Характеристика аленушки из сказки сестрица. Лингвострановедческий словарь «Россия»

Дымоход 12.04.2024
Дымоход

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Кто ты – Иванушка-дурачок (глупый или удачливый молодец) ? И Как он становится царевичем?

3 слайд

Описание слайда:

Что если, Иванушка–дурачок - глупый мужичок Он бездельник Братья имеют на него влияние Ленив и неопрятен Обладает волшебным даром Любит животных

4 слайд

Описание слайда:

1. Откуда взялся Иванушка-дурачок? 2. Почему его называют дурачком? 3. Какой у него характер? 6. Как и почему удача идет ему в руки? 4. Кто помогает Иванушке – дурачку? 5. Какие поступки и подвиги он совершает?

5 слайд

Описание слайда:

Должна научиться проводить анализ сказок Разбирать характеры главных героев сказок Подбирать нужную информацию Учиться делать выводы

6 слайд

Описание слайда:

Изучу данные энциклопедии об образе. Прочту много русских народных сказок. В библиотеке проведу опрос среди посетителей. Проведу анкетирование среди своих одноклассников. Опрошу своих родных. Воспользуюсь Интернетом. Просмотрю кинофильмы и мультфильмы с участием Иванушки – дурочка.

7 слайд

Описание слайда:

Иванушка – дурачок - Младший, третий сын у старика и старухи, у вдовы, у старика, у царя Не женат, а значит жених, нет детей Имеет низкий статус: крестьянский сын, купеческий, редко царский Беден, без наследства Некрасив, мал ростом, грязен Характер: простодушен, ленив, добр, незлоблив, сердечен, веселый, смекалистый, бесстрашный, справедливый Образ жизни: лежит на печи, плюет в потолок, ловит мух, бесцельно копается в золе, иногда гуляет по кабакам, выполняет бессмысленные и бесполезные поручения, нанимается на службу к братьям и к царю

8 слайд

Описание слайда:

Добивается богатств благодаря волшебным ворам: Конь, кот, журавль, козел, черт, леший, чудесная птица, мужичок с ноготок, чудо - юдо, рыбка волшебный дар: перстень, скатерть-самобранка, волшебная птица, волшебное кольцо или просто исполняют его желания мудрая жена, дух отца КТО? ЧТО?

9 слайд

Описание слайда:

суперагент Справляется с любой проблемой, способен осуществлять любой контакт, выиграть любые переговоры, совершает подвиги жрец Выполняет обязанности жреца. Предсказывает будущее, загадывает и отгадывает загадки, толкует что непонятно другим, его предсказания не понятны окружающим они направлены против здравого смысла поэт и музыкант Играет на дудочке, гуслях-самогубах, поет и благодаря поэтическому таланту получает богатство юродивый Ведет себя как безумный, отказ от ума, речь особая, заумная

10 слайд

Описание слайда:

Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Взят из народного фольклора. С изменением жизни народа меняется и образ Иванушки в сказках. С древних времен младшие братья являлись хранителями семейного очага. Их обязанность осуществлять культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам. Печь- олицетворение домашнего очага. Имеет прозвища в сказках: Иван Третьего, Третьяка, третий сын Иван Запечный, Запечник, лежит на печи Иван Попелов, Попел, копается в золе До принятия христианства была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в 10-13 лет. Распространение имели имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк, Другак, то есть «другой», следующий. Оно было самым популярным и в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека.

11 слайд

Описание слайда:

Иванушка - дурачок: дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава простодушен, но правдив веселый, добрый, удачливый победитель во всех жизненных невзгодах бывает и на земле и под водой и в воздухе играет на музыкальных инструментах В конце сказки наконец Дурень стал, то молодец! Получил богатство, славу, Царь - девицу в жены взял И царевичем ведь стал!

12 слайд

Описание слайда:

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: побеждает противника женится на царской дочери получает и богатство и славу становится Иваном Царевичем Простодушный и ленивый, добрый и справедливый, бесстрашный. Его поступки не всегда хорошие, бывают и жестокие, бессмысленные. Постепенное его превращение из глупого в умного молодца и царевича происходит благодаря его доброте и справедливости. По результатам анкетирования дети плохо знакомы с этим образом, путают его с другими героями и не могут назвать сказки.

В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.

Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».

(Сказкотерапия и карты таро 1000 жизней)

Сегодня мы продолжим наши сказкотерапевтические тренинги, проводимые в небольших психотерапевтических группах или просто - индивидуально, с помощью карт таро 1000 жиз­ней.

