Спасо-елеазаровский женский монастырь. Познай свой край родной Псковский елизаровский монастырь

Печи 14.04.2024

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) - летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва - третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня - собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) в Боткинской больнице г. Москвы.


А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Святой источник в Елизарово Псковской области.

(Спасо-Елеазаровский монастырь)

Спасо-Елеазаровский монастырь
Монастырь находится в 28 километрах севернее Пскова на Гдовской дорге. Спасо-Елизаровский монастырь был основан преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем, родившимся около 1386 года, и крещенным Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Позже к Евфросину начали стекаться подвижники. С их помощью были выстроены деревянная церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Затем для расширения территории пустыни был засыпан правый рукав реки. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия. Годом основания монастыря считается 1447.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией. Слова старца Филофея отлиты на уникальном листовом колоколе - биле - в Елиазаровском монастыре:

Преподобный Савва Крыпецкий пробыл в Елизаровской обители, у преподобного Евфросина, несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы , находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой. С 1908 по 1915 год в монастыре подвизался выдающийся старец (ныне местночтимый святой) схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Среди его духовных чад была сестра императрицы, основательница Марфо-Мариинскобители в Москве - великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1918 году бесовская власть закрыла монастырь и жестоко умертивила монахов. В Елизаровской обители распологались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался. Через монастырь была проложена автомобильная дорога Гдов-Псков.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В настоящее время монастырь отреставрирован и отстроен. Продолжается значительное государственное и частное финансирование реконструкции монастыря. Монастырь производит благодатное впечатление, на праздник приходят много местных прихожан, а матушки благожелательны и приветливы. В монастыре находятся многие чудодейственные иконы и мощи местночтимых святых.

:
Святой источник находится в полукилометре от монастыря по левую сторону Гдовской дороги, если ехать от Санкт Петербурга. История возникновения святого источника такова: Преподобный Евфросин для выяснения богословких вопросов пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Евфросину Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Когда преподобный Ефросин возвращался из Константинополя с иконой, братия встречала святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте и забил святой источник, именуемый Пречистенским. С тех пор святой источник несет людям исцеления.

Святой источник очень сильный, умеренной строгости. Очищение наступает мгновенно и длится очень долго.

Недалего от монастыря находится Ольгино озеро. По преданию в нем купалась равноапостольная княгиня Ольга. Вода в озере почитается целебной.

Вид Спасо-Елизаровского монастыря с дороги.
Вид Спасо-Елизаровского монастыря Спасо-Елизаровский монастырь. Вид на колокольню и новый настоятельский корпус с церковью во имя Архангела Гавриила.
Могилка игуменьи Елисаветы (Беляевой). Собор Трех Святителей Великих в Спасо-Елеазаровском монастыре. По преданию три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились прп. Елизару на месте, где позже был воздвигнут храм.
Яблочный спас в Спасо-Елеазаровском монастыре. Владыка Евсевий (Саввин), Митрополит Псковский и Великолукский на праздничной службе в монастыре.
Спасо-Елизаровский монастырь. Расстояние до Гдова.
Часовня над колодчиком с Пречистинским святым источником у Гдовской дороги. Пречистенский святой источник во имя иконы божией Матери "Цареградская"
Колодчик в часовне. Купальня на Пречистинском святом источнике.
Правила омовения в святом источнике. Купель Пречитестенского святого источника.

Как доехать до Пречитстенского святого источника:

На автомобиле: Из Петербурга через Гдов - самая живописная дорога. Доезжаем до Елизарово, проезжаем 500 метров - справа будет расширение дороги, где можно оставить автомобиль. Часовня и купальня нахолятся прямо у дороги.
Из Петербурга через Лугу - самая быстрая дорога. Доезжаем до объездной Пскова. сворачиваем направо. На развилке у поста ДПС - еще раз направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. - едем по объездной и сворачиваем на Гдов - далее не доезжая до Елизарово, по правой строне дороги вы увидете часовню.

Для пеших паломников:
От Псковского автовокзала до Елизарово можно добраться на автобусах 109 (отправление в 08:00), 109А (отправление в 18:50) и 656 (отправление в 13:20). Стоимость взрослого билета 57 рублей. Попросите остановить автобус не доезжая до монастыря - у источника.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

Паломничество в монастырь можно сделать частью паломнического тура, по следующим святым местам Псковской области: Остров Залита - Крыпецы - Никандрова пустынь - Изборск - Печоры.


Преподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва - Третий Рим».

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил. настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).

23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Среди святых обителей, возрождённых к жизни после долгих лет запустения, возобновил в своих стенах религиозную жизнь и Спасо-Елеазаровский монастырь, бывший до революции мужским. В наши дни он предоставлен честным инокиням, ищущим спасения души и молящимся обо всех, оставленных ими в миру. О долгом и трудном пути, пройденном этой святой обителью, будет наш рассказ.

