Розанов, Василий Васильевич – биография. Розанов, Василий Васильевич – биография Произведения розанова

Строительство  09.05.2024
Строительство 

Василий Розинов - №15 в топ-50 самых богатых казахстанцев и №10 в списке самых влиятельных бизнесменов страны - родился, рос, получал высшее образование и дорастал до главного зоотехника животноводческого совхоза в одном и том же месте, в Кустанайской области. Здесь же с малого предприятия (кажется, тогда это называлось ЧМП) «Иволга» в 1992 году началась история холдинга, головной офис которого и по сей день находится в Костанае - несмотря на то что активы компании в России давно сравнялись, если не превзошли казахстанские (несколько лет назад Василий Розинов возглавлял в соседней стране рейтинг крупнейших российских землевладельцев).

Василий Розинов не просто хозяин и генеральный директор холдинга «Иволга», он - глава клана. Говорят, даже название компании собрано из первых букв имен ближайших родственников. Два брата и зять - заместители генерального директора, сестра возглавляет юридическую службу, во главе стратегического зернового департамента - сын, учредитель аффилированной Зерновой страховой компании - дочь.

А еще он меценат и благотворитель - создал и возглавил в Костанае Клуб меценатов и завел в компании департамент культуры, который содержит и обеспечивает кадрами сельские дома культуры во всех регионах, где работает «Иволга».

Безусловно, империя

Из данных, которые ТОО «Иволга-Холдинг» открывает о себе, известно, что обрабатываемых сельхозугодий у него по обе стороны казахстанско-российской границы более 1,5 млн га. По собственной же оценке, «компания управляет одной из самых мощных элеваторных сетей в России и Казахстане», в ее составе 31 элеватор, из которых 20 - на территории РК, в Костанайской области. Общая емкость терминалов для хранения зерна более 3 млн тонн. Для сравнения: вместимость всех 40 лицензированных хлебоприемных предприятий в одной из самых хлебородных областей, Костанайской, - 3,7-4 млн тонн. Компания экспортирует зерно в Афганистан, Грузию, Узбекистан, Таджикистан, на Украину, в Турцию, Египет, РФ.

Розинов купил в Костанае бывшее здание ВТБ за 48 млн тенге и подарил его партии

Английская Telegraph сравнивает «Иволгу» с крупнейшей в Западном полушарии аргентинской El Tejar, однако латиноамериканцы обрабатывают лишь 1,1 млн га.

Кроме того, «Иволга» - трейдер нефтепродуктов с почти 20-летним стажем, давно является одним из основных операторов по поставке в свой регион ГСМ по льготным ценам. Всю область, за исключением двух-трех южных районов, покрывает сеть из 55 «иволговских» АЗС. ТОО владеет несколькими нефтебазами, общая емкость терминалов - 150 000 куб. метров.

Вообще, если на карте Костанайской области отметить флажками все населенные пункты или хотя бы районы, где так или иначе присутствует ТОО «Иволга-Холдинг», то картина получится более чем впечатляющая. Только зерновые ТОО возделывает в 12 районах из 16. В последние годы область сеет в среднем около 4 млн га зерновых, около 700 000 га колосятся под крылом «Иволги». Еще она занимается овощами, животноводством, грузоперевозками, производством продуктов питания, стройматериалов и пластиковых окон, поставками сельхозхимии, владеет 10 мельницами (в области - 16) и собственным авиапредприятием почти в 60 бортов.


Если уж в Костанайском регионе вы все-таки попадете туда, где вроде бы нет ничего «иволговского», оглянитесь - наверняка отыщете торговый дом под фирменным «гербом», одновременно напоминающим птицу и элеватор.

Под масштабное полотно так и просится подпись: «Армия прочно закрепилась на всех ранее занятых плацдармах».

Если выдвинуться за пределы Казахстана, то можно говорить о наступлении в направлениях Курска, Оренбурга, Челябинска, Краснодара и, по некоторым данным, Подмосковья. Масштабы присутствия в российских регионах - те же. В каждой области, где гнездится эта птица, у нее своя нефтебаза. «Иволговские» ООО называют в губерниях крупнейшими сельхозформированиями. Так, компания «Оренбург-Иволга» имеет в семи районах 12 предприятий, которые объединили 30 бывших колхозов.

В Курской области за «Иволгой» 15 агрообъединений в 12 районах. Она владеет здесь также тремя сахарными заводами, реанимировала старейший в области молочный комбинат. Только КРС у компании в России - более 30 тыс. голов, и это в основном племенной скот.

Облетает свою империю Василий Розинов на Як-42, который в экономварианте может взять на борт 120 пассажиров.

Количество работающих в агрохолдинге сопоставимо со штатной численностью такого гиганта, как ENRC. К слову, Розинов внешне (фотография этого не передает) очень похож на Александра Машкевича, немалая часть активов которого тоже сосредоточена в Костанайской области. До курьезов. Во время открытия железной дороги Алтынсарино - Хромтау с участием Нурсултана Назарбаева одна из местных журналисток, шарахнувшись от соповца, оказалась в объятиях стоявшего позади бизнесмена. «Извините, Василий Самойлович», - обернулась она и только после того, как галантный спаситель рассмеялся, поняла, что это Машкевич.

