Секреты сказкотерапии для взрослых. Сказкотерапия

Предбанник 12.04.2024
Предбанник

Сказки для взрослых.

В любом возрасте мы любим сказки за их теплоту и душевность. И все мы любим иносказательные сказки, именуемые притчами - они одновременно поучают и развлекают. Они полны мудрости и вдохновения. А этих вещей, как мы знаем, много не бывает.

Притча о том, как научить детей быть счастливыми.

Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.

Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.

Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, - ответил бедолага. - Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед - ради отца, отец - ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.

А кто-то в вашей семье был счастливым? - поинтересовался мудрый собеседник.

Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! - мечтательно воскликнул мужчина.

К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! - вздохнул старый мудрый человек. - Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.

Притча о дереве.

О дно дерево очень страдало из-за того, что оно маленькое, кривое и уродливое. Все остальные деревья по соседству были намного выше и красивее. Дереву очень хотелось стать таким же, как они, чтобы его ветви красиво развевались на ветру.

Но дерево росло на склоне скалы. Его корни вцепились в небольшой кусочек почвы, скопившейся в расщелине между камнями. В его ветвях шумел ледяной ветер. Солнце его освещало лишь с утра, а после полудня скрывалось за скалой, даря свой свет другим деревьям, растущим ниже по склону. Дереву просто невозможно было вырасти больше, и оно проклинало свою несчастную судьбу.

Но однажды утром, когда его осветили первые лучи солнца, оно взглянуло на расстилавшуюся внизу долину и поняло, что жизнь не так уж и плоха. Перед ним открывался великолепный вид. Ни одно из деревьев, растущих ниже, не могло увидеть и десятой доли этой чудесной панорамы.

Выступ скалы защищал его от снега и льда. Без своего кривого ствола, узловатых и крепких сучьев дерево просто не смогло бы выжить в этом месте. Оно имело свой неповторимый стиль и занимало своё место. Оно было уникальным.

Притча о настоящей цене.

Один купец приобрел в Африке большой алмаз, величиной с голубиное яйцо. Но внутри камня была трещина. Ювелир, которому владелец камня показал алмаз, восхищённо покачал головой, и сказал:

Этот камень можно расколоть на две части, из которых получатся два великолепных бриллианта, каждый из которых будет во много раз дороже алмаза. Но неосторожный удар может разбить это чудо природы на горсть мельчайших камушков, которые будут стоить копейки. Я не берусь так рисковать.

Так же отзывались и другие. Но однажды ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Лондона, мастеру с золотыми руками. Тот рассмотрел камень и снова рассказал о рисках. Купец сказал, что эту историю он уже знает наизусть. Тогда ювелир согласился помочь, назвав хорошую цену за работу.

Когда купец согласился, ювелир вызвал своего молодого подмастерье. Паренек положил камень на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две равные части. Потрясённый хозяин бриллианта спросил:

Как давно он у вас работает?
- Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня, и поэтому его рука была твердой.

Мораль: Чем дольше мы размышляем над вопросом, тем сложнее принять решение.

Притча о взгляде на мир.

Недалеко от дороги росло небольшое кривое дерево. Однажды ночью мимо проходил вор. Он увидел вдалеке силуэт и подумал, что это стоит полицейский возле дороги, испугался и убежал.

Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что его уже ждет любимая. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что у дороги выглядывает привидение и громко расплакался.

Но... дерево всегда было только деревом.

Мир вокруг нас – это всего лишь отражение нас самих.

Как на нас влияют слова?

Беседуют два приятеля:
- Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но с каждым годом все становится только хуже и хуже.

На что второй ему отвечает:
- А моя такая умница и замечательная хозяйка! И с каждым годом становится все лучше и лучше! Я ей тоже постоянно об этом говорю.

Философская сказка про обиду.

Обида, маленькая зверушка, с виду совсем безобидна. При правильном обращении никакого вреда не приносит. Если не пытаться её одомашнить, обида прекрасно живёт на воле и никого не трогает.

Но все попытки завладеть ею заканчиваются плачевно… Зверёк этот маленький и юркий, может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу чувствует. Ему становится обидно.

Зверёк начинает кричать человеку: «Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Отпусти!» Но человеки давно разучились понимать язык животных. Есть такие, которые сразу отпускают обиду, пока она маленькая - это лучший способ распрощаться с ней.

Но есть такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся, а ей всё равно не нравится в человеке.

Она крутится, ищет выход, но так как у нее зрение плохое, сама выход найти не может. Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже… Сжался весь, и ни за что не выпускает обиду.

А зверёк-то голодный, кушать хочется - вот и начинает потихоньку кушать, что найдет. И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду. Потому что привык к ней. А она кушает и растёт… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и гложет. Так и говорят: «Обида гложет».

И в конце концов прирастает к чему-нибудь в теле человека и против своей воли становится его частью. Слабеет человек, хворать начинает, а обида внутри продолжает расти… И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся...

Мораль: Обида - это состояние души. По сути, мы сами принимаем решение быть обиженными. И когда в очередной раз вы захотите обидеться, подумайте: так ли уж приятно жалеть себя? Хищник всегда чувствует слабого и нападает именно на него. Не зря в народе говорят: «На обиженных воду возят». Отпустите обиду, пусть себе бежит!

Еще больше всего самого интересного на сайте http://fit4brain.com/

Содержание:
- Что такое сказкотерапия и ее примеры;
- Сказкотерапия для взрослых;
- Пример: "Сказка о счастливой Звезде";
- для детей и взрослых.

Здравствуйте дорогие друзья. В сегодняшней статье хочу рассказать вам об удивительных и полезнейших качествах сказкотерапии . Вы только представьте, что существуют такие сказочные истории, которые не только помогают вам выходить победителем из неблагоприятных жизненных ситуаций, но и позитивно влияют на вашу жизнь или даже помогают исполнять многие из ваших желаний. А есть сказки, которые с самого детства станут формировать характер, привычки, жизненные принципы ваших детей и насыщать их подсознание образами счастливой и успешной жизни, которая обязательно и реализуется в их будущем. Обо всем этом мы и поговорим дальше.

Что такое сказкотерапия

"Я уже давным давно не ребенок", - говорят многие взрослые, когда слышат о сказкотерапии . А зря! Возраст, как таковой, не является слишком важным критерием в этом направлении и полезный результат от подобных сеансов проявляется как у детей, так и у взрослых. Ну а подробнее о том, сколько пользы приносит это направление психологии и что такое сказкотерапия вообще, знает семейный психолог из Москвы Зоя Давыдова. О чем и рассказала в интервью для издательству "Психология и я".

Разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем. И тем не менее очень важно, чтобы каждая сказка непосредственно относилась к жизненной ситуации определенного человека, к решению его проблем, созданию в его воображении нужных позитивных образов и реализовывала желаемые намерения. Для сильно заинтересованных людей больше подробной информации и самих сказок можно получить в специальных книгах по сказкотерапии для детей, подростков, взрослых и практиков :
Что такое сказкотерапия? (Немного теории)
Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни(то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия для взрослых

Все дети любят сказки, а когда вырастают, утверждают, что они "бессмысленные" и "оторванные от реальности". Эти фразы я специально выделила в кавычки, потому что так говорят большинство моих клиентов, которым я предлагала воспользоваться методикой сказкотерапии . На самом деле, взрослые тоже любят сказочные сюжеты: многие обожают читать книги в жанре фэнтези и смотреть фильмы о приключениях в фантастических мирах. И каждый находит в них что-то для себя. Интересно, что мои клиенты, которые решались попробовать сказкотерапию, удивлялись тому, что, начав "придумываться", сказка как бы "сама выруливала". Причем именно туда, куда были направленны , зачастую скрытые в .

И немудрено, ведь в сюжетах, придуманных нами, раскрываются тайные желания. Когда мы пишем сказку, то задействуем образное мышление, то есть напрямую, минуя логику и рационализм. Мы примериваем на себе той или иной образ, но не отождествляем себя с персонажами полностью: "это как бы не про меня". Такое отношение позволяет не зацикливаться на желаемом результате, а "отпустить" его. Часто нам приходится слышать: "Загадай желание и отпусти его". А как это совершить, никто не объясняет. Но, сочиняя сказку, как раз с легкостью можно это сделать.

С помощью волшебных сюжетов можно понять, каким способом возможно выйти из затруднительной ситуации, чего нам для этого не хватает, какая помощь нужна, какими внутренними ресурсами мы уже обладаем, а какие нужно активизировать. Более того, эти ресурсы начинают постепенно работать после того, как создан сюжет сказки и герои начинают жить и действовать в нашем внутреннем мире. А это значит, что они обязательно проявятся во внешней жизни.

Иногда я пишу сказки для клиентов. Одну из них - "О счастливой Звезде" - сочиняла для девушки пару лет назад. В это время она отдыхала в Турции после тяжелого расставания с молодым человеком. Вроде и не собиралась заводить новые отношения, но познакомилась с юношей, и этот роман помог ей пережить боль и обиду, а также заставил посмотреть на себя другими глазами. Этой сказке и роману с молодым турком девушка, по ее словам, будет всегда благодарна за "возрождение к жизни".

Пример сказкотерапии

Далее, Зоя Давыдова приведет нам пример сказкоерапии и расскажет ту удивительную историю "О счастливой Звезде", которая так сильно смогла помочь девушке благоприятно изменить ее жизнь.

Сказка о счастливой Звезде

Там высоко высоко на необъятном небе живут своею насыщенной эмоциями жизнью звезды. Все они очень разные и неповторимые - бывают и внушительные гиганты, а бывают совсем маленькие карлики, как и везде, есть звезды-мамы и звезды-папы, а есть и звезды-дети. Живут они своей счастливой жизнью - растут и постоянно увеличивают свое небесное сияние, чтобы освещать других, а другие в ответ освещали их. Иногда они встречаются и звезды уже складываются в удивительные по красоте созвездия, иногда разбегаются в разные стороны, потом снова показываются на небе вместе, а когда их продолжительный звездный путь подходит к завершению, угасают.

Среди других звезд росла и еще одна яркая особенная Звездочка. Очень многим звездам-юношам она нравилась и они часто заглядывались на нее, но, к сожалению, признаться в этом и предложить сложиться в созвездие так пока и не решались. И плыла наша яркая, молодая, сияющая, свободная и немного грустная Звезда по небу одна. Но вот однажды на пути этой Звезды появилась целая Комета. Она мчалась навстречу, и хвост шлейфом тянулся за ней, рассыпаясь вихрями необыкновенных огненных брызг. Звезда увидела, что это самодостаточное небесное тело - симпатичный молодой человек. Они жадно всматривались друг дружке в глаза ощущая сильную взаимную симпатию и улыбались как будто были знакомые всю жизнь. Ощутив сильное эмоциональное притяжение они тут же вместе осознали, что не должны больше никогда расставаться. И неважно, что Звезде было очень тяжело двигаться за быстрым движением Кометы - она все равно вплеталась в светящийся шлейф и мчалась по небу, чувствуя себя самой счастливой во всей вселенной. Бывало, что Комета улетала по важным делам, а Звезда в это время ждала своего спутника терпеливо и предано. Тем временем, подружки нашей Звезды стали замечать, что свет у нее стал не таким ярким как раньше. Это происходило из-за того, что слишком уж она часто летала в огненном хвосте любимого, и ее солнечные искры растворялись в жарком пламени его шлейфа.

Проходило время и случалось, что Комета все больше покидала нашу Звезду, оставляя ее совсем одну. Всё продолжительнее и неприятнее становились эти разлуки, а встречи наоборот - все короче. Звезде становилось очень грустно от этого. И когда-то ее ослепительный свет сейчас почти совсем погас. А в одну неблагоприятную ночь Комета не вернулась к нашей Звезде совсем. От этого ей стало еще во много раз хуже и она впервые заплакала, заплакала холодными небесными слезами одиночества и обиды, роняя их на несущиеся по небесной глади облака, а те в свою очередь от этого засветились непонятным облачным светом. И совсем неожиданно каждое маленькое и большое облачко синхронно заиграло перламутровыми таинственными красками, а через несколько секунд все вокруг и вовсе осветилось нежным и теплым светом. Звезда от неожиданности подняла свои заплаканные, но все такие же прекрасные глаза и увидела, как к ней движется красивый молодой Месяц. Он тихо и очень крепко обнял нашу Звезду, вытер с ее ласкового лица последние слезинки, заставил улыбнуться и позвал ее с собой в незабываемое межгалактическое путешествие. После этого они никогда не разлучались, даже на минутку. Так и плывут они вместе крепко держа друг друга за руки и радуя всех тех, кто им встречается на пути, необыкновенными по своей красоте цветовыми переливами и счастливыми улыбками влюбленных.

