Творческая деятельность на уроках русского языка. Творческая работа по русскому языку на тему Повторение сведении о составе слова, полученных в начальных классах

Полы 09.04.2024
Полы

Виды творческих работ на уроках русского языка

Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества.

Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности , тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… её поля, горы, долины… – вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читающего. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия и т. д.

Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно учащиеся пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. Ведь в таких работах не остаётся места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка , на формировании его мировоззрения.

Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, "Пусть всегда будет солнце!”

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т. е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебника, предусматривая подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются перед учителями, читающими торопливые детские строки. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании детей.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т. п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые этапы:

этап косвенной подготовки;

этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).

Творческие сочинения:

формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.

«Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни», – писала. Написать хорошее сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учётом индивидуальности школьника.

На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, - сказку. Дети любят сочинять сказки по типу сказок Киплинга, Андерсена. При оформлении таких работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной , так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой «Суламифь», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду до любой библейской истории или мифу о языческих богах; сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать, какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника , сегодня.

Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать – этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Литература:

1. Александрова личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Ашевская творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

3. Винокурова процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

4. Красновский к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.

5. Лейтес одаренность и индивидуальные различии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 199с.

6. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

Виды творческих работ на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liceum- hlevnoe. *****/load/vidy_tvorcheskikh_rabot_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_

literatury/, свободный. – Загл. с экрана.

Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык

К.Г.Паустовский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины –ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа

Говори правильно!

21 февраля Международный день родного языка
Выполнила: ученица 7 класса
Грошева Екатерина МБОУ Яковская ОШ
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Грошева Тамара Александровна

Умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться цели, легко адаптироваться в обществе, даже завести друзей!!!
ЗАПОМНИ!
слИвовый пОднял
позвонИшь сдалА
прАвы свЁкла
баловАть балУю
сОгнутый щавЕль
закУпорить ляГте
чЕрпать красИвее
вероисповЕдание облегчИт
каталОг тУфля
тОртов тУфель
брелОков углублЁнный
положИть договОров
квартАл класть
Иксы началсЯ
нОгтя обеспЕчение
оптОвый облегчИть
отключИт Отрочество
плАтья исключИт

Говорить правильно – это культурно!
Говорить правильно – это красиво!
Говорить правильно – уважать себя!

пара ботинок, валенок, сапог, чулок

НО! пара носков, апельсинов, помидоров

среди армян, грузин, осетин, румын
НО! среди монголов, узбеков, якутов
Несколько примеров часто встречающихся ошибок:
1. Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда правильно – «прийти».
2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили, говорите «ЭСПРЕССО»!
3. Как правильно: «едь», «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» нежелательно.
4. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед.числа в будущем времени. «Одержу победу» или «сумею победить».
5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ»!
6. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ».

7. «ВыИграть»! Не выЙграть!Проверочное слово – ИГРА.
8. Не существует слова «ихний», только «ИХ» и никак иначе.
9. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ! Никаких «иду на день рожденИЕ» или
«с днём рожденИЕМ».

В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.

Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.

А. Астафурова.

Скачать учебник СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система-тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексическйх тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси-ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1)лексикологические задания по содержанию текстов упраж-нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси-ческими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополни-тельных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексиче-ском значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2)Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс-ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5)В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в пред-ложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повтори-тельных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лек-сическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном чис-ле от слова лист образуется две формы - листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать крат-кую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя обра-зовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен-тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра-боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес-се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре-бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси-ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це-лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю-щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки "уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1)при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2)при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони-мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3)при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений):подчеркнуть синонимы (антонимы

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо-вания в школе имеет огромное значение для познания особен-ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов-ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV-VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в зву-ковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме то-го, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че-тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ-альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь-ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова-тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I-III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова - это его струк-тура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе-ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко-вых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к те-ме урока «Состав слова»:

Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по-мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова - это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа-дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру-гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон-чания: существительные и прилагательные надо изменить по па-дежам, а глагол - по лицам. Для закрепления умения выполня-ется упражнение 4 - учащиеся составляют предложения с дан-ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ-ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия - «ко-рень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделя-ется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко-ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне-ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три-дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился-див-; испугал-ся-пуг-; рыбачил-рыб-; слыхивал - слых-; говорила - го-вор-; сказал - сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело-веческой доброте; упражнение 9 - о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за-дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде-лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка - осина; приехать - ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет-ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз-бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов-кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повто-ряются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лек-сики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по-лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе-вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не-которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель-ных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокорен-ные слова» имеет как образовательное, так и практическое зна-чение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формооб-разования; в практическом отношении осознание различий меж-ду формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Кос-венно различение понятий «формы слова» и «однокоренные сло-ва» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэто-му необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следую-щим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лек-сическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные осо-бенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесооб-разно ввести при выполнении упражнения 328,

Описание презентации Творческая работа по русскому языку на тему: по слайдам

Творческая работа по русскому языку на тему: «Средства выразительности речи» Выполнил: Романов А. С. Проверил: Сергеева А. Э.

