Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция. Миры Ликийские – место служения Святителя Николая Чудотворца Церковь николая чудотворца в мире

Гидрозатвор  15.05.2024
Гидрозатвор 

Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

Оплошность тысячелетия

"В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор. В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены этой конструкции кажутся весьма прочными. Мы продолжаем вести работы. Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае", — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

© Ruptly

Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

"Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен", — допускает археолог.

Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена "только в том случае, если в найденном помещении окажутся плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду".

Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

"Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена", — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. "Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана", — парирует Джемиль Карабайрам.

Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора. Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

"Один из десятка Николаев"

Именно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

"В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница", — отмечает он.

Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст. Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

"Поэтому и возник такой винегрет", — поясняет Бугаевский.

Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого. Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

"Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно. В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли", — заявляет Бугаевский.

"А может, это один из десятка других Николаев", — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

Приманка для паломников

Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

"К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов", — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

"Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

В России зря стояли?

Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. "Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе. А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей", — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

Конечно, для христианства, объясняет он, "важно историческое измерение". Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а "на проявлении благодати Божьей" в виде многочисленных чудес. В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а "живым соприкосновением" верующего с таким же живым святым.

"Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться", — заключает богослов.

Я обещал рассказать Вам про отношение Николая Чудотворца к турецкой земле, в частности к городам Мира и Демре. Исполняю обещание…

Согласно истории, Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре. Его родители относились к достаточно богатому известному роду, и от них Николай унаследовал неплохое состояние. Однако он был безразличен к материальным благам, потому что с детства вел духовную жизнь. В 300 году он стал епископом города , где и прожил до самой своей смерти.

Город Демре получил свою широкую известность главным образом благодаря тому, что здесь находится церковь Святого Николая Чудотворца . Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. В том виде, в каком мы видим церковь сейчас, она была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды.

Прекрасно сохранившиеся древние росписи храма

Несмотря на свой очень древний возраст, в церкви прекрасно сохранились настенные фрески и росписи XI и XII веков, который придают помещению совершенно необыкновенный вид. Пол вымощен очень интересной мозаикой из разных видов камня. Считается, что эта мозаика была уже в том древнем храме и существовала еще до того, как в Демре пришел Николай Чудотворец.

Алтарная часть храма (хорошо сохранилась древняя мозаика)

Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым мы глумимся над историей распятия Христа.

Святой Николай после своей смерти был похоронен в ликийском мраморном саркофаге в этой церкви. В XI в., когда над церковью нависла угроза быть разграбленной турками-сельджуками, итальянские купцы украли мощи святого и на своем корабле доставили их в города Бари, что на юго-востоке Италии. И по сей день святыня находится в храме этого итальянского города. неоднократно заявляла о своих исторических правах на мощи Николая, но не принимает их в расчет. Однако некоторая часть мощей (фрагменты челюстей и черепа) хранится в Музее археологии в Анталье.

Ныне Святой Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых в христианстве. Русская Церковь положила ему особую службу наряду с апостолами по четвергам. Он почитается не только как заступник от бед и несчастий, но и как хранитель на водах. Русские мореплаватели считали и считают его своим покровителем.

Существует легенда, что как-то Николай плыл на корабле, и случился сильнейший шторм. Моряки полезли на мачты, чтобы свернуть паруса, и один из них не удержался и разбился на смерть о палубу корабля. Николай подошел к нем, склонился, начал читать молитвы, и моряк ожил. Находившиеся на палубе люди уверовали в необыкновенную духовную силу этого человека. В другой раз, совершая паломничество по морю в Иерусалим, Николай силой молитвы укротил разбушевавшуюся стихию, грозившую перевернуть корабль. Слава об этом человеке быстро распространилась не только по ликийской земле, но и далеко за её пределами.

Мало кто знает, но прообразом всем известного Санта Клауса является не кто иной, как Николай Чудотворец. Тайно под покровом темноты, чтобы его никто не узнал, Николай под Рождество оставлял подарки беднякам. А однажды забрался на крышу одного из домов и скинул мешочек с золотом прямо в дымоход.

Мешочек попал в один из чулков молодой девушки, которые она сушила у камина. Отсюда пошла западная традиция оставлять подарки под рождество в чулках. Кстати турки и по ныне называют цековь Святого Николая «Баба Ноэль Килизе» — Церковь Деда Мороза. А недалеко от церкви стоит памятник Николаю Чудотворцу в образе Санта Клауса.

О том, как лучше добраться до Демре и церкви Николая Чудотворца в частности, читайте в .