Конкретные инструкции и АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ! Как говорила сова из мультика про Винни-Пуха, БеЗВозМездно. Берите, хватайте, используйте! И пишите потом нам о вашей сказочной жизни.

Итак, когда-то давным-давно жил ребенок, который верил в сказки и чудеса: в то, что шоколадные батончики и велосипеды приносит добрая фея (а не мама покупает, если у нее остались деньги от зарплаты).

В то, что, если он пожалуется в письме бабе-Яге на обидевшего мальчишку, она так отлупит ночью его метлой, что тот близко не подойдет. И мир был чудесен: когда нужно, появлялся велосипед, соседский мальчишка переставал драться.

А потом мы выросли и поняли, что «сказок не бывает» и их не стало в нашей жизни.

Выбиваясь из сил, зарабатываем на «велосипед», не знаем куда деться от обид соседских дядь и теть.

Мы не виноваты. Так уж принято в нашей эпохе прагматиков и пессимистов: сталкиваясь со «злом и несправедливостью» и не найдя помощи феи, мы перестаем верить в то, что мир-чудесная сказка, начинаем жить в сером мире, лишая себя возможности что-то менять самим, получать помощь от мира и добрых помощников.

А кто Вам сказал, что фея будет бежать по первому зову, где Вы видели сказку без злых сил?:) И без победы героя над ними?

То-то и оно. А с помощью сказок можно изменить любую жизненную ситуацию.

Как? Потерпите немного, сейчас расскажу.

Но прежде, для тех, кому нужно научное обоснование всех этих пассов руками, ногами и головой, расскажу, что такое сказкотерапия.

Это метод в психологии, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия хороша, как для детей, так и для взрослых. Работая с младшеклассниками в школе, мне удавалось только за 1 сказку, написанную под ситуацию ребенка, и «оживление» ее вместе с ним, снять его страхи, негативное поведение и.т.п.

С «не волшебными» и скептически настроенными взрослыми работа происходит дольше.

Для сказкотерапии нужно определенное состояние мышления, готовность к игре, приходу чудес в жизнь.

А если Вам удалось «поймать» такое состояние – даю бесценный алгоритм, как превратить свою жизнь в сказку. Это один из методов работы с Вашей сказкой.

1.Пишете сказку под свою ситуацию, которую хотите решить.

Главного героя и действующих лиц (людей, проблемы) изображаем в виде сказочных героев.

Наделяем их определенными свойствами и действиями.

Хорошо придумать свою сказку, со своим сюжетом.

Если свою сложно - можно взять за основу какую-нибудь уже известную. В сказке обязательно Ваше главное желание (как Вы хотите решить ситуацию) должно совпадать с главным желанием Героя сказки.

Пример: мужчина полгода не может найти работу.

Цель: хорошо оплачиваемая работа с командировками по всему свету.

Можно переделать сказку про гадкого утенка, а можно…

Жил-был мышонок, серенький такой, незаметный. Очень хотел он быть полезным, совершить какое-нибудь Великое Дело, поездить по разным государствам, мир посмотреть.

Пришел к пруду и начал просить уток: возьмите меня теплые страны посмотреть, я полезный, буду червяков Вам добывать из-под земли.

Ха-ха-говорят утки. Ты себя видел, маленький, никчемный, не сможешь ты червяков добывать, иди отсюда.

Давай, крот я тебе помогать буду.

А что хочешь за это?

Ишь, какой! И без тебя справлюсь, ты, небось, и рыть-то не умеешь.

Хорошо, когда, как во всех сказках, у Вашего героя 3 попытки! И только на третью или после третьей получается!

Расстроился мышонок, видно, совсем никчемный, оставаться ему в своем сарае и жить впроголодь или сразу лучше в лапы к коту..

Жил так жил мышонок и вдруг…

А теперь меняем резко сюжет сказки и все становится, как Вам хочется.

Прислушиваемся к себе: как, какими методами Вам хочется изменить Вашу сказку?

Какой вариант решения подсказывает Ваша душа? Как дальше сказка пишется?

Ваше подсознание часто уже на этом этапе выдает Вам вариант решения проблемной ситуации. (для этого важно сказку не только сочинять в голове, но и записывать на бумагу)

Вдруг….подумал мышонок, а повяжу-ка я себе на хвостик красивую красную ленточку и стану ярким и заметным красавцем-мышем, выучу тарабарский язык и пойду к мышам на должность посла мышиного государства.

Пришел на следующий день к мышиному королю бравый мыш в красном сюртучке с алой лентой и как заговорил по тарабарски, так сразу его послом и назначили в далекую Папуандию и выдали столько сыра, что еле смог унести!

Так, теперь у нас две задачи:

3.1. Сначала меняем свой образ и свою реальность в игровой форме, совершаем некие «ритуальные действия», как в сказке.

Одеваем мышиные уши и представляем себя мышом.

Потом вяжем красную ленточку и делаем ритуал преображения в СУПЕРМЫША!

Это может быть танец мыша, вылезание из норки в красной ленте и.т.п. и уверенная речь на тарабарском.

3.2.Совершаем действия, которые были в сказке, в реальности. Например, учим английский, меняем имидж, стиль поведения.

На собеседования ходим с красной ленточкой в кармане.

Метод работает потрясающе. Мягко, без ломки меняет нашу внутреннюю и внешнюю реальность.

В сказкотерапии нет такого сопротивления изменениям, как в других методах, т.к. работаем мы на сказочном языке метафор.

Попробуйте! А если Вам нужна помощь и поддержка в придумывании Вашей сказки и «запуске» ее в жизнь, приходите к нам на тренинг по сказкотерапии!

Там мы будем подробно знакомиться с этим и другими методами сказкотерапии, которые позволяют создать в нашей жизни ту сказку, в которой хотелось бы жить! А самое главное – будем действовать!

У Вас еще есть возможность на него попасть, количество участников всего 8 человек. А стоимость его всего 1500 рублей, в два раза ниже стоимости индивидуальной консультации, хотя на тренинге мы работаем именно с Вашей ситуацией и Вашей сказкой!

Добро пожаловать в Вашу сказку!

© Центр Позитивной Психологии "ТАК!" Олеси Добровольской. Все права защищены.

Полная или частичная публикация материалов возможна только со ссылкой на авторство и на первоисточник www.treningi.me.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Притчи - сказкотерапия для взрослых.

Некоторые думают, что сказки и притчи предназначены в первую очередь для детей. Но почему? Именно притчи и сказки, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, несут в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?"

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.

"Что изменилось?" - спросил он ученика.

"Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик.

"Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут".

"А кофе?" - спросил ученик.

"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".

Предварительный просмотр:

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Предварительный просмотр:

Притча «Погоня за молоком»

Как несправедлива жизнь, - пожаловался ученик.

Почему ты так решил? - хитро усмехнулся учитель.

Я всегда покупаю молоко у одной торговки. Молоко всегда свежее, жирное и недорогое. Вчера утром, по дороге на базар, я задумался о чём-то, и моя кобыла свернула не в тот переулок. Пришлось потом долго выбираться. Глупая скотина упрямилась и не желала идти быстрее. Я переживал, что опоздаю, поэтому пришлось спешиться и бежать самому. И конечно, молоко уже раскупили. Но я хотел именно это молоко и товар других торговок меня не привлекал, поэтому я побежал вслед за господином, купившим последнюю крынку, и перекупил у него молоко втридорога.

Твоё желание сбылось, и поэтому жизнь несправедлива? - удивился старик.

Молоко оказалось невкусным, вдобавок я всю ночь страдал желудком, - смущённо буркнул паренек.

Понятно, - рассмеялся учитель. - Ты получил то, что хотел, но остался недовольным результатом. И весь мир оказался виновен, хотя упорно отводил тебя от этой покупки. Извлеки урок и купи своей умной кобылке овса повкуснее.

Предварительный просмотр:

Притча «Найти выход»

В один прекрасный день мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.

Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял мастер.

Иди за мной, – сказал он.

Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он сказал:

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос.

Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

Найди его и хорошенько запомни, – сказал учитель.

Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

Сказкотерапия для взрослых

В психологии есть такой прием – рассказывать детям о закономерностях жизни не прямым текстом – слишком уж это бывает сухо и сложно, – а при помощи аллегорий и абстрактных образов. Как показывает практика, взрослые в этом смысле от детей не отличаются. Для нас тоже, порой, куда наглядней и понятней звучат не бездушные академические описания, а красочные художественные истории со спецэффектами.

Сказкотерапия для взрослых:

Запись на прием

На этой странице вы можете ознакомиться с условиями, на которых я провожу консультации по скайпу.

Сказкотерапия для взрослых как помощь в кризисных ситуациях

Понятие «сказкотерапия»

Разные психологические проблемы взрослой жизни - удивительно, но помогает решать одна из видов психотерапии - сказкотерапия. В интернете сейчас можно найти целые сайты упражнений и тренингов по сказкотерапии. Но мало кто понимает в чем ее суть вообще?

Когда мне предложили провести мастер-класс для взрослых учителей, показать элементы сказкотерапии - я немного замешкалась. Чаще работала с детьми, но тогда еще и методов для взрослых почти и не было! В интернете лишь работа с детьми, а то что было не вполне соответствовало сопоставлению - сказка и терапия. Понятно, что есть «сказка» и ясно, что такое «терапия» (лечение, восстановление, диагностика). Однако как их соединить так, чтобы удовлетворить новые запросы общества?

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Например, предлагали всем присутствующим рисовать свою сказку - картинку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать. Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Могу сказать, что это не совсем тот метод, хотя тоже возможно продуктивный. скорее это метод арт-терапии - творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска». Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист, не обязательно, чтобы лицо было похоже на героя. Главное, чтоб тот кто рисует знал, что это тот самый герой. Как только закончили, просить - проделать в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент - эффект неожиданности. Нам как правило подсознательно нравятся определенные герои и мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской - пообщаться с другими героями - очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».

Как правило, на занятие приходит уставший от реальности человек и не ожидающий какого либо эффекта от занятия, у него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить - поэтому сказкотерапия самый эффективный момент в первый день занятий - помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента. С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А вот со взрослыми - они заплатили деньги, хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет. Возможно бывают категории людей которым в принципе удобно быть одному, но он человек - как социальный адепт, долго один не сможет быть.

Так что же пошло не так?

Чем поможет направление гештальтпсихологиии - сказкотерапия?

Вообще во многих источниках вижу часто - что сказкотерапия - это один из видов гештальтпсихологии. Однако еще больше как самостоятельную ветвь развития. Что из утверждений верно или не верно - определит скорее будущая наука.

Со своей стороны могу точно сказать, что сказкотерапия как вид - еще только на первом этапе длинной лестницы в работе по психологии и психотерапии. Из возможных ста ступеней. К сожалению, наша отечественная наука в 80-х годах очень сильно отстала от психологии американской науки. Они реально в этом деле впереди, но с другой стороны мы не утратили свою «теоретику». Проще говоря с практикой пока у нас слабовато обстоит дело. Некоторые проблемы в школе все еще решает по привычке старой науки - невролог. Ну или на худой конец директор школы. Становление психологии взрослых еще темнее… Максимум пока на что мы можем рассчитывать это на игры - «мафия» кафе. Кстати хорошая вещь, советую, учит мощно. Сама прошла эту школу.

Но что же делать психотерапии со сказкотерапией взрослых? Записатся на прием к психологу - узнать подробнее где могут проводить эту работу в вашей местности. Почему рекомендую, просто потому что уже на первых занятиях психотерапии в виде «сказкотерапии» вы поймете действительно ли нуждаетесь в помощи решения своих проблем со стороны.

Какие книги есть для самопомощи в направлении именно сказкотерапии?

Все мы родом из детства ©

Начните себя с самого легкого - читаем книгу очень неплохую, книга написана простым языком и лично мне во многом помогла по некоторым вопросам.

читателей этой страницы

  • Spirit
  • 28 декабря:02
  • mexfor
  • 28 декабря:50

Соглашусь с этим. Я вроде бы и вырос. Но до сих пор в душе ребенок, просто задачи теперь другие несколько по мере набора лет…

Сказкотерапия или сказки изменяющие жизнь

Что такое сказкотерапия и ее примеры;

Сказкотерапия для взрослых;

Пример: «Сказка о счастливой Звезде»;

Здравствуйте дорогие друзья. В сегодняшней статье хочу рассказать вам об удивительных и полезнейших качествах сказкотерапии . Вы только представьте, что существуют такие сказочные истории, которые не только помогают вам выходить победителем из неблагоприятных жизненных ситуаций, но и позитивно влияют на вашу жизнь или даже помогают исполнять многие из ваших желаний. А есть сказки, которые с самого детства станут формировать характер, привычки, жизненные принципы ваших детей и насыщать их подсознание образами счастливой и успешной жизни, которая обязательно и реализуется в их будущем. Обо всем этом мы и поговорим дальше.