На этот раз мы будем черпать мудрость из известной русской народной сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Мы с вами немного сместим, поменяем акценты - как это и подобает делать всем творческим сказкотерапевтам. А именно: главным героем нашей психотерапевтически осмысленной сказки будет не - Сестрица Алёнушка (как обычно принято), а «второстепенный персонаж сказки», её брат, братец Иванушка .

На мой взгляд, Иванушка, претерпевший в ходе данного сказочного сюжета, памятного всем нам, такие сложные метаморфозы, заслуживает отдельной сказкотерапевтической сессии.

Итак, напомню кратко содержание сказки до того места, которое нас интересует в первую очередь.

Жили-были сестрица Алёнушка и Братец Иванушка. Померли у них в одночасье родители и остались Алёнушка с Иванушкой - круглыми сиротами. Погоревали-погоревали, да жить как-то надо. Пошла Алёнушка на работу, а братца с собой взяла. Идут они полем, в поле жарко, Иванушка пить хочет. Увидал он коровье копытце, водой наполненное и говорит Алёнушке: «Дай я воды напьюсь!»

"Не пей из коровьего копытца", говорит Алёнушка, "а то телёночком станешь".

Послушался Иванушка сестрицу и не стал пить из коровьего копыта.

"Не пей из лошадиного копытца, Иванушка, а то жеребёночком станешь", говорит ему Алёнушка. Послушался братец сестрицу и не стал пить из лошадиного копытца.

И вот опять Иванушке пить хочется, и видит он на дорожке в поле - козье копытце, а в нём стоит водица.

«Не пей из козьего копытца, Иванушка, а то козлёночком станешь!», говорит Алёнушка братцу.

Но не послушался тут братец Иванушка, испил из козьего копытца и обернулся - козлёноч­ком. Взбоднул рожками и побежал вслед за сестрицей, грустный и виноватый...

Много пережили затем и Алёнушка в своем обычном облике, и Иванушка, в своём - звери­ном, даже смерть пережили (и затем вновь воскресли!) и в конце сказки Иванушка превра­тился-таки снова в человека. (Но уже на другом уровне - хочется добавить от себя.

Итак, приступаем к сказкотерапевтическому разбору сказки.

Разбор сказки

Глядя на лошадиные морды и лица людей,

на безбрежный живой поток, поднятый

моей волей и мчащийся в никуда по багровой

закатной степи, я часто думаю:

где Я в этом потоке?

Чингиз-хан

Когда-то Хорхе Луис Борхес сказал, что все сюжеты, существующие в литературе и искус­стве, и придуманные за тысячи лет человечеством, можно свести к двум основным сюжетам:

  1. Первый сюжет: «Мужчина и Женщина».
  2. Второй Сюжет: «Мужчина и его Путь».

До эры феминизма считалось, что женщине жить - проще. Потому что её задача (задача её Пути) сводилась к обретению ею своего Мужчины или, другими словами, обретении-себя-в-Мужчине. (Что сделать тоже не так-то просто, к чему нужно также приложить и ум, и труд, и своё сердце)...

Собственно, к этому и сводился её Путь - Путь Женщины.

Путь же мужчины был намного более непредсказуемым,непросчитываемым и оттого - бо­лее загадочным и опасным.

Каков Путь Мужчины? На этот вопрос готовых ответов - нет, точнее их даёт вся мировая ли­тература и искусство, но ответы эти- сбивчивые, противоречивые, задачу не облегчают, а, порой, только ещё больше запутывают и запугивают.

Вот, например...

Все знают, чем закончился путь Льва Толстого (не самого глупого, бедного и ничтожного че­ловека в России). Церковь объявила Толстого «ересиархом», отлучила от своего лона и до сих пор проклинает в своих ритуальных чтениях... Вам всё равно? А себе бы вы хотели такой участи?

Также, все знают, чем закончился путь Герострата - его «подвиг» даже вошёл в поговорку. Геростратова слава - означает, "прославить" себя чем-то подобным тому, чем "прославил" себя когда-то древний грек Герострат - сжечь храм Артемиды в Эфесе... Но прежде чем сме­яться над Геростратом, ответьте себе на вопрос: А вы бы смогли сжечь "храм Артемиды"? Просто физически, интеллектуально и морально, смогли бы осуществить такое мероприятие? По размышлении, понимаешь, что даже традиционно презираемый Герострат был не самым тупым человеком в Греции, и возможно, был значительнее нас с вами... И смеяться уже ни над кем не хочется. Вот - и первый урок нашей сказки.