Удачного путешествия!

В древнем ликийском городе Мира, а ныне турецком Демре, сохранилось уникальное место.
Это церковь Святого Николая — пожалуй, самого почитаемого святого православными верующими.
Именно в этом городе Святой Николай служил архиепископом и был здесь захоронен.

1. В настоящее время церковь недействующая и является музеем.
Впрочем, по согласованию с властями и в День почитания Святого Николая — 6 декабря здесь проводятся службы приезжающим архиепископом константинопольским.
Вход через досмотр как в аэропорту, билет стоит 20 лир (около 300 руб.)

2. Вот такой вид открывается при входе на территорию.
Сама церковь находится гораздо ниже уровня земли. Почти на 6 метров…

3. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий.
Кстати, работы проводились на средства нашего патриарха Алексия II.

4. Святитель Николай действительно жил и умер в этом городе в 4 веке.
И в городе Мира, который являлся столицей древней Ликии, уже в 5 веке находилась или гробница или церковь воздвигнутая в честь самого почитаемого горожанами священника.
После мощного землетрясения, в 6 веке здесь была воздвигнута крестообразная базилика, которую, впрочем, довольно скоро разгромили сарацины…
В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом.
Слава о Николае и слухи об источаемой из саркофага чудодейственной мире быстро распространились по христианскому миру, и уже вскоре итальянцами мощи Святого были вывезены. Или варварски украдены, как считают турки.
В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь, и лишь благодаря поддержке российского царя Николая I в 19 веке были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано в толще многовековой грязи.
В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла открытая всем ветрам до конца 20 века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.

5. Я не соблюдаю всех церковных православных традиций, но все же считаю себя верующим.
Поэтому планируемое посещение этой церкви было, наверное, самым важным для меня во всей поездке по Турции.
И вот, я здесь.
Посмотрите, какой невероятный пол. Это мозаика 11-12 веков.

6. Стены храма покрывают остатки византийской росписи этого же периода.

7. При входе с южной стороны можно встретить даже Деву Марию.

8. Удивительно, конечно, как сохранились фрески.

9. Большая часть из них повествуют о жизни и чудесах Святого Николая.

10.

11. В здании очень много интересных деталей.
Например византийские узоры на колоннах.

12. При всем при этом, часть колонн стояли когда-то на этом месте, но в языческом храме богини Артемиды, о чем повествуют дохристианские надписи на них.
Правильно, чего добру-то пропадать.

13. Узоры на камне.

14. В коридорах храма сохранились ниши, в которых фрески соседствуют с вскрытыми саркофагами местных священников.

15. Какие-то из них попроще.

16. А есть и настоящие произведения искусства.

17. Евангелисты.

18. Коридорами выхожу во внутренний двор храма.

19. Сейчас тут практически склад элементов церкви.
Карнизы, колонны, уступы.

20.

21.

22. Сохранилось углубление, откуда в древности бил источник со святой водой.

23. А также алтарь той же богине Артемиде.
Интересно все-таки, ведь тут приносились жертвы, а вот как он использовался христианскими священниками?
Сейчас, кстати, туристы просто кидают на него деньги.

24. Западный вход в храм.

25. Роспись на потолке более позднего этапа в истории церкви выполнена на золотом фоне — типичная Византия. Богато.

26. И вместе с тем, спрятанные в особых нишах каменные кресты.
Так, в самом начале развития здесь христианства, верующие спасались от внезапных набегов язычников и арабов, скрывая свою веру и сохраняя братство.

27. Очередной коридор.

28. Археологические исследования здесь не прекращаются и сейчас.

29. Буквально за несколько дней до моего приезда сюда, министерство культуры Турции заявило, что в удаленной части церкви, закрытой от туристов, были найдены скрытые захоронения. Как говорят легенды, итальянцы в спешке не смогли забрать все мощи Святого Николая, и их часть была перезахоронена здесь повторно.

30. Так это или нет — пока неизвестно.
Общепринято, что мощи Святого хранятся в итальянском городке Бари.
Но это ж Николай Чудотворец, возможно всякое…

31. А вот и главное помещение храма со сводчатым потолком.
Простите, что в кадре люди, но тут без этого просто невозможно. Заодно и размеры оцените.

32.

33. Особо говорить тут нечего.
Атмосфера древнейшей истории, где фактически зарождалось христианство, заставляет благоговеть.

