Охрана авторских прав

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью: "Охрана авторских прав" с комментариями специалистов. Однако, не все нюансы возможно описать в статье. Поэтому, для уточнения информации можно обратиться к дежурному юристу.

Международно-правовая охрана авторских прав

Международно-правовая охрана авторских прав реализуется в соответствии с соглашениями, конвенциями, актами, а также договорами между отдельными государствами. Режим охраны распространяется на любые результаты творческого труда, в том числе на неопубликованные произведения. В этом материале разберем, какие принципы охраны предусматривает международное авторское право, а как они реализуются на практике.

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция. Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов. Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав. Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом. Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Практическая реализация международной охраны

Для координации действия по защите интересов авторов и правообладателей создано множество международных структур и инстанций. Наиболее широкий перечень полномочий предоставлен официальной структуре при ООН – WIPO (ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности). Эта организация осуществляет регулирование авторских прав на международном уровне, готовит проекты изменений в конвенции и соглашения, систематизирует сведения об объектах авторских прав и правообладателей.

Практическая реализация режима правовой охраны происходит по двум направлениям:

  • материально-правовой метод заключается в прямом и непосредственном использовании международных актов для правового регулирования – например, нормой прямого действия является признание прав автора с момента создания творческого произведения;
  • коллизионный метод заключается в установлении общих правил регулирования, которые должны быть раскрыты и подтверждены на уровне национального законодательства отдельных стран.

При реализации личных и имущественных прав, автор и правообладатель руководствуется законодательными нормами страны проживания или регистрации. Если такие нормы не позволяют надлежащим образом урегулировать правоотношения или спор, применяются международные правила и принципы. Однако ряд положений являются нормами прямого действия – продолжительность правовой охраны, неотчуждаемость личных прав и иные правила.

Источник: http://patentoff.net/69mezhdunarodno-pravovaya-ohrana-avtorskih-prav.html

Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права

Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права определяются на основании закона Российской Федерации и международных актов. Поскольку регистрация прав на результаты творческого процесса законом не предусмотрена, необходимо руководствоваться общими правилами их возникновения и подтверждения. В этой статье разберем, какие произведения входят в перечень охраняемых объектов, и по каким признакам в предоставлении охраны будет отказано.

Что относится к охраняемым объектам

Режим правовой охраны будет распространяться на произведение, которое отвечает признакам оригинальности, и имеет творческий характер. Для определения этих признаков необходимо учитывать правила ГК РФ:

  • авторские права возникают только на произведение, выраженное в определенной форме – пока создатель не выразит свою идею или замысел в форме произведения литературы, либо иного объекта, режим авторских прав не возникает;
  • оригинальный характер творения заключается в создании нового объекта, вне зависимости от его содержания, назначения и культурной ценности;
  • творческий характер заключается в использовании в использовании умственного труда и мыслительной деятельности, что позволяет выразить замысел в объективной форме.

Не является результатом творческой деятельности несущественная переработка уже существующего произведения, если итог такой работы не создает новый оригинальный объект.

Законодательство РФ содержит подробный перечень объектов, на которые распространяется режим охраны авторских прав:

  • произведения в сфере искусства, науки и литературы – книги, рукописи, сборники, альманахи, монографии и т.д.;
  • звукозаписи, в том числе с текстовым сопровождением;
  • объекты изобразительного искусства, графика, живопись, дизайнерские работы и т.д.;
  • объекты архитектурного творчества, в том числе проекты, макеты, чертежи и т.д.;
  • программные продукты для ЭВМ и базы данных;
  • объекты географии и картографии – карты, атласы, сборники и т.д.;
  • иные виды объектов, перечисленные в ст. 1259 ГК РФ.

Из перечисленных объектов специальный режим возникает только для программных продуктов и баз данных. Хотя программный код относится к произведениям литературы, права на эти объекты могут быть зарегистрированы по решению создателя или правообладателя. Хотя регистрация носит добровольный характер, получение свидетельства на программу существенно упростит защиту авторских прав от нарушений.

Чтобы получить охрану, автору достаточно закончить работу над произведением или его частью. Уведомлять уполномоченные органы о факте появления нового результата творческого труда не нужно, однако создателю необходимо получить доказательства создания. Для этого закон предоставляет следующие возможности:

  • депонирование материального носителя с произведением через авторские общества – например, произведение литературы и ряд иных объектов в РФ можно передать на депонент в РАО (Российское авторское общество);
  • можно удостоверить факт создания через органы нотариата;
  • при публикации своего творения автор может размещать знаки правовой охраны – символ «С» в окружности, имя или псевдоним, год первого издания.
Читайте так же:  Сколько должно составлять расстояние между двумя домами

Для литературных произведений и ряда иных объектов можно пройти добровольную регистрацию через Библиотеку Конгресса США. Эта процедура доступна даже иностранным авторам, а условием для выдачи свидетельства является оплата пошлины и передача копии произведения в архив Библиотеки.

Подтвердить авторство и возникновение режима охраны можно в судебном порядке. Как правило, это происходит при выявлении факта плагиата, либо частичного заимствования из произведения без согласия автора. Судебный акт, в котором будет указан надлежащий автор, можно впоследствии использовать как доказательство.

Для других объектов творческого труда можно использовать дополнительные способы доказывания – размещение на выставках и каталогах, отправка оригинального экземпляра по почте с описью вложения, участие в конкурсах. Однако даже необнародованное произведение будет охраняться по закону, хотя факт его создания будет доказать сложнее.

