Теория о "триедином мозге" Пола Маклина - это скорее метафора, чем научное определение. Чувство недостаточности, три вида человеческого мозга и три сигнальные системы Какой вывод можно сделать

Отделка 19.09.2024

Трудно поверить, но в день у человека могут возникать до 100 000 мыслей, это по мысли в секунду. Мы зачастую не отслеживаем этот поток, мысли проносятся в голове с огромной скоростью, оставляя за собой совершенно разное «послевкусие».

Сейчас очень популярна теория о том, что мысли материальны, что они могут влиять на сценарий развития жизни, на эмоциональное и физическое благополучие человека. И это действительно так!
Необходимо относиться к своим мыслям внимательно и осознанно, ведь они напрямую влияют на работу нашего мозга, давайте разберемся — как?

Американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean) еще в 1960-х годах разработал модель структуры и эволюции мозга, которую он назвал «триединым мозгом». Ее суть заключается в том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

1. ретикулярный (рептильный) мозг

2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг

3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

Человеческий мозг, считает Маклин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Рептильный мозг — самый древний. Его возраст насчитывает более 100 млн. лет. Он регулирует жизненно важные функции организма: дыхание, сон, кровоснабжение организма, сокращение мышц. Единственная функция рептильного мозга – ВЫЖИВАНИЕ. Рептильный мозг отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением человека, его рефлексами и инстинктами.

Лимбическая система — более молодая, ее возраст насчитывает более 50 млн. лет и человек унаследовал ее от древних млекопитающих. Лимбическая система отвечает за генерацию ЭМОЦИЙ, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, печаль, веселье, смена настроений. Вся гамма чувств генерируется именно этой частью мозга человека. Лимбическая сиситема отвечает также за социальную адаптацию человека, взаимодействие с другими людьми, эмпатию.

Неокортекс – самая молодая структура мозга, кора головного мозга. Ее возраст насчитывает около 2 млн. лет и она есть у всех высших млекопитающих. Неокортекс отвечает за РАЗУМ человека в самом широком смысле этого слова. Благодаря неокортексу современный человек имеет возможность размышлять, делать выводы, анализировать, сравнивать, познавать. Т.е. именно неокортекс дает нам возможно ЗДРАВО оценивать ситуации, опираясь на разум, а не только на инстинкты и эмоции, принимать взвешенные решения, анализировать свой опыт, рефлексировать.

Теперь, когда мы рассмотрели все три структуры мозга, мы можем сделать правильный вывод, что для ведения осознанной жизни, для принятия логичных, правильных и взвешенных решений – мы должны активно задействовать неокортекс . Но хитрость заключается в том, что эволюционно – рептильный мозг выполняет самую важную функцию – обеспечивает выживаемость рода, и, соответственно, является самым сильным, доминирующим из всей структуры триединого мозга. И именно рептильный мозг первым реагирует на любые внешние раздражители, тем более если они имеют негативную окраску.
Очень важно помнить особенность рептильного мозга — когда он проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях, т.е. эмоциональный мозг и неокортекс просто отключаются и человек действует на уровне инстинктов, а значит он проявляет агрессию (инстинкты оборонения, защиты, борьбы за власть и территорию), либо уходит в пассивное поведение (инстинкт побега), либо начинает заедать стресс (инстинкт уничтожения, поедания противника), либо действует иным, инстинктивным способом, далеким от разумного, «взрослого» поведения.

Рептильный мозг – это некий Цербер, который стоит на защите нашего тела, нашей жизни. Любая негативная информация, полученная извне, как и любая негативная мысль, воспоминание – моментально активизируют рептильный мозг и парализует эмоции и разум. Человек просто НЕ МОЖЕТ разумно мыслить.

Отследите, сколько негативных мыслей пролетают в вашей голове за день. Проанализируйте, сколько негатива Вы получаете из средств массовой информации (интернет, телевидение, радио).