34. Смотрите, какая необычная кафедра архиепископа.
Опять языческие колонны и алтарь. А позади настоящий театр.
Обратите внимание на тоннель под театром, в его узкий и маленький вход, в полную темноту, входил священник, а выходил из широкого и высокого, символизируя очищение от грехов.

35. И снова фантастическая мозаика.

36. Кстати, каждый из её элементов расположен не просто так.
Они несут и религиозную и астрономическую составляющую. Эх, жаль я не специалист…

37. В отдельной комнате подсвечен купол жертвенника, где изображена сцена причастия.
На ней Иисус преподносит своим апостолам хлеб и вино.
Внимательный разглядит отвернувшегося Иуду.

38. Здесь всё пронизано символизмом.
Обратил внимание, что на стенах видны остатки знаков, известных нам по игральным картам.
При этом каждый знак несёт свою религиозную составляющую, так например карточные "пики" — это сердце Христа, раненое пикой.
Именно поэтому, кстати, церковь крайне негативно относится к азартным играм, которые кощунствуют над символами веры.

39. Найдете спрятанный крест на колонне?

40. Коридоры, с отполированными тысячами ног полами…

41. Насколько я понял, первоначально ошибочно считалось, что именно в этом месте хранились мощи Святого Николая.
По заказу Николая I на мраморной крышке этого саркофага была выполнена надпись с тропарем (молитвой) Святому.

42. Однако всё у нас, у русских не слава Богу, и выбитая надпись содержала массу грамматических ошибок.
Так и лежит сейчас плита.

43. И всё-таки мощи Святого Николая хранились в другом саркофаге.
Сейчас к нему едут прикоснуться тысячи человек.
Удивительно, но едут и местные мусульманки, ибо считают, что Николай покровительствует браку и помогает с детишками.

44. Святыня находится за толстым оргстеклом, которое буквально всё в отпечатках рук и лбов.
Некоторые умудряются закинуть за стекло бумажки с желаниями или фотографиями тех, за кого молятся.

45. Конечно, и я прикоснулся.
Попросил для себя и своих близких…

46. Народ идет плотной толпой, и всё же попробовал снять элементы саркофага.

47.

48. Мне очень сложно было сосредоточиться на молитве и внутреннем диалоге в таком месте.
Вроде бы и атмосфера располагает, а все равно что-то отвлекает.
Может люди, а может и неумение…

49. Ступая по тяжелым мраморным плитам очень сильно хотелось вернуться сюда еще раз.
Не спеша, подготовившись.
Хотя я уверен, Святой Николай снисходительно бы отнесся и к такой короткой встрече.

50. На выходе успеваю сфотографироваться с памятником, установленным здесь в честь 2000-летия Рождества Христова нашим земляком и современником Григорием Полоцким.

51. И поднимаюсь на уровень современного города.

52. В парке рядом с церковью расположен еще один памятник Николаю, как защитнику детей.
Здесь он больше походит на Деда Мороза или Санта-Клауса, собственно прототипом которых и является с тех пор, как разносил жителям Миры помощь в большом мешке и спрятавшись за глубоким балахоном.

Верить или нет — дело каждого. Но чуда хочется всем.
Почитали пост? Потратьте еще минутку и тихонько попросите Николая Угодника помочь вам во всем.
Он услышит.

С нами узнавали Россию уже тысячи людей:

Большее число российских туристов во время своих приморских каникул на туристических курортах Анатолии посещает базилику Святого Николая, которая находится в современном городке Демре на юго-западе Турции. Из этой статьи вы узнаете, чем прославился Николай Чудотворец, где он жил и служил, о церкви, построенной в его честь, о современном музее и памятниках святому, о международной борьбе за его мощи.

В статье вы найдете несколько определений религиозных, исторических и географических терминов. При написании статьи были использованы разные источники, любительские и профессиональные фотографии, перечисленные в конце.

VI век

Храм Николая Угодника в Мире была построена в 520 году нашей эры после его смерти (345 г.) и в его честь на фундаменте старой христианской церкви, где он служил епископом.

План базилики святого Николая в Мирех Ликийских, взятый из описания его жития.

Если вы включите экскурсию к Церкви Св. Николая в свою поездку в Турцию возьмите с собой иконку Николая Чудотворца и молитвенник. В прикрепленном файле: величание, тропарь, глас 4-й, кондак, глас 3-й и краткая молитва о помощи и заступлении. Мы распечатали тексты и читали у алтаря в главном пределе и у застекленного саркофага. Икону следует приложить к саркофагу (к стеклу) ликом Святителя Николая к себе.

Скачать.

