Кто имеет право открыть уголовное производство

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью: "Кто имеет право открыть уголовное производство" с комментариями специалистов. Однако, не все нюансы возможно описать в статье. Поэтому, для уточнения информации можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ в статью 146 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 146 УПК РФ

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ в часть 4 статьи 146 настоящего Кодекса внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 54-ФЗ статья 146 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/0c5956aa76cdf561e1333b201c6d337d/

Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела (ст.ст. 146 — 149)

Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела

>
Возбуждение уголовного дела публичного обвинения
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/dd06c32450b2c8cb81078125752d8840/

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в статью 448 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 392-О

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 448 УПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 310-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 14 июля 2019 г. — Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 июля 2019 г. — Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 2 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 384-О

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Читайте так же:  Нужен ли загранпаспорт в грузию для россиян

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 5 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 7 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 54-ФЗ статья 448 настоящего Кодекса дополнена частью 8

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/e8aac28ac19d694e350650f5aceaae14/

Комментарий к СТ 146 УПК РФ

Статья 146 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Комментарий к статье 146 УПК РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

———————————
См.: Постановление КС РФ от 14.01.2000 N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ» // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО. При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания. Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждении дела, когда он предположительно установлен, т.е. имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту. В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» — по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. ком. к ст. 151). Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. ком. к ст. 171).

4. Часть 3 ком. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем — руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. При проверке законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях.

6. Представляется, что 24-часовое ограничение времени для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного в отношении конкретного лица, не может быть оправдано необходимостью обеспечить стабильность предварительного расследования, поскольку вплоть до его окончания такое постановление может быть признано незаконным и необоснованным судом по жалобе заинтересованных лиц в порядке ст. 125 УПК. Подробнее об этом см. ком. к ч. 2 ст. 145. В связи с этим можно признать возможным применение аналогии пункта 1.12 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», в соответствии с которой вышестоящий прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 4 ком. статьи, при несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным данного постановления.

По буквальному смыслу ком. нормы началом исчисления данного срока является получение прокурором не копии постановления о возбуждении дела, а материалов. Это означает, что, получив копию постановления, прокурор истребует обосновывающие его материалы, с момента получения которых начинает течь 24-часовой срок (см. п. 1.4 вышеуказанного Приказа).

В соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 38 УПК следователь вправе обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

7. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении дела не указано в числе оснований для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК). Однако повторное возбуждение уголовного дела по тому же самому факту и в отношении тех же лиц возможно при наличии дополнительных оснований (о них см. ком. к ч. 2 ст. 140). Указанное постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а потенциальными потерпевшим, гражданским истцом — в суд.

8. Уголовно-процессуальным законом предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (см. ком. к ст. 459) и в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (см. ком. к ст. 448).

———————————
См.: Определение ВС РФ от 25.11.1998 // БВС РФ. 2000. N 3; Кассационное определение Военной коллегии ВС РФ от 20.01.2004 по делу N 6-073/03; Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 25.09.2006 по делу N 14-о06-29.

См.: Определения КС РФ от 18.07.2006 N 343-О и от 21.12.2006 N 533-О.

В каких же ситуациях необходимо использовать механизм соединения уголовных дел, т.е. сначала возбуждать новые уголовные дела, а затем их соединять в одном производстве, а в каких случаях можно, не возбуждая новых уголовных дел, сразу включать новые преступления в содержание предъявляемого обвинения? Представляется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. На наш взгляд, единство уголовного дела определяется неделимостью его предмета во времени, пространстве, по лицам, а также по объекту или объективной стороне преступлений и, наоборот, делимость предмета по названным критериям может приводить к множественности возбуждаемых дел. Основной предмет уголовного дела — это вопрос об уголовной ответственности, подлежащий разрешению органом предварительного расследования или судом в конкретной жизненной ситуации. Если этот предмет неделим, то появление сведений об иных преступлениях, совершенных подозреваемым (обвиняемым), либо других лицах, подозреваемых в совершении в соучастии с ним преступления, не должно приводить и к возбуждению новых уголовных дел. При этом делимость или неделимость предмета уголовного дела определяется интересами сохранения правовой определенности, а также защиты законных интересов подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего.

Читайте так же:  Конвенция о правах ребенка положения конвенции и права защиты

Неделимость предмета уголовного дела во времени может иметь место лишь до окончания предварительного расследования. Если же было вынесено решение о прекращении уголовного дела или оно было направлено в суд для рассмотрения по существу, то при появлении данных о других, ранее неизвестных преступлениях, совершенных тем же лицом, или участии в совершении преступления иных лиц о неделимости предмета уголовного дела по временному критерию говорить уже не приходится, и поэтому должны быть возбуждены новые дела.