Как говорил философ Спиноза (повторю мои любимые слова, ставшие современным кредо психотерапии):

«Не смеяться, не плакать, не проклинать - понимать!»

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» мы видим метафорическую реализацию второго борхесовского сюжета: «Мужчина и его путь». Давайте же разберёмся с метафорами этой притчи, выстроенной на мощных, (почти всех -ветхозаветных), "архетипах" или культурных символах.

Сказка начинается с того, что родители Иванушки и Алёнушки - умерли. Если воспринимать этот зачин опять же - метафорически, то получается картина знакомая всем. Все мы в какой­-то момент - вырастаем и бываем вынуждены «оторваться» от родителей. Эмоционально. Фактически (начать жить отдельно, возможно, даже переехав в другой город). Финансово. Психологически (осознать: какие твои «убеждения» являются родительскими интроекта­ми и провести ревизию этих интроектов на предмет их общей адекватности и их пользы - лично для себя).

Как мы видим из сказки, у Алёнушки период взросления проходит - легко. Это и понятно, будучи Женщиной, Алёнушка живёт-проживает первый борхесовский сюжет«Мужчина и Женщина» . Сегодня - она заботится о брате (не раздумывая взяв на себя архетипическую роль Матери). А больше никаких забот и вопросов к жизни у неё нет.

Завтра же, она выйдет уже как Взрослая в социум (пойдёт «через поле на работу»), социум её закружит-завертит, и после преодоления многих мытарств, препятствий и сказочных перипе­тий, Алёнушка встретит-таки Своего Мужчину , перестав, наконец, заботиться о брате, «иг­рать в куклы».

Не то - Иванушка...

Его взросление (как взросление любого Мужчины) проходит гораздо тяжелее. Оно продраз­деляется на четыре метафорических этапа.

А если говорить точнее, то на пути к последнему, четвёртому (и искомому) этапу своих ме­таморфоз, Иванушку подстерегают целых ТРИ Искушения.

Инициация? Или самоактуализация?

Четвёртый (главный и искомый) пункт прибытия иванушкиного Пути: инициация

Инициация [лат. initiāre - начинать; initiātio - совершение таинств] - смена социального ста­туса индивида, когда происходит его включение в какое-либо замкнутое объединение, при­обретение им особых знаний, функций или полномочий.

Инициация - обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой: по­священие в рыцари в средневековье, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком же значении, инициация - это характерное главным образом для первобытной культу­ры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важней­шим этапом социализации личности.

А теперь давайте выражаться языком гуманистической психотерапии . Да, с точки зрения всей нашей мировой культуры (а не только культуры первобытных обществ!), цель незрело­го индивидуума (только что оторвавшегося от родителей) и называющегося «человеком» пока что только - авансом, пройти свой Путь и суметь стать - Человеком, Зрелой Личностью. Или - самоактуализироваться . Помощь же в самоактуализации - это вообще цель любой современной психотерапии.

Итак, цели у брата и сестры - разные.

Цель Алёнушки - пройти свой Путь и найти своего Мужчину.

Цель Иванушки - пройти Свой Путь и стать Человеком, пройти инициацию, стать полно­правным членом Общества.

Какие же ТРИ Искушения подстерегают Иванушку на этом нелёгком и невнятном пути?

Дорога через поле... Метафорическая (я бы сказала -метафизическая ) дорога из уже остав­ленного навсегда родительского Дома - в ещё незнакомый и, конечно, враждебный Социум.

Для контраста с Высшей Целью - «стать Человеком», метафора сказки предлагает Иванушке - три звериных облика . Пародия на Чаши Причастия - копытца, углубления в земле, напол­ненные застоявшейся дождевой водой.

Коровье раздвоенное копыто. Лошадиное копытце - круглое как озерцо. Козье копытце - еле различишь в траве. Не случайно в сказке они располагаются именно в данной последователь­ности. Именно в такой последовательности человек на пути к своему Триумфу, встречает эти опасности.

Телец. Скотобойня.

Сравните три «копытца» (представьте себе их в своём воображении). След коровы, отпеча­танный в чернозёме... След лошади. След козы. От самого большого (больше юношей напьются в первую очередь и больше - погибнут, сильно проредив мужские ряды), до самого маленького - козьего.

