Ахты, население, этимология, язык. История села ахты Ахты наме

Аксессуары 25.04.2024
Аксессуары

5117

Ахты - жемчужина Дагестана – ФОТО

В Дагестане, где множество колоритных сел, есть селение, привлекающее большое число посетителей не только из России, но и из Азербайджана, передает Oxu.Az со ссылкой на АЗЕРТАДЖ .

Это – село Ахты, известное своими уникальными горячими источниками, несущими исцеление от целого ряда серьезных заболеваний. Расположенное недалеко от границы с Азербайджаном, селение Ахты особенно популярно среди жителей северных регионов нашей страны. Приезжая сюда за лечением, туристы бывают очарованы великолепием горных пейзажей, щедростью садов, старинной архитектурой и бесконечным гостеприимством местных жителей.

Исцеление в горах

Административный центр Ахтынского района – село Ахты расположено на высоте свыше 1000 метров над уровнем моря в окружении живописных горных вершин, в месте слияния рек Самур и Ахтычай, всего в 35 км от азербайджанской границы. Это лезгинское селение, в котором проживает порядка 15 тысяч жителей, издавна является одним из основных культурных и туристических центров Дагестана. Несмотря на русскоязычную версию «Ахты», самоназванием села во все времена был топоним «Ахцагь». Предположительно, это название произошло от сочетания лезгинских слов «родной» и «очаг». Селению Ахты минимум 3000 лет, о чем свидетельствует многочисленные находки, ныне хранящиеся в местном краеведческом музее. В разные периоды истории Ахты входил в состав Кавказской Албании, империй Сасанидов, Ширваншахов и других государственных образований.

На протяжении веков Ахты славится целебными горячими источниками, первое упоминание о которых в исторических документах относится к VI веку н. э. Ахтынские источники под большим напором пробиваются на поверхность из сланцевых толщ гор с глубины 1400-1700 метров. Научные исследования свойств этих вод проводились еще в царской России, после чего была подтверждена их высокая эффективность в лечении ряда заболеваний. На месте источников много раз строились и перестраивались бани. В советские годы инфраструктура источников продолжала развиваться, здесь были построены пансионат, гостиница, завод по розливу лечебно-столовой воды «Ахты».

В настоящее время бальнеологический курорт «Ахты» включает 14 сероводородных, йодо-бромных и радоновых источников, расположенных на обширной территории. Условно они подразделяются на верхние бани «Хамам» и нижние «Жени». Самые горячие воды, температурой 50-52 градусов, в источниках «солдатский», «офицерский», «мужской», «женский», расположенных в верхних банях. В источниках «Жени», расположенных в километре от верхних, температура воды колеблется в пределах 43 градусов. Так, гидрокарбонатно-хлоридно натриевая вода в местном источнике «Буругъ Яд» по минеральному составу близка к ессентукским соляно-щелочным водам.

Воды горячих ахтынских источников незаменимы в виде ванн для лечения суставного ревматизма и радикулита, а при приеме внутрь - в лечении гастритов с повышенной кислотностью, язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки и многих других заболеваний. Сероводород активно проникает в организм через кожу и дыхательные пути. Минеральные ванны эффективны также при лечении заболеваний позвоночника, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Есть в Ахтах и источники с прохладной водой, как, например, источник у дороги, идущей из Ахты в заброшенное село Кудчах. Вода в нем температурой 27,5 градусов отличается повышенным содержанием магния. А напротив Ахтынской крепости расположен содовый источник температурой 32,7 градусов, вода которого рекомендуется для приема внутрь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей и нарушении обмена веществ. Купание в этой воде улучшает кровообращение, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит.

Еще один уникальный метод исцеления в Ахтах – грязелечение. Рядом с источниками «Жени» расположена одноименная грязелечебница. Находящееся здесь природное грязевое озеро с целебной массой незаменимо при лечении ревматизма, заболеваний опорно-двигательного аппарата, спортивных травм, кожных заболеваний и многих других патологий. Как нам сказала администратор лечебницы Пальмира Мурсалова, пациенты могут не только окунаться прямо в теплую целебную грязь, но и проходить кабинетные процедуры с аппликацией грязи на пораженные участки, а также принимать ванны с водой из источников. Эффект в лечении даже самых безнадежных случаев проявляется мгновенно и сохраняется надолго.

По словам одного из посетителей лечебницы – учителя физкультуры из Махачкалы Мурада Амирасланова, он уже четвертый год подряд приезжает в Ахты на лечение и профилактику хронического артроза. «Сочетание грязевых ванн и водных процедур моментально оказывает благоприятное влияние на мое самочувствие. Уже после второй-третьей процедуры я забываю о болях и превосходно себя чувствую на протяжении до полугода без применения медикаментов».

Определенно, такой мощный эффект от лечения в Ахтах связан не только с составом воды или целебной грязи. «В этом краю удивительный воздух, кристальная вода и экологически чистые продукты, - говорит постоянная посетительница курорта, медсестра из Баку Эльмира Алиева. – Я убеждена, что именно сочетание всех этих факторов способствует быстрому избавлению пациентов от недугов, формируя Ахтам заслуженную славу международной здравницы».

Царская крепость и филигранный мост

Туристическая инфраструктура селения Ахты еще только формируется, но, несмотря на это, гостям доступны здесь широкие возможности не только для лечения, но и содержательного досуга. Остановиться приезжие могут как в курортных пансионатах, так и в отелях. Так, при источниках «Жени» действует отель-пансионат «Ахты», в котором семь комнат повышенной комфортности. На первом этаже отеля семь банных номеров с бассейнами, куда поступает лечебная вода из источников. Пациенты могут расположиться и в отдельных номерах при грязелечебнице «Жени». В Ахтах также действует развлекательный комплекс с отелем «Самур», о котором мы еще расскажем.

Начать знакомство с историей Ахтов лучше всего с посещения Ахтынского краеведческого музея, основанного в 1937 году. Собрание этого, одного из лучших в России сельских музеев, насчитывает более 12 тысяч экспонатов, отражающих историко-культурную и географическую самобытность Ахтынского района и лезгинского народа. Экспонаты охватывают временной отрезок от каменного века до наших дней. На первом этаже музея представлены окаменелости доисторических животных, найденные на территории района, орудия труда древних людей, старинные монеты, элементы архитектуры, различное оружие, украшения, коллекция рукописей и т.д. На втором этаже можно увидеть портреты и личные вещи выдающихся уроженцев Ахтынского районов, а также успешных спортсменов, образцы народного костюма и другие интересные экспонаты. Экспозиция музея поможет вам лучше сориентироваться в Ахтах и наметить обязательные к посещению объекты, такие как Ахтынская крепость, чей макет можно видеть в одном из залов.

Ахтынская крепость, построенная в 1839 году генералом Е. А. Головиным - самая южная крепость на территории России. Служившая опорной базой русской администрации в Самурской долине, крепость состоит из прекрасно сохранившихся мощных стен, солдатских казарм и порохового погреба. В 1848 году эту русскую крепость пытались захватить войска имама Шамиля вместе с ахтынцами, но потерпели тактическое поражение. В советское время крепость использовалась под различные нужды. В настоящее время в крепости планируется создании историко-культурного комплекса.

Среди других достопримечательностей селения Ахты – знаменитый мост, спроектированный бельгийским и итальянским инженерами Джиорсом и Дебернарди, чье строительство завершилось в 1915 году. Этот красивый исторический мост филигранной работы через бурную реку Ахтычай используется и поныне. Высокую культурную ценность представляет и мост «УстІа Идрисан Муьгъ», построенный местным инженером Идрисом Юнусовым в 1936 году.

Нельзя не упомянуть и прекрасную джума-мечеть, основанную арабским полководцем Абу Муслимом аль-Маслама - одну из пяти ныне действующих в Ахтах мечетей, которой уже более 1300 лет. В конце XIX века мечеть подверглась основательной реконструкции, а недавно у нее был полностью обновлен купол, чье сияние заметно из самых отдаленных уголков селения.

Блуждая по узким улочкам Ахтов, вы непременно увидите старинные дома, которым по 200-300 лет, некоторые уже заброшенные, а во многих до сих пор проживают люди. Особенно интересны дома, крепящиеся на отвесных скалах над рекой – их архитектура прошла испытание временем и не перестает удивлять.

Лезгинский богатырь и африканские страусы

Чтобы окинуть взглядом все селение Ахты, расположенное на обоих берегах реки Ахтычай, туристы поднимаются к мемориалу Шарвили на вершине горы Келезхев. Отсюда как на ладони видны мечети, мосты, крепость, дома и улочки живописного селения.

