«Я составил инструкцию: как создать политическую партию.

Проекты 07.05.2024
Проекты

29/03/2012

Никто не заставлял дураков молиться о партийном строительстве. Всего лишь упростили процедуру. А могучие лбы уже бьются об пол в порыве очередного политического энтузиазма. В Минюсте лежат 70 заявок на регистрацию партий.


Е сли народ отжигает - значит, это кому-нибудь нужно. Народу надо помочь. Слегка покопавшись в памяти, я составил инструкцию «Как создать политическую партию».

Название

Название - это полдела и одна большая беда. Прохоров уже несколько месяцев ломает голову над названием партии. Даже конкурс объявил, а толку никакого. Не получается.
Все приличные названия уже когда-то использовались, запачкались и превратились в политический секонд-хенд. Можно, конечно, взять первое попавшееся. Правда, не всегда получается удачно. Скажем, в середине 90-х была такая Партия искоренения преступности, законности и порядка. Это пример неудачного названия. Не все мечтают искоренять законность и порядок.

В Минюсте уже лежат заявки с интересными названиями. Нетократическая партия. Субтропическая партия. Как говорится, на любителя. Не все живут в субтропиках, и совсем уж никто не знает, что значит «нетократическая». Вот Партия «Без названия» - это креативно. Но, к сожалению, умные люди название «Без названия» уже застолбили.
Всякие там республиканские, демократические, социалистические партии - это отстой. В них черт ногу сломит.

Предлагаю несколько названий. На выбор.
Универсальный вариант: Ваша партия. Простенько и со вкусом.
Тоже универсальный вариант: Любимая партия. Немного претенциозно, но в провинции выходят «Любимые газеты», и, говорят, их кто-то читает.
Продвинутый вариант: MegaParty. Так сказать, для креативного класса.
Продвинуто-националистический вариант: Партия.Ру.

Программа

Спишите откуда-нибудь. И как-нибудь назовите. «Пять шагов в будущее». Или «Повысим зарплату - понизим квартплату». Без разницы.
Главное не программа, а слоганы. Которые, естественно, должны быть яркими и запоминающимися.

Один кандидат, на которого я работал, шел на выборы под лозунгом «Вернем авиации крылья». Очень, надо сказать, запоминающийся слоган. Порождал массу вопросов. Причем тут авиация? Кто и когда отобрал у авиации крылья, которые теперь обещают вернуть? Короче говоря, кандидат занял последнее место. Но ведь и я вам первого не гарантирую.

Кого брать в партию?

Это самый главный вопрос. Лучше всего, конечно, чтобы ваша партия состояла из одного человека. Тогда ей не страшны расколы. Да и вас вряд ли кто-нибудь свергнет с поста председателя. Увы, нужно 500 человек.

Здесь я расскажу одну историю. Быль. Иначе говоря - притчу.
В 96-м году я ездил в город Архангельск собирать подписи за кандидата в президенты Явлинского. Местная организация «Яблока» с этим справиться не могла. Ее возглавлял замечательный человек. Врач. Интеллигент, хоть и с именем Иван. Но, как говорится, чуток размазня.

Раз пришел к нам в офис бизнесмен. А офис у архангельского «Яблока» был странный. Коморка, вход в которую лежал через зал. Этот зал «Яблоко» делило с кришнаитами. Утром и днем в этом зале мы принимали подписные листы, а вечерами кришнаиты устраивали там свои бдения.

В общем, бизнесмен кое-как продрался сквозь танцующих кришнаитов в нашу коморку. Поговорил с председателем организации и ушел недовольным.
- Я, - говорит, - не могу иметь дела с таким несолидным господином. Я, - говорит, - даже с вами могу иметь дело, а с таким несолидным не могу.
Мне в то время стукнул 21 год, и особой солидностью я, как вы понимаете, не отличался. Разве что на фоне председателя организации.

Председатель тоже остался недовольным.
- Дожили, - говорит. - Только бизнесменов мне не хватало.
- Чем, - говорю, - тебя не устраивают бизнесмены?
- Их, - говорит председатель, - только подпусти - тут же меня сковырнут. Хватит того, что в партию Андрюха записался.

Андрюха - это человек, который сдавал нам с напарником квартиру. Иногда, впрочем, заявлялся туда с женщинами, запирался в большой комнате и вешал на дверь червовую даму.
- Чем, - спрашиваю председателя, - тебя Андрюха не устраивает? Он же твой одноклассник.
- Андрюха, - говорит председатель, - грозился отобрать у нашей организации факс. Зачем тебе, говорит, Ивашка, факс? Мне, говорит, нужнее.

