Храм воскресения словущего. Прощёное воскресенье Проповедь в неделю адамова изгнания

Предбанник 14.04.2024
Предбанник

На прошлой неделе наше внимание было обращено к последнему дню, к Страшному суду, а сегодня напротив мы обращаемся к самому началу истории: на кануне Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из рая.

История первого человека Адама нас интересует не из голого любопытства, а именно потому, что она позволяет нам понять нечто очень важное о самих себе, о нашем предназначении и о нашей человеческой природе.

На первых страницах Библии нам говорится о творении мира. Повинуясь слову Творца являются небо, земля, моря, весь растительный и животный мир. Все творения соответствуют Божьему замыслу и потому предельно совершенны, но в конце Бог захотел сотворить совершенство беспредельное, и тогда Он создал человека.

Если все божественные творенья физические или одушевленные совершенно соответствуют замыслу Творца, то для человека совершенство полагается не в качестве данности, но как заданность.

Человек приходит в мир, имея задание, с особой миссией. Эта миссия ведет его дальше, за пределы творения. Будучи последним и самым совершенным звеном в цепи творений, человек должен был объединить в себе мир тварный с его Творцом.

И вот парадоксы человеческого бытия: Адам самое совершенное творенье, но при этом – это единственное из всех творений, которое не самодостаточно в своей данности. Совершеннейший – он же неполноценен. И второй парадокс: человек имеет задание, которое намного превосходит его силы, выходит за рамки его природы, его возможностей. Он должен восполнить свою природу природой Божественной. Но человек не может сам достичь Бога, освящение Божественной жизнью человек может получить только как дар, как дар Самого Творца.

Что же тогда остается человеку? Ему остается только ждать. Ждать проявляя свое терпение. «Терпение» для нас одно из важнейших слов – не случайно и Господь говорит: «В терпении стяжите души ваши», и в другом месте: «претерпевший до конца, тот спасется». Ждать с терпением – значит не терять надежду, значит сохранять свое упование, и самое главное сохранять верность Богу (которая у Адама испытывалась сохранением одной единственной заповеди – невкушением плода от древа познания).

Кроме этого Адаму было дано слово. Этим словом он мог выражать свою тоску по Богу, являть Ему свою любовь, уверять в своей преданности, просить о неотъемлемом присвоении благодатного дара. И опять же Господь говорит: «просите и дастся вам».

Таким образом от Адама требовался духовный труд, который заключался в том, чтобы ждать с терпением и молитвой.

Но в состоянии ожидания к человеку приходит искуситель и говорит: «Ты и сам можешь стать как Бог, зачем ждать, зачем трудиться, лишь съешь от плода и тотчас перейдешь в новое состояние». Это похоже на наркотик, который тоже сулит новый опыт, вдохновение гения и т.п., но оказывается прелестью, обманом, и кончается все полным крахом, сломанными жизнями…

Искуситель говорил Адаму: «Съешь от плода, и откроются глаза твои, и увидишь, что ты стал как Бог». Адам съел, глаза его открылись, но увидел он лишь то, что он гол: он лишился и Божественного покрова и своего дерзновения перед Богом.

Но то, что не смог сделать Адам сделал Христос, которого апостол Павел называет вторым Адамом. Он объединив в себе две природы – Божественную и человеческую – был во всем послушен воле Своего Отца. Адам пребывал в раю, но даже в этом блаженном состоянии он не смог сохранить волю Божию. Христос прошел через предательство, пытки, унижение, но и перед самой крестной казнью он, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «Да будет воля Твоя». И будучи послушен воли Отца даже до крестной смерти, он искупает грех Адама и основывает на земле Церковь, где каждый, опираясь на Таинства, т.е. на Самого Христа, может пройти тем путем, на котором некогда преткнулся Адам.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и самая главная катастрофа в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое естество, в котором и мы сейчас пребываем. Иное же человеческое естество, первобытное, которое вышло из рук Божиих, — о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытия Святой Библии. Мы знаем одно лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом каждый день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к тому чтоб вместе с Богом обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум не помраченным. Он видел вещи в их сущности в их природе, человек знал истину путем непосредственного откровения Божия.

Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы ли она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого падшего и обременённого материальным человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни, которая предстояла людям, было открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, должен был распространится на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое место служения предстояло человеку…

Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным — определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. В Раю дьявол в лице змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).

Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог — Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойтись. Вот он тот друг, который научит как обойтись без Отца». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).

И вот именно это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, — «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, — и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам моим», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но всё это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.

А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он имеет внутри своего существа.

Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», — то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «чёрствость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.

Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила — одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.

Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первым евангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.

Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама — Христа. Как совершается это вхождение? Через веру во Христа и крещение. Этими первыми шагами — мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается лиш этим наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и не исправлением в нём. Именно поэтому нам нужен пост. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу, формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14-15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и при этом не имеет никакого богатства, а лишь таким образом проводит свою жизнь и все свои силы души отдаёт этим запросам, этим нуждам — он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным — нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.

Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земного в небесное! Простил, получил прощение, приобрел благодать — это первый шаг. А далее второй — пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь.

Ведь смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто - пост, ничто - подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот и потому мы должны остерегаться от такой крайности как чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нам что мы завтра не совершим опрометчивого поступка. «Закон постничества такой, - поучает святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отречением от всего, всякое угождение себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимного общения, - все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Проповедь отредактирована

архимандрит Порфирий (Шутов).

источник; «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье.

Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье - 10 марта 2019 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.

В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения.

Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

О прощёном воскресенье

Создатель мой Господь, / прах от земли взяв, / животворным дуновением вложив в меня душу, оживил / и почтил, назначив на земле / владыкою всех видимых творений, / и Ангелам сообитателем. / Сатана же коварный, / орудием своим змия употребив, / пищей меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, / и преисподней смерти предал в землю; / но, как Владыка и милосердный, / вновь меня к Себе призови.

Одеяние, Богом сотканное, / я совлек с себя, несчастный, / Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи, / по совету врага; / и листьями смоковницы, / и кожаными одеждами ныне облечен: / ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать; / земля же проклятием обречена была / терния и колючки приносить мне. / Но в последние времена от Девы Воплотившийся, / призвав меня, введи снова в рай.

Рай драгоценный, / совершеннейшая красота, / Богом созданная обитель, / радость непрестанная и наслаждение, / слава праведных, пророков услада, и святых жилище, / шумом листьев твоих Создателя всех умоляй / открыть мне врата, которые я преступлением затворил, / и удостоить меня приобщения к древу жизни, / и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, / и нагой сидит напротив места того, - «увы мне», - сетуя. / Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, / чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.

Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски

Николай Успенский «Святая Четыредесятница: историко–литургический очерк»

Из богослужебных особенностей Великого поста прежде всего следует отметить обряд прощения, совершаемый в последнее перед постом воскресенье после вечерни. Этот обряд, один из древнейших христианских обрядов, своим происхождением обязан первым палестинским отшельникам. В лаврах преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого и других палестинских монастырях от их основателей установился обычай проводить монахам Великий пост в абсолютном уединении по примеру Христа, проведшего так 40 дней в пустыне. Поэтому в названное воскресенье вечером все монахи собирались в храм, пели последнюю вечерню, после которой молча прощались с монастырем, целовали иконы и прощались друг с другом, а на другой день рано утром покидали монастырь, уходя в отдаленные от монастыря пустынные горы. Монастырь как бы вымирал. В нем оставались только больные, не могущие двигаться старцы да обслуживающие их иноки и один священник. Все же остальные пребывали в горах, питаясь сухими зернами и корнеплодами, молясь и занимаясь рукоделием на нужды обители. Так шли 40 дней поста. В Лазареву же субботу отшельники со всех концов стекались в свой монастырь, держа в руках пальмовые ветви и крестики из сучков пальмы собственного рукоделия. С пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра и вси вземше крест Твой глаголем: „Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних"» они входили в храм ко всенощному бдению.

В период персидских нашествий на Палестину (VII-XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей быть защитой ддя беспомощных больных собратий. Так трогательный и поучительный обычай проведения поста в пустыне упразднился, обряд же прощения, откуда и само воскресенье называется «прощеным», распространился во всей Церкви, напоминая верующему о необходимости примирения с обидевшими его, дабы ему самому получить прощение от Бога по слову молитвы Господней — «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Гимн же победителей греха, с которым они возвращались из пустыни в монастырь, сохранился в богослужении Недели ваий, в качестве первой вечерней стихиры.

Проповедь Антония Сурожского

Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва - иногда виновная, а иногда и безвинная - я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния я могу сказать Господу: Господи, прости! Он не знает, что он делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы только он знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы - погибшая овца Христова стада. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы нам ни сделали.

