Рейнгольд глиэр и первый советский балет. Всемирно известный композитор глиэр рейнгольд морицевич Учреждения имени Глиэра

Проекты 16.03.2024
Проекты

В колонках играет -

Рейнгольд Морицевич Глиэр.

В эпиграфе нашего сообщества содержится фраза, принадлежащая одному из любимых моих композиторов, позволю себе процитировать её: "Содержание музыки - это мысли и чувства, выраженные в звуках.". Слова эти принадлежат композитору, известному по многим произведениям, Рейнгольду Морицевичу Глиэру. Родился Рейнгольд Глиэр в Киеве в 1874 году. Сын немецкого переселенца, мастера - изготовителя духовых инструментов. он с детства проявлял интерес к музыке. Родители отдали его учиться в Киевское муз. училище, которое Глиэр закончил в 1894 году по классу скрипки. Окончив училище, Глиэр поступил в Московскую консерваторию, где занимался у прославленных русских музыкантов Танеева, Аренского, Ипполитова - Иванова. Музыкальные взгляды Глиэра сформировались под влиянием русских музыкантов -Глазунова, Рахманинова, Римского - Корсакова, с которыми Глиэр дружил. Консерваторию Глиэр закончил в 1900 году и сразу начал педагогическую деятельность, сначала в Киеве, а потом и в Москве. Занимал он должности и в правительстве, получил много наград и престижных, в то время, премий. Умер композитор в 1956 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник композитору выполнен по проекту нашего знаменитого скульптора Аникушина.

Знаю его музыку давно, потому что Глиэр тесно сотрудничал с узбекской оперой в Ташкенте, городе, в котором я родилась и где прошли мои детские годы. В сотрудничестве с узбекскими композиторами, Глиэр писал музыку к операм и балетам на сюжеты узбекских классиков - оперу " Гульсара" и "Лейла и Меджнун" в соавторстве с узбекским композитором Садыковым. Узбекская опера в те годы только зарождалась, она выросла из народного творчества и поддержка такого корефея музыки была очень кстати. Ещё не было театра Навойи и спектакли проходили в здании, впоследствии ставшим Узбекской Государственной Филармонией. Сразу по окончании ВОВ, в Ташкенте начали строительство театра, Строили его пленные японцы по проекту нашего известного архитектора Шухова, создавшего проект Шуховской телевизионной башни в Москве. Вот он, ташкентский Государственный Академический Театр оперы и балета Узбекистана, одно из прекраснейших зданий города. Строительство театра было окончено в 1948году.

Именно в этом красивом здании ставились оперы на музыку Рейнгольда Глиэра. Позже, на сцене театра шли замечательные балеты композитора -"Медный всадник" по поэме нашего великого поэта А.С Пушкина и " Красный мак". Музыкальный фрагмент из "Медного всадника" совершенно заслуженно стал гимном моего теперешнего родного города Петербурга. Кто приезжал в мой город, тот знает, что этой музыкой встречают и провожают поезда на вокзалах Петербурга, она звучит на всех торжественных мероприятях города, в парках и садах.

"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла."

Эти строки любимы и знакомы нам с детских лет, моя семилетняя внучка с таким пафосом прочла их на экзамене при приёме в гимназию, что все учителя остановили опрос и смотрели на малышку во все глаза. Да, питерцы любят свой город гордятся им и музыка выражает эту любовь и гордость. В балете много другой прекрасной музыки,хорошая хореография, которую исполняли наши лучшие балерины и танцовщики. Мне совершенно не понятно, почему балет не идёт на нашей сцене. Изумительный вальс из балета теперь исполняется как сольное произведение.

К сожалению, я не нашла ни одного балетного отрывка из "Медного всадника", их можно будет посмотреть в фильме о Маэстро Глиэре в конце поста. Есть у композитора ещё один замечательный балет "Красный мак", раньше этот балет обошёл все сцены театров СССР и мира, сейчас он забыт и лишь в 2010 году был поставлен нашими балетмейстерами в Римском оперном театре (!!?). В том же году наш замечательный танцовщик Владимир Васильев поставил этот балет в Красноярском оперном театре. Я нашла запись этого балета, сделанную не нашими, а чешскими телевизионщиками в 1955 году. Балет идёт почти полтора часа, но, думаю, тем, кто любит искусство танца, будет интересно посмотреть. Я же, глядя этот фильм, вспоминала совсем других исполнителей,которых видела своими глазами, к примеру, известную узбекскую балерину, народную артистку СССР недавно ушедшую из жизни, Галию Измайлову. Некоторые мелодии из музыки к балету известны и сейчас - Матросский танец "Яблочко", например.

Уэбекский народ чтит память композитора, помогавшего становлению искусства Узбекистана - в Ташкенте есть престижная музыкальная школа, носящая имя Глиэра, есть улицы и учебные заведения, носящие имя композитора, и в других городах России и ближнего зарубежья. Огромный вклад внёс Глиэр в музыкальный фонд России, им написаны симфонии, сюиты, увертюры, поэмы, концерты для скрипки и виолончели с оркестром. Пожалуй, самым известным и любимым является его Концерт для голоса с оркестром, который включали в свой репертуар все наши прославленные сопрано. В одном из моём постов уже звучал этот концерт, но я хочу ещё раз повторить часть его в исполнении нашей питерской певицы, замечательной Анны Нетребко.