Неделимость предмета уголовного дела в пространстве, т.е. возбуждение дела и производство досудебной подготовки по данному вопросу об уголовной ответственности одним органом предварительного расследования, определяется соблюдением правил подследственности. Так, если появляются данные о совершении новых преступлений одним и тем же подозреваемым или обвиняемым или об участии других лиц в совершении данного преступления, но при этом все названные преступления относятся к подследственности того самого органа предварительного расследования, который уже возбудил уголовное дело, то возбуждения новых дел (если исходить лишь из данного критерия) не требуется. Однако когда такие новые данные выявлены другими правоохранительными органами по признакам иной, принадлежащей этим органам территориальной, а также предметной или персональной подследственности, то в интересах сохранения правовой определенности названные органы в пределах своей компетенции должны возбуждать новые уголовные дела, которые в дальнейшем могут быть переданы для соединения в одном производстве.

Таким образом, положение, содержащееся в ч. 1 ст. 448, не может быть признано обоснованным в той мере, в которой оно допускает привлечение лица в качестве обвиняемого без предварительного возбуждения в отношении него дела, если оно ранее уже возбуждено против другого лица. Эта норма вряд ли может считаться специальной и приоритетной по отношению к более общему для данных условий правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, ибо она необоснованно умаляет законные интересы лиц, которые, напротив, должны иметь дополнительные процессуальные гарантии от уголовного преследования. Однако в случаях, когда уголовное дело возбуждено не против конкретного лица, а лишь по факту совершения преступления, в пределах рассматриваемого критерия возбуждения новых дел против новых участников деяния не требуется, ибо в этом случае нельзя утверждать, что субъектный состав правоотношения по поводу уголовной ответственности изменяется.

Кроме того, неделимость предмета уголовного дела по объекту или объективной стороне преступлений будет иметь место тогда, когда родовой или непосредственный объект преступления, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, тот же самый или частично совпадает с объектом преступления, выявленного позднее, либо объективная сторона обоих преступлений в основных своих чертах сходна или пересекается. В таких случаях (конечно, при условии соблюдения прочих критериев неделимости) нет нужды возбуждать новое уголовное дело, т.к. право на защиту подозреваемого или обвиняемого при этом существенного урона не претерпевает.

Источник: http://upkod.ru/chast-2/razdel-7/glava-20/st-146-upk-rf/kommentarii

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

СТ 40.1 УПК РФ

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к Статье 40.1 Уголовно-процессуального кодекса

1. Начальник подразделения дознания осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию уголовного преследования, выступает при этом в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Реализуя функцию уголовного преследования, он обладает теми же полномочиями, что и дознаватель на досудебной части уголовного судопроизводства. (Более подробно см. комментарий к ст. 41 УПК РФ.) Но при этом в рамках реализации функции уголовного преследования основная задача полномочий начальника подразделения дознания связана с осуществлением ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью дознавателя. Речь идет о процессуальном контроле за принимаемыми процессуальными решениями и совершаемыми процессуальными действиями дознавателя при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу предварительного расследования в форме дознания, возбуждения уголовного дела и т.д. Для этого он наделен рядом полномочий: по проверке сообщений о преступлении и принятии по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ; по выполнению неотложных следственных действий; по производству дознания по уголовному делу; даче иных указаний, обязательных для исполнения дознавателем; и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. К основным полномочиям, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит:

2) отмену необоснованного постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. Речь идет о том, что если постановление вынесено дознавателем необоснованно, то начальник подразделения дознания обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое же процессуальное решение начальник подразделение дознания должен принять и в случае незаконного приостановления дознавателем производства дознания;

3) внесение прокурору ходатайств об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. В случаях если дознаватель действовал по поручению начальника подразделения дознания (либо действовал без его поручения) в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи (действовал в соответствии со ст. 145 УПК РФ) по сообщению о совершенном преступлении и принял процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а, по мнению начальника подразделения дознания, принятое процессуальное решение незаконно или необоснованно и отменить его в силу ст. 148 УПК РФ он не может, то вносится ходатайство прокурору об отмене принятого дознавателем постановления. При этом данное положение, в силу реализации процессуального контроля за процессуальной деятельностью дознавателя, должно касаться и других незаконных или необоснованных постановлений дознавателя, которые самостоятельно начальник подразделения дознания не может отменить.