Бизнес-геометрия «Иволги» - это, безусловно, пирамида. Форма существования - империя. Принцип управления - единоначалие. Все нити от широченного основания сходятся к вершине управляющего офиса - единственному учредителю компании Василию Розинову.

Сквозь глянец

Казахстанские и российские СМИ пишут об «Иволге» и ее хозяине, как о покойнике, - хорошо или ничего. За 20 лет существования компании ни одного заметного скандала в прессе.

Несанкционированная разговорчивость в «Иволге» категорически не приветствуется. Интервью, которые изредка дает сам Василий Розинов, никогда не содержат острых вопросов и выглядят на 100% имиджевыми. В Казахстане он выступает лишь на страницах «Казахстанской правды» и в собственных СМИ (ему принадлежит бывшая областная газета «Костанайские новости», областной телеканал «Алау» и бывшая областная типография с филиалами в большинстве районов ТОО «Костанайполиграфия»). Эти СМИ достались «Иволге» уже раскрученными проектами, а вот собственные проекты - рекламно-деловой журнал «Бизнес-Премьер» и аграрная газета «Костанайский вестник» - не пошли.

Единственный раз Розинов обратил на себя внимание «не той» прессы - республиканская газета «Время» написала, что хозяин «Иволги» купил в 2010 году здание разорившегося Валют-Транзит Банка за 48 млн тенге (оценочная стоимость составляла 78 млн тенге, а ВТБ, по документам, оно в свое время обошлось в 500 млн тенге) и подарил его костанайскому филиалу партии «Нур Отан». Но в этом как раз ничего удивительного нет: Василий Розинов входит в бюро правящей партии и был «пламенным нуротановцем» еще тогда, когда эта партия называлась просто «Отан». Именно ему принадлежит вызывавшая в свое время бурные аплодисменты фраза: «Пусть «Отан» станет политической опорой «Атамекена», а «Атамекен» - экономической опорой «Отана».

Коллеги-конкуренты тоже неразговорчивы. Один из крупных костанайских зерновиков, начинавший примерно в то же время, что и «Иволга», сначала расписался в уважении к Василию Самойловичу, а затем сказал, что не желал бы вообще «светить» себя в публикации на такую тему.

В связи с этим история «Иволги» отглянцована до максимума. На сайте компании говорится, что первые четыре-пять лет (то есть до второй половины 1990-х. - Прим. ред.) фирма занималась «поставками товаров народного потребления», нефтепродуктов, зерна. Затем трейдеру понадобились элеваторные мощности, а с 1997 года компания занялась сельскохозяйственным производством (практически этими же словами начинается большинство интервью Розинова и статей об «Иволге»).

Один из товаров народного потребления - подержанные иномарки из Германии (мать Василия Розинова - из репрессированных немцев). Из этого позже вырос трейдинг нефтепродуктами. Вот как пишет об этом периоде «Иволги» «Казахстанская правда»: «Василий Розинов не рванул, как большинство немцев (и не только их), на историческую родину, а попытался поставить собственное дело на родине фактической. Как-то раздал солярку хозяйствам в счет будущего урожая, а те оформили ему в залог технику... Неурожай, зерна нет, Розинов остался с раздолбанными тракторами и комбайнами. Но этот бизнесмен, затянув потуже пояс, вновь выдает солярку на посевную! Только теперь хозяйства работают и на технике, принадлежащей «Иволге»…

В том году хозяйство вернуло с урожая свои затраты. А с крестьянами нашли взаимовыгодное решение: работать впредь в составе единого холдинга, который будет просчитывать всю стратегию и тактику производства от обеспечения горючим до реализации зерна. Так по логике рынка Василий Самойлович стал видным земледельцем».


Не так благостно выглядит большой передел 1990-х в исследовании «Адаптация зернового подкомплекса к рыночным условиям хозяйствования», посвященном Костанайской области. «Завышение бартерных соотношений за дизельное топливо с доставкой в отдаленные районы доходило до соотношения 1 тонна ГСМ к 3,5-7 тоннам пшеницы 3-го класса будущего урожая. Удельный вес зерна, израсходованного на подобные разорительные сделки хозяйств, в 1996-1998 гг. доходил до 80-100 и даже более процентов и только в 1999-2000 гг. снизился до 35-50%... Многие хозяйства работали в долг, теряя фонды и права собственности. Подобные инвесторы, получив зерно в несколько раз дешевле его реальной цены, при невмешательстве государства активно демпинговали на внутреннем и внешнем рынке... Форма расчета «зерном будущего урожая» стала «черной меткой» отечественного агробизнеса», - говорится в нем.

Кадровое ГЧП

Розинов родился в селе Большое Федоровского района Костанайской области. В 2011 году село отметило 100-летие, празднование финансировала «Иволга». Розинов обещал построить там клуб, жилье, ферму. Строительство начато.

Последний первый секретарь Федоровского райкома Компартии Валерий Шебеда заканчивал карьеру в «Иволге» директором строительного департамента, осуществлял общее руководство подразделениями компании в двух районах.