Ну, а теперь фильм о Рейнгольде Морицевиче Глиэре, где увидим и Галину Уланову и Александра Лапаури, Раису Стручкову и других известных наших танцовщиков, а также больше узнаем о самом композиторе.

Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя.

В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию. Во время учебы активно общался с композитором С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, композитором Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым. 29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство.

В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С.С. Прокофьев и Н.Я. Мяковский.

11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра.

В 1906 – 1908 годах он поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения.

20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С.А. Кусевицкому.

17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра.

В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового.

В 1914 стал директором Киевской консерватории.

В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.

В 1920-1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта.

В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году.

11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина.

13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему».

В 1937 году Рейнгольд Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий.

В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов (ССК).

23 ноября 1938 года в Большом зале К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра.

В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР.

В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки.

12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова.

Рейнгольд Глиэр был награжден Сталинскими премиями в 1946, 1948 и в 1950 годах.

27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А.С. Пушкина в Большом театре.

30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Рейнгольда Глиэра на его авторском концерте в городском Доме учителя.

Рейнгольд Глиэр - композитор, который стал основателем советского балета. «Красный мак» и «Медный всадник» разнесли славу о Глиэре по всему миру. Несмотря на тон, его произведения всегда отличались особой лиричностью. Но композитор никогда не останавливался на достигнутом. Он в буквальном смысле отдал свою жизнь музыке, до самого конца выступая на концертах и не переставая стремиться к совершенству в своем мастерстве.

С самого детства жизнь Рейнгольда Глиэра была связана с музыкой. Он родился 11 января 1875 года в Киеве. Отец мальчика приехал сюда из немецкого городка Клингенталь и открыл мастерскую медных духовых инструментов, которую сам называл «фабрикой духовых инструментов». Маленький Гольдичка, как его ласково называл мать, не упускал ни единой возможности посетить мастерскую отца и услышать голос какого-нибудь нового инструмента.

Рейнгольд постоянно делился с родителями своими впечатлениями от услышанных мелодий, а также намерением стать музыкантом. Но эта новость совершенно не обрадовала семью, ведь отцу нужен был приемник, который будет собирать инструменты, а не играть на них.

«Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался «музыкантом», и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов… Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

В десять лет Рейнгольд Глиэр взял в руки свою первую скрипку, а в четырнадцать начал писать свои первые пьесы: сначала для фортепиано, а потом для скрипки. Музыка увлекала его всё больше и, несмотря на протесты родителей, в 1891 году он поступил в Киевское музыкальное училище.

Но этот год стал знаменательным для Глиэра еще благодаря одной важной встрече. 21 и 22 декабря 1891 года в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. И Киевское музыкальное училище как раз занималось организацией концерта композитора. На несколько мгновений удалось Глиэру увидеть Чайковского, но эта встреча и концерт великого мастера произвели на него неимоверное впечатление.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»

Окончив в 1894 году музыкальное училище, Рейнгольд Глиэр отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу в консерватории. Он успешно сдал экзамен и, хоть не смог встретить Сергея Ивановича Танеева, с которым давно мечтал познакомиться, попал на занятия к не менее талантливому Антону Степановичу Аренскому.

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: "Вы что, влюблены?" Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

В Москве Рейнгольд Глиэр оказался в центре музыкальной элиты. Здесь он познакомился с Сергеем Рахманиновым, которому позже приносил свои произведения и часто получал о них не самые лестные отзывы. Глиэр прислушивался к Рахманинову и восхищался его талантом.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»

В последние годы учёбы Глиэр всё же смог брать уроки у Танеева, который преподавал строгий стиль и фугу. Именно он дал будущему композитору ту ясность формы. Своему учителю он посвятил струнный секстет, написанный в 1898 году, в котором впервые проявляется интерес композитора к народному творчеству. А после окончания консерватории на мраморной доске у входа рядом с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина было высечено имя Глиэра.

Закончив учёбу, Рейнгольд Глиэр погрузился в педагогическую деятельность и вскоре женился на одной из своих учениц, которую звали Мария Робертовна Ренквист. Они поженились, и спустя год композитор стал отцом двух дочерей - Нины и Лии. В этом же году Глиэр с семьей уехал в Германию, где продолжал писать произведения, который регулярно отправлял на родину.

Семь лет Глиэр провел за границей. Его музыка играла во многих концертных залах Европы и США. В 1913 году композитор получил предложение занять место профессора класса композиции в Киевской консерватории, а уже через год возглавил её. В эти годы там учились такие украинские композиторы как Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. Благодаря Глиэру в Киеве состоялись концерты многих выдающихся музыкантов - Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова.

В 1920 году Глиэр переезжает в Москву и до 1941 года преподает в консерватории. Среди его учеников было множество будущих советских композиторов и музыкантов: Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин. Однажды Сергей Прокофьев даже сказал:

«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».


