Картины, графика Обри Бердслея (Aubrey Beardsley). "Саломея"

Проекты 18.09.2024

Двадцать лет исследований работ британского художника с путешествиями по всему миру — и профессор английского языка из колледжа Морхаус в Атланте Линда Гертнер Затлин представляет в США двухтомное издание «Обри Бердслей: систематизированный каталог». 1200 рисунков, картин, гравюр и плакатов, и особое внимание — уточненным фактам. Лейтмотив исследования таков: хотя Бердслей широко известен своими откровенными изображениями эротических и физиологических фантазий, он гораздо более универсален, чем принято считать, утверждает доктор Затлин. И, открывая факты и новые сведения об иллюстрациях, она доказывает этот тезис.

«Отец художника, Винсент, работал в канцелярии лондонской пивоварни, а мать была гувернанткой, преподавала французской и игру на фортепиано. Семья постоянно кочевала из одних меблированных комнат в другие…» — уточненные детали биографии Бердслея изложены в двухтомном издании. Автор колесила по странам, проверяя и сопоставляя факты, работала в архивах и изучала документы из частных коллекций.

Обри Бердслей. Кульминация. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея». 1893

Обри Бердслей (1872 — 1898) ещё в раннем возрасте осознал, что ему предстоит короткая жизнь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда в 1879 году ему диагностировали туберкулёз. Рисовать он начал приблизительно в том же возрасте, и, пытаясь узнать побольше о своей болезни, пересмотрел немало медицинской литературы с анатомическими подробностями… Мальчик учился в школе-пансионе — сохранились его наброски однокашников, сделанные на именных карточках в качестве подарка друзьям. Он иллюстрировал программки для школьных театральных постановок и для домашних спектаклей, которые разыгрывал вместе с сестрой Мейбл. К слову, уже тогда начал зарабатывать своими искусством, получая заказы.

После окончания средней школы Бердслей изучал искусство, параллельно работая клерком у землемеров и страховых агентов. К 20-ти годам он уже известный художник, друг Оскара Уайльда. Туберкулёзные кровоизлияния в то время выводили его из строя на месяцы. Бердслей описывал себя как «отвратительного телосложения, сутулого и с шаркающей походкой, землистым лицом, запавшими глазами и длинными рыжими волосами». В последние годы он умолял издателя уничтожить «непристойные» рисунки, а в год своей смерти Бердслей написал другу, что сожалеет о том, что не в состоянии завершить те «прекрасные вещи», которые хотел.

Линда Гертнер Затлин насчитала около 400 оригинальных произведений Бердслея, которые ныне утрачены, но упоминаются в документах или сохранились в репродукциях

«Доктор Затлин также выявила множество подделок. Как минимум один из друзей Бердслея делал и продавал фальшивки даже при жизни художника…»

Бердслей был также внештатным иллюстратором в журналах, делал рисунки для сочинений Уайльда, легенд о короле Артуре, греческих драм и острот 18-го века. Он рисовал портреты, разрабатывал дизайн афиш и даже… швейных машинок. Время от времени художник изображал гермафродитов и уродов. Как заметил редактор в 1895 году, Бердслей «страстно хочет удивить публику чем-то неожиданным».

Он лечился ртутью и сурьмой и скончался на 26-м году жизни на Французской Ривьере на руках матери и сестры.

В своём каталоге Линда Гертнер Затлин исправила множество ошибок, которыми пестрят биографии художника. Промахи допускала даже его мать Эллен, рассказывая о жизни и творчестве сына. Мало что о его работе отражено и в переписке. «Он настолько непроницаем…» — сетует исследовательница.

Доктор Затлин (Linda Gertner Zatlin) считает, что постоянное рисование помогало Бердслею отвлекаться от мыслей о своём здоровье. Это становится понятным из строчки [в письме]: «если я думаю об этом, то собираюсь умереть быстрее». В 1936 году критик Дж. Льюис Май написал, что художник словно «состоял из атомов, движущихся с такой невероятной скоростью, что создавалась иллюзия абсолютного спокойствия».

Вся известная переписка Обри Бердслея будет опубликована в ближайшие несколько лет.

Профессор побывала в местах, где жил и работал Бердслей, в учреждениях, где хранятся его рисунки, изучала сокровищницы частных коллекционеров и говорила с потомками людей, знавших художника, в том числе — с Мерлином Холландом, внуком Оскара Уайльда. Он помог расшифровать викторианскую цветочную символику на произведениях: виноградные лозы означают опьянение, кувшинки — чистое сердце, а подсолнухи — обожание.

В книге есть и перечень цен, по которым работы продавались на аукционах.
В 2012 году библиотека Пристонского университета купила на торгах Bonhams в Лондоне копию поэмы Стефана Малларме с набросками Бердслея на полях, потратив около 24 тыс. долларов. Доктор Затлин задокументировала и собственные приобретения. Среди них — рисунок пианистки у пруда на открытом воздухе (34,5 тыс. долларов в 2004 году на аукционе Neal); коллективный портрет облачённых в мантии артистов хора в лондонском театре (около 5 тыс. долларов на аукционе Ketterer Kunst в 2006 году); портрет актрисы Габриэль Режан, выполненный красным мелом (55 тыс. долларов на Christie’s в 2015 году).

Доктор Линда Гертнер Затлин сказала, что своей книгой создала своего рода «постоянный дом» для Бердслея, который значительную часть жизни провёл в съёмных квартирах.