Кроме того, рекомендую женщинам одеть в храм длинную юбку и покрыть голову платком. У алтаря можете зажечь церковную свечу. Говорят, что этого делать нельзя. Но мы не видели, чтобы паломникам со свечами кто-нибудь делал замечание. А вот о записках, просунутых под стекло саркофага, гиды отзываются с негодованием.

Стоимость: 20 TL ($4,4 по курсу 05.06.2018)

В Турции охотно принимают американские доллары, но не в этом случае. Если у вас не будет турецких лир, вас проводят в рядом стоящий магазин и без проблем поменяют. Посещение Центра Св. Николая нам на двоих обошлось в $10.

Павильон для входа на территорию музея: касса и турникеты. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

К слову сказать, икону любого размера и другие религиозные атрибуты можно купить в одном из многочисленных «Иконных центров» рядом с церковью на центральной площади Демре - площади Св. Николая. По другую сторону площади находится муниципалитет.

В конце 2017 года турецкие власти заявили, что нашли гробницу под церковью святого Николая в Демре (Мира), Анталии, где он жил и умер. Они надеются, что она является его настоящей могилой и останки в Бари не принадлежат святому. Должностные официальные лица не скрывают свою надежду на то, что святой Николай может повысить туризм.

Фреска с изображением Николая Мирликийского у действующего входа в церковь. Фото: Dick Osseman. 2011-2012 гг.

Памятник Святого Николая в музее

Памятник Св. Николая, 1981 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

С 1981 года на территории церкви-музея было поставлено четыре памятника. Первая общественная статуя Святителя Николая - это гениальный Отец-Рождество - Баба Ноэль Килизе по-турецки, который до настоящего времени (2018) стоит в саду церкви Св. Николая. Большая бронзовая доброжелательная фигура в одежде с капюшоном несет на плече подарочный пакет в окружении трех детей. Почти двадцать лет, с 1981 по 2000 год, этот образ был единственным в Демре.

Памятник Св. Николая, 2000 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

В декабре 2000 года русский скульптор Григорий Потоцкий и мэр Москвы Юрий Лужков предоставили Демре поразительную бронзовую скульптуру православного Николая Чудотворца. Эта фигура, одетая в облачения православного епископа, стояла на земном шаре мира. Сам земной шар был на высоком подиуме на городской площади, прямо напротив церкви святого Николая. В настоящее время (2018) скульптура стоит у входа в церковь. Автобусы - до восьмидесяти в день в летнее время - привозят русских туристов и паломников. Люди преклоняют колени и молятся у основания статуи.

Памятник Св. Николая, 2005 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

Новый образ появился в феврале 2005 года, когда городской совет Демре удалил бронзового христианского святого, заменив его яркой скульптурой Санта Клауса. Официальные лица Demre объяснили замену тем, что Санта повсеместно признан и популярен - он принадлежит всему миру.

Это решение было спорным. Международные протесты прибыли из России, Европейского Союза, Нидерландов и Соединенных Штатов. Несмотря на давление со стороны МИД Турции Санта оставался до декабря 2008 года.

Самый последний образ, новый «Турецкий Санта», был представлен Рождественским днем ​​2008 года. Скульптор Некдет Может назвал статую «подлинным Санта Ликии»: «Я был осторожен, создавая черты лица, и пытался сделать его похожим на турка. Скульптура, по заказу Министерства культуры Турции была сделана из стекловолокна. Другой скульптор Фрай Оккан прокомментировал, что статуя непохожа на Святителя Николая, который жил в IV веке: турки не проживали в Анталии до XI века.

Памятник Св. Николая, 2008 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

Турецкая статуя «Санта-Клауса» 2008 года была удалена во время строительных работ на площади перед церковью. По завершении работ ее не вернули на место. Бывший министр культуры Турции Эртугрул Гюнай говорил, что местоположение статуи неизвестно. Тем не менее мэр города Демре Süley Topςu сказал: «Статуя не исчезла. Мы найдем для нее хорошее место, а затем переместим ее туда. Сейчас она находится на складе муниципалитета».

Желая сохранить хорошие отношения с Россией, на территории церкви-музея находятся два памятника (2018 год): в саду слева от входа в церковь - бронзовая скульптура в окружении детей от 1981 года, у входа в церковь - бронзовая скульптура от 2000 года в облачении священника.

Бронзовый памятник 2000 года в настоящее время находится у входа в церковь-музей.