И это не единственный представитель власти в «Иволге» - здесь работали и работают вчерашние «красные» директора, акимы районов и городов - бывшие и будущие. Акимат областного центра, например, в свое время возглавил директор одного из «иволговских» департаментов Жомарт Нургалиев (сейчас аким Аулиекольского района, где холдинг представлен несколькими ТОО). А бывший аким Костанайского района Василий Куц теперь возглавляет принадлежащий «Иволге» завод «Агротехмаш».

Все кадровые вопросы по менеджменту проходят через Василия Розинова.

Интересно, что Василий Розинов никогда не был депутатом не только парламента, но даже местного маслихата. Сын и зять пошли в представительную власть на уровне города и области, когда обоим и 30 лет не было (правда, остаются там незаметными). А глава холдинга избрал для себя другие каналы влияния. Он - член Зерновых союзов России и Казахстана, независимый директор «КазАгро», про «Нур Отан» и «Атамекен» уже говорилось.

Похоже, Василий Розинов обладает особым талантом поддерживать хорошие отношения не только с исполнительной властью, но и со всеми, с кем соприкасается в бизнесе. Так, например, в Курганской области компания поначалу собиралась заниматься только зерном. Но тут как раз одна из российских компаний не смогла рассчитаться с казахстанским Банком ТуранАлем. Получив заложенные сахарные заводы, банк предложил их своему давнему клиенту - «Иволге». «Банк предложил нам приобрести их со значительной скидкой и предоставил льготные условия кредитования. Какие точно, не знает никто, кроме меня и банка», - рассказывает об этом Василий Розинов. Так в 2005 году «Иволга» стала хозяином курских сахарных заводов Беловский, Золотухинский, «Сахар-инвест», а также «Грибановский сахар» в Воронежской области. Все эти активы и прилагающиеся к ним сельхозблоки обошлись холдингу в $75 млн.

Минутная слабость

По некоторым данным, объем реализации холдинга в Казахстане в 2012 году составил $307 млн. Сама компания не раскрывает свои финансовые показатели. По некоторым данным, в 2010 году «Иволга» столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. В начале 2011 года, как сообщает английская The Telegraph, «Иволга» вела переговоры с RBS о реструктуризации $300 млн кредита, взятого в 2007 году.


Годом раньше, по данным издания, холдинг обратился в ряд инвестиционных банков Европы и России с просьбой найти покупателя на долю в компании (контроль при этом должен был остаться у Розинова). Ангус Селби, ответственный за инвестиции в сельское хозяйство в лондонском хедж-фонде Altima Partners, считал тогда, покупателя найти будет нелегко ввиду высоких климатических и политических рисков, а также потому, что «компания является крупнейшей в мире, но имеет очень низкую производительность». (Возможно, по стандартам Западного полушария. - Прим.ред.) Проблемы «Иволги» Селби объяснил крупными покупками на вершине рынка и последующей продажей зерна в пору резкого падения цен.

Скорее всего, Розинову не удалось тогда найти стратегического партнера - в последних интервью он вновь говорит о себе как о единственном собственнике «Иволги».

Неизвестно, чем закончилась история с реструктуризацией, но в конце 2011 года Евразийский банк развития подписал с ТОО «Иволга-Холдинг» кредитный договор на сумму порядка $50 млн. Несмотря на вызывающую несовременность управленческих и организационных схем, холдинг «Иволга», похоже, пережил свой первый кризис достаточно дееспособным для того, чтобы наращивать объем трейдинга по всем направлениям, расширять сеть элеваторов в России, закупать маслоэкстракционные заводы и начинать производство биотоплива. «Трудности становления для нее уже позади», - оптимистично утверждает «Иволга» на своем сайте.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919), русский мыслитель, прозаик, публицист, литературный критик. Родился 20 апреля (2 мая) 1856 в Ветлуге Костромской губ. в семье лесничего. Рано осиротел, детство прошло в нищете. Иждивением старшего брата окончил гимназию в Нижнем Новгороде и поступил на филологический факультет Московского университета, который окончил в 1880. До 1893 был учителем истории и географии в гимназиях Брянска, Ельца и г.Белого (Смоленской губ.). Учительская среда оказалась совершенно чуждой и даже враждебной Розанову, преподавание тяготило его, мешало писательству - естественному следствию его умственного развития еще в университетские годы.

Согласно Автобиографии (1890), важнейшим импульсом этого развития послужили сочинения Д.С.Милля, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и западноевропейских вульгарных материалистов. Целиком в этом русле написана первая статья Розанова Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни, в 1881 отвергнутая журналом «Русская мысль» «по причине тяжелого слога». Зато другое его «небольшое исследование» Об основаниях теории поведения удостоилось университетской академической премии и явилось зародышем «сплошного рассуждения на 40 печатных листов» О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. Оно вышло в Москве в 1886 и не имело ни малейшего резонанса в научно-философских кругах - по-видимому, было сочтено дилетантским умствованием, поскольку в нем предлагался полный пересмотр познавательной деятельности в качестве комплексного интеллектуального переживания.