Глиэр с Ипполитовым-Ивановым и Л. Стоковским в Москве

Именно с Рейнгольда Глиэра началось формирование советского балета. В 1927 году в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» о дружбе советского и китайского народов. Эта постановка удостоилась Государственной премии и даже была показана на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, перед десятитысячным залом.

«Балет «Красный мак» можно смело назвать произведением советской классики», - писали газеты.

Несмотря на политический подтекст балета, он привлек внимание западных критиков. Сол Юрок, американский импресарио и продюсер, в 1930 году пригласил Глиэра в Штаты с предложением восьминедельного турне:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки».

Но в США Глиэр так и не поехал. Во время Второй мировой войны он продолжал писать, и вернулся к камерно-инструментальному жанру.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В 1943 году был написан знаменитый Четвертый струнный квартет. Позже появился концерт для колоратурного сопрано с оркестром, который композитор написал под сильным впечатлением от ужасов войны. Семья Глиэра была в эвакуации, где он располагал лишь фортепиано в столовой Союза композиторов Свердловска, но именно эта обстановка помогла появиться на свет произведениям, которые шли из глубины души композитора и воспевали его любовь к жизни.

После окончания войны Рейнгольд Глиэр продолжил выступать с концертами и писать музыку для новых балетов, среди которых «Медный всадник» и «Тарас Бульба». Но всё это время ему не давал покоя его «Красный мак» и в 1954 году композитор в четвертый раз начал его переписывать. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. С этой работой его захлестнули воспоминания о премьере, и он вновь переживал те радостные минуты, вспоминая всех, кто был причастен к самой первой постановке.


Рейнгольд Глиэр с женой

В 1956 году здоровье Глиэра начало ухудшаться. Многие стали замечать его усталость на репетициях и концертах. 30 мая в последний раз композитор вышел на сцену с дирижерской палочкой в городском Доме учителя. Тогда оркестр играл увертюру на славянские темы, балладу из оперы «Шахсенем», сюиту из балета «Красный мак», романсы «О, если б грусть моя» и «Мы плыли с тобой» и фрагменты из «Медного всадника».

В ночь с 3 на 4 июня у композитора случился сердечный приступ. Врачи прописали ему покой и, по словам близких, он безукоризненно соблюдал все предписания, пока однажды ночью дочь не увидела его вновь за работой. Он сидел у себя на кровати в окружении нот. Тогда Глиэр ответил:

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»

23 июня 1956 года в 8 часов Рейнгольд Морицевич Глиэр скончался. На пюпитре рояля так и остался лежать лист нотной бумаги с множеством карандашных эскизов и надписью «Квартет V». Произведение, которое композитору так и не удалось завершить. Свою жизнь Глиэр завершил словами:

«Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед»

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли Рейнгольда Морицевича Глиэра – замечательного советского композитора, всю свою жизнь посвятившего музыкальному искусству. Выдающийся маэстро был искренне убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал мелодию, которая должна исходить только из сердца, поэтому произведения Глиэра отличаются необыкновенной проникновенностью и трогательной лиричностью. Глиэр никогда не любил говорить о своём творчестве, но исповедью всей его жизни стали произведения, которые прославили великого музыканта на весь мир, а кроме этого его особая заслуга заключается в том, что композитор заложил основы советского балета.

Краткую биографию Рейнгольда Глиэра и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глиэра

В Киеве на улице Бассейной, расположенной в районе знаменитой Бессарабки, в семье немецкого подданного переехавшего на Украину из саксонского Клингенталя, Морица Глиэра 11 января (по новому стилю) 1875 года на свет появился мальчик. Любящие родители дали ему красивое имя – Рейнгольд, хотя при крещении малыша нарекли Эрнестом.


Глава семейства был потомственным музыкальным мастером, изготавливающим медные духовые инструменты. Он содержал свою небольшую мастерскую, которую гордо называл «фабрикой». Мать будущуго композитора – Юзефа Корчак, происходившая из знатного польского рода, была весьма образованной женщиной и много внимания уделяла воспитанию и обучению детей, которых кроме Гольдички было ещё трое: два сына – Мориц и Карл и дочка Цецилия.


С самого раннего детства отец нацеливал своих сыновей на продолжение семейной профессии, однако малыша Рейнгольда больше интересовало не изготовление инструментов, а музыка, которая на них исполнялась. Родители были категорически против такого увлечения сына и всячески тому препятствовали, так как для процветания семейного дела нужен был хороший мастер, а не музыкант-исполнитель. В таких тяжёлых условиях непонимания формировался характер будущего композитора: мальчик был замкнут, к своим проблемам никого не допускал, но в то же время постоянно стремился к самоутверждению и самореализации. Глиэр впоследствии писал, что с детства всегда старался быть идеально хорошим. Несмотря на все запреты, Рейнгольд упорно шёл к своей мечте. В десять лет, когда мальчика определили в гимназию, он втайне от родителей впервые взял в руки скрипку и сам нашёл себе преподавателей, которые за мизерную плату, а иногда даже даром помогали ему осваивать инструмент. Первыми учителями музыки у Глиэра были: старенький скрипач – любитель, а затем студент музыкального училища.

