В каком веке было основано аббатство клюни. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции

Дымоход 10.04.2024
Дымоход

Монастырь Клюни находится в 90 км на север от Лиона, недалеко от бургундского города Макон.

Все, кто интересуется историей Средних веков, знают какое влияние и значение имел монастырь Клюни в Х-ХII веках. Без преувеличения можно сказать, что здесь началось духовное возрождение Европы. После развала империи Карла Великого в Западной Европе наступило время междуусобных феодальных войн, продажи церковных должностей, пьянства и разврата. Но всегда находились люди, которых не устраивало такое положение вещей и которые хотели служить Богу.

В 909 году герцог Аквитании Гильом I Благочестивый передал аббату Бернону часть своих владений в Бургундии для основания нового монастыря Клюни, освященного в честь апостолов Петра и Павла. Изначально монастырь Клюни должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе.

Монастырь Клюни выводился из какой либо светской или духовной власти и подчинялся исключительно Папе Римскому. В монастыре вводился древний устав Св. Бенедикта. В 931 году началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена. Монастырь Клюни получил право принимать в ряды своей братии монахов из других монастырей, недовольных положением дел в их обителях. Вскоре влияние Клюнийской конгрегации распространилось на всю Францию, Италию, Испанию, Польшу и часть Англии. К 1150 г количество монастырей, находящихся под влиянием Клюни достигло 2000.

Монастырь Клюни стал кузницей кадров для Римской церкви. 12 кардиналов и несколько пап, в том числе и Григорий VII были клюнийцами. Пятеро из девяти первых настоятелей монастыря Клюни причислены к лику святых. Монастырь Клюни сразу же стал важным центром образования и паломничества. Школа для детей, библиотека монастыря были крупнейшими в Европе.
Паломники, отправляющиеся в Сантьяго де Компостелла, останавливались помолиться у мощей Св. апостола Петра, находившихся в то время в монастыре Клюни.

Здания монастыря Клюни поражали своим великолепием и размерами. Базилика Клюни III, выстроенная в 1088-1022 гг. оказала огромное влияние на романский стиль. Базилика Клюни III являлась самой большой в мире до 1550 г., вплоть до реконструкции собора Св. Павла в Риме. Длина базилики составляла 187 м, а высота более 30 м.
Но уже к XII веку влияние монастыря Клюни стало уменьшаться, и другие монастырские ордена стали приходить ему на смену — прежде всего орден цистерианцев.

В эпоху религиозных войн в XVI веке монастырь был разграблен гугенотами. Но самый страшный удар нанесла Клюни французская революция. Революционеры сразу же в 1790 году закрыли монастырь, выгнали монахов и разграбили, а затем в 1793 году продали здание главной базилики по частям, на камень и взорвали. А чтобы не было возможности восстановить церковь революционные власти проложили посредине остатков здания базилики улицу. Таким образом, более чем за 100 лет до Октябрьского переворота в России французские революционеры применяли на практике то, что впоследствии с еще большим размахом повторится в России.

Сегодня сохранилось не более 10 % строений от базилики Клюни. Это Башня и Капелла, но и этого достаточно что бы представить, каким грандиозным был замысел средневековых мастеров, и что только с помощью Господа в XII веке можно было возводить такие величественные сооружения.

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея

(худ. Джон Генрих Митце)

Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино

Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню

Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Аб-бат-ст-во свя-тых Пет-ра и Пав-ла в Бур-гун-дии (Фран-ция), важ-ней-ший центр дви-же-ния за ду-хов-ное об-нов-ление западной Церк-ви в X - начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па-пе Рим-ско-му , получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю-ний-ской ре-фор-мы .

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни - обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров - монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри-го-ри-ан-скую ре-фор-му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар-текс , фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов.

После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы.