Только оканчивая жизнь, видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником.
(ЖИЗНЬ)

Розанов Василий Васильевич

Философические устремления Розанова постепенно сменялись религиозными, о чем свидетельствуют его насыщенные полемикой статьи Органический процесс и механическая причинность (1889); Отречение дарвиниста (1889) - против проф. К.А.Тимирязева; Место христианства в истории (1890), Цель человеческой жизни (1892), Красота в природе и ее смысл (1894). Репутации философа они Розанову не создали, но помогли свести знакомство с Н.Н.Страховым и К.Н.Леонтьевым, а те открыли ему дорогу в консервативную журналистику - он стал одним из ведущих авторов новообразованного в 1890 журнала «Русское обозрение», издававшегося на личные средства Александра III при кураторствеК.П.Победоносцева. Свое публицистическое творчество 1890-х годов Розанов именовал «Катковско-Леонтьевским периодом». Он регулярно публиковался в «Русском вестнике», «Вопросах философии и психологии», «Биржевых ведомостях», «Московских ведомостях» и особенно в газете А.С.Суворина «Новое время» - штатным сотрудником этого издания Розанов стал в 1898. До этого он, оставив гимназическое преподавание и переехав в Санкт-Петербург, несколько лет служил чиновником Центрального управления государственного контроля («Служба была так же отвратительна для меня, как и гимназия»).

К началу 1900-х годов Розанов создал себе прочную репутацию плодовитого и яркого консервативного журналиста. Большая часть его многочисленных статей этого периода собрана в книгах Сумерки просвещения (1899), где на базе собственного опыта Розанов обличает российскую систему школьного образования; Природа и история (1899), Религия и культура (1899), Литературные очерки (1899). Однако главным и наиболее известным его сочинением стала опубликованная в 1891 в «Русском вестнике» и вышедшая несколькими отдельными изданиями (с приложением двух этюдов о Н.В.Гоголе) Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критического комментария. Творчество и личность Достоевского изначально привлекали Розанова, и это предопределило не только его критическую репутацию, но и личную судьбу: чтобы лучше понять любимого писателя, Розанов женился на его бывшей любовнице, А.П.Сусловой (1839-1918), которая, изуродовав жизнь супругу и бросив его, не пожелала дать ему развода, и второй - счастливый - брак Розанова оставался в глазах церкви и государства незаконным со всеми вытекающими отсюда прискорбными последствиями. Легенда же положила начало изучению религиозных аспектов творчества Достоевского, хотя в ней речь идет не о самих произведениях, а о восприятии их содержания (о «понимании» литературы, формирующем мировоззрение), как и в других литературно-критических статьях Розанова, начиная с нашумевшего программного цикла Старое и новое (1892), где полемически мотивируется отказ от «наследства 60-70 годов».

К началу 1900-х годов мировоззрение Розанова вполне сформировалось: «понимание» в целом было предрешено и постоянно расширялось тематически, в принципе не имея пределов. Однако «пониманию» этому, на его собственный взгляд, недоставало органичности, которая требовала слияния мышления с бытом: именно он признавался «сферой целостного существования личности» (Н.Розин). Быт одушевляла стихия пола и скрепляли семейные узы. Соответствующие размышления и соображения Розанова, нередко спонтанные, вдохновили его статьи, собранные в двухтомнике Семейный вопрос в России(1905), а также, по собственным его словам, «главную идейную книгу» В мире неясного и нерешенного, вышедшую к 1904 двумя изданиями.

Его собственная мучительная семейная ситуация (брачное сожительство, по церковным понятиям считавшееся блудом) спровоцировала напряженные размышления о значении и роли российской церковности (двухтомник Около церковных стен, 1907). Попытку решающего обобщения религиозной проблематики представляют книги Розанова Темный Лик (1911) и Люди лунного света(1912), где в сексуальном ключе выявляется и оценивается «метафизика христианства» и доказывается несостоятельность христианской религии с точки зрения обустройства обыденной жизни. Однако, по-видимому, неправомерно объявлять Розанова, как это делалД.С.Мережковский, подобным Фр.Ницше «антихристианином». Следует учитывать и его нарочитое тяготение к крайностям, и характерную амбивалентность его мышления. Так, ему удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом; революционные события 1905-1907 он считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций - выступая в «Новом времени» под своей фамилией как монархист и черносотенец, он под псевдонимом В.Варварин выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения.

Закономерной кульминацией творчества Розанова явились его сочинения необычного жанра, ускользающего от строгого определения, однако укорененного в его журналистской деятельности, предполагавшей постоянную, как можно более непосредственную и вместе с тем выразительную реакцию на злобу дня, и сориентированного на настольную книгу Розанова Дневник писателя Достоевского. В опубликованных сочинениях Уединенное(1912), Смертное (1913), Опавшие листья (короб 1 - 1913; короб 2 - 1915) и предполагавшихся сборниках В Сахарне, После Сахарны, Мимолетное и Последние листьяавтор пытается воспроизвести процесс «понимания» во всей его интригующей и многосложной мелочности и живой мимике устной речи - процесс, слитый с обыденной жизнью и способствующий мыслительному самоопределению. Этот жанр оказался наиболее адекватным мысли Розанова, всегда стремившейся стать переживанием; и последнее его произведение, попытка осмыслить и тем самым как-то очеловечить революционное крушение истории России и его вселенский резонанс, обрела испытанную жанровую форму.

