Роль имен прилагательных в речи вступление. Какие функции выполняют прилагательные? Список, примеры употребления в речи

Предбанник 09.04.2024
Предбанник

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи , которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» , «чей?» (зеленый, птичий, холодный, добрый ).

Имя прилагательное указывает на следующие признаки предмета :

  • размер предмета : узкий, маленький, низкий, широкий;
  • физические свойства предмета : твёрдый, холодный, жидкий, кислый;
  • форма и положение предмета : верхний, круглый, кривой;
  • абстрактные свойства предмета : умный, веселый, мечтательный, злой;
  • пространственные характеристики предмета : южный, тибетский, скандинавский;
  • временные характеристики предмета : ранний, поздний, утренний, дневной, зимний;
  • назначение предмета : ткацкий, военный, спальный;
  • материал предмета : деревянный, железный, золотой, бумажный;
  • количественный признак предмета : двойной, тройной, четырёхлетний;
  • принадлежность предмета : отцовский, дедов, волчий, рыбий и другие характеристики предмета .

Классификация имён прилагательных.

По значению имена прилагательные делятся на три разряда:

- качественные имена прилагательные;

- относительные имена прилагательные;

- притяжательные имена прилагательные.

Морфологические особенности имён прилагательных.

Имена прилагательные склоняются по числам, родам и падежам. Начальной формой имени прилагательного является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное имеет степени сравнения , а также имеет полную и краткую формы .

Имя прилагательное всегда согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Разряды имён прилагательных.

Как уже говорилось выше, имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественное имя прилагательное указывает на признак предмета, который доступен для восприятия органами чувств человека (зрение, осязание, слух и др.).

Существует целый ряд параметров , по которым имя прилагательное указывает на признак предмета:

  • Размер предмета : большой, маленький, огромный, широкий;
  • Форма предмета : круглый, квадратный, плоский, прямой;
  • Физические свойства предмета : жидкий, вязкий, рассыпчатый;
  • Цвет предмета : белый, жёлтый, красный;
  • Вкус предмета : кислый, сладкий, горький, солёный;
  • Запах предмета : ароматный, пахучий, смрадный;
  • Вес предмета : тяжелый, легкий, невесомый, увесистый;
  • Температура предмета : холодный, горячий, прохладный, теплый;
  • Звук предмета : звонкий, оглушительный, тихий, громкий;
  • Общая оценка предмета : вредный, полезный, важный и др.

Особенности качественных имён прилагательных.

Качественные имена прилагательные имеют целых список особенностей и признаков, среди которых можно выделить следующие:

  • Наличие степеней сравнения:

яркий - ярче - ярчайший - самый яркий.

  • Наличие полной и краткой формы:

Веселый - весел, добрый - добр, толстый - толст, холостой - холост.

Примечание . Имена прилагательные не склоняются по падежам в краткой форме.

  • Способность образовывать наречия, оканчивающиеся на -е, -о :

Весёлый - весело, хороший - хорошо, плохой - плохо.

  • Способность образовывать абстрактные существительные :

Веселый - веселье, добрый - добро, злой - зло, молодой - молодёжь.

  • Способность образовывать сложные прилагательные повтором:

Добрый-добрый, сонный-сонный, грустный-грустный.

Относительные имена прилагательные.

Относительное имя прилагательное указывает на признак, который косвенно выражает отношение к другим параметрам :

  • Лицо: студенческая жизнь, детское питание.
  • Место: подземная река, сельская дорога .
  • Материал: арбузная конфета, деревянный стул, цветочный аромат.
  • Время: зимний поход, вечерняя пробежка.
  • Назначение, действие, свойство: раздвижной диван, самоходный аппарат, гладильная доска.

Также существует множество других параметров, по которым относительные прилагательные указывают на отношение к другим предметам.

Особенности относительных прилагательных:

1. Они не образовывают степени сравнения: стул не может быть более или менее деревянным или ложка - более или менее оловянной.

2. Относительные прилагательные могут заменяться синонимическими словосочетаниями: куриный суп - суп из курицы, пуховая перина - перина из пуха.