название выставки: «Обри Бердслей. Художник и эстет»
время проведения: 14.07.2015-28.03.2016
место проведения: Национальная портретная галерея, St Martin’s Place WC2H 0HE, Лондон Великобритания
сайт выставки: www.npg.org.uk

В лондонской Национальной портретной галерее проходит выставка «Обри Бердслей. Художник и эстет», в фокусе которой-творчество Бердслея-графика и поэта. Посетители выставки познакомятся с оригинальными рисунками, прекрасными иллюстрациями к роману Мэлори «Король Артур» и пьесе Уайльда «Саломея». На выставке представлены фотопортреты и портреты Обри Бердслея.

Знаменитый английский художник-график, поэт, иллюстратор Обри Винсент Бердслей принимал активное участие в сложении концепции эстетизма в Англии. Он создал неповторимый художественный язык, который не только определил многие характерные черты графики стиля модерн, но остаётся современным и по сей день.

Обри Бердслей. Художник и эстет.

XIXв «отметился» в истории как эпоха переосмысливания старых философских концепций, зарождения новых и, что характерно для этого периода, сосуществования разных философских течений-позитивизма, марксизма, неокантинианства и неогегельянства. В нестабильном, быстро меняющемся мире XIXв переоценка ценностей происходила и в культуре. В отличие от предыдущих эпох, XIXв не выработал единого стилевого направления в культуре, но сложившиеся во второй половине века идеи и образы обогатили культуру XXв как классические. Особенностью рубежа XIX-XXвеков было разделение художественной культуры на элитарную и массовую. Моральный критицизм стал прочным фундаментом, на котором строились многие новые теории. Одной из них был эстетизм-течение искусства, выражавшее тенденции европейского декаданса и его ответвление в Англии в 1880-1890гг, которое возникло как реакция не только на викторианскую идеологию и мораль, но и в большой степени-на мораль вообще.

Обри Бердслей. Павлинья юбка.

Хронологический диапазон эстетизма чрезвычайно широк: он возник в древности на Востоке, но проходя через эпохи и трансформируясь, не утратил своей изначальной догмы-культа Красоты. Красота-понятие исторически изменчивое, в разные исторические периоды она осмысливалась посредством разных эстетических категорий. Этим объясняется явление, почему в разные исторические периоды на первый план выходили разные аспекты этой философско-эстетической категории. В течение многих веков пересечение культур Востока и Запада определяло направление развития искусства. Во времена расцвета европейского эстетизма традиционное дальневосточное искусство приобрело горячих поклонников в среде европейских писателей и художников.

Обри Бердслей. Чёрная накидка.

Корни эстетизма уходят в романтизм начала XIXв. Эта преемственность подтверждается тем, что уже в романтизме наметилась тенденция отрицания социальной значимости искусства, которая достигла своего полного развития в эстетизме и завершения-в модернизме. Викторианской идеологии эстетизм противопоставил гедонистическое мировоззрение, предлагающее рассматривать Красоту, как единственную силу, способную усовершенствовать повседневную жизнь и единственное средство приблизить человека к высшей духовности. Отказавшись от изображения реальности, которая, по их убеждению, не могла быть эстетическим объектом, эстеты вступили в полемику с представителями реализма и натурализма, обвиняя эти направления в абсолютизации животной природы человека и сведении его к существу, лишённому индивидуальности и одухотворённости. Неприятие социальной действительности в эстетизме проявилось в попытке уйти в замкнутую сферу чистого искусства, что привело к созданию концепции «искусства для искусства».

Обри Бердслей. Колдун Вергилий.

В Англию концепция эстетизма была привнесена из Франции в 1860-е годы художником Фредериком Лейтоном, поэтами Джеймсом Уистлером и Алджерноном Суинберном. Наибольшую чёткость идеи эстетизма получили в трудах Джона Рескина(1819-1900), профессора литературы Оксфордского университета Уолтера Пейтера(1839-1894) и писателя и поэта Оскара Уайльда(1854-1900). Эстетическое кредо У.Пейтера, не признававшего этических ограничений в сфере искусства, заключалось в придании Красоте статуса высшей ценности, что ставило её выше категорий добра и зла. Представленная в бесконечном многообразии форм и проявившаяся в совершенной форме художественного произведения, Красота становилась Истиной. Поэтому, подлинное содержание мира человек мог познать только через постижение красоты. Культ Красоты не только служил удовлетворению важных духовных потребностей. Сущность концепции жизни Пейтера-стремление уподобить образ жизни искусству-в конечном результате привела к огромному влиянию эстетики на этикет. Ощущение избранности (эстет-тонкий ценитель красоты) породило новые моральные нормы, оправдывающие неординарное поведение, и возрождение дендизма, который наложил отпечаток на облик и поведение художников. Но за внешней эпатажностью дендизма неоходимо увидеть, оценить и отдать должное их подлинному таланту, их способности неординарного взгляда на жизнь, их неподражаемой элегантности и непоколебимой вере в высшую ценность искусства. Единомышленники У.Пейтера объединились вокруг журналов «Савой» и «Жёлтая книга», издававшихся в1894-1895гг. Это были поэты Артур Саймонз, Эрнест Доусон, Джон Дэвидсон, художник и поэт Обри Бердслей.

Обри Бердслей. «Туалет Белинды», иллюстрация к поэме А.Поупа «Похищение локона».

