Конвенция о правах ребенка положения конвенции и права защиты

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью: "Конвенция о правах ребенка положения конвенции и права защиты" с комментариями специалистов. Однако, не все нюансы возможно описать в статье. Поэтому, для уточнения информации можно обратиться к дежурному юристу.

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Конвенция о правах ребенка
(Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

ГАРАНТ:

См. Факультативный протокол от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии

См. Факультативный протокол от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

Государства — участники настоящей Конвенции,

считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле,

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Конвенция принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г.

Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955, в Сборнике международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI

Источник: http://base.garant.ru/2540422/

«Конвенция ООН «О правах ребенка» (Сорокин С., «Российская юстиция», 1999, N 6)

Конвенция ООН «О правах ребенка»

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п.5 ст.25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст.24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.955). Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка, «Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо уделять соответствующее внимание тому, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды» (Собрание актов Президента и Правительства. 1993. N 35. Ст.3318).

Читайте так же:  Нужен ли загранпаспорт в грузию для россиян

Таковы в самых общих чертах положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка в семье. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе. Вместе с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для несовершеннолетних детей, Конвенция «О правах ребенка» занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье.

Если оценивать Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для семейного права, правового положения ребенка в семье, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих семейно-правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения Конвенции «О правах ребенка» в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание.

Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции «О правах ребенка», имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции «О правах ребенка», следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.

Любое из перечисленных в Конвенции положений не изолировано от качества семейного воспитания. Поэтому всякого рода нарушения любого из перечисленных правил способны полностью или частично парализовать усилия лиц, обязанных защищать права ребенка, связанные с семейным воспитанием.

Особое место в обеспечении права ребенка на воспитание в семье занимают средства массовой информации. Признавая их важную роль, Конвенция предлагает государствам-участникам обеспечить, во-первых, доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию ребенка, его здоровому физическому и психическому развитию. Во-вторых, поощряет разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (п.»е» ст.17 Конвенции). То же самое можно сказать о ст.33 Конвенции, где говорится о принятии государством всех мер защиты ребенка от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, те положения Конвенции, которые условно можно обозначить как общие, невозможно рассматривать в изолированном виде. Все они несут свою смысловую нагрузку при обеспечении прав ребенка в семье.

С другой стороны, богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на май 1996 года).

Председатель ученого совета

Института семьи и собственности

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция ООН «О правах ребенка

Сорокин С. — Председатель ученого совета Института семьи и собственности

Источник: http://base.garant.ru/3540940/

Структура Конвенции о правах ребенка

План:

1. Категории прав

2. Классификация статей

3. Разделы Конвенции о правах ребенка

Конвенция состоит из 54 статей. Каждая из статей охватывает определенное право, которым обладает каждые ребенок.

Все права, указанные в Конвенции можно условно разделить на 4 группы:

1. Права на обеспечение развития. Данные права призваны обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, способствовать его полноценному развитию как личности и как гражданина. Например, право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание и другие относятся к группе прав на развитие.

2. Права на защиту. Эти права призваны защищать детей от насилия и эксплуатации. Они включают, например, такие права как право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесного наказания, право не быть вовлеченным в военные конфликты, не быть подвергнутым эксплуатации, а также быть защищенным от эксплуатации труда.

3. Права на участие. Данные права охватывают вопросы равноправного участие всех детей в жизни общества. Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития. С ростом и развитием ребенка уровень его участия в жизни сообщества и уровень вовлеченности в решение проблем должен также возрастать. Это, несомненно, приведет к развитию ребенка как гражданина.

4. Права на жизнь. К данной группе относятся права на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни. Сюда относится право на обеспечение адекватными жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи и системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Читайте так же:  Как узнать, была ли машина угнана, еще до совершения покупки

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста); утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества, подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо непривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям; сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; отмечаются также права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — в социальной помощи.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе, получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной или языковой культурой; право детей на отдых и досуг.

Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Учитывая, что Конвенция охватывает социальные, политические, культурные, гражданские права детей, то необходимо отметить, что статьи Конвенции также можно сгруппировать по данным областям. Такая группировка очень полезна на практике. Именно в такой форме готовятся отчеты государств, а также отчеты неправительственных организаций, которые впоследствии рассматриваются специальным Комитетом ООН по Правам Ребенка.

— Статьи, направленные на выполнение обязательств, взятых на себя государством: 4, 42 и 44 п.6.

— Определение понятия «ребенок»: 1.

— Общие принципы Конвенции: 2, 3, 4, 6 и 12.

— Гражданские права и свободы: 7, 8, 13, 14, 15, 16, 17 и 37.

— Семья и альтернативная среда: 5, 9, 10, 11, 18, 19, 20, 21, 25 и 27.

— Медицинское обслуживание и социальное обеспечение: 6,18, 24, 26, 27 и 32.

— Образование, досуг и культурные мероприятия: 28, 29 и 31.

— Специальные меры по защите детей: 22, 37 и 40.

Разделы Конвенции:

1. Общие меры по осуществлению Конвенции (статьи 4, 42, 44 п.6).

Меры, принимаемые для приведения национального законодательства в соответствии с положениями Конвенции; механизмы для координации политики в отношении детей и для наблюдения за осуществлением положений Конвенции.

Конвенция провозглашает право ребенка знать свои права. Поэтому «государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей (статья 42).

В соответствии со статей 44 государства-участники должны обеспечить гласность, широкое участие правительственных и неправительственных организаций, общественности, СМИ в подготовке и распространении содержания доклада и замечаний к нему.

2. Определение понятия «ребенок» (статья 1).

3. Общие принципы (статьи 2, 3, 6,12).

1. Недискриминация (статья 2).

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3).

3. Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6).

4. Уважение взглядов ребенка (статья 12).

4. Гражданские права и свободы (статьи 7, 8, 13, 17, 14, 15, 16, 37а).

— имени и гражданства (статья 7);

— сохранения индивидуальности (статья 8);

— свободы выражения своего мнения (статья 13);

— доступа к соответствующей информации (статья 17);

— свободы мысли, совести и религии (статья 14);

— свободы ассоциации и мирных собраний (статья 15);

— защиты личной жизни (статья 16);

— право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (статья 37а).

5. Семейное окружение и альтернативный уход (статьи 5, 18 п.1 и 2, 9-11, 19-21, 25, 27 п.4,39):

— право родителей руководить ребенком (статья 5);

— ответственность родителей (статья 18, пункты 1-2);

— разлучение с родителями (статья 9);

— воссоединение семьи (статья 10);

— незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы (статья 11);

— восстановление содержания ребенка (статья 27 п.4);

— дети, лишенные своего семейного окружения (статья 20);

— усыновление (статья 21);

— злоупотребления и отсутствие заботы (статья 19); включая физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (статья 29);

— периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25).

6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние (статьи 6, 23, 24, 18, 27)

— выживание и развитие (статья 6 п.2);

— неполноценные дети (статья 23);

— охрана здоровья и услуги в области здравоохранения (статья 24);

— социальное обеспечение и службы и учреждения по уходу за детьми (статьи 23, 18 п.3);

— уровень жизни (статья 27, п.1-3)

7. Образование, отдых и культурная деятельность (статьи 28, 29, 31)

— образование, включая профессиональную подготовку и оказание консультативных услуг (статья 28);

— цели образования (статья 29);

— отдых, досуг и культурная деятельность (статья 31).

8. Специальные меры защиты (статьи 22, 38, 39, 40, 37а, б, с, д, 32, 33, 34, 35, 36, 30):

— дети, находящиеся в чрезвычайных ситуациях: дети-беженцы (статья 22), дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами (статья 38);

— дети, нарушающие закон: оправление правосудия в отношении несовершеннолетних (статья 40); дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения под стражу (статья 37 б, с, д);

— осуждение несовершеннолетних, в частности, запрещение смертной казни и пожизненного заключения (статья 37 а);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка (статья 39);

— дети, подвергающиеся эксплуатации, включая вопросы физического и психологического восстановления и социальной интеграции (статья 39);

— экономическая эксплуатация детей, включая детский труд (статья 32);

