Положение по бухгалтерскому учету и отчетности 34н. Положение по ведению бухгалтерского учета

Баня  25.04.2024

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

(В редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 г. №107н, 24.03.2000 г. №31н, 18.09.2006 г. №116н, 26.03.2007 г. №26н, 25.10.2010 г. №132н, 24.12.2010 г. №186н, 29.03.2017 г. №47н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N382-р приказываю:

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»;

пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации».

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

а) утратил силу в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.03.2017 г. №47н

б) утратил силу в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.03.2017 г. №47н

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34 н (ред. от 24.12.2010)

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34 н (ред. от 24.12.2010)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107 н, от 24.03.2000 № 31 н, от 18.09.2006 № 116 н, от 26.03.2007 № 26 н, от 24.12.2010 № 184 н с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»;

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации».

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г. № 12522МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 6 октября 2008 г. № 106 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ(в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 № 22 н, от

Приказ Минфина РФ от 24.10.2008 № 116 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 24.10.2008 № 116 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. № 12717МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 24 октября 2008 г. № 116 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА» (ПБУ

Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154 н (ред. от 24.12.2010)

Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154 н (ред. от 24.12.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2007 г. № 8788МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 27 ноября 2006 г. № 154 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43 н (ред. от 08.11.2010) МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 6 июля 1999 г. № 43 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 4/99)(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 № 115 н, от 08.11.2010 № 142

Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44 н (ред. от 25.10.2010)

Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44 н (ред. от 25.10.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 г. № 2806МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 9 июня 2001 г. № 44 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» (ПБУ 5/01)(в

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56 н (ред. от 20.12.2007)

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56 н (ред. от 20.12.2007) Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 1998 г. № 1674МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 25 ноября 1998 г. № 56 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ» (ПБУ 7/98)(в ред.

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 1999 г. № 1791МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 6 мая 1999 г. № 32 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 9/99)(в ред. Приказов Минфина РФ от

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 1999 г. № 1790МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 6 мая 1999 г. № 33 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 10/99)(в ред. Приказов Минфина РФ

Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143 н

Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143 н Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2010 г. № 19171МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 8 ноября 2010 г. № 143нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ» (ПБУ 12/2010)В целях совершенствования

Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (ред. от 24.12.2010)

Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (ред. от 24.12.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2008 г. № 10975МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 27 декабря 2007 г. № 153 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ» (ПБУ 14/2007)(в ред.

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 107 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 107 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г. № 12523МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 6 октября 2008 г. № 107 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ» (ПБУ 15/2008)(в

Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 № 66 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 № 66 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2002 г. № 3655МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 2 июля 2002 г. № 66 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ПБУ 16/02)(в

Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114 н (ред. от 24.12.2010)

Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114 н (ред. от 24.12.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2002 г. № 4090МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 19 ноября 2002 г. № 114 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2002 г. № 4085МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 10 декабря 2002 г. № 126 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ» (ПБУ 19/02)(в ред.

Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 № 63 н (ред. от 08.11.2010)

Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 № 63 н (ред. от 08.11.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2010 г. № 18008МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 28 июня 2010 г. № 63 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И

Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 № 167 н

Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 № 167 н Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. № 19691МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 13 декабря 2010 г. № 167 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 N 34н (ред. от 24.12.2010) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 29.07.98 — «Финансовая газета» N 98-36, 07.09.98
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
  • власти», N 23, 14.09.98
  • «Российская газета», N 208, 31.10.98)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации».

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июля 1998 г. N 34н

Отражение купленного программного обеспечения в свете новых положений по ведению бухгалтерского учета

Организация применяет общую систему налогообложения. В феврале 2011 года для уже используемых в работе компьютеров были приобретены неисключительные права на программное обеспечение на базе Windows в количестве 20 штук по цене 5290 рублей на общую стоимость 105 800 рублей. Согласно условиям договора купли-продажи срок использования программы не ограничен. Сумма вознаграждения выплачивается организацией единовременно. Как отразить данные расходы в бухгалтерском учете в связи с новой редакцией п. 65 приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н, утвержденной приказом Минфина от 24.12.2010 N 186н?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, вступление в силу новой редакции п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, дает основание применять правила учета расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение согласно п. 39 ПБУ 14/2007, то есть с применением счета 97 «Расходы будущих периодов».

Обоснование вывода:

Отношения, связанные с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, регулируются частью 4 ГК РФ. Исключительные права принадлежат правообладателю (ст. 1229 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату (ст. 1233 ГК РФ).

Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В рассматриваемой ситуации организация приобрела неисключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ).

Поэтому программу для ЭВМ нельзя включать в состав нематериальных активов, так как в соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 в состав нематериальных активов включаются только объекты, на которые организация приобрела исключительные права.

Но при этом организация получает на срок действия договора во временное пользование нематериальный актив, принадлежащей организации-лицензиару.

Пунктом 39 ПБУ 14/2007 предусмотрено, что нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

При этом п. 39 ПБУ 14/2007 предусмотрено, что платежи за предоставленное право пользования интеллектуальной собственности:

— производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем в расходы отчетного периода;

— производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

В рассматриваемой ситуации указанная программа будет использоваться Вами для производственных целей и, соответственно, затраты на ее приобретение признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 и п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Пункт 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» указывает, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Причем расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), в редакции до 1 января 2011 года затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

Отметим, что приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н (далее — Приказ N 186н) внесены изменения в ряд нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые вступили в силу с 1 января 2011 года.

В частности, п. 65 Положения изложен в новой редакции, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости данного вида (пп. 14 п. 1 приложения к Приказу N 186н).

Исходя из прямого прочтения измененной нормы п. 65 Положения следует, что учесть затраты в составе расходов будущих периодов возможно только в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива. Отметим, что к активам относят любую собственность вне зависимости от формы (материальная или нематериальная), имеющую денежную оценку, от которой в будущем ожидается полезный эффект.

Иными словами, учесть определенные расходы в составе расходов будущих периодов можно только в том случае, если это установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету определенных активов.

В рассматриваемом случае в отношении расходов по приобретению неисключительных прав применяется п. 39 ПБУ 14/2007.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Обращаем Ваше внимание, что План счетов с 2011 года не изменился и перечень объектов учета на счете 97 является открытым.

Таким образом, если приобретенную программу предполагается использовать по назначению в течение нескольких отчетных периодов, затраты на ее приобретение могут первоначально отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим их списанием в дебет счетов учета производственных затрат в порядке, установленном организацией.

Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н) утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (формы отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств).

Согласно разъяснениям Минфина России формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год и, следовательно, при составлении отчетности за I квартал 2011 года необходимо заполнять новые формы (смотрите письмо от 24.01.2011 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год»).

В новой форме бухгалтерского баланса строка, предназначенная для учета расходов будущих периодов, отсутствует.

По нашему мнению, активы данного вида должны отражаться по строке «Прочие оборотные активы».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерские нововведения 2011 года (приказ № 186н)

Примечание:

Нововведения 2011 года

Примечание:
* О поддержке в «1С:Бухгалтерии 8» изменений законодательства в соответствии с этим приказом читайте в следующем номере. Обновление уже выпущено.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н (далее — Приказ № 186н) внесены изменения в ряд нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н);
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Кроме того, изменениями затронуты Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и т. п., утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н. Многие изменения в них связаны с приведением в соответствие методичек действующей редакции ПБУ.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22 февраля 2011 года № 19910 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

Стоимость имущества, относимого в состав ОС, увеличена до 40 тысяч рублей

Приказом № 186н увеличен лимит стоимости имущества, включаемого в состав основных средств, с 20 000 до 40 000 рублей (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Это избавит бухгалтеров от необходимости применения ПБУ 18/02, поскольку стоимостной критерий для отнесения имущества к основным средствам в бухгалтерском и в налоговом учете теперь совпадает (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). Кроме того, данные нововведения помогут компаниям снизить налог на имущество.

Как только приказ опубликуют, он вступит в силу. Нововведения потребуют внесения изменений в учетную политику организаций для целей бухгалтерского учета. Напомним, что в соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики можно произвести в связи с изменением нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. В случае, когда изменения в учетной политике связаны с изменением законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, последствия подобных изменений отражаются в бухгалтерском учете в порядке, который указан в соответствующем нормативном акте (п. 14 ПБУ 1/2008). Поскольку в приказе № 186н не предусмотрено переходных положений, следует распространить новые изменения на операции, произведенные с 01.01.2011 (п. 3 Приказа № 186н).

Эти изменения не требуют никаких доработок или настроек в программе «1С:Бухгалтерия», т. к. лимит для учета активов в составе материальных запасов в программе нигде явно не устанавливается. Бухгалтер сам решает, как принимать к учету тот или иной актив в зависимости от положений его учетной политики.

