А вы знаете: сюрвейер - это кто? Сюрвейерская компания – что это? Что такое сюрвейерские услуги.

Дымоход 31.03.2024
Дымоход

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».

Сюрвейер (от английского surveyor) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто будучи независимым занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.
Институт сюрвейеров функционирует в системе товаропроизводства, внешней и внутренней торговли и транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Проще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было (или отсутствия таковых), а также к определению качества и количества товаров, их соответствия контрактным или перевозочным условиям и предоставлению письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину события. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой.

Семь раз проверь - один раз отправь

Транспортный процесс - довольно длинная цепочка: отправитель, перевозчик, получатель, а также немалое количество вовлеченных в него на разных этапах смежных структур - товаропроизводитель, фрахтователь, экспедиторы, страховщик, хранилища, гидротехнические сооружения. Необходимость оценки процесса транспортировки груза может возникнуть на самых разных этапах, и зачастую вину за убытки возлагают совсем не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Часто им становится перевозчик, хотя истинная причина может находится совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза. Участие в оценке независимого сюрвейера помогает установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.
За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Не удивительно, что именно иностранные партнеры затребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первой зарегистрированной отечественной сюрвейерской организации потребовалось несколько лет для того, чтобы доказать право на существование - российские производители и торговля долго не хотели понять значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.
Однако декларация независимости не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.
Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирмы являются и сюрвейерами, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Груз любит счет

Всем участникам торговой сделки и транспортного процесса понятно, насколько важны операции по определению количества грузов, и если тарно-штучные грузы можно просто пересчитать, то для массовых грузов требуются особые технологии подсчета.
При взвешивании грузов вагонами, автомашинами, контейнерами на специальных весах требуется много времени и значительные трудозатраты. Согласно теории ошибок, абсолютно точное измерение чего бы то ни было вообще невозможно, следовательно в каждом взвешивании имеет место некоторая ошибка, которая накапливается с увеличением количества взвешиваний, а значит появляется и возможность обмана. Именно для того чтобы обеспечить добросовестность этих операций при погрузке и выгрузке, нужна независимая сторона - сюрвейер.
Существенно уменьшить ошибку повагонного взвешивания и исключить всякую недобросовестность позволяет технология определения веса груза по осадке судна, так называемый "драфт сюрвей", то есть определение веса судна в начальном и конечном состоянии при погрузке и выгрузке. Существующий международный норматив точности этого метода составляет 0,1% от общего количества груза; таким образом, при судовой партии, например, в 48 тысяч тонн ошибка составит всего 48 тонн, что почти в два раза меньше, чем при повагонном взвешивании. К тому же "драфт сюрвей" занимает порядка 1 часа, а повагонное взвешивание этого же количества груза при хорошей организации - не менее 30 часов.
Другая серьезная проблема - это сохранность транспортируемого груза. Поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к нему производится установка пломб на грузовые трюмы, контейнеры, трейлеры, отдельные грузовые места и т.д. Однако большое значение имеет не только наличие самих пломб, но и правильность их постановки, а практика показывает, что именно этот момент зачастую вообще не учитывается. Поэтому такую операцию лучше выполнить независимому сюрвейеру, так же как и удостовериться в сохранности пломб на конечном этапе доставки груза.
Для сохранности количества и качества грузов в процессе транспортировки очень важно точное соблюдение технологий обращения с ним. Выполняется это требование далеко не всегда, не везде и не всеми. Причины могут быть самыми разными: это и отсталость технологий, и недостаточная квалификация работников, и просто безответственность, но так или иначе все приводит к одному результату - убыткам грузовладельца, и подчас весьма существенным.
Крайне важно, учитывая большую номенклатуру грузов, размещаемых, например, на судне, соблюсти технологию их укладки, крепления и совместимости. Специалистам известно, что большое количество груза, собранного в ограниченном пространстве, скажем, в трюме, и находящегося в условиях вибрации, качки, при этом с возможными перепадами температуры и влажности, ведет себя совсем иначе, чем в обычных условиях. Квалифицированный сюрвейер, работая в режиме постоянного наблюдения весь период погрузки судна, может установить, на каком этапе произошло повреждение груза, а самое главное - помогает грузовладельцу предупредить возможные убытки.
Поскольку, как мы уже говорили, в транспортом процессе задействованы многие, то на разных этапах у некоторых участников может возникнуть соблазн преувеличить размер повреждений. Для предотвращения такой формы мошенничества независимый сюрвейер устанавливает факт, характер, размер и, если это необходимо, причину повреждения или, что не менее важно, отсутствие таковых на момент инспекции.
Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстрарасходов.
Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: на отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.
Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Сюрвейер - слово, которое знает не каждый российский предприниматель. Можно сказать, что в русском языке оно синонимично слову «эксперт». Институт сюрвейеров уже давно функционирует в системе торговли, товаропроизводства и транспортировки грузов от отправителя до адресата. Причём данный процесс проходит через все звенья транспортной цепочки. Сюрвейерские услуги - это установление факта, характера и размера повреждения груза, а также определение количества и их соответствия перевозочным или контрактным условиям. В некоторых случаях от эксперта требуется установить обстоятельства происшествия и восстановить полную картину событий.