Зачем нужно подтверждение авторства, если личные и имущественные права возникнут автоматически после создания произведения? Ввиду отсутствия правила об обязательной регистрации, объекты творчества крайне уязвимы от нарушений со стороны третьих лиц. Незаконное использование, копирование или распространение произведений может происходить даже без издания на материальных носителях. Электронные версии произведений могут продаваться или безвозмездно передаваться через интернет, что нарушает права автора и причиняет ему материальный ущерб.

Если произведение относится к охраняемым объектам, у автора возникают следующие правомочия:

  • комплекс личных прав, которые будут действовать бессрочно и не подлежат отчуждению – на имя, на наименование и неприкосновенность произведения, на опубликование;
  • исключительные (имущественные) права, которые дают возможность пользоваться объектом по собственному усмотрению, продавать и передавать его третьим лицам;
  • право на защиту от нарушений – автор или правообладатель могут предъявлять письменные требований нарушителям, обращаться в судебные инстанции, требовать уголовного или административного наказания.

При реализации указанных правомочий нужно подтвердить наличие прав на результат творческой деятельности.

Неохраняемые объекты

Закон содержит перечень объектов, которым не будет предоставлена правовая охрана, даже если они носят уникальный и оригинальный характер. К ним относятся:

  • сообщения информационного характера, чье содержание представляет собой только изложение фактов, общедоступных сведений, официальной информации – расписания движения транспорта, программы передачи радио и ТВ, новостные сообщения и т.д.;
  • фольклор, т.е. произведение народного творчества, для которых невозможно определить автора;
  • объекты государственной и муниципальной символики или геральдики;
  • документы, имеющие официальный статус – законы и подзаконные акты, судебные решения, переводы указанных документов.

Например, даже при принятии нового закона с уникальным содержанием, автор документа не приобретет комплекс личных или имущественных прав, в силу прямого указания закона.

Фрагменты указанных неохраняемых объектов могут использовать без ограничений любым лицом. Такое использование может привести к созданию охраняемого объекта. Например, при создании научной монографии автор может включать в него фрагменты нормативных актов или судебных решений. Поскольку трактование законом или иных официальных документов может носить творческий характер, автор работы сможет получить защиту своих прав на оригинальное произведение.

Также не предоставляется правовая охрана, если у объекта отсутствует творческий характер и признак оригинальности. Пользование неохраняемым объектом разрешено без согласия его создателя, при этом автор не вправе требовать выплату вознаграждения.

Охрана объектов промышленной и коммерческой собственности

В отличие от результатов творческого труда, охрана объектам промышленной и коммерческой собственности предоставляется только после патентования и регистрации. Это связано с необходимостью подтвердить следующие условия:

  • признаки патентоспособности – например, охрана изобретению будет предоставлена только при подтверждении новизны, применимости в промышленности, изобретательского уровня;
  • различительную способность, отсутствие тождества и сходства с аналогичными обозначениями других компаний – эти признаки устанавливаются в отношении товарных знаков;
  • статус юридического лица или ИП – только эти субъекты могут претендовать на охрану торговых марок;
  • выражение объекта в определенной форме – например, для изобретения нужно представить его формулу, которая может включать множество пунктов, объединенных единым замыслов разработчика.

Регистрация проводится по заявлению автора или правообладателя, а полноценный режим охраны возникнет лишь при получении патентного бланка или свидетельства. Одновременно в соответствующие реестры будут внесены данные об объекте и его владельце. Все сделки по продаже или передаче прав на такие объекты также подлежат регистрации через Роспатент с внесением изменений в реестры.

Для объектов промышленной и коммерческой собственности установлены отдельные запреты и ограничения, не позволяющие получить охрану. Например, не предоставляется охрана товарному знаку, если он может ввести потребителей в заблуждение, либо противоречит принципам морали и гуманности. Для отказа в предоставлении правовой охраны достаточно отсутствие одного из обязательных признаков патентоспособности.

Источник: http://patentoff.net/96ohranyaemye-i-neohranyaemye-obekty-avtorskogo-prava-v-rf.html

Глава 70. Авторское право (ст.ст. 1255 — 1302)

Глава 70. Авторское право

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

>
Авторские права
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10164072/c9f783720de49bf9a100e2225ee34624/

Защита авторских прав

Оглавление:

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Читайте так же:  Как не упустить возможность получить налоговый вычет за обучение

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Читайте так же:  Служба в армии — входил ли данный период в пенсионный стаж

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: http://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Авторское право

Что такое авторское право?

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Произведения, охватываемые авторским правом, включают, помимо прочего:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газеты и компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества. В большинстве случаев авторское право не охраняет имена.

В рамках авторского права существует два типа прав: имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и неимущественные права, то есть право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора. Большинство законов об авторском праве гласят, что автор или правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения. Обладатель прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись («фиксацию»), например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей. Однако некоторые национальные ведомства авторского права или законы в этой области предусматривают регистрацию произведений. Это может облегчить, например, решение вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Источник: http://www.wipo.int/copyright/ru

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье .

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Читайте так же:  Субсидии на оплату коммунальных услуг как, где и сколько

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ .

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

Источник: http://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/zashhita-avtorskix-prav/

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Международное авторское право

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения.

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к. международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты. С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права. Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти». Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен. Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США. Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья .

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

Читайте так же:  Порядок рефинансирования кредитов для пенсионеров в россии

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое. Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР. Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году .

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом. Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву. К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/

Охрана авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here