Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни

Крыша 14.04.2024
Крыша

Красивый храм на Васильевском острове привлекает внимание своей величественностью и красотой. Здесь издавна размещались монастырские подворья, и сегодня тут находится Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге. Сюда идут паломники, священнослужители, туристы, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить мощную атмосферу соборности и веры.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь - Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место - подворье в Санкт-Петербурге.

Идея открытия Подворья

Подворье - это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь - подворье (СПб).

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли - состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге - как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой - это и есть подворье знаменитой обители.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня - слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический центр «Оптина» проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем - гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой - набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 - теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.


С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), потом – Псковского Архиерейского Дома. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894 -1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков.
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение «служителей культа» из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. А в ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нём проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Свято-Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Правда, когда представители монастыря ознакомились с состоянием Подворья, сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Сейчас божественные службы в храме проходят ежедневно. Их украшение – пение мужского хора, возрождающего традиции древнего монастырского пения.
Прочитать о хоре и ПОСЛУШАТЬ Мужской Хор Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге:

При Подворье действует институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучить православное богословие. Подробнее - здесь.
Открылась православная гимназия.
Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая и вещевая помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Активные прихожане объединились в диаконию, оказывающую помощь братьям и сестрам по многим направлениям.
В Успенском храме находятся иконы с мощевиками: преподобных старцев Оптинских, преподобных старцев Киево-Печерских, преподобного Амвросия Оптинского, св. вмч. целителя Пантелеймона. Написанная в Афонском монастыре и подаренная храму икона Божьей Матери «Скоропослушница» завоевала горячую любовь прихожан; перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждую среду служится акафист.

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова - наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма - архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. - архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. - архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. - архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. - Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 - янв. 1935 гг. - архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. "В итоге мы получаем некие осколочки старой живописи, которые сохранились. Потом эти осколочки старой живописи промываются, расчищаются аккуратненько. И лишь потом наносятся на бумагу-кальку", - рассказывает Ярослав Штыренберг, ответственный за проведение реставрационных работ. Следуя этой сложной технологии, с кальки рисунок дорисовывается на планшете. Только после этого восстанавливают фрески.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

С главным специалистом отдела Петроградского и Василеостровского районов КГИОП Виктором Ворониным:

Алла Максимова : История храма не берегу Невы полна удивительных противоречий. С одной стороны, детище архитектора Василия Косякова почти не пострадало во время нескольких войн, с другой стороны, постарались в кавычках бюрократы сначала Петрограда, потом и Ленинграда. От собора остались почти одни только стены. Стены эти, однако, видели то, что сегодня мечтали бы запечатлеть камеры всего мира. Однако, обо всем по порядку. Возведения храма Успения Богородицы закончили в 1900-ом году. Авторство росписи приписывают знаменитому художнику Васнецову. Что касается архитектора Косякова, он работал также над проектами Морского собора в Кронштадте, храмами в Петергофе, Астрахани, Батуми. Церкви на Васильевском острове, впрочем, не повезло особенно. При новой власти храм пытались закрыть несколько раз. В частности, петроградцев пугали мракобесием, исходящим от этого места, потом начались аресты священников и монахов. В начале 30-ых посадили всех без исключения. Однако и это не помогло. Приход продолжал существовать несмотря ни на что. Тогда, рассказывает нынешняя заведующая канцелярией храма Лидия Ивановна Загородская, взялись и за простых людей.

Лидия Загородская : И вот тогда, в конце 1934-го, начале 1935-го года, арестовали 50 прихожан. Это были цвет, это были лучшие из лучших. Это были люди, которые верно служили церкви, и их арестовали. Арестовали хор, главного регента, певчих. Арестовали старосту. Всех арестовали. И тогда храм опустел. Люди испугались. И в 1935-ом году вышло решение исполкома Ленсовета о закрытии этого храма и передаче его под склад военно-морской базы.

Алла Максимова : Склад работал тут до войны, во время военных действий и в Блокаду здесь были устроены пункты наблюдения. Во дворе стояли зенитки. К этому моменту в келье монахов, с болью в голосе говорит Лидия Ивановна, были превращены в коммуналки. Кирпичная кладка и мозаика храма почти не пострадали, чего о других ценностях сказать нельзя.

Лидия Загородская : Иконостас ведь деревянный, позолоченный вывезли. Все иконы вывезли. Ни одной иконы не сохранилось, за исключением иконы храмовой «Успение Пресвятой Богородицы». Эта икона сегодня хранится в Князь-Владимирском соборе. Очень много было люстр, дорогие, индивидуальные, по рисунку Косякова, потому что Косяков прорабатывал все, вплоть до ручек дверных. Все это было снято, демонтировано, уничтожено, разграблено.

Алла Максимова : И вот середина 50-ых. В истории подворья Киево-Печерской Лавры наступает эпохальный момент. Впервые в Ленинграде, здесь, прямо в храме заливают каток с искусственным льдом. Фрески на стенах побелели. Позже на них нанесены несколько десятков слоев масляной краски. Историки называют переделки в храме кощунством. Факт, однако, остается фактом. Здесь начинаются тренироваться самые талантливые фигуристы города на Неве, в том числе пары Белоусова - Протопопов и Москвина - Мишин. Последний, Алексей Николаевич, признался нам, что это был его первый каток.