Притяжательные прилагательные.

Притяжательное имя прилагательное указывает на принадлежность кому-то и отвечает на вопрос «чей?» (чья? чьё? чьи? ):

Волчий мех, собачий хвост, мамина юбка, девичья коса.

Склонение имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных - это изменение прилагательных по падежам, числам и родам. Как мы уже говорили, прилагательное неразрывно связано с именем существительным, на признак которого указывает, соответственно, управляется им же. Это значит, что с данным существительным прилагательное согласуется в числе, роде и падеже.

Это правило не распространяется на прилагательные в краткой форме - они не склоняются по падежам, только по числам и родам.

Имена прилагательные мужского рода единственного числа , имеющие окончания -ой, склоняются так же, как прилагательные на -ый:

Добрый , заводной - доброго , заводного - доброму , заводному и т.д.

Части речи - слаженный механизм, в котором нет ни одного лишнего элемента. Удивительно, но в каждом языке этот механизм устроен по-своему. То, что в одном языке можно выразить двумя-тремя словами, в другом потребует построения достаточно сложного предложения. Вот почему крайне важно при изучении иностранных языков не подходить к грамматике спустя рукава, а вдумываться в каждое правило - ведь среди них нет пустых и бессмысленных.

Является одной из ключевых частей речи, давая людям возможность ярко описывать мир. Однако и оно имеет свои нюансы в разных языках мира. Это и структура, и место в предложении, и согласование с другими частями речи, и, конечно же, функции, которые возлагаются на прилагательное. В статье мы рассмотрим и сопоставим функции этой части речи в некоторых европейских языках.

Общие свойства

Итак, какими особенностями обладают Список достаточно велик.

Прежде всего, прилагательное обозначает непроцессуальный признак предмета. Это означает, что описывается постоянное свойство живого или неживого предмета (верный друг, уютный дом). Непроцессуальные признаки также обозначаются наречиями, только эти признаки уже относятся не к предмету, а к действию (бежать быстро, красиво рисовать).

Если прилагательное напрямую связано с существительным, оно должно уметь подстраиваться под своего «начальника». В разных языках существительные обладают разными категориями: число, род, падеж, склонение. Все эти категории перенимают у них прилагательные - список категорий для них выглядит точно так же.

Взаимосвязи

Также тесно взаимосвязаны с другими частями речи, проникая друг в друга и делая богаче. Ярко проявляется эта их связь с местоимениями и числительными. На стыке этих частей речи в свое время и возникли порядковые числительные, отвечающие на вопрос «который по счету?», а также относительные и вопросительные местоимения «какой» и «который». Стоит отдельно выделить описывающее предмет через действие причастие, которому дали рождение глаголы и прилагательные. Список этих форм очень велик (плывущий корабль, крадущийся тигр). Причастие также согласуется с предметом и предоставляет его процессуальный признак.

Превращения прилагательного

Вторичная природа подчеркивается способом его образования. Чаще всего оно образуется именно от существительных, акцентируясь на каком-либо ключевом свойстве или признаке. Так, ягода малина дала нам малиновый цвет, а угол - угловатую походку. Прилагательные, указывающие на принадлежность предмета кому-либо - наиболее яркий пример тесной связи этой части речи с существительными. Такой гибкостью отличается русский язык, где образуются часто: книга дедушки - дедушкина книга.

В английском и немецком языках такие формы отсутствуют. В английском grandad’s book на принадлежность книги дедушке указывает притяжательный падеж существительного grandad. В немецком языке есть почти идентичная упрощенная форма, которая употребляется с именами собственными: Annas Auto. Однако чаще всего эту роль выполняет особая форма родительного падежа: das Buch des Grossvaters, при этом на первом месте находится предмет, а не его обладатель.

Английский язык знаменит конверсией - полным переходом одной части речи в другую без видимых изменений. Подвержены конверсии и прилагательные - wet (влажный) может без труда стать существительным со значением «влага». А slim в значении «стройный» в определенном контексте станет глаголом «стройнеть».