Самое первое Искушение, которое подстерегает Иванушку на пути к Человеку, это искуше­ние превратиться в «Тельца» или "быка"... Телец - древний, ветхозаветный символ. Телец - жертвенное животное иудеев, подаривших нам Библию и её символы, которыми мы опери­руем вот уже несколько тысяч лет почти бессознательно.

Символ не одухотворённой плоти, приносимой на заклание, на алтарь. «И закололи упитан­ного тельца».

Стать телёнком, а затем - быком - это практически означает: погибнуть сразу, не дожив до «ума». Алёнушка предупреждает об этом, и Иванушка - соглашается с опасностью такого выбора. Он не хочет умирать молодым. Не хочет попадать на бойню. Под нож мясника. Ста­новиться «пушечным мясом»... Погибнуть в "разборке"... Характер Иванушки таков, что пер­спектива «быкования» его не прельщает, и поэтому он легко преодолевает своё Первое иску­шение.

Наверное самые лучшие строчки, посвящённые описанию участи быка, можно найти в пер­вом романе Пелевина «Чапаев и Пустота». Почитайте и увидьте, от какого искушения смог отказаться Иванушка на радость всем нам. Пелевин описывает некий метафизический «вневременной и внепространственный мир», похожий на то самое поле, по которому шли Алёнушка и Иванушка. Только вместо "копытец" - сказки, по пелевинскому полю разброса­ны одинокие точки странных костров, около которых ютятся странные люди...

«Возле костра сидели два человека. Они были мокрыми, полуголыми и походили на римлян - единственной их одеждой были короткие простыни, обёрнутые вокруг тел. Оба были во­оружены - один наганом, а второй двустволкой. И оба были покрыты отвратительными и обильными воронками огнестрельных ран. Увидев барона, они повалились на землю и бук­вально затряслись от нестерпимого, физически ощутимого ужаса.

- Серёжи Монголоида бойцы, - сказал один из них, не разгибаясь.

- Как сюда попали? - спросил барон.

- Нас по ошибке завалили, командир.

- Я вам не командир, - сказал барон. - А по ошибке никого не валят.

- В натуре, по ошибке, - жалобно сказал второй. - В сауне. Думали, что там Монголоид до­говор подписывает.

- Какой договор? - спросил Юнгерн, недоуменно поднимая брови.

- Да нам кредит надо было отдавать. И, значит, приезжают два быка...

- кредит? - перебил барон. Понятно.

Нагнувшись, он дунул на пламя, и оно сразу же уменьшилось в несколько раз, превратившись из ревущего жаркого факела в невысокий, в несколько сантиметров, язычок. Эффект, кото­рый это оказало на двоих полуголых мужчин, был поразителен - они сделались совершенно неподвижными, и на их спинах мгновенно выступил иней.

- Бойцы, а? - сказал барон. - Каково? Кто теперь только не попадает в Валгаллу. Сережа Монголоид... А всё это идиотское правило насчет меча в руке.

- Что с ними случилось? - спросил я.

- Что положено, - сказал барон. - Не знаю. Но можно посмотреть.

Он еще раз дунул на еле заметный голубоватый огонек, и пламя вспыхнуло с прежней силой. Барон несколько секунд пристально глядел в него, сощурив глаза.

- Похоже, будут быками на мясокомбинате. Сейчас такое послабление часто бывает. От­части из-за бесконечного милосердия Будды, отчасти из-за того, что в России постоянно не хватает мяса.

Меня поразил костер, который я только сейчас разглядел в подробностях. На самом деле его нельзя было называть костром. В огне не было ни дров, ни веток - он возникал из оплав­ленного отверстия в земле, по форме похожего на ровную пятиконечную звезду с узкими лу­чами.

- Скажите, барон, а почему этот огонь горит над пентаграммой?

- Как почему, - сказал барон. - Это ведь вечный огонь милосердия Будды».

Конь. Пахота.

А вот и второе искушение Иванушки.

Это тоже очень сложная и древняя метафора.

Когда-то Авраам Линкольн гневно сказал про рабовладельцев Юга, с которыми воевал его свободный Север: "С их точки зрения (точки зрения рабовладельцев) СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ, ДВИГАЮЩАЯ МЕЛЬНИЧНОЕ КОЛЕСО, это прекрасная иллюстрация того, каким дол­жен быть рабочий".