В рамках английского эстетизма заключено богатое разнообразие вариантов: если творчество одних эстетов (Уайльд, Уистлер) оказалось богаче и глубже догм эстетизма, то другие, как, например, теоретик эстетизма У.Пейтер, не смогли в полной мере реализовать свои идеи. Исключением является Обри Винсент Бердслей (1872-1898), изысканное творчество которого отвечает почти всем требованиям эстетизма. У творческого взлёта Обри Бердслея нет аналогов в истории европейского изобразительного искусства. Всего за 5лет активной творческой деятельности из своих коротких 25лет жизни, не написав ни одной картины, не имея ни одной прижизненной персональной выставки, Обри Бердслей завоевал мировую известность своим искусством рисунка и книжной графики.

Обри Бердслей. Иллюстрация к собственной новелле «Венера и Тангейзер».

Успех Бердслея был в его личных качествах-Обри был наделён многими талантами. Развитием своих незаурядных музыкальных и литературных способностей он был обязан матери-дочери респектабельных лондонских врачей. Одиннадцатилетнему мальчику прочили блестящее будущее пианиста: уже в таком юном возрасте он давал публичные концерты, собиравшие до 3000зрителей, и сочинял музыку. Но широкий горизонт его возможностей значительно сузился, когда в 7-летнем возрасте Обри поставили диагноз-туберкулёз. К сожалению, несчастье было прогнозируемое: отец мальчика был тоже болен туберкулёзом. В конце XIXв этот диагноз звучал, как приговор: шансы выжить были ничтожными. Болезнь определила образ жизни мальчика: общение с ровесниками в играх заменили книги. Прекрасно знавший, благодаря матери, английскую и французскую литературу, Обри рано начал писать стихи, а позже-пьесы, в которых сам играл. Юношеское увлечение театром впоследствии прослеживается в изобразительном творчестве Бердслея, где превалирует игра, гротеск и маски.

Обри Бердслей. Сны.

Но его подлинным призванием было рисование, и прочное место в истории искусства Обри Бердслей завоевал как иллюстратор книг. Бердслей считается гениальным самоучкой: у него «за плечами» только 3месяца занятий у профессора Ф.Брауна в Вестминстерской художественной школе. Успешный профессиональный старт Бердслея датируется 1892г, когда он по заказу издателя Джона Дента выпустил серию иллюстраций к роману «Смерть короля Артура» Томаса Мэлори и принял участие в выпусках художественного журнала «Савой».

Обри Бердслей. «Мерлин», иллюстрация к роману Мэлори.

С апреля 1894г Бердслей начал сотрудничать с журналом «Жёлтая книга», в котором печатались его стихи и эссе, и вскоре занял должность художественного редактора этого журнала. Дизайн журнала «Жёлтая книга», символа английского декадентского эстетизма, был разработан Бердслеем, а ярко-жёлтая обложка журнала с черным силуэтом стала эмблемой целого десятилетия, получившего в Англии название «жёлтые девяностые». Выбор жёлтого цвета в качестве цветовой эмблемы объясняется устойчивым предубеждением, «отложившемся» в культурной памяти со времён Средневековья, что жёлтый-цвет измены, греховности и скандала. Редакторская деятельность Бердслея, его талант художника и манерно-изысканный стиль завоевали журналу культовую репутацию.

Художественный журнал «Жёлтая книга».

Громкий успех и европейскую известность в 1896г принесли 16иллюстраций к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда. Радость успеха была омрачена резким ухудшением здоровья, и в духе этого настроения Бердслей создал мрачные иллюстрации к рассказам Эдгара По. За тот год жизни, который был отпущен художнику судьбой, он создал цикл иллюстраций к комедии «Вольпоне» Бена Джонсона, которые и положили начало новому стилю. Обри Бердслей умер 16марта 1898г во Франции в Ментоне на берегу Средиземного моря.

Утончённое искусство Обри Бердслея оказало огромное влияние на развитие европейского авангарда и определило многие характерные черты графики стиля модерн.

Творчество этого художника называли талантливой средневековщиной.

Давал он лицам древних граций
Всю прелесть новых комбинаций, —

писал в «Балладе о цирюльнике» Обри Бердслей, один из самых противоречивых и ярких графиков конца XIX века. Заядлый книжник и меломан, пробующий свои силы в литературе; человек, исповедующий дендизм как в жизни, так и в искусстве; уверенный в абсолютной силе своего таланта: “Я могу выполнить что угодно, нет ничего, чего бы я не мог выполнить”. Основоположник стиля модерн, "возводящий экзотику и пряность в абсолют до такой степени, что чувствовались “привкус тления и несколько порочная чувственность” (А.Бенуа).

"Поцелуй Иуды"

Человек болеющий, обречённый, при виде звёзд он рассуждал о том, что “там наверху... есть ли ещё существа, подобные нам”, о “странных путях, которыми, быть может, пришла и, наверное, должна уйти душа”. Его называли парнасцем, последним певцом романтической агонии, сатириком, мистиком, апостолом гротеска, волшебником линии, великим декадентом, художником упадка, прирождённым язычником, закоренелым эклектиком. Утверждали, что он достигает чистой красоты, но называли эту красоту дьявольской, что он одержим бесом унижения красоты, и формулировали так: “Соблазн демонического, отравляющий, как яд, скрытый лепестками пленительно-нежного цветка, выросшего в «темницах порока»”. В его рисунках находили рай греха и грёзу о женщине. Он наглухо закрывал окна своего кабинета, зажигал свечи и судорожно работал, скрывая затем все свои черновые помарки и демонстрируя лишь совершенный результат, выказывая видимое презрение к тем, кто погряз в черновой работе. “Боюсь, что люди видятся мне иначе, чем другим. Мне они представляются гротескно, и я изображаю их так, как вижу”.