LiveInternetLiveInternet

-Метки

-Рубрики

  • О себе (3)
  • В поисках себя (30)
  • Мои интересы (10)
  • Авторское (20)
  • Карьера (4)
  • Царство Сна (5)
  • Истории любви/Красивые истории (83)
  • Авторские сказки Татьяны Антре (31)
  • Современные Сказки (31)
  • Сказки из Детства (7)
  • Притчи (7)
  • Маленький мир Большого Волшебства (21)
  • Сказкотерапия для Детей (4)
  • Сказкотерапия для Взрослых (10)
  • Современная Магия (8)
  • О сказках (3)
  • Мифы и легенды (21)
  • Сказочные персонажи (7)
  • Легенды о камнях (3)
  • Непознанное (52)
  • Философия жизни (16)
  • Мои тесты (11)
  • Отношения (15)
  • Здоровье и красота (30)
  • Фитнес для красивой фигуры (9)
  • Психология (19)
  • Фотки/Картинки (84)
  • Видео (27)
  • Девичник (39)
  • Мальчишник (9)
  • О детях и для детей (8)
  • Исторические Персоны (3)
  • Искусство (67)
  • Писательство (2)
  • Книги (писатели) (25)
  • Фильмы и сериалы (4)
  • Музыка 5+ (3)
  • Художники (картины/иллюстрации) (10)
  • Стихи (19)
  • Украшения (4)
  • Захватывающие достопримечательности (1)
  • Полезняшки (64)
  • Интересные факты (32)
  • Звёзды.com (20)
  • Праздники (55)
  • Домашние животные (11)
  • Кошки (7)
  • Собаки (4)
  • Выбираем породу собаки (3)
  • Говорим красиво (7)
  • Мысли вслух (6)
  • Тебе (3)
  • Приколы (19)

-Музыка

-Фотоальбом

-Подписка по e-mail

-Поиск по дневнику

-Постоянные читатели

-Статистика

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 1 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 1Сохранить в ссылки

    Сказка: Чудесное путешествие

    Чудесное путешествие (сказка для женщин)

    В одном небольшом городе жила Женщина. Жизнь у нее была как у многих: обычная семья, стандартная квартира, работа за среднюю зарплату.

    • Запись понравилась
    • 4 Процитировали
    • 1 Сохранили
      • 4Добавить в цитатник
      • 1Сохранить в ссылки

      СКАЗКА: ПОДАРОЧЕК

      Дневник

      Ещё одна моя любимая сказка от Эльфики…

      Накануне рождества, пребывая в самом мрачном расположении духа, я возвращалась из магазина с покупками, на ходу пытаясь нащупать в кармане шубки ключи от дома. Вместе с ключами на коричневую плитку лестничной клетки выпало еще что-то. Я наклонилась и подняла, и тут же мне захотелось завыть на весь подъезд. Хотя это был всего лишь брелок – маленький чертик на колечке с замочком. Новогодний подарок, кстати. Если это можно подарком назвать…

      Да что же это такое! – горестно простонала я, решительно направляясь к мусоропроводу. – Выбросить и забыть!

      Нет, нет, нет! Не выбрасывай меня, я тебе пригожусь! – запищало у меня в руке.

      Ой! – вскрикнула я, роняя брелок вторично. – Черт, он еще и с музыкой!

      Не ругайся, - обиженно пропищал брелок. – Нас нельзя поминать всуе.

      Кого это тут нельзя поминать всуе? – пробормотала я, ставя сумку на пол, чтобы открыть мусоропровод.

      Я приостановилась. Новый год я и впрямь проревела. Только об этом никто, кроме меня, не знал. Так откуда же…

      Так я-то рядом был! В кармане шубы! Все слышал и даже частично видел!

      Кто это «ты»? – подозрительно спросила я, уставившись на брелок.

      Да посмотри же ты внимательно! – взмолился голос. – Я, я это говорю!

      Тут я и впрямь разглядела, что чертик отчаянно подает мне знаки: машет ручонками, надувает и без того пухлые щечки и изо всех сил выпучивает глаза. Выглядел он так комично, что я невольно усмехнулась. Забавная игрушка…

      • Запись понравилась
      • 1 Процитировали
      • 1 Сохранили
        • 1Добавить в цитатник
        • 1Сохранить в ссылки

        СКАЗКА: МАГАЗИН СЧАСТЬЯ

        Дневник

        Понедельник – день тяжелый, и слава богу, что он когда-нибудь заканчивается. Я тащилась с работы, на душе было примерно так же, как и на небе – хмуро, пасмурно и слякотно. Моросил нудный мелкий дождик, который логично довершал безрадостный день. В довершение всего, когда я свернула на улицу, ведущую к родному дому, оказалось, что пройти невозможно – улица была перекрыта, там вовсю кипели ремонтные работы. Дорожники заботливо натянули цветную ленту и повесили табличку: «Выхода нет». Хотя, собственно, и входа тоже не наблюдалось. Это было жестоко: слева – длиннющий забор школы, справа – забор поликлиники. Оставалось только выбрать – налево или направо. Я мысленно чертыхнулась и поплелась вокруг школы.

        Никогда я не ходила такой кривой дорожкой. И поэтому никогда не видела этого магазинчика. Он был расположен в торце обычного жилого дома, а название его сразу поразило мое воображение: он назывался Магазин Счастья.

        • Запись понравилась
        • 0 Процитировали
        • 1 Сохранили
          • 0Добавить в цитатник
          • 1Сохранить в ссылки

          СКАЗКА: ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ НЕ ВЕРИЛА В ЧУДЕСА.

          Дневник

          Жила-была девочка, которая не верила в чудеса, а верила в человеческий разум. Так ее в детстве учили, ну, она и поверила. Но чудеса существуют независимо от того, веришь ты в них или нет, и на каждого из нас в течение жизни приходится даже не одно, а множество разных чудес. Только те, кто в них верит, искренне радуются и говорят: "О, чудо!", а подобные нашей девочке - "совпадение" или "повезло". Как вы думаете, у кого жизнь радостнее? Правильно, конечно, у первых! Ведь и чудеса, и радость живут в Душе и потому ходят рука об руку, а вот Разуму эмоции несвойственны – в лучшем случае, чувство глубокого удовлетворения. Они очень разные, наши Разум и Душа. Душа любит петь и смеяться, а Разум – планировать и анализировать. Поскольку наша давно выросшая девочка дружила с Разумом, то пела она редко, а вот размышляла постоянно.

