Как баллотироваться в депутаты? Порядок выдвижения кандидатов в депутаты. Как становятся депутатами

Предбанник 09.04.2024
Предбанник
Статья 33. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления

1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями (группой избирателей) соответствующего избирательного округа, избирателем путем самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.

2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование; основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий), занимаемая должность; сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номеров и наименований статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации; гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через пять дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в муниципальной избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соответствующими и нижестоящими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.

3. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается за шестьдесят дней и заканчивается за тридцать дней до дня голосования.

4. Все выдвинутые в установленном настоящим Законом порядке кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях организации выдвижения, сбора подписей избирателей, представления документов в муниципальную избирательную комиссию для регистрации.

5. Под использованием преимущества должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых, государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
5) проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

6. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами городского, районного Собрания представителей, выдвинутыми кандидатами в депутаты, своих обязанностей перед избирателями.

7. Кандидат вправе в любое время до регистрации снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

Статья 34. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления непосредственно избирателями

1. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом соответствующей муниципальной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов в депутаты, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты уведомляют в письменной форме соответствующую муниципальную избирательную комиссию о своей инициативе.

3. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом (заявление о самовыдвижении) по данному избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

4. При выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты непосредственно избирателями не требуется проведение собрания избирателей с определенным числом его участников.

5. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при наличии у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, у избирателей, выдвигающих кандидата, - активного избирательного права при голосовании за данного кандидата и при условии представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

6. Муниципальная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов.

Статья 35. Избирательные объединения и избирательные блоки

1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

2. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из политических общественных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.

3. Избирательные блоки регистрируются муниципальной избирателей комиссией непосредственно после их образования. Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после представления в муниципальную избирательную комиссию протоколов съездов (конференций) политических общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения политических общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями.

4. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения.

5. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока регистрируется соответствующей муниципальной избирательной комиссией.

Статья 36. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательными объединениями, избирательными блоками производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с их уставными и иными документами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.

2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата, в многомандатном избирательном округе - по числу мандатов в округе.

5. Один и тот же кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не может одновременно выдвигаться избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном и многомандатном избирательных округах.

6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.

7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме муниципальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены копии свидетельств о регистрации региональных, республиканских общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации или Министерством юстиции Республики Адыгея, их устав, решение и протокол съезда (конференции) общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленная в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, а также письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по данному избирательному округу. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в муниципальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение и протокол совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленную в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного блока, а также письменные обязательства кандидатов в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

8. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

9. Муниципальная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.

10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то съездом, конференцией, собранием избирательного объединения, избирательного блока.

Статья 37. Сбор подписей в поддержку кандидата

1. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи муниципальной избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов от инициаторов сбора подписей, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков.

2. В поддержку кандидата в порядке, установленном настоящим Законом, должно быть собрано не менее пятидесяти подписей избирателей, независимо от того, кто является инициатором выдвижения. В случае проведения дополнительных выборов число подписей сокращается наполовину. Подписи, собранные в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, могут включаться в число подписей в поддержку кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутых этим избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

4. Сбор подписей проводится по месту жительства, службы, учебы, работы, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях.

5. Сбор подписей по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.

6. Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.

7. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину и технологические процессы.

8. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.

9. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания муниципальной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.

10. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.

11. Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по форме, установленной в приложениях N1 и N2 к настоящему Закону.

12. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.

13. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номера и наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должны указываться наименование соответствующего иностранного государства.

14. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.

15. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.

16. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.

Статья 38. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, избирателем путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в муниципальную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в муниципальную избирательную комиссию представляются данные о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата, основные сведения биографического характера, в частности о состоянии здоровья, об образовании, семейном положении, наличии гражданства иностранного государства (»двойного» гражданства), об отбытии наказания в местах лишения свободы по приговору суда (о неснятой судимости), письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, копия декларации кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме, копия специальной декларации о расходах кандидата, заверенные соответствующими налоговыми органами. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, представления других указанных в настоящем Законе документов.