И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе - потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим распятие; и в конце пути придет день, - и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала - Страсти, сначала - Крест; а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения.

Беседа Александра Геронимуса

Хотя следующую неделю мы называем Прощеным воскресеньем, строго говоря, Прощеное воскресенье - это вечерня воскресного дня, в конце которой совершается чин прощения обид. А сам этот воскресный день вместе с его всенощной и литургией называеется Воспоминание Адамова изгнания.

В богослужении этого дня есть такой икос, принадлежащий Роману Сладкопевцу, замечательному песнописцу V века:

Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости Рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Видев Адам ангела изринувша, и затворившаго божественнаго сада дверь, воздохнув вельми, и глагола: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Споболи Раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Песнопение написано от лица Адама, и свидетельствует оно о том, что автор этого песнопения вошел в такую степень восприятия реальности, при которой он себя позиционирует как изгнанный из рая Адам, находящийся пред вратами Рая. Это нормальная исходная позиция для того, чтобы начать путь Великого поста, который может быть обозначен и как путь возвращения.

Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья - вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу - какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Предварительным условием поста, началом поста, началом собственного покаяния является проведение довольно трудной работы. Трудной, потому что она относится к каждому человеку по отдельности, а не ко всем вместе: «Простите меня…» Если с каким-то человеком нет внешнего конфликта, но внутри у нас неблагое расположение - значит, нужно над этим работать: Бог смотрит на сердце. И, конечно, думать, что мы за один день, Прощеное воскресенье, всю эту огромную работу проделаем, а потом уже, освобожденные от всех худых межчеловеческих отношений, будем идти самостоятельно спасаться, - иллюзия. Первый толчок, первый импульс, конечно, дается как установка в Прощеное воскресение, но в принципе работа по конкретному осуществлению второй заповеди о любви к ближним обязательно должна продолжаться в течение поста.

Проповедь Луки Крымского

Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.

О какие это простые, какие вместе с тем глубоко, глубоко правильные слова! Какая глубокая правда в них!

Ну скажите, если человек так ненавидит обидчика своего, что никак не хочет простить его, то заслуживает ли он прощения от Бога? О нет, конечно, нет.

Господь и Бог наш Иисус Христос, Кровью Своей пречистой искупивший грехи всех людей, искупил и грех обидчика твоего. А ты, окаянный, не хочешь простить, когда Сам Христос простил. О как это страшно! 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.


Послание к Римленам, главы 13-14

Книга Бытия о изгнании из Рая

1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Книга Бытие 3:1-24

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар о прощении от психолога Марины Филоник. Эта уникальная встреча состоит из двух частей — лекционной и молитвенной. Цель единая — приблизиться к прощению, чтобы в день прощеного воскресения простить по-настоящему, от всей души.

…хочу простить и не могу, стараюсь, молюсь… Прошу Бога дать мне дар прощения, пытаюсь исправиться — и снова и снова понимаю, что не простил. И вот прощеное воскресенье, и я точно должен простить. Говорю с улыбкой: «Бог простит и я прощаю», и уже сам почти верю в эти слова, но в глубине души все равно… А иногда я сознательно не считаю нужным кого-то прощать — ведь он сделал реальное зло, и моя обида справедлива!

Как мы относимся к себе — так и к другим. Мы не можем простить других, потому что не прощаем себя. Наши неадекватные ожидания от себя — например, «я должен взять себя в руки и простить» — прямо связаны с требовательностью к другим, осуждением и ложным чувством вины. Именно это отдаляет нас от прощения.

Встреча состоит из из 2 частей:

1. лекция-беседа - обсудим некоторые психологические аспекты проблемы, расскажем, что мешает и что помогает двигаться к прощению,
2. молитвенная часть. Предстанем искренне перед Лицом Бога такими, какие мы есть, с нашими ранами и непрощением, чтобы позволить Богу исцелять наши сердца Своей Любовью.

Неделя сыропу́стная (заговенье на Великий пост) — последний день, который подводит итог всему подготовлению к Посту, обычно называющийся «Прощёным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает Великий пост в паломничество к небесному отечеству.

Совсем немного времени осталось до начала Великого поста. Вспоминается плач Адама об утерянном рае и, готовясь к серьезному пути, все просят прощения друг у друга.

Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.
Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.
Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:
«Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».
Прп. Силуан Афонский. Плач Адама.

Почему вдруг внимание Церкви обращается к Адаму? На заре человеческой истории разыгралась драма: создание поднялось на Создателя. В чем причина такого бунта: не буду подчиняться, не хочу никаких ограничений, хочу всё делать по-своему? Знакомо каждому? - Знакомо, как знакомо и желание оправдаться и свалить вину на другого: «жена, которую Ты дал…» И дальше, глубже идет самооправдание: Ты ее дал… Значит, Ты и виноват?!

Как близка такая история греха каждому! Самоволие, упрямство, упорство в грехах, самооправдание вместо раскаяния. Первое стремление - обвинить Того, к Кому следовало бы прежде всего спешить с самым нужным: «прости». Но нет. Адаму неприятно, стыдно и нехорошо на душе, что он нарушил заповеданное. Но как он ведет себя? Библейская история буквально говорит о стремлении спрятаться от Бога, и на все века остается у большинства это первое движение - уйти в тень, спрятаться… От кого? - От Бога, от совести, от души своей. От того, от кого нельзя укрыться, нельзя уйти, нельзя защититься самооправданием и ложью. Что же делать? Нетрудно догадаться, что Церковь, говоря об Адаме, помогает каждому увидеть в нем себя. Если это изображение нашего непослушания, неблагодарности, нежелания ответить любовью на любовь дано в форме поэтического сказания о праотце, потерявшем этими же качествами рай, то делается это только для того, чтобы отозвались на нее наши ум и сердце.

Как рай ощущался первенцем человеческого рода? Как защита благодатью Божией от зла мира. Чтобы иметь какое-то представление об этом, обычно вспоминают о золотой поре детства, где любовь родителей охраняет юную жизнь от всего порочного. Но любовь Творца вместо благодарного чувства и ответной любви встретила противоположное желание прервать самое дорогое и ценное в жизни общение с Творцом. Грех вошел в жизнь человека, ослабил его дарования, отравил способности, нарушил целостность души. Те, кто способен ощущать мучительный внутренний разлад, знают, что в глубинах души часто возникают бури, поднимающие со дна всякую нечистоту. Чаще всего человек предпочитает не касаться таких тем, не заглядывать в эту бездну («тамо гади, им же несть числа» по выражению псалмопевца), уходить от себя, обманывать себя.

Но не к этому призывает Церковь своих детей. Напоминая об Адаме, она говорит снова и снова, что Творец не забыл Своего создания, что Он Сам, первый, обращается к Адаму: «Где ты?..», что Ему всегда приходится первому выходить на поиски каждой заблудшей души.
Почему Он, а не мы первыми идем к Нему? Потому что Он — «кроток и смирен сердцем», а мы горды и упрямы. И если Он идет к нам, то хотя бы в ответ на это движение Его мы можем пойти навстречу Ему с раскаянием в своих грехах? Потому-то и звучит в церковных песнопениях древнее напоминание о грехопадении. В нем правда о нас самих, оно зовет нас к деятельному подвигу, цель которого — встретить Бога и найти в общении с Ним смысл всех стремлений и радость бытия. В одно мгновение это не произойдет, потому нам предстоит серьезный путь — великопостный путь к Пасхе.

Из книги: Весна постная, цвет покаяния… Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002 г. – 590 с

Изгна́н бысть Ада́м из рая́ сне́дию, те́мже и седя́ пря́мо сего́ рыда́ше, стеня́ умили́тельным гла́сом, и глаго́лаше: увы́ мне, что пострада́х окая́нный аз: еди́ну за́поведь преступи́х Влады́чню, и благи́х вся́ческих лиши́хся! Раю́ святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв, и Е́вы ра́ди затворе́нный, моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго, я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся! Те́мже и к нему́ Спас: Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути, но хощу́ сему́ спасти́ся, и в позна́ние и́стины приити́, я́ко гряду́щаго ко Мне не изгоня́ю вон.
Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал… Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню.(Стихира на стиховне)

Кондак Недели сыропустной

Прему́дрости Наста́вниче, смы́сла Пода́телю, нему́дрых Наказа́телю, и ни́щих Защи́тителю, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во, се бо устне́ мои́ не возбраню́, во е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.
Икос:
Се́де Ада́м тогда́ и пла́кася, пря́мо сла́дости рая́, рука́ма бия́ лице́, и глаго́лаше: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Ви́дев Ада́м а́нгела изри́нувша, и затвори́вша боже́ственнаго са́да дверь, воздохну́в вельми́, и глаго́ла: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Споболи́ раю́ стяжа́телю обнища́вшему, и шу́мом твои́х ли́ствий умоли́ Соде́теля, да не затвори́т тя: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Раю́ вседоброде́тельный, всесвяты́й, всебога́тый, Ада́ма ра́ди насажде́нный, и ра́ди Е́вы заключе́нный, умоли́ Бо́га о па́дшем: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.

