Перейти с общей системы налогообложения на упрощенную. Как перейти на УСН: все, что необходимо знать

Строительство  23.04.2024
Строительство 

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это режим налогообложения с облегченным учетом и заменой некоторых налогов единым «упрошенным»» налогом.

УСН является мерой государственной поддержки малого бизнеса. Порядок применения УСН закреплен статьей 346.20 НК РФ.

Ставка налога связана с выбранным объектом налогообложения – 6% при объекте «доходы», 15% при объекте «доходы, уменьшенные на расходы».

Кто не может переходить на УСН?

Федеральные субъекты могут устанавливать налоговую ставку для УСН «доходы минус расходы» в размере от 5 до 15%.

Законодательство устанавливает ряд ограничений на применение УСН.

Установлено, что не могут использовать УСН следующие лица:

  • предприятия и физические лица со штатной численностью персонала более 100 человек;
  • компании, остаточная стоимость основных средств (ОС) которых свыше 100 млн. рублей;
  • компании, производящие подакцизные товары;
  • предприятия, занятые добычей полезных ископаемых (не включая распространенные);
  • плательщики единого сельхозналога;
  • организации, в составе которых есть филиалы и представительства.

    Стоит обратить внимание, что компании с обособленными подразделениями имеют право применять УСН

  • иностранные предприятия;
  • страховщики;
  • адвокаты и нотариусы;
  • микрофинансовые компании;
  • лица, не уведомившие в установленном порядке о применении УСН;
  • прочие категории, определенные статьей 346.12 НК РФ.

При переходе с ОСНО на УСН юридические лица перестают быть плательщиками таких налогов, как

  • налог на прибыль,
  • налог на имущество,

При переходе с ОСНО на УСН индивидуальные предприниматели (ИП) не являются плательщиками налогов на:

  • налога на доходы физлиц,
  • налога на имущество физлиц (используемое в деятельности, при которой применяется УСН),
  • НДС (кроме исполнения обязанностей агента) и не представляют отчетность по этим налогам.

Что нужно делать для перехода на УСН?


Решение о переходе с одной системы налогообложения на другую организация (предприниматель) принимает в добровольном порядке.

Смена происходит с начала года. Для перехода на УСН в 2014 году, следует до 31 декабря предыдущего года подать заявление в налоговые органы о применении УСН.

В заявлении следует указать желаемый объект налогообложения, размер полученного дохода за 9 месяцев и остаточную стоимость ОС.

Для применения УСН с нового года доходы организации (предпринимателя) за 9 месяцев предшествующего года не должны быть больше 45 млн. рублей.

Эта сумма ежегодно корректируется на коэффициент-дефлятор.

Для применения УСН в 2014г. максимальная сумма доходов за 9 месяцев 2013г. составляет 48 015 тыс.руб.

Вновь зарегистрированные организации (предприниматели) могут применять УСН с момента создания, уведомив налоговую инспекцию в течение 30 дней с даты регистрации.

Особенности учета операций в период перехода с ОСНО на УСН


Если организации на ОСН для расчета налога на прибыль использовали метод начисления, то при переходе на УСН они включают суммы ранее полученной предоплаты от покупателей в доходы по «упрощенке».

Эти доходы отражаются в учете датой начала применения УСН.

Если после перехода на УСН была получена оплата от покупателей за выполненные ранее договорные обязательства, то сумма оплаты не включается в доходы по УСН.

Рассмотрим на примере для ООО. В декабре 2013 года ООО «Икс» получило аванс от покупателя 20 000 рублей. С 2014 года ООО «Икс» применяет УСН. 01.01.2014г. в книге учета доходов и расходов отражается доход в размере 20 000 рублей – полученный аванс. В декабре 2013 года был составлен акт о выполнении работ ООО «Икс» заказчику в размере 50 000 рублей. Эта сумма была включена в состав доходов для расчета налога на прибыль. В январе 2014 года была получена оплата от покупателя за оказанные услуги в сумме 50 000 рублей. Сумма полученной оплаты не признается доходом и не вносится в Книгу доходов и расходов.

Предоплата поставщикам, произведенная до перехода на УСН, признается расходами по «упрощенке», если обязательства по договору выполнены поставщиком после перехода.

Если понесенные расходы были приняты к учету до перехода на УСН, то оплата таких расходов, произведенная после смены системы налогообложения не включается в расчет налогооблагаемой базы.

Рассмотрим пример. В декабре 2013 года ООО «Икс» перечислило предоплату поставщику в размере 60 000 рублей. С 2014 года ООО «Икс» перешло на УСН. В январе был подписан акт оказания услуг, на основании его ООО «Икс» включает в расходы по УСН 60 000 рублей.

Если понесенные расходы были признаны при исчислении налога на прибыль до перехода на УСН, то произведенную после перехода на «упрощенку» оплату этих расходов в Книгу доходов и расходов включать нельзя.

С начала применения УСН в Книге доходов и расходов (раздел II) фиксируется остаточная стоимость ОС и НМА на момент перехода

Эта сумма списывается в расходы при исчислении налога по УСН в следующем порядке:

  • при сроке эксплуатации ОС и НМА до трех лет их остаточная стоимость полностью списывается в расходы первого года на УСН;
  • при сроке эксплуатации ОС и НМА от трех до 15 лет их остаточная стоимость списывается в течение трех лет таким образом: в размере 50% от общей в первый год применения «упрощенки», 30% – во второй год, 20% – в третий год.
  • при сроке эксплуатации ОС и НМА более 15 лет их остаточная стоимость списывается равномерно в течении 10 лет использования УСН.

При переходе на УСН требуется восстановить НДС, уплаченный с приобретения ОС и НМА, пропорционально их остаточной стоимости.

Сумма налога, подлежащего восстановлению, включается в состав прочих расходов.