Однако в связи с тем, что регистрация Приказа № 186н явно запоздала, в I квартале 2011 года уже выполнены операции по оприходованию активов с учетом старого норматива, встает вопрос о том, с какой датой следует отразить данные корректировки и как это повлияет на налог на имущество за I квартал 2011 года?

Поскольку на дату представления декларации по налогу на имущество за I квартал 2011 года правила учета основных средств уже изменились, учетная политика уже изменена с 01.01.2011, соответствующие корректировки (перевод отдельных объектов, поступивших в 2011 г., из ОС в материалы, пересчет сумм начисленной амортизации и величины расходов) в бухгалтерский учет уже должны быть внесены, то сумма налога за I квартал 2011 года должна быть рассчитана исходя из новых правил.

По мнению автора, ждать каких-то разъяснений от Минфина и переплачивать налог на имущество смысла нет. Остаточная стоимость основных средств на 01.02 и на 01.03 для целей исчисления налога на имущество должна быть скорректирована исходя из новых правил.

Иной подход означал бы невозможность правильного исчисления налога на имущество в случае любых ошибок в отношении остаточной стоимости основных средств.

Обычно составляют справки с указанием тех величин, которых де-факто в учете нет, но которые должны бы быть, как если бы ошибки не было, и уже исходя из них считают налог правильно.

К нашему рассматриваемому случаю эта логика вполне применима. И после внесения изменений в учетную политику мы рекомендуем расчет налога произвести исходя из положений, что стоимость основных средств от 20 000 руб. до 40 000 руб., приобретенных с 1 января 2011 г., была списана на материальные расходы своевременно. Конечно, при условии, что в учетной политике для целей бухгалтерского учета налогоплательщик установил лимит отнесения к основным средствам активов стоимостью свыше 40 000 руб.

В программе «1С:Бухгалтерия» эти корректировки сделать просто, достаточно показать «непроведенными» операции принятия к учету основных средств, изменить лимит стоимости на новый с датой 01.01.2011, повторно провести ранее введенные операции.

Переоценка внеоборотных активов

Внесены изменения в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а также в Методические указания по учету основных средств в части переоценки основных средств и нематериальных активов.

Во-первых, теперь такая переоценка будет проводиться, и результаты ее будут отражаться в отчетности не на начало года, как ранее, а на конец отчетного года.

Вопрос с переоценкой конца 2010 года остается открытым. Если компании ее проводили по старым правилам и отразили в отчетности на 01.01.2011, то они действовали правильно. Формально получается, что они вправе провести повторную переоценку данных объектов в конце 2011 года. Представляется, что пользователям отчетности лучше представить информацию о данном факте в пояснениях к годовой отчетности.

Во-вторых, с 2011 года надо будет переценивать все внеоборотные активы, а не только основные средства и нематериальные активы (новая редакция Положения № 34н).

Третье важное изменение касается порядка учета результатов переоценки. Сумма дооценки объекта (основных средств или нематериальных активов), равная сумме проведенной его уценки, а также сумма уценки в результате переоценки объекта относится теперь на финансовый результат в качестве прочих расходов (на счет 91 «Прочие доходы и расходы»), без изменения счета учета нераспределенной прибыли/непокрытого убытка (счет 84 «Нераспределенная прибыль»). Иными словами, компании переоценкой могут скорректировать финансовый результат на отчетную дату. Правда, придется заплатить с такой переоценки и налог на имущество в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Пример проведения пересчета стоимости объекта при первой переоценке и последующих дооценках и уценках приведен в пункте 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). В данный пример приказом № 186н были внесены изменения, учитывающие новый порядок отнесения сумм на прочие доходы и расходы.

Отметим также попутно иные изменения, внесенные в данные Методические указания.

Из пункта 43 исключили положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Это положение Методических указаний расширяло ограничения установленные в ПБУ 6/01. В ПБУ указано, что данные объекты не амортизируются (п. 17), но о том, что они не подлежат переоценке, речи нет.

Исключен из пункта 53 последний абзац, в котором говорилось, что объекты основных средств со стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован контроль за их движением. Это вызвано тем, что в пункте 5 ПБУ 6/01 прописаны правила учета «малоценных» активов, отвечающих критериям основных средств, стоимость которых ниже лимита, установленного организацией в учетной политике.

В пункте 79 Методических указаний изменили положение о том, как учитывать детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы. Ранее было указано, что они приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Теперь указали, что приход следует отражать на дату списания объектов основных средств, а слова о корреспонденции счетов убрали. Привели в соответствие этим изменениям и пункт 54 Положения 34н.