90% информации, которую мы получаем из средств массовой информации – негативные, связанные с насилием, смертью, катастрофами, войнами. Как мы реагируем на эти новости? Верно, на уровне инстинктов. Наш рептильный мозг полностью завладевает нашим сознанием, лишая нас возможности трезво мыслить и рассуждать. Все что мы может – это реагировать инстинктивно: проявлять агрессию (а в большинстве случаев – аутоагрессию, т.е. направленную на самого себя, так как внешнюю агрессию нам направить не на кого), впадать в депрессию (как вариант пассивного поведения), зарабатывать пищевые расстройства, неврозы, панические атаки и т.д.

То же самое происходит и тогда, когда мы мыслим негативно, ведь мозг не делает различий между обстоятельствами реальной жизни и картинками, которые мы представляем в нашей голове. Реакция мозга одна и та же и на реальное, и на воображаемое – включается рептильный мозг и мы «сваливаемся» на уровень инстинктов. Людям, страдающим аэрофобией, достаточно только услышать слово «самолет» или представить картинку полета – как они впадают в паническое состояние, близкое к обморочному, проявляя все признаки поведения и физиологической реакции, как если бы им в действительности грозила беда.

Может ли поведение на уровне инстинктов быть продуктивным и рациональным? Скорее нет.

Наша задача – ограждать себя от внутреннего и внешнего негатива всеми возможными способами. Мы не привыкли контролировать свои мысли. Зачастую мы просто об этом не задумываемся, воспринимая поток мыслей как нечто само собою разумеющееся, нечто неотъемлемое от нас. Крайне важно заниматься профилактикой мыслей. Анализировать, выявлять и нейтрализовывать негативные картинки, возникающие в нашей голове. Заполнять сознание продуктивной, позитивной информацией. Оставаться в состоянии разумности и осознанности.

Нам нужно успокаивать и приручать своего внутреннего Цербера, иначе мы рискуем оказаться полностью в его власти.

Я обычно редко реагирую на такие выражения как "ты только не обижайся", "не переживай", "это вовсе не больно" и тому подобные "и незачем так орать". Но это обычно. Сейчас состояние у меня не вполне обычное, поэтому реагировать я начала. Сегодня я четко и ясно объяснила близкому человеку, что мне неприятно и даже болезненно слышать такие слова. И если я не начинаю рыдать в ответ, то это только потому, что знаю, что близкие - потому и близкие, что я им доверяю и под словами "а ты не переживай" слышу нечто совсем другое. Рациональная часть моя слышит другое, довольно утешительное, если подумать . А вот эмоциональная "думать" не умеет...

Тут не обойтись без моей любимой упрощенной схемы мозга. Сразу оговорюсь, что теория о "триедином мозге" Пола Маклина - это скорее метафора, чем научное определение. Но она
а) красивая визуально
б) помогает на пальцах объяснить сложные вещи

Поэтому вот она в нескольких словах. Человеческий мозг функционирует одновременно, как мозг крокодила, лошади и человека. Крокодил - рептилия, у него все нацелено на функции выживания, он весь подчинен основным биологическим потребностям - поглощать и выделять. То, что у человека называют иногда "рептильный мозг" - нижние отделы мозга, которые отвечают за функции организма. Это отдел, который поддерживает нашу жизнь даже в состоянии глубокого обморока. Когда человек в сознании, этот отдел способен взаимодействовать с другими отделами и реагировать на телесном уровне. Например, история, когда "я еще испугаться не успел, а уже сидел на дереве и поджимал ноги, спасаясь от страшной собаки" . Это тот самый случай, когда на опасность реакция наступила очень быстро, без прохождения фильтра анализа "а так ли страшна эта собака, а как я слезу с этого дерева?" и минуя, возможно, стадию эмоций, которых может возникнуть одновременно больше, чем одна, типа "ой, какая милая собачка утипути, нифига себе, какие зубищи аааа!!!" и застопорить реакцию выживания попыткой выбрать, какой эмоции подчиниться.

Лошадь - млекопитающее, ей уже не обойтись простейшими поведенческими шаблонами, у нее лучше развито то, что плохо развито у крокодила - эмоции. Млекопитающие настроены тоньше, чем просто "удовольствие-неудовольствие", они получают больше информации от внешнего мира и внутреннего тоже. У человека функции "мозга лошади" выполняет лимбическая система, которая отвечает за эмоциональные реакции. Эмоции тесно связаны с телесными проявлениями. Так, например, грусть-тоска или злость может возникнуть "на ровном месте", но если эти эмоции бесследно исчезают после чая с бутербродом, то это был сигнал из "рептильного мозга" - организм сообщил, что голоден, пойди, поешь.