В немецком языке схожий механизм превращает прилагательное в абстрактное существительное. Schwarz в значении «темный» при добавлении артикля приобретет смысл «темнота». Также здесь возможна конверсия при назывании живых существ, обладающих признаком, названным производящим прилагательным, der Irre - «безумный», der Taube - «глухой». Добавление артикля к прилагательному работает и во французском языке: Le ciel est bleu (прилагательное); Le bleu (существительное) du ciel. Синтаксическая функция в bleu его место в предложении, а также наличие артикля дает основания считать le bleu существительным. При этом существительное le bleu, кроме главного значения (обозначения цвета - синь, синева), имеет и другие, например: рабочая одежда, синяя рубашка, новичок, синяк, синька.

Заимствования имен прилагательных

Существуют несколько видов заимствования иностранных имен прилагательных, в зависимости от степени их адаптации к реалиям принимающего языка. В связи с этим можно выделить несколько таких типов:

  • Полная калька - слово не претерпевает никаких изменений, не принимает систему склонения языка. Как правило, сюда относятся специфические термины, обозначающие стиль (ретро, рококо), а также сложные цветовые оттенки (марсала, индиго).
  • Суффиксация - наиболее объемная группа заимствованных прилагательных. Интересен тот факт, что так же обретают аналоги в принимающем языке и иностранные Список их достаточно велик. Французские суффиксы -aire, -ique и -if видоизменяются в -ар- и дополняются природным суффиксом -ный. Также популярен суффикс -ический: legendaire - легендарный; diplomatique - дипломатический. Греческий суффикс -ик в русском языке переходит в -ичный, -ический: гигиеничный, фотогеничный, героический.

Великие и могучие прилагательные

Список прилагательных русского языка очень велик благодаря словообразовательному потенциалу этой части речи.

Функция имен прилагательных в предложении - либо определение (Он читает хорошую книгу), либо часть составного именного сказуемого (Я сегодня очень энергичный). В первом случае прилагательное ставится перед существительным, во втором - после него.

По функциям и словообразовательному потенциалу можно разделить все прилагательные. Список состоит из трех пунктов:

  1. Качественные - обозначающие непосредственный признак, который можно ощутить органами чувств (красный, громкий, соленый). Такие прилагательные изменяются по степеням сравнения (громче - самый громкий), а также могут иметь краткую форму (важен, суров). Если есть необходимость усилить значение, прилагательное можно повторить: синее-синее небо. От образуются наречия и абстрактные существительные: красивый - красиво - красота.
  2. Относительные - связывающие описываемый предмет с другим предметом или понятием (алюминиевый - сделанный из алюминия, швейный - предназначенный для шитья). Не имеют ни степеней сравнения, ни краткой формы, а также не могут образовывать наречия.
  3. Притяжательные - указывают на принадлежность кому-либо (человеку или животному) - дедушкин табак, заячья капуста.

Иногда возможен переход имени прилагательного из относительной категории в качественную. В этом случае меняется и значение: лисий хвост - лисья улыбка (в значении: хитрая, лживая).

Важной характеристикой русских прилагательных является способность к склонению - изменению рода, числа и падежа в соответствии с управляющим существительным (кирпичный дом - кирпичная стена - кирпичные столбы).

Язык Шекспира

Есть некоторые черты, которыми, в отличие от русских, не обладают английские прилагательные. Список их невелик, но достаточен.

В отличие от русских, английские прилагательные полностью неизменяемы. Red fox, red flowers, red wall - во всех этих словосочетаниях слово «красный» остается как есть, вне зависимости от числа и типа существительного.

Выделяются качественные и относительные прилагательные в английском языке. Список их особенностей почти такой же, как и в русском, за исключением одного факта - английские прилагательные не имеют краткой формы.

Также прилагательное может перейти в (the mysterious - нечто таинственное). Sick (больной) при добавлении артикля перейдет в the sick (больные, пациенты). Как и в русском, английское прилагательное в роли определения будет предварять существительное (an empty house), а в роли сказуемого - заключать его (The house is empty).

Причины отсутствия притяжательных прилагательных уже обсуждались ранее.

