Стихи для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Стихотворения и скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему Свистящие и шипящие звуки

Аксессуары 01.04.2024
Аксессуары

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач –

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке – рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

– Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

– Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито – шито

Шалить – жалить Лежа – Леша

Шутка – жутко Мажут – машут

Уши – ужи Наживка – нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

  • Дидактические:
отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие ишипящие звуки.
  • Развивающие:
  • развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные:
  • выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические:
  • правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

    Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

    Ход занятия

    Организационный момент

    – Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

    1. Артикуляционная разминка.

    Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

    Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения .)

    Упражнения:

    • со звуком [с] – “ Насос”(выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
    • со звуком[з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
    • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
    • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

    Следим за правильной артикуляцией звуков.

    2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

    Про мышей

    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке,
    A не бегать за мышами,
    Не шуршать бы камышами.
    Но от шёпота мышей
    Вся у кошки встала шерсть.
    Шевелит она ушами:
    «Не пора ли за мышами?»
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    – Следим за правильной артикуляцией звуков.

    3. Игра «Веселый маршрут»

    – А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

    Начинаем игру.

    Промежуточные задания – игры.

    «Спустило колесо»

    Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

    «Семья ежей»
    После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

    «Насосик»
    Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

    «Свисток»
    Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

    «Змея»
    На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

    «Оса»
    После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

    «са-са-са – вот летит оса»;
    «сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

    «Зоопарк»
    На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

    Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

    * Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

    4. Оценка речевой деятельности

    – Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

    Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru

    № 3 Звуки С-Ш

    1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
    2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
    3. Заучивание скороговорок:

    Шашки на столе, шишки на сосне.

    Шапкой Сашка шишки сшиб.

    4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

    Сшибать шишки с сосны.

    Собирать сосновые шишки.

    № 4 Звуки С-Ш

    1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
    2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
    3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

    № 2 Звуки С-Ш

    1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
    2. Выделение звуков С, Ш в словах:

    сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

    1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
    2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

    № 7 Звуки С-Ш

    1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
    2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

    № 3 Звуки С-Ш

    1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
    2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
    3. Заучивание чистоговорки:

    Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

    А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

    4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

    Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

    5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

    Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

    № 11 Звуки С-Ш

    Русские народные скороговорки:

    Веселей Савелий, сено пошевеливай.

    Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

    Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

    Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

    Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

    Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

    У Степана есть сметана, простокваша и творог.

    На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

    У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

    Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

    № 5 Звуки С-Ш

    1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
    2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

    Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

    1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

    № 6 Звуки С-Ш

    1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
    2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

    Спешить в лес за сосновыми шишками.

    Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

    Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

    1. Проговаривание предложений:

    Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

    Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

    Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

    1. Подбор предметов к признакам:

    Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

    № 8 Звуки С-Ш

    Скороговорки:

    В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

    Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

    Наша серая кошка сидела на крыше,

    а ваша серая кошка сидела выше.

    Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

    Две мыши поплоше несли по два гроша.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Слишком много ножек у сороконожек.

    Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

    Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

    И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

    Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

    Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

    № 9 Звуки С-Ш

    Стихи:

    – Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

    Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

    Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

    Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

    Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

    Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

    Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

    Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

    Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

    Я взяла под мышку плюшевого мишку.

    В ванну посадила и пошла за мылом.

    Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

    № 10 Звуки С-Ш

    Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

    – Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

    Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

    – Не хочу я просто каши так, без простокваши.

    Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

    Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

    А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

    Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

    Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

    Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

    И что не в Африке спит он, а дома он опять.

    «Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

    Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


    Формирование правильной речи - это часть воспитания. Иногда данному процессу препятствуют какие-то факторы, и тогда появляются дефекты. Одна из самых часто возникающих проблем у дошкольников - звуки "с","ш". Как же преодолеть трудности?