Рассмотрим на примере. ООО «Икс» с 2014 года применяет УСН. Остаточная стоимость ОС и НМА на дату перехода составляет 100 000 рублей. В 4-м квартале ООО «Икс» восстанавливает ранее принятый к вычету НДС в сумме 18 000 рублей и делает следующие проводки:

  1. Дт 19 Кт 68 – 18 000 – восстановление НДС с остаточной стоимости ОС и НМА
  2. Дт 91 Кт 19 – 18 000 – отражение НДС в составе расходов.

Если перед переходом на УСН организацией был получен аванс от покупателей в счет будущего выполнения договорных обязательств, то исчисленный НДС с аванса включается в суммы вычета при условии перечисления суммы НДС покупателю.

Приведем пример. ООО «Икс», находясь на ОСН, получило предоплату от покупателя в размере 50 000 рублей, в том числе НДС 7627 рублей. С 2014 года ООО «Икс» переходит на УСН. Поэтому в декабре 2013 года ООО «Икс» заключает с покупателем дополнительное соглашение о сумме договора 42 373 рублей (50 000 – 7627) и перечисляет покупателю сумму НДС. В учете будут сделаны следующие проводки:

  1. Дт 51 Кт 62 – 50 000 – получен аванс от покупателя
  2. Дт 76 Кт 68 – 7627 – начислен НДС с аванса
  3. Дт 62 Кт 51 – 7627 – возврат НДС покупателю
  4. Дт 68 Кт 76 – 7627 – принят к вычету НДС.

Образец заявления на переход с ОСНО на уСН

Многие индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, опасаются потерять право на ее применение. Но есть и те, кто подумывает о возврате на общий режим. Автор надеется, что данная статья поможет таким предпринимателям разобраться со всеми возможными случаями, наступление которых приводит к утрате права применения упрощенной системы налогообложения, а также позволит определиться с порядком добровольного отказа от применения данного специального налогового режима.

Порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Прежде всего необходимо напомнить обстоятельства, при которых индивидуальный предприниматель может или должен произвести такой переход, а также о том, что нынешняя редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ вступила в силу только с 1 января 2006 года (закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).

Порядок и условия начала и окончания применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса РФ. При этом в названной статье предусмотрены два варианта перехода индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы: добровольный и «вынужденный».

Добровольный переход осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, а «вынужденный» — связан с утратой права применения упрощенной системы и осуществляется в ­порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
При этом, конечно, не следует забывать о нормах пунктов 3 и 7 ­статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в которых определено следующее:

  • налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения , за исключением случая утраты права ­применения упрощенной системы налогообложения;
  • налогоплательщик, перешедший с «упрощенки» на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение данного специального режима.

Как уже отмечалось, при добровольном переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы необходимо руководствоваться нормой пункта 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Указанной нормой предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позд­нее 15 января того года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Например, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с 13 августа 2005 года, захочет в 2007 году применять общепринятую систему налогообложения. В этом случае он обязан уведомить налоговый орган о переходе на иной режим не позднее 15 января 2007 года.

Автор обращает внимание на то, что рекомендуемая форма такого уведомления № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (далее — приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

При «вынужденном» переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы, связанном с утратой права применения «упрощенки», прежде всего необходимо учитывать норму абзаца первого пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, которой установлено следующее.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала , в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

О переходе на иной режим налогообложения , осуществленном в соответст­вии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма такого сообщения — Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

Из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что главой 26.2 предусмотрены три ситуации, наступление которых приводит налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к утрате права ее применения (см. Рисунок 1).

Рисунок 1

Условия, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки»

Рассмотрим первую ситуацию: по итогам отчетного (налогового) периода допущено превышение размера предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Итак, налогоплательщик считается утратившим право на применение «упрощенки», если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, в соответст­вии с которой налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Указанная величина предельного размера доходов организации, в соответст­вии с которой организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит ­официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако на индивидуальных предпринимателей не распространяется условие соблюдения предельного размера дохода от предпринимательской деятельности для перехода на «упрощенку», предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. А это означает, что индивидуальный предприниматель при соблюдении других условий вправе перейти на этот специальный налоговый режим вне зависимости от размера получаемых им доходов от предпринимательской деятельности.

Порядок определения коэффициента-дефлятора и порядок его официального опубликования установлен распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р.

Согласно названному документу Госкомстат России обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить представление в Минэкономразвития России информацию об индексе по­требительских цен на товары и услуги в РФ для определения коэффициента-дефлятора. Минэкономразвития России, в свою очередь, должен ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установил коэффициент-дефлятор индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, равным на 2006 год 1,132 (приказ от 3 ноября 2005 г. № 284) и на 2007 — 1,241 (приказ от 3 ноября 2006 г. № 360).

Таким образом, в 2006 году , например, и величина предельного размера доходов, полученных организацией по итогам девяти месяцев 2006 года, ограничивающая право перехода организации с 1 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения (не более 15 млн. рублей), и величина предельного размера доходов, полученных налогоплательщиками, как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, по итогам отчетного (налогового) периода 2006 года, ограничивающая право применения ими упрощенной системы налогообложения (не более 20 млн. рублей), должны были быть проиндексированы на коэффициент-дефлятор, равный 1,132, и составлять , соответственно, величину не более 16,98 млн. рублей (15 млн. рублей × 1,132) и 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1, 132).

Однако Минфин России высказал иную позицию в отношении необходимости индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (письмо от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85).

Согласно названному письму Минфина России величина предельного размера доходов 20 млн. рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и не подлежит индексации на указанный коэффициент-дефлятор в 2006 году. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на ­коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.

Такая позиция финансового ведомства не ясна в связи с отсутствием в письме логического объяснения причин неприменения в 2006 году коэффициента-дефлятора, утвержденного на 2006 год, и, соответственно, необходимости применения его только в 2007 году. Кроме того, по мнению автора, она также влияет на последствия ее применения в будущем.

Учитывая приведенную выше норму абзаца третьего пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения предусмотренного пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов на коэффициент-дефлятор, особого внимания заслуживает сам порядок индексации указанных доходов.

Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой она имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, а следовательно, и величина предельного размера доходов налогоплательщика (организации и (или) индивидуального предпринимателя) по итогам отчетного (налогового) периода, превышение которой приводит к утрате права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор , устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые ­применялись в соответствии с указанным пунктом ранее .

Иначе говоря, величина предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов (не более 20 млн. рублей) индексируется ежегодно не на один, конкретный и устанавливаемый на очередной год коэффициент-дефлятор, а на все коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового ­кодекса РФ ранее.

Таким образом, только правильное применение порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов позволит налогоплательщику правильно оценить ситуацию: возникнет у него утрата права применения упрощенной системы налогообложения или ему не о чем беспокоиться.

Рассмотрим ситуацию, описанную в Примере 1.

Напомним, что на 2006 и 2007 годы коэффициенты-дефляторы для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ были установлены в размере 1,132 и 1,241 соответственно.

А на 2008 год, предположим , коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с ­главой 26.2 Налогового кодекса РФ, будет установлен в 2007 году в размере 1,128.

Учитывая норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ , налогоплательщик утрачивает право применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , ­превысят величину:

    в 2006 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2007 году — 28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241);

    в 2008 году — 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Однако, согласно изложенной в приведенном выше письме Минфина России позиции , налогоплательщик утрачивает право применения «упрощенки» , если по итогам отчетного (налогового) периода соответствующего года доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , превысят величину:

    в 2006 году — 20 млн. рублей ;

    в 2007 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2008 году -28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241)

    и только в 2009 году — при получении доходов в размере 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Таким образом, налицо противоречие вступившей в силу с 1 января 2006 года редакции нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и позиции Минфина России, изложенной в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85.

Следствием данного противоречия является преждевременная утрата права применения «упрощенки» и неоправданное увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, определяющих размер полученного по итогам отчетного (налогового) периода дохода в соответствии с изложенной в письме Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85 позицией.

Учитывая приведенные факты, применение на практике нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ на сегодняшний день затруднительно и требует дополнительных разъяснений со стороны финансовых и налоговых органов или обращения налогоплательщиков в судебные инстанции. При этом автор напоминает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ст. 7 НК РФ).

Вторая ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, установлен ряд ограничений на право применения упрощенной системы налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей можно выделить три группы ограничений, исходя из содержания пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Данные ограничения приведены на Рисунке 2.

Рассмотрим Примеры 2 и 3 для того, чтобы лучше понять норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения требований пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ в целях ­определения права на применение упрощенной системы налогообложения.

Допустим, 20 декабря текущего года в целях увеличения дохода индивидуальный предприниматель, применяющий «упрощенку», приобрел и сразу же ввел в эксплуатацию три игровых автомата.

Рисунок 2

Ограничения на право применения «упрощенки»

Поскольку индивидуальный предприниматель перестал соответствовать требованию подпункта 9 пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, то он считается утратившим право применения ­«упрощенки» с 1 октября текущего года.

Предположим, индивидуальный предприниматель уже три года применяет упрощенную систему налогообложения и все это время он соответствовал условиям применения данного специального режима. Однако за второй отчетный период 2006 года (то есть за полугодие) средняя численность работников индивидуального предпринимателя, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, ­уполномоченным в области статистики, превысила 100 человек.

В этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 апреля 2006 года, то есть с начала II квартала 2006 года, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 июля 2006 года, то есть в течение 15 дней по истечении второго ­отчетного периода — полугодия 2006 года.

Третья ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 ­Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ , по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Таким образом, в данной ситуации для возможности дальнейшего применения «упрощенки» очень важно соблюсти указанные ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, исходя из всех ­осуществляемых индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

Допустим, зарегистрированный в г. Москве индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с сентября 2004 года. При этом в г. Москве он осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, а на территории Ивановской области — деятельность в сфере розничной торговли. При этом деятельность в сфере розничной торговли началась у него с ноября 2005 года и оказалась столь успешной, что индивидуальный предприниматель решил с 1 января 2006 года расширить рынок сбыта и открыл несколько торговых точек в Московской области. Кроме того, для осуществления торговой деятельности предприниматель приобрел в ноябре 2006 года торговый центр в г. Обнинске Калужской области. При этом и в Ивановской, и в Московской областях, и в г. Обнинске Калужской области в отношении розничной торговли введен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

С учетом последнего приобретения определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете остаточная стоимость основных средств, используемых им для осуществления предпринимательской деятельности, превысила за налоговый период 2006 года 100 млн. рублей.

Таким образом, в этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 октября 2006 года, то есть с начала IV квартала 2006 года, в котором допущено несоответст­вие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 и подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 января 2007 года, то есть в течение 15 дней по истечении налогового периода.

Напомним нормы Налогового кодекса РФ, являющиеся основанием для утраты права применения «упрощенки» в Примере 4:

  • в целях подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
  • в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, по отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Об особенностях переходного периода, таких, как расчет остаточной стоимости основных средств, приобретенных еще до перехода на упрощенную систему налогообложения, читайте в следующем номере.


Если организация, применяющая общую систему налогообложения, удовлетворяет всем критериям , которые предъявляются к будущим субъектам упрощенки, со следующего календарного года она может перейти на этот специальный налоговый режим.

Уведомление о переходе на упрощенку

Перед тем как перейти на упрощенку, в налоговую инспекцию, где зарегистрирована организация, подайте уведомление о переходе на УСН. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

По общему правилу уведомить инспекцию нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация будет применять упрощенку. В уведомлении нужно указать:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточную стоимость основных средств;
  • размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения УСН.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о решении перейти с общей на УСН в установленный срок, применять этот спецрежим не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Налоговая база переходного периода

Перед началом перехода на УСН необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит от того, как организация рассчитывала налог на прибыль:

  • методом начисления;
  • кассовым методом.

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для организаций, которые определяли доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Доходы

В состав «переходных» доходов такие организации должны включить незакрытые авансы, полученные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления доходы нужно отражать на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата оплаты на величину доходов не влияет (п. 3 ст. 271 НК РФ). При упрощенке действует кассовый метод. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена. Такие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок в периоде применения общей системы налогообложения, включите в базу по единому налогу по состоянию на 1 января года, в котором организация начинает применять упрощенку (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). При этом учитывайте , полученного в составе авансов.