2. Муниципальная избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, при этом сведения, содержащиеся в представленных документах, передаются в средства массовой информации.

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующую муниципальную избирательную комиссию, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на пятнадцать процентов.

4. Подписные листы представляются в муниципальную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов муниципальная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.

5. Муниципальная избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

6. Не допускается регистрация одного и того же лица кандидатом более чем в одном избирательном округе.

7. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении муниципальной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.

8. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая муниципальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, избирателю, группе избирателей, осуществлявшей выдвижение кандидата и сбор подписей в поддержку его выдвижения, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

9. Основанием отказа могут быть:

1) существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей;
2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
5) иные основания, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом.

10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за шестнадцать дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а в период от пятнадцати до одного дня до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.

11. Решение муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение трех дней.

12. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение сорока восьми часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за десять дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

13. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования снять свою кандидатуру.

14. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать зарегистрированного кандидата в том же порядке, в котором производилось выдвижение кандидата.

Статья 39. Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов

1. Соответствующая муниципальная избирательная комиссия до регистрации кандидатов вправе провести проверку достоверности подписей избирателей, представленных в их поддержку.

2. По решению муниципальной избирательной комиссии к проверке достоверности подписей могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, члены муниципальной и участковых избирательных комиссий.

3. Проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.

4. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). В случае проведения проверки посредством случайной выборки (жребия) выборочной проверке подлежит не менее двадцати процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

5. О каждом проведении проверки и о времени ее проведения избирательная комиссия должна своевременно извещать всех инициаторов выдвижения кандидата, представивших установленное количество подписей избирателей для регистрации кандидата.

6. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей инициаторы выдвижения кандидата, в том числе представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.

7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если об этом поступило от них письменное сообщение в муниципальную избирательную комиссию.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.

9. Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, подписи которых указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами муниципальной избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. При этом вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.

10. Недостоверными подписями считаются:

1) недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт;
2) подписи избирателей без указания всех перечисленных в части 14 статьи 37 настоящего Закона данных (сведений);
3) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе;
подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной, указанный протокол заверяется подписями не менее чем двух членов муниципальной избирательной комиссии.

11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, что не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

12. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей в количестве более пятнадцати процентов от числа проверенных подписей или недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей муниципальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

13. Регистрация кандидата не производится также в том случае, если количество представленных подписей избирателей, за вычетом подписей, признанных в результате проверки недостоверными, недостаточно для регистрации.

14. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей муниципальная избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Статья 40. Избирательный залог

1. Регистрация кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципальной избирательной комиссией может быть произведена не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога.

2. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию в поддержку данного кандидата не может служить основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом избирательного залога.

3. Избирательный залог вносится из избирательного фонда кандидата и должен составлять пятнадцать процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.

4. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее пяти процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в бюджет муниципального образования.

Статья 41. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов

1. В случае, если до дня голосования избирательное объединение (блок) или входящая в него политическая партия, политическая организация, политическое движение, выдвинувшее кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в избирательных округах, признано неконституционным (отмена регистрации), то регистрация данных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления отменяется муниципальной избирательной комиссией.

2. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

3. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

4. При наступлении указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии со статьей 57 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей муниципальной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.

5. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого представительного органа местного самоуправления.

Депутат высокого ранга обладает большим количеством преимуществ. Начиная с бесплатного проезда, заканчивая неприкосновенностью. Но чтобы успешно заниматься политической карьерой одного желания недостаточно. Нужно действовать!

Кто такой депутат

Депутат (с латинского «посланец») - это представительное лицо граждан, выбранное ими же, перед властью. Депутатом становится победитель выборов. Данную должность должен получить человек, который готов представлять интересы людей перед властью. Однако, многие строят политическую карьеру ради получения собственной выгоды.