Язык Гете

Очень много общих черт имеют английские и немецкие прилагательные - список их особенностей почти идентичен. Однако есть одно серьезное отличие, объединяющее немецкие прилагательные с русскими, - это способность склоняться. Ein billiger Haus - «дешевый дом» во множественном числе становится billige Häuser. Окончания меняют род, число и падеж прилагательного (guten Kindes - хорошего ребенка, gutem Kind - хорошему ребенку, guten Kind - хорошего ребенка).

В зависимости от того, идет ли речь об определенном или случайном предмете, прилагательные склоняются по слабому (der gute Vater - этот хороший отец), сильному (guter Vater - хороший отец) или смешанному (ein guter Vater - некоторый хороший отец) типу.

Язык любви

Много общего с немецкими имеют французские прилагательные - список сходств достаточен. Они изменяются по родам (Il est joli - он красивый, elle est jolie - она красивая) и по числам (Le livre intéressant - интересная книга, les livres intéressants - интересные книги), падежного склонения не имеют. Также они изменяются в зависимости от степени сравнения (Grand - Plus grand - Le plus grand).

Интересная особенность французских прилагательных - способность менять значение в зависимости от того, перед существительным или после него они находятся. Un homme brave — смелый человек, в то время как un brave homme — славный человек.

Язык спокойствия

Список прилагательных в финском очень велик и отличается сложностью. Как и в русском, прилагательные согласуются с существительным в числе и падеже (а всего их в финском от 14 до 16).

Некоторые прилагательные не изменяются по падежам:

eri — разный;

viime — прошлый;

ensi — следующий;

koko — целый.

Прилагательное также может стоять перед определяемым словом: kaunis talo — красивый дом; так и после него — Talo on kaunis. — Дом красивый. Также существуют степени сравнения (iloinen — веселый; iloisempi - веселее, более веселый; iloisin - самый веселый, веселейший).

Общее и различное

Итак, во всех рассмотренных языках прилагательные определения качеств предмета. Согласование с предметом в разных языках имеет свои особенности. Список прилагательных в финском и в русском языках будет иметь и общие, и отличительные черты. То же касается и других языков, несмотря на близость их лексики и грамматики.

Бородинская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Учитель
: Бородинская Е.Н.,
Место работы:
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность:
учитель начальных классов
Учебный предмет:
«Русский язык»
Класс
: 3
УМК
: «Школа России»
Тема урока
: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
 систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;  пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в речи;  обратить внимание на роль прилагательных в речи;  определить связь имени существительного и имени прилагательного;  расширить словарный запас учащихся.  ответственно относятся к учёбе;  осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  научатся принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;  научатся ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;  учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Методы:
проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, групповая 1

Ход урока

Этап урока,

длительность (мин.)

+ скриншот

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку - Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. Вы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать Итак, начнём. Откройте тетради. Вспомним «Золотые правила письма» Запишите дату и классную работу. Включение учащихся в деятельность. Самоконтроль готовности. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Минутка

чистописания.

Актуализация знаний.
Организует беседу по вопросам, прописывают с о е д и н е н и я бу к в и предложение. -
Отгадайте загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна» Дайте ему характеристику Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (слайд 2) Прочитайте предложение, что оно напоминает? Чему учит это пословица? Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить табличку) Отвечают на вопросы учителя Весна. Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «эн». Пословицу. Один за всех, и все за одного. Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь)
Фаза «Вызов»

Повторение об имени

Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать: Отвечают на вопросы учителя. 2

прилагательном.
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное» Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! Игра «Доскажи словечко» - Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?) - Имя прилагательное изменяется… (по числам)
-
Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
-
Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?) Строят речевое высказывание в устной форме.
Формулировка темы и

задач урока.
1. Организует формулирование т е м ы у р о к а учащимися; 2. Организует постановку задач урока учащимися. - Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед собой на этом уроке русского языка? На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? - Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний»
(работа в парах) выполняют имена прилагательные?» Ветки – варианты ответов. - Попробуем систематизировать полученную информацию Выделяют существенную информацию. Формулируют тему урока и задачи. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос (точной, точно описать предмет, красивой, яркой, выразительной, образной, для украшения)
Фаза «Осмысление»

Этап применения

знаний
1. Групповая практическая работа.
Подобрать

подходящие

прилагательные.