Признан утратившим силу пункт 84 Методических указаний, где описывалось, какая корреспонденция должна быть использована при списании выбывшего объекта основных средств. Ранее операции «сворачивались» на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства» и затем разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и начисленной амортизацией относилась на операционные расходы. Эта норма вступила в противоречие с пунктом 31 ПБУ 6/01, в котором указано, что доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Что касается «сворачивания» первоначальной стоимости и суммы амортизации, то в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (комментарии к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств») сказано следующее: «Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы» «.

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам. Иными словами, порядок учета выбытия основного средства регулируется в Инструкции к Плану счетов, и дублирование этого текста в Методических указаниях было излишним.

Последнее изменение — из пункта 24 Методических указаний исключили текст о том, что в состав фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление ОС включаются регистрационные сборы, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств. Таких сборов уже давно нет, и речь может идти только о взимании государственных пошлин за соответствующие регистрационные действия.

Осторожнее с учетом недвижимости

Подвергся корректировке текст пункта 52 Методических указаний по бухучету основных средств, который критиковался специалистами. Теперь он звучит так «По объектам недвижимости, по которым закончены капвложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухучету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухучету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств» .

Напомним, что ранее действовавшая редакция данного пункта допускала два варианта учета фактически эксплуатируемых объектов недвижимости в зависимости от передачи документов на государственную регистрацию. Их можно было учитывать в незавершенных капитальных вложениях либо в составе ОС. Такая «вольность» вела к недоплате налога на имущество. Это положение оставалось со старых времен, когда данным налогом облагались объекты, учитываемые как в составе основных средств, так и в незавершенных капитальных вложениях.

В ПБУ 6/01 уже давно были внесены изменения по критериям признания ОС, но они не коснулись Методических указаний. И Минфин России неоднократно разъяснял, что объекты капитального строительства включаются в состав основных средств при соблюдении условий, установленных в данном ПБУ (письма Минфина России от 03.03.2009 № 03-05-05-01/15, от 09.08.2006 № 03-06-01-04/154, от 03.08.2006 № 03-06-01-04/151).

Изменили правила учета незавершенных капитальных вложений и в пункте 41 Положения № 34н. Согласно прежней редакции данного пункта к таким относились объекты, не оформленные документами, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. В новой редакции данного пункта это требование исключили, как и текст о том, что объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. Теперь все три документа — Положение № 34н, ПБУ 6/01 и Методические указания — не содержат противоречий.

Курсовые разницы по активам и обязательствам за границей

Согласно новой редакции пункта 19 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» разница, возникающая в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами РФ, теперь подлежит зачислению не на финансовые результаты организации, а в добавочный капитал. Этот пункт также дополнен нормой, согласно которой при прекращении (полном или частичном) организацией деятельности за пределами России часть добавочного капитала, соответствующая сумме курсовых разниц, относящихся к прекращаемой деятельности, присоединяется к финансовому результату организации (в качестве прочих доходов или прочих расходов).

Уточнение формулировок отложенных налоговых активов и обязательств

Изменения внесены в пункты 14, 15, 19, 24, 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.

Изменения в пунктах 14 и 15 ПБУ устраняют техническую ошибку в изложении расчета отложенных налоговых активов и обязательств. Дана формула не их расчета, а изменения их величины. Например, изменение величины отложенных налоговых активов в отчетном периоде равняется величине, определяемой как вычитаемые временные разницы, возникшие (погашенные) в отчетном периоде, умноженные на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

В случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок. При этом разницы по пересчету относятся не на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а на счет прибылей и убытков с отражением по отдельной статье отчета о прибылях и убытках (после статьи текущего налога на прибыль).

Согласно новому тексту пункта 24 ПБУ 18/02 в отчете о прибылях и убытках отражаются не отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, а их изменения. При наличии таких изменений, следует детально расписать их причины в пояснительной записке (п. 25 в новой редакции).

В пункте 19 ПБУ 18/02 также уточняются условия, при которых возможно отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Теперь указано, что это невозможно, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

Доходы и расходы будущих периодов учитываем только по ПБУ

Наиболее важные изменения коснулись расходов и доходов будущих периодов.

Утратил силу пункт 81 Положения, касающийся учета доходов будущих периодов.