    Развитие речи у детей

    Ни один ребенок не научился говорить сразу. Тем не менее, формирование речи - процесс, который начинается практически с рождения. Разговаривая с малышом, родители помогают ему понять, как общаются люди, чем отличаются разные интонации и звуки. Затем ребенок начинает пытаться повторять слова за взрослыми, формирует собственный язык, основываясь на материнском. Наконец, происходит переломный момент - маленький человек начинает общаться с помощью понятных родителям и окружающим фраз. Но на этом процесс развития не заканчивается. Словарный запас, совершенствование артикуляции, дифференциация звуков и слов как на слух, так и в разговоре - всему этому необходимо уделять должное внимание. Часто все указанные процессы происходят сами по себе, но иногда детям необходима помощь. И в этом случае главное - вовремя заметить ошибки и не дать закрепиться неправильной модели в памяти. В ином случае есть риск переноса всех проблем и в письменную речь, а от этого избавиться будет гораздо сложнее.

    Свистящие и шипящие звуки

    В процессе становления речи и расширения словарного запаса часто случается так, что не позволяет малышу произносить все правильно. Дело в том, что активное усвоение фонетической системы начинается в 1,5 и заканчивается примерно к 5 годам. При этом выделяют несколько этапов.

    Ребенок растет, а вместе с ним - и его возможности. Поначалу некоторые звуки смешиваются или заменяются на более простые в образовании. В действительности заднеязычные, шипящие и дрожащие [р] и [р"] представляют для детей наибольшую трудность. Их освоение происходит практически в последнюю очередь - к 5-6 годам. До этого наблюдается тенденция к смягчению, оглушению и упрощению. Так, свистящие звуки достаточно успешно заменяют шипящие. Однако освоив правильное произнесение самых сложных для себя фонем, ребенок может начать употреблять их даже там, где это не требуется. И тогда необходимо помочь ему все исправить до появления привычки.

    К логопеду: когда и зачем

    Недостаточное развитие речи - часто встречающаяся проблема, например, у детей, воспитывающихся в двуязычной семье. Кроме того, особенности становления каждого ребенка индивидуальны, но есть определенные признаки, заметив которые, можно начать думать о том, чтобы посетить специалиста. Проведя диагностику, логопед выявит проблемы, требующие коррекции. Так, часто бывает необходима дифференциация звуков [ш]-[с], [р]-[л], [ч]-[с] и некоторых других. Специалист разработает подходящую программу, включающую комплексную работу над проблемными парами.

    Стоит помнить, что хотя коррекция возможна даже во взрослом возрасте, она гораздо проще и эффективнее проводится в период до 12 лет. Заметив, что на протяжении длительного времени ошибки не исчезают, не стоит закрывать на это глаза. Это может быть вызвано анатомическими причинами или психологическими проблемами.

    Совершенствование и коррекция артикуляции

    Разговаривая, люди не задумываются, что, произнося те или иные звуки, они задействуют огромное количество мышц. И от того, как происходило развитие ребенка в раннем возрасте, может зависеть, столкнется ли он с проблемами в дальнейшем.

    Существует специальная которую необходимо проводить несколько раз в день. Она позволит развить и укрепить лицевые мышцы, что позитивно скажется на умении ребенка правильно произносить те или иные звуки, в том числе и шипящие со свистящими.

    Дифференциация

    [C]-[ш] - довольно часто встречающаяся в практике логопедов пара, требующая разграничения. Игровые методы, даже танцы и физические упражнения, разноцветные картинки и наглядные примеры, все это - оружие специалистов в борьбе с речевыми дефектами, ведь занятия не должны быть скучными.

    Пренебрежение правильным произнесением гласных звуков может стать ошибкой, ведь именно они связывают слова воедино. При необходимости должна быть проведена работа по расслаблению лицевых мышц и формированию навыков правильных движений. Для этого логопед произносит все фонемы утрированно и медленно, объясняя, где должны находиться органы, участвующие в звукообразовании.

    Механизм и этапы

    Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Итак, обычно предварительная коррекция проходит по следующей схеме:

    • Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала или преподавателя ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
    • Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
    • Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные Необходимо исключить примеры со сходными по акустическим свойствам фонемами.
    • Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
    • Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.

    Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш]-[с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.

    Стандартное занятие с детьми до 8 лет длится до получаса в зависимости от усидчивости и работоспособности в каждом конкретном случае.

    Самостоятельные занятия

    Эффективность работы над правильной речью, безусловно, повысится, если помимо специалиста с ребенком будут упражняться родители. Расспросите о методиках домашних занятий логопеда или разработайте их самостоятельно. После того как будет произведена слуховая дифференциация [с]-[ш], звуки следует разграничить и в смысле произношения. Для того чтобы научить ребенка правильно складывать фонемы друг с другом нужно регулярно проводить упражнения по имитации следующих слогов: са, со, су, ша, шо, шу. Для продолжения процесса, то есть в целях интеграции полученных единиц в слова и предложения, используются так называемые чистоговорки. В конечном итоге правильное произнесение звуков в каждом конкретном случае не будет вызывать никаких затруднений и станет машинальным. Тогда можно считать, что дифференциация звуков [ш]-[с] завершена.

    О важности правильного настроя

    Разумеется, многие мамы очень переживают, обнаруживая, что ребенок несовершенен в своем развитии. Слишком большая психологическая нагрузка может сказаться на детях, в том числе она проявляется в форме речевых дефектов. В первую очередь необходимо несколько умерить перфекционизм, снизить требования (да, это человек, но маленький!), дать ребенку понять, что его будут любить во что бы то ни стало.

    Дифференциация звуков [ш]-[с] или любых других должна происходить в дружелюбной атмосфере, нельзя ругать или наказывать детей за непреднамеренные ошибки, а можно лишь корректировать и настаивать на правильном произнесении. Для этого необходимы любовь и терпение.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Ц

    ча-ца чо-цо чу-цу чи-цы че-це

    ца-ча цо-чо цу-чу цы-чи це-че

    ач-ац еч-ец ац-ач оц-оч

    уц-уч яц-яч иц-ич ец-еч

    ич-иц оч-оц уч-уц яч-яц

    Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чер­нильница, цыплёночек.

    дача-яйца плечо-лицо бахча-овца

    чеки-цепи челюсть-целый добыча-водица

    чех-цех чиркнуть-циркуль меч-жнец

    чайка-цапля жарче-сальце гречка-грецкий

    Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

    Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.


    Загадка

    На окне цветок колючий

    Смотрит за околицу.

    Вы его не троньте лучше -

    Очень больно колется.

    Осторожные

    Смолк над лесом гром гремучий

    Целых три часа назад.

    Но грибы на всякий случай

    Из-под зонтиков глядят.

    (В. Орлов)


    6. Упражнение

    Пчела

    На цветке сидит пчела,

    До чего она мала.

    Набирает сладкий сок

    Наша пчёлка в хоботок.

    А цветок качается -

    Это ей не нравится.

    (К. Быкова)

    Первый червяк

    Повела курица цыплят учить червяков искать.

    Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

    Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось пер­выми найти червяка.

    Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

    Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

    Мы откопаем его и отнесём этим глупцам. После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.

    Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

    (По М. Петрову)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Щ

    ща-ча що-чо щу-чу щи-чи

    ще-че ча-ща чо-що чу-щу

    чи-щи че-ще

    ащ-ач ощ-оч ущ-уч ыщ-ыч

    ящ-яч ющ-юч ищ-ич ещ-еч

    ач-ащ оч-ощ уч-ущ ыч-ыщ

    яч-ящ юч-ющ ич-ищ еч-ещ

    Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ру­чища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, до-щечка, волчище, кричащий, скучающий.