Шарвили - лезгинский богатырь, обладающий выдающимися физическими способностями, герой одноименного эпоса, состоящего из 20 сказаний. В Ахтах - на малой родине героя эпоса, каждое лето проводится праздник Шарвили. Советуем вам подгадать время вашего приезда в Ахты именно на этот период. Во время праздника улицы селения преображаются, украшенные красочными панно, плакатами и флажками. В Ахты съезжаются тысячи гостей из Южного Дагестана и Северного Азербайджана, которых у въезда в Ахтынский район встречают певцы и танцоры в национальных костюмах, всадники в бурках. Основное символическое действие праздника - восхождение на гору Келезхев, где по преданию хранится «не знавший поражений» меч народного героя. На гору, где установлена ротонда, ведет лестница, состоящая из 222 ступеней.

На музыкальных площадках Ахтов в этот день исполняются старинные и современные песни и танцы, на спортивных площадках проходят соревнования по национальным видам спорта - поднятию гирь, метанию дисков, армрестлингу, борьбе, а в парках выступают канатоходцы и жонглеры. Также традиционно участники праздника посещают музеи в Ахтах, вход в которые в этот день свободный.

Говоря об Ахтах, нельзя обойти вниманием и большие, сочные и сладкие ахтынские яблоки. Продолжительность солнечного сияния здесь самая длительная в Дагестане - 2553 часа в год. Мягкий климат, чистый воздух и вода, традиционное садоводство без использования химикатов делают местные фрукты и овощи особенно вкусными. Навестите местный рынок и убедитесь сами!

Одной из самых необычных достопримечательностей Ахтов является… страусиная ферма, действующая в развлекательном комплексе «Самур». Кого меньше всего ожидаешь увидеть в горах Дагестана, так это страусов. Но и они здесь есть, причем целое стадо. Как оказалось, разведение страусов не требует каких-либо специфических условий содержания и может осуществляться практически в любой стране. Эти африканские птицы – самые большие в мире, неприхотливы в содержании, живут по 60-70 лет и прекрасно себя чувствуют в Ахтах.

Идея организовать в родном селе страусиную ферму принадлежит владельцу комплекса «Самур», предпринимателю и меценату Джигерхану Сулейманову. Ныне в загонах комплекса обитает около 25 взрослых птиц, полюбоваться на которых совершенно бесплатно может любой желающий. Страусы несут здесь яйца, которые весят по 1000-1400 грамм.

Всегда найдутся желающие отведать страусиного мяса. Хотя при комплексе «Самур» и действует хорошо оснащенный ресторан, но блюд из мяса и яиц страуса мы в нем не обнаружили. По словам сотрудников комплекса, хозяин держит страусов больше для себя, поскольку является ценителем живой природы: помимо страусов, здесь можно видеть павлинов, цесарок, фазанов и других необычных обитателей. Конечно, иногда страусы идут на убой, мясом которых хозяин угощает дорогих гостей.

Возможно, в скором будущем в ресторане и начнут подавать блюда из страусиного мяса или омлет из яиц, которым можно накормить 10-12 человек. А пока ферма служит бесплатным аттракционом для местных жителей и туристов, от которых здесь нет отбоя.

Ахтынцы издавна привыкли к повышенному вниманию приезжих. Во времена СССР здесь даже действовал аэропорт, посредством которого осуществлялось регулярное авиасообщение с Баку, Махачкалой, Тбилиси, Красноводском – настолько популярной была эта всесоюзная здравница. И сегодня, как и прежде, гостей в Ахтах встречают с необыкновенным радушием и почетом!

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Ахтах проживало 13152 человека. Однако, согласно заявлению главы Ахтынского района в 2009 году в Ахтах проживало свыше 15 тысяч человек. Село является мононациональным и моноконфессиональным. Жители Ахтов являются лезгинами, исповедуют Ислам суннитского толка.

Язык

Жители села Ахты разговаривают на ахтынском говоре ахтынского диалекта, относящегося к самурскому наречию лезгинского языка. Отличия от грамматического диалекта лезгинского языка состоят, преимущественно, в наличии гласных звуков "ы", "о"; широком использовании согласных звуков "ж", "з", "ф", "гІ"; глагольном окончании "за"; меньшим количеством смычных спирантов. Характеризуется относительно меньшим количеством лексических заимствований из других языков.

Из истории

По данным 1882 года, самым крупным населенным пунктом в Дагестане после Дербента был Ахты. В нём насчитывалось 5798 человек. В селе было 150 лавок купцов, 16 мечетей, 20 медресе и одна светская школа, в ней обучались45 учащихся, большинство из которых - дети из зажиточных семей.

В Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона указано, что население Ахтов составляет 6800 человек.

Этимология

Точная этимология названия селения неизвестна, на этот счёт существуют разные, зачастую противоречивые версии:

  • Слово "Цагь" имеет несколько значений: огонь, очаг, дом, жилище, село. Слово "Ах" в пралезгинском языке означало "наш", "родной". Ахцагь –"родной аул", "наше селение".
  • Название селения Ахты происходит от еврейского "ахоти" – "сестра". По легенде, один из уважаемых священнослужителей, узнав, что полчища Надир-шаха готовы уничтожить население за отказ принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за одного из предводителей персидского войска. Село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в "Ахты"..
    • По мнению известного теолога и историка М. Раджабова, название селения идет от лезгинского слова "Ахцаъ", что значит "садись".
    • В местной хронике "Ахты-Наме" упомянуто, что правитель Ахтов, мусульманин Дервишаи под напором превосходящих сил хазар вынужден был обратиться за помощью к правителю Дербента , Абу-Муслиму, который выдав за него свою сестру Умм аль-Муминат, отправил его с войском для разгрома хазарского предводителя Самсама. Впоследствии после поражения Самсама, Дервишаи снова посетил Абу-Муслима, "который принял их ласково и селение Шах-Баны, место пребывания Дервишаи, наименовал Ухти, то есть принадлежащее сестре, которое впоследствии времени называлось Ахты". Таким образом, Ахты было названо в честь Умм аль-Мемунат, сестры арабского завоевателя Абу- Муслима. По-арабски слово "сестринский" звучит как "Ухт-ун". От этого искаженного арабского слова и произошло "Ахты".

    Однако, несмотря на все эти версии, самоназванием села во все времена оставался топоним "Ахцагь" и производный от него вариант во множественном числе "Ахцагьар".

    Ахтыпара: страницы истории

    З.Ш. Закарияев

    Союз сельских общин Ахтыпара – один из известных и крупных общинных союзов Дагестана. В данной статье речь пойдет об истории становления, развития этого союза и его политическом устройстве.

    После политической децентрализации и распада раннефеодального государства Лакз, занимавшего территорию современного Южного Дагестана (кроме Табасарана) и части Северного Азербайджана, здесь образовалось несколько небольших владений или союзов сельских общин. Это относится и к долине Самура, составлявшей ядро средневекового Лакза. Здесь создаются союзы сельских общин, самый крупный из которых сложился в среднем течении Самура вокруг одного из наиболее древних населенных пунктов Дагестана – Ахты.

    Ранняя история Ахты и соседних населенных пунктов изложена в известном дагестанском историческом сочинении «Ахты-наме», дошедшем до нас в двух списках. В нем говорится о поселении персидских воинов, посланных сасанидским правителем Ирана Хосровом Ануширваном под руководством Шахбани, в районе селения Ахты; о попытках ставленника хазар Самсама, правителя Микраха, захватить Ахты, подвластное Дарвишайи, потомку Шахбани; союзе Дарвишайи с воинами Рутула, Джиныха и обращении за помощью к Абу Муслиму (Масламе), обосновавшемуся в Дербенте; осаде Микраха; союзе Дарвишайи и арабов; поражении и гибели хазарского предводителя Самсама; выдаче сестры Абу Муслима замуж за Дарвишайи и переименовании города Шахбани в Ахты. Эти и другие описываемые в «Ахты-наме» события относятся к VI–IX вв.

    В селении Ахты зафиксирован богатый эпиграфический материал. Самые старые надписи выполнены арабским почерком «куфи» и датируются специалистами XII–XIII вв. Свидетельством В XVI–XVII вв. общины среднего течения Самура пережили интересный процесс трансформации, превращения общинных объединений в феодальное владение во главе с беками с последующей эволюцией в общинную форму правления. Хронограф Малиджа ар-Рутули сообщает о сожжении в 948 году хиджры (1541–1542 гг.) селения Рутул жителями Ахты, «когда раисом их был Шах Хусейн-бек, хаким ал-Ахты и (также) Алхас-мирзой ад-Дарбанди». Об этом же событии говорится в надписи на переплете книги из селения Ахты: «Дата сожжения селения Рутул людьми Ахты во время правления Шах Хусейн-бека – правителя Ахты и Алхас-мирзой – 948 г. (1541–1542 гг.).