1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие прилагательные. День (какой?) __________, ____________ ,. Ветер (какой?) _______,__________ Облака (какие?) ________ Погода (какая?)__________ Настроение (какое?)________________ Читают текст, вставляют подходящие прилагательные. Аргументируют свою точку зрения. Прием «Волшебная лупа». 3
2 . Ф р о н т а л ь н а я работа. Почему получились совсем разные слова? (На дереве предсказаний приклеим листочек.) Как называются противоположные слова по смыслу? Запишем предложение. Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски) Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их волнистой чертой. Чем они будут являться. (Картинки были разные, поэтому старились подбить более точные слова для описания) Антонимы. Записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, изящно покружилась. Качнулась, присела, к цветочкам полетела Произносят слова, выполняют упражнения Продолжение работы. 1. Индивидуальная работа
Работа со статьёй
.
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста. __________________________________________________________ «+»-эту информацию знаю; «?»-это новая для меня информация; Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет, форму. В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов, характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой. ___________________________________________________________ -Какие
новые
сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.) Самостоятельно читают статью, делают пометки, чертят и заполняют таблицу. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы, вносят необходимые исправления на «дереве предсказаний» На основе анализа делают выводы. Самостоятельное заполнение таблицы. 4
2. Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3. Занимательная минутка. 4. Игра -Все ли понятно? Какие появились вопросы? -Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним? Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание: по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь. Серый, хищный, голодный…… Рыжая, хитрая, ловкая….. Большой, косолапый…… Трусливый, косой……. - Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый правильный ответ ставьте «+» (самопроверка) - У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему? Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные
?
(Прикрепляем листочек к дереву.) А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное». Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику. Буду я учиться речи золотой У травы весенней, у горы крутой, Буду я учиться у ручья весёлого, У зелёных саженцев, ставших новосёлами Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их. Читают отрывок стихотворения, ищут эпитеты. Вставляют слова, записывают на карточке. Подчёркивают 5

«Зоркий глаз»
5. Самостоятельна я дифференцирован ная работа.
1-й уровень:
Вставить имена прилагательные, используя слова для справок, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень:
Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы учились употреблять имена прилагательные в …………………… и ……………………речи. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашей группы давали __________________ ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока. Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. - Мы ответили на поставленный вопрос? - Какую цель мы ставили в начале урока? «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений». Делают вывод, Обобщающий, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 6
Рефлексия. - А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные? - На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена прилагательные. - Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно? Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями? -Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке) - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? - Оцените свою работу смайликами. Я понял и могу объяснить другим Остались затруднения. На уроке было скучно, ничего не понял Закончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.

На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать

подчеркнуть их волнистой линией
. Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями. Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок:
ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать

предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки. З..цв..ли цв..ты. 7

Предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый . При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.

Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Источники:

  • Зачем нужны прилагательные

Прилагательное в переводе с латинского (nomen adiectivum) буквально обозначает примыкающее, прилегающее. Оно всегда примыкает к слову, указывает на отличительные свойства и позволяет выделить предмет из ряда ему подобных.

Прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предметов («громоздкий багаж»), состояний («тягостная жара»), событий (« вечеринка»), форм и положений («круглый», «вертикальный»), назначений («рыбацкий», «школьный») и многих других явлений окружающего мира. Без прилагательных язык был бы серым, скучным и однообразным.

Все прилагательные по значению делятся на лексико-грамматические разряды и бывают качественными, относительными и притяжательными.

Качественные прилагательные показывают свойства самого предмета вне его отношения к другим предметам, которое способно проявляться с разной степенью интенсивности. Это могут быть физические или химические, интеллектуальные, психические и другие характеристики: «яркий», «большой», « », «белый», «плохой», «темпераментный», «усталый».

Качественные прилагательные имеют степень сравнения. Начальная или форма называется положительная степень.