Но человек - существо сложнее лошади. У нас, например, есть еще такое прекрасное образование, которое называют "неокортекс", благодаря ему мы можем чувствовать эмоции не только от реально существующих физических раздражителей, но и от образов, которые формируются в нашей замечательной коре головного мозга. Эти образы могут быть воспоминаниями, словами, воспоминаниями о словах и т.д.. В общем, мы способны получать эмоции от того, чего на данный момент как бы в натуре и нет. Но это было или, возможно, только еще будет. Благодаря неокортексу мы можем планировать, прогнозировать... И вот если прогноз неблагоприятный, то держись, мозг лошади. Хотя, если приятный, то тоже не всегда хорошо.

Итак, все три "мозга" взаимодействуют между собой. И эмоциональный мозг находится между молотом и наковальней. Наковальня - это "рептильный мозг" и физиологические реакции, которые сами дают сигнал через R-комплекс для эмоций и получают команды системам и органам от "мозга лошади". Молот - это "человеческий мозг", которому приписывают сознание. Которое, с одной стороны, "обязано" постоянно обучаться, планировать, анализировать, синтезировать, а с другой еще и пытаться контролировать собственную лошадь и крокодила.

Так вот, эмоциональная система живет в довольно сложных условиях, отправляя и получая импульсы в две стороны. И на сигналы со стороны "мозга человека", то есть на слова, способна реагировать почти так же, как на физическое воздействие, типа давления, поглаживаний или там голода, сытости. И когда организм испытывает боль, может возникнуть эмоция "грусть" или "раздражение", что-то такое, что позволяет передать сигнал дальше, "внутреннему крокодилу", чтобы он или завыл (крокодилы воют?), призывая на помощь, или отодвинулся, или резко отодвинул то, что причиняет боль. Но вдруг кто-то говорит, обращаясь к мозгу человека "да чему тут болеть - тут же сплошная кость!" То есть, нашу эмоциональную "лошадь" пытаются повернуть за уздечку сразу в две стороны. Ощущения входят в противоречие с образом, созданным по поводу этого ощущения. Эмоциональный мозг в растерянности. Рептильный мозг тоже не очень понимает, что предпринять. От этого эндокринная система, получающая сигналы от внутреннего крокодила, немножко сходит с ума, выделяет гормоны несколько хаотично, сосуды то сужаются, то расширяются, сердцебиение не может понять, ему готовиться к бегству или нападению, дыхание сбивается, предпочитая реакцию "замри"... И дальше возможны разные варианты. Один из самых распространенных - анестезия. То самое "не чувствуй".

Вообще, чаще всего периоды, когда мы "ничего не чувствуем" , как правило, означают нашу зацикленность как раз-таки на ощущениях, которые или слишком приятны, или слишком неприятны, вызывающие эмоции, но которые при этом не осознаются. Потому что функционировать совсем без эмоций для человека возможно, только на уровне выживания, то есть дышать, может быть, глотать, что-то выделять, поддерживать сердцебиение и температуру тела. И то, с последним могут быть проблемы - сердцебиение и терморегуляция хоть и являются бессознательными процессами, без связи с эмоциональным мозгом начинают сбоить и нуждаются в мониторинге и корректировке. Человек в бессознательном состоянии для выживания нуждается в другом человеке - достаточно эмоциональном, чтобы иметь сострадание и поддерживать жизнь болящего товарища. Ну или медсестер с хорошей зарплатой.