Автопортрет

Жизненный путь Обри Винсента Бердслея проследить нетрудно: он прожил всего 25 лет, активно же работал лет пять, не больше. Бердслей родился в Брайтоне, небольшом приморском городке на юго-востоке Англии. Сообщая дату его рождения (как и дату его смерти), разные авторы противоречат друг другу. В этом чувствуется определенная мифологизация, характерная для всей жизни художника. Впрочем, большинство исследователей склоняются к тому, что Обри Бердслей появился на свет 21 августа 1872 года, в Брайтоне, графство Суссекс, а скончался 16 марта 1898, в Ментоне, Франция. Семья будущего художника была небогатой, но вполне состоятельной. Вниманием родителей Обри обделен не был, хотя отец его умер, когда он был еще ребенком. Для матери же он был светом в окошке. Рисовать мальчик начал четырех лет от роду и был одарен сверх меры и другими талантами: писал стихи, участвовал в театральных представлениях, прекрасно музицировал и даже выступал в публичных концертах; большое влияние на него оказала музыка Рихарда Вагнера. Обри Бердслей всегда был слаб здоровьем: первые признаки туберкулеза, который впоследствии свел его в могилу, были замечены, когда мальчику исполнилось семь лет. Именно в это время из всех видов искусства Бердслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса (Edward Burne-Jones), который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом (Oscar Wilde). Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой.

"Ловушка для сбора винограда", 1893

"Мерлин", 1893

Иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда, 1983. Глаза Ирода

Пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была истинным подарком Бердслею. Наряды, интрига, дьявольские характеры. Под пером Оскара Уайльда история Саломеи превратилась в драму больших страстей. Интерес к этому произведению был подогрет сценической постановкой с участием гениальной Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923). Весной 1895 года она гастролировала в Лондоне, и Обри Бердслей, конечно же, побывал на этих представлениях. «Первый вечер Сары, — писал он одному из друзей, — прошел с огромным успехом. Я никогда не видел такого приема. Она играла великолепно».


"Черный капот"

"Павлинье платье"

Просто волшебные тату!

«В иллюстрациях к “Саломее” Бердслей использовал до конца новую условность, которую себе создал: вместе взятые эти рисунки — его шедевр. Во всем современном искусстве нет ничего им равного. Можно проследить источники, выяснить, откуда они развились, но нельзя найти ничего, с чем их можно было бы сравнивать; они, безусловно, единственны в своем роде», — писал в 1898 году первый биограф художника и, как говорят, интимный друг Оскара Уайльда Роберт Болдуин Росс.

"Иоанн Креститель и Саломея"

"Туалет Саломеи"

Саломея за туалетом

"Танец живота"

"Награда танцовщице"

"Саломея с головой Иоана Крестителя", 1893

Похороны Саломеи

Скандальная слава рисунков к «Саломее» ни в малейшей степени не затронула художника. К ругательным выпадам разгневанной критики он относился равнодушно. В мае 1895 года он писал одному из своих корреспондентов, которого уважительно именовал «дорогой Ментор»: «Что касается вырезки [статьи], которую Вы мне прислали, то не думаю, чтоб она повредила мне; кроме того, я ни на минуту не сожалею о своих рисунках к “Саломее”».

Оригинальный набросок для обложки "Саломеи"

Обложка "Саломеи"

Иллюстрация из «Правдивой истории» Лукиана, Сны

Одна из значительнейших его работ - оформление книги Томаса Мэлори «Смерть Артура». Бердслей проникся возвышенным стилем «Смерти Артура», и горечь этой книги совпала с горечью его сердца. И красота любви, и гордость рыцарской чести вдохновили его на создание огромного количества иллюстраций к роману. Книга стала шедевром английского книгоиздания. Фантастическое разнообразие растительно-цветочного орнамента. Цветы, которые олицетворяют живых людей; совершенная форма чёрных созданий, пронзающих белое поле, и белых - чёрное. Геометрическая симметрия, которая дышит жизнью исключений из правила. Прекрасные и храбрые рыцари и прекрасные дамы. Волшебник Мерлин, которого Бердслей рисует глубоко задумавшимся и пребывающим в кругу своих вечных забот. Другие волшебники и волшебницы. Сражения и рыцарские поединки. Любовь как самая прекрасная сила, которая движет поступками людей, вдохновляет, но и толкает на преступления. Диковинные звери. Буквицы, которые нарисованы и пронизаны цветами столь изящно, что и сами являются гармоничной частью садов книги. Сады и замки. Роскошество орнаментальных обрамлений рисунков.

Иллюстрации из «Смерти Артура» Т.Мэлори, 1893-1894 гг. Как Морган Ли Фей передавал щит сэру Тристраму

Как Королева Джиневра становилась монахиней

Прекрасная Изольда пишет послание сэру Тристраму.

Как сэр Тристам испил любовного напитка

Как дьявол искушал сэра Борса любовью к женщинам. Иллюстрационный разворот из «Смерти Артура» Т.Мэлори, 1893-1894 гг.




Постер

Постер

Скандальным был и успех ежеквартальника «The Yellow Book» («Желтая книга»), издание которого было предпринято Джоном Лейном в 1894 году. Ярко-желтый фон обложек журнала с успехом заменил Обри Бердслею неокрашенные плоскости в его черно-белых композициях. Бердслей был художественным редактором «Желтой книги» и помещал в ежеквартальнике свои рисунки. Однако он сотрудничал с "The Yellow Book "всего год — на протяжении выхода в свет первых четырех номеров. В дальнейшем художник работал в журнале «The Savoy» («Савой»), который в январе 1896 года начал издавать Леонард Смитерс. Обложки этого журнала, впрочем, много потеряли в своей художественной выразительности по сравнению с «Желтой книгой».

