Синквейн к слову мировоззрение. Вопрос: Синквейн на тему Философии

Сауна с бассейном 02.05.2024
Сауна с бассейном















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

Образовательные :

  • Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества
  • Показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения.

Воспитательные :

  • Формирование отношения к духовной жизни общества.
  • Воспитание коммуникативности, толерантности в общении с другими.
  • Формирование у учащихся положительного отношения к учению, к знаниям.

Развивающие :

  • Развитие умения осуществлять сопоставления, рационально решать познавательные и проблемные задачи
  • Развитие у учащихся речи, памяти, внимания и восприятия.
  • Уметь применять логические операции: систематизации, обобщения, сравнения, анализ.

Структура урока:

  1. Изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.
  2. Понятия. Духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.

Оборудование.

  • Раздаточный материал с заданиями.
  • Компьютер, проектор, проекционный экран

Ход урока

I. Изучение нового материала

Кадр 1. Посмотрите на изображения на слайде. Они совершенно разные, но есть то, что их объединяет. Обсудите в группе, в чем их единство и сделайте вывод, какова тема урока.

Кадр 2. Значит, мы сейчас с вами будем говорить о духовном мире личности.

Тема урока: Духовный мир личности.

Как вы думаете, в соответствии с темой урока, какую цель мы для себя сегодня должны поставить?

Кадр 3

Цель урока: Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества.

Что же такое духовный мир личности? Давайте посмотрим, что же по этому поводу думали такие люди как Ф.М. Достоевский и Сократ. Работать будем в группах. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте документы и выполните к ним задания.

Группы, первые выполнившие задания карточек №1 и №2, составляют схемы на доске.

Проверка.

Кадр 4

Карточка №1

1. Прочитайте.

Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой- то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.

2. Найдите в списке характеристики Духовного мира личности.

Знания, жизнь, качество жизни, вера, убеждения, физическое здоровье, чувства, благосостояние, социальное положение, способности, ценности, гражданские свободы, стремления.

Сделайте вывод. Как вы понимаете выражение: духовный мир личности?

(Ответ. Духовный мир личности. Знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления.)

Кадр 5

Карточка №2

Прочитайте притчу:

Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия (жизни). Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

Используя слова, дополните Модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждения, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.

Модель духовной личности

Как вы понимаете выражение: духовный мир личности?

Кадр 6

Мы пришли к выводу, что духовный мир личности непосредственно связан с принадлежностью человека к социальной общности и духовной жизни общества.

Философ Федотов писал, “что духовная жизнь отличает человека от других живых существ”. Человека с развитой духовной жизнью обладает духовностью- высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.

Как вы думаете, что является высшими человеческими ценностями?

Кадр 7. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение)

Работая в группах, составьте портрет Патриота и портрет Гражданина. Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различие этих двух понятий.

Кадр 8. Запишите понятия в тетрадь. Патриот – человек любящий свое отечество, предан ему, стремится своими действиями служить его интересам. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах

Патриотизм – это деятельность на благо Родины, обеспечивающая не только ее успех и могущество, но и уважительное отношение к другим народам Гражданственность - это проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности, к другим людям и обществу в целом.

Кадр 9.

Прочитайте отрывок из стихотворения Юрия Визбора “Ночная дорога”.

“Нет дороге окончанья, есть зато её итог.

Дороги трудны, но хуже без дорог”.

Что означают эти слова?

Какой именно жизненный путь выберет человек- это зависит от его мировоззрения, которое влияет на формирование менталитета человека.

Вспомните, какие еще понятия вы знаете:

Что такое мировоззрение?

Что такое менталитет?

Кадр 10

Для того, чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, менталитет выполним задания в группах: (работа с учебником)

Если забыли, что такое синквейн, тезисный план, графическая работа с текстом, можно взять Памятку на столе. Первые, составившие синквейн и схему, выходят к доске.

Проверка. Можно задавать вопросы выступающему на уточнение сообщаемого материала.

1. Слушаем синквейн.