Читайте так же:  Невиновное причинение существенного вреда здоровью и освобождение от ответственности — основные

3. Одновременно начальник подразделения дознания осуществляет функцию уголовного преследования, в связи с этим он в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи вправе: возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству, производить предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя и (или) руководителя группы дознавателей; и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 41 УПК РФ.)

4. Некоторые полномочия начальника подразделения дознания не связаны с осуществлением уголовного преследования при производстве по уголовному делу и осуществлением процессуального контроля. Речь о том, что начальник подразделения дознания, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу, выполняет функции по административно-процессуальному руководству предварительного расследования в форме дознания. В связи с этим начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи:

1) проверяет материалы уголовного дела. Как правило, это заключается в самостоятельной проверке материалов уголовного дела посредством рассмотрения постановлений, которые находятся в контрольном производстве в отделе дознания, и т.д.;

2) дает дознавателю указания о направлении расследования. Реализация данного полномочия заключается в совместной с дознавателем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела в форме дознания. (Более подробно см. комментарий к ст. 39 УПК РФ). Кроме того, в данное понятие представленного указания входит и дача указаний по составлению обвинительного акта (обвинительного постановления), о составлении уведомления о подозрении, и т.д.;

3) дает дознавателю указания о производстве отдельных следственных действий. Речь идет о необходимости провести следственные и иные процессуальные действия при производстве дознания, которые не вошли в план расследования, но их необходимо произвести в связи с возникшей ситуацией, либо их производство целесообразно произвести в данный момент;

4) дает дознавателю указания об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения. Избрание меры пресечения должно быть произведено в соответствии с требованиями УПК РФ. Кроме того, избрание мер пресечения — это уголовно-процессуальная деятельность по обеспечению производства предварительного расследования в форме дознания;

5) дает дознавателю указания о квалификации преступления и об объеме обвинения.

5. Все вышеназванные указания начальника подразделения дознания в случае их реализации в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи могут быть обжалованы прокурору или начальнику органа дознания и не приостанавливают их исполнение. Кроме того, целесообразнее обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, а не начальнику органа дознания, в силу большего процессуального объема полномочий по реализации процессуального контроля прокурором за полномочиями начальника подразделения дознания. В некоторых случаях процессуальный статус начальника органа дознания может быть совмещен с процессуальным статусом начальника подразделения дознания.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-2/glava-6/st-40-1-upk-rf

Возбуждение уголовного дела согласно УПК

Содержание:

Однажды утром администратор ломбарда приходит на работу и обнаруживает, что дверь взломана, а сейф, где хранились ценности, вскрыт.

Он звонит в полицию, а вместе с полицией, конечно же, приезжают и пронырливые журналисты. А потом в газете напишут, что «по факту взлома возбуждено уголовное дело». И все станет понятно: что-то украли, теперь кого-то арестуют и посадят.

Эта простая последовательность очевидна для обывателя. Но для сотрудников правоохранительных органов все куда сложнее. И для них возбудить дело совсем не то же самое, что поймать и наказать виновного.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) пестрит десятками исключений: когда возбуждать уголовное дело можно, когда нет. Но иногда бывает так, что противоправное действие имело место, а в возбуждении уголовного дела отказали.

Вы можете отстоять свои права и восстановить справедливость с помощью профессионального юриста.

Нет времени читать статью?

Поводы для возбуждения уголовного дела

Чтобы соответствующие органы занялись рассмотрением обстоятельств дела, сначала они должны получить сообщение о преступлении. В качестве сообщения рассматриваются:

  1. Явка с повинной. Человек может сам прийти и сознаться в преступлении. Это повод для возбуждения уголовного дела, согласно УПК РФ.
  2. Заявление в устной или письменной форме. Если заявление устное, то лицо, которое его принимает, заносит информацию в протокол. В частности, записывает данные заявителя, который должен предъявить паспорт. Кроме того заявителя должны ознакомить с уголовной ответственностью за ложный донос. Анонимные заявления не принимаются;
  3. Информация из других источников, например, из СМИ. В этом случае проверяющее лицо должно предоставить доказательства наличия признаков преступления.

Сообщение фиксируется в специальной книге по учету сообщений или сигналов о преступлении. Заявитель получает талон-уведомление, в котором указаны имя и должность принявшего сообщение, дата и время.