Его Апокалипсис нашего времени публиковался невероятным по тому времени двухтысячным тиражом в большевистской России с ноября 1917 по октябрь 1918 (десять выпусков). Характерно, что этот реквием по российскому государству и русской культуре первоначально мыслился как периодическое издание статей на темы политические, религиозные и общекультурные под общим заглавием Троицкие березки: «так, какую-нибудь ерунду, и вдруг - раз, мысль, два - мысль. Разрослось чудище...» (Розанов - Ткаченко, 1918, 31 марта). Жанр оправдал себя: Апокалипсис оказался редкостным и бесценным художественно-историческим свидетельством очевидца и мыслителя, погребенного под обломками рухнувшей империи.

Вот и совсем прошла жизнь... Остались немногие хмурые годы, старые, тоскливые, ненужные...
(ЖИЗНЬ)

Розанов Василий Васильевич

Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова стала его метафизика пола. В 1898 в одном из писем он формулирует свое понимание пола: «Пол в человеке - не орган и не функция, не мясо и не физиология - но зиждительное лицо... Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее - из Него и от Него». Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия. «Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, т.е. что это загадка рождающегося пола». В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, «ночной» сфере человеческого бытия: в сфере половой любви.

Розанов Василий Васильевич (1856- 1919), писатель и религиозный философ.

Родился 2 мая 1856 г. в Ветлуге. Рано потерял отца и мать, воспитывался старшим братом Николаем. После окончания гимназии Розанов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Ещё в студенческие годы он женился на А. П. Сусловой, женщине значительно старше его, бывшей возлюбленной Ф. М. Достоевского.

В 1882 г., завершив обучение, Розанов получил место учителя истории и географии в Брянской прогимназии. Здесь он написал первое крупное философское произведение - трактат в 737 страниц «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки и цельного знания». Книга была издана в Москве в 1886 г., но критики практически не заметили её.

В том же году от Розанова ушла Суслова, не дав при этом формального разрешения на развод. В 1887 г. Василий Васильевич был переведён преподавателем в Елецкую гимназию. В Ельце он познакомился с В. Д. Бутягиной, ставшей в 1891 г., после тайного венчания, его второй женой. Во время работы в Елецкой гимназии Розанов начал публиковать в журналах статьи, заинтересовавшие писателя-славянофила Н. Н. Страхова и профессора С. А. Рачинского.

Благодаря их помощи он в 1893 г. сумел получить место чиновника особых поручений 7-го класса в Государственном контроле и переехал с семьёй в Петербург. В столице продолжил сотрудничать с редакциями, а в 1899 г. вообще оставил государственную службу ради журналистики.

Главный редактор газеты «Новое время» А. С. Суворин предложил ему место постоянного сотрудника. Постепенно известность Розанова росла. Укрепило её появление ряда книг и критических сборников («Легенда о Великом Инквизиторе», 1894 г.; «Сумерки просвещения», «Литературные очерки», оба 1899 г.; «Природа и история», 1900 г.; «Религия и культура», «В мире неясного и нерешённого», оба 1901 г.; «Семейный вопрос в России», 1903 г.). Скандальную славу писатель приобрёл после публикации статей с резкими нападками на историческое христианство и обоснованием исключительной роли пола в развитии человечества.

Позже эти работы вошли в сборники «Около церковных стен» (1906 г.); «Тёмный лик: метафизика христианства», «Люди лунного света» (оба 1911 г.). Шум вызвали и обвинения Розанова в «беспринципности», когда выяснилось, что он, будучи сотрудником правой газеты «Новое время», под псевдонимом В. Варварин печатался в либеральных изданиях, вроде «Русского слова».

Репутация возмутителя спокойствия окончательно утвердилась за Розановым после выхода книг «Уединённое» (1912 г.) и «Опавшие листья» (1913-1915 гг.). Многие читатели сочли чувства и высказывания автора слишком откровенными; Розанова упрекали чуть ли не в пропаганде порнографии.

Нападки в печати повлекла и позиция Розанова в ходе «дела Бейлиса»: тогда писатель решительно поддержал доводы обвинения. Его статьи на эту тему позднее были объединены в сборнике «Об обонятельном и осязательном отношении евреев к крови» (1914 г.). Несмотря на крайность многих воззрений Розанова, его идеи оказали заметное влияние на других русских религиозных философов XX в. - особенно на Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского.

Скончался 5 февраля 1919 г. в Сергиевом Посаде, похоронен на кладбище Черниговского скита недалеко от Троице-Сергиевой лавры.

Великий русский писатель Василий Васильевич Розанов, выходец из бедной мещанской семьи, родился в 1856 г. в Ветлуге (Костромская губерния) и почти всю свою юность провел в Костроме. Получив обычное гимназическое образование, он поехал в Москву и поступил в университет, где изучал историю. По окончании университета он долгие годы был учителем истории и географии в гимназиях разных провинциальных городов (в Брянске, Ельце, Белом). Делал он это безо всякого интереса – у него не было педагогического призвания. Около 1880 г. он женился на Аполлинарии Сусловой – ей тогда было лет сорок; в молодости она была в близких отношениях с Достоевским . Брак оказался на редкость несчастливым. Аполлинария была холодная и гордая, «инфернальная» женщина, в ней таились запасы жестокости и чувственности, видимо, ставшие откровением для Достоевского (сразу после поездки с ней за границу он написал Записки из подполья ). Аполлинария прожила с Розановым около трех лет и ушла к другому. На всю жизнь они сохранили ненависть друг к другу. Аполлинария отказалась дать Розанову развод.

