Линн Мак-Таггарт «Поле. Поиск тайных сил Вселенной»

Проекты 19.09.2024

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».

Термин «Сигнальная система» был введён нобелевским лауреатом академиком Иваном Павловым. Павлов определил, что Сигнальная система – это система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира .
Позднее, когда нейробиология в своих исследованиях шагнула неизмеримо дальше, ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) предположил, что человеческий мозг состоит из трёх слоёв, каждый из которых соответствует определённому этапу в эволюции человека. Эти три вида мозга насажены друг на друга как как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей, плотно взаимодействующих между собой ». Человеческий мозг, считает МакЛин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Итак, сообразно этой теории все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
1. ретикулярный (рептильный) мозг
2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Рептильный мозг - это самый древний мозг, вернее его часть. Он сформировался более 400 миллионов лет назад. Он содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача- сохранить нам жизнь. Как ни странно, но учёные считают, что под действием именного этого мозга чаще всего принимаются решения. Убегать или драться, затаится или активно преследовать – «заслуга» именно рептильного мозга. Большинство поведенческих реакций также «произрастают» из него например: агрессия, безразличие, хладнокровие, желание властвовать и обладать. Здесь «живут» наши поведенческие шаблоны и привычки, то что мы соотносим с понятием инстинктивного. Кроме того, именно рептильный мозг отвечает за выживание и поэтому этот мозг отрицает все новое и неизвестное. Он восстаёт против любых изменений, не понятных ему. Запомним эту важную функцию в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.
Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг» . Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Обратим внимание этот мозг наделяет нас возможностью помнить - вот сразу и имеем фильтр и протест против изменений, нелёгкая это штука - переобуславливание нейронных электронов. Этот же эмоциональный мозг просеивает информацию на уровне «свой-чужой». Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, алкоголю и наркотикам
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго . Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто посылают сигналы, которые в последствие не всегда верно интепретируются.
Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс ). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку.
Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще. Что мы называем интеллектом. Это именно тот мозг, где «прописана» авторская программа. Исходя из общего размера мозга и его извилин - там есть где разгуляться! Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Это то. Что мы называем сознанием. Это та часть мозга, которая «хочет», «может», «должна» (и другие модальные глаголы), недовольна и пытается взять под «свой контроль».

Эта модель человеческого мозга по сути также моделирует (подчёркиваю здесь нет абсолютно прямой аналогии, поскольку концептуальные построения не могут быть абсолютно корректны, а границы между феноменальными мыслеформами - условны) индивидуальное сознание и соотносится с классификацией Сигнальных систем по Дракону.
Нулевая сигнальная система – здесь происходить лишь осознавание энергетических феноменов основы (наполненность, пустотность и осознание). Эти феномены не содержат информацию, поэтому мозг на неё не реагирует (отсутстсвуют сигнальные связи нервной системы и мозга), а осознование не индивидуальная функция тем более мозга, оно - имперсонально.
Первая сигнальная система. Первая реакция мозга на физические, психические и ментальные феномены. Их можно назвать энерго-информационными. Ментальная-нервная реакция происходит, сигналы поступают в рептильный мозг. Это проявленный мир, но в нём нет названий, нет описаний, нет регистрации и тем более анализа.
Вторая сигнальная система. В лимбическом (млекопитающем мозгу) появляется возможность регистрации мысли за счёт того, что происходит разделение на мысль и «что-то ещё» - ментальную пустоту. Как кадр в кинопленке ограничен прозрачной границей – отсутствием изображения, но именно это изображение позволяет выделить закрашенный кадр и зарегистрировать его. И поэтому он регистрируется, схватывается, осознается и удерживается. Именно в этом мозгу происходит регистрация ментального феномена - мысли. Нам представляется это словно мы «начали думать». В первой сигнальной системе мысли также присутствуют, но никто не знает ни про сами эти мысли, но рептильный мозг не осознаёт, что это мысли. Во второй сигнальной системе происходит регистрация, но и здесь млекопитающий мозг вовсе не претендует на то, что он автор мыслей и имеет отношение к их зарождению.
И только в третьей сигнальной ситстеме , что как понятно соответствует «венцу эволюции мозга» - неокортексу (коре головного мозга) происходит то пресловутое «заражение», ибо именно здесь появляется (обратим внимание не «зарождается», а именно контекстно интерпретируется) мысль о «я» или «авторская программа». И теперь вся интерпретация происходит через призму авторского контекста.

Но все 3 части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Появление «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Естественно ни средний мозг, ни тем более нижний его отдел и слыхом не слыхивали ни о каких «Я-программах», поскольку зародились значительно раньше в эволюционном развитии чем кора головного мозга, где эта программа «прописана». И вот эти разделы мозга как могут информируют нас о «сбое», «вирусе», «самозванце». Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же неокортекс интерпетирует как чувство недостаточности , на самом же деле организм "просит синхронизации " между всеми тремя «взаимосвязанными биологическими компьютерами».

Мозг развивался путем наращивания эволюционных слоев — вначале «рептильный слой», затем «слой млекопитающих» и, наконец, «человеческий».

В середине ХХ века умами бытовало довольно своеобразное представление об устройстве мозга. Считалось, что человеческий мозг развивался путем нарастания слоев — подобно кольцам на древесном срезе. Расположенные в самом основании мозга мозжечок и ствол должны были отвечать за основные функции, такие как равновесие и регуляция деятельности внутренних органов. Полагали, что это — «рептильная» часть мозга, наследство наших далеких предков. Находящийся выше средний мозг — средоточие чувства голода, полового возбуждения и т. п. Считалось, что это «слой млекопитающих». А над ним расположена кора головного мозга — область мыслей и высших психических функций, которые и отличают людей от прочих живых существ. Эта схема, известная под названием «триединый мозг», приобрела популярность благодаря Карлу Сагану (Carl Sagan, 1934-96) и его книге «Драконы Эдема» (1977).

