Псалтирь псалмы давида. Кто такой Пророк Давид, написавший псалтирь? Общие сведения и история возникновения Псалтири

Крыша 12.04.2024
Крыша

Пророк Давид оставил после себя великое наследие — псалмы . В книге Псалтирь , которая формировалась постепенно и пополнялась священными гимнами на протяжении почти всей ветхозаветной истории, Давиду, согласно надписаниям в еврейском тексте, приписываются семьдесят три псалма. Однако на основе ясных новозаветных свидетельств, а также содержания псалмов исследователи полагают, что великому царю принадлежит более половины Псалтири. У евреев собрание псалмов называлось «Сефер техилим» (Книга хвалений). Было и другое название — «Сефер тефиллот» (Книга молитв). Общепринятое сейчас наименование — Псалтирь — произошло от греческого струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов. Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Святитель Афанасий Великий также пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить, славословить Господа? В Божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» («Послание к Маркеллу»).

Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, — изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть 1-го псалма).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф 26, 30).

Важнейшей особенностью празднования ветхозаветной Пасхи было пение: «Хвалите Бога!» Оно состояло из хвалебных псалмов со 112-го по 117-й. В конце пели 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3, 16). Благодаря новозаветному откровению во всей полноте раскрылся глубокий пророческий смысл псалмов. Поэтому в молитвенно-богослужебной жизни Церкви псалмы занимают особое место.

Псалмы Давида для исцеления


Психология, мы и.. Псалмы!

Исцеление болезней и Псалтирь царя Давида - точка зрения психолога

Много веков подряд, один из самых известных разделов Библии - Давидова Псалтирь (или «Псалмы Давида») является любимым чтением для тысяч людей разных национальностей и вероисповеданий, уже из поколения в поколение.

Даже атеисты читают псалмы!

Люди, каким-то образом причастные к культурной практике - чтению Библии, черпают из этой маленькой по объёму книги - Псалтири, силы и мудрость для постижения:

  • превратностей своей судьбы,
  • «неожиданностей» в межличностных взаимоотношениях,
  • и для наилучшего поддержания себя - в практически любой острой, трудной жизненной ситуации, особенно связанной со здоровьем.

Итак, в болезни, в громогласном конфликте с людьми или просто в потоке необъяснимых тягот - Псалмы «читают» нашу жизнь «как по открытой книге»...

Странно, что за несколько тысяч лет жизнь человека не изменилась. Идёт ли речь о «столичном» царе или о последнем провинциальном чиновнике...

Психология, мы и Псалмы

Действительно, если бы рыцари психологии межличностных взаимоотношений (социальные психологи) чаще рекомендовали при нервных срывах - не медикаментозную терапию (при посредстве своих подельников-психиатров), а... чтение псалмов - мир вздохнул бы с облегчением, а по улицам перестали бы ходить (точнее, ползать) угрюмые испуганные люди, замкнутые в своём аду.

Но в рай тащить насильно нельзя. Все коллективные марш-броски народов в рай заканчивались всегда адом или цирком. Поэтому каждый приоткрывает Дверь только для себя и то - только лишь тогда, когда ему - Открывается.

Псалмы, исцеляющие от болезней

Мы заболеваем тогда, когда тело по-другому уже не может докричаться до нас, что мы давно уже действуем во вред и себе, и мирозданию. Слишком медлим в своём прошлом или слишком торопимся в будущее по ложному адресу.

Легко сказать: «Ну и живи правильно, неужели ты такой глупый!»

Если бы это было ТАК просто сделать, прочитать пару умных книжек «глазами» и поумнеть - никто бы не болел - ничем. Даже респираторной инфекцией. Особенно профессора. Они-то ведь - самые умные, знают всё.

Но как раз профессора чаще всего представляют собой в плане здоровья - жалкие развалины, так что дело тут отнюдь не в уме. И не в чтении «глазами».

Поэтому мы не станем умничать, а сразу перейдём к делу.

В иудейской традиции есть специальная выборка из псалмов Давида - для чтения вслух во время тяжёлой болезни, скорби или горя - бедствия личного, семейного или коллективного.

Кризис может привести Личность либо к окончательному краху (даже к преждевременной смерти при полном отсутствии причин!), либо же... у человека вырастают крылья.