В дальнейшем авансы, полученные до перехода на упрощенку, нужно учитывать при определении предельного объема выручки, которым ограничено применение спецрежима. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 и подпункта 1 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

В 2016 году предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенку, с учетом коэффициента-дефлятора составляет 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329) (п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Пример учета авансов, полученных организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложения

ООО «Альфа» занимается оптовой торговлей. В 2015 году организация применяла общую систему налогообложения, с 1 января 2016 года перешла на упрощенку. На дату перехода в учете «Альфы» отражены незакрытые авансы, полученные в счет предстоящих поставок, на общую сумму 7 000 000 руб. (без НДС).

В 2016 году на расчетный счет организации поступила выручка в размере 60 000 000 руб., в том числе:

  • в I квартале – 16 000 000 руб.;
  • во II квартале – 20 000 000 руб.;
  • в III квартале – 10 000 000 руб.;
  • в IV квартале – 14 000 000 руб.

В 2016 году бухгалтер «Альфы» определяет предельный уровень доходов, позволяющий применять упрощенку, в соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. То есть ориентируется на показатель 79 740 000 руб.

С учетом авансов переходного периода доход «Альфы» составил:

  • по итогам I квартала – 23 000 000 руб. (7 000 000 руб. + 16 000 000 руб.);
  • по итогам полугодия – 43 000 000 руб. (23 000 000 руб. + 20 000 000 руб.);
  • по итогам девяти месяцев – 53 000 000 руб. (43 000 000 руб. + 10 000 000 руб.);
  • по итога м года – 67 000 000 руб. (53 000 000 руб. + 14 000 000 руб.).

Таким образом, в течение всего года «Альфа» соблюдала установленное ограничение по объему доходов и сохраняла за собой право на применение упрощенки.

Дебиторская задолженность покупателей, сложившаяся за время применения общей системы налогообложения, налоговую базу переходного периода не увеличивает. При методе начисления выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). Следовательно, однажды она уже была учтена при налогообложении. Суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в налоговую базу не нужно. Это следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Пример учета сумм, поступающих в погашение дебиторской задолженности, которая сложилась в периоде применения общей системы налогообложения. Организация применяет упрощенку. До перехода на упрощенку организация рассчитывала налог на прибыль методом начисления

По условиям договора покупатель оплачивает оборудование, поставленное ООО «Альфа», в два этапа:

  • 50 процентов – предоплата при подписании договора в ноябре 2015 года;
  • 50 процентов – в течение 15 дней после окончания монтажа и проверки оборудования.

Стоимость оборудования – 260 000 руб. (без НДС).

Акт приема-передачи смонтированного и проверенного оборудования подписан 31 декабря 2015 года. В 2015 году «Альфа» рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В декабре 2015 года всю выручку от реализации оборудования (260 000 руб.) бухгалтер организации включил в состав доходов. С 1 января 2016 года «Альфа» перешла на упрощенку. 14 января на расчетный счет организации поступила вторая часть платежа за оборудование (130 000 руб.). При расчете единого налога за I квартал 2016 года бухгалтер «Альфы» не учел эту сумму в качестве дохода.

Расходы

В состав «переходных» расходов организации, применявшие метод начисления, должны включить непризнанные расходы, оплаченные в периоде применения общей системы налогообложения. Это объясняется тем, что при методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. При упрощенке действует кассовый метод (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При нем расходы формируются по мере их оплаты. Причем для признания некоторых видов затрат установлены дополнительные условия .

Авансы, выданные в период применения общей системы налогообложения в счет предстоящих поставок (без НДС), включайте в базу по единому налогу на дату поступления товаров (работ, услуг). При этом учитывайте ограничения, связанные со списанием покупных товаров и основных средств . Оплаченные, но непризнанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнения условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть расходы на аренду? Аренда оплачена авансом на несколько лет вперед в период применения ОСНО (до перехода на спецрежим) /

Да, можно.

Расходы на аренду офиса, которые организация оплатила, применяя метод начисления, при расчете единого налога учитываются на дату их осуществления (подп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Налоговую базу уменьшайте ежемесячно по мере фактического получения услуг по договору аренды. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/132.

Пример учета расходов на аренду, оплаченных до перехода на упрощенку. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» арендует помещение под офис. Договор аренды заключен на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года включительно (24 месяца). Сумма арендной платы за весь срок действия договора составляет 480 000 руб.

В декабре 2015 года «Альфа» применяла общую систему налогообложения и рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В этом месяце организация перечислила арендодателю всю сумму арендной платы за два года вперед.

С января 2016 года «Альфа» перешла на упрощенку. Объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Начиная с января 2016 года бухгалтер организации ежемесячно уменьшает налоговую базу по единому налогу на сумму арендной платы в размере:
480 000 руб. : 24 мес. = 20 000 руб.

Кредиторская задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. Суммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельзя. Например, если до перехода на упрощенку неоплаченные товары были реализованы, то учитывать их стоимость при расчете единого налога после оплаты не нужно. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть налог на прибыль и НДС, начисленные за период, в котором организация применяла ОСНО? Налоги были перечислены в бюджет после перехода на упрощенку .

Нет, нельзя.

Любые расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, могут быть признаны, только если они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть независимо от классификации расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, уменьшают налоговую базу по единому налогу, если они:

  • документально подтверждены;
  • экономически обоснованны;
  • связаны с деятельностью, направленной на получение доходов;
  • не поименованы в статье 270 Налогового кодекса РФ.