    Ща-ча, щу-чу

    гуща-куча пуще-туча пищать-печать угощать-укачать

    освещать-свеча помещать-помечать трещать-встречать

    тащу-точу угощу-молчу щука-чурка

    Щё - чё

    щётка-чётка

    мощёный-мочёный лощёный-точёный сгущённый-копчёный

    Щи - чи

    щит-чиж клещи-плечи гонщик-гончий ящик-мячик

    тащить-точить трещит-рычит лещи-лечить пищит-мычит

    лущить-получить вещица-волчица ищите-учитель

    Ще - че

    щель-качель щели-качели

    щепка-чепчик ущелье-ученье

    щегол-чехол щетина-четыре

    Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные ово­щи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, пти­чий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

    В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощеч­ка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущён­ное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Са­мовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.

    Небылицы

    Я видел подснежник в осеннем лесу,

    Где заяц тащил по опушке лису

    И волк за охотником крался.

    Я слышал: охотник зубами стучал,

    Я слышал, как он «Помогите!» кричал

    И громко от страха смеялся!

    Вчера я поехал пешком по дрова,

    Под снегом вокруг зеленела трава.

    Я из лесу дров не привёз целый воз

    И тёр на жаре обмороженный нос!

    (Т. Белозёров)

    Черныш

    У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки... Летом Черныш бегает во дворе.

    6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

    Солнце улыбается

    В тысячу лучей,

    Солнцем освещается

    Тысяча вещей:

    Луг, река,

    Над речкой мост,

    А по мосту едет воз,

    На возу мешки с пшеницей,

    На мешках сидит возница,

    Высоко сидит возница,

    С высоты видна станица.

    (Е. Гуцало)

    Живые удочки

    Обитатели в море встречаются подчас удивительные.

    Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу.

    Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки ры­ба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть: что это светится? И конечно, они попадают в пасть рыбы.

    Есть ещё электрические скаты - плоские и с хвостом вро­де шила. Они защищаются электрическим током.

    (Ю. Качаев)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-Ч-Щ

    ца-ча-ща цы-чи-щи що-чо-цо ще-че-це

    ац-ач-ащ яц-яч-ящ ащ-ач-ац ящ-яч-яц

    цо-чо-що це-че-ще щу-чу-цу

    оц-оч-ощ иц-ич-ищ ощ-оч-оц ищ-ич-иц

    цу-чу-щу ща-ча-ца щи-чи-цы

    уц-уч-ущ ец-еч-ещ ущ-уч-уц ещ-еч-ец

    овца-куча-гуща цепь-чей-щель лицо-плечо-ещё

    целина-четыре-щетина зацепка-чётко-щепка

    цапля-чайка-ищейка цирк-чирк-щит овца-бахча-борща цемент-чехол-щегол цеплять-чихать-щипать

    3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


    Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На ули­це дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; неви­димкою луна освещает снег летучий.


    Загадки

    Сам не видит и не слышит.

    Ходит, бродит, рыщет, свищет.

    Кто навстречу попадётся,

    Обнимает и дерётся. (Ветер)

    Со мной ходи стрелять учиться,

    На грядке ты меня ищи.

    Могу попасть я метко в птицу,

    А чаще попадаю в щи. (Лук)

    Повернулось к солнцу

    Золотое донце.

    В донце оконца,

    В оконцах щелкунчики,

    Щелкунчики-грызунчики.

    (Подсолнух)


    Ящерица

    Витя и Ваня - товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху при­били сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

    Роща

    Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней гра­чи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выводят птен­цов. Птенцам нужна пища - жучки, червячки, гусеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

    6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

    Песенка точильщиков

    Точим, Припасы:

    Точим, Масло,

    Точим нож! Сало,

    Будет Хлеб,

    Очень Колбасы,

    Он хорош. Помидоры,

    Будет Огурцы -

    Резать он Угощайтесь, молодцы!

    Рачок-мореход

    После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом - так крепко уцепились за днище рачки.

    Чистили, чистили, а боцман говорит:

    В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

    Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заста­вил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь - это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать - ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.

    «Эх, - думаю, - пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

    В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испы­тать в плаванье.

    Рекомендуем почитать

    Наверх