Портрет Василия Розанова. Художник И. Пархоменко, 1909

Через несколько лет после разрыва Розанов встретил в Ельце Варвару Дмитриевну Рудневу, ставшую его гражданской женой. Он не мог официально жениться на ней из-за несговорчивости первой жены, и этим отчасти объясняется горечь во всех его произведениях на тему развода. Этот второй («неофициальный») брак был настолько же счастливым, насколько несчастливым был первый.

В 1886 г. Розанов опубликовал книгу О понимании , которую назвал потом «продолжительной полемикой против Московского университета» – то есть против позитивизма и официального агностицизма. Книга не имела успеха, но привлекла внимание известного критика Страхова , который вступил с Розановым в переписку, ввел его в консервативную литературную печать и наконец устроил ему официальное назначение в Петербург. Однако это не очень помогло Розанову, который оставался в стесненных обстоятельствах, пока издатель Суворин в 1889 г. не пригласил его сотрудничать в Новом времени – единственной консервативной газете, которая могла хорошо платить своим авторам.

Василий Розанов – маленький человек с большой метафизикой

В ранних произведениях Розанова нет замечательной оригинальности его более позднего стиля, но некоторые из них очень значительны. Прежде всего это Легенда о Великом Инквизиторе (1889) – комментарий к известному эпизоду из Братьев Карамазовых . Это был первый из длинного ряда комментариев к Достоевскому (продолжателями были Шестов и Мережковский ), которые стали важной чертой современной русской литературы. Это была первая попытка проникнуть в глубины психологии Достоевского и обнаружить движущие пружины его индивидуальности. Очень важно, что через первую жену Розанов знал кое-что о скрытых свойствах Достоевского «из первых рук». В этой связи интересно отметить, что Розанов придает большое значение Запискам из подполья как центральному произведению Достоевского. Замечательно тонко, как никто до него, Розанов чувствует страстное, болезненное стремление Достоевского к абсолютной свободе, включая свободу не желать счастья. Книга кроме того содержит прекрасную главу о Гоголе ; Розанов был первым, обнаружившим то, что сейчас кажется трюизмом: Гоголь не был реалистом, а русская литература в целом была не продолжением Гоголя, а реакцией против него. Одной Легенды хватило бы, чтобы назвать Розанова большим писателем, но у зрелого Розанова были достоинства еще более высокого порядка.

Василий Розанов. Передача 4. Розанов о теме "Человек и Бог"

В девяностых годах Розанов жил в Петербурге, активно общаясь с немногими людьми, способными его слушать и понимать. Этот круг включал всех представителей независимой консервативной мысли России. Туда входили И. Ф. Романов – оригинальный писатель, выступавший под псевдонимом Рцы, – и Федор Шперк (1870–1897), рано умерший философ, которого Розанов считал величайшим гением. Шперк и Рцы, по словам Розанова, оказали большое влияние на формирование его стиля. К концу девяностых годов Розанов познакомился с модернистами, но, хотя эта партия не скупилась на похвалы Розанову, он так и не сошелся с ними близко. В творчестве Розанова всегда был один странный дефект, особенно когда он писал на темы, его глубоко не затрагивавшие, – ему не хватало сдержанности, он слишком подробно развивал парадоксы, которым сам не придавал серьезного значения, но которые возмущали среднего читателя. За это его колко и остроумно отчитал Владимир Соловьев , прозвавший Розанова Порфирием Головлевым – имя лицемера из Господ Головлевых Салтыкова , – Порфирию Головлеву тоже не хватало чувства меры в его бесконечных и до тошноты елейных вещах. Еще один неприятный эпизод для Розанова – предложение Михайловского «исключить его из литературы» за недостаточно уважительную статью о Толстом .

В 1899 г. Розанов стал постоянным сотрудником Нового времени , что наконец дало ему приличный заработок. Суворин предоставил Розанову возможность писать, что ему захочется и только когда захочется, при условии писать кратко и не занимать слишком много места в одном номере. Сочетание такой свободы с такими ограничениями сыграло большую роль в формировании особого розановского стиля – фрагментарного и внешне бесформенного. Примерно в это время интерес Розанова сосредоточился на вопросах брака, развода и семейной жизни. Он повел решительную кампанию против ненормального состояния семейной жизни в России и в христианстве вообще. Существование незаконнорожденных детей он считал позорным для христианства. По его мнению, ребенок должен был считаться законным самим фактом своего появления на свет. С горечью он рассуждал о ненормальном положении вещей, вызванном невозможностью развода. Критика Розанова выливается в атаку на христианство как на аскетическую по сути религию, которая в душе все половые отношения считает отвратительными и только скрепя сердце дает разрешение на брак.