Специфика работы

Транспортный процесс представляет собой цепь, состоящую из многочисленных звеньев. Помимо основных трёх - получателя, перевозчика и отправителя, она включает и ряд дополнительных - хранилища, экспедиторов, фрахтователя, страховщика, товаропроизводителя, Потребность в оценке транспортировки товара может возникнуть на любом из этапов перевозки. И очень часто случается, что наказание за убытки несёт вовсе не виноватый участник процесса. Для выявления ответственного за убытки и существуют сюрвейерские услуги. Это ряд действий проводимых независимым экспертом с целью установки, как источника денежных потерь, так и причин возникновения этого события.

История появления

За рубежом страховые компании, а также арбитражная и судебная практика уже давно пользуются услугами сюрвейеров. Причём обязательно, чтобы они были независимыми и не могли преуменьшить или преувеличить возможные потери.

Скорее всего, в нашей стране так никогда бы и не появились сюрвейерские услуги. Это была инициатива иностранных партнёров, интересы которых столкнулись с российскими на морских границах. Первая отечественная сюрвейерская компания несколько лет доказывала своё право на существование. Российские производители и торговцы очень долго не могли осознать значимость подобных услуг. Понимание их важности пришло с разбором первых прецедентов в зарубежных судах. Тогда стало понятно, что для победы в деле необходимо подкреплять собственные доводы какими-либо доказательствами.

Драфт сюрвей

Все участники транспортного процесса особо подчёркивают важность определения количества грузов. Тарно-штучные грузы легко пересчитать, а вот с массовыми возникает проблема. Взвешивание на специальных весах контейнеров, автомашин, вагонов и т. п., требует много времени и значительных трудозатрат. В каждом взвешивании велика вероятность ошибки, которые со временем накапливаются, предоставляя недобросовестным участникам сделки возможность для обмана. Для обеспечения добросовестности подобных операций и требуется оказание сюрвейерских услуг.

Существует технология, позволяющая исключить обман при взвешивании. Называется она «драфт сюрвей». Её смысл в том, что взвешивается само судно до погрузки и после. При этом вес груза определяется с точностью до 0,1 процента.

Сохранность груза

Это одна из самых распространённых причин того, почему участники транспортного процесса заключают договор сюрвейерских услуг. Чтобы избежать к грузу, нужно установить пломбы на трейлеры, контейнеры, трюмы и т.д. Но важно не столько наличие пломб, сколько правильность их постановки. А профессионально выполнить эту процедуру может только независимый сюрвейер. На конечной стадии доставки груза он лично удостоверится в сохранности пломб.

Сертификация

Во многих фирмах данная процедура входит в сюрвейерские услуги. Это получение от эксперта подписанного сертификата, в котором тот удостоверяет, что например груз закреплён и уложен в соответствии с международными стандартами. Следовательно, он полностью безопасен для корабля и не будет повреждён во время морской перевозки. Всё это делается как в интересах страховщика (или грузовладельца) во избежание непомерных расходов, так и в интересах грузоперевозчика для освобождения ответственности за целостность груза.

Рынок страховых услуг довольно давно стал популярным в мире, в нашей стране. Однако не все термины, с ними связанные, широко известны, несмотря на свою распространенность. Сюрвей, сюрвейер - кто это? Ответ знают немногие. Так давайте определимся с этой профессией, конкретной областью ее деятельности?

Сюрвейер - это...

Словари дают множество определений профессии, которые различаются лишь в некоторых частностях. Представим их - и общие, и более специфические. Сюрвей, сюрвейер - это:

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

  • эксперт;
  • сюрвейтор;
  • инспектор;
  • оценщик;
  • сюрвайер.

Популярны также и следующие определения профессии:

  • Драфт-сюрвейер. Специалист, который определяет вес погруженного или выгруженного объекта (объектов) по осадке судна.
  • Независимый сюрвейер. Фактически тот же эксперт, что и просто сюрвей. Незаинтересованный инспектор, который может составить объективный акт.

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

Главный принцип работы страхового сюрвейера - независимое и компетентное рассмотрение вопроса, основанное только на лично увиденном. Деятельность эксперта разделяется на два этапа:


Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:


Сюрвейерские компании

Мы разобрали, кто это - сюрвейер. В мире также распространена деятельность и одноименных фирм. Они осуществляют сюрвейерские услуги - осмотр объекта страхования с целью выявления каких-либо частностей, влияющих на стоимость страховки, условия взаимодействия сторон (страхователя и страховщика). По большей части такие фирмы работают на страховые компании.

Велик объем специальных сюрвейерских организаций, которые проверяют сырьевые товары, предназначенные для международной торговли. Они определяют качество и число товара, а также пригодность перевозчиков к транспортировке такого груза.