    В 60-х гг. XVI в. в Ахты появляется правитель Хусейн-бек, затем ему наследует Айюб-бек. Таким образом, во 2-й половине XVI в. наблюдается превращение общин Среднего Самура в бекство. Происхождение ахтынских беков не вполне ясно. Возможно, что они были ветвью потомков Мухаммад-бека, сына кайтагского феодала Ильча-Ахмада, власть их в Ахты удерживалась иноземной поддержкой, о чем свидетельствуют действия дербентских и ахтынских сил против Рутула в середине XVI в.

    Ахты. Вид на Джума-мечеть.

    Вторжение турок на Кавказ в 1578–1579 гг. не оказало заметного влияния на сложившуюся в Южном Дагестане территориально-политическую систему. Вместе с тем есть данные о том, что при вторжении турецкой армии на Кавказ ее главнокомандующий Лале Мустафа-паша «подарил» встречавшему его шамхалу Чупану «санджак Шабран», а его брату Тугалаву «санджак Ахты». Действительно ли Тугалав вступил в управление Ахты, неизвестно. Во всяком случае сведений, подтверждающих это, нет.

    По вопросу о времени образования общинных союзов в среднем течении реки Самур существуют различные мнения. Некоторые исследователи полагают, что вначале образовался Ахтынский союз, который впоследствии разделился на три независимых союза: Ахтыпара, Докузпара и Алтыпара. В начале XVII в. эти союзы сельских общин уже существовали. Образование же Ахтынского союза, по нашему мнению, следует отнести ко времени не позже XIV в.

    Селение Ахты. Старая часть

    Свержение беков в Ахты не сопровождалось политической деградацией этого региона – напротив, союз сельских общин Ахтыпара представлял собой оригинальную и достаточно сложную политическую структуру, основанную на довольно развитых феодальных отношениях. Нет никаких оснований считать превращение этих земель в феодальное владение показателем перехода их на более высокую ступень социального развития, равно как и возвращение их к традиционной форме политической организации (условно именуемой иногда «дефеодализацией») отнюдь не означает их социально-политической деградации.

    Сходные процессы дефеодализации пережили также некоторые адыгские племена Северо-Западного Кавказа. Главнейшие особенности социального устройства абадзехов, шапсугов и натухайцев в 1-й половине XIX в. были обусловлены происшедшим у них в конце XVIII в. в результате ожесточенной классовой борьбы политическим переворотом, который привел к ослаблению власти феодальной аристократии и потере ею ряда сословных привилегий.

    Феномен «окрестьянивания» мелкого феодального землевладения отмечен исследователями в Молдавии в XVI–XIX вв. Подобное явление имело место в соседнем с Ахтыпарой Рутуле, бекский дом которого постепенно превратился в обычный свободный крестьянский тухум с незначительными традиционными привилегиями.

    В начале XVII в. власть сефевидской администрации в долине Самура значительно ослабла. В шиназском хронографе и хронографе Малиджа из Рутула сообщается о сожжении Ахты дербентским правителем Бархудар-султаном в 1030 г. хиджры (1620–1621 гг.). Этот факт подтверждается и надписью из книги в Ахты: «Дата сожжения селения Ахты Бархудар-султаном рафизитом – 1030 г.».

    Через несколько лет Ахты вновь подверглось нападению. Об этом повествует эпиграфическая надпись из селения: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Разрушено это селение Йусуф-ханом. Оставалось [в таком положении] в течение 8 лет, потом хорошо восстановил Али сын устада Мухаммада в 1039 году хиджры Пророка…». 1039 г. хиджры соответствует 1629–1630 гг.

    Н.В. Ханыков считал экспедицию ширванского беглербега Йусуф-хана в Ахты доказательством вхождения долины Самура в Ширван. Однако подобный вывод из надписи не вытекает. Логичнее рассматривать поход Йусуф-хана как экспедицию против враждебных соседей и как свидетельство выхода земель Среднего Самура из-под контроля сефевидских властей, к тому же нет никаких данных о восстановлении здесь власти беглербега хоть в какой-то степени.

    Союзы сельских общин долины Самура приняли активное участие в антииранском движении 1-й четверти XVIII в. под руководством Хаджи-Дауда и Сурхай-хана. Современник этих событий, русский посол А.И. Лопухин писал в 1718 г.: «В ближнем соседстве сего города (г. Куба. – 3.3.) народ лезгинский, который живет в горах повыше горы Шад дага (Шахдаг. – 3.3.) и против шаха воюют и уезды разоряют». Ему вторит И.Г. Гербер: «При ребелии (восстании. – 3.3.) в Ширвании оные Дауд-беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились…»

    И.Г. Гербер, сочинение которого написано в 1728 г., оставил довольно подробные сведения о самурских союзах, в том числе об Ахтыпаре: «…хотя всякая деревня своего старшину имеет, однакож обыватели оным мало послушны бывают, ибо всяк сам собою господином… И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысел употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые».

    Автор отмечает политическую независимость самурских союзов: «Понеже народ вольной, доходов и податей никому не платят, но и впредь платить не будут и, надеясь на крепкую ситуацию их места, не опасаются, чтобы кто их в подданство привесть и принуждать может… Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде всего султаны дербентские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали».

    А.К. Бакиханов в «Гюлистан-и Ирам» пишет, что при приближении Надир-шаха к Ахты во время его первого похода в Дагестан «лезгины разрушили мост через Самур и укрепились на горе в старой крепости Шахбани. Надир приказал построить новый мост и его повеление было выполнено за один день. Переправившись со всем войском вечером через реку он расположился лагерем у стен крепости. Утром он разделил войско на две части: одну назначил к штурму а другую послал в то место, где скрывались семьи обороняющихся со всем имуществом. В обоих пунктах лезгины были разбиты. Надир лично преследовал обратившегося в бегство неприятеля и до самого вечера опустошал ущелья и горы».

    По данным Г.Э. Алкадари, «когда Надир-шах вернулся из Дагестана, кубинцы, ахтынцы и кюринцы, объединившись, напали в крепости Худат Кубинского уезда на Гусейн-Али-хана, который, будучи ханом по назначению шаха, проживал там. Они держали его в той крепости в осаде, пока он не был освобожден прибывшими в Худат шахским правителем Дербента, дербентским обществом и шамхалом Хасбулатом».

    Участие ахтынцев в осаде Худата со всей очевидностью доказывает, что они не были покорены Надиром.

    Есть данные об участии ахтыпаринцев в битве при селении Джиных в 1738 г. в Джаро-Белоканах, где объединенные силы джарцев и горцев Дагестана наголову разбили персов. В этом сражении был убит брат Надира Ибрагим-хан и другие персидские военачальники.

    Исключительно ценные сведения об истории, общественном строе, составе Ахтыпаринского союза содержатся в сочинении анонимного автора XIX в., известного как «Описание Самурского округа». Судя по всему, сочинение принадлежит российскому чиновнику или военному и написано около 1867 г.

    В сочинении говорится, что «до присоединения к России населенное пространство, составляющее теперешний Самурский округ, – за исключением Горного магала (цахурские селения нынешнего Рутульского района РД. – 3.3.) – называлось Самурскою провинциею (Самур велаят), главным пунктом которой было селение Ахты». В начале XIX в. самурские союзы сельских общин объединяли почти 60 селений (без цахурских селений, входивших в состав Елисуйского султанства).

    В середине XVIII в. союз Ахтыпара состоял из 14 селений: Ахты, Хкем, Хуля, Гра, Гдынк, Кочах, Мидфах, Смугул, Хал, Хнов, Борч, Гдым, Маза и Фий. В союз входили селения как правого, так и левого берегов Самура, а также селения ущелья Ахтычая (Ахцегь-вацI). Помимо лезгинских сёл, союз включал также и два крупных рутульских селения – Хнов и Борч. Указанный состав Ахтыпаринского союза сохранялся до 1776 года, когда он расширился до 17-ти сельских общин, после включения в Ахтыпару трех селений левобережья Самура: Гогаз, Усур и Кака.

    Союз Ахтыпара граничил на севере с кюринскими союзами сельских общин (с 1812 г. – с Кюринским ханством), на востоке – с союзом сельских общин Докузпара и селением Мискинджи, на западе – с Рутульским союзом сельских общин, на юге – с Шекинским (Нухинским) ханством.

    Главенствующее положение в Ахтыпаре занимал джамаат Ахты (Ахцах, Ахцегь). Однако степень зависимости селений от ахтынского джамаата была различной. Не случайно автор «Описания Самурского округа» выделяет в составе союза две группы селений, два «участка»: так называемые Ахтыпара 1-я и 2-я. В Ахтыпару 2-ю входило 5 селений верховьев Ахтычая: Хнов, Борч, Гдым, Фий и Маза. Географически эти селения союза наиболее удаленные от Ахты и, как следствие, пользовались большей степенью самостоятельности, нежели прочие селения Ахтыпары. Главным селением в этой группе, очевидно в силу своей многолюдности, считался Хнов.

