Конспект логопедического занятия звук ч. Конспект логопедического занятия "Звуки "

Материалы 01.04.2024
Материалы

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Тема: звук Ч

Этап: автоматизация в слогах, словах

1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

Упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

Упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

Упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по дорожке.

I. Организационный момент

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад, посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” - здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку .

“Лягушки улыбаются”

“Бублик”

“Трубочка”

“Грибочек”

“Гармошка”

“Вкусное варенье”

2. Автоматизация звука [ч] изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте .

// Комарова Л. А. - дорожка

3. Автоматизация звука [ч] в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам - давай поможем им.

Звуковые цепочки:

4. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия:

4.1.Определение наличия звука [ч] в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука [ч] в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:

- “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.

- “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.:

- “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

III. Итог

Тебе понравилось наше путешествие?

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?

ЧА-ЧА-ЧА – чан, чай, чайник, чайка, чашка, кочан, дача, туча.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – чисто, чиж, чижик, мячи, калачи, личинка.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – чудо, чуб, чугун, чудак, хочу, молчу, жемчуг.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – бачок, бычок, пучок, значок, плечо, бочонок, учёба, печёнка.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ - чек, чей, печенье, ученье, качели, зачем, чучело.

5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

6. Наклей картинки (или нарисуй) в названии которых слышится звук Ч.


ЗВУК Ч. (№2)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

АЧ-АЧ-АЧ АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ
ОЧ-ОЧ-ОЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-УЧ-УЧ УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ
ИЧ-ИЧ-ИЧ ИЧ- АЧ-ОЧ-УЧ

3. Автоматизация звука Ч в словах.

АЧ-АЧ-АЧ – плач, богач, калач, качка, удачно, задачник, врач, грач.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – дочь, ночь, бочка, кочка, дочка, почка, точка, молочный, замочки.
УЧ-УЧ-УЧ – луч, тучка, внучка, кучка, могуч, кавычки, Жучка, лучше.
ИЧ-ИЧ-ИЧ – дичь, дичка, яичко, водичка, кличка, табличка.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч.

Тина, бабочка, банка, сачок, ключ, цапля, щетка, очки, бантик, шоколадка,
ночь, дочка, кулич, Танечка, чудеса, насос, мячик, овощи, печка, свеча.

5. Повтори слова парами.

Качка – кочка, бочка-тачка, внучка-колючка, овечка-колечко, уздечка-печка,
девочка-ласточка, обруч-удочка, ключ-очки, тапочки-бабочка.

6. Игра «Назови ласково»

7. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.




ЗВУК Ч. (№3)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ОЧ-УЧ

3. Назови картинки, в названии которых слышится звук Ч.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Кабачки, башмачки, облачко, жучки, пучки, паучки, колечко,
овечка, бычки, дички, новички, ячмень, мочалка, качалка, значок,
плечо, каблучок, пятачок, бочонок, копченый, печёный, волчонок,
зайчонок, калачи, овчинка, волчица, зачем, черви, чулан, чудак,
чугун, плачу, пончик, выучил, лётчик, волчий, заячий, мочёный,
ночёвка, пахучий, голубчик, огурчик, горчица, вечерний, передача.

5. Игра «Назови ласково»


ЗВУК Ч. (№4)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

ЧТА-ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА-ЧТО
ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА ЧТЫ-ЧТА-ЧТО-ЧТУ

3. Определить позицию звука Ч в словах.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Почта, мачта, почтовый, почтальон, почтение, чтение, почва, чукча, отличник.
Чашка – значок – чулки – чучело – бахча
Плечо – кольчуга – печенка – овчарка – калачи
Мочалка – пчелы – каучук – личинка – черепаха
Удача – крючок – чудеса – пончик - одуванчик

5. Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики –
Каждый мальчик в свой чуланчик. (пальцы и перчатка)

6. Игра «Кто это делает?»

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

Научить правильно произносить звук [Ч].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

Упражнять ребенка в словообразовании.

Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

Познакомить ребенка с употреблением предлога через.

Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ч].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ч]:

  • губки округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубки не смыкаются;
  • кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
  • по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
  • горлышко «молчит».

Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ...


Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-ач, чу-...; ач-ча, уч...

Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):

гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...

Задание 6 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.

Бумага есть, перо есть,

Да без них писать не будешь. (Чернила)

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (Часы)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач)

Снизу камень, сверху камень,

Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)

Задание 7. Взрослый произносит 3-5 слов со звуком [Ч], а ребенок должен запомнить их и повторить в той же последовательности.

Задание 8 . Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?