В пользу теории триединого мозга говорит многое. Она проста, привлекательна и логична. Против нее говорит только то, что она в корне неверна.

Во-первых, мозг человека хоть и отличается от мозга других животных, но не так , как считал Саган. Рыбий мозг отличается от человеческого по форме, но все части у них практически и те же. Мозг рыбы и мозг человека разнятся примерно как два автомобиля — существуют явные различия, но у обоих автомобилей есть колеса, двигатель, тормоза и т. п. Тот факт, что человек обладает большей интеллектуальной мощью, объясняется большими размерами коры у человека, но не тем, что у рыбы ее вовсе нет.

Во-вторых, работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно втиснуть в рамки такой простой модели. Сегодня мы знаем, что мозг состоит из многочисленных узкоспециализированных скоплений клеток и что его функционирование зависит от взаимосвязей этих центров друг с другом. Это понятие нередко передается выражением «общность ума».

На примере зрения рассмотрим, как группы нейронов взаимодействуют друг с другом. Первичная обработка входящего света происходит в сетчатке глаза. Сигналы от светочувствительных клеток направляются к специализированным нейронам (см. Распространение нервных импульсов). Одни нейроны приходят в возбуждение, когда к ним поступает сигнал о светлом пятне на темном фоне; другие — когда воспринимают темное пятно на светлом фоне. Сигнал, идущий к мозгу, — это последовательность импульсов, которые представляют зрительный образ в виде последовательности темных и светлых пятен. (На самом деле в сетчатке происходит два вида обработки — одни клетки чувствительны к цвету, другие — к малым различиям в интенсивности света.)

Некоторые нейроны сетчатки связаны (говоря техническим языком, спроецированы на ) с определенным участком теменной области мозга, функция которой — быстрое формирование смутной картины поля зрения и осуществление непроизвольной реакции, если в поле зрения что-то происходит. Именно поэтому люди, находящиеся в комнате, автоматически поворачивают головы к двери, когда она открывается. Большинство сигналов от нейронов передаются к зрительной коре в затылочной области мозга. Там сигналы от разных частей сетчатки вновь собираются вместе (посредством процесса, который мы еще до конца не понимаем) в зрительный образ. Каждый нейрон в зрительной коре связан со многими нейронами в сетчатке. Эти корковые нейроны имеют узкую специализацию. Некоторые из них возбуждаются, только если в поле зрения появится горизонтальная линия, другие — только при появлении вертикальной линии и т. д. У этих нейронов есть проекция на другие отделы мозга, поскольку процесс воссоздания образа выходит на все более высокие уровни. Мы знаем, что в мозгу существуют специализированные нейроны, которые, например, будут возбуждаться только при виде звездочки; другие будут возбуждаться только при виде окружности с полоской внутри и т. п. Представление о том, как с помощью этих специализированных нейронов строится зрительный образ, ученые называют проблемой связывания . То есть нам важно понять, каким образом сигналы от нейронов связываются вместе для получения единого образа.

Этот вид специализации нейронов можно объяснить с точки зрения теории эволюции . Например, способность некоторых нервных импульсов от сетчатки напрямую запускать рефлекс, заставляющий нас подробнее оценить движение внешних объектов, давала очевидное преимущество организмам, живущим в недружелюбной окружающей среде. Быстрый взгляд помогал остаться в живых, если это движение исходило от приближающегося хищника.

Наличие такой специализации — еще и причина того, что многие ученые (включая автора) непоколебимо уверены, что мозг — не компьютер. Просто вычислительные машины работают совсем не так, как мозг, и каждая из них подходит для решения определенных задач (см. Тест Тьюринга). К примеру, даже небольшой компьютер превзойдет любого человека по способности считать и запоминать, но ни один ныне существующий компьютер не способен говорить, как пятилетний ребенок. Компьютер являет собой орудие труда (такое же, как молоток), помогающее людям в достижении их целей, и ничего более.

…Этот разобщенный мир раз и навсегда планировался быть изменен открытием квантовой физики, которое произошло в начале 20 века. Когда пионеры квантовой физики заглянули в самое сердце материи, они были изумлены тем, что увидели. Самые крошечные частицы материи не были даже самой материей - в том смысле, в каком мы ее знаем, - они не были чем-то определенным и могли быть то одним, то чем-то совершенно иным. И, что странно, они могли становиться многим одновременно. Но самым удивительным было то, что эти субатомные частицы существовали не в изоляции, но лишь в связи со всеми остальными частицами. На самом элементарном уровне материя не может быть раздроблена на отдельные небольшие элементы, она полностью неделима. Вселенную стало возможно понимать, как активное Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.взаимосвязей. Субстанции, вступившие однажды в контакт, остаются в контакте всегда - все время и все пространство. Разумеется, время и пространство на этом уровне развития мира казались условными конструкциями. Время и пространство, такие, как мы их знаем, фактически не существовали. Все, насколько мог охватить взгляд, было одним пейзажем, одним «здесь» и «сейчас».

Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.

Линн Мак-Таггарт «Поле. Поиск тайных сил Вселенной».

Рекомендуем почитать

Наверх