2. Объяснить классификацию типов мировоззрения.

3. Слушаем тезисный план на тему “Менталитет человека”.

II. Проверка нового материала.

Сейчас проверим, как вы усвоили материал по теме "Духовный мир"

Подписали фамилию и имя на чистом листе, лежащем у вас на парте. (варианты заданий раздаются с учетом способностей и возможностей учащихся)

Вариант 2. Обозначьте правильный вариант ответа.

1. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

2. Нормы морали охраняются:

1) государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

4. Какая ситуация регулируется нормами морали?

1) управление машиной в нетрезвом виде

2) принятие на работу с испытательным сроком

3) заявление в суд о разделе имущества между родственниками

4) уважение к старшим

5.“Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это...”.

Вариант 3

1. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

Предмет изучения Наука
1 Власть в обществе А Психология
2 Поведение человека, его индивидуальные особенности Б Экономика
3 Производство и обмен В Политология
2. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
Деятельность Сфера деятельности
1 Создание художественного образа А. Наука
2 Выдвижение гипотез Б. Искусство
3 Эксперимент
4 Формирование чувства прекрасного
5 Новые, достоверные знания

Кадр 11.

Проверяем работу. Без ошибок - “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”

Кадр 12.

Подведем итог:

Почему духовный мир личности является важнейшей ценностью современного общества?

Итоговые оценки за урок выставляются с учетом письменной работы.

Кадр 13.

Домашнее задание.

Параграф 29, вопросы стр. 305-306, (для всех)

Дифференцированно (по выбору):

**Задания стр. 306, : №2 - письм., №3 - устно

***Документ стр.306-307 вопросы

Источники:

1. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания / Г.И. Аверьянова. М.: Эксмо, 2009.

2.Обществознание. Учебник для 11 класса. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. М.: Просвещение, 2008

3.Поурочные разработки по обществознанию: профильный уровень: 11 класс / Е.Н.Сорокина. М.: Вако, 2009.

Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов

Для эффективного управления уроком преподавателю необходима постоянная обратная связь с группой. Как усвоили материал студенты? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими контрольными и самостоятельными работами здесь не ограничишься. На помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие преподавателю получить своевременные сигналы о «работоспособности» студентов на уроке. Одним из эффективных приемов является прием написания синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить имеющиеся знания и осмысление нового.

Синквейн – это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в « вольном » переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Синквейн прост в овладении и применении уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Правила построения синквейна:

1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;

2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;

3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;

4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль - короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;

5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Приведу примеры синквейна, написанные студентами.

Учитель

Добрый, мудрый.

Учит, переживает, надеется.

Понимает проблемы своих учеников.

Наставник.

Время

Бурное, скоротечное,

Изменяется, движется

Из прошлого, через настоящее, в будущее.

Необратимое течение

По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.

Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы , иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Составляя синквейн, каждый студент реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля . Написать его грамотно, не зная темы, невозможно. Например, на вводной уроке по дисциплине основы философии после рассмотрения смысла слова «философия» составляем синквейн:

Философия

Актуальная, социальная

Изучает мир, помогает людям жить правильно, учит думать

Является медициной души

Наставник каждого мыслящего человека

Изучая тему «Мировоззрение. Структура и формы мировоззрения» после рассмотрения состояний, которые формируются на основе мировоззрения - это вера, надежда, любовь, студенты составляют синквейны. Например,

Любовь

Страстная, нежная

Окрыляет, воодушевляет, прощает

Единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается.

Бесценный дар

Любовь

Бескорыстная, безграничная

Помогает, учит, наставляет

Единственное состояние, которое вечно.

Незаменимое сокровище

Синквейн можно использовать для самоконтроля . Если студент легко составит синквейн, то тема усвоена. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие студентом. Впоследствии можно изученную тему повторить, просто вспомнив синквейн.

Можно сделать следующие выводы:

Синквейн – эффективный прием, используемый для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.

Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе служит отличным приемом для развития потенциала студента, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию его внутреннего мира.

Рекомендуем почитать

Наверх