Уплату налога на прибыль и НДС по обязательствам, которые возникли в период применения общей системы налогообложения, нельзя признать расходом, соответствующим критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. После перехода на упрощенку эта операция уже не связана с деятельностью, направленной на получение доходов, следовательно, не является экономически обоснованной. Кроме того, суммы налога на прибыль и НДС, начисленные к уплате в бюджет, не могут учитываться при налогообложении в силу положений пунктов 4 и 19 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для уменьшения налоговой базы по единому налогу за счет уплаты налогов, начисленных в период применения общей системы налогообложения, у организации, перешедшей на упрощенку, оснований нет. Правомерность этого вывода подтверждается письмами Минфина России от 16 октября 2007 г. № 03-11-05/251, от 19 декабря 2006 г. № 03-11-04/2/281.

Кассовый метод

Для организаций, которые применяли кассовый метод, специального порядка формирования доходов и расходов при переходе на упрощенку не разработано. Это обусловлено тем, что такие организации и раньше признавали свои доходы и расходы по мере оплаты (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому для них при переходе на упрощенку принципиально ничего не изменится.

Единственное, на что следует обратить внимание, – это порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного до перехода на спецрежим. Если такое имущество организация оплатила и ввела в эксплуатацию до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость определите так. Из цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) вычтите сумму амортизации, начисленную за период применения общей системы налогообложения. При этом используйте данные налогового учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Если до перехода на упрощенку основные средства или нематериальные активы были приобретены (сооружены, изготовлены, созданы), но не оплачены, то их остаточную стоимость отразите в учете позднее: начиная с отчетного периода, в котором произошла оплата. По общему правилу остаточную стоимость нужно определять как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммой амортизации, начисленной за период применения общей системы налогообложения. Однако у организаций, которые рассчитывали налог на прибыль кассовым методом, остаточная стоимость такого имущества будет равна первоначальной. Объясняется это тем, что при кассовом методе амортизируется только полностью оплаченное имущество. Это следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Подробнее о списании расходов по амортизируемому имуществу, принятому на баланс до перехода на УСН, см. Как учесть расходы на основные средства (НМА), приобретенные до перехода на упрощенку .

Восстановление НДС

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения организация обязана восстанавливать суммы входного НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог нужно восстановить по активам, которые были приобретены до перехода на спецрежим, но не были использованы в операциях, облагаемых НДС. Восстановление проведите по учету в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстановите в полной сумме. По основным средствам и нематериальным активам – в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Особым порядком восстановления НДС, предусмотренным статьей 171.1 Налогового кодекса РФ, воспользоваться не удастся. В отношении недвижимого имущества, объектов строительства и некоторых видов основных средств законодательство позволяет восстанавливать налог постепенно в течение длительного времени. Однако этот порядок распространяется только на плательщиков НДС. Руководствоваться им после перехода на упрощенку нельзя (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли правопреемнику восстановить входной НДС при переходе на упрощенку с ОСНО? К правопреемнику переходит часть имущества, по которому НДС ранее был принят к вычету реорганизованной организацией .

Да, нужно.

Организация обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС по основаниям , указанным в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. В частности, это необходимо сделать при использовании в операциях, не облагаемых НДС, товаров, работ или услуг (в т. ч. основных средств, нематериальных активов и имущественных прав), изначально приобретенных для операций, облагаемых этим налогом (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Если все необходимые документы были представлены своевременно, организация может требовать возмещения НДС из бюджета, даже если право на нулевую налоговую ставку подтверждено после перехода на упрощенку. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 9 октября 2012 г. № 6759/12, а также постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 апреля 2014 г. № А78-8120/2013, Северо-Западного округа от 2 сентября 2013 г. № А42-2911/2012, Поволжского округа от 6 декабря 2007 г. № А65-21054/2006-СА1-42-23, Дальневосточного округа от 6 апреля 2006 г. № Ф03-А73/06-2/577.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались противоположной точки зрения. Финансовое и налоговое ведомства разъясняли, что правом на применение нулевой ставки НДС и на вычет входного налога при экспортных операциях обладают только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ). А поскольку организации на упрощенке таковыми не признаются, после перехода на спецрежим на них это право не распространяется. Даже если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, был собран своевременно. Об этом говорилось, в частности, в письмах Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-11/118 и ФНС России от 11 октября 2006 г. № ШТ-6-03/996, от 18 августа 2006 г. № 03-2-03/1581.

Однако в письме Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 (направлено в налоговые инспекции письмом ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097) четко сказано: если разъяснения контролирующих ведомств не согласуются с опубликованными решениями ВАС РФ и Верховного суда РФ, налоговые инспекции в своей деятельности должны руководствоваться судебными решениями. Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики прежняя позиция Минфина России и налоговой службы представляется неактуальной.

Смена налогового режима с ОСНО на УСН организациями или индивидуальными предпринимателями происходит в добровольном порядке по правилам, установленным гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим эти правила.

Чем отличается ОСНО от УСН

Отличия общей системы налогообложения (ОСНО) от упрощенной (УСН) состоят в следующем:

  1. Применять ОСНО может любая организация, при регистрации она присваивается по умолчанию. Чтобы работать на УСН, нужно соответствовать требованиям ст. 346.11-346.13 НК РФ.
  2. Отчетность и количество налогов у этих систем отличаются. При ОСНО уплачиваются все виды налогов, а «упрощенцы» в отличие от «общережимников» не совершают взносов по налогам на прибыль, на имущество и НДС. Индивидуальные предприниматели дополнительно освобождаются от НДФЛ.
  3. При ОСНО объектом налогообложения (ОН) является прибыль, при УСН — доходы либо доходы за вычетом расходов.
  4. Ставка налога на прибыль для «общережимников» установлена в размере 20%, при этом для отдельных видов доходов могут быть приняты другие ставки. Например, для доходов от ГЦБ субъектов РФ определена ставка 15% (подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ).

Если «упрощенец» выбрал ОН в виде доходов, то последние облагаются налогом в размере 6%, если доходы минус расходы — 15%. Субъекты РФ могут понизить эти ставки.