Бронзовая скульптура Св. Николая в церкви-музее (Демре, Турция). Вид сверху с лицевой стороны. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Церковь и памятник Св. Николая находятся под навесом, защищающим их от разрушения. Работы по защите христианской святыни произведены за счет Русской православной церкви и при участии патриарха Алексия II. Левая стопа святого ярко блестит на солнце от прикасания к ней огромного количества туристов. Не удержалась от этой традиции и я.

Первый памятник святому Николаю в саду церкви-музея современного города Демре выглядит иначе, чем в древней Мире, где он служил епископом и прожил большую часть своей жизни. Здесь он представлен в образе «Баба Ноэль Килизе» (тур.) - Отец Рождества.

Памятник Св. Николая, 1981 г. находится на территории Центра. Здесь же можно попить вкусный турецкий кофе, стакан свежевыжатого апельсинового сока или бокал пива. В магазинчике слева я приобрела магнит с иконой Николая Чудотворца за $2. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Площадь перед Центром Св. Николая в период с 1981 по 2008 год. В настоящее время место пустует. По другую сторону площади напротив музея находится муниципалитет района Демре (Турция).

Экскурсоводы говорят, что многие туристы приезжают на экскурсию, чтобы найти исторического и религиозного христианского святого. Другие хотят понять культурные и исторические корни популярного американского Санта-Клауса.

Реставрация церкви, и особенно настенная живопись, была выполнена при поддержке администрации Анталии (2002), Константинопольского Патриархата (2001), Всемирного фонда памятников Samuel H. Kress Foundation (2000), и совсем недавно фондов Aristotle S. Onassis and Vehbi Koç Foundation (2003–2006). Храм был включен в список Всемирного наследия в 1982 году. Работа по инвентаризации росписей и архитектурных деталей осуществляется путем консервации исторического здания и архитектуры под руководством архитектора Cengiz Kabaonlu. Консервация и реставрация осуществляется под руководством T. Ridvan Isler. Историк Nilay Karakaya из университета Erciyes анализирует и интерпретирует настенные восстановленные фрески. Профессор Yildiz Otüken университета Hacettepe в Анкаре, директор раскопок публикует отчеты.

Житие Святого Николая

Никола́й Чудотво́рец ; Николай Уго́дник ; Николай Мирлики́йский ; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке около 270 года в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца (клирика), а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры в 300 г. в возрасте 55 лет. В IV веке такое назначение было возможным.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей. К нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем – это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков. Ещё при жизни своей епископ Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Почитается как заступник практически всех слоев населения, особенно детей и сирот.

Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии. Сразу после смерти в 345 году тело святитого начало мироточить и стало объектом паломничества. Тогда он был причислен к лику святых, и до сих пор его целебные мощи почитаются верующими.

Рассказать вам о том, что произошло в первой половине IV века может каждый житель Демре: Николай получил имя Чудотворец за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.

Вот лишь несколько известных историй.

Первое чудо . Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.

Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником Божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.

Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.

Византийские фрески, изображающие жизнь святого Николая и легенды о нем, в аркаде церкви в северо-восточном проходе, относятся к 12 веку. Фото: Dick Osseman. 2011-2012 гг.

Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. По одной версии легенды отец в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Другой вариант легенды гласит, что зимним вечером девушки вели беседы о замужестве. Одна из сестёр предложила выйти на невольничий рынок, и тем самым раздобыть деньги на приданое для сестры.

История о приданном вдохновила многих художников. Эта легенда легла в основу традиции дарить подарки на Рождество и класть их в чулки у символического камина. Три сестры - в верхнем левом углу фрески. В нижнем углу слева - больной бедняк, которого спасает Св. Николай. Фото: Dick Osseman. 2011-2012 гг.

Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Холодной рождественской ночью он тайно подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать замуж свою старшую дочь. Вторая из сестёр ровно через год, день в день, тоже получила через открытое окно мешочек с золотом и благополучно вышла замуж. На третий год зима в Мирах выдалась суровой. Окно дома было закрыто. Св. Николай забрался на крышу, и опустил мешочек с золотом в печную трубу. Тем временем младшая сестра выстирала чулки и сушила их над камином. Мешочек с золотом угодил в чулок. Когда узнали, что подарки дарил Николай Угодник его стали называть Рождественским отцом.

Дни памяти святого Николая Чудотворца

19 декабря (6-го по ст. ст.) - день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.