Обложки журнала «The yellow book»



Обложка журнала "The Savoy"

Сергей Маковский называл Бердслея чёрным алмазом. Угасающие блики этого столь рано меркнущего чёрного алмаза падали на его творчество и придавали его красоте зловещий оттенок. “Я живу в вечном трепете, так как неотлучно преследует меня страх перед нищенским существованием, нищенской смертью”. В детстве он видел сон: проснулся ночью при свете луны и увидел огромное Распятие с истекающим кровью Христом, и это Распятие падало со стены. В последние месяцы жизни пришёл к христианству и был принят в лоно католической церкви. Последняя его просьба была - уничтожить иллюстрации к «Лисистрате», которые он считал лучшим из всего созданного им.

Аристофан "Лисистрата", фронтиспис. 1896

Лисистрата обращается к афинским женщинам, 1896 г.

"Женщина Луны" , 1893

"Таинственный розовый сад", 1894

"Туалет Елены", 1895

"Венера и Тангейзер",1895

Представляется, что Бердслей специально написал «Венеру и Тангейзера», чтобы продемонстрировать утончённость своего мастерства. В этом проявился некий нарциссизм - Бердслей создал двойное зеркало, в которое мог глядеться, любуясь самим собой...

"Зигфрид", 1895

"Зеркало Любви". 1895

Иллюстрация Бердслея к книге, в которой собраны самый откровенный эротический роман Оскара Уайльда "Телени" и единственная повесть художника - графика "История Венеры и Тангейзера". Иллюстрация "Возвращение Тангейзера", 1895

"Вознесение св. Розы из Лимы", 1896

Обложка книги «Али-Баба и сорок разбойников»

Иллюстрация к рассказу Э. По "Черный кот"

Очень близок Обри Бердслею по стилю и настроению был знаменитый американец Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849), иллюстрации к новеллам которого «Убийство на улице Морг», «Черный кот», «Маска Красной Смерти» населены столь любимыми художником фантастическими существами. Впрочем, талант Обри Винсента Бердслея многогранен. Он с равным успехом иллюстрирует прирожденного реалиста Оноре де Бальзака и «Сказки тысячи и одной ночи», древнеримского сатирика Ювенала и либретто к операм Рихарда Вагнера...

Леди с Виолончелью, из "Смерти Артура"

Выдающийся английский рисовальщик и график, один из основоположников стиля модерн, замечательный мастер книжной иллюстрации. Талантливый музыкант, поэт и драматург. Автор «Баллады о цирюльнике», «Трех музыкантов», фарса «Коричневый этюд», повести «Венера и Тангейзер». (род. 21.08.1872 г. - ум. 16.03.1898 г.)

«В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто», - говорил Оноре де Бальзак. Творцу «Человеческой комедии», как никому другому, это было хорошо известно. Следуя бальзаковскому определению, английского графика Обри Винсента Бёрдсли, несомненно, можно считать гениальным. Во всей истории мирового искусства ни до, ни после него не было создано ничего подобного его произведениям. Он никогда не принадлежал к какому-либо художественному направлению, скорее, напротив, своим искусством сформировал новый стиль модерн, похожий на магический сгусток страстей, отражающий извечное противостояние Добра и Зла.

Сегодня без этого мечтателя и романтика, мистика и карикатуриста, утонченного эротомана просто трудно себе представить английское искусство конца XIX - начала XX вв. Между тем Бёрдсли поначалу вовсе не стремился стать художником, находя свое призвание в искусстве вообще: его гениальность проявлялась не только в графике, но и в музыке, и в литературе. Но более всего он дорожил репутацией меломана и библиофила. Его огромная, любовно собранная библиотека так же поражала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи.

Жизнь этого «гения миниатюры», как называли Бёрдсли современники, полна драматизма. Подобно герою бальзаковской «Шагреневой кожи», он вынужден был постоянно бороться за каждый прожитый миг. И чем больше художник мечтал о продлении своей жизни, тем быстрее таяло отведенное ему судьбой время. Смерть унесла его в неполные 26 лет, но он успел сделать то, что обессмертило его имя.

Сэр Обри Винсент Бёрдсли родился в Брайтоне (графство Суссекс). Его отец, Винсент Пол Бёрдсли, происходил из богатой семьи лондонских ювелиров. Мать, урожденная Элен Агнус Питт, была дочерью респектабельного врача. Однако состояние, полученное ею в приданое, очень скоро было развеяно по ветру легкомысленным супругом, а поскольку из-за слабого здоровья он не мог заниматься постоянной работой, Элен пришлось пойти в гувернантки с преподаванием музыки и французского языка. Туберкулез, которым болел Винсент Пол, стал тем губительным наследством, которое получил от отца Обри. О своей болезни он узнал еще в семилетнем возрасте. И с этого времени почувствовал за своей спиной дыхание незримой смерти.

Родители Обри очень рано поняли, что в их семье растет вундеркинд. Мальчик был наделен незаурядным музыкальным талантом, который, благодаря урокам матери и занятиям с известными пианистами, быстро развивался. Уже в одиннадцать лет Обри выступал с концертами перед публикой и сам сочинял музыку. Он знал наизусть партитуры Вагнера и Россини, пианистические пьесы Вебера. И даже уже будучи известным художником, считал, что музыка - единственное, «в чем он что-нибудь понимает». Собственные музыкальные композиции юноши были изящны и поэтичны, а сочиняемые им стихи - музыкальны.