А вот "не чувствовать чувств" мы можем, блокируя осознавание эмоций. То есть эмоция есть, и "рептильный мозг" о ней "знает". А сознание в расчет эмоцию не принимает. И создает "выводы, прогнозы и решения" так, как будто этой эмоции нет. Надо ли говорить, что такие выводы могут быть не очень практичны для организма, который "не чувствует"? Бывает, что анестезия или обман чувств необходимы для выживания. У нашего организма в обычных условиях достаточно для этого ресурсов - эндогенных опиатов, например. Или еще каких внутренних наркотиков для экстренного применения. Интересно, что эмоции в этом случае могут "перекрывать" ощущения, иногда даже опасные для жизни. Но этот ресурс ограничен и при длительной необходимости "не чувствовать" могут понадобиться всякие внешние "отключатели" - кому-то потребуется бутылка водки. А кому-то достаточно и доброго совета, типа, "забей, она все равно была тебя не достойна"

Таким образом, послание "не испытывай гнев" или "не испытывай радость" - это просьба ничего не чувствовать в данный момент. То есть отключиться от центра, поддерживающего активную жизнь. Такая себе просьба "тебя слишком много, умри ненадолго". Нормальная лошадь будет сопротивляться подобной просьбе. А вот человека частенько обучают не сопротивляться с самого детства. Учат "контролировать эмоции" вместо того, чтобы учить адекватно ими пользоваться, выражать, и если уж и контролировать, то проявления эмоций , а не целый отдел мозга.

Эмоции не всегда возникают адекватно ситуации, по разным причинам. Все, что связано с эмоциями - это очень сложная, многокомпонентная система. Но в целом, эмоции способствуют здоровой саморегуляции. Чересчур сильные проявления эмоций при слабом раздражителе, или эмоции, которые проявляются "не в то время, не в том месте" обычно свидетельствуют о сбое во всем организме, не только в "эмоциональном департаменте" мозга. И поэтому требуют к себе намного больше внимания, чем простое "нашла, от чего огорчаться, да оно же яйца выеденного не стоит, тьфу!". Хотя иногда это действительно помогает. Очень редко. Когда да, правда, проблемы нет. И да, человек, который это говорит, сидит при этом рядом, гладит тебя по голове и при этом не обвиняет тебя, что ты проблему нашел. Короче, есть уже какой-то опыт, что человек этот близкий . И тоже в этот момент немножечко огорчается. Но не из-за проблемы, которая про "выеденное яйцо", а из-за того, что ты огорчен. То есть помогает в таком случае не дружеское послание "не чувствуй", а эмпатия. Эмпатия - это когда я, Петя Пяточкин в этом не вижу проблемы. Но я вижу, что есть проблема для тебя, Вася Васечкин. И я рядом и готов это признать и свидетельствовать. И разделять твои чувства, хотя я не могу разделить твои мысли по этому поводу. Или твою реакцию.

Говорят, эмпатия - это то, что лучше всего развито именно у "человеческого мозга". Способность разделить чувства другого человека - это эмпатия. Разделить - это не броситься посыпать голову пеплом, когда у другого горе, но быть рядом и не стараться утешать там, где горе безутешно. Парадоксально, но именно развитая эмпатия, то есть способность "чувствовать чужую боль" может приводить к жестоким фразам типа "чему тут болеть". Когда кому-то больно и этот кто-то не скрывает боли, свидетель безобразия тоже может испытывать вполне измеримые приборами физические страдания. И чтобы эти страдания прекратить, он пытается "прекратить" другого человека, сказав ему "Ну-ка перестань чувтствовать то, что ты чувствуешь! Умри ненадолго!". Нормальная такая "рептильная" реакция, направленная на избавление от страданий, в целом - на собственное выживание. Мой "человеческий мозг" это вполне может понять и простить. Но лошадь! Лошадь в моей голове в ответ на "ты только не обижайся", может и копытом врезать, пока "человеческий мозг" сообразит, что этого делать не надо.

Так что весь пост на самом деле - про это. Не злите беременных (с) :)

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».


Исследования источников эмоций или аффектов в конце прошлого столетия позволили американскому ученому Полу Маклину выдвинуть теорию «триединого мозга (или разума)» человека. Согласно этой теории мозг в процессе своей эволюции прошел несколько стадий, которые наслаивались одна на другую.

Пол Д. Маклин (1 мая 1913 – 26 декабря 2007) был американским врачом и нейробиологом, который сделал значительные вклады в областях физиологии, психиатрии и мозгового исследования посредством его работы в Йельской Медицинской школе и Национальном Институте Психического здоровья. Эволюционная триединая мозговая теория Маклина предложила, чтобы человеческий мозг был в действительности тремя мозгами в одном.