Псалмы и читают в такие вот кризисы, дабы предотвратить именно - крах. Чтобы испытание стало во благо. Собственно, этому учат и психотерапевты своих клиентов, но учат плохо.

Итак, ниже я привожу для вас, друзья, список псалмов Давида, которые нужно читать вслух, полностью, от начала и до конца. Псалмы, исцеляющие болезнь и отчаяние.

Список этих псалмов дан в так называемой «русской нумерации». То есть - по Библии в Русском Синодальном Переводе.

Номера псалмов:

19, 6, 9, 12, 17, 21, 22, 24, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 48, 54, 55, 68, 85, 87, 88, 89, 90, 101, 102, 103, 106, 114, 117, 141, 142, 127 .

Важные правила при чтении псалмов:

  • Не читайте псалмы «глазами», читайте - сердцем. То есть, старайтесь, чтобы ваше чтение приближалось по замыслу - к «богослужебному чтению» и уходило от поверхностного и бессмысленного - «светского чтения»;
  • Что означает: не читайте псалмы вне острой необходимости, ради вздорного «культурного ознакомления»;
  • Читайте псалмы даже при необходимости - исключительно вслух.

P.S. Еврейская нумерация тех же самых псалмов имеет другие цифры, но... чтение (пение) Тегилим - это уже другая история.

Елена Назаренко

Тайна Псалмов Давида

О Псалмах Давида и как их используют старцы и люди в жизненных ситуациях.

Отметим, что Царь Давид оставил людям действительно ценное наследие, которое мы будем еще постигать и постигать.

1 Псалом. Чтение этого Псалма принесет плод и урожай. Особенно, когда что-то только вкладываете в землю - семя или корень.

2 Псалом. Открыть внутренне видение, получить хороший совет.

3 Псалом. Убрать человеческую зависть, злобу.

4 Псалом. Исцелить мягкосердечных, придать уверенность человеку. Отодвинуть состояние уныния при виде деяний жестокосердных.

5 Псалом. Исцеление глаз. Избавиться от сглаза.

6 Псалом. Освободиться от заклятия.

8 Псалом. Полезен уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9 Псалом. Прекратить бесовские страхи во сне или искушения днем.

10 Псалом. На этот Псалом пусть обратят внимание жестокосердные супруги, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11 Псалом. Поможет душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних. Избавляет от психических заболеваний и состояний.

12 Псалом. Исцеляет болезни печени.

14 Псалом. Защититься от воров. Найти вора или преступника. Обратить их к покаянию.

15 Псалом. Найти потерянный ключ.

16 Псалом. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня к ряду.

18 Псалом. Полезен роженицам перед родами. Легко разродиться.

19 Псалом. Поможет бесплодным супругам. Исцеление бесплодия. Сохранить целость семьи и не развестись.

20 Псалом. Умягчение сердца богатых, алчных.

21 Псалом. От пожара, избежать ущерба.

22 Псалом. Усмирит непокорных и непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей. Показать родителям их ошибки в воспитании чад.

23 Псалом. Найти возможность открыть дверь, когда ключ потерян. Выход из трудных житейских ситуаций.

24 Псалом. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются. Найти свой путь.

25 Псалом. Когда кто испрашивает что-то у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего. Плохие просьбы вернутся просящему.

26 Псалом. Защититься от врага. Уберечь народ и поля.

27 Псалом. Просить исцеления у Господа для страдающих душевными и нервными болезнями.

28 Псалом. Полезен страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря. Читать перед морским путешествием, перед поездкой на море.

29 Псалом. Пусть другие люди узнают Бога.

30 Псалом. Молиться с намерением: «Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия».

31 Псалом. Найти дорогу.

32 Псалом. Молиться с просьбой: «Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу».

34 Псалом. Освободить добрых людей от козней злых, что притесняют людей, которые верят в Бога.

35 Псалом. Рассеять враждебность после споров и недоразумений.

36 Псалом. Израненным и обиженным преступниками.

37 Псалом. При зубной боли.

38 Псалом. Найти работу. Владеть постоянным и дополнительным доходом.

39 Псалом. Помирить хозяина (начальника) и работника после ссоры.