В то же время христианство непреодолимо притягивало Розанова, особенно тем, что он называл «темными лучами» – менее заметными чертами, без которых оно, однако, не могло бы существовать. По мнению Розанова (вряд ли справедливому), самым существенным в христианстве являются грусть и слезы, сосредоточенность на смерти и на «после смерти» и отречение от мира. Розанов говорил, что в выражении «веселый христианин» уже содержится противоречие. Религии Христа Розанов противопоставлял религию Бога Отца, которую он считал естественной религией – религией роста и продолжения рода. Такую примитивно натуралистическую религию он находил в Ветхом Завете , в благочестивом отношении к полу средневекового иудаизма и в религии древних египтян . Мысли Розанова о философии христианства и о его собственной естественной (по сути фаллической) религии содержатся в ряде его книг – В мире неясного и нерешенного (2 т., 1901), Около церковных стен (1906), Русская церковь (1906), Темный лик (Метафизика христианства ; 1911) и Люди лунного света (1913). Размышления Розанова о египетской религии появились в серии статей, написанных в последние годы его жизни (Из восточных мотивов ).

В политике Розанов остался консерватором. И хотя в глубине души он был совершенно аполитичен, для его консерватизма были свои причины. Агностицизм левых радикалов, естественно, отталкивал его глубоко мистичный и религиозный ум. Необычайно независимый мыслитель, он ненавидел их принудительную одинаковость. Как имморалист – презирал их унылую респектабельность. К тому же он был прирожденным славянофилом : человечество существовало для него, только поскольку оно было русским (или еврейским, но его отношение к евреям было двойственным), – и космополитизм интеллигенции был ему так же противен, как ее агностицизм. Кроме того, в течение многих лет он получал признание и поддержку только справа: от Страхова, от Суворина, потом от декадентов. Радикалы перестали считать его презренным реакционером только после 1905 г.

Однако события 1905 г. как-то смутили Розанова, и некоторое время революция его притягивала главным образом кипучей юностью революционной молодежи. Он даже написал книгу Когда начальство ушло , полную похвал революционному движению. Однако в то же время он продолжал писать в своем обычном консервативном духе. Какое-то время консервативные статьи в Новом времени он подписывал своей фамилией, а радикальные в прогрессивном Русском слове – псевдонимом В. Варварин. Такая непоследовательность для него была в порядке вещей. Политика представлялась ему такой незначительной, что ее нельзя было рассматривать sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности). В обеих партиях Розанова интересовали только индивидуальности, их составляющие, и их «вкус», «аромат», «атмосфера». В среде литераторов это мнение не разделяли, Петр Струве обвинил Розанова в «моральной невменяемости» и ему опять стали угрожать бойкотом.

Василий Розанов. Передача 5. Розанов о предпосылках русской революции

Между тем гений Розанова возмужал и нашел собственную характерную форму выражения. В 1912 г. появилось Уединенное, почти на правах рукописи , состоящее из «афоризмов и коротких эссе». Впрочем, такое краткое описание не дает представления о невероятно оригинальной форме Уединенного . Составляющие книгу отрывки звучат живым голосом, потому что они не выстроены по правилам традиционной грамматики, а построены со свободой и разнообразием интонаций живой речи – голос часто падает до едва слышного прерывистого шепота, но по временам достигает подлинного красноречия и мощного эмоционального ритма.

За этой книгой последовали Опавшие листья (1913) и Короб второй (1915), написанные в той же манере. Причудливая и, как он сам говорил, «антигутенберговская» натура Розанова странно выражается в том, что, помимо этих книг, самые лучшие его высказывания находишь там, где не ждешь: в примечаниях к письмам других людей. Так, одна из его величайших книг – издание писем Страхова к Розанову (Литературные изгнанники , 1913), – в примечаниях высказаны гениальные и совершенно оригинальные мысли.

Революция 1917 г. была для Розанова жестоким ударом. Сначала он испытал тот же мимолетный энтузиазм, что и в 1905 г., но скоро впал в нервное расстройство, продолжавшееся до самой смерти. Уехав из Петербурга, он поселился в Троице-Сергиевом монастыре . Он продолжал писать, но при большевицком правительстве за его книги денег не платили. Последнее произведение Розанова Апокалипсис нашего времени (апокалипсис русской революции) выходило в Троице в виде брошюр очень маленьким числом экземпляров и сразу стало редкостью.

Два последних года жизни Розанов провел в нищете и невзгодах. Их степень можно представить из его незабываемого, пронзительного обращения к читателям в Апокалипсисе :

К читателю, если он друг . – В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную, и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы перебыть этот год. Мысли, и страхи, и тоска самоубийства уже мелькали, давили. Увы: писатель – сомнамбула. Лазит по крышам, слушает шорохи в домах: и не поддержи или не удержи его кто-нибудь за ноги, если он проснется от крика к действительности, ко дню и пробуждению , он сорвется с крыши дома и разобьется насмерть. Литература – великое, само-забвенное счастье, но и великое в личной жизни горе <…> За помощь – великая благодарность; и слезы не раз увлажняли глаза и душу. «Кто-то помнит, кто-то думает , кто-то догадался». «Сердце сердцу весть сказало ». <…>

Устал. Не могу. 2 – 3 горсти муки, 2 – 3 горсти крупы, пять круто испеченных яиц может часто спасти день мой . Что-то золотое брезжится мне в будущей России. Какой-то в своем роде «апокалипсический переворот» уже в воззрениях исторических не одной России, но и Европы. Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни. В. Р. Сергиев Посад, Московск. губ., Красюковка, Полевая ул., дом свящ. Беляева.