— злоупотребление наркотиками (статья 33);

— сексуальная эксплуатация и сексуальное совращение (статья 34);

— торговля детьми, их контрабанда и похищение (статья 35);

— другие формы эксплуатации (статья 36);

— дети, принадлежащие к меньшинству или группе коренного народа (статья 30).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9012 —

| 7661 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/9_207718_tema—struktura-konventsii-o-pravah-rebenka.html

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Конвенция
о правах инвалидов
(от 13 декабря 2006 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Государства — участники настоящей Конвенции,

a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,

Читайте так же:  Какая ставка на транспортный налог в россии

b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

e) признавая, что инвалидность — это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,

h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,

i) признавая далее многообразие инвалидов,

j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,

l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,

n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,

p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Конвенции о правах ребенка,

s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,

u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,

w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях — как в развитых, так и в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.

Источник: http://base.garant.ru/2565085/

Основные положения международной Конвенции по защите прав ребенка и ее значение

Вторая мировая война взбудоражила строй государства, и потребовала соответствующего законодательства в области прав человека. Свой вклад сделала и Организация Объединенных Наций. Они приняли ряд нужных законодательных бумаг, трактующих права человека. Утвержденные права составляли основу комфортного пребывания в пределах страны.

История принятия Конвенции по защите прав ребенка

Конвенция защиты прав ребенка – это универсальный перечень специальных законов, открытый для свободного принятия всеми странами. Документ обеспечивает гарантии четкого соблюдения прав детей.

Этому вопросу уделялось особое внимание, из-за чего и был создан ЮНИСЕФ – детский фонд ООН. Дети являются объектом наибольшей защиты – это фрагмент Всеобщей декларации прав человека. Заявление было озвучено и принято Генеральной Ассамблеей в 1948 году. Следующим этапом формирования законодательной базы по защите прав детей стал шаг ООН в 1959 году, когда был принят нормативный акт с перечнем принципов для обеспечения счастливого детства под названием Декларация прав ребенка. Это стало отличным подспорьем в продвижении охраны прав детей. Но Декларацию на тот момент нельзя было признать совершенной, поэтому было ясно, что она требует тотальной доработки.

1979 год отпечатался в истории как Международный год ребенка. В этот период было проведено множество социальных мероприятий и рассмотрена предложенная правовая инициатива. Решения принимались в кругу Комиссии по правам человека в контексте проекта польского профессора Адама Лопатки – Конвенции о правах ребенка. В течении 10 лет собирались совещания среди представителей власти и различных социальных организаций, чтобы уделялось больше внимания разработке соответствующих документов.

После этапа проработки проекта, Конвенция была подписана 26 января 1990 года. Реакция на него была положительная, ведь в первый же день документ подписали представители 61 страны. Это дало повод утвердить его в срочном порядке. Этот важнейший элемент международного права полноценно действовал уже 2 сентября 1990 года.

Читайте так же:  Программа для заполнения декларации 3-ндфл

Такой мощный законодательный прорыв стал поводом присоединения многих государств. Из-за чего к 1997 году участниками Конвенции стало 191 государство. Исходя из многих факторов истории принятия закона, 20 ноября было провозглашено ежегодным Днем прав ребенка.

Основные положения Конвенции

Суть положения заключается в невозможности ребенком самостоятельно отстаивать собственные права из-за его физической и умственной незрелости. Ребенок – индивид, который является субъектом права, ему необходима охрана, забота и правовая защита. Это распространяется на период до и после его рождения вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это утверждено в статье под номером один. Последующая статья твердит, что государства Конвенции должны уважать и обеспечивать соблюдения прав детей. Исключение всевозможных дискриминаций также входит в перечень. Это дискриминации по:

  • Расовому признаку
  • Половому признаку
  • Языковому признаку и др.

Конвенция предусматривает обеспечение интересов детей в лучшем виде. Это одна из основных задач, которая должна быть реализована. Лица, несущие ответственность за ребёнка по закону, также должны быть услышаны, их мнения и права должны быть учтены.