Для сопоставления двух предметов используется сравнительная степень: «светлее», «добрее», «проще», «более хлесткий», «менее шумный».

При помощи качественных прилагательных можно:
1) образовать наречия на –о, -е: «легкий» – «легко», «певучий» – «певуче»;
2) образовывать абстрактные существительные с суффиксами –ость, -от-, -изн- и с нулевой фиксацией: «смелый» – «смелость», «крутой» – «крутизна», «синий» – «синь»;
3) образовывать уменьшительно-ласкательные слова с ярко выраженной оценкой: «добрый» – «добренький», «белый» – «беловатый», «деловой» – «деловитый».
4) качественные прилагательные сочетаются с меры : «немного скользкий», «едва заметный»;
5) приставочно-суффиксальным способом от них можно образовать наречия: «новый» – «по-новому», «собачий» – «по-собачьи», «русский» – «по-русски».

Относительные прилагательные обозначают свойства предмета по его соотнесенности к другому предмету или действию: «замок» – «дверь» – «дверной», «матрац» – «надуть» – «надувной».

Многие относительные прилагательные могут приобретать качественное значение, синонимичное другим качественным прилагательным: «железная дверь» – «железная воля» (сильная), «шелковый шарф» – «шелковый характер» (покладистый).

При помощи притяжательных прилагательных можно определить принадлежность предмета: «папин сотрудник», «воронье гнездо», «человеческий детеныш».

Переосмысление старых значений приводит к многозначности притяжательных прилагательных, и они активно пополняют ряды качественных и относительных прилагательных: «волчья нора» (принадлежность) – «волчья шуба» (из волка) – «волчий аппетит» (хороший, о человеке).

Особую роль прилагательные играют в художественной литературе, где могут быть особым выразительным средством – эпитетом – и, подчеркивая признак предмета или впечатление о нем, придавать выражению эмоциональность и образность.

Видео по теме

Источники:

  • Русская грамматика. Имя прилагательное

Имя прилагательное является частью речи, которая играет немалую роль в образовании словосочетаний и предложений, а также служит средством наиболее точного выражения мысли и описания характеристик того или иного предмета или действия.

Вам понадобится

  • Учебник по грамматике русского языка

Инструкция

Не путайте имена прилагательные с другими частями речи. Процесс эволюции русского языка привел к тому, что некоторые имена прилагательные стали существительными. Например, такие слова, как прачечная, ванная, булочная раньше относились к разряду прилагательных. В то же время существует ряд слов, которые, в зависимости от контекста, могут выступать в роли обеих частей речи. Например, глухой, знакомый и т.п. Неправильное определение части речи и ее роли в предложении может стать причиной совершения ошибок в правописании.

Правильно изменяйте имена прилагательные. Примечательно, что способность склоняться по падежам, изменяться по родам и числам присуща прилагательным далеко не всех языков мира. Например, в английском языке прилагательные могут лишь образовывать степени сравнения. В русском языке род, число и падеж прилагательного определяется существительным, к которому оно относится. Например, в словосочетании «акустическая гитара» прилагательное «акустическая» стоит в Именительном падеже, имеет женский род и единственное число. В процессе склонения словосочетания по падежам получаются следующие словоформы: «акустической гитары», «акустической гитаре», «акустическую гитару», «акустической гитарой», «акустической гитаре». Обратите внимание на то, что прилагательное отвечает на те же вопросы, что и существительное («кого?», «кому?», «кого?», «кем?», «о ком?»).

Правильно пишите «не» с прилагательными. Правописание «не» с частями речи в русском языке является одним из самых сложных для понимания. Прилагательные не стали исключением, поскольку четкого правила « » или «всегда слитно» не существует, и необходимо разобраться в нюансах и обращать внимание на контекст. Слитно частица «не» пишется с прилагательными в тех случаях, когда, во-первых, без «не» слово не употребляется («небрежный», «неуклюжий»), во-вторых, слово можно заменить синонимом без «не» («неженатый» – «холостой»).