Евангельское чтение

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф.6:14-21).

Первое условие - пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне»(Мф.6:18).

Второе условие поста - прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить - это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение - настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Вечерня. Чин прощения

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. Ничто лучше этой вечерни не показывает нам «настроения» Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

Служба начинается, как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах…» (следующая после «Господи, воззвах») возвещает наступающий Пост, а за ним - приближение Пасхи!

По́стное вре́мя све́тло начне́м, к подвиго́м духо́вным себе́ подложи́вше, очи́стим ду́шу, очи́стим плоть, пости́мся я́коже в сне́дех от вся́кия стра́сти, доброде́тельми наслажда́ющеся ду́ха: в ни́хже соверша́ющеся любо́вию, да сподо́бимся вси ви́дети всечестну́ю страсть Христа́ Бо́га и святу́ю Па́сху, духо́вно ра́дующеся.
Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидать страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху, в духовной радости.

Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий…» Затем служащий священник идет на «горнее место», за престолом, и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней «Великий Прокимен» возвещает начало Поста:

Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й, и изба́ви ю.
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.

Хор братии Данилова монастыря

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «… я скорблю» - и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние, - прежде и больше всего, - отчаянная мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд «прощения», и т.к. Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет Пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Протопресвитер Александ Шмеман. Великий пост.

О чине прощения не упоминается в Триоди постной, однако он является древней традицией Церкви, восходящей ко временам раннего палестинского монашества. В «Житии преподобной Марии Египетской», написанном святителем Софронием Иерусалимским (ок. 560-638), упоминается о том, что в начале Великого поста монахи собирались в церковь, где испрашивали прощение у игумена, а затем покидали монастырь и уходили в пустыню на весь пост, возвращаясь только к Страстной седмице.

Поучение в Прощеное воскресение

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!
Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.
Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! - просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния. Собрались, для того чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.

Благословение на Великий пост

«Днесь весна душам!» Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
«Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов - покаяния, воздержания и смирения - и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху - райское сияние на земле. Аминь.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Неделю сыропустную о воспоминании Адамова изгнания

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы, дети всех народов и племен, состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре Творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

Первые люди были прекрасны. Лишь в доверчивом взгляде, чистой улыбке ребенка мы можем угадывать отблеск той утраченной красоты. Не зная греха, Адам и Ева наслаждались полнотой бытия в чудесном райском саду. Ничего не запрещал Всеблагой Творец любимым Своим созданиям, кроме одного плода, внешне привлекательного, но таившего внутри смерть и ад. Ибо этот маленький плод заключал в себе все будущие грехи человечества.

Мала и ничтожна капля отравы, однако стоит проглотить ее, и человек падает замертво. Вот так же в капле сока запретного плода таились потоки крови и слез, все чудовищные преступления и нравственные пороки всемирной истории.

Всещедрый Творец наделил человека многими дарованиями, среди них и высочайшим даром - свободой воли. Небесный Отец ждал от людей не слепого подчинения, а ответной любви. Бог не скрыл от Своих детей существования коварного дерева, Он просто предупредил: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Увы, прародители наши не поверили Богу и изменили Ему! Не Всеблагому Отцу, не Творцу своему поверили они, а ползучей твари, в которую вселился диавол.

Чем же прельстил Адама и Еву лукавый змий? Ложью и клеветой на Творца соблазнил он их, собственной гордыней и завистью ко Господу прельстил, сказал: будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Первые люди не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром, образом и подобием Всевышнего Добра, Которое есть Бог. А познать зло для них означало впустить зло в собственные души, омрачив их первозданный свет.