В 1962 году Пол Маклин конкретизировал: «Человек пребывает в затруднительном, конфликтном положении, потому что природа наделила его тремя «модификациями» мозга, которые, несмотря на их огромную структурную разницу, функционируют совместно, но не находят гармонии. Видимо, по этой причине мозжечок накрепко увязан с инстинктами, средний мозг - с эмоциями, а два больших полушария - с разумом и интуицией.

Эта теория помогает понять вообще наше поведение. Иногда бывает, что человек делает что-то такое, что мы никак не можем понять и принять. На самом деле следует понимать, что в нашем поведении на нас действует три вида нашего мозга. Существует три вида мозга, которые в процессе эволюции возникали.

1 – это так называемый «мозг рептилий» (ретикулярная формация, подкорковые узлы и средний мозг).

Ему порядка ста миллионов лет, он у нас проходит по позвоночному столбу в центральный наш мозг. С ним рептилии выползли на поверхность. У этого мозга всего четыре функции: бороться, убегать, спариваться и кушать. Это очень простой, примитивный вид мозга. Его простая функция – оставить оболочку, внутри которой существует это мозг, живой. И он самый старый. И поэтому мозг рептилий действует всегда, при всех обстоятельствах, когда мы говорим об уровне выживания. Когда человек не чувствует себя в безопасности, с ним очень сложно разговаривать о высоких материях. Потому что этот мозг срабатывает.

2 – мозг млекопитающего (лимбическая система).

Это следующий вид мозга, который появился в процессе эволюции. Ему порядка 50 миллионов лет. Этот мозг нам к другим функциям добавляет очень важную такую функцию, как эмоции, и чувство соединенности, то есть, стадное чувство. Благодаря ему мы уживаемся в коллективах и соединяемся в стаи. Это эмоциональный мозг. В нем возникают эмоции. Поэтому когда человек эмоционально фонтанирует, то помните, что он сейчас в этом виде мозга находится.

3 – рациональный разум, который дает нам силу воображения, логику, мышление, то, чего нет у животных (неокортекс и таламические структуры).

Это самый молодой вид мозга, ему два с половиной миллиона лет. У животных, например, нет понятия будущего. Ваша кошка, или собака, когда провожает вас утром на работу, они провожают вас навсегда.

У человека есть такое понятие. И когда вы как коуч работаете со своим чемпионом, когда вы работаете как управленец со своим сотрудником, и вы строите какие-то планы, то вы обращаетесь к его третьему виду мозга, который может построить будущее.

Фишка заключается в том, что эти три вида мозга одновременно работать не могут. Всегда работает только один вид. У них происходят переключения. Так что, если к вам приходят люди в каком-то стрессовом положении, то надо его переключать. Или надо спуститься на уровень ниже, и предложить ему либо покушать, либо другие удовольствия, или подняться на уровень третьего мозга и предложить ему планы на будущее.

Инструменты работы коуча

У каждой профессии есть свой инструмент. Коуч работает вопросами. Волшебными открытыми вопросами. В чем разница между открытыми и закрытыми вопросами? Закрытые вопросы предполагают ответы «да, нет», открытые же оставляют пространство для фантазии, мышления, раздумывания. Поскольку коуч советов не дает, коуч не меняет не директивную тактику, он раскрывает видение своих чемпионов через вопросы. На запрос чемпиона коуч задает один единственный вопрос. От одного заданного вопроса коуч выстраивает поле. На что больше фокусируешься, того становится больше. На проблеме фокусируешься – ее становится больше. Надо просто отбросить шоры. А шоры отбрасываются открытыми вопросами.

Когда мы говорим закрытыми вопросами, мы тем самым практически убиваем нашу беседу. Что происходит? Вопрос задали, получили свое «нет» или «да» и сидим дальше. Обычно этим страдают молодые люди, которые хотят познакомиться с девушкой. Учитесь думать и задавать открытые вопросы. Открытые вопросы всегда предполагают многовариантность.

Материал подготовлен редакцией сайта на основании семинара «Основы коучинга». Ведущая семинара Венгржновская Талина – сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет

Видеозапись семинара можно посмотреть .

Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»

в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Рекомендуем почитать

Наверх