Откуда же взял Линкольн эту метафору? Ну, во-первых, из жизни. Раньше, когда лошадь ста­рилась и слепла, её продолжали использовать в хозяйстве - привязывали к мельничному кру­гу и заставляли так ходить - пока не падёт. Если лошадь была не слепа, то ей просто завязы­вали глаза (ослепляя таким образом - искусственно), потому что зрячая лошадь не стала бы ходить по одному и тому же кругу, а обязательно бы взбрыкнула...

А во-вторых, Линкольн имел в виду легенду (опять же взятую из Библии) о силаче Самсоне.

Самсон

Силач Самсон имел длинные волосы, как все мужчины-назореи его племени, и в этих воло­сах скрывалась его сила. Его враги филистимляне (ударение на третий слог с начала) узнали, что Самсон ходит в дом к красавице Далиле и подговорили её выпытать у любовника секрет его силы. Размягчённый от ласк Самсон проговорился Далиле о своих волосах, филистимля­не остригли его во сне и пленили, выставив на потеху в своём городе.

Но им этого было мало - чтобы унижение Самсона было полным, они - ослепили его и, при­вязав к мельничному колесу вместо рабочей лошади, заставили ходить по кругу, выполняя труд даже не раба, но скота...

Когда волосы Самсона вновь отрасли, к нему вернулась его сила и он сумел отомстить вра­гам, правда, это уже совсем другая история...

Если превращённый в "быка" - погибает сразу, то превращённый в "слепого коня" - погибает медленно, надрываясь на рабской работе, пленённый, обманутый и стреноженный.

Знакома ли вам эта участь?

Заметьте, если превращение в быка может состояться сразу же в юности, при знакомстве с "нехорошей мужской компанией", то превращение в рабочую скотину-лошадь идёт через женщину - Далилу, пленяющую силача и лишающую его силы и может состояться чуть поз­же, при прощании с юностью и переходе в зрелость...

Но и этой участи избежал Иванушка. Он избежал долгов, кредитов, ипотек, рабского труда в ненавистном офисе, избежал всего того, что ждёт и во что превращает сильного и красивого мужчину знакомство с вероломной Женщиной, видящей в нём только рабочую слепую ско­тину для вращения каменных жерновов...

Козлище. Козёл отпущения

Перед нами третий культурный архетип "скотского облика", и опять он - библейский.

Отделить агнцев от козлищ - отделить хорошее от плохого.

Козёл отпущения - интересная "личность". В один торжественный день на это животное воз­лагались символически все грехи людей общины, а затем (после церемонии) козла торже­ственно препровождали в пустыню, где и оставляли в покое...

И вот этому искушению Иванушка поддался с видимым удовольствием.

Для того, чтобы понять мотивы иванушкиного поведения, дадим слово воображаемому пер­сонажу нашей сказкотерапии, назвав его "Недоброжелательный Обыватель" (Это тот, кто в чужом глазу видит соринку, а в своём бревна не замечает и вообще, любит посплетничать).

Итак, Недоброжелательный Обыватель:

"Всё понятно! Иванушка обнаружил следующие качества характера: во-первых, он - трусо­ват. По своей природе он - не альфа-самец, поэтому перспектива стать "крутым пацаном" (тельцом) его не прельщает, и он тут же трусливо прячется за алёнушкину юбку.

Во-вторых, Иванушка - одновременно и ленив, и дохловат - и для "побед на любовном фронте" и для "побед на фронте трудовом"... Работать "как конь" во имя какой-то женщины-Далилы - да боже упаси! Ему не нужны ни женщины, ни работа.

Кто же тогда после этого Иванушка? Да ясно кто - козёл! Вот поэтому в козлёночка он и превратился с явным облегчением для себя!"

Теперь, после того, как мы выслушали мнение "психолога"-обывателя, давайте выслушаем мнение нормального психолога, нашего второго воображаемого участника сказкотерапии - Психотерапевта Гуманистического Направления.

Психотерапевт-гуманист:

"Как мы помним, социализация у мужчины проходит трудно и болезненно. Вообще, взросле­ние, эмоциональный отрыв от родителей каждому из нас даётся - не легко. А мужчине труд­нее вдвойне, потому что согласно "культурным кодам", он "не должен показывать слабость"...

Перед Иванушкой лежали три фальшивых способа социализации.

Первый способ, который подстерегает мальчишку в дворовой компании или "на районе", в ранней юности, Иванушка отверг с ходу.

Фальшивость этого способа - очевидна, он, не скрывая, сулит выбравшему этот способ - ран­нюю насильственную смерть.