Увлекшись в школьные годы театром, Обри проявил еще два таланта - драматурга и актера. Написанные им и поставленные в домашнем или школьном театрах пьесы неизменно вызывали большой интерес. К тому же на сцене Бёрдсли держался так же уверенно, как и у рояля.

Но несмотря на такие способности к искусству, после окончания школы Обри стал работать клерком в одном из лондонских офисов. Однако очень скоро ему пришлось оставить работу: в 17 лет юноша начал кашлять кровью. С этого времени искусство становится не только его единственным занятием, но и смыслом жизни. Из всех его видов Бёрдсли все больше начинает отдавать предпочтение живописи. Рисование становится его страстью. В 1891 г., невзирая на тяжелый недуг, он посещает занятия в Вестминстерской художественной школе, копирует произведения старых мастеров и уже через год становится профессиональным художником. Этому способствовал блестяще выполненный Бёрдсли в 1892 г. заказ на иллюстрирование книги Т. Мэлори «Смерть Артура». Иллюстрации к этому своду старинных рыцарских романов оставляли такое сильное впечатление, что от них просто невозможно было оторваться. А между тем они были выполнены довольно скупыми изобразительными средствами: тонкая виртуозная линия в них сочеталась с большими пятнами сплошного черного цвета. Именно это и станет творческим методом художника.

В первой работе Бёрдсли еще чувствовалось влияние творческой манеры его современников - английских живописцев Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса (последнего Обри считал «величайшим художником Европы»). Вместе с тем в ней уже проявились индивидуальность и темперамент молодого художника. Прекрасное знание английской литературы, эрудиция позволили двадцатилетнему юноше выразить философскую глубину иллюстрируемого произведения. Вслед за этим изданием он принимает участие в оформлении художественного журнала «Савой».

Последующие два года стали для Бёрдсли периодом интенсивного творческого поиска. Он увлеченно изучает японские гравюры. Стремясь соединить в своих рисунках лучшие традиции искусства Запада и Востока, художник формирует своеобразный изобразительный язык, который станет основой нового живописного стиля модерн. Его рисунки поражают удивительной гармонией линии и пятна. «Как мало сейчас понимается важность линии! - пишет Бёрдсли в одном из писем. - Именно это чувство гармонии линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета». Такого рода размышления свидетельствовали о том, что за короткое время молодой художник превратился в зрелого мастера. Наряду с использованием твердой волнообразной линии, разграничивавшей плоскости черного и белого цветов, он с помощью перекрестной штриховки виртуозно передавал полутона и фактуру предметов. В его рисунках не было ничего второстепенного - каждая деталь вырастала в символ, помогала проникнуть в суть образа. Все это делало графические работы художника индивидуальными и легко узнаваемыми.

Свои методы работы Бёрдсли ревниво оберегал от посторонних глаз. Он не любил непрошеных зрителей. В тех же случаях, когда его все же заставали за работой, художник прятал рисунок, а если был недоволен им, тут же уничтожал. Но чаще всего он создавал свои графические шедевры, запершись в кабинете, обитом черной тканью и освещенном свечами. И все же кое-что о процессе его работы известно. Сначала Бёрдсли набрасывал карандашом всю композицию, покрывая бумагу только ему понятными каракулями. Что-то стирал, что-то наводил. Порой от резинки и перочинного ножа бумага превращалась в решето. Но когда приходил черед ручки с золотым пером, выводящей тонкие росчерки черной туши, то они не всегда следовали за карандашом. Охваченный вдохновением, Бёрдсли нередко импровизировал.

Одной из особенностей его рисунков была утонченная эротичность. Это пришлось как нельзя кстати для тех английских периодических изданий, которые выделялись эротической направленностью. Именно таким являлся журнал «Иеллоу Бук» («Желтая книга»), художественным редактором которого Бёрдсли стал с весны 1894 г. Помимо рисунков он публикует здесь свои эссе и стихи. Но благодаря творчеству художника издание получает не только популярность, но и. скандальную известность как один из печатных органов гомоэротики. Хотя нет никаких фактических подтверждений гомосексуальности Бёрдсли, косвенно на это указывает многое: окружение, образ жизни, произведения. Постоянными посетителями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были известные своей нетрадиционной сексуальной ориентацией Оскар Уайльд, Робб Росс, Альфред Дуглас (Бози), Пьер Луи, Джон Грей. Однако о личной жизни Обри доподлинно ничего не известно. Она скрывалась за неизменно вежливыми письмами, безупречно повязанным галстуком и чудачествами меломана, музицирующего за роялем «в две руки» со скелетом. Но произведения, в которых женщину трудно было отличить от мужчины, где дети рождались из ноги и царствовали болезненно-капризные эфебы, выдавали художника. И молва, с легкостью превращавшая гениальность в ненормальность, наделяла его всеми смертными грехами. С позиции обыденного сознания он выглядел «сеятелем извращенного разврата» - гомосексуалистом и соблазнителем собственной сестры Мейбл. Ощущая это неадекватное восприятие своей персоны, Бёрдсли неоднократно острил: «У французских полицейских существуют серьезные сомнения относительно моего пола». Своим поведением художник как бы культивировал скандал. И он вскоре произошел.