Вкусив от запретного плода, Адам и Ева поняли, что они наги, и прикрылись листьями. Но они не поняли самого страшного: обнажились их души и стали доступны для тлетворного проникновения греха. Так отпали первые люди от Бога и подпали власти человекоубийцы-диавола. Прародители наши не соблюли дарованной им чистоты, поэтому не могли оставаться в Господнем Царстве Чистоты - и были изгнаны.

Каждый из нас отпал от Бога вместе с прародителями. Кто осмелится сказать, что сохранил в себе детскую невинность, чистоту помыслов, совершенную любовь? Кто не поддавался нашептыванию лукавых соблазнов, не осквернял в себе образ Божий? Даже лучшие из людей, подобно святому апостолу Павлу, могут сказать о себе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Сок запретного плода, отравив сердца потомков Адама и Евы, ввергает их во все более мрачные бездны грехопадения. От Каинова братоубийства до новейших братоубийственных войн, от древних Содома и Гоморры до современного нравственного распада протянулась цепь беззаконий. Эти беззакония рода человеческого вопиют к небесам, требуя отмщения.

Но нет пределов любви и милости Господней. Бог пожалел заблудшее и падшее Свое создание и не оставил его. Устами пророков и праведников призывал Господь людей вспомнить о Божественном своем происхождении и возродиться в Духе и Истине. А когда настала полнота времен, послал Бог на землю обетованного Спасителя миру, Иисуса Христа.

Непостигаемую умом человеческим любовь явил Господь, искупив нас из рабства греху. Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы вновь освятить его, предал Себя на страдания и смерть, пролил Пречистую Свою Кровь, дабы омыть Адамов грех и последовавшие за ним неисчислимые прегрешения людские. Как вместе с падшим Адамом все мы погрузились в пучину смерти, так с Воскресшим Христом каждый из нас получил надежду вернуться к Источнику жизни Вечной.

Описывая страдания Спасителя, преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Яркое солнце с небесной высоты, увидев поругание Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание Владыки, облеклось печалью и тьмою. Все твари были в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный Царь. А мы, грешные, за которых и предан Единый Безгрешный, все еще остаемся небрежными».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Для наших прародителей воздержание от запретного плода было бы знаком любви ко Господу. Если мы, их потомки, хотим возвратиться ко Господу Милующему, мы должны стяжать добродетель воздержания.

Ныне перед нами открываются двери Великого поста, дорога духовного обновления, по которой мы должны прийти к Светлому Воскресению. Не только в воздержании от жирной пищи и хмельного пития заключается пост, такое воздержание - благое подспорье, чтобы мы смогли очистить от скверны наши чувства и помыслы. Отрешившись от житейской суеты, в благоговейной молитве наедине с Господом должен проводить христианин дни Великого поста. Но как предстать перед Господом Всемилостивым, если сам ты немилостив? Как предстать перед Божественной любовью, если в душе твоей живет ненависть? Потому-то этот день, канун Великого поста, именует Святая Церковь Прощеным воскресеньем и призывает нас ныне примириться со всеми, кто обидел нас, и искренне покаяться перед теми, кого мы обидели.

«В прощении обид другим состоит истинное познание Бога, которое объемлет собою всякое познание. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей. При исполнении оной мы можем любить Бога всем сердцем, а ближних, как самих себя. Наши посты, бдения и умерщвление тела полезны нам только тогда, когда мы исполняем сию заповедь. Тогда сердце наше и внутренний наш человек принимают участие во исполнении внешних наших подвигов, а не отвергают их», - говорит преподобный Марк Подвижник.

Братия и сестры возлюбленные, вспомните, как тяжко мы с вами грешим, как много прогневляем Господа. Но стоит нам уронить несколько слезинок покаяния - и Он, Милосердный, прощает нас. Иисус Христос, Которому мы призваны подражать, молился за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). А мы, называющие себя христианами, копим гнев на ближних своих и готовы мстить им за малейшую обиду.

Все мы родня по плоти в Адаме и родные по духу во Христе. В каждом человеке должны мы прозревать живую икону, образ и подобие Божие. Неужели же мы не найдем в себе сил для примирения друг с другом, для единения в святом братолюбии?

Трудным кажется прощать и просить прощение, но лишь из-за гордыни, которую внушает нам древний змий. Зато как легко и радостно становится на душе, когда примиришься с ближними. Это святая радость, радость о Господе!

Переступим же порог Великого поста с сердцами, очищенными от памятозлобия, и да будет нам по слову Господню: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Аминь.

Рекомендуем почитать

Наверх