Библия иоанна 12. Иоанн XII (папа римский)

Сауна с бассейном 26.04.2024
Сауна с бассейном

(† 14.05.964, Рим; до избрания папой - Октавиан), папа Римский (с 16 дек. 955). Происходил из рим. аристократического рода. Сын Альбериха II, герц. Сполето, рим. сенатора и консула, с 932 г. и до своей смерти в 954 г. единолично правившего городом. Сведения о матери Октавиана противоречивы: скорее всего это была Альда, дочь кор. Италии Гуго Арльского и законная супруга гр. Альбериха II, однако в «Хронике» Бенедикта Сорактского утверждается, что Октавиан был сыном сожительницы Альбериха II (впрочем, эта характеристика может относиться и к Альде - Mann. 1910. P. 243-244). Октавиан род. в Риме, скорее всего в резиденции гр. Альбериха II близ ц. св. Апостолов. Согласно одной из редакций Liber Pontificalis , до избрания папой Октавиан был кардиналом-диаконом рим. диаконии Девы Марии (S. Mariae in Domnica), что, однако, не подтверждается др. источниками. Избран на Римскую кафедру во исполнение последней воли гр. Альбериха II. Если гипотеза о законном рождении Октавиана верна, то на момент избрания папой ему было 18 лет. Октавиан принял христ. имя Иоанн, став, т. о., 1-м папой Римским, сменившим имя при избрании (нек-рые исследователи полагают, что впервые сменил имя папа Иоанн II).

О первых годах понтификата И. известно мало. Согласно «Салернской хронике», папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге, организовав поход против Пандульфа Беневентского и Ландульфа II Капуанского, однако был вынужден вернуться в Рим из-за опасений, что объявивший ему войну гр. Гизульф Салернский захватит город. В Террачине И. заключил с Гизульфом мирный договор, главным условием к-рого, как полагают исследователи, был отказ папы Римского от претензий на светскую власть в Салерно (Fedele. 1905).

К нач. 60-х гг. X в. ситуация в Италии обострилась из-за попыток обосновавшихся в Равенне кор. Италии Беренгара II и его сына и соправителя Адальберта усилить свои позиции в Ломбардии и Центр. Италии. В 960 г. И., будучи не в силах противостоять им, обратился за помощью к герм. кор. Оттону I (936-973, император с 962). Также с просьбой прийти в Италию и покарать Беренгара обратились к Оттону изгнанный Миланский архиеп. Вальперт и маркгр. Эсте Отберт. Осенью 961 г. Оттон возглавил поход в Италию. Не встретив серьезного сопротивления (Беренгар II, избегая сражения, укрепился в крепости Сан-Лео (Монтефельтро), а Адальберт бежал в Ла-Гард-Френе (совр. деп. Вар, Франция) или на Корсику), в кон. янв. 962 г. Оттон прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой. В воскресенье 2 февр. 962 г., в праздник Сретения Господня, после принесения Оттоном клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4 // MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на герм. короля и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где обсуждались, вероятно, вопрос о создании архиеп-ства в Магдебурге и принципы взаимоотношений папы и императора (Papstregesten. 1998. N 298, 304). На Соборе было утверждено создание архиеп-ства Магдебургского (окончательное решение по этому вопросу принято на Соборе в Равенне в 967) и еп-ства Мерзебургского (Jaffé. RPR. N 2832); также по его итогам 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»; сохр. копия Х в.). Текст привилегии делится на 2 логические части: перечисление светских владений, закрепленных за Римским папой (§ 1-14), и положения, регулировавшие права папы и императора в Риме (§ 15-19); вслед за В. Улльманном (Ullmann. 1953) большинство совр. исследователей полагают, что 2-я ч. привилегии отсутствовала в первоначальном тексте документа и была включена в него после избрания папы Римского Льва VIII в дек. 963 г. «Privilegium Ottonianum» содержит мало новшеств по сравнению с предшествующими грамотами подобного рода: грамотой Людовика Благочестивого «Ludovicianum» (817) и Римским уложением папы Римского Евгения II и имп. Лотаря («Constitutio romana», также «Lotharianum», 824). Оттоновской привилегией были подтверждены границы Папской области, установленные Людовиком Благочестивым (без герц-ства Салерно), а также сохранены все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г. Римской Церкви гарантировалось свободное избрание епископа, однако перед посвящением он в присутствии имперских легатов должен был принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором. И. и римляне клятвенно пообещали не вступать в союз с противниками императора, прежде всего с Беренгаром II и Адальбертом.