22 мая (9-го по ст.ст) - день перенесения мощей святого Николая в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг , особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения - святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей - Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

Географическое расположение церкви Святого Николая

Церковь Святого Николая находится в центре Демре (ударение на последний слог; тур. Demre). Это тихий провинциальный городок с населением 15 000 человек находится примерно в 90 километрах от современного города Анталия, региональной столицы с населением более миллиона человек. Дорога из Анталии в Демре проходит вдоль впечатляющей береговой линии. На юг - сверкающее синее Средиземное море, с обрывистыми утесами и захватывающими изгибами гор, которые соединяют удаленные рыбацкие деревни и песчаные бухты. На севере, за сосновыми лесами, вдали можно увидеть вершины великолепных гор Торосского хребта. Общественный автобус, отправляющийся из города Анталии каждый час, занимает около трех с половиной часов. До 2005 года Демре носил название Кале (тур. Kale). Демре - один из 19 районов административного центра Антальи с населением 15 762 человек в 2009 году.

Турецкая парламентско-президентская Республика. Девиз: «Yurtta Barış, Dünyada Barış («Мир в стране, мир во всём мире»)». Светское государство, расположенное в Юго-Западной Азии и частично (около 3% территории, 20% населения) - в Южной Европе (Восточная Фракия). Страну омывает на севере Черное море, на западе - Эгейское, на юге - Средиземное. Мраморное море является внутренним морем Турции.

Демре назввают «помидорным раем». Отдыхая здесь вы сможете убедиться в этом сами: свежие, сочные и ароматные помидоры разных сортов в неограниченном количестве всегда будут в вашем меню. На фото видно огромное количество теплиц. Фото: Dick Osseman. 2011-2012 гг.

Анталья (ударение на 2-ой слог; тур. Antalya) - курортный и портовый город на юге современной Турции на берегу Средиземного моря, административный центр провинции Анталья. Постоянное население города - чуть более 1 миллиона человек, при этом в летний период число фактически находящихся в городе людей может превышать 2 миллиона из-за активного туристического потока. Рекорд в 12.5 млн человек прошли через аэропорт Антальи в 2014 году. Анталья - один из 81 административных центров Турции, называемых илами (тур. il - «область») с населением 1 719 751 в 2009 году.


Ми́ра (греч. Μύρα) - город в конфедерации древней Ликии, близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке. Согласно преданию в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. Территориально город был расположен в 5 км от берега Средиземного моря рядом с современным небольшим городом Демре (провинция Анталья). По одной из версий, город получил название от слова «мирра» - смола, из которой делают благовония. По другой версии, название города («Маура») - этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», лишь впоследствии вследствие фонетических изменений превратившееся в Миру. От древнего города сохранились развалины великолепного греко-римского театра и высеченные в скалах гробницы (о них вы узнаете из следующих статей и которые следует обязательно посетить, а пока можете совершить виртуальное путешествие по этим местам Ликийские гробницы ). Уникальность и своеобразие гробниц можно объяснить тем, что у народов Ликии существовал обычай хоронить мёртвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени Феодосия II, была её столицей. В III-II веках до н. э. она получила право чеканить монеты. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, а также затоплению грязями реки Мирос.

Ликия (ударение на 1-ый слог; греч. Λυκία, лат. Lycia, ликийск. Trm̃mis) - в древности страна на юге Малой Азии, находилась на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла. На протяжении первого тысячелетия до н. э. отличалась самобытной культурой: языком, письменностью, архитектурой. Была завоевана последовательно - персами, Александром Великим, римлянами и турками. Длительно сохраняла автономию, входя в состав античных империй. Ценным источником по истории Ликии является «Илиада» Гомера, где представители данной этнической группы выступают в качестве наиболее могущественного союзника, пришедшего на помощь осажденному Илиону. Поэма, интегрирующая в художественной картине Троянской войны большую сумму этнологических и культурно-исторических фактов, содержит целый комплекс интересных сведений, касающихся различных аспектов истории Ликии, в том числе и религиозных. [А. Н. Горожанова; «Аполлон Ликийский»; по данным «Илиады» Гомера]

Не спешите покидать страницу. Подумайте о вечном и помолитесь:

«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»

Хотите поехать со мной на экскурсию в Церковь Святого Николая в Демре (Турция)? Оставьте заявку и я перезвоню вам!