Одной из важнейших статей Конвенции является раздел под номером шесть, где указано, что каждый ребенок имеет право на жизнь, которое никто не может оспорить. За этим следует обеспечение его базовыми вещами для выживания и развития как личности. Таким образом происходит подготовка ко взрослой самостоятельной жизни в социуме.

Чтобы ребенок вырос сознательным человеком, должно быть обеспечено соблюдения прав не базовые вещи: от здравой семейной и школьной жизни, возможности своевременного лечения, права на жилье и др. Каждый в силах выбирать как и о чем ему думать, какую выбрать религию и т.д. Это подкреплено соответствующими статьями в законодательстве.

Соблюдены и гражданские права и свободы:

  • Право на имя и гражданство
  • Защиту личной и семейной жизни
  • Неприкосновенность жилища
  • Конфиденциальность
  • Защиту посягательств на честь и репутацию

Логичным является утверждение о том, что ребенок не может подвергаться жестоким способам наказания и проявлению насилия в любом виде.

Большая ответственность лежит и на семейном окружении. За родителями закрепляется право руководить ребенком, содержать его, нести ответственность за воспитание и развитие его как личности. Статья 28 делает акцент на нобходимости образования, чтобы искоренять безграмотность и развивать новое молодое поколение. В этот аспект входит и профессиональная подготовка. Право на любой творческий досуг, искусство, участие в мероприятиях также закреплено за каждым человеком в обязательном порядке.

Для выхода из чрезвычайных ситуаций действуют особые меры. Это относится к экономической эксплуатации, к незаконному употреблению наркотиков, к сексуальной эксплуатации, похищению, торговле и к прочим непредвиденным вещам.

Значение Конвенции в мире

Конвенция по защите прав детей – это собрание общепринятого минимума прав каждого ребенка, соблюдения которого является необходимым для общества.

На международном уровне документ был воспринят положительно. Это стало образцом гуманистического права в мире. Конвенция несёт в себе закрепленные нормы, которые утверждают, что ребенок – это часть человечества, требующая чрезмерной опеки в силу собственной беспомощности во многих аспектах жизни.

Это стало первым упоминанием о ребенке, как о полноценной личности с равными правами и обязанностями. После выделения особого перечня прав детей, ООН вводит и механизмы контроля с высокими полномочиями – это Комитет ООН по правам ребенка.

Документ заключает в себе 54 статьи, которые свидетельствуют о полноправии ребенка. Все это сосредоточено вокруг трех главных факторов: подтверждения прав детей, сосредоточенных в других правовых документах, укрепления особого статуса ребенка в обществе и закрепления норм по защите и охране прав. Конвенция является уникальной по полноте охвата возможных проблем, связанных с детьми.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/konventsija-po-zaschite-prav-rebenka/

Конвенции и соглашения

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

Принят резолюцией 54/263 Генеральной Ассамблеи от 25 мая 2000 года

Государства — участники настоящего Протокола,

будучи воодушевлены повсеместной поддержкой Конвенции о правах ребенка 1 , свидетельствующей о широко распространенной готовности служить делу поощрения и защиты прав ребенка,

вновь подтверждая, что права детей нуждаются в особой защите, и призывая к обеспечению постоянного улучшения положения детей без какого бы то ни было различия, а также их развития и образования в обстановке мира и безопасности,

будучи обеспокоены пагубным и широкомасштабным воздействием вооруженных конфликтов на детей, а также их долгосрочными последствиями для прочного мира, безопасности и развития,

осуждая посягательства на детей в условиях вооруженного конфликта, а также непосредственные нападения на объекты, охраняемые в соответствии с международным правом, в том числе на места, в которых обычно присутствует большое количество детей, такие, как школы и больницы,

отмечая принятие Статута Международного уголовного суда 2 , и в частности квалификацию в нем в качестве военного преступления действий, связанных с призывом на военную службу или мобилизацией детей, не достигших 15-летнего возраста, или с их активным использованием в военных действиях в рамках как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов,

считая, таким образом, что в целях содействия более эффективному осуществлению прав, признанных в Конвенции о правах ребенка, необходимо усилить защиту детей от участия в вооруженных конфликтах,

отмечая, что статья 1 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что для целей этой Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее,