Самоактуализироваться - не успеешь.

Второй способ социализации: уступить чарам коварной женщины и согласиться на пожиз­ненный рабский труд "в стане врага" подстерегает юношу, когда он перестаёт быть юношей и становится мужчиной.

Фальшивость этого способа "стать нужным обществу членом общества" - так же очевидна.

Самоактуализироваться - будет некогда.

Третий фальшивый способ социализации - это самый интересный способ.

Его можно описать так: "Да называйте меня как вам угодно, только оставьте меня в покое!"

Общество постоянно требует от человека существенных жертв. Это рано или поздно понима­ют все. Оно требует от нас то принести в жертву - своё здоровье, то жизнь, то время, то убе­ждения, то любимых...

А когда человек не соглашается ни на одну из этих жертв - общество самовольно отбирает у него свою последнюю жертву - Хорошую Репутацию и изгоняет из себя прочь, в пустыню, где и оставляет в покое.

Казалось бы, что плохого в таком способе наконец стать хоть кем-то?

Если тебя (как философа) не пугает перспектива того, что многие будут считать тебя "коз­лом" и не будут приглашать на свои "пати", то твоё существование можно назвать - прекрас­ным.

Ты сохранишь себе жизнь, и у тебя будет много свободного времени...

Вот здесь-то и кроется - разгадка фальшивости этого заманчивого предложения.

Стать Человеком можно только тогда, когда ты примирился с людьми и научился с ними об­щаться. А для этого необходимо покинуть "пустыню" и вернуться в социум. Как говорит ре­лигия, чтобы: "послужить людям"...

Но уже в качестве Человека, а не в качестве слепой лошади...

Итак, наша сказкотерапия - завершена, и мы приступаем к практической части тренинга - ра­боте с картами 1000 жизней.

Расклад для карт таро 1000 жизней по сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Давайте сразу же внесём жизненные коррективы в сказочные и мифологические сюжеты. В современном обществе гендерные роли написаны так, что и мужчины, и женщины теперь синхронно ищут "свой Путь", не смотря в сторону друг друга.

Нет, конечно остались ещё и такие женщины, которые с детства до старости живут в сюжете "Мужчина и женщина" и поэтому в начале Дороги ищут своего Мужчину.

Но многие современные женщины уже примерили на себя сюжет "Мужчина и его путь", подставив себя на место мужчины, и возразить им на это - нечего. Таков культурный "ответ" на "вызовы" времени.

Поэтому гендерный расклад про Иванушку (который можно было бы сейчас сделать на кар­тах 1000 жизней) станет у нас несколько универсальным, чтобы подошёл всем.

В раскладе мы выделим следующие важнейшие позиции.

Позиция Первая

Телёнок (Жертва)

Размышляя об этой позиции, мы вытащим из колоды одну карту. Перед тем, как тянуть кар­ту, мысленно мы зададим эти вопросы:

"То, что убьёт меня сразу",

"Роль, выступая в которой я погибну очень быстро",

"Окружение, которое мне абсолютно противопоказано"

Позиция Вторая

Жеребёнок (Самсон)

Размышляя о второй позиции, мы также тащим из колоды одну карту. Перед тем, как тянуть эту карту, мысленно мы зададим вопросы:

Позиция Третья

Козлёнок (Козёл отпущения)

Размышляя о третьей позиции, мы тащим из колоды одну карту, задавая вопрос:

"То, что спровоцирует мой разрыв с людьми"

Позиция Четвёртая

Самоактуализировавшийся Человек

На эту позицию мы вытаскиваем из колоды сразу три карты. Это - самые важные карты. Они изучаются самым внимательнейшим образом и на основе их текста тот, кто делает расклад, составляет внятный рассказ, отвечая на вопрос:

"Какие качества и обстоятельства помогут мне на Пути моей Самоактуализации"

В современном мире свой Путь должны проходить все - и мужчины, и Женщины.

Поэтому - в путь, друзья!

Пример расклада:

Клиентка, как мы и говорили - сегодня женщины,как раньше - только мужчины, ищут свой Путь.

Что ж, посмотрим на расклад и на рассуждения клиентки об увиденном ею в раскладе...

Позиция Телёнок (Жертва)

Клиентка отвечает на вопрос: "Роль, выступая в которой я погибну очень быстро".