    Остальные же 12 селений союза (Ахтыпара 1-я) фактически управлялись ахтынскими «аксакалами» – главами местных тухумов. Число аксакалов (40) соответствовало числу ахтынских тухумов. Ахтынские аксакалы представляли собой местную элиту, привилегированную прослойку общества. ССАгаширинова считает, что ахтынские тухумы могут быть подведены под определение «патронимий второго порядка», которые возникли в результате сегментации, дробления разросшихся крупных патронимий.

    Преимущества ахтынцев перед жителями остальных селений 1 – й Ахтыпары состояли в следующем:

    1. Без ахтынских «меслегетчи» (посредников) жители всех селений участка не могли разбирать свои взаимные претензии.

    2. В случае войны, по первому требованию ахтынцев, обязаны были являться на помощь. В свою очередь, каждое из селений имело право на обязательную защиту ахтынцев.

    3. Ахтынские аксакалы и эфенди проверяли исполнение заката в селениях. Относительно заката привилегия ахтынцев заключалась в том, что они имели право требовать его исполнения в пользу своих бедных и нуждающихся сельчан. При этом они, однако, ограничивались взиманием определенного процента с поголовья овец, оставляя у себя лишь третью или четвертую часть взимаемого, а остальное оставалось за обществом данного селения, внесшего закат, для раздачи своим неимущим. Сбор заката осуществлялся осенью, и он мог быть употреблен не только в пользу бедных, но и для общественных нужд, особенно в случае войны.

    4. Жители селений участка отбывали ахтынцам своеобразную повинность, называемую «пахта».

    Ахтынские небоскребы. Художник Б.З. Шалумов

    Х.-М. Хашаев сравнивает ее с русскими «кормлениями». Эта привилегия жителей Ахты состояла в том, что каждый из ахтынцев один раз в год имел право ехать «в гости» в любое из селений участка. Зачастую они отправлялись партиями от 100 до 500 человек и «гостили» в данном селении целые сутки. Хозяева домов, где размещались «гости», обязаны были хорошо кормить не только их, но и лошадей ахтынцев. «Гость» не имел права оставаться в том же селении на другой ночлег в этом же году. Обычай пахты относился к селению, а не к числу его жителей. Ахтынец, не побывавший в течение года для пахты в каком-либо селении участка, если и приезжал туда в следующем году, то за минувший год не мог ничего требовать у жителей данного селения.

    Совершенно очевидно, что привилегия пахты у ахтынцев ложилась тяжелым бременем на жителей остальных селений Ахты-пары 1-й. Причем, чем меньше селение, тем тягостнее было его жителям исполнять этот обычай. Ю.М. Кобищанов сравнивает пахту с бытовавшим в Киевской Руси «полюдьем». Так назывался ежегодный объезд князем своих владений для сбора дани и других целей. Комплексы сходного типа, носившие местные названия, были широко распространены в разных регионах мира на стадии перехода от первичной формации к феодальной (раннефеодальные общества).

    При полюдье носитель раннегосударственной (или потестарно-политической) власти (вождь, жрец, царь) или его заместитель (наследник престола, наместник, посланец и т. д.) в сопровождении дружины и приближенных обходил по традиционному маршруту подвластные ему княжества, общины и пограничные земли, осуществляя здесь свои привилегии. Функции полюдья могут быть разделены на экономические, политические, судебные, религиозно-ритуальные, символические и др. На Кавказе, помимо Дагестана, полюдье существовало, в частности, в Грузии.

    Обычай пахты существовал и в соседнем с Ахтыпарой Рутульском союзе сельских общин, где носил даже более выраженные черты. Помимо очевидных экономических функций, в обычае пахты отчетливо проявляются политические и символические функции: поддержание господства «граждан» главенствующей сельской общины над подвластными селениями.

    5. Следующим преимуществом ахтынцев было то, что они платили за кровь 300 баранов, в то время как брали с жителей подчиненных им селений 600 баранов, т. е. кровь ахтынца «стоила» вдвое дороже. За убийство ахтынцем кем бы то ни было из жителей 1-й Ахтыпары, кроме ахтынцев, он подлежал половинной уплате за кровь, а если кто бы то ни было из жителей того же участка убивал ахтынца, то платил полную плату, которая взималась и тогда, когда дело было между двумя или более ахтынцами или между жителями остальных селений участка.

    Таким образом дела о крови решались только в 1-й Ахтыпаре.

    Помимо вышеперечисленных пяти условий привилегированного положения ахтынцев относительно других селений 1-й Ахтыпары, существовало еще два преимущества, которым пользовались ахтынцы. Одно из них действовало в пределах долины Самура, а другое – на всей территории Дагестана и Кавказа.

    Первое преимущество касалось маслиата и выражалось в том, что если жители любого селения Самурской долины (Самур велаят) обращались за посредничеством в Ахты и получали отказ, то уже не могли найти посредников во всей долине. Основанием для этого служило общее убеждение, что, «стало быть, дело крайне напутанное или же нечестное, если ахтынцы – самые умные и самые старшие из братьев-самурцев – отказались от участия в данном деле». Приведенный пример отчетливо и наглядно демонстрирует высокий статус джамаата Ахты в регионе. К этому следует добавить, что селение Ахты было самым крупным в долине Самура и одним из крупнейших во всем Дагестане.

    Вторым преимуществом ахтынцев являлся обычай (адат), носивший название «барху». Этот обычай заключался в том, что любой человек, кто бы он ни был и откуда бы он ни происходил, бравший в жены ахтынскую девушку, помимо исполнения всех условий шариата и адата, касавшихся брака, обязан был еще внести 3 рубля (или вещей на эту сумму) в пользу того сельского магала Ахты, к которому принадлежала невеста.

    Как уже говорилось, в селении Ахты было 40 тухумов (лезг. «сихил»). Из каждого тухума его членами избирался один «аксакал», имевший статус главы тухума. Эти выборные 40 аксакалов

    управляли всеми выборными делами как ахтынцев, так и жителей остальных селений Ахтыпары, отбывавших пахту. Это управление распространялось и на военные мероприятия, в которых распорядительное участие принимали также ахтынский кадий и лица, имеющие духовное звание «эфенди». Срок службы каждого аксакала ограничивался только желанием его тухума. Звание аксакала было в Ахты наследственным, по прямо нисходящей линии, «пока в ней были способные к тому люди», а если таковых в прямой линии не оказывалось, то избирался родственник бывшего аксакала из боковой нисходящей линии. Если же и при этом условии не оказывалось способного человека, достойного возглавить тухум и стать правителем-аксакалом, тогда избирали из членов другой фамилии, но того же тухума.

    Таким образом, одна наследственность не давала права быть аксакалом, требовалось еще и согласие членов тухума на выбор преемника.

    Вознаграждение ахтынских аксакалов за их службу общине заключалось в следующем: 1) община обязана была предоставлять им лошадей, если они предпринимали поездку в интересах общины; 2) все аксакалы непременно приглашались на свадьбы и траурные мероприятия, имея при этом право приводить с собой одного из членов семьи. Ю.М.Кобищанов усматривал в этом адате существование зачаточной формы пахты в самой общине селения Ахты. Такой же обычай существовал в соседних с Ахтыпарой лезгинских союзах общин Докузпара и Алтыпара. Аналогичную привилегию имели и некоторые лица в горной грузинской области Хеви, в частности князья Казбеги; 3) после разбора дел о крови каждый из аксакалов той части Ахты, в которой проживал обвиненный (селение делится рекой Ахтычай на две половины), получал от удовлетворяемого по суду истца какую-нибудь вещь из оружия или посуды и кусок ткани, называвшийся «бурмет». При этом соблюдалось, чтобы ценность вещей, розданных каждому аксакалу, была одинаковой. Аналогичные подарки давались и эфенди.

    Таков был порядок вознаграждения аксакалов за суд по делу о крови, если происшествие было в Ахты. Что касается других селений 1-й Ахтыпары, то за судом по разного рода делам и тяжбам, кроме дел о крови, обращались в Ахты. В последнем же случае (дела о крови) суд в количестве десяти аксакалов и одного эфенди поочередно отправлялся из Ахты на место происшествия.

    В Ахты были и «ближайшие исполнители» решений аксакалов – «чауши», которых было два, по одному на каждой стороне Ахты.

    Так как в остальных селениях 1-й Ахтыпары не было института аксакалов и чаушей, ахтынские чауши в случае надобности посылались в селения данного участка, которым, как мы видим, фактически управляли ахтынские аксакалы.