          Конечно, пока девочка росла, с ней случались маленькие чудеса, которые она таковыми упорно не считала. А вот когда выросла, к ней пришло первое большое Чудо.

          • Запись понравилась
          • 0 Процитировали
          • 1 Сохранили
            • 0Добавить в цитатник
            • 1Сохранить в ссылки

            СКАЗКА: ЛЮБИМЫЙ ДОМ ИЛИ ПОДРУЖИСЬ СО СВОЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СИЛОЙ!

            Дневник

            Инна сидела на кухне своего дома и болтала со своей подружкой Светкой, которая забежала в гости к удачливой подруге.

            Инка, ну как же здорово, ты живешь в таком замечательном и красивом доме! Повезло же тебе! Я помню, как ты моталась на работу из того дома, ну, твоего мужа. А теперь живешь как королева!

            Да уж, было времечко.

            Слушай, ну как тебе удалось приобрести такой классный дом?

            Ой, ну это долгая история.

            Ну, расскажи, пожалуйста, -захныкала Светка.

            Ладно, расскажу, только не хнычь. Ты же знаешь, как я не любила тот дом, там всюду была энергетика бывшей жены моего мужа. Да и ничего сделать я там толком не могла, все мои нововведения воспринимались в штыки. Я тогда совсем отчаялась, жить не хотелось. Вот иду я как-то с работы домой, а ноги в другую сторону меня несут. Иду, не зная куда, слезы текут. Вот так и шла, пока не очутилась в каком-то парке. Села на скамеечку и опять в свои думки горькие окунулась. Чувствую, меня кто-то трясет за плечо.

            • Запись понравилась
            • 0 Процитировали
            • 1 Сохранили
              • 0Добавить в цитатник
              • 1Сохранить в ссылки

              СКАЗКА: НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ.

              Дневник

              Жил был Медвежонок. Самый обычный с виду, звёзд с неба не хватал, жил себе, как и все прочие. Но временами, когда вокруг становилось тихо, а сон ещё не успевал укутать его своим тёплым одеяльцем, приходили к нему мысли. А к кому они не приходят? Думалось Медвежонку: “А вдруг я не такой как все? Вдруг все вокруг знают об этом, но договорились ему, Медвежонку об этом не говорить?”. Как-то неуютно ему становилось от этой мысли, зябко. Он долго ворочался и не мог уснуть. А утром, когда Медвежонок вставал, он начинал внимательнее прислушиваться: вдруг кто-то шепчется у него за спиной? Медвежонок стал всё чаще приглядываться, не наблюдает ли кто за ним исподтишка. Он всё чаще следил за своим голосом, походкой, жестами лап, чтобы ничем себя не выдать: – а вдруг окружающие ещё не догадались, что Медвежонок – не такой как все? И всё больше времени, вместо того, чтобы радоваться, играть и улыбаться своей милой, мохнатой мордашкой, медвежонок следил за собой. Уж очень ему не хотелось, чтобы про него думали, что он не такой как другие. Часто он не делал то, что ему хотелось, потому что его могли бы не понять. Например, он любил просто так кувыркаться на солнечной поляне. У него это прекрасно получалось, потому что это было от души. Он мечтал научиться играть на губной гармошке, он хотел писать стихи и рисовать… Но остальные медведи были заняты совсем другими делами. Они собирали мёд и малину, рыли себе берлоги и хвастались друг перед другом, чья берлога больше и лучше. Другие медведи просто не поняли бы его и, конечно, решили бы, что Медвежонок – не такой как все. Наш Медвежонок взрослел и учился делать всё то, что делали другие медведи, а про свои мечты он старался забыть.

              • Запись понравилась
              • 0 Процитировали
              • 1 Сохранили
                • 0Добавить в цитатник
                • 1Сохранить в ссылки

                СКАЗКА: КАК МАЛЕНЬКАЯ ЧАШЕЧКА ЮЛЕНЬКЕ ПОМОГЛА.

                Дневник

                У Юляшки была чашка, красивая такая, с фиолетовыми цветочками и зелёными листиками. Юленька её очень любила, души в ней не чаяла. Из неё было так приятно и кофе попить, и чаёчек с мятой, например, а ещё лучше – с мелиссой.

                Каждое утро, перед походом в институт, милая красивая девушка устраивалась на удобном мягком диванчике и пила ароматный свежесваренный кофе. Она называла этот маленький ритуальчик “волшебной утренней десятиминуткой”. А перед сном у Юленьки, конечно же, была “вечерняя десятиминутка”: вкусный успокаивающий чаёчек или заваренная ромашка (если не спалось).

                • Запись понравилась
                • 0 Процитировали
                • 1 Сохранили
                  • 0Добавить в цитатник
                  • 1Сохранить в ссылки

                  СКАЗКОТЕРАПИЯ: СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ.

                  Дневник

                  Тем у кого не складываются отношения с партнером или с каждым новым партнером при некоторой смене декораций пьеса разыгрывается примерно та же, т.е. отношения развиваются примерно по одному сценарию или по нескольким разным поочередно или в отношениях какие-то отдельные ситуации повторяются с завидной очередностью и совершенно непонятно, что с этим делать.

                  Предлагаю выявить эти сценарии очень простым способом – с помощью написания сказки.

                  Эту сказку, возможно, вы написали для себя в детстве, усвоив родительские отношения, а может, вам понравилась сказка, прочитанная вам (много сценариев создано по мотивам «Золушки») и вы решили для себя «хочу также».

                  Моими сценариями, например, были 2 основных: первый, это ожидание, что мужчина уйдет, исчезнет, улетучится куда-нибудь, из-за этого возникало много страхов и неадекватных моделей поведения в отношениях, второй, отношения с ожиданием, когда мы будем наконец вместе. При этом раз за разом создавались ситуации, в которых это повторялось с завидным постоянством в жизни, пока во-первых, я не осознала это, во-вторых, не нашла инструменты для изменения этих сценариев.

                  На самом деле это очень просто, проще чем большинство остальных методов. Почему именно через сказку? Она отразит наше бессознательное руководство к развитию отношений (то, что есть внутри). При этом внешне мы этого совершенно не желаем, но почему-то раз за разом в отношениях нет, происходит примерно одно и то же, а мы сами неосознанно повторяем одни и те же модели поведения, которые и создают повторяющийся сценарий.