Самое удивительное, что после нашего отъезда Андрюха действительно факс отобрал.
В предпоследний день я на специально заказанном автобусе возил сборщиков в город Северодвинск. Мы (вернее - они) собрали кучу подписей. На обратном пути, разумеется, бухнули. Студенту, который собрал больше всех подписей, я предложил создать и возглавить молодежное «Яблоко».
- Сначала, - говорю, - молодежное, а потом, глядишь, и Ивана сковырнешь. Не ты, - говорю, - так кто-нибудь другой.
- О’кей, - говорит студент.

На том и порешили. Ну и выпили, конечно, для закрепления успеха.
На следующий день приходит студент.
- У меня, - говорит, - есть проблема. Я вчера забыл сказать.
- Какая, - говорю, - проблема?
- Судимость у меня. Условная. Это ничего?
- Условная, - говорю, - конечно, лучше, чем безусловная, но хорошего мало.
- Может, повременим с организацией-то?
- Да, - говорю, - повременим. Надо еще раз все хорошенько обдумать.
К счастью, на следующий день мы улетели в Петербург. А председателя Ивана все-таки свергли. Вот и думайте, кого набирать в партию?

Бизнесменов нельзя - сковырнут. Веселых и разбитных парней тоже нельзя - факс отнимут. Со студентами вообще лучше не связываться.
Я думаю, лучше всего набирать членов за деньги. По сотне за человека. Умножаем на пятьсот. Получаем 50 тысяч рублей.

Потянуть можно. Тем более на ближайших же выборах отобьете. Как? Ну, этого я не знаю. Вам же нужна партия, а не мне.

ранее:

В Российском государстве уклад общества характеризуется, как демократический, поэтому все, без исключения, члены общества имеют право на создание своей политической партии или общественной организации. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд, потому что перед тем, как создать партию, ее основатель должен изучить ряд нормативных и законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность партий и общественных движений. Если в процессе создания партии будет нарушено законодательство, то деятельность партии либо будет прекращена, либо она даже не сможет быть зарегестрирована, и соответственно, существовать на легальных основаниях.

Как создать политическую партию

Федеральный закон № 95, вступивший в силу 11 июня 2001 года, полное название которого звучит, как «О политических партиях», регламентирует не только создание, но и регистрацию политических партий на территории РФ. Кстати, ознакомиться с данным ФЗ перед тем, как создать политическую партию, рекомендуем, пройдя по этой ссылке . Прежде чем регистрировать политическую партию, нужно позаботиться о том, чтобы ее численность была не менее 100 тысяч человек. Это значит, что необходимо провести масштабную работу по привлечению членов в ряды вновь создававшейся политической партии. Но это вовсе не означает, что ваша политическая партия не может осуществлять свою деятельность без регистрации. Уже имея N-ое количество участников, вы можете руководить партией, которая будет осуществлять свою деятельность.

Не следует забывать, что при создании партии необходимо продумать, как назвать партию. Название партии, как правило, отображает общую концепцию ее деятельности, цели и направление, в котором она будет работать. В названии партии желательно обозначить, каких взглядов придерживаются сторонники партии – либеральных, социалистических, демократических или коммунистических. Конечно же, вы можете создать и партию, которая будет принимать непосредственную участь в борьбе за сохранение животного мира или экологии в своем регионе, а впоследствии и на территории РФ. Если вы будете создавать именно такую партию, то в ее названии должно быть слово «экология» или «животное» или слова из синонимического ряда данных слов.

Как зарегистрировать партию

Как уже было сказано выше, для того чтобы зарегистрировать партию, необходимо собрать под ее знаменами не менее 100 тысяч человек. Четкая структура и обширная поддержка общественной деятельности – фундамент для успешного функционирования любой политической партии. Обратите внимание, что в данном вопросе совершенно неважно, сколько лет существует партия, главное, чтобы ее деятельность нравилась обществу. Есть партии, которые работают на протяжении десятилетий и их численность намного меньше, чем партий, созданных два года назад. Все это зависит от степени заинтересованности общественности в деятельности партии, а также от того, насколько грамотно продумали организаторы, как сделать партию.

Программа и устав – первые и важные атрибуты любой партии, которые утверждаются на учредительном съезде партии. Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда, которые становятся первыми членами созданной партии. Их фамилии в партийном списке стоят под первыми номерами. От способа создания партии зависит и последовательность ее регистрации.