В чем заключается работа депутата, права и обязанности

Депутаты местного самоуправления имеют меньше власти, чем представители Госдумы. Но даже такой “маленький человек” решает многие вопросы. Например, утверждают бюджет, отчитываются перед населением за использование средств, вносят изменения в Устав муниципального образования, распоряжаются государственным имуществом, занимаются вопросами попечительства и т. д.

Местные депутаты могут создавать законы, чтобы жизнь людей округа изменилась в лучшую сторону. Депутаты должны прислушиваться к населению, чтобы решить вопросы местного значения. Для этого организуются слушания и референдумы. Также они контролируют деятельность лиц муниципального значения и решают социально-экономические задачи, например, собирают статистические данные для органов госвласти.

Из привилегий можно отметить бесплатный проезд в транспорте и первоочередное решение своих вопросов в органах местного самоуправления. Каждый депутат получает соответствующее удостоверение на весь срок своего избрания.

Что дает депутатство: плюсы и минусы, льготы и привилегии нардепов

Полномочия депутатов в каждом регионе разные. Но все они напоминают волонтерскую работу. В столице представители народа занимаются вопросами организации досуга, капремонта помещений, благоустройством дворов, попечительством. Ответы на все запросы от населения муниципалитеты должны давать в течение месяца. Это и есть для них основная мера воздействия.

По закону депутаты обязаны ежемесячно принимать избирателей и ежегодно информировать их о результатах проделанной работы через СМИ. С этой же целью депутаты «низового» ранга могут без уведомления властей встречаться с избирателями.

Депутаты всех уровней (как муниципальные, так и государственные) отчитываются о своих доходах и имеют право на неприкосновенность. Они не получают зарплату и могут бесплатно пользоваться транспортом.

Из всех муниципальных представителей лишь 10% работают на постоянной основе. Остальные имеют лишь частичную занятость. Срок действия депутатских полномочий определяется уставом муниципального товарищества, однако, он не может длиться меньше 2 лет или больше 5 лет. Прекратить полномочия можно и досрочно, если муниципального сотрудника признают недееспособным, призовут в армию или отзовут избиратели. Минимальное число депутатов, входящих в одну партию, отличается в каждом регионе.

С чего начать свою политическую карьеру

Можно начать политическую карьеру в Госдуме или органе местного самоуправления. В обоих случаях первые шаги на пути к цели не меняются.

Чтобы начать политическую карьеру:

  • ознакомьтесь с местным законодательством;
  • соберите инициативную группу из района, которая выдвинет вас в депутаты;
  • выиграйте выборы.

Первый этап отбора - это выдвижение кандидатуры на выборы. Лучше всего действовать от блока. Политикам-самовыдвиженцам приходится самостоятельно набирать голоса избирателей или вносить залог за кандидатуру. Далее предоставьте заявление о желании стать депутатом в Госдуму и выполните все требования, предъявляемые к кандидатам.

Самый сложный этап - агитация избирателей. Необходимо убедить людей, что депутатом должны стать именно вы. На это у кандидатов есть достаточно времени: от начала регистрации до дня выборов.

После выборов начинается подсчет голосов. Кандидат, который набрал больше всего голосов, является избранным. Однако, существует исключение: если проголосовавших «За» меньше, чем тех, кто проголосовал «Против всех», результаты аннулируются и проводятся повторные выборы.

Для начала можно стать помощником депутата, и изучив тонкости продвигаться далее

Оценить свои силы и оценить тонкости дела можно, став помощником, правой рукой. Тем более, что сегодня существуют специальные школы по подготовке таких специалистов. Опытные преподаватели по экспресс программе за 72 часа введут учеников в курс дела. Документооборот, делопроизводство, правовая база и даже психологический тренинг - все это часть программы обучения. Цена вопроса - от 1 до 35 тыс. руб. Участие в таких курсах не гарантирует трудоустройство в Госдуму. На работу помощников берут по рекомендациям сенаторов. Единственное требование - наличие высшего образования. О высоких доходах можно забыть. Всего на зарплату штатным помощникам Госдумы выделятся 165 тыс. руб.