    Ахтынские чауши избирались аксакалами, и выбор их должен был быть одобрен общиной. За исполнение своих обязанностей они получали: 1) от общины по одному быку в год; 2) при каждой свадьбе или поминовении они получали масло, мясо, крупу и дрова. Все это отпускалось им «в незначительном количестве» тем семейством, которое проводило свадьбу или поминовение; 3) после разбора дел о крови в Ахты при раздаче подарков аксакалам и эфенди каждый из чаушей также получал подарок в виде вещей стоимостью 3 рубля.

    Что касается пяти ахтыпаринских селений, расположенных в верхней части бассейна реки Ахтычай (так называемая 2-я Ахтыпара), то они имели значительно большую самостоятельность, нежели прочие селения союза. Практически их зависимость от Ахты проявлялась в следующих двух положениях: 1) в случае войны ахтынцев с кем бы то ни было жители 2-й Ахтыпары, как и всех других селений союза, должны были помогать ахтынцам и за это в подобном же случае пользовались обязательной защитой ахтынцев; 2) если взаимные споры и конфликты жителей этого участка не могли решиться на месте, то они разрешались посредничеством ахтынских аксакалов. В остальном эти селения были самостоятельны. Пахта ахтынцев на них не распространялась.

    Согласно «Описанию Самурского округа», «отчасти главным пунктом 2-й Ахтыпары» было селение Хнов (Хин). Каждое из пяти селений этого участка имело своих «правителей» – аксакалов и чаушей. В Хнове и Гдыме, как и в Ахты, каждый тухум избирал своего аксакала, а в трех остальных селениях (Борч, Маза и Фий) число аксакалов соответствовало не числу тухумов, а зависело от количества жителей, ибо на каждые 20 дворов («дымов») приходился один аксакал. Их выбирали из числа «достойных людей». Все селения участка имели по одному чаушу.

    Селение Гдым «некоторым образом» подчинялось Хнову. Автор «Описания» сравнивает эту подчиненность с той, которая существовала тогда в каждом селении магала относительно своего наиба, независимо от общей с ним подчиненности начальнику округа.

    Согласно нашему источнику, между селениями Хнов и Борч часто происходили конфликты, и в таких случаях ни одна из сторон не пользовалась военной помощью ахтынцев, соблюдавших нейтралитет и одинаково относившихся к конфликтующим селениям.

    Аксакалы в Хнове избирались наследственно, как в Ахты. Вознаграждения за службу общине никакого они не получали, даже при разборе дел о крови. Что касается хновского чауша, то его избрание и вознаграждение были такими же, как в Ахты.

    В остальных четырех селениях этого участка Ахтыпары аксакалы не были наследственными. Аксакалами избирались члены сельской общины, «известные своей правдивостью и опытностью». Их служба, как и в Хнове, ничем не вознаграждалась. Чауши этих селений избирались так же, как в Ахты, однако они не получали, подобно ахтынским чаушам, ежегодно по одному быку от общины и трехрублевого вознаграждения при разборе дел о крови, а имели только право на такие же подарки на свадьбах и поминовениях, как в Ахты.

    Закат соблюдался и в этом участке Ахтыпары, но не контролировался, как в 1-й Ахтыпаре. Обычаев пахты и барху не было.

    В тех ахтыпаринских селениях, в которых были суды по разбору дел о крови, за получением присужденного удовлетворения шел не сам истец, а его вакил (представитель), который при этом получал еще с обвиненного уже в свою пользу одного быка.

    Вопросы войны и мира в союзе сельских общин Ахтыпара, как и в других самурских союзах, принимались не аксакалами, а всей общиной, и если община решала вести с кем-нибудь войну, то аксакалы не имели права препятствовать этому решению, а должны были только принять на себя распорядительность в военных мероприятиях «как люди, выбранные по уму, добросовестности и опытности».

    Самым высоким духовным саном в самурских союзах был кадий (кази). В долине Самура их было всего четыре – в Ахты, Хнове, Рутуле и Шиназе, т. е. по два в Ахтыпаринском и Рутульском союзах. В Докузпаре и Алтыпаре кадиев не было. Как сказано в «Описании», «более их не было потому что народ, от которого зависело, иметь кадия или не иметь, не желал этих господ». Источник сообщает, что примерно в середине XVIII в. высшими духовными лицами в регионе были «эфенди», «а так как в шариате сказано, что следует иметь кадиев, то эти четыре селения и выбрали их из числа ученейших и достойнейших эфенди».

    Обращает на себя внимание наличие кадиев в крупных селениях региона, являвшихся одновременно центрами политического притяжения. Причину наличия кадиев в указанных населенных пунктах следует искать также, на наш взгляд, в соображениях политического престижа.

    Ахтынскому кадию в делах, подлежащих рассмотрению подобного духовного лица, подчинялись все ахтыпаринские селения, не исключая и Хнова, который, хотя и имел собственного кадия, все же он считался менее влиятельным и авторитетным, нежели ахтынский. Тем не менее хновцы «ближайшим образом» подчинялись суду своего кадия.

    Несмотря на то, что каждый из четырех кадиев региона обслуживал «свою» территорию, тяжущиеся, кто бы и откуда бы они ни были, имели право судиться у любого кадия. Сторона, недовольная решением, вынесенным одним кадием, могла переносить дело к другому кадию, объявляя ему при этом то положение шариата, на основании которого дело разбиралось прежним кадием.

    Следующим после кадия рангом духовенства в долине Самура являлся эфенди. Их в регионе было столько, «сколько оказывалось мулл, достойных быть избранными в этот высокий сан». Однако число их во всех самурских общинных союзах никогда не превышало тридцати. Получение муллой звания эфенди не обязывало его менять место жительства. Что касается мулл, то их количество в каждом селении соответствовало числу мечетей.

    В самурских союзах кадий, «как верховное лицо», в отличие от эфенди, не присутствовал в суде аксакалов, а разбирал дела у себя. В селении Ахты на сход аксакалов являлось два эфенди – по одному от каждой стороны Ахты.

    Во времена, когда кадиев еще не было (до середины XVIII в.), их функции исполняли эфенди, а в тех селениях, где не было эфенди, их заменяли наиболее знающие муллы, особенно если обе тяжущиеся стороны были заранее согласны с решением данного муллы. Необходимо подчеркнуть, что муллы лишь разбирали жалобы, в делах управления они участия не принимали.

    Как муллы, так и эфенди избирались общиной и обязательно утверждались кадием. При этом эфенди проверялись кадием в степени их знаний, получали от него благословение, причем кадий определял по степени учености каждого эфенди важность дел, которые могли быть доверены его разбирательству.

    В пятницы и дни религиозных праздников имамами в джума-мечетях были кадии, а там, где их не было, – по очереди эфенди. Где же не было и эфенди, богослужением руководили те из мулл, «которые были старше и славились благочестием».

    При рассмотрении дел о наследстве кадий получал, максимум, два процента от суммы наследства, причем часть этой суммы выделялась тому или тем эфенди, которые, независимо от кадия, были приглашены в суд. Если со стороны лиц, деливших наследство, не было возражений, то решение эфенди было таким же окончательным, как и решение кадия. Недовольные судом эфенди отправлялись к кадию, и тот рассматривал дело заново. Если кадий находил, что эфенди вынес правильное решение, то мог получить вознаграждение, уже отданное судившему эфенди, но только при условии, если на это соглашался сам эфенди. Если же кадий находил, что дело решено неправильно, то деньги получал сам. В том случае, если установленная плата уже была отдана эфенди, она отбиралась у него и передавалась кадию. Процент в пользу эфенди был такой же, как и в пользу кадия.

    Неимущие люди общин, а также духовенство получали из заката столько, сколько им желали выделить члены общины.

    В бассейне Самура в далеком прошлом происходил процесс переселения, вызванный внутренними и внешними причинами. В период этого переселения селение Ахты предоставляло свои услуги: брало переселенцев под свое покровительство и разрешало им, на определенных условиях, селиться на своей территории. Такая политика ахтынцев получила название системы коммендаций. Так, например, жители некоторых цахурских селений, подвергавшиеся частым нападениям хновцев, обратились за помощью в Ахты. Община разрешила им переселиться в Ахты с условием внесения налога (хардж) и бесплатного выполнения некоторых полевых работ. Квартал, в котором поселились цахуры, называется «Къулияр мягьле». Жители Гюнейской стороны Ахты производят это название от тюркского слова «къул» (раб), а сами кулиярцы связывают его со словом «къуьл» (пшеница).