Алексей Мишин : Каток в самом церковном зале. И были хоры, и на этих хорах сидели родители и смотрели. Там был маленький кабинет директора, Григория Васильевича Рыбакова. Там была такая вообще обстановка, которая позволяла хорошо и вольготно дышать, потому что были очень высокие потолки, купола. Впервые в мировой практике мы стали выполнять там поддержки на одной руке, что было архисложно. И помню, как мы занимались атлетической подготовкой и таскали штангу в подвалах церкви, стены которой имели метровую толщину.

Алла Максимова : Понимание того, где они катались, пришло спустя годы. Тогда, впрочем, стены, которые помнили песнопения, молитвы и светлые праздники, здорово помогали. В этом тренер олимпийских чемпионов убежден.

Алексей Мишин : Вы знаете, чувствовался какой-то такой душевный подъем. И я был тогда совершеннейшим атеистом, конечно, но эта архитектура, она ведь создана не зря и не случайно. Она ведь создана для того, чтобы что-то пробуждать в человеке светлое, доброе, спокойное. Это атмосфера, безусловно, существовала, потому что я не помню, чтобы на этих катках существовали какие-то, я не знаю, грязные взаимоотношения или какие-то недобрые помыслы. И мы приходим туда часто, в эту церковь, спрашиваем: «Разрешите нам пройти вниз?». И нам разрешали пройти вниз. И мы видим те самые, они выглядят, в общем-то, как катакомбы, в которых когда-то творилось начало отечественного фигурного катания.

Алла Максимова : Ну а, так сказать, новая старая биография храма на берегу Неву началась в 91-ом году. Церковь тогда передали монастырю Оптина пустынь, почти сразу начали реставрировать.

Виктор Воронин : Да, это была реставрация несколько лет назад сделана, кстати, за средства городского бюджета, поскольку этот храм, наверное, самый заметный из храмов, которые есть в панораме Невы. И благодаря тому, что и фасады сейчас так заиграли, заблестели купола и золотом, и серебром. Все, кто видел это, обратили, наверняка, внимание на такое нетрадиционное, наверное, колористическое решение, которое применило Косяков. Купола были частично вызолочены, орнаменты в нижней части, а основная часть покрыта сусальным алюминием, который имитировал серебрение. Сейчас, при реставрации мы не стали воссоздавать алюминий, а восстановили собственно серебрение, которое позволило то самое колористическое решение Косякова воссоздать.

Наталья Костицина : Слушайте, если возвращаемся, Виктор, к церкви Успения Богородицы, моя коллега сказала в своем материале о том, что масляной краской были замазаны…

Виктор Воронин : Да, вся внутренняя роспись храма была многослойно закрашена масляной краской. Это создает, конечно, большие проблемы сейчас при воссоздании отделки храма. Очень много времени, сил и, соответственно, средства приходится затрачивать на послойное, очень тщательное, медленное снятие этой масляной краски. Но как у всякого явления есть разные стороны. Штукатурка не была сбита, не была уничтожена. При таком, казалось бы, кощунственном приспособлении под каток. Тем не менее, те, кто приспосабливал здание, сохранили эту роспись, и сейчас те, кто войдут в этот храм…

Наталья Костицина : Что можно сейчас там увидеть?

Виктор Воронин : Поражаются. И я сам, несмотря на то, что для меня это неудивительно, всякий раз, когда прихожу туда и вижу какие-то новые участки живописи, освобожденные от лесов, на меня это производит очень сильное впечатление, во многом нетрадиционная для нашего города архитектура, нетрадиционна живопись. Это подворье Киевского монастыря с сильными барочными западными влияниями, с очень богатым декором, стремлению к обилию позолоты и так далее. Участвовал ли в декорировании храма Васнецов - сомнительно. По крайней мере, документальных подтверждений этому нет, но, по-видимому, киевские мастера принимали участие в росписи. И я всем рекомендую, кто там не был, сходить и посмотреть на уже расчищенные участки, а их много, начиная от купола, где изображен Христос Вседержитель, заканчивая хорами, где, кстати, тоже очень нетрадиционные для города сюжеты, связанные с историей Киево-Печерского монастыря, всем рекомендую это увидеть.

Наталья Костицина : Кстати, упомянула о майолике, ведь эти майоликовые панно делал тот самый знаменитый Кремер, который и преподавал в училище Штиглица, его руке принадлежат майоликовые панно.

Виктор Воронин : И петербургские, и киевские мастера очень многие принимали участие в строительстве, постепенно все это раскрывается, то, что было закрашено краской не только в интерьере, но и на фасадах, оно постепенно раскрывается. И майолики, и мозаики, там очень много техник декорирования применено. И должен отметить, что как раз позиция пользователя, как мы выражаемся юридически, этого памятника подворья монастыря Оптина пустынь, она чрезвычайно способствует реставрации. Люди не стремятся сделать все как можно быстрее, что, как правило, приводит к ухудшению качества. Люди разделяют наш научный реставрационный подход. И не торопятся.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Храм Успения Пресвятой Богородицы, СПб

    ✪ Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    ✪ Пасхальное Богослужение на подворье монастыря Оптина пустынь.

    ✪ История реставрации. Храм Успения Божией Матери. Геннадий Михайлович Журавлев

    Субтитры

История подворья

Троицкое и Псковское подворья

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году , по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) , Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре . 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова . Во дворе - несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место », распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В -1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

1900-1935 годы

В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя - в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя - в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери - традиция заведённая ещё с 1870-х годов . Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году . 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор» . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО ; в самом храме - склад РККФ , в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна , здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов . После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора . Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во

Рекомендуем почитать

Наверх