Любое заявление обязательно проверяют органы дознания, дознаватели, следователь или прокурор. Они могут проводить документальные проверки с привлечением к работе экспертов, но не следственные действия.

Если сообщение об уголовном преступлении поступило из СМИ, то главный редактор обязан передать в правоохранительные органы все материалы. В том числе раскрыть источник информации, только если он не поставил вопрос о сохранении имени в тайне.

В УПК РФ установлен срок на проверку сообщения — 3 суток. Однако процесс может потребовать больше времени.

Тогда дознаватель или следователь обращаются к руководству. И руководитель следственного отдела издает Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки.

В результате проверки может быть принято 3 решения:

  • возбудить производство по решению прокурора или следователя;
  • отказать в возбуждении уголовного дела;
  • передать материалы проверки по подследственности.

Согласно последнему пункту, например, дела частного обвинения (побои, оскорбления и т.д.) сразу передаются в мировой суд (ст. 318 УПК РФ). Другими занимаются следователи соответствующей специализации.

Вы должны знать, что иногда уполномоченные лица отказываются принимать сообщение о преступлении.

К сожалению, фраза «когда убьют, тогда и приходите», вполне соответствует современным реалиям. Но это незаконно! Если у вас не приняли сообщение, вы можете обратиться в суд или к прокурору.

Основания для возбуждения уголовного дела

Давайте вспомним историю администратора, о котором мы писали в начале статьи. Он пришел на работу и увидел, что взломана дверь и вскрыт сейф.

Кто это сделал — неизвестно. Сколько и чего пропало — пока не установлено. Но вскрытие сейфа и незаконное проникновение в ломбард — это факты, которые и называются признаками преступления.

Только эти признаки служат основанием для возбуждения уголовного дела. Здесь очень важно понимать разницу.

Сотрудники полиции приедут, увидят взломанный сейф и смогут возбудить производство по факту взлома сейфа с признаками кражи ценного имущество. Но возбудить уголовное дело по факту кражи они не могут, поскольку факт кражи еще предстоит установить.

Так же обстоят дела и с более тяжкими преступлениями. Например, если был найден труп со следами насильственной смерти, дело возбуждают по факту обнаружения трупа с признаками убийства — а не по факту убийства.

Изначально возбудить производство нужно для того, чтобы установить, а имело ли место преступление вообще. Это будет выяснено в ходе расследования. Так же, как и лицо, которое его совершило.

Совершенно не обязательно, что личность преступника будет известна сразу. Обязательно должны быть признаки, которые указывают на то, что происшествие имеет криминальный характер.

Однако есть нюанс. Согласно поправке, внесенной в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г., иногда уголовное производство сразу возбуждают по факту преступления или в отношении определенного лица. Это не всегда правильно, с точки зрения закона, но на практике применяется часто.

Например, кто-то дает взятку должностному лицу. Выявить факт преступления, не зная личности того, кто дал или взял взятку, невозможно. И тогда не остается ничего другого, кроме возбуждения уголовного дела в отношении виновного.

Читайте так же:  Во сколько лет в российской федерации выдают внутренние паспорта

Причем виновный автоматически переходит в категорию подозреваемых и приобретает права, согласно ст. 46 УПК РФ. Но с формальной точки зрения следствие еще не начало собирать доказательства, а обвинение было предъявлено до того, как зафиксировали признаки преступления.

То же касается крупных катастроф. Например, обвал дома, пожар с человеческими жертвами, кораблекрушение. И сюда же относятся крупные недостачи в государственном бюджете.

Уголовные дела заводят еще до проверки всех обстоятельств, опираясь на то, что «здесь точно есть криминал». Но это неправильный подход и не результативный. Каким бы страшным ни было происшествие, сначала свою оценку должны дать специальные службы: например, Государственный пожарный надзор.

И только если они найдут признаки того, что инцидент произошел по вине человека — следствие может начинать работу. Цель уголовного процесса — в расследовании признаков преступления, а не в их поиске.

Этапы возбуждения уголовного дела

Итак, предположим, признаки преступления выявлены, проведено расследование, установлен личность подозреваемого. Вот тогда становится возможным возбуждение уголовного дела, согласно УПК РФ.

Процесс состоит из трех этапов: вынесение постановления, получение согласия прокурора, уведомление заявителя и подозреваемого о вынесенном решении.

Вынесение постановления

Постановление выносится дознавателем, следователем или другим лицом, в компетенцию которого входит возбуждать досудебное производство.