Кто может перейти на УСН

В ст. 346.12 НК РФ указываются условия смены налогового режима на упрощенный и перечисляются виды деятельности, при которых нельзя рассчитывать на это ни в каких случаях:

  1. Чтобы у организации (или ИП) появилось право стать «упрощенцем», она за 9 месяцев должна заработать не более 112,5 млн руб., в ее штате должно работать до 100 человек, а остаточная стоимость основных средств (ОС) не должна превышать 150 млн руб.
  2. «Упрощенцами» не могут стать:
  • банки;
  • страховые компании;
  • ломбарды;
  • инвестиционные фонды;
  • частные нотариусы и адвокаты;
  • организаторы азартных игр;
  • МФО и т. д.

Применять упрощенку не могут ИП и предприятия, своевременно не уведомившие ФНС о переходе на эту систему.

Уведомление о переходе на УСН

Смена налогового режима с ОСНО на УСН начинается с отправки уведомления в ФНС (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). При этом надо учитывать следующее:

  1. Это делается в любой день в течение года, вплоть до 31 декабря, перед годом, когда организация перейдет на упрощенку.
  2. Уведомление заполняется по форме 26.2-1, в которой указывается ОН, доход за 9 месяцев, остаточная стоимость ОС на 1 октября.
  3. Уведомление может быть отправлено в электронной форме.

Упрощенцами могут стать новые организации и ИП, если они подадут уведомление в течение 30 дней после внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Подробнее о порядке уведомления налоговиков о смене системы налогообложения — в статье Заявление о применении УСН при регистрации ООО (нюансы) .

Объекты и база налогообложения при УСН

Как отмечалось выше, ОН упрощенцев являются доходы либо доходы за вычетом расходов. Это прямо указано в ст. 346.14 НК РФ.

Желаемый объект налогоплательщик определяет сам, в т. ч. и в случае изменения имеющегося на другой с начала налогового периода, т. е. нового года. У участников договора простого товарищества и доверительного управления такого права нет, они могут использовать только «доходы минус расходы».

Указанные объекты в денежном выражении составляют налоговую базу.

Что считается доходом упрощенца:

  • выручка от реализации товаров или услуг, имущественных прав;
  • внереализационные доходы (сдача имущества в аренду, курсовая разница, передача исключительных прав и другие, указанные в ст. 250 НК РФ).

Расходами при УСН признаются (ст. 346.16 НК РФ):

  • покупка, строительство и ремонт ОС;
  • приобретение исключительных прав;
  • проведение научных исследований и разработок, патентование;
  • внесение арендных платежей;
  • выплата заработной платы, командировочных, пособий по беременности и родам;
  • совершение взносов в фонды обязательного страхования;
  • выплата процентов по кредитам;
  • содержание служебного транспорта и т. д.

Доходы и расходы признаются на дату фактического поступления/перечисления денежных средств.

Если доходы или расходы были получены/произведены в иностранной валюте, то при выведении баланса они учитываются в рублях, рассчитанных по курсу ЦБ РФ в дату совершения этих операций.

Отчетность при УСН

«Упрощенцы» отчитываются ежеквартально и по окончании налогового периода (1 года).

Ежегодно они должны подавать в ФНС налоговую декларацию. Ст. 346.23 НК РФ установлены сроки ее подачи:

  • для организаций — до 31 марта нового года;
  • ИП — до 30 апреля.

Если фирма или ИП перестали работать на УСН по своему желанию, то декларацию они подают до 25-го числа следующего месяца после смены режима налогообложения.

Если организация или ИП перешли на другой режим принудительно, то декларация подается до 25-го числа месяца после квартала, когда это произошло.

Кроме декларации в годовую отчетность упрощенца входят:

  • баланс и отчет о прибылях и убытках;
  • справка о среднесписочной численности работников;
  • справки о начисленной зарплате (2-НДФЛ);
  • ведомости по взносам в ФСС, ПФР и т. д.

Как происходит смена налогового режима с ОСНО на УСН

Итак, первое, что должен сделать налогоплательщик для перехода с ОСНО на УСН, — это подать уведомление в ФНС по месту нахождения организации или адресу регистрации ИП до 31 декабря года, предшествующего году начала применения УСН.

К уведомлению прикладываются отчет о прибылях и убытках, баланс, список работников.

Поскольку «упрощенцы» заменяют налог на прибыль, на имущество и НДС единым налогом, возникает необходимость в формировании переходного периода.

Следующие правила касаются предприятий, применявших при определении налоговой базы (далее — НБ) налога на прибыль метод начислений (ст. 346.25 НК РФ):

  1. В НБ на дату перехода на новый режим включаются авансовые платежи, полученные до перехода, если встречное исполнение производилось после перехода.
  2. В НБ «упрощенца» не учитываются доходы или расходы, уже учтенные по налогу на прибыль.
  3. Расходы, понесенные до перехода на УСН, используются при расчете НБ «доходы минус расходы», но в зависимости от момента их оплаты (до или после перехода) признаются соответственно либо на момент осуществления, либо на момент оплаты.
  4. Для целей УСН учитываются неучтенные доходы по долговым обязательствам, заключенным еще на ОСНО (письмо Минфина России от 11.07.2014 № 03-03-06/1/33868).
  5. Если организация применяла кассовый метод начислений НБ, указанные правила не применяются (см. письмо Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-09/12).

В IV квартале налогового периода перед годом использования УСН можно получить вычет НДС с авансов за товары или услуги, которые будут получены после приобретения статуса «упрощенца», по основным средствам и нематериальным активам (п. 5 ст. 346.25 НК РФ).

Как учитываются и списываются основные средства

Учет основных средств при переходе с ОСНО на УСН имеет следующие особенности (для базы «доходы минус расходы»).

Если до начала действия упрощенки ОС полностью оплачены и активно используются, то на дату перехода на УСН они вводятся в размере их остаточной стоимости, которая рассчитывается по формуле (абз. 1 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ):

где: P — цена приобретения ОС;

ƩA — сумма начисленной амортизации.

Порядок переноса ОС в число расходов в данном случае зависит от срока их полезного использования (далее — СИП):

  1. Если он меньше 3 лет, то списание ОС происходит в первый же год работы на упрощенке.
  2. Если срок составляет от 3 до 15 лет, то списание происходит поэтапно: в первый год работы на УСН минусуются 50% стоимости ОС, во второй — 30%, в третий — 20%.
  3. Списание ОС, СИП которых составляет больше 15 лет, происходит в течение 10 лет применения упрощенки равными суммами.