От помощников требуются не столько теоретические знания, сколько «знание кабинетов» (к кому и по какому вопросу обращаться) и умение решать бытовые вопросы (быстро заказать машину, оформить командировку и т. д.). Самое главное, что знания, полученные в школе, можно будет применить не только в политической карьере.

Изучите всю необходимую информацию:

  • Конституцию РФ;
  • ФЗ, касающиеся избирательной системы в РФ (№ 19, 51, 67,138);
  • местные нормативные акты всех сфер деятельности.

Кандидат должен ориентироваться в политической науке, знать историю РФ и межгосударственных отношений, понимать основы экономики. Он должен красиво и доступно общаться с людьми, чтобы не только специалисты понимали значение термина «арбитражный адвокат», но и те, кто в юриспруденции несилен.

С какого возраста можно стать депутатом

Стать депутатом может любой гражданин РФ, который достиг 21 года. Будущий кандидат должен иметь право участвовать в выборах.

Такому претенденту еще до предвыборной комиссии важно обратить внимание на:

  • Свой внешний вид. Фотографии кандидатов помещают на билборды. Поэтому об опрятном и красивом внешнем виде следует подумать заранее.
  • Красноречивость. Политичному человеку придется много, красиво и убедительно общаться с большим количеством людей.
  • Фамилию. "Постройка имиджа" Петру Петровичу будет стоить гораздо дороже, чем Шмурдякину (подобные “фишки” в России очень любят). Для достижения большего результата можно изменить имя на любое славянское - Александр, Николай, Владимир, Сергей, Андрей, Светлана, Елена, и т. д. Фамилию желательно подобрать в идеологии с именем. Сергея Князева запомнят быстрее, чем Андрея Коновалова. За услуги неймингового агентства придется заплатить 300 - 400 тыс. рублей.

Кто не может быть избран в депутаты (ограничения по возрасту, национальность, судимость, гражданство и т. д.)

Баллотироваться в депутаты не могут недееспособные люди и те, кто отбывал тюремное заключение. Также кандидат, который трудится на полной ставке, должен отказаться от иной оплачиваемой работы, если только это не преподавание, творческая или научная работа. Также по закону запрещено занимать кресло депутата Госдумы и являться членом Совета Федерации или заниматься государственной службой.

Сколько понадобится денег

Стоимость кампании рассчитывается исходя из количества голосов. В среднем это 20 долл. за ед. В думской кампании среднее количество избирателей в округе составляет 500 тысяч человек,явка - 50% населения. Для победы в гонке нужно заработать более 50% голосов среди проголосовавших (125 тыс. чел). По курсу 60 руб. за доллар такая кампания обойдется в 50 млн. руб. Как утверждают эксперты - это самая низкая планка. Участники гонки, что формируют бюджет в 1,5 раза больше плановой суммы. У людей с именем есть определенная фора.

Услуги только одного политтехнолога составляют 5 млн. руб. Если условиями контракта предусмотрена окончательная выплата после победы на выборах, то эта цифра еще больше. Остальная часть - расходы штаба и оплата агитационных материалов. Зарплата одного агитатора - 25-30 тыс. руб. Для победы в крупном округе необходимо иметь минимум 100 человек. также придется оплачивать аренду, услуги юристов, кампанию по сбору подписей, финансировать выпуски своей газеты с результатами проведенной работы.

Проявляйте интерес к политике, выборам

По статистике ФОМ, 44% россиян интересуются политической жизнью страны. В основном это люди с высшим образованием, чей доход превышает 30 тыс. руб. в месяц. Будущий кандидат должен быть осведомлен об актуальных политических событиях и знать мнение о них своего окружения. Тем более, что по статистике, россияне чаще обсуждают политические вопросы с членами семьи (45%) и с друзьями (33%), чем с коллегами по работе (22%).