«Дорогая русская редакция Международного французского радио. Я вас, наверное, не удивлю тем, что я ваш давний слушатель и поклонник. Но, думаю, что духовные лица вам пишут не часто. Я дьякон, и мне очень хочется услышать рассказ о французских монашеских орденах. И еще я хотел бы, чтобы вы в одной из передач «По вашим заявкам» рассказали о первом французском христианском короле. С уважением отец Анатолий Сиротенко». Духовные лица, нам, действительно, пишут не часто, и я с удовольствием выполню обе ваши заявки, отец Анатолий. Сегодня я расскажу о Клюнийском аббатстве.

Свою историю Клюнийское аббатство ведет с начала 10 века. Тогда Святой Престол решил провести монастырскую реформу, в основу которой лег Устав Святого Бенедикта. Это правило было установлено в 6 веке отцом западного монашества Бенедиктом Нурсийским. Его девиз гласил «Ora et labora» («молись и работай»). Сочиненный святым Устав, предписывающий молитву (литургию), работу и учебу как важнейшие требования к монашеству, стал школой праведности для людей, пожелавших расстаться с мирской жизнью. Святой Бенедикт был не только основателем монашеского ордена, по сей день носящего его имя. Он считается одним из творцом христианского Запада. Папа Пий 12 назвал его отцом Европы. Павел 4 провозгласил его в 1964 году покровителем Запада. Вопреки общему пожеланию, он не был священником, а всего лишь дьяконом.

Аббатство Клюни было основано в Бургундии герцогом Гийомом Аквитанским в 909 или 910 году. Ему предназначалась роль главной обители реформированного бенедиктинского ордена. Первых насельников во вновь основанном монастыре было всего 12. Покровителями монастыря герцог Аквитанский выбрал Петра и Павла. А вновь образованную обитель он передал под покровительство Святого престола. С тех пор Клюнийский орден подчиняется Риму. В письме на имя Святого Отца Гийом Аквитанский писал: «Всем управляет Провидение, с этим никто не спорит. И если Провидение захочет, чтобы человек стал богатым, он им станет, если будет отпущенные ему средства употреблять правильно. Богатство человека – это освобождение его души. И я Гийом, герцог милостью Божьей, желая сделать угодное Господу для своего спасения – пока еще есть время – подумал, что будет правильным употребить часть моих богатств на богоугодное дело. Уповая на милость Христа и на любовь Бога и нашего Спасителя передаю Петру и Павлу обитель Клюни со всеми относящимися к ней угодьями» - писал в Рим герцог Аквитанский. Это письмо было также и просьбой к Святому престолу взять под свою защиту это огромное поместье, оградить его от притязаний светской власти. Рим принял этот более чем щедрый дар набожного Гийома Аквитанского.

Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927 году. Начиная с эпохи второго настоятеля Одона, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. И здесь стоит сказать о важной детали. Согласно Хартии аббатства монахи, которых, как я сказала выше, поначалу было всего 12, выбирали настоятеля среди братьев. Это, кстати, было одним из важнейших пунктов Устава Святого Бенедикта, однако предписанию основателя бенедиктинского ордена до реформы в монастырях не следовали. Другими замечательными аббатами Клюни в первые века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они неустанно трудились над основанием новых монастырей в соответствии с идеалами клюнийского движения. Все созданные ими на протяжении почти трех веков монастыри подчинялись аббатству Клюни. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась очень действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в Католической церкви в тот бурный для истории европейских государств и Папства период.

Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки – одним словом аббатство Клюни было не только большим духовным, но и культурным центром. Вершины своего могущества Клюни достигло при шестом настоятеле Гуго Семурском, который управлял уже не одним монастырем, а целой широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109 годах. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникли по всей Франции, в Англии, Италии, Германии и Испании. При святом Петре Досточтимом, настоятеле Клюни в 1122-1156 годах, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре Понтифика, в их числе Папа Григорий 7. Так что проведенная им церковная реформа была клюнийской. Своего могущества Клюнийское аббатство достигло в первой половине 12 века. До учреждения аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в самом Клюни.