ВАЖНО! Основные средства, внесенные в уставный капитал, в состав расходов не включаются (письмо Минфина России от 11.04.2007 № 03-11-04/2/99).

Если ОС используются, но на дату начала действия упрощенки окончательно еще не оплачены, их можно будет списать только после окончательной расплаты с продавцом (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 03.04.2007 № 03-11-04/2/85).

Порядок перехода с УСН на ОСНО

Организации и ИП могут перейти с УСН на ОСНО, уведомив ФНС не позже 15 января года, когда они начнут работать на новом режиме (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Поскольку к «упрощенцам» предъявляются определенные требования к стоимости ОС, количеству персонала в штате и объему выручки, логично, что при несоблюдении этих требований налогоплательщик утрачивает право на использование УСН.

Законодатель прямо требует от организации, переставшей соответствовать необходимым требованиям, отказа от УСН в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Тогда у нее будет 15 дней на сообщение в ФНС о переходе на ОСНО или другой режим налогообложения (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Такое сообщение составляется по форме 26.2-2.

Вернуть статус упрощенца фирма или ИП сможет как минимум через год (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Итак, порядок перехода с УСН на ОСНО таков:

  1. Налогоплательщик отправляет в ФНС уведомление об отказе от применения УСН (форма 26.2-3). Его можно послать и в электронном виде.
  2. В бухгалтерском учете отражаются реализованные, но не оплаченные товары и непогашенная кредиторская задолженность.
  3. К налоговому учету возвращаются основные средства. Их размер рассчитывается как разность между остаточной стоимостью, установленной при переходе на упрощенку, и понесенными по ним расходами по правилам упрощенки.

Эти правила соблюдаются при переходе на режим, при котором налоговая база будет определяться методом начисления.

Для кассового метода законодатель подобных требований не установил.

Поскольку при УСН происходит замена 3 (или 4 для ИП) видов налога одним, налогоплательщикам приходится корректировать налогооблагаемую базу.

Обращается внимание на авансы, даты фактического перечисления денег в структуре расходов или, наоборот, их фактического получения в связи с реализацией продукции, стоимость основных средств и начисленного/уплаченного НДС.

Переход с УСН на ОСНО вызывает у предпринимателей множество вопросов и опасений. Когда это можно сделать самим и когда придется делать по закону; как уведомить налоговую; с какими особенностями придется столкнуться; сроки, в которые необходимо сдать отчетность; какие именно отчеты сдавать и так ли все это трудно. Поговорим об этом в нашей статье.

Когда можно перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на основную систему налогообложения (ОСНО)?

Основная и упрощенная системы налогообложения очень разные. Первая предполагает ведение полного бухгалтерского учета, начисление и, конечно, уплату всех налогов, в то время, как на второй количество налогов сокращено (часть заменена одним общим) и допускается более простой учет.

Но бывает так, что в процессе ведения своего бизнеса вы поняли, что вам выгоднее применять основную систему налогообложения, или в следующем году предполагаются изменения, при которых применять упрощенную систему будет нельзя, или в текущий момент вы уже перестали соответствовать критериям УСН - ситуации, при которых необходим переход с УСН на ОСНО разные.

И, если желание перейти на упрощенку носит исключительно добровольный характер, то переход с упрощенки на основную систему может быть и принудительным. Давайте разберемся с обеими ситуациями.

Первый вариант

Вы сами осознанно и взвешенно хотите перейти с УСН на основную систему.

Сделать это можно с нового года. Уведомив ФНС об отказе в применении УСН, вы автоматически попадаете на основную систему налогообложения. Если уведомление не подано, то вы будете обязаны до конца года применять УСН.

Второй вариант

В течение года вы «слетели» с упрощенки, то есть потеряли право на ее применение, и вынуждены перейти на ОСНО.

Если вы автоматически утратили право на применение УСН, то применять основную систему придется с первого дня того квартала, в котором были нарушены критерии (или критерий), позволяющие находится на упрощенке.

Уведомление налогового органа при переходе с УСН на ОСНО (в добровольном и в принудительном порядке)

Если вы решили перейти на основную систему налогообложения в добровольном порядке, то вам необходимо подать в свою налоговую инспекцию Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения по специальной (форма по КНД 1150002 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@), до 15 января года, в котором вы хотите применять основной режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Если же вы утратили право на применение спецрежима в течение года, то сроки и форма будут другими.

В таком случае в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление по форме № 26.2-2 (форма по КНД 1150003 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@) до пятнадцатого числа первого месяца квартала, следующего за тем, в котором было потеряно право применения упрощенной системы (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Независимо от того, какой бы вы системой налогообложения не пользовались, вести учет будет легко и просто с помощью онлайн-сервиса « Мое дело ». Этот сервис - умный помощник, который сделает за вас всю рутинную работу: рассчитает налоги, зарплату и взносы, заполнит декларации и отчеты, сформирует КУДиР и многое другое. В сервисе можно также оформлять и выставлять счета и первичные документы, осуществлять платежи и отправлять отчетность в ИФНС и Фонды. Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке .

Образец заполнения уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (формы № 26.2-3)

Для ИП

Для ООО

Вам необходимо отразить регистрационные данные об ООО или ИП: ИНН, КПП (предприниматели данное поле не заполняют), код налогового органа, полное название компании или фамилию, имя и отчество ИП, год, с начала которого вы переходите на основную систему налогообложения и отказываетесь от упрощенной.

Образец заполнения сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-2)

В обоих случаях подать уведомление в налоговую инспекцию можно следующими способами:

  • лично или через представителя по доверенности (обратите внимание, что доверенность для представителя ИП должна быть заверена нотариусом). Для этого необходимо предоставить два экземпляра уведомления. Один останется в ИФНС, а второй, с отметкой о получении налоговиками, вам необходимо будет хранить;
  • отправить Почтой России ценным письмом с описью вложения. Второй экземпляр описи вложения с отметкой почты, приложите к своему экземпляру заявления и также храните;
  • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Особенности учета доходов и расходов при переходе с УСН на ОСНО

При упрощенной системе налогообложения используется кассовый метод определения налоговой базы. Это значит, что все поступившие вам оплаты считаются доходом, даже если сами услуги/работы будут выполняться, а товары отгружаться позже.