41 Псалом. Молодым, когда страдают от несчастной любви. Добавить чувств и страсти.

42 Псалом. Освобождение из плена. Разрешение проблемных ситуаций.

43 Псалом. Этот Псалом откроет супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44 Псалом. Страдающим болезнями сердца или почек. Исцеление. Настройка на духовную жизнь.

45 Псалом. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться. Избавиться от врагов.

46 Псалом. Примирение работника с начальником. Удачно найти работу. Перед и после встречи с будущими работодателями.

47 Псалом. Защитит от преступников и грабителей. Читать в продолжение 40 дней.

48 Псалом. Тем, чей труд сопряжен с опасностями. Перед работой и после работы.

49 Псалом. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50 Псалом. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных). Защититься от Божественного гнева.

51 Псалом. С просьбой, чтобы покаялись жестокосердные правители. Пусть умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ. Актуальный Псалом для сегодняшнего дня.

52 Псалом. Для удачной рыболовли. Привлечение материальных благ.

54 Псалом. Молиться с просьбой: «Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена».

55 Псалом. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56 Псалом. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби. Очистка кармы.

57 Псалом. Благоприятствие обстоятельствами трудящимся с добрыми намерениями. Запрещение бесам и лукавым людям.

58 Псалом. Немым - дар речи. Глухим - дар слуха.

59 Псалом. Молиться с прошением: «Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно».

60 Псалом. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61 Псалом. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался. Дать силу.

62 Псалом. Пусть принесут поля и деревья плоды при засухе.

63 Псалом. При укусе бешеной собакой. Защита от волков.

64 Псалом. Процветание торговли.

65 Псалом. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66 Псалом. Благословение на домашний скот.

67 Псалом. Излечиться страдающей выкидышами.

68 Псалом. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69 Псалом. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь. Уверенность в себе.

70 Псалом. Исцеление от состояния одиночества.

71 Псалом. Благословление нового урожая.

72 Псалом. Подвести к покаянию преступников.

73 Псалом. Защита крестьян, которые работают на полях.

74 Псалом. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75 Псалом. Матери, страшащейся во время родов.

76 Псалом. Когда нет взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

77 Псалом. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78 Псалом. Защита от воров.

79 Псалом. Исцеление больного водянкой.

80 Псалом. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности. Просить процветания дел.

81 Псалом. Для хорошей торговли.

82 Псалом. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83 Псалом. Защитить домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84 Псалом. Исцеление страдающих от испуга.

85 Псалом. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и болезни, и люди умирают.

86 Псалом. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87 Псалом. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88 Псалом. Пусть укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89 Псалом. Прошение дождя в засуху.

90 Псалом. Молитва с просьбой: «Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его». Защита от сглаза и порчи.

91 Псалом. Дает людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92 Псалом. Защита корабля, находящийся в опасности в море.

93 Псалом. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94 Псалом. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95 Псалом. Исцеление от глухоты.

96 Псалом. Рассеять чары.

97 Псалом. Утешить удрученных горем.

98 Псалом. Благословление Богом молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать.

99 Псалом. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100 Псалом. Дать дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101 Псалом. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102 Псалом. Помощь женщине, страдающей женской немощью.

Псалтирь — это книга Ветхого Завета, составленная из псалмов Царя и Пророка Давида. Содержит в себе 150 псалмов, впоследствии был добавлен 151-ый. Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы - это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами. Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.

На страницах сайта можно подробнее познакомиться с:

  • Богослужебной Псалтирью, используемой так же для домашнего чтения
  • Переводом Псалтири в Библии для общего понимания верующих
  • Высказываниями отцов церкви о духовной пользе и необходимости чтения Псалтири
  • Скачать Псалтирь в разных форматах для чтения и прослушивания.

Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.

В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие - псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени - псалмы 148-150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» - 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов - стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени - две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени - три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Давид, родившись за тысячу лет до Рождества Христова в Вифлееме, был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Еще в раннем юношестве, будучи пастухом, Давид начал сочинять вдохновенные молитвы Творцу. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится помазанником Божиим — мессией (еврейское слово “мессия,” по-гречески “Христос,” значит помазанник).

Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого до этого филистимского великана Голиафа и этим дал победу еврейскому войску. После этого случая народ говорил: “Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч.” Только сильная вера в Бога-заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет. Скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах (смотри псалмы 7, 12, 13, 16, 17, 21, 39, 51, 53, 56, 58). Победа над Голиафом отображена Давидом в 43-м псалме.

Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества хорошего царя: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, — крепкую веру в Бога. Прежде, чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид всем сердцем взывал к Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословлял его 40-летнее царствование многими успехами. Управляя царством, Давид заботился о том, чтобы богослужение в скинии проходило благолепно, и для него составлял псалмы, которые часто исполнялись хором в сопровождении музыкальных инструментов. Нередко сам Давид возглавлял религиозные праздники, принося Богу жертвы за еврейский народ и воспевая псалмы (Смотри его псалмы о перенесении Ковчега: 14 и 23).

Но не избежал Давид и тяжких испытаний. Однажды он соблазнился красотой замужней женщины, Вирсавии. Свой грех царь Давид оплакал в известном 50-м, покаянном псалме. Самой тяжелой скорбью для Давида было военное восстание, возглавляемое против него его родным сыном Авессаломом, мечтавшим преждевременно стать царем. В этом случае Давид испытал всю горечь черной неблагодарности и измены многих своих подданных. Но, как и раньше при Сауле, вера и упование на Бога помогли Давиду. Авессалом бесславно погиб, хотя Давид всячески старался его спасти. Прочих мятежников он помиловал. Свои душевные переживания в связи с восстанием Авессалома Давид запечатлел в псалмах: 4, 5, 6, 10, 24, 40-42, 54, 57, 60-63, 83, 140, 142.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 г. 18:10 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал № 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов - «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита - униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России. Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется «Патриархом Московским, Великой и Малой Руси». Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, «иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго». Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: «Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями». К сожалению, это лишь один из фактов вторжения Константинопольского Патриархата в канонические пределы Русской Церкви в 1920-е и 1930-е годы. В то самое время, когда Русская Церковь подвергалась беспримерным по жестокости атеистическим гонениям, Константинопольский Патриархат без её ведома и согласия предпринял неканонические шаги в отношении входивших в ее состав автономных Церквей на территории молодых государств, сформировавшихся на границах бывшей Российской Империи: в 1923 году преобразовал автономные Церкви на территории Эстонии и Финляндии в собственные митрополии, в 1924 году предоставил автокефалию Польской Православной Церкви1, в 1936 году провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Кроме того, в 1931 году Константинополь включил в свою юрисдикцию русские эмигрантские приходы в Западной Европе без согласия Русской Православной Церкви, преобразовав их в собственный временный экзархат. Особенно неприглядным оказалось участие Константинопольского Патриархата в попытках низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона, канонически избранного в 1917 году. Эти попытки предпринимали атеистические власти в 1920-е годы, искусственно создав в Русской Церкви обновленческий, модернистский раскол для подрыва авторитета Православной Церкви среди верующих, «советизации» Церкви и ее постепенного уничтожения. В 1920-е годы обновленцы активно способствовали арестам православного епископата и духовенства, писали на них доносы и захватывали их храмы. Патриарх Константинопольский Григорий VII открыто поддержал обновленцев. Его официальный представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческих лже-соборах, а в 1924 году сам Патриарх Григорий обратился к святителю Тихону с призывом отречься от Патриаршества. В том же 1924 году обновленцы опубликовали выписки из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольского Патриархата, полученные ими от архимандрита Василия (Димопуло). Согласно выписке, датированной 6 мая 1924 года, Патриарх Григорий VII «по приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Упомянутые в протоколах «церковные круги Российского населения» представляли отнюдь не мученическую Русскую Церковь, претерпевавшую тогда жестокие гонения со стороны безбожной власти, а раскольнические группировки, с этой самой властью сотрудничавшие и активно поддержавшие организованную ею травлю святого Патриарха Тихона. О причинах, по которым Константинопольская Церковь поддерживала обновленческий раскол, заняв в борьбе с Русской Церковью сторону коммунистического режима, откровенно говорил все тот же архимандрит Василий (Димопуло) в своем обращении от имени «всего Константинопольского пролетариата», адресованном одному из высоких чинов безбожной власти: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках… сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». В