    Переселенцам ахтынцы разрешили поселиться на правом берегу Ахтычая, который еще не был занят под жилые дома, но принадлежал ахтынцам, жившим на левом берегу. Между ахтынцами и переселенцами был заключен договор, согласно которому последние занимали правый берег Ахтычая, но взамен должны были вносить ахтынцам ежегодную дань зерном и скотом. Договор был записан на камне, который строго охранялся ахтынцами. Однако со временем положение обитателей правого берега реки настолько укрепилось, что они сочли возможным отказаться от дани. Прежде всего жители правобережья решили уничтожить юридический документ – надпись на камне. Ночью они перебрались на левый берег реки, убили часового, охранявшего каменную плиту, и отбили молотком надпись о зависимом положении, причем во избежание шума при уничтожении надписи плита была покрыта войлоком. С уничтожением надписи жители правобережья прекратили уплату дани ахтынцам.

    Община Ахты, владевшая большим количеством пастбищных и покосных земель, часто сдавала в аренду эти земли общинам, нуждавшимся в них, за определенную плату.

    Структура союза и характер отношений внутри Ахтыпары имели много общего с Рутульским союзом. Это касается и взаимоотношений главного селения с зависимыми. В частности, если феодальная рента в феодальных владениях попадала в руки владетеля-феодала, то дань, взимаемая ахтынцами и рутульцами с зависимых селений, а также право пахты распространялись на широкий круг лиц. Это, в свою очередь, накладывало своеобразный отпечаток и на социальную борьбу зависимых общин с господством рутульского и ахтынского джамаатов. Последнее утверждение относится, в первую очередь, к Рутулу, ибо мы не располагаем данными о выступлениях селений Ахтыпары против общины Ахты.

    Зависимые от Ахты и Рутула селения испытывали давление широкого круга лиц, т. е., по существу, сильных, крупных джамаатов Ахты и Рутула. Если феодала-владетеля можно было физически уничтожить и покончить с зависимостью от него, то в рассматриваемом случае покончить со своеобразным феодальным гнетом зависимым селениям было значительно сложнее. Сложность заключалась в том, что каждый джамаат зависимых сел в отдельности был слабее джамаата главного селения. Ф.Ф.Симонович в 1796 г. сообщал, что в Ахты было 600 дворов. В рапорте бакинского коменданта В.А.Репина от 1809 г. говорится, что в «городе» Ахты было «до 1000» дворов. По данным Ф.А.Шнитникова (1832 г.) и К.К.Краббе (1835 г.), селение Ахты насчитывало 800 семейств. Крупные общины Ахты и Рутула выступали фактически в роли коллективного феодала по отношению к зависимым селениям.

    Подобное явление имело место в Джарской области, где аварские и цахурские общины были в положении «групповых феодальных сеньорий по отношению к попавшим в зависимость от них грузинским крестьянам».

    Как отметил М.А.Агларов, тенденции к выделению и разная степень выделения центров «вольных обществ» были повсеместными, однако такое полное возвышение, какое имело Ахты над остальными селами союза, в Дагестане неизвестно.

    Зависимые общины не имели возможности для объединенных выступлений за свою независимость, находясь под контролем «покровителей», ахтынский и рутульский джамааты при случае оказывали друг другу помощь, в том числе вооруженную, для подавления сопротивления зависимых от них селений. В этом отношении весьма показательна история борьбы селения Хрюг (Хуьруьг) с Рутулом. Одним из итогов этого противостояния стало расширение территории Ахтыпары.

    Во время одного из столкновений между селениями вследствие отказа хрюгцев исполнять пахту в пользу жителей Рутула последние, будучи, очевидно, не в состоянии привести в покорность хрюгцев собственными силами, обратились за помощью к ахтынцам. Здесь необходимо отметить, что в случае военных действий общине Рутула обязаны были помогать все селения, входящие в Рутульский союз. В качестве вознаграждения за помощь Рутул обещал ахтынцам лесистый склон горы на правом берегу Самура, принадлежавший общине Хрюга и который был в то время границей между Ахтыпаринским и Рутульским союзами. Ахтынцы «охотно согласились помочь» не столько из-за предложенного рутульцами вознаграждения, сколько из-за желания наказать хрюгцев за отказ отбывать пахту Рутулу, ибо если бы это сошло хрюгцам безнаказанно, то могло бы послужить примером для ахтыпаринских селений, исполнявших пахту ахтынцам.

    В результате столкновения, в ходе которого, несмотря на то, что перевес в силах был явно на стороне Рутула и Ахты, хрюгцы оказали упорное сопротивление (одних лишь ахтынцев погибло 12 человек), Хрюг был сожжен. Потери хрюгцев и рутульцев источники не сообщают.

    По окончании военных действий ахтынцы стали тем более настаивать на вознаграждении, требуя возмещения за пролитую кровь. В этой ситуации рутульцы, принимая во внимание положение разоренных войной хрюгцев, «в участи которых принимали участие и все соседи», взамен обещанной ахтынцам горы, были вынуждены уступить им три селения Рутульского союза: Гогаз, Усур и Кака, «как ближайших соседей» Ахтыпары.

    В «Описании Самурского округа» не сообщается, когда именно произошли эти события. Этот пробел восполняется данными хронографа Абд ал-Хайя:

    «Произошло сражение между нами (хрюгцами. – З.З. ) и Рутулом с его магалом и Ахты с его магалом в течение трех лет и убито из нас много людей. Они отрезали нашу дорогу со всех сторон и остальные пути, по которым к нам шли продукты (пропитание). Мы оказались в очень тяжелом положении, и не было никакого выхода из [состояния] нашего голода, и не было нам [никакой] помощи ни со стороны мусульман, ни со стороны амиров. Тогда мы отправились [в составе] двадцати мужчин, четырех женщин, с семью саванами на сход ахтынцев, и склонили мы лица свои перед сходом. После этого сговорились ахтынцы и рутульцы вместе со своими магалами и сожгли наше селение, и разрушили наши стены и сбили наш минарет, в субботу, в двадцать девятый день месяца сафар по году Пророка – мир над ним – в 1189 году». (Месяц сафар 1189 г. хиджры начался 3 апреля 1775 г.).

    Об этих же событиях повествует арабоязычная надпись на камне, вмонтированном над входом в мечеть селения Хрюг: «Произошло сражение между нами (т. е. жителями Хрюга, с одной стороны) и рутульцами с их магалом и ахтынцами с их магалом (с другой стороны), продолжавшееся в течение трех лет. И погибло у нас много мужчин. Потом же они помирились с нами в дату Пророка, в 1190 году» (т. е. в 1776–1777 гг.).

    Вскоре после этих событий и расширения Ахтыпаринского союза, с просьбой к ахтынцам о присоединении к Ахтыпаре обратились еще два селения Рутульского союза – Ялак и Луткун. Однако ахтынцы, «ссылаясь на то, что и без того уже приобрели три селения от рутульцев», отказали им в просьбе. Получив отказ, ялакцы и луткунцы вышли из состава Рутульского союза сельских общин, прибегнув к покровительству Казикумухского ханства.

    Рост влияния ахтынского джамаата нашел отражение в том, что часто жителей всех самурских общинных союзов называли в Дагестане ахтынцами по аналогии с союзом Акуша – Дарго, население которого было известно как «акушинцы».

    Периоды мирных отношений между различными самурскими общинами нередко сменялись фазами напряженности. В 1728 году И. Гербер отмечал добрососедство, сплоченность и взаимопомощь самурских общинных союзов: «Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают». Вместе с тем есть данные источников о конфликтах между различными самурскими общинами. В частности, сохранились сведения о столкновениях Ахтыпары с мискин-джинцами, которым обычно помогал Докузпаринский союз во главе с селением Джаба. Такие столкновения имели место в 1682, 1702–1703, 1708–1709, 1715, 1782–1783, 1803–1804 гг.

    Есть свидетельства привлечения ахтынцами в ходе этой борьбы войск феодальных правителей Дагестана. В «Описании Самурского округа» говорится, что «во время одной из самых ожесточенных войн» ахтынцев с мискинджинцами и докузпаринцами первые обратились за помощью к Сурхай-хану Казикумухскому и Умма-хану Аварскому. «Война кончилась тем, что Мискинджи были сожжены дотла». Об этом событии, произошедшем в 1197 г. хиджры (1782–1783 гг.), сообщают также арабоязычные источники.

    В свою очередь, феодальные правители также использовали военные силы самурских общинных союзов в своих военных предприятиях. В частности, в «Описании» сообщается, что казикумухские ханы «часто пользовались пособием самурцев в их войне с кубинскими и нухинскими ханами».

    Столкновения ахтынцев происходили и с Алтыпаринским союзом сельских общин, главным селением которого был Микрах.

    Вооруженные конфликты имели место также между Ахты и Рутулом. Письменные источники зафиксировали столкновения между ними с привлечением войск различных феодальных правителей в 1536–1537 (по другим данным, в 1540–1541 гг.), 1541–1542, 1542–1543 гг. Самое позднее столкновение между Ахты и Рутулом, известное нам, произошло в 1204 г. хиджры (1789–1790 гг.).