В результате упорного труда, но опять же наперекор родительской воле молодой музыкант в 1891 году становится студентом музыкального училища и попадает в класс замечательного педагога - чешского скрипача О. Шевчика. А в следующем 1982 году в жизни Рейнгольда произошло знаменательное событие: в Киев с гастролями приехал П.И. Чайковский . Организацией выступлений выдающегося композитора занималось Русское музыкальное общество, в ведении которого находилось музучилище. Юному Глиэру, в числе нескольких студентов, посчастливилось получить контрамарку на концерт гениального маэстро. Встреченная слушателями бурными овациями «Увертюра 1812 года », которой дирижировал сам великий Чайковский, а также мимолетная встреча с композитором оставили у молодого музыканта незабываемые на всю жизнь яркие впечатления, предрешившие его дальнейшую судьбу. У Рейнгольда появилась мечта стать композитором, и к ней он неудержимо направился.

Глиэр стал много заниматься композицией, посещать музыкальные концерты, оперные и балетные спектакли. Кроме этого юноша понимал: для того чтобы решить поставленную им задачу необходимо быть весьма образованным человеком, поэтому он с увлечением читал классическую литературу и усердно изучал французский язык (немецкому и польскому его научили родители). Желание поскорее осуществить свои замыслы подвигло молодого человека, несмотря на протесты родственников, после третьего курса училища в 1894 году поехать и попробовать поступить в Московскую консерваторию. Однако юный музыкант не прогадал: впечатливший своим исполнением на скрипке приёмную комиссию, он был зачислен в учебное заведение к молодому педагогу Н. Соколовскому, а впоследствии был переведён в класс И. Гржимали. Теоретические предметы Рейнгольд проходил у Г.Э. Конюса и А.С. Аренского, а с 1895 года занимался полифоний с С.И. Танеевым , у которого мечтал учиться с первого дня поступления в консерваторию. Композицию Глиэр постигал под руководством М.М. Ипполитова–Иванова, а историю духовного пения изучал в классе С.В. Смоленского.

В годы учёбы Рейнгольд помимо программы продолжал активно заниматься самообразованием. Он тщательно изучал не только музыкальную, но и литературную классику, а также увлекался философией, психологией и историей. Большое значение на формирование Глиэра как композитора в то время оказало посещение творческих вечеров московских музыкантов, которые обычно проходили у А. Гольденвейзера. На таких встречах, душой которых были С.И. Танеев и А. С. Аренский, Рейнгольд тесно общался с такими интересными людьми как А. Скрябин , С. Рахманинов , А. Сулержицкий, М. Слонов, К. Сарадже, И. Сац и Ю. Сахновский.

В 1897 году жизнь композитора ознаменовалась ещё одним важным событием:11 мая он официально стал подданным Российского государства.

Годы обучения в консерватории, которую Глиэр закончил с золотой медалью в 1900 году, он всегда вспоминал с теплотой, однако этот период жизни композитора не раз был омрачен смертью дорогих для него людей. Сначала умер дедушка Глиэра, затем в 1896 году из жизни ушёл отец композитора, а 1899 году при трагических обстоятельствах скончалась его старшая сестра Цецилия.


Начало творческой деятельности

После окончания учёбы композитор несколько месяцев провёл в Санкт-Петербурге, где принимал участие в собраниях знаменитого Беляевского кружка, возглавляемого Н.А. Римским-Корсаковым . Постоянными посетителями «беляевских пятниц» являлись А. Бородин , Ц. Кюи, В. Стасов, Ф. Блуменфельд, С. Блуменфельд, А. Глазунов, А. Лядов. По возвращении в Москву, в 1901 году сёстры Гнесины пригласили Глиэра поработать преподавателем теоретических дисциплин в их частной музыкальной школе. Так началось не только длительное сотрудничество, но и крепкая дружба между композитором и основательницами Музыкально–педагогического института, а ныне Российской Академией Музыки. В этом же учебном заведении Рейнгольд нашёл свою судьбу: он познакомился с очаровательной девушкой Марией Ренквист, которая поначалу была его ученицей, а затем в 1904 году стала женой.


Спустя год Мария подарила композитору двух милых близняшек - Нину и Лию, а затем ещё троих детей: Романа, Леонида и дочь Валентину. Согласно биографии Глиэра, зимой 1905 года композитор вместе со своей семьёй переехал в Германию, где прожил несколько лет. Там он продолжал активно работать, сочиняя различные произведения, в том числе фортепианные пьесы для детей по просьбе Е.Ф. Гнесиной, которые сразу отправлял в Москву. Помимо этого в Россию постоянно приходили вести об успешном исполнении произведений Глиэра, причём не только в Германии, но и в Америке. Кроме интенсивного занятия композиторским творчеством Рейнгольд в Берлине в течение двух лет учился дирижированию у О. Фрида.