Главная церковь в Клюни, строительство которой началось в 11, и завершилось в 15 веке, была одной из самых больших в христианском мире. Она была украшена великолепной резьбой по камню и замечательными росписями. По величине и великолепию она уступала лишь Собору Святого Петра в Риме. В Клюни и во всем ордене процветали разные виды искусства, включая музыку. Библиотека аббатства, в которой хранилось множество бесценных сокровищ, была частично разорена гугенотами в 1562 году. Окончательно ее разграбили революционные толпы через 200 лет – в 1790 году. Рукописи, которые монахам удалось спасти, теперь хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

После революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Во второй половине минувшего века часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам. Неподалеку от средневекового центра западного монашества находится всемирно известная экуменическая община Тэзе. Туда, кстати, часто приезжают православные из России. И уже стало традицией, по дороге в Тэзе посещать в Клюни. Да и самом бывшем аббатстве появились насельники – молодые французские католики. Так что духовная жизнь в Клюни продолжается.

Мы неравнодушны к памятникам Средневековья, поэтому во время каждого путешествия я стараюсь включить в маршрут замки, аббатства и старинные города. По поводу замков у нас иногда возникают разногласия, зато к аббатствам оба члена экипажа относятся положительно. В нашем французском активе уже есть Сен-Мишель, .
В нашу последнюю французскую поездку в этот список попал Клюни – важнейший монастырь ордена бенедиктинцев, в прошлом центр могущественной монашеской империи, подчинявшийся напрямую самому Папе Римскому.

Клюни. Город

Мы приехали в Клюни из королевской солеварни , оставили машину у задних ворот монастыря и попытались проникнуть на территорию аббатства. Не тут то было – задние ворота оказались запертыми.

Если вы желаете попасть в аббатство Клюни, то извольте обойти его по средневековым улочкам городка, возникшего здесь во времена паломничества в Сантъяго де Компостелла.

Главная улица ведёт к приходской церкви Нотр Дам начала XII века.На церковь лучше всего посмотреть с соседней Сырной башни. Заодно можно зайти в местное турбюро за полезной информацией.

Клюни. Сырная башня

Её построили в XI-XIII веках как одну из пяти оборонительных башен аббатства. Первоначально она звалась Бобовой башней. Верхний ярус пострадал во время освобождения города от нацистов в 1944 году, но вскоре её восстановили. Нам очень нравятся виды сверху, поэтому мы тут же полезли на башню и не пожалели. Из окошек верхнего яруса маленький Клюни виден как на ладони.

Вид на главную улицу и одну из монастырских башен. Аббатство. Справа одинокая башня монастырской церкви, уцелевшая от разрушения. Башня приходской церкви Нотр Дам Площадь Нотр Дам

В башне можно увидеть макеты величественной церкви Сен Пьер э Сен Поль – базилики аббатства Клюни. Жёлто-коричневые оттенки отмечают сохранившиеся постройки, серо-голубые – утраченные.

Клюни. История аббатства

Тысячу сто лет назад в 909 или 910 году от Р.Х. герцог Гийом Аквитанский основал новое аббатство. Оно стало символом обновления католической церкви по правилам святого Бенедикта Анианского, распространившего их на все монастыри в землях Каролингов.
Первый монастырский собор возводили в начале IX века и завершили в 927 году. Однако спустя 40 лет он оказался слишком тесным и в 963 году аббат Майоль начинает строительство нового храма. Его закончили в 981 году. Спустя ещё сто лет летописец Гелион, автор “Жития святого Гуго”, клюнийского аббата, назовёт его “тесной и ветхой пастушьей хижиной”. Аббат Гуго де Семюр повелел начать строительство третьего собора в 1080 году. Спустя 15 лет Папа Урбан II освятил камни алтаря и три часовни прямо посреди стройплощадки. Спустя ещё 35 лет главный неф перекрыли сводом, но монастырская церковь оставалась далекой от завершения. Лишь в 1220 году был завершён огромный нартекс. Длина храма составила 187 метров. В течение трёх столетий до перестройки собора святого Петра в Риме, это было крупнейшее сооружение западного христианского мира.