Также слитно «не» пишется при употреблении прилагательного со словами, выражающими степень и меру («весьма неуютная комната»). Раздельное написание будет при употреблении частицы с относительными именами прилагательными в отрицательном смысле («ложка не серебряная»), с отрицательными местоимениями и наречиями («отнюдь не великий», «никому не интересный»), при наличии противопоставления («не большой, а маленький»).

Правильно пишите в прилагательных «н» и «нн». Для этого запомните правила: «–ан», «-ян», «-ин» пишется «н» (« , пряный»), за исключением слов «оловянный, деревянный, стеклянный»; в суффиксах «–онн», «-енн» пишется «нн» («восторженный, оконный»), за исключением слова «ветреный».

Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами и -вши : взяв -- взявши,
дав -- давши,
написав -- написавши,
закрыв -- закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись;
Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п. Без заметного различия используются формы: замерев -- замерши,
заперев -- заперши,
затерев -- затёрши,
простерев -- простёрши

В парах: положив -- положа (положа руку на сердце ),
разинув -- разиня (слушать разиня рот ),
скрепив -- скрепя (скрепя сердце ),
сломив -- сломя (броситься сломя голову ),
спустив -- спустя (работать спустя рукава ) и т. д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

Употребление предлогов в речи

Сопоставляя словосочетания (контроль) за качеством работы -- над производством, (средство) от гриппа -- против гриппа , мы видим в них синонимическое употребление предлогов.

Предлоги становятся синонимами в результате изменения их значения и функции с течением времени. Синонимия предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) -- благодаря (чему-либо) -- вследствие (чего-либо) -- в результате (чего-либо); для -- в целях (чего-либо).

Функционально-стилистически различаются предлоги: для (нейтральный) -- в целях (официальный) -- вопреки (официальный) -- несмотря на (нейтральный).

Рассмотрим употребление некоторых предлогов:

Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи или мысли и соответствующих существительных): разговоры о поездке -- про поездку -- насчет поездки -- относительно поездки -- касательно поездки .

В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация : разговорный характер предлогов про и насчет , книжный характер предлогов касательно и относительно .

Синонимичны и многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома -- при доме -- около дома -- возле дома -- вблизи дома и т. д.

Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями предлогами при и у , значение средней близости -- предлогами около, возле, подле , значение наименьшей степени близости выражается предлогом вблизи .

Сочетания (гулять) в лесу -- по лесу различаются тем, что первое из них обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе -- действие разбросанное (в пределах названного пространства).

Сочетание ездить в города указывает на направление действия, сочетание ездить по городам имеет распределительное значение.

В сочетании идти по берегу обозначается место движения, а в сочетании идти вдоль берега -- направление движения на пространстве, втянутом в линию.

Глядеть в небо значит "устремлять взоры в одну точку пространства", а глядеть на небо -- "бросать взоры на все пространства".

Сочетание картины развешаны на стенах указывает только на место, а сочетание картины развешаны по стенам имеет добавочное значение распространения действия по всей поверхности предмета.

Спускаться с лестницы значит "двигаться от верхней до нижней ступеньки", а спускаться по лестнице значит "двигаться по поверхности предмета" (может быть, с его середины).

В синонимическом значении выступают предлоги в -- на и их антонимы из -- с : (победить) в последнем этапе -- на последнем этапе;
(ехать) в поезде -- на поезде;
в море плыл корабль -- на море разбушевалась стихия;
(поворачиваясь) на воздухе -- в воздухе;
(слезы) в глазах -- на глазах и т. п.

С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог "в" : в Петербурге, в Щелковском районе, в Тульской области , в Дании и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине ) и поддерживается выражением на окраине .

С названиями горных местностей употребляется предлог "на" : на Урале, на Алтае, на Кавказе . Но: в Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в -- на при названиях гор во множественном числе придает выражениям разное значение: в Альпах, в Пиренеях, в Андах и т. д. -- значит "в горах, среди гор"; на Балканах -- на Балканском полуострове, на Карпатах -- на поверхности гор.

Антонимические пары образуются предлогами в -- из, на -- с : поехал на Кавказ -- вернулся с Кавказа,
поехал в Крым -- вернулся из Крыма
.

Рекомендуем почитать

Наверх