Следующий жизненный период можно охарактеризовать, как время творческого взлёта композитора. Вернувшись на родину, Глиэр в июле 1909 года в Киеве дебютировал как дирижёр, а в феврале следующего года закрепил свой успех исполнением своей 2-ой симфонии в собрании Императорского российского музыкального общества. Его романсы входили в репертуар именитых певцов, камерные сочинения исполнялись в концертных залах и на престижных собраниях музыкальной общественности. Известное музыкальное издательство «Юргенсон» печатало все произведения композитора, выходящие из-под его пера.

В 1912 году состоялось триумфальное премьерное исполнение третьей симфонии Глиэра - «Илья Муромец», а спустя некоторое время за поэму для симфонического оркестра «Сирены» он получил свою вторую музыкальную премию им. М.И. Глинки. В следующем 1913 году композитор с удовольствием откликнулся на предложение занять должность профессора теоретических дисциплин и композиции в только что образованной консерватории в Киеве, где по истечении года на общем собрании был избран директором.



Возвращение в Москву

Глиэр вернулся в Москву лишь в 1920 году и сразу активно приступил к преподавательской деятельности. Он выполнял обязанности профессора по классу композиции в Московской консерватории, а также педагога теоретических дисциплин в училище сестёр Гнесиных и 3-ем Государственном музыкальном техникуме. Помимо этого он энергично подключился к процессу формирования советской музыкальной культуры, возглавив музыкальную секцию Московского отделения народного образования, и став сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В то же время Глиэр инициативно занимался многосторонней просветительской деятельностью, устраивая концерты в различных организациях, а став членом этнографической секции Пролеткульта, он в течение нескольких лет занимался хоровым творчеством со студентами в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Из биографии Глиэра мы узнаём, что в 1923 году он по приглашению правительства АзССР посетил Баку, чтобы поближе познакомиться с творчеством азербайджанского народа. Результатом такой творческой экспедиции стала опера «Шахсенем», музыка которой основывалась на фольклорном мелодическом материале Азербайджана. В 1924 году Глиэр был избран председателем Московского общества драматических писателей и композиторов, а в 1938 году вновь стал высшим должностным лицом, но уже в Союзе советских композиторов. Вместе с тем Глиэр в этот период активно занимался творческой деятельностью.

Он гастролировал по разным городам Советского Союза, выступая с авторскими произведениями в рабочих и колхозных клубах, занимался композиторским творчеством, а кроме этого писал различные статьи. В 1941 году Рейнгольду Глиэру была присвоена учёная степень Доктора искусствоведения. Далее в жизни композитора, как и для всех граждан Советской страны, начались военные годы тяжелейших испытаний, тем не менее Глиэр продолжал много работать. В этот мрачный жизненный период из-под его пера выходит один шедевр за другим. Чего стоит только «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром» - произведение, наполненное необыкновенной искренностью, проникновенностью и задушевностью. После войны образ жизни Глиэра фактически не изменился: он также много сочинял и концертировал. Последнее выступление композитора состоялась в городском Доме учителя 30 мая 1956 года, а менее чем через месяц, а именно 23 июня выдающийся маэстро ушёл из жизни.



Интересные факты о Рейнгольде Глиэре

  • Глиэр учился в консерватории с таким рвением и усердием, что от сокурсников получил шутливое прозвище «седовласый старец». Даже его любимый учитель С.И. Танеев, поражаясь его старанию, называл его этим забавным именем.
  • Рейнгольд Морицевич был не только талантливым композитором, но и замечательным педагогом. Он воспитал немало выдающихся музыкантов, оставивших значительный след в музыкальной культуре, Среди первых учеников Глиэра, с которыми он занимался в начале своей преподавательской карьеры, были Сергей Прокофьев и Николай Мясковский. Студентами композитора в Киевской консерватории были Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, и М. Фролов, а работая в московской консерватории он был любимым преподавателем у А. Давиденко, А. Новикова, Н.Ракова, Л. Книппера, И. Способина, Л. Половинкина, А. Хачатуряна , Б. Хайкина, Б. Александрова, Н. Иванова–Радкевича, З. Компанейца, Г. Литинского, А. Мосолова, Н. Половинкина, Н. Речменского.
  • Работа Глиэра в Киеве ректором консерватории пришлась на эпоху революционных переворотов. В то время власть в городе менялась более пятнадцати раз. Пятикратно его арестовывали и приговаривали к расстрелу за сотрудничество с предыдущим враждебным режимом. Вина Глиэра заключалась лишь в том, что он устраивал концертные выступления студентов, несмотря на частую смену правительств, а посещать такие мероприятия любили представители любой власти. Но при любой диктатуре всегда находился защитник, обычно из бывших учеников профессора, который и спасал своего учителя.
  • Рейнгольд Морицевич был очень отзывчивым человеком. Однажды во времена сталинских репрессий он очень помог своему ученику и коллеге Александру Мосолову, который за неосмотрительное высказывание был осуждён и попал в лагерь на лесозаготовки. Глиэр употребил все свои связи (он в то время был главой Союза композиторов СССР), прошёл много инстанций и добился освобождения Мосолова.
  • Когда композитор сочинял свои произведения, он настолько погружался в работу, что не мог от неё оторваться. Во время войны, когда во время налётов вражеских самолётов все бежали в бомбоубежище, он всегда оставался дома, продолжая сочинять свои произведения.
  • Глиэру в личной жизни очень повезло: он встретил женщину, с которой прожил в любви и согласии более 50 лет. Композитор был идеальным супругом, он обожал свою жену, каждое утро целовал её руку и ласково называл Манечкой. Чета Глиэров покоятся рядом на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
  • Рейнгольд Морицевич был очень ответственным человеком. Он выходил на концертную сцену, даже если сильно болел, и у него поднималась высокая температура. Для него отменить выступление было недопустимо.
  • Биография Глиэра гласит, что живя в Германии, композитор с 1908 года стал увлекаться антропософией - оккультным учением, основоположником которого был доктор философии Р. Штейнер. Глиэр прослушал в Германии курс лекций и впоследствии более шести лет вместе с женой являлся членом различных антропософских групп и кружков, в состав которых входили люди искусства.

