Познай свой край родной. Спасо-Елеазаровский монастырь: описание, история, интересные факты и отзывы Спасо елизаровский монастырь

Полы 14.04.2024
Полы

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

«Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово
Дата основания: 1447 год
Основные достопримечательности: собор Трех Святителей, церковь Гавриила Архангела в игуменском доме
Святыни: Цареградская икона Божией Матери, Спас-Вседержитель Елеазаровский
Координаты: 58°03"00.5"N 28°11"31.8"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Каждая обитель имеет свое посвящение. Старинный монастырь в деревне Елизарово Псковской области - не исключение. В прежние времена его называли Трехсвятительским, потому что основали православную обитель в честь великих каппадокийцев – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. В наши дни это действующий женский монастырь, который привлекает не только паломников. Сюда приезжает немало любителей русской истории и храмового зодчества.

Святые ворота

Как был основан монастырь

Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове . Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее.

Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.

Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.

Вид монастыря с автодороги 58К-96

По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.

В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.

Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.

Вид монастыря со стороны пруда

Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы . В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей - граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург . Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

Что можно увидеть в обители в наши дни

Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Главным в нем считается величественный Трехсвятительский собор. Первый каменный храм появился на этом месте в 1447 году, а затем многократно перестраивался. В наши дни это – трехапсидная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На ней установлено 7 колоколов, отлитых воронежскими мастерами.

В белоснежном игуменском доме существует небольшой храм Архангела Гавриила. Возле автодороги стоит недавно построенная красивая часовня Спаса Нерукотворного Образа. А в здании, которое занимает паломнический центр, создан собственный домовый храм. Кроме того, на окруженной оградой монастырской территории стоят два сестринских корпуса и хозяйственные постройки.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

Как и во многих монастырях России , в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Могила Настоятельницы Игуминьи Елисавета

Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.

Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.

В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. В наши дни икона облачена в специальный киот, оснащена сигнализацией и хранится при постоянном температурном режиме и влажности.

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) - летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва - третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня - собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) в Боткинской больнице г. Москвы.

Это место особо подходило для уединенной молитвы отшельников. Еще в 1425 г. Евфросин удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы, где ему, в сонном видении, явились святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они указали ему место для сооружения храма в их имя с приделом во имя прп. Онуфрия Великого .

Вскоре это место, обтекаемое двумя рукавами реки стало тесным для братии. Хотя преп. Евфросин не был настоятелем созданного им монастыря, но его предложение засыпать правый рукав реки, все приняли беспрекословно. Настоятель обители, прп. Игнатий , сам был учеником Евфросина и в то же время его духовным отцом. Такова была сила смирения преп. Евфросина, не пожелавшего принять даже священный сан, но он был ктитором обители.

Преподобным был написан и Устав монастыря. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал духовным наставником многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.

Собор псковских святых


Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар, откуда и произошло новое название обители. По преставлении преподобного монастырь был перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преп. Евфросина (до его прославления - церковь преп. Онуфрия). На месте, где стояла уединенная келья преп. Евфросина, находящаяся в лесу близ монастыря, поставили крест. Еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. В новой обители построена каменная Соборная церковь трёх Святителей, в которую перенесены мощи преп. Евфросина, а затем и его ученика прп. Серапиона. Преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

На протяжении многих веков монастырь был знаменателен благодаря наличию в нем двух чтимых икон: Спасо-Елеазаровский образ Спаса Всемилостивого и Цареградская икона Божией Матери.
На Цареградской иконе Иисус на руках у Богоматери, держит в руке голубя – образ Духа Святого. Одной ножкой младенец как бы утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, тайным образом открывающаяся нам в Причастии Святых Таин.

Преп. Евфросин и преп. Серапион с Цареградской иконой Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери чудесным образом была перенесена в Константинополь из Рима в 1051 году в то время, когда началось разделение Церкви на западную и восточную. Когда Евфросин ездил в Константнополь за решением спорного вопроса о том, как верно читать на богослужении молитву: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (в это время во Пскове некто «распоп» Иов внес большие смущения в народе, говоря о трехкратном произнесении слов "аллилуиа", что чуть не привело к расколу), патриарх подарил ему Цареградскую икону Божией Матери. Приняв икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил откровение о "новой" империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме.

Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР)

Пустынька преподобного стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы, а к Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс, в котором заложен глубокий смысл: "Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие".


Рождественский придел справа


Привезенный же из Константинополя список Цареградской Божией Матери не сохранился. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако корабли их тут же затонули в Псковском озере. Так что икона покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

На Спасском подворье от Великопустынного монастыря в 1707 году построена церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. Она устроена для совершения служб во время крестного хода, который совершался из обители в Псков с 16 столетия в день Преполовения Пасхи вокруг г.Пскова. В 1864 году над папертью этого храма вновь устроена каменная шатровая колокольня вместо бывшей колокольницы столбами.

В 1766 в обитель переведен штат упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, а вместе с ним передана икона Спаса Всемилостивого. Изначально на месте явления этой иконы был построен Великопустынский приход с церковью прежде бывшего там мужского монастыря во имя Преображения Господня. Именно поэтому 19 августа в обитель собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

За правым клиросом собора Трех святителей в стене под спудом почивают мощи преподобного Евфросина. В 1902 году в соборной стене проделана арка, в которой над мощами преподобного Евфросина разместилась гробница, поверх которой была положена древняя его икона, писанная преп. Игнатием.

В 1874 году были обретены нетленными тело и одеяние настоятеля схиархимандрита Вассиана. В 1902 году при перестройке придела также усмотрено, что мощи нетленны, только гроб предался гниению, склеп же был покрыт каменными плитами. Над этим местом было устроено на одну четверть аршина от пола возвышение, на котором находился панихидник.

В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом Зыряновы (скончался в 1915 г.), привлекавшим к себе богомольцев.

Одним из его учеников был настоятель (с октября 1906 года по октябрь 1910 года) Спасо-Елеазаровского монастыря Иувеналий Масловский, будущий Рязанский епископ, пострадавший при советской власти, ныне прославленный священномученик.

В 1910 году на средства благотворителей - духовных чад старца Гавриила - напротив храма Трех Святителей была устроена небольшая домовая церковь во имя Св.Архистратига Гавриила. Иконостас был пожертвован Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, хорошо знавшей старца. Впоследствии в трехсвятительском храме будет освящен придел в честь прпмц. вел. кн. Елисаветы.

В 1918 году Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь был закрыт, монахи вывезены на подводах в сторону Петрограда, где приняли мученическую смерть. Однако еще весной 1920 г. действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Икону Цареградской Божией Матери сберег знаменитый старец Николай Гурьянов , живший на острове Залита Псковского озера, напротив Елезарова монастыря. Та дорожка, по которой ходил о.Николай в монастырь, называется дорогой Спасителя, поскольку по ней также приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спаса Всемилостивого.

Обитель в это время располагалась за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни.
В центре обители стоял соборный храм, еще было две церкви и пять часовен. Несмотря на все разрушения, надежда на восстановление обители и на возрождение Руси не гасла. Произнесенные еще в 16 веке слова старца Филофея:

«Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать», - теперь начертаны на биле Елезарова монастыря - медной плите, которую стали употреблять вместо колокола, так как прекрасная колокольня Трехсвятительсого собора была разрушена.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Теперь это женский Спасо-Елизаровский монастырь. 28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская, написанная в Спасо-Елеазаровом монастыре. Ее передал о.Николай Гурьянов с Талабского острова , где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В полутора километрах от монастырских стен находится святой источник с купелью, именуемый Пречистенским, тот самый, который появился на месте встрече Цареградской иконы, привезенной преп. Евфросином с Константинополя. Раньше здесь стояла Богородицкая деревянная часовня, устроенная специально на источнике. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия, имелись иконы прп. Евфросина, Серапиона и Цареградской Божией Матери. Снаружи часовня была увенчана большим деревянным крестом.

Одна из местных жительниц рассказывала: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».

В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.

Рекомендуем почитать

Наверх