другом письме тому же советскому чиновнику архимандрит Василий объяснял, какую «услугу» он имеет в виду - возвращение здания, принадлежавшего Константинопольскому подворью в Москве, доход от которого ранее ежегодно перечислялся в Константинопольскую Патриархию. Узнав о решении Константинополя направить «патриаршую комиссию» в пределы Русской Церкви, ее единственно законный Глава Патриарх Всероссийский Тихон выразил решительный протест в связи с неканоническими действиями своего собрата. Его слова, сказанные без малого сто лет назад, актуально звучат и в наши дни: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Обстоятельства времени воспрепятствовали отправлению этой комиссии в Москву. Ее приезд означал бы уже не просто вмешательство, но прямое вторжение в дела Русской Православной Церкви, какое имеет место в настоящий момент. Ценой крови многих тысяч новомучеников Русская Церковь выстояла в те годы, стремясь покрыть любовью эту печальную страницу своих отношений с Константинопольской Церковью. Однако в 1990-е годы, в период новых испытаний Русской Церкви, связанных с глубокими геополитическими потрясениями, небратское поведение Константинопольской Церкви вновь в полной мере проявило себя. В частности, несмотря на то, что в 1978 году Патриарх Константинопольский Димитрий объявил утратившим силу Томос 1923 года о переводе в константинопольскую юрисдикцию Эстонской Православной Церкви, в 1996 году Константинопольский Патриархат антиканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, в связи с чем Московский Патриархат был вынужден временно разорвать с ним евхаристическое общение. В тот же период были предприняты первые попытки Константинопольского Патриархата вмешаться в украинские церковные дела. В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры. В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели. Особую скорбь вызвало в Русской Православной Церкви недавнее решение Священного Синода Константинопольской Церкви о допустимости повторного брака для клириков. Это решение является нарушением Святых канонов (17 правила святых Апостол, 3 правила Трулльского Собора, 1 правила Неокесарийского Собора, 12 правила святителя Василия Великого), попирает всеправославное согласие и фактически является отказом от итогов Критского Собора 2016 года, признания которого Константинопольский Патриархат столь активно добивается от остальных Поместных Церквей. В попытках утвердить свои несуществующие и никогда не существовавшие властные полномочия в Православной Церкви Константинопольский Патриархат в настоящее время вмешивается в церковную жизнь на Украине. В своих заявлениях иерархи Константинопольской Церкви позволяют себе называть «антиканоническим» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на том основании, что он не поминает Константинопольского Патриарха. Между тем, ранее на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей публично называл митрополита Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Тогда же Предстоятель Константинопольской Церкви дал обещание, что ни во время Критского Собора, ни после него не будут предприняты никакие усилия, чтобы легализовать раскол или в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. С прискорбием приходится констатировать, что данное обещание ныне нарушено. Односторонние, антиканонические действия Константинопольского Престола на территории Украины, совершаемые при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, являются прямой поддержкой украинского раскола. Среди многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви вызывает крайний соблазн тот факт, что Константинопольский Патриархат, считая себя Церковью-Матерью для Украинской Церкви, подает своей дщери вместо хлеба камень и вместо рыбы змею (Лк. 11:11). Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви ошибочным и искаженным представлением Константинопольской Церкви о происходящем на Украине была лично донесена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом до Патриарха Варфоломея 31 августа 2018 г. Однако, как показали дальнейшие события, голос Русской Церкви не был услышан и через неделю после встречи Константинопольский Патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов». В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев. Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового Православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призываем Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Обращаемся ко всей полноте Русской Православной Церкви с призывом к горячей молитве о сохранении единства Святого Православия. *** 1 - Движимый искренним желанием поддержать Православие, находящееся в меньшинстве и подчас в достаточно непростой ситуации, Московский Патриархат со своей стороны предоставил в 1948 году автокефальные права Православной Церкви в Польше и подтвердил автономный статус Православной Церкви в Финляндии, предоставленный Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году, согласившись в 1957 году предать забвению все канонические споры и недоразумения между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, признать Финскую архиепископию в сущем статусе и передать в ее юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь, после чего было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

Рекомендуем почитать

Наверх