между ними ничего не было. Но пока шли разговоры о половой невинности царя-батюшки, на свет божий вытащили еще одну его возможную пассию.

Считается, что жизнерадостную польку Матильду Кшесинскую своему флегматичному сынку Ники подарил папа. 23 марта 1890 года после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовал сам Александр III с наследником престола, был дан торжественный обед. Государь распорядился, чтобы рядом с будущим императором Николаем II посадили именно Кшесинскую. Семья решила, что Ники пора стать настоящим мужчиной, а балет являлся чем-то вроде официального гарема, и связь с балеринами не считалась в кругу аристократии зазорной.

На жаргоне, принятом в русской гвардии, поездки к танцовщицам ради сексуального удовлетворения своих буйных страстей называли «поход за картофелем». Наследник не стал исключением и под именем гусара Волкова несколько лет «ходил за картошкой» к Матильде. До тех пор пока в ноябре 1894 года не женился на Алисе Гессенской

Об особом внимании наследника российского престола к балерине Мариинского театра писали петербургские газеты, но сплетни жестко купировались цензурой и до провинции не доходили. Однажды это привело к забавному казусу.

В касимовском музее «Русский самовар» нашелся «живой» свидетель тех событий. Это тульский самовар, выпущенный Первой паровой самоварной фабрикой Василия Баташова в 1898 году к 30-летию императора. Фабрика Баташова поставляла самовары во все великокняжеские дворцы. Штучный самовар считался тогда очень крутым подарком и стоил больших денег. Юбилейный экземпляр, который должен был стоять на царском столе перед Николаем Александровичем, естественно, тоже заказали Баташову.

Тульские мастера долго думали над сюжетом и решили отобразить в своем произведении роль императора как покровителя искусства. Украсили «пузатого» греческим орнаментом и посвятили его музе танца Терпсихоре. Особое внимание уделили ручкам самовара, которые представляли собой изящные изогнутые балетные ножки.

В службе протокола дворца разве что только не приказали арестовать Баташова, прибывшего в Петербург со своим подарком. Фабриканта обвинили в желании оскорбить императрицу грязными намеками. Простили, лишь осознав, что тот не понимает ни слова из сыплющихся на него обвинений и что в его карете лежит еще три других самовара, на выбор. Не прошедший цензуру бытовой прибор вернули обратно с приказом переплавить. Но кто же будет выполнять такие приказы?

Сероглазый король

На волне споров о личной жизни последнего императора всплыла давно забытая история о его связи с поэтессой Анной Ахматовой .

Вспомнили книгу «Из записок об Анне Ахматовой» советского литературоведа Эммы Герштейн , где та писала: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» - потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Никаких дальнейших пояснений современница поэтессы не оставила, но такое заявление исключает двоякую трактовку.

Нечто похожее встречается и в мемуарах художника Юрия Анненкова , которые вышли в Париже под названием «Повесть о пустяках». Вспоминая период с 1909 по 1912 год, иммигрант уверял: «Вся литературная публика в то время судачила о романе Николая II и Ахматовой!»

Каким же образом Ахматова могла сойтись с Романовым ? Да без особых проблем. Окна ее дома в Царском селе выходили на императорскую резиденцию и парк, который был открыт для всех желающих. Рассказы о встрече с Николаем II во время прогулок содержатся во множестве обывательских воспоминаний.

Кстати, слухи о романе с императором сама поэтесса никогда не опровергала. К сожалению, подтверждение этой связи находится в основном в ее стихах. Так, в ее первом сборнике «Вечер» часто встречается образ «сероглазого» венценосного любовника, счастье с которым по какой-то роковой причине невозможно. Интересно, что самой запоминающейся чертой внешности Николая II, по воспоминаниям зарубежных дипломатов, были именно «серые лучистые глаза».

Косвенным доказательством связи может служить неоправданно быстрый успех дореволюционных стихов Ахматовой. Даже ее первые, по признанию самой поэтессы, «беспомощные» сборники «Вечер» и «Четки» были встречены подозрительно единодушным одобрением официальных критиков. Выслуживались, расхваливая творчество императорской фаворитки? Показательно и то, что после революции поэтесса надолго утратила благосклонность критиков. Однако Анна Андреевна никогда не падала духом и даже в самые тяжелые времена вела себя с поразительным достоинством. Иногда поэтесса настолько входила в роль царственной особы, что сын Лев умоляюще восклицал: «Мама, не королевствуй!»

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский

Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я

Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу ".

Наследник российского престола
Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Император Николай II

Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила " - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1898

"М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется ."

Матильда Кшесинская в балете "Баядерка" 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Матильда Кшесинская с отцом

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

"Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет."

Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".

Матильда Кшесинская в балете "Дочь Фараона" 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания ".


Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

"...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России
."



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899

Карикатура на Матильду Кшесинскую

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13)

" Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

- Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

Великий князь Андрей Владимирович

Рекомендуем почитать

Наверх