На смертном одре Василий Розанов наконец примирился с Христом и умер, получив причастие, 5 февраля 1919 г. (по новому стилю). Так что его слова из Опавших листьев сбылись: «Конечно, я умру все-таки с Церковью, конечно, Церковь мне неизмеримо больше нужна, чем литература (совсем не нужна), и духовенство все-таки всех (сословий) милее ».

В асилий Розанов - русский религиозный философ, писатель-импрессионист. Он написал более 20 книг, множество философских статей и создал новую литературную форму.

«Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить»

Родители Василия умерли рано, и мальчик остался на попечении старшего брата. В эти годы ему приходится много работать, чтобы исправить бедственное положение семьи. «Я вышел из мерзости запустения» , - говорил Розанов о своем детстве.

В 1878 году будущий философ поступил на историко-филологический факультет Московского университета. На третьем курсе он женился на Аполлинарии Сусловой, возлюбленной Федора Достоевского . Розанову на момент свадьбы было 24 года, а его невесте - 41. В дневнике философ написал: «Знакомство с Аполлинарией Сусловой… <...> Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» Однако первый брак философа не сложился. Через некоторое время семья распалась, хотя развода Аполлинария Суслова мужу так и не дала.

После окончания университета Василий Розанов трудился учителем в нескольких городах России. Работая в елецкой школе, он публиковался в «Русском вестнике» и журнале «Вопросы философии и психологии» Московского психологического общества. Вместе с учителем Павлом Первовым перевел «Метафизику» Аристотеля.

Здесь же, в Ельце, Василий Розанов познакомился со своей второй женой - Варварой Бутягиной. В 1891 году они тайно обвенчались. Церковь не признала их брак, однако это не помешало паре прожить вместе почти 30 лет и воспитать шестерых детей.

Василий Розанов с дочерью

Василий Розанов с дочерью

«Каждый миг бытия увековечивай»

Пока Розанов учился в университете, у него сложилось пессимистическое мировоззрение, за что сокурсники его называли «Васей кладбищенским». В Ельце он написал философские статьи, которые принесли ему известность. Так, после его статьи о творчестве Достоевского «Легенда о Великом инквизиторе» писателя стали толковать как религиозного мыслителя. В сборнике «Сумерки просвещения» Розанов раскритиковал школьную систему и основные принципы образования: «Наше образование уныло и настойчиво отрывает человека от мыслей о высоком, предлагая ему занятие серым, будничным, прагматичным. <...> Оно ориентирует не в завтра, а во вчера, даже в позавчерашний мир представлений, иллюзий, надежд. Оно обезволивает» .

Василий Розанов смотрел на многое через призму своей философии: на семью, искусство, веру и религию. По мнению мыслителя, христианство неверно трактовало вопросы пола, семьи и продолжения рода. Розанов поднимал эти темы, чтобы «оживить христианское учение» и сам же тяжело переживал, что критикует религию: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю, - была ли у кого печальнее судьба?»

В 1900 году Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Минский и Василий Розанов основали Петербургское религиозно-философское общество, но в 1911 году Розанов покинул объединение из-за расхождения во взглядах с другими участниками.

«Розанов писал - «выговаривал» - все, что ощущал, и все, что в себе видел, а глядел он в себя постоянно, пристально».

Зинаида Гиппиус

«Стиль есть душа вещей»

Стиль изложения мыслей Розанова стал и новым методом философии, и новым литературным жанром. В основе его лежит личное переживание, сомнение, мимолетное впечатление автора: «Между «я хочу сесть» и «я сел» - прошла одна минута. Откуда же эти совсем другие мысли на новую тему, чем с какими я ходил по комнате и даже садился, чтобы их именно записать...»

Если элементы «потока сознания» впервые попытался ввести в свои произведения Лев Толстой , то Василий Розанов, используя эту форму повествования, написал литературно-философскую трилогию - «Уединенное» и две части «Опавших листьев». В текстах автор пытается отразить свои мысли и ощущения без редактуры, без привязки к определенной цели. Эта литературная форма вновь появится в 20–30-х годах ХХ века, например у Джеймса Джойса в «Улиссе».

Мнения философа по многим вопросам противоречивы. Он считал необходимым освещать явления с нескольких позиций: «На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это «координаты действительности», и действительность только через 1000 и улавливается» . Так Розанов оценивал все происходящие события, в том числе политические. О революции 1905–1907 годов он писал в журнал «Новое время» как монархист и черносотенец, а в другие издания - как народник или социал-демократ.

«Я считаю В. В. гениальным человеком, замечательнейшим мыслителем, в мыслях его много совершенно чуждого, а - порою - даже враждебного моей душе, и - с этим вместе - он любимейший писатель мой».

Максим Горький

После Октябрьской революции книги философа не продавались, и семья долгое время бедствовала. Василий Розанов умер 5 февраля 1919 года в Сергиевом Посаде.

Рекомендуем почитать

Наверх