Аллегория — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. 1. 1. Свеча – неугасаемая надежда. («Зимняя ночь» Б. Пастернак)Примеры: 2. 2. Весы - - правосудие; 3. 3. Крест - вера; 4. 4. Якорь - надежда; 5. 5. Сердце - любовь.

Анафора — повторение слов или словосочетаний в начале предложения или строфы. Примеры: 1. 1. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. 2. Всё разнообразие, всявся прелесть, всявся красота слагается из тени и света. («Анна Каренина. » Л. Толстой) 3. 3. Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. («Братья Карамазовы. » Ф. М. Достоевский)

Антитеза — противопоставление понятий, образов или явлений. Часто выражается с помощью антонимов. Примеры: 1. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. . («Александре Осиповне Смирновой» М. Ю. Лермонтов) 2. 2. Легко подружиться, тяжело разлучиться. . 3. 3. Умный научит, дурак наскучит. . 4. 4. Ученье - свет, а неученье - тьма. 5. 5. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет 6. 6. Тише едешь, дальше будешь.

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для предания тексту динамичности. Примеры: 1. Швед, _ русский, _ колет, _ рубит, _ режет, Бой барабанный, _ клики, _ скрежет. («Полтава» А. С. Пушкин) 2. Прямо дороженька, _ насыпи узкие, _ Столбики, _ рельсы, _ мосты. («Железная дорога. » Н. А. Некрасов)

Гипербола — художественное преувеличение. Примеры: 1. «Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» («Зк Васильев и Петров зк» В. Высоцкий.) 2. «Я тебе тысячу раз повторяла» — очень много раз; 3. « Сто лет не виделись» — очень давно;

Градация — расположение слов или выражений по возрастанию или убывания значимости. Примеры: 1. Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! («Человек из-за 7 -ми лет » В. В. Маяковский) 2. Ему обещает полмира, а Францию только себе. («Воздушный Корабль» М. Ю. Лермонтов) 3. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. («Развалы. » А. Белый)

Инверсия — намеренное нарушение прямого порядка слов. Примеры: 1. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. («Работа» В. Брюсов) 2. «Когда же и вам 900 лет будет, не так бодро будете выглядеть вы. » («Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая» по сценарию Д. Лукаса и Л. Кэздана, книга Д Кана.)

Ирония — скрытая насмешка, сарказм. Примеры: 1. Тут был, однако, цвет столицы, И И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. . («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. («Двенадцать стульев. » И. Ильф – Е. Петров).

Литота — художественное приуменьшение. Примеры: 11. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!» !» («Крестьянские дети» Н. Некрасов) 2. «Мы оба мечик ии листовочка, Мы Мы мальчик-с-пальчик ии дюймовочка Перед безликою толпой, С которою вступаем в бой. » (Из цикла «Шестистрочия» А. Ханмагомедов))

Метафора — слово в переносном значении. Примеры: 1. Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. Луна будет улыбаться весь вечер. («Три года. » А. Чехов)

Многосоюзие — повторение союзов для подчеркивания интонации. Примеры: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, дада пыль, дада комары, дада мухи. («Осень» А. С. Пушкин)

Олицетворение — перенесение свойст человека на неодушевленные предметы. Примеры: 1. 1. Лазурь небесная смеётся Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. («Утро в горах» Ф. И. Тютчев) 2. 2. …Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерёв Зари последний лучлуч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков… («Одиночество. » Ф. И. Тютчев)

Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия. Примеры: 1. «Но красоты их их безобразной. Я вскоре таинство постиг» («Любил и я в былые годы. . » М. Ю. Лермонтов); 2. « Оптимистическая трагедия » (В. Вишневский); 3. « Горячий снег » (Ю. Бондарев); 4. « Бегущая по волнам » (А. Грин); 5. « Живой труп » (Л. Толстой); 6. « Мёртвые души » (Н. Гоголь); 7. « Завтра была война » (Б. Васильев); 8. « Конец вечности » (А. Азимов).