Посетите другие авторские акскурсии от местных русских в Анталье

Источники (веб-сайты):

А. В. Бугаевский. Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование. Журнал о православной жизни "Нескучный сад"; Википедия; Энциклопедия "Всемирная история" w.histrf.ru; Блог Никитского nikitinskiy.com; Храм-часовня святого благоверного князя Александра Невского храмчасовня.рф; Posmotrim.by posmotrim.by; Путешествия Семиэстрель www.semiestrel.ru; Турция и вся Каппадония cappadociavisit.com; kuku.travel; путеводитель по миру yavashgid.ru; Святой николай Чудотворец svyatnikolaj.ru; Центр Святого Николая www.stnicholascenter.org; Сайт-галерея фотохудожника Дика Оссмана (смотрите еще больше фотографий) и другие.

Миры - древнейший город, заслуживающий внимания благодаря епископу Николаю, впоследствии ставшему святым и чудотворцем. Мало кто не слышал о великом святителе. Сегодня сюда едут поклониться храму, где он когда-то служил, и походить тропами, на которые ступали его ноги. Этот великий христианин имел горячую веру, нелицемерную любовь и ревность по Богу. Чудотворец - именно так его называют, потому что вряд ли можно сосчитать количество чудес, связанных с именем святого Николая…

Славный город

Точно неизвестно, когда Миры Ликийские образовались, но, опираясь на некоторые записи в летописных книгах, можно предположительно сказать, что это пятый век. Сегодня через город проложена новая дорога Каша — Фенике. В районе Кале на 25 км и стоит славный город. Он известен многими событиями, одно из них - это встреча апостола Павла со своими последователями, когда он направлялся в Рим. Это происходило в 60 году, во времена раннего христианства.

Во II веке н. э. город сделался епархиальным центром. В 300 году н. э. епископом Миры стал Николай, уроженец Патары, где он служил до самой кончины в 325 году. После смерти епископ Николай Мир Ликийских был вскоре признан святым, так как Бог прославил его чудесными явлениями у раки. Теперь город стал местом паломничества для верующих.

Поклонение мощам и достопримечательности

В церкви, названной в честь к гробнице зачастую стоит очередь. Это связано с тем, что паломники, преклоняясь мощам, подолгу загадывают желания. Хотя, согласно православной традиции, не нужно по нескольку минут стоять у раки, задерживая других, достаточно поклониться мощам и мысленно попросить святого о заступничестве и помощи.

Желания не должны быть эгоистичными и корыстными, по большому счету, самое важное для христианина - это спасение души. Все просьбы можно высказать в молитве дома, а у раки с мощами лишь попросить не забыть святого то, о чём было сказано в келейной молитве.

Славный город Миры Ликийские имеет много достопримечательностей. Он входит в конфедерацию древней Ликии. Расположен близко к морю. Согласно легенде, у гавани реки Андрак, под названием Андриаке, пристал к берегу апостол Павел перед тем, как отправиться в Рим. Территориально город располагался вблизи с современным турецким городком Демре (Кале - провинция Анталья).

Остатки античности

Название города Миры Ликийские происходит от слова «мирра» — смола благовоний. Но есть и другая версия: город был назван «Маура» и имеет этрусское происхождение. В переводе это значит «место Матери-богини». Но впоследствии оно претерпело фонетические изменения, в результате чего вышло название - Миры. От античного города сохранились развалины театра (греко-римского) и гробницы, высеченные в скалах, уникальность которых заключается в том, что они находятся на возвышенных местах. Это древняя традиция народов Ликии. Таким образом мёртвые должны иметь лучшвозможность попасть на небо.

Будучи крупным городом, Миры Ликийские со времени Феодосия II был столицей Ликии. В III—II столетиях до н. э. она имела право на чеканку собственных монет. Упадок наступил в VII веке. Тогда город был разрушен при арабских набегах и затоплен грязями реки Мирос. Церковь тоже неоднократно разрушалась. Особенно сильно она подверглась разгрому в 1034 году.

Образование монастыря

После византийский император Константин IX Мономах вместе с женой Зоей дали указания построить вокруг церкви крепостную стену и преобразовали её в монастырь. В мае 1087 года итальянские купцы завладели мощами, которые принадлежат пастырю, и перевезли их в Бари. Здесь Николай Чудотворец Мир Ликийских был объявлен святым покровителем города. Согласно легенде, при открытии мощей итальянские монахи ощутили пряный запах мирры.

В 1863 монастырь был выкуплен Александром II. Начались работы по восстановлению. Но вскоре они были остановлены. В 1963 году на монастырской территории проводились раскопки, в результате которых обнаружили цветные мозаики из мрамора — остатки настенной живописи.