  • Рейнгольд Морицевич, очень любивший детей, понимал, какое большое значение для формирования личности имеет музыкально-художественное воспитание, поэтому в 20-е годы во время становления молодого государства, он с удовольствием откликнулся на просьбу поработать в детской колонии им. Луначарского в г. Пушкино. Несколько лет в любую непогоду в определённое время он приезжал к своим подопечным, чтобы рассказывать им о музыке, позаниматься хоровым пением или помочь в постановке музыкального сказочного спектакля.
  • В тридцатые годы очень известный американский импресарио С. Юрок несколько раз настойчиво приглашал Глиэра посетить Американский континент и совершить двухмесячное концертное турне в качестве дирижёра авторских произведений, определяя это как знаменательное событие в музыкальной жизни США и Канады. На данные предложения композитор всегда отвечал отказом.
  • Выдающийся композитор останется в сердцах и памяти людей во все времена. Его имя носит Киевский институт музыки, а также музыкальные школы в Москве, Калининграде, узбекском Ташкенте, казахском Алматы и немецком Маркнойкирхене. Кроме этого именем Глиэра названы улицы в таких городах как Луцк, Донецк и Магнитогорск.
  • Рейнгольда Морицевича Глиэра многие считали баловнем судьбы. Он трижды был награждён Глинкинской премией - самой авторитетной музыкальной премией существовавшей в России до революции. В советское время российское правительство удостоило композитора таких почётных государственных званий, как «Заслуженный артист», «Заслуженный деятель искусств» и «Народный артист». Кроме этого звание «Народный артист» он получил от руководства Узбекской, Азербайджанской ССР, а затем и СССР. Помимо этого, он трижды становился лауреатом сталинской премии, награждён Орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почёта» и трижды «Орденом Ленина».

Творчество Глиэра

Рональд Глиэр, воспитанный на великих традициях русской музыкальной классики, внёс неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Восприятие мира у композитора было радужным и гармоничным, поэтому он считал, что музыка должна быть жизнерадостной, наполненной оптимизмом и вселять в людей надежду. Произведения Глиэра отличаются эмоциональной уравновешенностью, душевной проникновенностью, эпическим размахом, широкой и выразительной мелодичностью, а также звуковой и композиционной цельностью.

Творческая жизнь Рейнгольда Глиэра, которая длилась без малого шестьдесят лет, была весьма удачной. Его сочинения не только с успехом исполнялись, но и часто отмечались различными музыкальными и государственными премиями. Композитор, будучи трудоголиком, оставил для потомков богатое наследие, которое включает в себя около пятисот произведений, написанных в различных жанрах. Среди сочинений Глиэра необходимо отметить 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 поэмы, концерт для голоса и 4 инструментальных концерта. Кроме этого, композитор писал произведения для народного и духового оркестров, а также камерные произведения и пьесы для различных инструментов: фортепиано, скрипки и виолончели. Перечисляя сочинения Глиэра нельзя не упомянуть его вокальные сочинения и музыку для театральных спектаклей и кинофильмов.

Пробовать свои силы как композитор Глиэр начал ещё в подростковом возрасте: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано он создал уже в 14 лет. Первым произведением, принёсшим Глиэру признание, стал первый струнный секстет до-минор, написанный в 1898 году и посвящённый С.И. Танееву. За него в 1905 году Рейнгольд получил самую престижную в дореволюционной России Глинкинскую премию. Затем были, сочинённые в 1899 году, квартет, первая симфония и октет, а на выпускной экзамен в консерватории Глиэр представил ораторию «Земля и небо». Далее из-под пера плодотворного композитора одно за другим выходили самые различные произведения, начиная от несложных детских и юношеских пьес для скрипки, виолончели и фортепиано, заканчивая такими крупными сочинениями, как поэма для симфонического оркестра «Сирены» (1908) и третья симфония («Илья Муромец») (1909), которые впоследствии также были отмечены Глинкинской премией. Затем Глиэр решил перенаправить свои силы на музыкально - сценическое искусство и создал балет - пантомиму «Хризис», премьера которого состоялась в ноябре 1912 года.