Где и какие выборы проходят

Ближайшая предвыборная гонка начнется уже через несколько месяцев. На 11 марта 2018 года запланирован первый тур Президентских выборов. На сегодняшний день о желании участвовать в выборах заявили представители 8 крупнейших политических партий России. Для будущих депутатов это отличный шанс получить практический опыт в организации и реализации предвыборной кампании.

Какие партии лидируют и почему

Кандидат в депутаты должен постоянно отслеживать политическую ситуацию и знать кто и почему лидирует. Например, изменение системы голосования на смешанную позволило “Единой России” на парламентских выборах набрать большинство голосов. Партия заранее открыла праймериз для всех заинтересованных граждан. Так в одномандатных округах были привлечены активные лица, которых население хочет видеть в качестве своих депутатов. Остальное количество мест в Госдуме разделили действующие члены партии.

Где легче победить на выборах

В России действует смешанная система. Половина депутатов избирается из партий, а вторая - по одномандатным округам. Во втором случае выиграть выборы гораздо сложнее. Нужно хорошо знать представителей элиты,вести переговоры с руководителями стратегических предприятий и публично выступать перед зрителями.

Занимайтесь агитацией, участвуйте в политичной жизни своего округа

Интересоваться политической жизнью и проводить агитацию нужно не только после регистрации, но и до нее.

  • Народ должен знать кандидата в лицо. Для этого следует проводить как можно больше встреч с населением избираемого округа.
  • Люди должны верить кандидату. Для этого не прекращайте общение с населением и делайте это убедительно. Эта обязанность чаще всего ложится на команду кандидата, которая продумывает каждый шаг и проводит переговоры с нужными людьми.

Пройдите процедуру регистрации кандидата в депутаты

Максимум за 30 дней до выборов в избирательную комиссию предоставляются:

  • подписные листы избирателей в поддержку кандидата;
  • заявление кандидата о баллотировании в округ;
  • личные данные кандидата: ФИО, дата рождения, место жительства, место работы, занимаемая должность, род деятельности.

Комиссия в течение трех дней проверяет соответствие процедуры выдвижения, проводит регистрацию, путем перечисления кандидата в подписном листе, и выдает соответствующее удостоверение. Затем информация о зарегистрированных кандидатах попадает в СМИ.

Проведите предвыборную компанию

Очаруйте аудиторию. Старшее поколение готово поверить в «повышение пенсий» и «увеличение льгот». Предпринимателей будут интересовать вопросы снижения налогов. Для молодого поколения, которое “сидит” в социальных сетях, придется разработать уникальную программу, например, «Наказание за троллинг в Сети!».

Фальсификация и самые частые ошибки новичков

Все операции выполняйте только в рамках закона. Начинать агитацию следует в строго оговоренное время, а заканчивать - за сутки до выборов. Раздавать агитационный материал следует только в местах, которые разрешены законом. За нарушение этих требований человека могут снять с кандидатов. Фальсификацию выборов (изменения процедуры заполнения бюллетеней) доказать сложнее, но все же реально. За данное нарушение УК предусмотрен штраф в размере 5-200 тыс. руб. или два года условного заключения.

Что проще, стать депутатом от партии или самовыдвиженцем

Чаще всего кандидаты в депутаты выдвигаются от партий, блоков и избирательных объединений. Тогда за место в муниципальной организации борются не отдельные люди, а целые партии. Если же ни одна из вышеперечисленных ячеек не желает выдвигать такого самодостаточного и амбициозного человека как вы, то можно стать самовыдвиженцем. В этом случае придется самостоятельно набрать 10% голосов избирателей или внести залог за кандидатуру.

За какой срок реально стать депутатом государственного уровня

Регистрация кандидатов начинается за 2 месяца до выборов. Сколько времени человеку потребуется на предварительное обучение в школе и работу помощника зависит от желания и навыков кандидата. В среднем на подготовку депутата органа местного самоуправления уходит 1,5-2 года, а Госдумы - 6 лет. И это при интенсивной работе.