Если в политическую партию преобразовывается общественная организация или движение, то моментом ее создания будет считаться день, в который была осуществлена запись в едином государственном реестре юридических лиц. Поэтому, как зарегистрировать партию в вашем случае, необходимо рассматривать исходя из способа ее организации. В структуре партии должен быть не только центральный комитет, но и региональные отделения, которые будут распространять влияние партии на территории регионов, привлекая новых лиц. Они не обязательно должны быть участниками партии.

Вопрос о том, как создать политическую партию, является довольно актуальным в наши дни. Большое количество людей хотят зарегистрировать собственное политическое движение, но не знают, как именно это можно сделать. В этой статье будет разобран 95-ФЗ, в котором закрепляются нормы, касающиеся создания и функционирования политических партий.

Понятие политической партии

Что представляет собой политическая партия? Представленный нормативный акт говорит о специальном общественном движении, которое создается в целях участия российских граждан в политической жизни страны. Для этого политическая партия должна формировать и выражать свою активную политическую волю, принимать участие в разного рода акциях, представлять интересы граждан и реализовывать собственную программу.

Согласно закону, каждая политическая партия является юридическим лицом. 95-ФЗ гласит о необходимости партии соответствовать следующим требованиям:

  • наличие региональных отделений в не менее чем половине субъектов РФ;
  • наличие не менее полутысячи членов партии;
  • нахождение руководящих и иных партийных членов на территории российского государства.

Целями любой политической партии являются формирование общественного мнения, работы по политическому воспитанию граждан, выражение мнений людей и выдвижение собственных кандидатов на выборы.

Способы создания партии

Согласно статье 11 ФЗ "О политических партиях", движения политического характера могут создаваться свободно. На это не требуются особые разрешения должностных лиц или государственных органов. Единственный вариант оформить политическую партию - создать ее на учредительном съезде и зарегистрировать в Министерстве юстиции.

На учредительном собрании принимается решение единомышленников о создании партии и ее региональных отделений. Там же принимается устав и программа. Все делегаты учредительного собрания должны являться и учредителями партии. С первого же дня своего создания политическое движение начинает реализовывать информационно-пропагандистскую и организационную деятельность. Все полномочия партии должны соответствовать закону, любые же проявления экстремистского или террористического характера повлекут за собой ликвидацию движения.

Создание организационного комитета

Организационный комитет является важнейшим элементом в системе политических движений. Статья 12 ФЗ "О политических партиях" подробно раскрывает деятельность представленной инстанции.

В комитете должно присутствовать не менее десяти человек. Создается он для подготовки и проведения учредительного собрания. В обязанности членов комитета входит уведомление Правительства о намерении создать партию и проработка названия движения.

Помимо уведомительного заявления в исполнительный орган власти должны быть переданы:

  • протокол собрания комитета с целями, сроками полномочий и местом нахождения комитета;
  • сведения об участниках комитета.

Перед тем как создать партию, организационный комитет распространяет в нескольких общероссийских изданиях информацию о своих намерениях.

Функции организационного комитета

Задачи комитета довольно просты. Но какими функциями обладает комитет? Об этом рассказано в статье 13 ФЗ "О политических партиях". Согласно закону, комитет должен самостоятельно определить порядок своего функционирования. Он устанавливает сроки проведения учредительного собрания и занимается его проведением. В обязанности комитета входит открытие расчетного счета в одной из российских кредитных организаций. Именно на этот счет должны поступать финансы для эффективной деятельности комитета и дальнейшего политического движения. Стоит отметить, что бюджет для функционирования партии должен формироваться из пожертвований сторонников.

Организационный комитет прекращает свою деятельность по итогам деятельности учредительного съезда, на котором ставились вопросы о том, как создать партию и обеспечить дальнейшее ее функционирование. Все имущество комитета переходит во владение самой партии.

Учредительный съезд

"Российская газета" должна на безвозмездной основе опубликовать сведения о времени и месте проведения учредительного собрания. Публикация должна появиться не позднее, чем за месяц до созыва.

Учредительный съезд не может считаться правомерным в случаях, если в его работе принимали участие не все указанные в соответствующем документе делегаты партии. Согласно закону, от каждого региона Российской Федерации в партии должно присутствовать не менее двух представителей.

Чем занимаются на учредительном собрании? Здесь принимаются Устав и программа партии, обсуждаются вопросы дальнейшей работы политического движения.