Карта, вытащенная из колоды таро 1000 жизней: "Человек противоположного пола"

Рассуждения клиентки: Мне всегда казалось, что доля женщины, вообще, - намного легче мужской. Поэтому,наверное, женщины и живут дольше, этот факт - объективный. А совре­менное общество, которое буквально заставляет женщину играть несвойственную ей роль - роль "мужчины", убивает её наповал, вначале лишая женской привлекательности, а потом - и всего остального. Мне бы не хотелось соперничать с мужчинами ни в интеллекте, ни в силе, ни в скорости реакции, соперничать - ни на каком поле.

Поэтому я твёрдо знаю, что, начни я поддаваться общему тренду и "мериться силой" с миром мужчин, и я кончусь и как личность, и в целом,как живой,умеющий радоваться жиз­ни человек...

Позиция Жеребёнок (Самсон)

Клиентка отвечает на вопрос: "Какое занятие или какая жизненная роль иссушат все мои силы и ресурсы, превратив мою жизнь в бессмысленную и мучительную каторгу?"

Мистификатор .

Читаем текст карты: "Человек,о котором никто не знает правды. У него множество ролей и масок. Он настолько сживается с выдуманными образами, что и сам начинает верить в свои истории. Навык: скрывать свои истинные чувства и мотивы"

Рассуждения клиентки: Я всегда понимала и соглашалась с фразой Булгакова, которую он вложил в уста своего героя - Иешуа, в "Мастере и Маргарите"... "Правду говорить легко и приятно".

А ещё я помню другую фразу Булгакова, из того же романа. Эти слова сказал Мастер, описы­вая неприятную секретаршу из приёмной: "Её глаза были скошены от постоянного вранья"...

Я знаю людей, которые всю жизнь играют роль, носят маску, Персону. Они всю жизнь врут, что они, например, "любят своего мужа", "испытывают оргазм", "любят детей", или что "дети - от мужа", что они "любят лобио своей свекрови", и даже "любят Моцарта", а не, ска­жем, Еву Польну или Басту...

Меня всегда приводили в ужас такие люди, и про себя скажу честно - я бы так жить не смог­ла. Понятно, зачем такие люди врут - они пытаются понравиться тем, от кого получают каку­ю-то социальную выгоду, при этом нещадно давя свою истинную природу (которая не по­нравилась бы их "благодетелям").

Карта говорит, что: "так бы жить я смогла, но жила бы - плохо". А я бы поспорила с картой - долго бы я так не прожила.

Если развивать миф о Самсоне, то в моём случае было бы вот как. Вначале, поверившая в собственную убогость, я бы дала себя "остричь" под гребенку моих "благодетелей" (они же враги). Но со временем, мои волосы бы отросли и ко мне вернулись бы и сила и понимание. И тогда я, подобно вашему Самсону, пошла бы во дворец, где пируют мои ничего не подо­зревающие "филистимляне" и со словами "погублю вас и сам погибну" начала бы трясти ко­лонны так, что крыша рухнула бы на всё это сборище.

Позиция Козлёнок (Козёл Отпущения)

Клиентка отвечает на вопросы: "Какой путь приведёт меня в никуда?" и "То, что спрово­цирует мой разрыв с людьми"

Карта, вытащенная в ответ на этот вопрос из колоды таро 1000 жизней: Знаменитость .

Читаем текст карты: "Вызывает повышенный интерес публики. Готова быть в центре вни­мания даже ценой скандала. Создавайте разнообразные поводы, заставляя о себе загово­рить".

Рассуждения клиентки: Всё верно. Может быть кому-то такое ресурсное состояние и полез­но, но только не мне.

Дело в том, что я весь свой подростковый возраст и всю юность занималась противопостав­лением себя обществу (особенно, обществу сверстников) и откровенным эпатажем. Нет, я не стриглась наголо, не красила волосы в оранжевый цвет, не прокалывала себе язык и не дела­ла татуировок - у меня хватало вкуса, чтобы не уродовать своё тело.

Эпатажным было, в основном, моё поведение, образ мысли, моя одежда и мои знакомые - им я позволяла иметь перечисленные атрибуты "социопата".

И хотя я уже не веду себя так, как вела, будучи студенткой и по-другому одеваюсь, сущность фрика во мне осталась и это никуда не спрячешь...

Поэтому, если я буду продолжать педалировать свою излюбленную психологическую "защи­ту", это будет означать - застревание в "подростковом кризисе", застой и в конечном итоге - отстой))))

Поэтому тема "публичного скандала" - это для меня тема, которую мне нужно избегать. Хва­тит уже детских психологических защит! Нужно учиться нормально разговаривать с родите­лями, и вообще - с людьми...