Когда арестованный в 1895 г. по обвинению в гомосексуальной связи Оскар Уайльд отправился в тюрьму, среди взятых им вещей якобы была и «Желтая книга». Позже, правда, выяснилось, что сообщавший об этом репортер ошибся - писатель взял не журнал, а какую-то книгу желтого цвета. Но для старой чопорной Англии это сообщение было достаточным поводом, чтобы закрыть возмутительное издание. Так Бёрдсли оказался без работы, а значит, и без средств к существованию.

Художник перебивался случайными заработками, пока его друг Леонард Смитерс не предложил ему сделать иллюстрации к произведениям Ювенала и Аристофана. Так в 1896 г. появилась бледно-пурпурная серия рисунков к «Лисистрате» - «Лисистрата обращается к афинским женщинам», «Лисистрата защищает Акрополь», «Две афинянки в беде», «Лакедемонские послы» и др.

Многие современники художника считали их лучшими из всего сделанного им.

Но мировую известность Бёрдсли принесло оформление «Саломеи» О. Уайльда. 16 рисунков к этой пьесе были не столько художественным комментарием к авторскому тексту, сколько собственным вольным прочтением художником библейского памятника. Бёрдсли создал самостоятельное и глубокое произведение. Вершиной его таланта стали рисунки «Женщина Луны», «Глаза Ирода» и «Платоническое оплакивание». В них узнаваемы черты самого Уайльда. Они содержат и загадку, и зловещее предсказание, и едкую иронию по отношению к обществу, которое в своей агрессивной невежественности не приемлет свободной любви. Любопытная характеристика этих рисунков дана в книге «Роман с самим собой» известного режиссера Р. Виктюка: «Удивительны иллюстрации Бердслея к «Саломее» О. Уайльда - это чувственные провокации, с виду такие невинные, что сладостно-жутко. Школа Бердслея - это оправдание порока через красоту! Это орнаментировка греха до его эстетической неузнаваемости!» Особенно было проникнуто гомоэротикой «Платоническое оплакивание» - трогательное изображение юноши, оплакивающего своего возлюбленного. Его лицо полно страдания и суровости. Оно словно хранит след тайны смерти, той самой, которая неотвязно преследовала самого художника.

Но Бёрдсли еще успеет создать фантастические видения по Эдгару По, стилизацию «Похищения локона» А. Попа, иллюстрации к «Острословиям» Шеридана, «Манон Леско», «Мадам Бовари», «Даме с камелиями», «Мадемуазель Мопен», вариации на темы произведений Бена Джонсона и Ф. М. Достоевского, графические работы к собственной повести «Венера и Тангейзер». В них он то смеется, оставаясь серьезным, то мечтает, как трубадур, то непристойно шутит. И все это время смерть нетерпеливо напоминает художнику о себе. В письмах его - ощущение приближающейся пропасти и нереальные надежды на спасение. Сначала Бёрдсли думает о том, как ему выздороветь, потом - только почувствовать себя чуточку лучше и, наконец, - прожить хотя бы еще месяц.

Последней попыткой художника справиться с болезнью стал переезд в 1896 г. во Францию. В поисках благоприятного климата он приезжает сначала в Париж, потом в Сен-Жермен и Дьепп. Последним его пристанищем стала Ментона - лимонный рай на берегу Средиземного моря. Обри казалось, что живи он в фешенебельном особняке, окруженный теплом и необходимым уходом, цветами и книгами, его дни могли бы продлиться. Но маленький кусочек шагреневой кожи, данный ему судьбой, неумолимо сокращался. 16 марта 1898 г. художника не стало. До самой смерти острый ум и спокойствие не изменяли Бёрдсли. Уже прикованный к постели, он попросил Л. Смитерса уничтожить все его «неприличные рисунки» и гравировальные доски к ним, оставив лишь самое ценное из своего творческого наследия. Однако эта просьба не была исполнена.

Художники XX в. назовут его одним из своих «властителей дум» и свяжут с его именем тот привкус тления и порочной чувственности, который был характерен для удивительного образного мира, открытого Бёрдсли.

Из книги «100 знаменитых художников XIV-XVIII вв.»; 2006

Двадцать лет исследований работ британского художника с путешествиями по всему миру — и профессор английского языка из колледжа Морхаус в Атланте Линда Гертнер Затлин представляет в США двухтомное издание «Обри Бердслей: систематизированный каталог» .

Лейтмотив исследования таков: хотя Бердслей широко известен своими откровенными изображениями эротических и физиологических фантазий, он гораздо более универсален, чем принято считать, утверждает доктор Затлин. И, открывая факты и новые сведения об иллюстрациях, она доказывает этот тезис.


Обри Бердслей. Кульминация. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея»
Кульминация. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея». 1893

«Отец художника, Винсент, работал в канцелярии лондонской пивоварни, а мать была гувернанткой, преподавала французской и игру на фортепиано. Семья постоянно кочевала из одних меблированных комнат в другие…» — уточненные детали биографии Бердслея изложены в двухтомном издании. Автор колесила по странам, проверяя и сопоставляя факты, работала в архивах и изучала документы из частных коллекций.

Обри Бердслей (1872 — 1898) ещё в раннем возрасте осознал, что ему предстоит короткая жизнь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда в 1879 году ему диагностировали туберкулёз. Рисовать он начал приблизительно в том же возрасте, и, пытаясь узнать побольше о своей болезни, пересмотрел немало медицинской литературы с анатомическими подробностями… Мальчик учился в школе-пансионе — сохранились его наброски однокашников, сделанные на именных карточках в качестве подарка друзьям. Он иллюстрировал программки для школьных театральных постановок и для домашних спектаклей, которые разыгрывал вместе с сестрой Мейбл. К слову, уже тогда начал зарабатывать своими искусством, получая заказы.