будучи убеждены, что факультативный протокол к Конвенции, повышающий возраст возможного призыва лиц в вооруженные силы и их участия в военных действиях, будет эффективным образом способствовать осуществлению принципа, согласно которому во всех действиях, касающихся детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка,

отмечая, что двадцать шестая Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца, состоявшаяся в декабре 1995 года, рекомендовала, в частности, сторонам конфликтов предпринимать любые возможные шаги в целях обеспечения того, чтобы дети, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали участия в военных действиях,

приветствуя единодушное принятие в июне 1999 года Конвенции Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, которая запрещает, в частности, принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах,

осуждая с самой глубокой озабоченностью вербовку, обучение и использование внутри государства и за его пределами детей в военных действиях вооруженными группами, отличными от вооруженных сил государства, и признавая ответственность тех, кто вербует, обучает и использует детей с этой целью,

напоминая об обязательстве каждой стороны вооруженного конфликта соблюдать положения международного гуманитарного права,

подчеркивая, что настоящий Протокол не наносит ущерба целям и принципам, содержащимся в Уставе Организации Объединенных Наций, включая статью 51, и соответствующим нормам гуманитарного права,

принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты детей, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

признавая особые потребности детей, которые являются особенно уязвимыми по отношению к их вербовке и использованию в военных действиях вопреки настоящему Протоколу в связи с их экономическим или социальным положением или полом,

памятуя о необходимости учитывать экономические, социальные и политические причины участия детей в вооруженных конфликтах,

будучи убеждены в необходимости укрепления международного сотрудничества в осуществлении настоящего Протокола, а также в деле физической и психосоциальной реабилитации и социальной реинтеграции детей, являющихся жертвами вооруженных конфликтов,

поощряя участие общества, и в частности детей и детей, являющихся жертвами, в распространении информации и образовательных программах, касающихся осуществления Протокола,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

Читайте так же:  Требования к иностранным усыновителям порядок процедуры

Статья 2

Государства-участники обеспечивают, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежали обязательному призыву в их вооруженные силы.

Статья 3

1. Государства-участники повышают минимальный возраст добровольного призыва лиц в их национальные вооруженные силы по сравнению с возрастом, указанным в пункте 3 статьи 38 Конвенции о правах ребенка 1 , учитывая принципы, содержащиеся в этой статье, и признавая, что в соответствии с Конвенцией лица, не достигшие 18 лет, имеют право на особую защиту.

2. Каждое государство-участник при ратификации настоящего Протокола или присоединении к нему сдает на хранение имеющее обязательный характер заявление, в котором указывается минимальный возраст, при котором оно допускает добровольный призыв в его национальные вооруженные силы, и излагаются гарантии, принятые государством для обеспечения того, чтобы такой призыв не носил насильственного или принудительного характера.

3. Государства-участники, допускающие добровольный призыв в их национальные вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, предоставляют гарантии, как минимум обеспечивающие, чтобы:

a) такой призыв носил в действительности добровольный характер;

b) такой призыв производился с осознанного согласия родителей или законных опекунов данного лица;

c) такие лица были в полной мере информированы об обязанностях, связанных с несением такой военной службы;

d) такие лица представляли достоверные свидетельства своего возраста до их принятия на национальную военную службу.

4. Каждое государство-участник в любой момент может усилить положения своего заявления путем направления соответствующего уведомления в адрес Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который информирует все государства-участники. Такое уведомление вступает в силу с даты его получения Генеральным секретарем.

5. Требование о повышении возраста, содержащееся в пункте 1 настоящей статьи, не распространяется на учебные заведения, находящиеся в ведении или под контролем вооруженных сил государств-участников, в соответствии со статьями 28 и 29 Конвенции о правах ребенка.

Статья 4

1. Вооруженные группы, отличные от вооруженных сил государства, ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать в военных действиях лиц, не достигших 18-летнего возраста.

2. Государства-участники принимают все возможные меры в целях предупреждения такой вербовки и использования, включая принятие правовых мер, необходимых для запрещения и криминализации такой практики.