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение смежных предложения. Пример: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

Парцелляция — расчленение фразы на части или отдельные слова. Намеренное нарушение границ в предложении. Примеры: 1. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! ! чепцов! ! и шпилек! ! и булавок!! И книжных и бисквитных лавок!! («Горе от ума. » А. Грибоедов) 2. . . Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. . В Имеретии. . Зимою. . Как в Переделкине, как под Москвою. . (В. Инбер) 3. 3. Ни дымных кухонь. . Ни бездомных улиц. . Двенадцать бьет. . Четыре бьет. . И шесть. . И снова. . Гулливер. . Стоит. . Сутулясь. . Плечом. . На тучу. . Тяжко! ! Опершись. . («Гулливер. » П. Антокольский)

Перифраз — оборот речи заменяющий слова или словосочетания указывая на признак предмета или места, но не называя его. Примеры: 1. Погиб поэт! - невольник чести — Пал оклеветанный молвой. С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув головой. («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов) 2. «люди в белых халатах»(врачи), 3. 3. «рыжая плутовка»(лиса), 4. «царь зверей»(лев).

Парафраз — — изложение своими словами какого-либо литературного произведения; адаптированный текст. Примеры: 1. 1. Пересказ современным языком «Слов о полку Игореве» . 2. Детские издания «Тысячи и одной ночи» , «Дон Кихота» М. де Сервантеса, «Робинзона Крузо» Д. Дефо.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Примеры: 1. «Какой же русский не любит быстрой езды? » («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. «А судьи кто? » («Горе от ума. » А. С. Грибоедов); 3. «А был ли мальчик? » («Жизнь Клима Самгина. » М. Горький); 4. «Куда ты скачешь, гордый гонь? » («Медный всадник» А. С. Пушкин)

Риторическое обращение — — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Цель риторического обращения – усиление выразительности речи. Примеры: 1. Мечты, мечты! Где ваша сладость? («Пробуждение» А. Пушкин) 2. Поэт! не дорожи любовию народной. . . («Поэту» А. СПушкин) 3. Цветы, любовь, деревня, праздность Поля! я предан вам душой… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 4. Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три завета… («Юному поэту» В. Брюсов)

Сравнение — сопоставление двух предметов или понятий имеющих общий признак. Примеры: 1. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. («Саша» Н. А. Некрасов) 2. Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. 3. храбрый как лев; трусливый как заяц; голодный как волк; преданный как собака; хитрый как лиса; крепок как дуб; легкий как пёрышко; красный как рак.

Умолчание — внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. Примеры: Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить. . . (басня И. А. Крылова «Гуси»)

Эпитет — образная характеристика какого-либо лица или предмета. Примеры: 1. «Крадучись, играя в прятки, сходит небо. » («Снег идет» Б. Пастернак) 2. Закружилась листва золотая В В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду («Закружилась листва золотая…» С. Есенин) 3. Мармеладное настроение (А. П. Чехов) 4. Чурбанное равнодушие (Д. Писарев) 5. Малиновая улыбка (И. Анненский).

Эллипсис — пропуск слов, которые легко восстанавливаются по смыслу. Примеры: «Вместо хлеба - камень, Вместо поучения - колотушка. » («Господа Головлевы» М. Салтыков-Щедрин)

Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Примеры: (Грамотическая эпифора) 1. За годом год, за веком веквек …… Что ж негодует человек, Сей злак земной!… («Сижу задумчив и один…» Ф. И. Тютчев) 2. Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача - судьбой; ; Всё в мире вершится судьбою. . (М. Гаспаров)

Ссылки http: //xn—-ctbibqemlceahmok 5 omc. xn--p 1 ai/232 -chto-oznachaet-oksyu moron. html оксюморон http: // infoogle. ru / chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm. html параллелизм http: // russkiiyazyk. ru / leksika / chto-takoe-perifraza. html перифраз http: // chto-eto-takoe. ru / rhetorical-question р вопрос http: // litterms. ru /u/311 умолчание http: // infoogle. ru / chto_takoe_epitet. html эпитет http: // literaturologiya. academic. ru /872/%D 1%8 D%D 0%BB%D 0%B 8%D 0%BF%D 1%81%D 0%B 8%D 1%81 эллипсис http: // russkiiyazyk. ru / leksika / epifora-primeryi-literature. html эпифора

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Рекомендуем почитать

Наверх