Кроме того, на ОСНО есть обязательные налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС), а также связанная с этим обязанность выставлять счета-фактуры. Как во всем этом не запутаться, мы с вами сейчас разберемся.

Учет доходов в переходном периоде

Учет доходов в переходном периоде не зависит от того добровольно или в принудительном порядке вы перешли на основную систему налогообложения. Рассмотрим, в какой момент и как должны быть признаны доходы и как при этом поступать с НДС-ом.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товар отгружен (услуги оказаны, работы выполнены) на УСН, а оплата поступит уже на ОСНО (задолженность покупателя перед вами)

Предстоящую оплату следует включить, с целью определения налогооблагаемой базы, в доходы в первый месяц применения основной системы (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ)

Дополнительно начислять НДС на такую реализацию не надо, так как компания не была плательщиком налога на добавленную стоимость в момент реализации (письмо Минфина от 12.03.2010 № 03-11-06/2/33).

Аванс от покупателя получен на УСН, а отгрузка товара (оказание услуг/выполнение работ) произойдет уже на ОСНО (ваша задолженность перед покупателем)

Поступившую сумму необходимо включить в качестве дохода в базу по единому налогу (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание, что на эту реализацию, как и на остальные на основной системе, необходимо начислить и уплатить НДС.

Обратите внимание, что, если вы «слетели» с упрощенки, то рассчитать НДС по всем реализациям вы обязаны с начала того квартала, когда перешли на основную систему, даже если переход произошел в последние дни квартала.

К сведению

Если переход произошел вынуждено, то платить налог на добавленную стоимость, скорее всего, вам придется за свой счет. Не все покупатели будут согласны уплатить НДС сверх предъявленной им ранее суммы.

Учет расходов в переходном периоде

Рассмотрим, как правильно учесть расходы в переходном периоде.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товары (услуги/работы) получены на УСН, а оплата будет произведена уже на ОСНО (ваша задолженность перед поставщиком)

Расходы включают в первом месяце применения ОСНО для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 2 п.2 ст. 346.25 НК РФ).

Для того, чтобы принять к вычету НДС по купленным на УСН товарам, сырью или материалам необходимо, чтобы эти запасы были реализованы на ОСНО, не были отнесены на расходы по упрощенке и, конечно, чтобы у вас были счета-фактуры от поставщиков с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.

Аванс уплачен продавцу на УСН, а получение товара (услуг/работ) произойдет уже на ОСНО (задолженность поставщика перед вами)

Расходы будут включены для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на общих основания.

При УСН включить такой аванс в расходы было нельзя, так как не выполнялось условие оплачено-получено-продано (для товаров) и оплачено-получено для услуг и работ.

Начисленная, но не выплаченная на УСН зарплата, а также неуплаченные страховые взносы

Включаются в расходы, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в первый месяц применения основной системы.

Письма Минфина от 01.06.2007 № 03-11-04/2/154 и от 22.12.2014 № 03-11-06/2/66188

А вот списание безнадежного долга покупателя перед вами на убытки не позволит уменьшить налоговую базу ни по УСН, ни по налогу на прибыль при ОСНО.

В первом случае нельзя принять списание в расходы потому, что они прямо не поименованы в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ.

Налогооблагаемую базу по налогу на прибыль уменьшить нельзя, так как эти безнадежные долги не попадают под пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Это происходит потому, что они образовались в том периоде, когда компания применяла упрощенную систему налогообложения и к налогу на прибыль отношения не имеют (письмо Минфина РФ от 23 июня 2014 г. № 03-03-06/1/29799).

Но, если задолженность, сформированная на УСН, стала безнадежной в период применения ОСНО, а доходы по ней, согласно правилам, были включены в налогооблагаемую базу налога на прибыль, тогда списать ее в расходы будет возможно на общих основаниях.

Особенности учета основных средств

При учете расходов на основные средства важное условие для их признания - это ввод в эксплуатацию, причем и на УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), и на ОСНО (п.4 ст. 259 НК РФ).

Расходы, в том числе НДС по ОС можно применить к вычету, если это основное средство было введено в эксплуатацию после перехода на основной режим, даже, если его приобретение относится к периоду применения УСН.

Если же основное средство было приобретено, оплачено и введено в эксплуатацию компанией в период применения упрощенки, а компания вынуждена была перейти на ОСНО, то возможность списания расходов будет зависит от варианта системы налогообложения.

Если применялся вариант УСН «доходы-расходы», то можно учесть ту часть расходов на ОС, которая не была учтена на упрощенной системе налогообложения. Для этого необходимо определить остаточную стоимость основного средства, как разницу между первоначальной стоимостью и расходов, учтенных на упрощенке. И начислять на нее амортизацию, согласно общим правилам.

Для варианта УСН «доходы» специально определять остаточную стоимость не нужно.

Сроки сдачи отчетности в переходный период

Срок сдачи отчетности и уплаты налога при смене с упрощенной системы на основную будет зависит от того добровольно или в принудительном порядке произошел переход.

Если вы переходите на ОСНО по собственному желанию с нового года, то сдать декларацию по УСН необходимо до 31 марта (индивидуальным предпринимателям до 30 апреля) года, с которого применяется основная система (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ), то есть в обычные сроки.

Уплатить налог необходимо по спецрежиму в те же сроки, что и сдать декларацию в каждом из описанных случаев (п.7 ст. 346.21 НКРФ).

Отчетность по ОСНО же нужно будет сдавать в обычном режиме.

Обратите внимание! Подготовить и сдать отчетность Вы легко можете с помощью онлайн-сервиса « Моё Дело » - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса. Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

Рекомендуем почитать

Наверх