Стул - стульчик, замок - ..., шнурок - ..., узелок - ...,

носок - ..., блин - .., диван - ..., батон - ...

Сук - сучок - сучочек, знак - ..., внук - ..., бак - ..., крюк - ...

Легко - легче, мягко - ..., громко - ..., жарко - ...,

ярко -..., богато - ..., мелко - ..., крепко - ...

Ваня - Ванечка, Оля - ..., Гриша - ..., Петя - ..., Соня - ..., Миша - ...

Задание 9 . Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Гайка - чайка, кашка - ..., худо - ...

Задание 10 . Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество. Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.

Иван - Иванович, Петр - ..., Сергей - ..., Андрей - ...

Задание 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.

Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ча-ча-ча - дай мне калача.

Чу-чу-чу - я гулять хочу.

Чи-чи-чи - красные кирпичи.

Чо-чо-чо - ох, как горячо!

Ач-ач-ач - пришел врач.

Оч-оч-оч - скоро ночь.

Ич-ич-ич - красный кирпич.

Уч-уч-уч - у меня ключ.

Ачка-ачка-ачка - у Вовочки тачка.

Очка-очка-очка - у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка - у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка - у Вовочки птичка.

Задание 13. Знакомство с предлогом через.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через, объясняет его значение и графическое изображение, просит составить предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).

Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.

Задание 14 . Знакомство с буквой Ч.

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Ч?

Игры с буквой.

Задание 15. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:

часы, час, удача, задача.

Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:

дачка - качка - пачка - тачка - почка - бочка - мочка - кочка - кучка - тучка.

Чтение, списывание предложений:

Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы.

Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.

Разделы: Начальная школа

Цель занятия:

  1. закрепить навыки четкого произношения звука;
  2. учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;
  3. развивать фонематические процессы;
  4. учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;
  5. наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;
  6. упражнять в подборе антонимов;
  7. учить работе с деформированным предложением;
  8. наблюдать за многозначностью слова;
  9. развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.
Дыхательная гимнастика:
  • упражнение по формированию правильного речевого дыхания;
  • 4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15);
  • Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет».
Организационный момент
Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
Сахар, конфеты, чайник, печенье.
Пчёлы, ромашка, василек, тюльпан.
Печка, тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, перчатки, фуражка.
Введение в тему
Назовите звук в названии картинки, который стоит на месте, отмеченном цифрой.
Слайд 1
Можете воспользоваться звуковыми линейками.
Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?Уточнение артикуляции звука, характеристика звука

Слайд 2
Губы – «хоботочком»
Зубы – сближены
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба
Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком
Дать характеристику звука.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда. Развитие фонематического восприятия
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [Ч] в словах.
Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой.
Слайд 3
Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком [Ч] я диктовала?Соотнесение звука с буквой
Какой буквой на письме мы обозначаем звук[Ч] ?
На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево.
А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку.
Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.
Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.
Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.

Выделение звука на фоне слога
Слайд 4
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА, ХОЧУ.
Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

Работа на уровне слова
1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука [Ч] в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле.
Слайд 5
  • Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
  • В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.
  • Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
  • Хвост во дворе, нос в конуре,
  • Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
  • Сестра моя сова – умная голова. СЫЧ.
  • У солнышка их много-много.
  • Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.
  • Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
  • Ног нет, а хожу,
  • Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
  • Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
  • Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.
  • Горячий, с лимонным ароматом,
  • С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
  • Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.
  • Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.

2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.

Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.
Скажите, что такое ключ?
(на доске картинки дверного ключа, скрипичного ключа и родника)
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок.
А что изображено на второй картинке?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
Что изображено на третьей картинке?
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.
Вот сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.

Динамическая пауза
Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».
Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

Работа на уровне предложения
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.
Слайд 6.
собирала лесу Анечка в ягоды.
интересную Катя сочинила сказку.
купила чудесную книгу Мама.
весёлую Дети частушку спели.
Найдите в своем предложении слово с буквой Ч
Из найденных слов составьте новое предложение.
Анечка сочинила чу десную ча стушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Работа с текстом
Прочитаем текст. Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 7
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.
Показ видеоролика о жизни черепах. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?
Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук? Докажите.
Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.

Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это - правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой - картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой - Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это - Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед : Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка : Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед : Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка : Ой, как некрасиво получилось.

Логопед : Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка : Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед : Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч - вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка - Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Некрасова И.Аhttp://50ds.ru/logoped/4877-logopedicheskoe-zanyat...elnoy-gruppe-na-temu-zvuk-ch-- bukva-ch.html

Рекомендуем почитать

Наверх