Дальний путь инока Евфросина

Согласно преданию, Спасо-Елеазаровский монастырь, что расположен в двадцати восьми километрах от Пскова, был основан в 1425 году смиренным иноком Евфросином, носившем в миру имя Елеазар. Известно, что был он весьма искушён в Законе Божьем. В родном селе Виделибье с малых лет обучался грамоте, читая Священное Писание, когда возрос летами, принял и всё свободное от послушаний время проводил в монастырской библиотеке.

Ещё в начальную пору иноческого служения благословил его настоятель отправиться за море в Константинополь, который тогда ещё не подпал под турецкое владычество и являл собой центр мирового православия - Второй Рим. Там ему надлежало испросить у святых отцов разъяснения по некоторым богослужебным вопросам сложным в понимании, вызывавшим споры среди братии.

Проделав многотрудный путь и достигнув цели своего путешествия, инок Евфросин сподобился быть принятым самим Константинопольским патриархом и в беседе с ним уяснил всё, ради чего был послан. Исполнив таким образом возложенное на него послушание, хранимый Богом он благополучно возвратился в свою обитель, где поведал братии то, что узнал за морем.

Видение, ниспосланное иноку

После этого восхотел Евфросин прославить Господа подвигом пустынножительства, для чего, испросив благословение у настоятеля (без этого нельзя), удалился в лесную чащобу вблизи Псковского озера, где в низине безымянная речушка разделялась на два рукава. Там, срубив себе убогую келью, предался новоявленный пустынник молитвам и богомыслию.

Но недаром писано, что не укроется под спудом светильник веры. Стали стекаться к его жилищу все, кто жаждал, оставив суетный мир, послужить Господу. Вскоре, как повествует предание, было Евфросину видение. В тонком сне явились ему многомудрые святители - отцы православия, повелев возвести средь лесной чащобы храм Божий и основать при нём обитель. Согласно их воле появился на свет Спасо-Елеазаровский монастырь.

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

Старец Филофий

Пройдя долгий и многотрудный путь, Евфросин отошёл ко Господу в возрасте девяноста пяти лет, приняв перед кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им и существующий доныне Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь. Жизнь и служение подвижника стали добрым зерном, упавшим на благодатную почву и возросшим в будущих поколениях святых отцов, подвизавшихся в стенах обители.

Наиболее известным из них является старец Филофий - первый, указавший на великую миссию русского народа и его роль в судьбе православия. Именно ему уже после захвата турками Константинополя принадлежат слова о том, что за отступничество от истинной веры попустил Господь падение Первого Рима - империи, впавшей в латинскую ересь, и вслед за ней Второму - Византии, заключившей с латинянами нечестивую унию (союз). С этих пор вся ответственность за чистоту православия ложится на Русь. Ей сулил Господь стать Третьим Римом, а Четвёртого уже не будет.

Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих учёных мужей. И вновь на всю страну прозвучал голос старца Филофия, поддержавшего Великого князя Московского своим авторитетом и тем самым вложившего в его руки бразды правления огромным государством.

Дальнейшая жизнь святой обители

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря - Собор Трёх Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и явившихся некогда в видении преподобному Евфросину и повелевшим создать на этом месте святую обитель.

В последующие годы много испытаний перенёс Спасо-Елеазаровский Ввиду близости границы, не раз подвергался он нападениям поляков, литовцев и ливонских рыцарей. Неоднократно бывал разорён и разграблен, но каждый раз по молитвам братии изливал на него Господь Свою милость, и возрождалась иноческая жизнь среди ещё дымящихся руин.

В продолжение XVIII и XIX веков Спасо-Елеазаровский монастырь неоднократно пополнялся насельниками ряда иных, упразднённых по тем или иным причинам обителей. Наибольшее количество иноков поступило из бывшего Великопустынского-Преображенского монастыря и Глинской пустыни.

Широко известны деяния игумена Ювиналия, возглавлявшего обитель в последний предреволюционный период. Его неустанными трудами было введено старчество, значительно увеличено число насельников, а церковным богослужениям придано небывалое благолепие. В эти годы частой гостьей монастыря была великая княгиня Елисавета Фёдоровна, неоднократно делавшая в его казну щедрые вклады.

Годы забвения и духовного мрака

После прихода к власти большевиков, когда мученическую смерть приняла царская семья и в стране были попраны самые основы веры, среди прочих святых обителей был упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. В псковской области до 1925 года единственным действующим храмом оставался монастырский собор, из которого к тому времени трижды изымались ценности, якобы в помощь голодающим. Однако вскоре и его закрыли. Многие из насельников монастыря были расстреляны без суда и следствия. В 1918 году их посадили на подводы и вывезли в лес. Никто из них живым не вернулся.

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства - ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Возвращение в лоно церкви

После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.

Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.

Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Рекомендуем почитать

Наверх