Государственная регистрация партии

Вопрос о том, как создать партию, не может обойтись без решения проблемы с государственной регистрацией. Согласно рассматриваемому нормативному акту, как само политическое движение, так и его региональные отделения подлежат государственному оформлению с учетом установленного в законе порядка. Факт государственной регистрации заносится в единый информационный реестр юридических лиц.

Как зарегистрировать партию? 15-я статья 95-ФЗ гласит о регистрации движения федеральным исполнительным органом или ее региональными отделениями. Федеральным органом здесь выступает Министерство юстиции. За регистрацию необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен законом.

Какие документы необходимы для регистрации политического движения? Организаторы должны предоставить:

  • заявление по форме № Р11001 в двух экземплярах;
  • копию и оригинал решения учредительного съезда;
  • копию и оригинал документа о регистрации партии;
  • копию и оригинал Устава и Программы партии;
  • справку о месте регистрации партийного руководителя;
  • список членов партии.

Этот же перечень документов придется использовать при внесении сведений о политическом движении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Создание устава и программы

Каждая политическая партия должна иметь свою четко прописанную и подробную политическую программу. Вопрос о том, как создать политическую партию, не должен возникать до тех пор, пока не появятся два этих документа. Что должен включать в себя партийный устав? Согласно статье 21 закона "О политических партиях", нужно прописать:

  • цели и задачи партии, ее наименование;
  • количество партийных членов;
  • условия приобретения членства в партии;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации партии;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • права политической партии.

В программу должны входить сведения об основных принципах и задачах политической партии в тех или иных общественных сферах.

О структуре и правах партии

Какими правами обладает любая политическая партия? Согласно статье 26, выделяют:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах;
  • участие в выборах и референдумах;
  • создание региональных отделений;
  • проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий;
  • защита своих прав и т. д.

Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.

Способы создания политических партий

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Федеральный закон «О политических партиях» (статья 11) предусматривает два способа создания политической партии: 1) на учредительном съезде политической партии, 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения: 1)

о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию; 2)

о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии; 3)

о принятии устава политической партии и принятии ее программы; 4)

о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для чего образуется организационный комитет?

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (статья 12 Федерального закона «О политических партиях»). В состав этого комитета должно входить не меньше 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Росрегистрацию о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: 1)

сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны); 2)

протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Росрегистрация или ее территориальный орган в день получения уведомления и названных выше документов выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему такого документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет: 1)

осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии; 2)

открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.

После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет

об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

Если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество также возвращается жертвователям.

Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация (движение) публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

По экономическим причинам публиковать указанную выше информацию целесообразно именно в «Российской газете», поскольку она обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию. Причем закон устанавливает и четкий срок, в который «Российская газета» обязана произвести такую публикацию, - в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений. Создавать организационный комитет в случае преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.

После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее 200 газетных строк.

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

В отличие от иных общественных объединений, для которых государственная регистрация является добровольной, политическая партия и ее региональные отделения подлежат обязательной государственной регистрации (статья 15 Федерального закона «О политических партиях»), которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Свидетельством государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно Росрегистрацией и ее территориальными органами. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в Росрегистрацию не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Росрегисрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, то государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии?

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов. Заявление о государственной регистрации политической партии представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 17). Копии решений учредительного съезда политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий установлены в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии. Росрегистрация в день получения указанных документов и материалов обязана выдать уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Росрегистрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее региональному отделению свидетельство об их государственной регистрации, подтверждающее факт внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанное свидетельство должно быть выдано не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Следует заметить, что предпринимались попытки в судебном порядке оспорить регистрацию и перерегистрацию всех политических партий в Российской Федерации, однако они не увенчались успехом, во многом по формальным основаниям. Так, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело по заявлению Б. о признании недействительной регистрации и перерегистрации в 2002 г. Минюстом России всех политических партий в соответствии с принятым Федеральным законом «О политических партиях».

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. в принятии искового заявления Б. отказано в связи с его неподсудностью Верховному Суду110. В частной жалобе заявитель просил об от- мене определения, ссылаясь на его незаконность. Кассационная коллегия оставила определение судьи Верховного Суда от 23 декабря 2002 г. подлежащим оставлению без изменения.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании постановлений о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий.