Это может быть отдельный документ или же документ с выделением отдельного дела. В любом случае, он должен содержать информацию о том:

  • где и когда с точностью до минуты (приложение 13 к ст. 476 УПК РФ) было вынесено постановление;
  • кем оно было вынесено;
  • каковы повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  • как предварительно квалифицируется преступление (впоследствии квалификацию могут изменить).

На каждое преступление заводится учетная карточка. Подразделения силовых структур, в зависимости от подследственности, присваивают делу номер.

Получение согласия прокурора

Возбуждение уголовного дела — длительный процесс, ведь должны быть учтены все правила, прописанные в УПК РФ. В частности, сначала прокурор должен поставить свою резолюцию на постановлении.

До того, как он это сделает, следователи не могут проводить принудительные следственные действия. Они имеют право осматривать место преступления, а принудительно — только задержать и доставить в участок подозреваемых.

А вот после получения согласия они могу назначить судебную экспертизу (ст. 195 УПК РФ) или процессуальное освидетельствование (ст. 179 УПК РФ).

Из этого правила есть исключение. Согласно УПК РФ, допускается возбуждение уголовных дел без согласия прокурора. Инициатором может быть капитан дальнего плавания, руководитель геологоразведки или глава дипмиссии.

В этом случае прокурора уведомляют о начале расследования дистанционно. А когда появляется возможность, материалы отправляются в прокуратуру для получения согласия на возбуждение уголовного дела.

В общих случаях тот, кто выносит постановление, должен немедленно передать его прокурору, который принимает решение — либо положительное, либо отрицательное. Также он может потребовать дополнительной проверки всех материалов в течение 5 суток.

Когда решение принято, следователь или дознаватель обязан сообщить о нем подозреваемому и заявителю в тот же день.

Особые случаи возбуждения уголовных дел

Свои особенности имеет процедура возбуждения частных и частно-публичных уголовных дел. Преступления, расследуемые в частном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 20 УПК РФ — сюда относятся, например, побои и оскорбления. В этом случае потерпевший подает заявление напрямую в мировой суд.

А судья выносит постановление о принятии его к производству (ст. 318 УПК РФ). То есть, для возбуждения такого дела достаточно заявления потерпевшего, и он же выступает в качестве обвинителя. Если подсудимый и потерпевший придут к мировому соглашению, уголовное дело будет закрыто.

Преступления, которые носят частно-публичный характер, приводятся в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Сюда относятся изнасилования, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.д. К этой же категории относят причинение вреда коммерческим организациям (гл. 23 УПК РФ).

Здесь поводом для возбуждения уголовного дела также является заявление потерпевшей стороны. Но, в отличие от частных дел, если стороны примирятся, это не означает, что преследование прекратится автоматически.

Суд может прекратить дело в этом случае, ссылаясь на ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ, но делать этого не обязан.

Источник: http://rtiger.com/ru/journal/vozbujdenie-ugolovnogo-dela-soglasno-upk/

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

СТ 146 УПК РФ

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 146 Уголовно-процессуального кодекса

1. Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии указанных в ст. 140 УПК повода и основания. В противном случае возбуждение уголовного дела признается незаконным и постановление подлежит отмене полномочными должностными лицами.

2. Субъектами возбуждения уголовного дела являются орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, следователь-криминалист. Прокурор не вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела.

3. В настоящее время оперативность принятия решений о возбуждении уголовного дела существенно повышена в связи с отменой согласования данного решения, принимаемого следователем или дознавателем, с прокурором. Исключение касается дознавателей при возбуждении ими уголовного дела в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, — только с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело частного или частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (к иным причинам в том числе законодатель относит случай совершения указанных преступлений лицом, данные о котором не известны).

4. Указанные в ч. 1 настоящей статьи субъекты возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции, которая определяется правилами о подследственности преступлений.

5. Уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи потерпевшим или его представителем заявления в суд (ч. 1 ст. 318 УПК РФ).

7. Решение о возбуждении уголовного дела излагается в постановлении, которое состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указываются наименование постановления, дата, время и место его вынесения; кем вынесено (с приведением указания на орган, в котором проходит службу должностное лицо, классного чина или звания, фамилии, инициалов должностного лица); по какому факту принимается решение; от кого исходит сообщение о факте преступления и когда оно было сделано.

В описательной части излагаются повод (поводы) и основание для возбуждения уголовного дела с приведением известных обстоятельств совершенного преступления, а также вывод о необходимости возбуждения уголовного дела со ссылкой на нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Резолютивная часть содержит собственно решение о возбуждении уголовного дела с приведением пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающих признаки преступления, на основании которых возбуждается уголовное дело.