                  Какие важные принципы – основы написания сказок? - Не думать, не писать специально (работать быстро и интуитивно), «в сказке возможно все». На самом деле сказку можно написать на разрешение любой из проблемных ситуаций или на решение какого-то вопроса. От темы принципы написания сказок не меняются, просто в качестве примера предлагаю выявить свои сценарии в отношениях.

                  • Запись понравилась
                  • 0 Процитировали
                  • 1 Сохранили
                    • 0Добавить в цитатник
                    • 1Сохранить в ссылки

                    СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ТЕБЯ.

                    Дневник

                    Хочешь стать доброй волшебницей для самой себя? Нет ничего проще – сочини сказку о своей жизни. Счастливый финал обязателен!

                    Начиная работу над этой статьей, я была настроена скептически. Ну не верю я в сказки, хоть тресни! Верю в возможность саморазвития, в пользу позитивного мышления, в гуманоидов, наконец. А вот в сказкотерапию – не получается. Потом я вычитала фразу Д.Р.Р.Толкина: «Только некоторые дети – и только некоторые взрослые – испытывают какой-то особенный интерес к волшебным историям». Ну значит, не вхожу я в число счастливчиков, которым от природы дано верить в силу сказки. Однако среди читательниц нашего журнала наверняка есть те, кому эта тема покажется интересной и полезной, размышляла я далее. Вот для них и напишу – пусть развивают свое творческое начало и повышают жизненный тонус.

                    Однако по мере написания статьи мой скептический настрой потихоньку таял, а потом и вовсе пропал. Я с удивлением поняла: сочинять и анализировать истории – очень увлекательное занятие! Мало того – придуманные мной на ходу волшебные ритуалы действительно работали! Вот и не верь после этого в сказки…

                    • Запись понравилась
                    • 1 Процитировали
                    • 0 Сохранили
                      • 1Добавить в цитатник
                      • 0Сохранить в ссылки

                      СКАЗКОТЕРАПИЯ: ЛЕЧЕБНЫЕ СКАЗКИ.

                      Дневник

                      Детство без сказок - не детство. Никакие современные игрушки, детские передачи и фильмы не заменят те незабываемые моменты, когда мама читает своему засыпающему малышу сказку на ночь. И как часто мы в своих воспоминаниях возвращаемся в сказочное детство (именно так!), потому что само детство и есть - одна большая сказка!

                      Однако оказывается, что детская сказка - это далеко не «безобидное» чтиво, как может показаться на первый взгляд. Почему в последнее время так часто говорят о лечебных сказках, о сказкотерапии в целом? Потому что сказки оказывают огромное влияние на формирование ребенка - формирование логического мышления, развития фантазии у детей. Что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка - очень важному фактору при формировании личности.

В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями - проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Андрей Владимирович Гнездилов - петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Англии, автор нескольких сборников сказок, известен многим как доктор Балу.

Сказки эти необычные - терапевтические. Они перенесут Вас в загадочный и таинственный, причудливый и дивный мир. Все описанное в этих историях - это реальность, но реальность не внешняя, а внутренняя, психологическая. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий.

Книга будет интересна не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить "особым" детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре............................................................... 5

Игровая терапия ...................................................................................11

1.Игровая терапия и психоанализ........................................13

2. Игровая терапия отреагирования.......................................14

3. Игровая терапия построения отношений.............................15

4. Недирективная игровая терапия........................................16

5. Игровая терапия в условиях школы...................................17

Сказочная игротерапия .......................................................................21

Игровой практикум..................................................................33

1. Искусство дебатов............................................................33

2. Шесть шляп...................................................................48

3. «Волшебный круг» .........................................................63

4. «Полотно счастья» ...........................................................89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности ....................... 100

1. Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5. Пуговичное лото............................................................105

Игры со спичками ..............................................................................111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2. История одной спички................................................... 112

3. Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры .................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо........................................................ 115

2. Камень и веревка........................................................... 118

3. Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6. Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь................................................................... 124

8. Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице ...............................................................................128

Общие принципы взаимодействия с клиентом .............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок ..........15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий. Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке ...................159

Систематизация наблюдений и дальнейшие "шаги" ......179

Заключение....................185

Список литературы...............189

Приложения Святая вода...............191

Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии).......237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых" детей (в помощь дефектологам и родителям)............293

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых" детей........299

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"....................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение.............342

У меня двое детей. И я хорошо знаю, что такое усталость. Нет, не та «канцелярская», которая появляется после восьми-девяти часов перекладывания бумаг и заполнения важных отчетов. И не та, которую испытывают грузчики на сотом мешке картошки, а каменщики - на последнем ряду кладки. Профессию «мама» сложно сравнить с другой. Кто плавал, тот в курсе.

Отдыхать маме нужно особым образом - тут ни вечерние посиделки за футбольным матчем, ни прыжки с парашютом не подойдут. А на «просто выспаться» порой банально не хватает времени. И вот именно в такие моменты, когда все, сил больше нет, меня спасает сказка.

Польза сказки для взрослых

В чем же польза сказки для взрослых? Ведь на первый взгляд может показаться, что сказки - сугубо детское дело. Мы читаем их детям, чтобы развлечься, что-то выучить или просто заполнить свободное время. И далеко не каждая мама задумывается над глубинными смыслами каждой сказочной истории. А они есть!

О том, как «расшифровывать» сказки и с их помощью обучать, корректировать поведение, расслаблять и лечить душевную боль, говорит отдельное и очень перспективное направление современной психотерапии - сказкотерапия .

1. Сказка помогает взглянуть на ситуацию со стороны.

Мы не сталкиваемся с проблемой прямо «в лоб», не пытаемся решить ее логическим путем. Напротив, мы читаем или сочиняем сказку и становимся как бы наблюдателями за жизнью героев. Интересно, что такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые от посторонних глаз варианты выхода из ситуации. Ведь в сказке возможно все. Как, впрочем, и в жизни тоже!

2. Эмоциональное проживание проблем.

Признаемся себе честно - мало кто из нас с детства приучен давать волю эмоциям, искренне переживать свое горе, потери, радости и восторги. Наоборот, мы привыкли зажимать в себе слезы, накапливать усталость, держаться до последнего. Ведь бурно проживать эмоции - стыдно, так говорили мама и папа. И мы сейчас, уже будучи взрослыми девочками и прочитав гору умных книжек, все равно не позволяем себе нарушить родительский запрет. А в сказке же - можно, ведь мы плачем не о себе, а о каком-то волшебном герое. Вот и получается в метафорической форме прожить все то, что не удалось прожить в реальной жизни.