Позиция Самоактуализировавшийся Человек

Клиентка отвечает на вопрос: "Что поможет моей самоактуализации?" и вытаскивает из ко­лоды три карты:

  • Геймер,
  • Художник,
  • Актёр.

Анализируем текст карт:

Геймер : "Тщательно исследовать окружающее пространство, пытаясь использовать все попадающиеся на пути предметы (комбинируя их) и персонажей (прислушиваясь к их сове­там)".

Некоторые подсказки ведут в никуда. Нужно просто отмести их и продолжить поиск до­роги на новый уровень. Хладнокровие и методичность".

Кто не любит русские народные сказки? «Аленушка и братец Иванушка» - замечательное произведение, которое почти каждый из нас помнит с детства. Однако, если быть точным, следует отметить, что правильное название сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как и любое произведение подобного жанра, она привычным образом начинается со слов: «Жили-были». Сказки - они на то и сказки, чтобы нам - потомкам - свою народную мудрость передавать и учить отличать правду от обмана, добро от зла, хорошего человека от злого и т. д. Сказки играют огромную воспитательную роль, без них - никуда, любой ребенок наизусть знает их с десяток и с удовольствием расскажет, если его очень сильно попросить.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

В одной глухой деревеньке жили-были старик со старухой, большой радостью для них были их дети: дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Настало время, и родители умерли, а дети стали круглыми сиротами. Аленушка стала ходить на работу и маленького братца брала с собой.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжается тем, что однажды шли они по полю широкому и пути дальнему. Тут Иванушке сильно захотелось испить водицы, об этом он стал жалобно просить свою сестру. Но она ласково попросила подождать и уверила его в том, что скоро на их пути встретится колодец, вот из него они и напьются. Однако солнце стало припекать еще сильнее, а до колодца еще идти и идти. Томно стало детям, пот выступает, жар донимает.

И вдруг Иванушка видит на дороге след от копытца коровьего, полный водицы. Стал он опять молить сестрицу дать ему напиться из копытца, но сестра его строго-настрого пить оттуда запретила, предупредив его, что если он это сделает, то превратится в теленочка. Иванушка послушался, и они отправились дальше.

Жажда

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.

Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.

Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.

Купец

В это время мимо проезжал купец, увидев девицу в слезах, он поинтересовался, почему она так расстроена. Аленка рассказала ему про свою беду. Тогда он говорит ей, чтобы не горевала она так, а выходила бы за него замуж. Купец пообещал ей, что нарядит ее в золотые и серебряные одежды, и козленочек будет жить вместе с ними. Аленушка согласилась. И стали они жить все вместе и дружно, и козленок с ними, из одной чашки с Аленкой ест и пьет.

Однажды купец отправился по делам своим, и тут вдруг из леса приходит ведьма, встала под окошко и начала звать Аленушку на речку купаться.

Аленка пришла с ведьмой на реку, а та как кинется на нее и, привязав к шее тяжелый камень, бросила девицу в реку. Сама же оборотилась в Аленушку, надела ее платье и пришла к ним в хоромы. Когда купец вернулся, он и не догадался о подмене. Один козленок тоскует, не ест, не пьет. Утром он стал бегать к бережку речки и звать сестрицу свою родимую, Аленушку.

Козни ведьмы

Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.

Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.

Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.

Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.

Внимательный слуга

А ведьма места себе не находит, потеряла из виду козленочка. И тогда посылает слугу отыскать козленка и срочно привести его к ней.

Слуга пошел к реке и видит, что там козленочек бегает и сестрицу зовет, а сестрица из воды ему и отвечает, что камень на дно ее тянет. Услышав этот разговор, он побежал к купцу и все рассказал. Тогда собрался весь народ и пришел к реке, закинули сети крепкие и вытянули Аленушку на берег, сняли злосчастный камень с шеи, в ключевой воде окунули и в наряды надели. Она тут же стала еще красивее, чем была.

И тут сказка «Аленушка и братец Иванушка» подошла к самому интересному.

Козленочек так радовался и веселился, что от счастья перекинулся через голову три раза и стал опять прежним Иванушкой. Ведьму же поймали, привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили. Вот так справедливо и по-доброму закончилась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Русские народные сказки - это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет - к ним относится в том числе и сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой - младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать...». В данном случае - «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана - крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана - крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Рекомендуем почитать

Наверх