Обри Бердслей. Автопортрет

После окончания средней школы Бердслей изучал искусство, параллельно работая клерком у землемеров и страховых агентов. К 20-ти годам он уже известный художник, друг Оскара Уайльда. Туберкулёзные кровоизлияния в то время выводили его из строя на месяцы. Бердслей описывал себя как «отвратительного телосложения, сутулого и с шаркающей походкой, землистым лицом, запавшими глазами и длинными рыжими волосами». В последние годы он умолял издателя уничтожить «непристойные» рисунки, а в год своей смерти Бердслей написал другу, что сожалеет о том, что не в состоянии завершить те «прекрасные вещи», которые хотел.

Флейтист из Гаммельна. Иллюстрация для программки школьной постановки
Обри Бердслей. 1888

Обри Бердслей, «Туалет Саломеи II» (1893)

Обри Бердслей, «Туалет Саломеи I» (1893)

Линда Гертнер Затлин насчитала около 400 оригинальных произведений Бердслея, которые ныне утрачены, но упоминаются в документах или сохранились в репродукциях.

Обри Бердслей, «Оскар Уайльд за работой»

Обри Бердслей, обложка журнала «Савой»

«Доктор Затлин также выявила множество подделок. Как минимум один из друзей Бердслея делал и продавал фальшивки даже при жизни художника…»

Бердслей был также внештатным иллюстратором в журналах, делал рисунки для сочинений Уайльда, легенд о короле Артуре, греческих драм и острот 18-го века. Он рисовал портреты, разрабатывал дизайн афиш и даже… швейных машинок. Время от времени художник изображал гермафродитов и уродов. Как заметил редактор в 1895 году, Бердслей «страстно хочет удивить публику чем-то неожиданным».

Обри Бердслей, «Платоническое оплакивание» (1893)

Он лечился ртутью и сурьмой и скончался на 26-м году жизни на Французской Ривьере на руках матери и сестры.

В своём каталоге Линда Гертнер Затлин исправила множество ошибок, которыми пестрят биографии художника. Промахи допускала даже его мать Эллен, рассказывая о жизни и творчестве сына. Мало что о его работе отражено и в переписке. «Он настолько непроницаем…» — сетует исследовательница.

Обри Бердслей. Венера между терминалов Богов

Доктор Затлин (Linda Gertner Zatlin) считает, что постоянное рисование помогало Бердслею отвлекаться от мыслей о своём здоровье. Это становится понятным из строчки [в письме]: «если я думаю об этом, то собираюсь умереть быстрее». В 1936 году критик Дж. Льюис Май написал, что художник словно «состоял из атомов, движущихся с такой невероятной скоростью, что создавалась иллюзия абсолютного спокойствия».

Вся известная переписка Обри Бердслея будет опубликована в ближайшие несколько лет.

Обри Бердслей, «Платье "Павлин"» (1893)

Обри Бердслей, «Чёрная накидка» (1893)

Профессор побывала в местах, где жил и работал Бердслей, в учреждениях, где хранятся его рисунки, изучала сокровищницы частных коллекционеров и говорила с потомками людей, знавших художника, в том числе — с Мерлином Холландом, внуком Оскара Уайльда. Он помог расшифровать викторианскую цветочную символику на произведениях: виноградные лозы означают опьянение, кувшинки — чистое сердце, а подсолнухи — обожание.

Обри Бердслей, «Аббат Фанфрелюш» (1895)

Линда Гертнер Затлин насчитала около 400 оригинальных произведений Бердслея, которые ныне утрачены, но упоминаются в документах или сохранились в репродукциях. Судя по всему, исчезли и его записные книжки, которые сберегла сестра. Одна серия рисунков была уничтожена во время пожара в 1929 году, а 118 писем до сих пор не обнаружены. Вся известная переписка будет опубликована в ближайшие несколько лет.

Кроме того, стало понятно, что первые искусствоведы, изучавшие Бердслея, не подвергали факты тщательной проверке. «Оставь, никто не будет интересоваться этим», — ответил один учёный своему коллеге, когда тот спросил, как уточнить детали.

Доктор Затлин также выявила множество подделок. Как минимум один из друзей Бердслея делал и продавал фальшивки даже при жизни художника.

Обри Бердслей, «Как Артур встретил Зверя Рыкающего»

В книге есть и перечень цен, по которым работы продавались на аукционах.

В 2012 году библиотека Пристонского университета купила на торгах Bonhams в Лондоне копию поэмы Стефана Малларме с набросками Бердслея на полях, потратив около 24 тыс. долларов. Доктор Затлин задокументировала и собственные приобретения. Среди них — рисунок пианистки у пруда на открытом воздухе (34,5 тыс. долларов в 2004 году на аукционе Neal); коллективный портрет облачённых в мантии артистов хора в лондонском театре (около 5 тыс. долларов на аукционе Ketterer Kunst в 2006 году); портрет актрисы Габриэль Режан, выполненный красным мелом (55 тыс. долларов на Christie’s в 2015 году).

Обри Бердслей, «Певица»

Доктор Линда Гертнер Затлин сказала, что своей книгой создала своего рода «постоянный дом» для Бердслея, который значительную часть жизни провёл в съёмных квартирах.

Обри Бердслей, «Похороны Саломеи. Финал»

Рекомендуем почитать

Наверх