Следующим важным этапом в творчестве композитора был период 20-х годов. В это время он пишет симфоническую картину «Запорожцы», оперу «Шахсенем» и 3 балета: «Клеопатра», «Комедианты» и «Красный мак» - знаменательное произведение, ставшее первым советским балетом, в сюжетной основе которого была положена современная тематика.


Особо значимый период в творчестве Глиэра начался с середины 30-х годов и продлился до конца его жизни, именно тогда композитор создал творения, отразившие всю силу его гениального таланта. Среди произведений, написанных в это время, следует выделить 3 оперы: «Гюльсара», «Лейли и Меджнун» (соавторство с Т. Садыковым) и «Рашель», а также великолепные концерты: для колоратурного сопрано (сталинская премия), арфы, валторны, виолончели и скрипки. Кроме этого повышенного внимания заслуживают знаменитый четвёртый струнный квартет (сталинская премия) и увертюры «Дружба народов», «Ферганский праздник» и «Победа». В конце 40-х и начале 50-х годов из-под пера композитора выходят два замечательных балета - «Тарас Бульба» и «Медный всадник » (сталинская премия), который завершается символическим произведением «Гимн великому городу».

Киевская консерватория. Лихие годы


В 1913 году в музыкальной жизни Киева состоялось знаменательное событие: на Украине открылась первая консерватория и, разумеется, известного музыканта-педагога Глиэра пригласили во вновь открывшееся учебное заведение в качестве профессора по композиции. Однако инициативный преподаватель учил студентов не только сочинению, но и теоретическим дисциплинам, а кроме этого взял на себя руководство оркестровым, камерным и оперным классами. Уже через год коллектив консерватории, оценив деловые качества Глиэра, избрал его ректором. Взяв все лучшие достижения в организации учебного процесса петербургской и московской консерваторий, Глиэр инициировал создание художественного совета, который разработал собственную программу обучения и управления учебным процессом. Был сформирован класс камерного ансамбля, оперная студия и студенческий симфонический оркестр, которым руководил сам ректор. Для поддержки талантливых студентов - композиторов Рейнгольд Морицевич учредил стипендию им. А. Скрябина.

Благодаря авторитету и предприимчивости Глиэра преподавательский состав учреждения пополнился такими мэтрами как Г. Нейгауз и Ф. Блуменфельд, М. Эрденко, С. Козолупов, Б.Яворский, Ю. Турчиньски и П. Коханьски. Кроме того принимая активное участие в работе Русского музыкального общества он организовывал в Киеве выступления таких знаменитых музыкантов как С. Рахманинов, Я. Хейфец, А. Глазунов, С. Кусевицкий, А. Гречанинов, Л.Ауэр, С. Прокофьев, Э. Купер. Очень важно отметить, что директорская деятельность Глиэра приходилась на очень тяжёлые военные и революционные годы. Ему постоянно приходилось «отбивать» студентов от солдатской повинности, бороться за педагогов, у которых временные власти отбирали жильё, а также в то голодное время добиваться для преподавательского состава продовольственных пайков. Однако, несмотря на все сложности, учебный процесс в консерватории не прерывался ни на день.


  • Земля жаждет (1930)
  • Друзья встречаются вновь (1939)
  • Алишер Навои (1947)
  • Красный мак (1955)
  • В тихом океане (1958)
  • Илья Муромец (1975)

Рейнгольд Морицевич Глиэр - величайший композитор, роль которого в музыкальном искусстве очень трудно переоценить. Его творческое наследие настолько значимо, что заставляет последующие поколения высказываться о нем с большим восхищением. Помимо того он вошёл в мировую историю искусства не только как гениальный музыкант, но и выдающийся деятель советской культуры.