Период с X по XII века был временем расцвета аббатства Клюни. С XII столетия орден бенедиктинцев начинает испытывать финансовые затруднения. Усиление власти короля и религиозные войны XVI века ещё более ослабили аббатство. В 1789 Клюни объявили национальным достоянием, что пагубно сказалось на его сохранности. Революционеры сожгли архивы, разграбили гобелены и мебель, а в мае 1810 года взорвали фасад и главный портал.

Портал Клюни. Компьютерная реконструкция Тимпан портала. Уцелевшие фрагменты

Собор превратили в каменоломню. Лишь 8% от былого здания дошло до наших дней.

Мозаичный план монастырской церкви

Клюни. Музей искусства и археологии

занимает дворец аббата Жана де Бурбона. Его парадные покои отделаны в стиле поздней готики. Сохранилась плитка на полу, огромный камин и дубовые балки перекрытий.

Резные порталы, украшенные королевскими лилиями, обрамляют дверные проемы.

В музее хранится около 4000 фрагментов скульптурного убранства разрушенной монастырской церкви. Уцелевшие обломки тимпана установлены на своих местах.

Здесь же выставлены романские капители, подобные тем, что мы видели в .

Замковый камень свода из нартекса с изображением Агнца.

Древний герб Клюни – скрещенные ключи и обоюдоострый меч.

Клюни. Остатки монастырской церкви

Каменных дел мастера построили резиденцию аббата рядом с колоссальным притвором, от которого сохранились лишь нижние ярусы двух башен, перестроенные в жилые дома. За ними видны обломки портала.Спустившись по лестнице можно попасть в бывший нартекс, оказавшийся теперь под открытым небом. Базы колонн выступают над уровнем пола. Над ним прямо поперёк бывшего нефа проходит дорога.“Отель де Бургонь” сложен из камней монастырской церкви.Чтобы попасть в уцелевшую часть церкви, надо войти в так называемый дворец Папы Гелазиуса, купить билет (мы прошли бесплатно) и через клуатр, перестроенный в XVIII векевыйти к уцелевшей башне монастырской церкви. Даже остатки базилики потрясают воображение.Сквозь уцелевшую арку можно выйти в пространство главного нефа, сводом которому ныне служит небо Бургундии. Отсюда хорошо видна единственная уцелевшая башня.

Клюни. Аббатство

Постройки монастыря занимает Высшая школа искусств и ремёсел. Её студенты носят синие мантии с причудливыми символами.К востоку лежит монастырский сад, распланированный в XVIII столетии.В саду сохранился древний монастырский амбар. Рядом с ним стоит Мельничная башня – одна из пяти оборонявших аббатство в Средние века.Нижний этаж амбара перекрывают великолепные нервюрные своды, опирающиеся на изящные консоли и тонкие колонны.Высокий второй этаж перекрыт деревянным цилиндрическим сводом.Здесь стоят несколько колонн, увенчанных романскими капителями. На одной из них изображается грехопадение.На другой вырезаны символы четырёх времён годаи аллегорические фигуры, означающие тона грегорианского хорала.Здесь же выставлен самый лучший макет аббатства из всех, которые мы видели в Клюни.

Клюни. Романская и готическая архитектура

Скромная приходская церковь Нотр-Дам выстроена в готическом стиле. Она зажата между узкими улочками и площадями размером чуть поболее носового платка.

“Роза” церкви Нотр-Дам.

Интерьер обычен для старинных французских церквей.На улочках Клюни внимательный взгляд обязательно найдёт множество интересных деталей, начиная со Змеиного колодца со свежей ключевой водойвплоть до целых домов времён если не Гийома Аквитанского, то уж Гуго де Семюра точно.
Романские арочные окна и изваяния разбросаны по всему городу и придают ему очарование подлинной старины.

Рекомендуем почитать

Наверх