    К.К. Краббе в 1835 г. сообщал о добрососедских отношениях Ахтыпаринского союза с Докузпарой, в то время как отношения с «Рутульским магалом» были напряженными.

    Существуют данные арабоязычных письменных источников об эпидемиях чумы в Ахты, имевших место в 1688–1689 и 1730–1731 годах.

    В 1812 г., после образования Кюринского ханства, самурские общинные союзы, в том числе Ахтыпара, вступили в подданство России, обязавшись платить подать баранами, однако подати вносились нерегулярно, о чем свидетельствуют российские документы. С целью заставить ахтыпаринцев платить подати к ним применялась такая мера, как задержание принадлежащих им стад, пасущихся в Закавказье.

    Ахтыпара, как и другие самурские союзы, сохраняла фактическую независимость вплоть до 1839 г. Более того, жители Самурской долины приняли самое активное участие в известном Кубинском восстании 1837 г. Одним из главных предводителей горцев самурского региона был «Шейх Мулла Ахтынский».

    В 1839 г. в Самурскую долину были двинуты крупные силы царских войск под командованием генерала Головнина. После кровопролитного сражения в Аджиахурской теснине сопротивление горцев было подавлено. Русские войска вошли в Ахты и здесь была заложена крепость. Ахтыпара, как и другие самурские земли, была поставлена под контроль царской администрации.

    Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

    СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Этот город на Таврическом полуострове, который греки называли Сугдеей, Сугдаей или Сидагиосом, генуэзцы - Солдайей или Сулдадией, древние русичи - Сурожем, восточные географы - Судаком, Солтаком, Шолтатией, сохраняет до наших дней название Судак.Город,

    Неизвестные страницы «Истории Русов» В советское время оценки этого произведения были диаметрально противоположны.Русский публицист-эмигрант Николай Ульянов в своей книге «Происхождение украинского сепаратизма» охарактеризовал его так:«Напрасно приписывают М. С.

    Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

    Московские страницы еврейской истории Москва! Сколько понятий заключено в этом слове! Столица России, Москва первопрестольная, центр отечественной науки и культуры, сердце России. Этот город всегда обладал особой силой притяжения. Еще в древние времена город заселяли

    Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

    ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЛАВЯН

    Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

    Начальные страницы персидской истории Древняя Мидия, Иран, Кир, Дарий – все это вызывает в памяти империи давно ушедших веков. Что знаем мы о них? Не так много, как хотелось бы. Малочисленность письменных источников делает затруднительным изучение древней истории Персии

    Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

    Из книги Евангелие от Робеспьера автора Гладилин Анатолий Тихонович

    Еще раз перелистаем страницы истории. По конституции 1793 года власть передавалась народу. Но ввести конституцию в действие в то время было равносильно самоубийству. Представим себе, что в разгар решающего сражения армия вместо того, чтобы четко выполнять приказы

    Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

    Черные страницы выборгской истории Память о событиях Гражданской войны 1918 года в Финляндии только на первый взгляд относятся к истории нашей соседней страны. На самом деле, она фактически началась в Выборге, здесь же она и закончилась в апреле 1918 года. Выборг оставался

    Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

    Страницы церковной истории (О/С осле смерти сына Святослава - Владимира Святославича, последовавшей в 1015 году, киевский престол занял его старший сын Святополк, впоследствии прозванный Окаянным.Не желая делить земли и власть с пятью своими братьями, он решил перебить их

    Из книги Тайны Старого и Нового света.Заговоры.Интриги.Мистификации. автора Черняк Ефим Борисович

    Страницы истории США

    Из книги Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы автора Фортунатов Владимир Валентинович

    Избранные страницы истории Петербурга до 1917 г. Первыми жителями нашего края были, скорее всего, финно-угорские племена – весь, водь, ижора, чудь. Русская Ижорская земля (Ингрия, Ингерманландия) представляет собой историко-культурный регион, включающий земли Приневья,

    Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

    Из книги Угреша. Страницы истории автора Егорова Елена Николаевна

    Угреша. Страницы истории

    Из книги История Гжатских деревень. Сборник автора Автор неизвестен

    Усадьба Токарево. Страницы истории О.Ю. Михайлова, коммерческий директор ООО «Орбита плюс» (г. Гагарин)Из выявленных на сегодняшний день архивных документов известно, что уже в 1770 г. сельцо Токарево, расположившееся на излучине р. Вори по левую сторону от Калужского

    На самом юге Дагестана, в месте соединения рек Самур и Ахтычай, находится древнее село Ахты. Несмотря на свои небольшие размеры, оно известно далеко за пределами Дагестана, сюда ежегодно приезжают многочисленные туристы полюбоваться красотами и поправить здоровье.

    История Ахты

    Точную дату образования селения Ахты никто не знает. По одной версии, первое упоминание о нем датируется V веком до нашей эры. По другим данным, Ахты существовало уже на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. Однако история селения с самого начала нашей эры достаточно подробно описана в разных источниках, поэтому хорошо изучена. Прежде всего история Ахты – это история войн и сражений. В ІІІ веке н. э. селение стало частью Кавказской Албании, затем, после распада этого государства, Ахты отошло к раннефеодальному государству Лакз. В VII в. в Ахты (в те времена селение носило название Шахбани) правил эмир Дарвишайи, на чей век пришлись ожесточенные схватки с хазарами и три осады поселения, последняя длилась 7 лет. Вообще, за время существования Ахты его многократно почти полностью разрушали и восстанавливали заново. Особую роль в развитии поселения сыграл период Ахтынского бекства, когда в середине XV века сложилось большое по площади эмирство с центром в Ахты. Это государство просуществовало менее двух веков, после чего в районе Ахты было образовано Ахтыпаринское вольное общество. К XVII веку здесь был центр науки, искусств и ремесленничества – и это второй важный пласт истории селения. Гончарное искусство, ткачество и обработка металла зародились в этих краях в V веке. Десятью веками позже в Ахты уже производили изделия из шерсти, кожи, шелка, глины, дерева, драгоценных металлов. Шла бойкая торговля, поскольку селение находилось на пересечении сразу нескольких торговых путей.

    К XIX веку Ахты имело общую с Кавказом историю: местные жители воевали с русскими и поддерживали Шамиля. В 1839 году Ахты в составе Самурского округа вошло в состав Российской империи, а почти столетием позже стало частью РСФСР.

    Ахты сегодня

    В конце XVIII века в селе проживало около 600 человек. Сейчас население Ахты составляет более 13 тысяч человек. В нем живут люди разных национальностей и конфессий, большая часть жителей – лезгины, исповедующие ислам.

    В селе чтут свое историческое и культурное наследие, свидетельство тому – достопримечательности Ахты. Здесь работают сразу два музея – Ахтынский краеведческий музей (10 залов, больше 12 тысяч экспонатов) и Ахтынский музей культуры и искусства (10 тысяч экспонатов, главная гордость – библиотека, насчитывающая более 300 томов редких исторических книг). Отдельного внимания заслуживает Ахтынский театр. Именно в этом небольшом горном селе был открыт первый в Дагестане театр (1906 год), поэтому Ахты считается родиной дагестанского театрального искусства.

    Ежегодно в Ахты проходит праздник Шарвили, названный так в честь героя лезгинского народного эпоса. Шарвили – реальная историческая личность, родился он именно в Ахты, отчего село является центром национального праздника. В дни торжеств сюда съезжаются творческие коллективы со всей республики, проходят концерты, соревнования по национальным видам спорта. Главная составляющая этого фестиваля – подъем на гору, в которой, по преданию, хранится меч героя Шарвили.

    Бальнеологический курорт «Ахты»

    Изучение местных минеральных источников дало толчок к развитию Ахты как популярного курортного места. Лечебные свойства воды ахтынских источников, находящихся в ущелье в нескольких километрах от села, были известны еще в VI в. н.э. После присоединения Ахты к Российской Империи здесь обустроили несколько бань. Над четырьмя источниками построили небольшие помещения с плоскими крышами и дали им названия – солдатские, офицерские, мужские и женские. Всего источников 12, три из них – холодные, остальные теплые: температура воды от 38°C до 67°C.

    Ахтынские источники выходят на поверхность с глубины 1400-1700 метров. По химическому составу все они щелочные, по сложности состава относятся к ІV классу. В основном источники самоизливающиеся, но есть и вода, получаемая из буровых скважин, – она такая же по составу, но с более высокой минерализацией.

    В советские годы на берегу реки Ахтычай построили санаторно-оздоровительный комплекс «Ахты», в нем используют все возможности минеральной воды. На курорт «Ахты» в Дагестане едут лечиться люди с заболеваниями нервной системы, желудочно-кишечного тракта, а также болезнями костно-мышечной системы. В 1958 году недалеко от села Ахты открыли детский кардиологический санаторий на 50 мест. Здесь поправляют здоровье дети в возрасте до 14 лет.