3. Применение настоящей статьи согласно данному Протоколу не затрагивает юридического статуса ни одной из сторон вооруженного конфликта.

Статья 5

Ничто в настоящем Протоколе не может быть истолковано как исключающее положения, содержащиеся в законодательстве государства-участника или в международных договорах и международном гуманитарном праве, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.

Статья 6

1. Каждое государство-участник в рамках своей юрисдикции принимает все необходимые правовые, административные и иные меры для обеспечения эффективного осуществления и применения положений настоящего Протокола.

2. Государства-участники обязуются обеспечить широкое распространение и пропаганду соответствующими средствами принципов и положений настоящего Протокола среди взрослых и детей.

3. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, находящиеся под их юрисдикцией, которые были завербованы или использовались в военных действиях вопреки настоящему Протоколу, были демобилизованы или иным образом освобождены от военной службы. При необходимости государства-участники оказывают этим лицам всю надлежащую помощь в целях восстановления их физического и психологического состояния, а также их социальной реинтеграции.

Статья 7

1. Государства-участники сотрудничают в деле осуществления настоящего Протокола, в том числе в деле предупреждения любой деятельности, противоречащей Протоколу, и в деле реабилитации и социальной реинтеграции лиц, ставших жертвами действий, противоречащих настоящему Протоколу, в том числе посредством технического сотрудничества и финансовой помощи. Такие помощь и сотрудничество будут осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-участниками и соответствующими международными организациями.

2. Государства-участники, которые в состоянии сделать это, оказывают такую помощь в рамках существующих многосторонних, двусторонних или иных программ, или, в частности, через посредство фонда добровольных взносов, учреждаемого в соответствии с правилами Генеральной Ассамблеи.

Статья 8

1. Каждое государство-участник в течение двух лет после вступления в силу данного Протокола для этого государства-участника представляет доклад Комитету по правам ребенка, содержащий всеобъемлющую информацию о мерах, принятых им в целях осуществления положений Протокола, включая меры, принятые с целью осуществления положений, касающихся участия и призыва.

2. После представления всеобъемлющего доклада каждое государство-участник включает в доклады, представляемые им Комитету по правам ребенка в соответствии со статьей 44 Конвенции, любую дополнительную информацию, касающуюся осуществления Протокола. Другие государства-участники Протокола представляют доклад каждые пять лет.

3. Комитет по правам ребенка может запросить у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящего Протокола.

Статья 9

1. Настоящий Протокол открыт для подписания любым государством, которое является участником Конвенции или которое подписало ее.

2. Настоящий Протокол подлежит ратификации и открыт для присоединения к нему любого государства. Ратификационные грамоты или документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Генеральный секретарь, действуя в качестве депозитария Конвенции и Протокола, уведомляет все государства-участники Конвенции и все государства, которые подписали Конвенцию, о сдаче на хранение каждого заявления в соответствии со статьей 13.

Статья 10

1. Настоящий Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящий Протокол или присоединится к нему после его вступления в силу, настоящий Протокол вступает в силу через один месяц после сдачи на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 11

1. Любое государство-участник может денонсировать настоящий Протокол в любое время путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который затем информирует об этом другие государства-участники Конвенции и все государства, подписавшие Конвенцию. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после даты получения уведомления Генеральным секретарем. Однако, если на день истечения этого года в денонсирующем государстве-участнике имеет место вооруженный конфликт, денонсация не вступает в силу до окончания этого вооруженного конфликта.

2. Такая денонсация не освобождает государство-участник от его обязательств, предусмотренных в настоящем Протоколе, в отношении любого действия, которое произошло до даты вступления денонсации в силу. Равным образом такая денонсация ни в коей мере не препятствует дальнейшему рассмотрению любого вопроса, который уже поступил на рассмотрение Комитета до даты вступления денонсации в силу.

Статья 12

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятии ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящего Протокола и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 13

1. Настоящий Протокол, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которого являются равно аутентичными, хранится в архивах Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет заверенные копии настоящего Протокола всем государствам-участникам Конвенции и всем государствам, подписавшим Конвенцию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightschild_protocol1.shtml

Конвенция о правах ребенка положения конвенции и права защиты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here