Депутат - очень престижная и часто высокооплачиваемая должность. Многие бы хотели ее занять. Разбираемся, как стать депутатом.

Во-первых, нужно усвоить, что есть законодательные органы власти муниципального, регионального и федерального уровней. Проще всего стать депутатом муниципального законодательного органа. Итак, как стать депутатом городской думы? Вопросы, как стать депутатом муниципального собрания, как стать депутатом местного совета, как стать депутатом городского совета, имеют тот же ответ, поскольку различные названия муниципальных образований не имеют значения в отношении процедуры выборов, все они относятся к местному самоуправлению.

Согласно 131му Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" виды избирательных систем, которые применяются при выборах, устанавливаются законом субъекта РФ. Говоря об избирательной системе, имеют в виду условиях, при которых кандидат признается избранным, порядок распределения депутатских мандатом и так далее. То есть вам будет необходимо ознакомиться с региональными законами. В целом избирательная кампания кандидатов в городской совет будет отличаться от кампании по выборам в Государственную Думу разве что масштабом. Также кандидаты в депутаты местного самоуправления могут заявляться на выборы в порядке самовыдвижения. Для этого вам необходимо будет собрать инициативную группу, которая бы вас выдвинула.

А как стать депутатом Государственной Думы РФ?

Согласно Конституции РФ депутатом ГД может стать гражданин России, достигший возраста 21 года и имеющий право принимать участие в выборах. Не имею права принимать участие в выборах недееспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы, имеющие иностранное гражданство и т.д. С 2007 года быть избранным в Госдуму можно только будучи членом официально зарегистрированной партии. Кандидаты в депутаты могут вести предвыборную агитацию в соответствии с законом. Подробнее обо всех юридических тонкостях можно узнать из федерального закона № 51 "О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ". Вступить в различные партии может практически любой человек, какого-то профессионального ценза практически не существует. А возможность участия в выборах депутатов от данной партии зависит от вашей активности. Именно это нужно учитывать, размышляя на задачей, как стать кандидатом в депутаты.

Это была юридическая часть ответа на поставленные вопросы. А говоря о содержании избирательной кампании, нужно учитывать, что кандидат в депутаты должен иметь стратегию, тактику избирательной кампании, продумать методы проведения предвыборной агитации. Если самостоятельно справиться с этими задачи кандидат не в состоянии, то он должен нанять команду политических технологов. На данный момент это актуально для самовыдвиженцев, поскольку политические партии имеют в штабе штатных политтехнологов, имиджмейкеров, спичрайтеров и подобных профессионалов. На уровне выборов депутатов поселковых поселений вам вряд ли понадобится такая помощь, поскольку жители там ориентируются на личное знакомство с кандидатами, а вернее, они знают их долгое время. Если не получилось стать депутатом, то можно помогать какому-либо кандидату. Как стать помощником депутата, - спросите вы. Отвечаем. Понятно, что своих помощником депутаты назначают себе сами. Обязательным условием для помощника депутата ГД является наличие российского гражданства. На этой должности вам точно пригодится знание делопроизводства.

На вопрос о том, как стать депутатом Единой России, можно ответить следующее: нужно быть

  • успешным бизнесменом,
  • спортсменом, актером или любым другим медийным лицом,
  • просто быть настолько популярным среди населения своего округа, чтобы вы могли принести этой партии победу.

Учитывайте, что партия "Единая Россия" не относится к так называемы "всехватающим партиям", поэтому точка вхождения в нее достаточна сложна. В небольших городах обычно нужно быть "своим" среди определенных бизнес-политических кругов.

Мы рассказали вам, как стать муниципальным депутатом, депутатом Государственной Думы, а теперь ваше время действовать!

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.

К распределению депутатских мандатов не допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума.

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование - достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его "нижнюю" палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз - 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий - 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония).

Третье требование - наличие активного избирательного права - права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

Лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

Лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

Лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

Лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

Лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования - они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности - иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации"*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ - при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента - Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Рекомендуем почитать

Наверх