Как следует из содержания заявления, поданного на первую инстанцию, Б. просит признать недействительной регистрацию и перерегистрацию политических партий. Данные требования не отнесены законом к подсудности Верховного Суда. Изменение подсудности возможно лишь с согласия обеих сторон, так как, в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду заявлений с требованиями, аналогичными указанными выше, а Конституция в соответствии с ее статьей 15 имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то в принятии заявления судьей Верховного Суда было отказано обоснованно.

Вместе с тем из заявления Б. видно, что его требования сводятся к ликвидации ряда политических партий и общественных объединений. Как правильно указано в определении судьи, согласно статьям 39, 41 Федерального закона «О политических партиях», статье 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации политической партии может быть подано в Верховный Суд федеральным уполномоченным органом, генеральным прокурором и федеральным органом исполнительной власти. Заявитель к ним, как и к лицам, указанным в статьях 42, 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» и правомочным ставить вопрос о прекращении деятельности общественного объединения, не относится, поскольку ему не предоставлено право на обращение в суд с такими требованиями, и в принятии заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Какие документы необходимы для государственной регистрации партии, созданной путем преобразования из общероссийской общественной организации (движения)?

Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения), в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за

их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Заявление о государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах; устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о ее преобразовании в политическую партию, принятии устава политической партии и принятии ее программы, преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 18). Копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о преобразовании ее в политическую партию представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для ее преобразования в политическую партию («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (см. приложение 20). 9.

Передаточный акт общероссийской общественной организации (движения), составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Росрегистрация в день получения документов и материалов, указанных выше, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации регионального отделения политической партии?

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган Росрегистрации представляются следующие документы: 1.

Копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения) о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии. От регионального отделения политической партии могут потребовать также заявление о государственной регистрации регионального отделения политической партии (представляется в двух экземплярах). Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для го- сударственной регистрации юридических лиц. 2.

Заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии. 3.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии. 4.

Заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии о его создании с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии (см. приложение 19). Копии протоколов конференций или общего собрания регионального отделения политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии установлен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию каждого регионального отделения политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Список членов регионального отделения политической партии. Территориальный орган Росрегистрации в день получения перечисленных

выше документов выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Следует особо отметить, что территориальный орган Росрегистрации не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в следующих случаях: 1.

Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. 2.

Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют следующим требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»:

а) в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, используются наименования иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности; наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имя и (или) фамилия гражданина;

б) наименование политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав; используется наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;

в) символика политической партии совпадает с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

г) в качестве эмблемы и иных символов политической партии используются эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

д) символика политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав (запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства). 3.

Не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации политической партии. 4.

Росрегистрацией установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях». 5.

Нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в двух следующих случаях: 1) не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии; 2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Необходимо помнить, что программа политической партии представляется исключительно для сведения Росрегистрации. Любые ошибки, неточности в программе не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Единственным исключением является создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Росрегистрации запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом. Отказ в государственной регистрации оформляется в форме заключения и утверждается Росрегистрацией или ее территориальным органом, и заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов, причем с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Политической партии и ее региональному отделению может быть отказано в государственной регистрации по основаниям, изложенным в статье 20 Федерального закона «О политических партиях».

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляется в рассмотренном выше порядке для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Практика государственной регистрации общественных объединений показывает, что нередко в такой регистрации отказывают по причине несоответствия представленных общественным объединением документов требованиям регионального законодательства. При этом необходимо помнить, что руководствоваться здесь нужно требованиями именно Федерального закона «Об общественных объединениях». Поэтому положения законов субъектов Российской Федерации, противоречащие этому федеральному закону, следует обжаловать в суд.

Например, гражданин Ч. оспаривал конституционность статьи 4 Закона Костромской области от 4 декабря 1998 г. «О статусе общественных объединений на территории Костромской области». Согласно этой статье областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. Заявитель оспаривал данную статью в части, предусматривающей наличие у областного (регионального) общественного объединения своих структурных подразделений на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его право на объединение, не соответствует конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, нарушает конституционно установленное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и тем самым противоречит статьям 3 (часть 4), 4, 30 (часть 1), 55 (часть 3) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации. Заявителю по данным основаниям было отказано в регистрации общественного объединения на территории Костромской области.

Вынесенным по жалобе гражданина Ч. решением Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2002 г., статья 4 Закона Костромской области «О статусе общественных объединений на территории Костромской области» в части слов «и имеющие свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области» была признана противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Во исполнение судебного решения это положение было исключено соответствующим Законом Костромской области.

Рекомендуем почитать

Наверх