Почитание Мир Ликийских чудотворца Николая

Для христиан город имеет особое значение. И этим он обязан православному памятования которого отмечают 19 декабря. Это великий чудотворец, известный своим скорым заступничеством и покровительством для детей. Особенно сирот, путешествующих и моряков. Многим он являлся воочию либо для наставления, либо для помощи. Немало известно историй о чудесах, связанных со святым.

Ещё при жизни пастырь спас одну девушку от позорного замужества из-за долгов отца. А вскоре и её сестёр. Он подкинул мешок с золотыми монетами в окно, когда была ночь. Счастливый отец смог решить все насущные проблемы и уберечь дочерей от замужества ради денег.

Множество людей исцелилось у раки святого. Известен случай усмирения морской бури Николаем и спасения от потопления корабля.

В России случилась история под названием «Стояние Зои». Она произошла во времена СССР. Но здесь Святитель Николай Мир Ликийских проявил себя как строгий ревнитель православия.

Обычаи и современность

В западной традиции святой Николай стал прообразом для создания сказочного героя Санта-Клауса. Его воспринимают как заступника детей, которым он приносит подарки в ночь на Рождество.

Конечно, с точки зрения верующего человека это кощунство над образом святого, который стал чудаковатым, живёт в Лапландии, снимается в рекламе кока-колы и носит красную тужурку. А большинство туристов, посещающих даже не подозревают, что находятся всего в двух часах езды от святого места, где можно помолиться и попросить о самом сокровенном, причем ни одна просьба не останется без внимания.

От былого святого города мало что осталось, ведь современная туриндустрия накладывает мощный отпечаток на все, превращая даже тихие места в своеобразный Диснейленд. Уже на подступах к храму, где служил когда-то архиепископ Мир Ликийских Чудотворец, туристов встречает большой пластиковый Санта, напоминая о новогодних праздниках. Уже дальше, ближе к церкви, стоит фигура Николая Угодника Божия, выполненная в каноническом стиле.

Тихими и умиротворенными эти места можно увидеть в холодное время года. Церковь святого вызывает ощущения вечности. Жаль, что мощи Николая Угодника находятся в Бари.

Экскурсию в Миры предлагают в каждой гостинице на побережье. Стоимость составит 40-60 долларов. Большинство туров предполагает обед и катание на корабле к о. Кекова для просмотра древних развалин.

Личность святого

Сам Николай появился на свет в городе Патары. Его отец и мать — Феофан и Нонна - выходцы из аристократов. Семья Николая была достаточно зажиточной. Но, несмотря на возможность роскошного существования, родители святого были приверженцами богоугодной христианской жизни. До глубокой старости они не имели детей, и лишь благодаря горячим молитвам и обещании посвятить дитя Богу Господь дал им радость быть родителями. В крещении младенца назвали Николай, что значит с греческого — побеждающий народ.

По преданию, с первых дней младенец постился по средам и пятницам, отказываясь от материнского молока. В отрочестве будущий святой показал особое расположение и способность к наукам. Его не занимали пустые развлечения, свойственные сверстникам. Все худое и греховное ему было чуждо. Большую часть времени молодой подвижник проводил за чтением Святого Писания и молитвой.

После смерти родителей Николай стал наследником большого состояния. Однако оно не приносило радости, подобной той, которая присутствует при общении с Богом.

Священничество

Приняв сан священника, Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец проводил ещё более строгую жизнь подвижника. Свои благодеяния архиепископ желал делать тайно, как заповедано в Евангелии. От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезённые ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Несмотря на высокую должность, пресвитер Николай оставался образцом смирения, любви и кротости. Одежда Пастыря была простой, без всяких украшений. Еда святителя была постной, и принимал он её раз в сутки. Пастырь никому не отказывал в помощи и совете. Во времена служения святителя были гонения на христиан. Николай так же, как многие другие, подвергся мучениям и был заточен в темницу по приказу Диоклетиана и Максимиана.

Научный подход

Радиологические исследования подтвердили наличие на мощах признаков, указывающих на то, что Святитель Мир Ликийских находился долгое время в сырости, холоде… И также при радиологических исследованиях останков мощей Николая Чудотворца (1953-1957) было выяснено, что иконографический образ и портретное изображение совпадают с обликом, реконструированным по черепу из гробницы в Бари. Рост чудотворца составлял 167 см.

В достаточно преклонном возрасте (около 80 лет) Николай Чудотворец отошёл к Господу. По старому стилю этот день выпал на 6 декабря. А по-новому — это 19. Храм в Мирах существует и сегодня, но власти Турции разрешают совершать богослужения только один раз в год: 19 декабря.

Рекомендуем почитать

Наверх