Видео: смотреть фильм о Рейнгольде Глиэре

ГЛИЭ́Р Рейн­гольд Мо­ри­це­вич , рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – по­томст­вен­ный мас­тер ду­хо­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов. В 1900 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва , сво­им глав­ным учи­те­лем счи­тал С. И. Та­не­е­ва (музыкальная фор­ма, по­ли­фо­ния). В 1900-е гг. со­чи­нял гл. обр. ка­мер­ную, а так­же сим­фо­нич. му­зы­ку, что оп­ре­де­ля­лось влия­нием Та­нее­ва и сбли­же­ни­ем с ком­по­зи­то­ра­ми пе­терб. шко­лы, пре­ж­де все­го с А. К. Гла­зу­но­вым . Г. по­се­щал со­б­ра­ния в до­ме М. П. Бе­ляе­ва (С.-Пе­тер­бург), при со­дей­ст­вии ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись его со­чи­не­ния (ро­ман­сы вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар из­вест­ных пев­цов); ряд про­из­ве­де­ний, в т. ч. 3-й сек­стет и сим­фо­нич. по­эма «Си­ре­ны», бы­ли от­ме­че­ны Глин­кин­ской пр. (1905, 1908). С 1900 пре­по­да­вал тео­ре­тич. пред­ме­ты в моск. Муз. шко­ле сес­тёр Гне­си­ных, сре­ди его при­ват­ных уче­ни­ков – Н. Я. Мяс­ков­ский и С. С. Про­кофь­ев . В 1907–08 в Бер­ли­не брал уро­ки ди­ри­жи­ро­ва­ния у О. Фри­да , по воз­вра­ще­нии в Рос­сию на­чал вы­сту­пать с ис­пол­не­ни­ем гл. обр. соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. С 1913 проф., с 1914 ди­рек­тор Ки­ев­ской конс., где вёл ком­по­зи­цию (сре­ди уче­ни­ков – Б. Н. Ля­то­шин­ский , Л. Н. Ре­вуц­кий ), опер­ный, ор­ке­ст­ро­вый, ка­мер­ный клас­сы. В 1920-х гг. со­труд­ни­чал в Моск. от­де­ле нар. об­ра­зо­ва­ния, Муз. от­де­ле Нар­ком­про­са РСФСР. В 1920–41 проф. Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры Б. А. Алек­сан­д­ров, А. В. Мо­со­лов , А. Г. Но­ви­ков , Н. П. Ра­ков, муз. тео­ре­ти­ки А. Ф. Мут­ли, И. В. Спо­со­бин ). В 1938 пред. Моск. от­де­ле­ния СК, в 1939–48 пред. орг­ко­ми­те­та СК СССР. В кон. 1930-х и в кон. 1940-х гг. пред­при­нял неск. га­ст­роль­ных по­ез­док по стра­не, вы­сту­пая с ав­тор­ски­ми кон­цер­та­ми.

В по­сле­ре­во­люц. и по­сле­дую­щие го­ды ра­бо­тал гл. обр. в об­лас­ти сце­нич. му­зы­ки. В ба­ле­те «Крас­ный мак» (1927, Мо­ск­ва; с 1957 «Крас­ный цве­ток») осу­ще­ст­вил зна­ме­на­тель­ный по­во­рот тра­диц. «боль­шо­го ба­ле­та» к совр. те­ма­ти­ке. Со­чи­не­ние им опер «Шах­се­нем» (1927, Ба­ку) и «Лей­ли и Медж­нун» (со­ав­тор – Т. Са­ды­ков; 1940, Таш­кент) сти­му­ли­ро­ва­ло ста­нов­ле­ние проф. ком­по­зи­тор­ских школ в Азер­бай­джа­не и Уз­бе­ки­ста­не. По­пу­ля­рен «Гимн ве­ли­ко­му го­ро­ду» из ба­ле­та «Мед­ный всад­ник» (по А. С. Пуш­ки­ну; 1949, Ле­нин­град; Гос. пр. СССР, 1950). В об­лас­ти ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки Г. от­да­вал пред­поч­те­ние од­но­ча­ст­ным про­грамм­ным про­из­ве­де­ни­ям (увер­тю­ра «Фер­ган­ский празд­ник», 1940; по­эма «За­повi т» па­мя­ти Т. Г. Шев­чен­ко, 1941). Сре­ди со­чи­не­ний круп­ной фор­мы вы­де­ля­ют­ся кон­цер­ты для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, в т. ч. для ар­фы (1938), вал­тор­ны (1951), на­пи­сан­ные с ис­чер­пы­ваю­щим зна­ни­ем их спе­ци­фи­ки. Из му­зы­ки позд­не­го пе­рио­да наи­бо­лее ис­пол­няе­мы­ми ос­та­ют­ся Кон­церт для го­ло­са [ко­ло­ра­тур­но­го со­пра­но] с ор­ке­ст­ром (1943; Гос. пр. СССР, 1946; са­мый из­вест­ный об­ра­зец жан­ра) и Квар­тет № 4 (1946; Гос. пр. СССР, 1948).

Вос­пи­тан­ный в клас­сич. тра­ди­ци­ях, Г. не стре­мил­ся к ра­ди­каль­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка, од­на­ко при этом гар­мо­нич. сред­ст­ва его со­чи­не­ний 1900–1910-х гг. в кон­тек­сте дос­ти­же­ний А. Н. Скря­би­на и С. В. Рах­ма­ни­но­ва не вы­гля­дят уп­ро­щён­ны­ми; он бли­ста­тель­но вла­дел кон­тра­пунк­том, фор­мой, ор­ке­ст­ров­кой. Г. на­хо­дил но­вые приё­мы (в т. ч. гар­мо­ни­че­ские) об­ра­ще­ния с «вос­точ­ным» те­ма­тич. ма­те­риа­лом. Ли­рич. про­из­ве­де­ния (слож­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные фор­мы, ро­ман­сы) – луч­шие в его на­сле­дии. В эпич. ду­хе вы­дер­жа­ны 3-я сим­фо­ния «Илья Му­ро­мец» (1911; Глин­кин­ская пр., 1914) и со­чи­не­ния кар­тин­но-кра­соч­но­го и по­ве­ст­во­ва­тель­но-про­грамм­но­го ха­рак­те­ра.

Г. – ав­тор ря­да ста­тей, вос­по­ми­на­ний о С. И. Та­нее­ве.

Рекомендуем почитать

Наверх