Изменен пункт 65 Положения № 34н о равномерном списании расходов будущих периодов. Теперь затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, предусмотренном для списания стоимости активов данного вида. Иными словами, Положение № 34н приводится в соответствие с действующими ПБУ. Если какие-либо ПБУ не обязывают считать затраты расходами будущих периодов, компания вправе признавать их сразу при начислении на счете соответствующих затрат или в стоимости активов. В последнем случае они подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Случаи упоминания расходов и доходов будущих периодов мы находим, к примеру, в пункте 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», пункте 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», пунктах 9, 14 и 20 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и др.

Возможно, что Минфин России до составления годовой бухгалтерской отчетности даст пояснения о том, следует ли признанные по «старым» правилам доходы и расходы будущих периодов оставить до полного их списания, или нужно будет произвести их признание в составе расходов, если они не отвечают определениям, данным в соответствующем ПБУ.

Представляется, что факт нововведений и решение организации по данному вопросу следует описать в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Сомнительная дебиторская задолженность

В Положении № 34н дополнено определение сомнительной задолженности, приведенное в пункте 70. Теперь к ней также относится задолженность, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, что предполагает определение такой вероятности организацией самостоятельно.

В пункте 70 Положения № 34н в прежней редакции было предусмотрено, что организация может создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяло многим организациям делать вывод, что в учетной политике можно указать, что указанный резерв организация не создает. Однако Минин России указывал на неправильность такой трактовки. Решение о создании резервов должно приниматься исходя из совокупности норм, установленных ПБУ «Учетная политика организации» (в части требования осмотрительности) и пунктом 70 Положения № 34н. Если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение следующих 12 месяцев полной оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т. е. не рассматривать его как сомнительный. В противном случае резерв создать необходимо (см. письма Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302, от 29.01.2008 № 07-05-06/18). Иными словами, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности. Но, если, к примеру, на конец отчетного периода выявлена просроченная дебиторская задолженность покупателя, с которым деловые отношения поддерживаются долгое время, и свои долги он погашает регулярно, хоть и с опозданием, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.

Согласно новой редакции пункта 70 Положения № 34н резервироваться будет любая сомнительная «дебиторка», которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. При этом исключается требование о том, что сомнительным признается долг только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Кроме того, из пункта 70 исключили фразу об обязательном проведении инвентаризации при создании резерва сомнительных долгов. Ведь данный резерв является оценочным к дебиторской задолженности, а не самостоятельным объектом учета. Следовательно, вопрос инвентаризации данного резерва — это вопрос инвентаризации дебиторской задолженности. А она должна проводиться согласно статье 12 Закона № 129-ФЗ. В ходе инвентаризации, помимо прочего, проверяется правильность оценки активов. Поскольку резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен инвентаризироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности.

Резервы предстоящих расходов

Из Положения № 34н исключен пункт 72. Он был посвящен возможности формирования резервов предстоящих расходов: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат. Такие резервы отражались по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (обособленно по каждому виду резервов) и начислялись за счет прочих расходов либо расходов по обычным видам деятельности.

Также признан утратившим силу пункт 69 Методических указаний по учету основных средств. В нем были указаны правила образования резерва на ремонт ОС.

В связи с отменой данного положения компании будут руководствоваться действующими ПБУ, в частности, вступившим в силу с отчетности за 2011 год ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Напомним, что резервы под будущие ремонты и обслуживание основных средств в соответствии с ПБУ 8/2010 не создаются. Это прямо указано в Приложении № 1 к данному ПБУ.

В связи с внесенными изменениями организациям, которые создавали такой резерв, следует привести в соответствие положения учетной политики действующему законодательству и внести изменения в бухгалтерский учет.

Уточнения, связанные с бухгалтерской отчетностью

Часть изменений в данном документе касается бухгалтерской отчетности. В пункте 32 Положения № 34н теперь указано, что при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется этим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

В пункте 86 Положения № 34н исключен текст о том, что годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года, и что она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

На один месяц увеличен срок публикации бухгалтерской отчетности (п. 90 Положения № 34н). Таким образом отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом печатается полностью аудиторское заключение, а не только его итоговая часть.

В пункте 79 Положения № 34н установили, что бухгалтерская прибыль (убыток) за отчетный период представляет собой результат, выявленный в результате всех хозяйственных операций и оценки статей баланса по правилам ПБУ, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Ранее было указано, что этот момент регулировался только Положением № 34н.

Приказом № 186н признан утратившим силу приказ Минфина России от 15.01.1997 № 3 «О сводной годовой бухгалтерской отчетности организаций, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации». Этот документ был издан во исполнение Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170. А последний приказ и Положение утратили силу с 1 января 1999 года в связи с изданием приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н, утвердившего Положение № 34н.