    Ежегодно село Ахты посещают тысячи людей: это и приезжающие на лечение, и гости фестиваля Шарвили, и обычные туристы.

    Ахтынский район расположен на юге Дагестана, и граничит с Азербайджаном. Вся территория Ахтынского района за исключением небольшого участка поймы реки Самур на востоке находится на высоте 1000 метров над уровнем моря и выше, большую ее часть составляет высокогорье с высотами от 2 до 4 км. Гора Шалбуздаг (4142 м) является высшей точкой района. Для селений Самурской долины, защищенной горами, характерно умеренно жаркое лето и теплая зима, а также большое количество солнечных дней. Бальнеологическая курортная местность включает селение Ахты и его окрестности. Ахтынский район безлесный, только на правобережье Самура в западной части района и в среднем течении реки Ахтычай имеются отдельные участки, поросшие лесом. Со склонов гор стекает большое количество речушек, впадающих в Самур и его главный приток Ахтычай. На расположенных в Ахтынском районе особо охраняемых территориях находятся следующие памятники природы: Горячие сероводородные термальные источники (с. Курукал), Хрюгский лесной комплекс, Зрыхский водопад, Миджахский тысячелетний дуб, Долина реки Мугулат-дере с выходом на Шалбуз-Даг, Гора «Келез хев» (с. Ахты).

    Население, история, культура

    Доля лезгин в населении района составляет 93%, 5% - рутульцы, русских - 1,6%. Ахтынский район обладает богатым историко-культурным наследием, значительная часть которого связана с Ахтами - одним из древнейших лезгинских поселений. В Ахтах находятся следующие памятники архитектуры: Ахтынская крепость (19 век), Ахтынский арочный мост, Ахтынский мост (1915 г.), Ахтынский краеведческий музей, Джума мечеть (18 век).

    СЕЛО АХТЫ
    Село Ахты расположено в живописной долине реки Самур, при впадении в неё реки Ахтычай. Ахты является одним из туристических центров Дагестана. В здешних местах туристов привлекают, как правило, целебные минеральные источники. Однако, помимо этого, туристы охотно прогуливаются по улицам села, фотографируя местные достопримечательности, которыми изобилует Ахты. В интернете размещено немало подробных авторских рассказов с фотоматериалами, о посещении Ахты. Ахты является родиной дагестанского театрального искусства, именно здесь в 1906 году был открыт первый в Дагестане Лезгинский драматический театр. В каждую последнюю субботу июня в с.Ахты проводится праздник, посвящённый герою лезгинского национального эпоса Шарвили.

    Как добраться

    Расстояние до с.Ахты от столицы Дагестана - 240 км. Добраться из Махачкалы можно автобусом, маршрутным такси, либо на автомобиле. Дорога до села полностью асфальтирована. Дорога в пути, обычно, занимает порядка 4 часов, и пролегает через живописные горные участки. Маршрутные такси из Махачкалы в Ахты отправляются с Южной автостанции, с интервалом 2 часа. Последний рейс - в 14:00, первый - в ~6 утра. Зимой, как водится, транспорт ходит реже. Стоимость проезда составляет порядка 300(?) рублей. Также до села можно добраться из города Дербент - маршрутные такси отправляются с городской автостанции.

    More you might like


    Ворота Кийамат-капы (Ворота Судного дня) Кийамат-капы - «Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) - ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI век) с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в IХ-Х веках на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 квадратных метра), а прилегающая к нему территория (около сорока квадратных метров) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 - начале 1930-х годов здесь располагалось почитаемое, святое место, носившее на¬именование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»). В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 годах на этом месте проводились археологические рас¬копки.


    25 февраля в гимназии поселка Белиджи состоялся первый этап школьной лиги КВН, организаторами которого выступили РУО Дербентского района и отдел по делам молодежи и туризма. На мероприятии присутствовали начальник отдела по делам молодежи и туризма Рафиль Гаджиахмедов, специалист отдела по делам молодежи и туризма Кемран Исаев, главный специалист отдела культуры, национальной политики и религии Максим Кичибеков, директор ООШ поселка Белиджи Кахриман Ибрагимов и т.д. В первом этапе состязались 4 районные команды: «Корпорация смеха» (гимназия пос. Белиджи), «Утомленные школой» (СОШ №1 села Белиджи), «Солнышко» (СОШ №2 села Белиджи) и «Другая жизнь»(СОШ села Нюгди). «Участники КВН выполняют важную социальную задачу, показывают, насколько яркая, интересная, умная, энергичная молодежь в нашем районе. Одним из важнейших приоритетов любого государства должно быть обеспечение условий для развития молодежи. Необходимо дать подрастающему поколению возможность реализовать себя, найти свое призвание, обрести достойное место в обществе. Администрация Дербентского района всегда поддерживало, и будет поддерживать талантливых, целеустремленных и энергичных учащихся, тех, кто стремится к образованию, проявляет инициативу в учебе, творчестве, спорте и других сферах жизни. Успехи молодых - залог завтрашнего процветания нашего района и республики»- отметил Рафиль Гаджиахмедов. В полуфинал вышла команда «Корпорация смеха» (гимназия поселка Белиджи). Следующий этап состоится в ближайшее время.


    Ворота Кала-капы Кала-капы (XVI - XVIII века) в переводе с тюркского языка означает «ворота в крепость». В отличие от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метра от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они более позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку - к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.

    Три дагестанских проекта стали победителями второго ежегодного Всероссийского градостроительного конкурса, сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Магомед Османов.

    По его словам, в номинации «Лучший генеральный план города» победителем стал проект города Избербаша.

    «В конкурсе на применение правил землепользования и планировки лучшим признано МО “сельсовет Бурдекинский” Сергокалинского района. А в номинации “Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия” единогласно был признан проект реставрационно-восстановительных работ Цитадели “Нарын-Кала” в городе Дербенте», - сообщил собеседник агентства.

    Награды победителям конкурса вручил министр строительства РФ Михаил Мень. Как отметил глава Минстроя России, конкурс набирает популярность - в текущем году участников заявлено значительно больше.

    Всего на конкурс было подано 194 заявки, из них 57 оказались в финале. В 2016 году оргкомитет конкурса учредил новую номинацию «Лучший реализованный проект развития застроенной территории», на которую претендовало сразу 18 проектов. Среди участников конкурса - органы власти, представители бизнес-структур - застройщики, технические заказчики.

    Конкурсные заявки оценивало экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты-практики, представители ведущих научных организаций нашей страны, руководители национальных объединений и объединений работодателей в строительной сфере.

    Напомним, ежегодный градостроительный конкурс объявлен Минстроем России 10 декабря 2014 года. Его основная цель - определение лучших практик реализации проектов в сфере градостроительства и их внедрение в других регионах страны.



    ГКОУ «Общеобразовательная школа - интернат №6» г. Дербента была официально открыта 2 октября 1959 года. Она располагалась в двухэтажном здании нынешней школы №16 по адресу: ул. Ленина №103 . На втором этаже был спальный корпус, на 1-ом классы. В первый год было принято 150 детей из дальних районов в 1а,1б,2,3,4 классы - всего 5 классов.

    2 апреля 1962 года интернат перевели в специально построенный комплекс, состоящий из нескольких корпусов: трехэтажного здания школы на 300 учащихся, трехэтажного общежития, столовой, хозяйственных построек(прачечной, котельной), жилого дома для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома. Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей, был Ильягуев Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену приходит

    Герейханов Абдулла Герейханович, которого затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

    В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим Султанович,человек большой души, до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами и медалями. Учитель, воин, гражданин.

    Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил с ходатайством перед Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени Сеидова Миркерима Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

    Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

    Учил трудиться, не жалея сил.

    Учитель наш, земной поклон тебе

    За все,чему нас научил.

    С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6 своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна, Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская Нелля Федоровна, Толпегина Ольга Петровна. Молодыми людьми по окончании учебных заведений они прибыли в нашу республику по распределению и остались здесь на долгие годы,а.многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

    Бок о бок с ними трудились Аппажева Мина Рустамовна, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

    За 55лет сменилось много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

    В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков, это 1250 выпускников.

    В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович,ныне заместитель начальника ГУО.

    1986 году школа - интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы -интернат №6 » г.Дербента.С этого момента началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей.

    С 1992 года школа работает под руководством Н.С. Казимова.

    В июне 2012 года руководство школой-интернатом №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович.

    В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное учреждение«Общеобразовательная средняя школа - интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан. В 2013 в соответствии с постановлением правительства РФ ГОУ «Общеобразовательная средняя школа- интернат №6» г. Дербента получила статус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

    Рекомендуем почитать

    Наверх