При направлении уголовного дела прокурору для определения его подследственности об этом указывается в постановлении.

Читайте так же:  Гражданская служба вместо армии — что это такое и кто может выбрать ас

8. По общему правилу уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления определенным лицом. Если известен подозреваемый в совершении преступления, об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении данного лица. При принятии дела к производству лицом, которое возбуждает уголовное дело, в резолютивной части постановления об этом производится запись. При этом постановление будет именоваться постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В другом случае отмечается (следователем, дознавателем) о направлении дела по подследственности.

9. Постановление подписывается лицом, его составившим. На постановлении, кроме того, делается отметка об извещении заявителя о возбуждении уголовного дела и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с вручением последнему копии данного постановления. Копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

10. Надзор за соблюдением органами дознания, дознавателями и следователями требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возложен на органы прокуратуры (см., например, Закон «О прокуратуре Российской Федерации»; п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ; Приказы Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»).
———————————
См.: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 11.06.2015).

11. Приказами Генерального прокурора установлена обязанность подчиненных прокуроров ежемесячно проверять исполнение законодательства о приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и данные, полученные из иных источников.

12. Прокурор в 24 часа после получения копии постановления о возбуждении уголовного дела оценивает законность принятого решения и с учетом материалов, представленных органами расследования, вправе отменить вынесенное постановление. Копия постановления прокурора направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дело, которое, в свою очередь, о решении прокурора извещает заявителя и лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело.

13. Следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обжаловать постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору. В отношении дознавателя такое право не предусмотрено.

14. Заинтересованные лица вправе обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору или в суд . При этом подача жалобы в суд или прокурору не приостанавливает выполнения следственных и иных процессуальных действий, в том числе если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица. Суд, проверяя доводы жалобы, не предрешает вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судом подлежат выяснению вопросы соблюдения порядка вынесения постановления о возбуждении уголовного дела; наличие повода к возбуждению уголовного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; имеются ли нарушения конституционных прав граждан в результате возбуждения уголовного дела. Суд оценивает законность и обоснованность принятых решений, исходя из обстоятельств уголовных дел .
———————————
Об обжаловании заинтересованными лицами в судебном порядке постановления о возбуждении уголовного дела см.: Определение СК по УД ВС РФ по делу Довжика / Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 года // БВС РФ. 2003. N 12. С. 19, 20.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 300 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2003. N 3.

16. По делу по обвинению К. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассматривая жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела, указала, что суд, рассматривая жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на решение о возбуждении уголовного дела, не вправе давать оценку действиям подозреваемого, а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию .
———————————
См.: Определение СК по УД ВС РФ от 5 февраля 2014 г. по делу по обвинению К. // БВС РФ. 2015. N 1.

17. Законом и подзаконными актами предусмотрены особенности возбуждения уголовных дел в некоторых случаях .
———————————
См., напр.: Приказ Следственного комитета РФ от 11 января 2011 г. N 116 «Об организации работы по рассмотрению сообщений о преступлении и производству предварительного следствия по уголовным делам о пиратстве, совершенном за пределами Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

В соответствии с положениями ст. 23 УПК РФ если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ , причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.
———————————
Глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»: «Злоупотребление полномочиями» (ст. 201 УК РФ); «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» (ст. 202 УК РФ); «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей» (ст. 203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Если преступные злоупотребления допустил руководитель коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и вред причинен исключительно интересам данной организации, уголовное дело возбуждается по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица. В случае причинения вреда интересам других организаций (некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), граждан, общества или государства уголовное дело возбуждается на общих основаниях, без учета особенностей, предусмотренных ст. 23 УПК РФ .
———————————
Постановление Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. 12) // РГ. 2009. 30 окт.

18. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя приговор, указала по делу в отношении Мержоева, Костоева и Балаева, что предприятие «Нестеровское» является акционерным обществом, поэтому уголовное дело о преступлении, предусмотренном гл. 23 УК РФ, могло быть возбуждено только по заявлению самого акционерного общества (его руководителя), которое (заявление) в деле отсутствует .
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2003 год // БВС РФ. 2004. N 10. С. 27.

19. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц регулируются нормами ст. 448 УПК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://upkod.ru/chast-2/razdel-7/glava-20/st-146-upk-rf

Кто имеет право открыть уголовное производство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here