Одновременно Приказом № 186н признаны утратившими силу пункты 92, 93 и 94 Положения № 34н. В них как раз и говорилось о такой сводной отчетности.

Отметим, что в данный момент составление консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности регулируется Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112.

Кроме того, Приказом № 186н признаны утратившими силу положения части абзацев пункта 3 в приложении к приказу Минфина России от 24.03.2000 № 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Они в свое время вносили изменения в Положение № 34н.

Бухгалтерские нововведения 2011 года: иное

Внесены изменения в пункт 3 Положения № 34н. Указано, что Минфин России разрабатывает и утверждает нормативные и методические указания по учету только на основании Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ранее, помимо закона, была дана ссылка и на Положение № 34н.

Изменен текст пункта 45 Положения № 34н, в котором говорится о том, как отражать на конец года вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже. Теперь при составлении баланса они отражаются на конец отчетного года в любом случае по рыночной стоимости. Ранее так можно было поступать, только если рыночная стоимость была ниже той, по которой акции принимали к учету. На эту разность формировался резерв под обесценение ценных бумаг. Данная норма исключена. Новая редакция пункта 45 теперь соответствует пункту 20 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

В пункте 60 Положения № 34н удалено требование о том, что торговая наценка у розничных торговых предприятий, которые учитывают товар по продажным ценам (счет 42), должна отражаться в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. Это корректирующая величина к стоимости товаров, и отельной строкой в балансе она давно не отражается.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ


от 24.03.2000 N 31н)
(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ
от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".
3. Настоящий Приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Министр
М.М.ЗАДОРНОВ

Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июля 1998 г. N 34н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,
от 24.03.2000 N 31н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".
2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н)
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.
4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":
а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;
б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляем

Страницы: 1 ...

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

Министр М.М.Задорнов

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Согласно п.70 Положения по ведению бухучета резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. В п.3 ст.266 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в соответствующем порядке. Как формировать и отражать в бухучете резерв по сомнительным долгам?

Исходя из п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, не погашенной в сроки по договору и не обеспеченной соответствующими гарантиями, создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
Согласно п.3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, инвентаризация резерва по сомнительным долгам, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
Учитывая п.15 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, резерв по сомнительным долгам у организации создается в установленном порядке не только в конце отчетного года, но и в конце отчетного квартала.
Порядок создания резервов по сомнительным долгам установлен согласно ст.266 НК РФ, в которой указано следующее:
- сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
- налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст.266 НК РФ;
- суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода;
- сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности;
- хотя исчисление суммы резерва по сомнительным долгам производится в порядке согласно п.4 ст.266 НК РФ, сумма этого резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ;
- резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков по безнадежным долгам, признанных таковыми согласно ст.266 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации;
- сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, он списывает долги, признаваемые безнадежными в соответствии со ст.266 НК РФ, за счет суммы созданного резерва, а если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, включает разницу (убыток) в состав внереализационных расходов.
Следовательно, гл.25 НК РФ налогоплательщику предоставлено право формировать показатель резерва по сомнительным долгам за отчетный (налоговый) период.
На сумму создаваемых резервов по сомнительным долгам производится запись в бухгалтерском учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами (62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
А.В.Владимирова
Подписано в печать
14.11.2002
"Налоговый вестник", 2002, N 12

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

I. Общие положения 2

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета 4

Требования к ведению бухгалтерского учета 4

Документирование хозяйственных операций 4

Регистры бухгалтерского учета 5

Оценка имущества и обязательств 5

Инвентаризация имущества и обязательств 6

III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности 6

Основные требования 6

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности 7

Незавершенные капитальные вложения 7

Финансовые вложения 8

Основные средства 8

Нематериальные активы 10

Сырье, материалы, готовая продукция и товары 11

Незавершенное производство и расходы будущих периодов 11

Капитал и резервы 12

Расчеты с дебиторами и кредиторами 12

Прибыль (убыток) организации 13

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности 13

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности 14

VI. Хранение документов бухгалтерского учета 15

Министерство финансов российской федерации

От 29 июля 1998 г. N 34н

Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(Российская газета ("Ведомственное приложение"), N 208, 31.10.1998)

от 24.03.2000 N 31н)

(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

М.М.ЗАДОРНОВ

Утверждено

Приказом Министерства финансов

Российской Федерации

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,

от 24.03.2000 N 31н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рекомендуем почитать

Наверх