3. Поиск скрытых ресурсов, источников энергии.

Мы так привыкли жить по стандартам, что часто не замечаем все пространство возможностей вокруг. Мы работаем по схеме «из пункта А в пункт В», не задумываясь: а что еще есть между ними? Знакомясь со сказкой и наблюдая за жизнью героев, можно заметить множество возможностей. Наш мир полон энергии, он изобилен, и наша главная задача - позволить себе «подпитаться» из открытых источников.

4. Знакомство с собой настоящей.

В повседневной рутине мы часто забываем о главном. Вот скажите: а знаете ли вы, в чем ваши истинные ценности? Чего вам хочется на самом деле? Не мужу, не детям, а вам самим? Знаю по себе, что ответ непрост. Но именно сказка помогает нам установить тонкую связь со своим внутренним миром, познакомиться с собственными потребностями и желаниями. То есть вернуться к себе как к личности.

5. Лечение души.

Конечно, терапия сказками не предполагает таблетки и уколы. Она действует более мягко и бережно, помогая на метафорическом уровне выявить проблемы, прожить их и найти необходимые ресурсы для решения вопроса наилучшим образом.

6. Расслабление и отдых.

В сказкотерапии есть целое направление - медитативные сказки. Они призваны помочь нам немного отстраниться от своей жизненной ситуации, от проблем и забот и построить другой мир, в котором легко и комфортно. В такие моменты душа отдыхает, появляются новые силы и ресурсы, приходят вдохновение и заряд позитива. О том, как маме написать такую сказку, мы поговорим ниже.

7. Развитие творческого потенциала.

Мама-сказочница со временем начинает не только читать детям сказки, играть с ними, но и сочинять свои истории. А это уже совсем другой уровень. Развивается фантазия, появляется множество разных идей, которые применимы во многих сферах жизни.

8. Рост уверенности в себе.

Когда мы пишем сказки, мы начинаем искренне верить, что все происходит как надо. И даже если что-то идет не по плану, мы всегда можем найти выход. Приходит ощущение, что вы сами пишете сказку своей жизни. А это очень теплое чувство.

9. Улучшается контакт с детьми.

Такой приятный и важный бонус. Мы говорим с детьми на их языке, а значит, становимся ближе. Какой маме не хочется легко и быстро находить занятие для детишек?

Как уставшей маме написать расслабляющую сказку для себя

Давайте перейдем от теории к практике и напишем нужную сказку. Сказку, в которой нет конфликтов и острых углов. Которая поможет снять внутреннее напряжение, вспомнить и накопить в душе радостный опыт, пожить в моменте «здесь и сейчас». Сказку, которая поможет отпустить усталость, найти силы для творческих идей и просто качественно отдохнуть буквально за 5–10 минут.

Как вам такая идея? Тогда быстрее берите ручку и бумагу, и начинаем погружение!

Сядьте в одиночестве, пусть о детях в течение 10 минут позаботится папа. Попробуйте вспомнить момент, в котором вы были счастливы, вам было хорошо, легко и спокойно на душе. Постарайтесь прочувствовать все подробности:

- Что вы видели в этот момент? Какие краски вас окружали? Какие образы?

- Что вы слышали, какие звуки были вокруг вас? Возможно, это была музыка или пение птиц, журчание ручья, гул взлетающего самолета… Все что угодно, лишь бы ваше.

- Какие запахи вы ощущали? Чем пахнет ваше счастье? Мое, например, корицей и молоком. А еще свежестью горного ручья. А ваше?

- Какие вкусы вы испытывали? Возможно, вы как раз ели любимое мороженое или пили кофе с медом? Что это было?

- Какие еще ощущения были? Например, тактильные? Вы прикасались к чему-то мягкому, нежному, теплому? Или, наоборот, к прохладному? Как это было у вас?

Поочередно опишите все образы, задействуя все органы чувств. Наша задача - создать максимально полную картинку того момента, когда у вас все хорошо. Прожить это время снова. И восстановиться душевно.

Моя сказка для примера.

Полет на облачке

Как же сладко лежать на травке и вдыхать запах лета! Вот оно, рядом, такое родное и близкое, такое самое-самое! Каждая моя клеточка впитывает тепло и свет солнечных лучей. Ноздри щекочет свежий, местами пряный и немного терпкий аромат. Ромашки, васильки, шалфей - так пахнет летний день. Погодите, есть что-то еще… Полынь? Она отдает привкусом легкой горечи. Последней и такой важной нотки в моем коктейле вкусного лета.

Прямо возле уха прострекотал кузнечик. Беги, дружочек, по своим важным кузнечиковым делам… А мне сейчас некуда спешить. Лучше буду рассматривать облака…

Вот это похоже на сердечко. Такое же нежно-розовое. А рядом… неужели зайчик? Да, вот они, ушки на макушке. Забавно!

Хотя нет. Как же я раньше не увидела? Это же перевернутый барашек! Эх, забраться бы ему на спину и прокатиться! Прокатишь?

- Садись! - подставляет бочок барашек. - Только быстрее, я спешу!


Его спина оказывается еще мягче, чем я думала. Я будто погружаюсь в самую пушистую в мире перину… Словно чьи-то заботливые руки нежно обнимают меня, согревая теплом и укачивая сладким голосом.

- Спи, моя радость, усни! - поет голос, и я уже чувствую нежный привкус дремы. Пахнет молоком и почему-то медом.

- Как в детстве… - бормочу я, и глазки медленно закрываются. Теплое лето прижимает меня к груди и качает. И я, легкая и воздушная, продолжаю свое путешествие в страну снов. На белом облачке в форме барашка.

От редакции

Как часто мамы испытывают на себе давление со стороны общества: ожидания от того, какой должна быть хорошая мать! Сколько времени она должна уделять ребенку, сколько - мужу, а сколько оставлять на себя? Во что одевать ребенка и чем его кормить, отдавать в развивающие кружки или нет? Планка настолько высока, что неудивительно, что многие женщины отчаиваются и живут с постоянным ощущением собственной вины. Но не стоит забывать, что идеальные дети вырастают у неидеальных матерей! В этом уверена психолог и мама троих детей Ольга Юрковская : .

Еще один прекрасный метод снять напряжение и взглянуть на свои проблемы со стороны - это песочная терапия. Занятие это не менее сказочное, чем сочинение волшебных историй. Анна Кутявина делится премудростями этого вида проективной терапии:

Рекомендуем почитать

Наверх