Популярен и вид услуг, называемый Full Outturn Guarantee. Здесь сюрвейерская компания фактически берет на себя миссию страховщика. Она компенсирует риски недодачи грузов между этапами погрузки, перевалки и выгрузки.

Сюрвей в России

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

  • Отдельные страховые компании создают собственные сюрвейерские фирмы, скрывая данный факт. Или же возлагают данную обязанность на своих сотрудников. Здесь теряется важный аспект работы сюрвейера - независимость и незаинтересованность.
  • В России отсутствуют акты законодательства, регулирующие подобную деятельность. Отсюда практически ненужные дорогостоящие услуги, стандарты неизвестных источников.

Сюрвейером первоначально считался специалист, дающий оценку морским грузам. Затем профессия стала пониматься более широко. Сегодня сюрвейер - это инспектор, эксперт, оценщик страховой (или отдельно сюрвейерской) компании, круг обязанностей которого весьма внушителен.

В современной практике российские предприниматели все чаще стали пользоваться сюрвейерскими услугами. Однако многие наши бизнесмены имеют самое отдаленное представление о том, чем конкретно занимаются люди, которые их оказывают. Разберем этот вопрос подробнее.

Кто такой сюрвейер

Если обратиться к нашему «великому и могучему», то близким по значению будет слово эксперт. Значит, сюрвейер - это человек, который в чем-то может профессионально разбираться? Да, это так.

Представители данной профессии проводят детальный, объективный, а главное, независимый анализ всех обстоятельств дела, чтобы впоследствии можно было определить, имел ли место в действительности тот или иной факт. Также по инициативе физических и юридических лиц они подготавливают рекомендации в лицензируемых областях деятельности.

Немного истории

В эпоху господства коммунистического строя полномочиями сюрвейеров были наделены следующие структуры: Институт аварийных комиссаров, экспертные советы при ТПП (торгово-промышленной палате), Союзэкспертиза.

С распадом СССР вышеуказанные учреждения постепенно перестали выполнять экспертную функцию.

Первые сюрвейерские организации после «победы демократии» в стране сформировались в конце нулевых годов. Причем произошло это в крупных городах, имеющих морские порты. В то время компетенция экспертов ограничивалась расследованием страховых случаев на водном транспорте. В настоящее время сюрвейер - это профессионал во всех областях страхования.

Зачастую экспертные учреждения сегодня создаются при различных министерствах, ведомствах, научно-исследовательских институтах.

Необходимо отметить, что сегодня сюрвейерские организации успешно функционируют во многих крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и прочих.

Принцип независимости является главным

В своей работе сюрвейер должен руководствоваться принципом независимости. Другими словами, ни одно экспертное учреждение не должно быть подконтрольно государственным структурам. К сожалению, в российской практике бывает обратное, поэтому иностранные судебные инстанции порой не принимают в качестве доказательств отчеты, подготовленные нашими сюрвейерами.

Обязанности

Прежде всего, сюрвейер - это эксперт в анализе и проверке обстоятельств страховых случаев, таких как утрата, порча имущества, причинение ущерба здоровью, возникновение наводнения, пожара и так далее. Он координирует процесс осмотра места происшествия (организует спасение людей, вызывает специалистов, фиксирует имеющиеся повреждения). Кроме этого, сюрвейер - это главный консультант, к мнению которого должны прислушиваться собственники морских судов и те, кто ими управляет. Однако это не весь перечень должностных обязанностей, которые выполняет эксперт. Он занимается сбором доказательств с целью установления причин катастроф и аварий, изучает судовые записи, исследует отчеты водолазов, опрашивает свидетелей, проверяет сводки погоды. И на заключительном этапе работы эксперт садится за отчет.

Также услуги сюрвейера включают выдачу сертификатов на груз. Это документ, который подтверждает, что в трюмах груз уложен и закреплен надлежащим образом, а это значит, что он доедет до пункта назначения в целости и сохранности, не нанеся при этом никакого вреда транспортному средству.

Законодательная база нуждается в серьезной доработке

К сожалению, на законодательном уровне деятельность сюрвейерских организаций до конца не отрегулирована. Субъекты гражданских прав руководствуются исключительно ведомственными нормативно-правовыми актами.

Безусловно, страховой сюрвейер создает определенную конкуренцию, однако на внутреннем рынке отсутствует правило, которое обязывало бы участников рынка прибегать к услугам вышеуказанных экспертов. Хотите - приглашайте его, а хотите - нет. Как говорится, дело добровольное. В случае возникновения проблем с грузоперевозками владельцам судов зачастую не нужен никакой эксперт. Страхование в нашей стране пока развито слабо, поэтому они предпочитают улаживать конфликт самостоятельно.

К сожалению, на практике сюрвейер выступает в качестве обычного посредника, который выполняет не свойственную ему работу: он и консультант, и провайдер, и оценщик, и страховщик, и туроператор.

Тем не менее, данный сегмент рынка плавно развивается в нашей стране, и сюрвейерские услуги пользуются все большим спросом в предпринимательской среде.

Рекомендуем почитать

Наверх