После того как Оттон I отправился с войском на север Италии, чтобы возглавить осаду крепости Сан-Лео, И. вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в Италию и обещая оказать поддержку в конфликте с императором. Был ли И. инициатором переговоров, или он лишь ответил на просьбы Адальберта о помощи, неизвестно. Тогда же папа попытался заключить союз с Византийской империей и венграми, отправив послания с призывом напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Послы были перехвачены императором. Папские легаты обвинили Оттона I в нарушении обещания передать папе Римскому территории, закрепленные за Папским престолом. Ответное посольство, отправленное Оттоном I для того, чтобы снять подозрения в невыполнении обещаний, было принято И. с неприязнью, тогда как Адальберта в Риме папа встретил торжественно. Оттон I, узнав о возвращении сына Беренгара II, оставил крепость Сан-Лео и с небольшим отрядом отправился в Рим, где в кон. окт. 963 г. его встретили сторонники И. и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию.

6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер.

Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата (Jaffé. RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих.

В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 246-249; Jaff é . RPR. N 2821-2844; Liudprandus Cremonensis. Historia Ottonis // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 159-175; Benedictus S. Andreae monachus. Chronicon, an. 955-964 // MGH. SS. T. 3. P. 717-719; Continuator Reginonis, an. 961-964 // MGH. SS. T. 1. P. 624-627; Chronicon Salernitanum. 166 / Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170; Sickel T., von. Das Privilegium Otto I. für die römische Kirche. Innsbruck, 1883; MGH. Dipl. T. 1: Conradi I. Henrici I. et Ottonis I diplomata. P. 322-327; MGH. Const. T. 1. P. 532-536; Papstregesten, 911-1024 / Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 254-355. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5).

Лит.: Duchesne L. Les Premiers temps de l"État Pontifical. P., 19042. P. 328-352; Fedele P. Di alcune relazioni fra i conti del Tuscolo ed i principi di Salerno // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1905. Vol. 28. P. 5-21; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 241-272; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 19172. Bd. 1. S. 212-213; Amann E. Jean XII // DTC. T. 8. Col. 619-626; Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell"antichità e nel medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 163-167; Ullmann W. The Origins of the Ottonianum // CHJ. 1953. Vol. 11. N 1. P. 114-128; Zimmermann H. Die Deposition der Päpste Johannes XII., Leo VIII. u. Benedikt V. // MIÖG. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Hehl E. D. Die angeblichen Kanones der römischen Synode vom Februar 962 // DA. 1986. Bd. 42. S. 620-628; Hampe K. Die Berufung Ottos des Grossen nach Rom durch Papst Johann XII. // Historische Aufsätze: K. Zeumer z. 60. Geburtstag: FS. Fr./M., 1987r. S. 153-167; Kreuzer G. Johannes XII. // BBKL. Bd. 3. Sp. 208-210; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 459-468.

(533 - 535), изменивший своё имя при вступлении на престол.

Биография

Став римским епископом в 18 лет, Иоанн прославил папский престол всевозможными пороками и преступлениями, так что благочестивые современники считали его воплощением дьявола. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Согласно современным ему источникам, он превратил Ватикан в настоящий бордель, не стесняясь насиловать женщин-паломниц прямо в соборе Св. Петра. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Стеснённый Беренгаром II Иврейским, Иоанн обратился за помощью к Оттону I Великому , и когда немецкий король победоносно вступил в Рим , папа, 2 февраля 962 года, возложил на него императорскую корону. Оттона возмущала та жизнь, которую вел папа Иоанн. Сразу же после коронации император пригласил молодого папу на встречу наедине, во время которой долго укорял его в безнравственности. Иоанн обещал раскаяться, но вместо этого начал проводить в Италии антиимператорскую политику. Оттон утвердил за церковью все её прежние владения и несколько их расширил, а папа и римляне дали ему присягу в верности и обещали при выборах папы строго соблюдать канонические постановления и посвящать вновь выбранного только после утверждения императором. По желанию Оттона, Иоанн учредил для вновь обращённых славян архиепископство в Магдебурге и епископство в Мерзебурге .

Как только император удалился из Рима, папа объединился с его врагом. Оттон вернулся и 4 декабря 963 года на соборе осудил и низверг Иоанна, на место которого был избран Лев VIII.

Смерть

После удаления императора Иоанн снова овладел Римом и изгнал своего соперника, но 14 мая 964 года умер от раны, полученной во время любовного похождения (по слухам, был убит ревнивым мужем дамы, которой он оказывал недвусмысленные знаки внимания). Согласно одному из исторических свидетельств, он «насиловал вдов и девственниц и был убит во время блудодействия разъярённым мужем одной женщины» (хотя некоторые ученые предполагают, что он скончался во время полового акта от апоплексии). Другая популярная легенда гласила, что он умер от того, что Сатана «стукнул его по голове», что также является средневековой метафорой для апоплексии.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи () и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус пришел в Вифанию, разделяет вечерю.

. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: «а Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал.

Словами же, что «Марфа служила», означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая «умывала ноги святым» ().

. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе.

Марию можно понимать и в высшем смысле – о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария – значит «госпожа». Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Иисуса, – воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, – помазало миром Духа, как и Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» (); и великий Петр говорит: «Знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.

Что же такое "волосы", которыми отерты ноги? Это, конечно, святые, украшающие главу Божию и верховную власть Его. Ибо они, будучи во славу Божию, могут быть названы украшением Его. Они и сделались причастниками помазания плоти Господней, как и Давид называет их «соучастниками» (), и апостол Павел говорит коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог» (). И везде мы узнаем, что живущие по Христе называются христами (помазанниками). Итак, под волосами, которыми отерты ноги Иисуса и которые причастны божественного помазания, можно разуметь христиан. Волосы – нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они «распяли плоть» () и «умертвили члены, сущие на земле» (), и умертвили для мира. Волосы украшают голову и составляют славу ее. Славу Божию составляют и святые, «так как свет их светит пред людьми, и Отец прославляется чрез них» (), и они яствие и питие творят «во славу Божию» (), и в членах своих они прославляют Его.

И ты, поелику Иисус воскресил твой ум, как бы некоего Лазаря, прими Его в дом души своей; пусть возлежит с Ним и воскресший; помажь ноги Господа, за шесть дней до Пасхи, прежде чем наступит Пасха будущего века, доколе живешь в этом мире, сотворенном в шесть дней. Под «ногами» Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас. Итак, к этим заповедям присоедини миро – расположение, составленное из различных добродетелей, из которых высшая – вера, горячая, как нард. Ибо, если не покажешь горячего, усердного и добродетельного расположения к сим заповедям и не отрешь их умерщвленными членами, как бы волосами, и не восприемлешь в себя, не сможешь облагоухать дом свой. Под «ногами» Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни. Многие подают милостыню напоказ, посему и не получают себе пользы, ибо здесь получают награду (). А ты отри волосами головы и восприми пользу для души, собери плод милостыни в господственной части. И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, – надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: «грехи твоя милостынями искупи» ().

. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

Как же другой евангелист () говорит, что все ученики сказали это? На это нужно сказать, что хотя все так сказали, но прочие говорили не с такой мыслью, с какой Иуда.

. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Иуда, будучи любостяжателен, не одобряет такой образ попечения. «Почему, – как бы говорит он, – принесла ты не деньги, из коих мне бы можно было украсть, а миро?»

. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел: при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? По тому самому, что он был тать, чтобы отнять у него всякое извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его (Иисуса) по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но, и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое.

Пусть слышат святотатцы, какова их участь. Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Иисуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? До предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал «сребролюбие корнем всех зол» (), потому что оно предало Господа и всегда так делает. Некоторые же говорят, что Иуде было вверено хранение денег, как меньшему прочих. Ибо служить около денег меньше, чем учить, как и в Деяниях () апостолы говорят: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах».

. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Господь не обличает Иуду, хотя знает, что он сказал это с намерением татя. Ибо не хотел посрамить его, научая и нас долго терпеть таковых людей. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в предательстве и в том, что он предаст Его на смерть по любостяжанию.

Посему упоминает и о погребении, поражая неразумное его сердце, чтобы он исправился, и прибавление имеет такой смысл: « Нищих, – говорит, – всегда имеете с собою, а Меня не всегда ; еще немного, и Я отойду, так как ты приготовил Мне смерть. Посему, если Я неприятен тебе и честь, Мне делаемая, тягостна для тебя, ты потерпи немного, и избавишься от Меня; и тогда обнаружится, из-за нищих ли ты заботишься о продаже мира».

. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Те, кои пришли к Господу, были благонамереннее прочих, бессознательных и неистовых; ибо пришли не для одного только Иисуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря. Так как совершилось поистине величайшее чудо, то многие желали быть зрителями воскресшего, может быть, в надежде узнать от Лазаря что-либо о находящихся в аде.

. Первосвященники же положили убить и Лазаря,

. Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

Фарисеи же так бесчеловечны, что хотят убить не только Иисуса, но и Лазаря, потому что он для многих послужил поводом ко спасению чрез чудо, над ним совершенное, людей бесхитростных приводя к вере. Так и благодеяние Иисуса для них стало преступлением. Особенно они досадовали на то, что, по случаю наступления праздника, все идут в Вифанию, узнают о чуде и своими глазами видят воскресшего.

. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

Господь, на малое время удалившись в пустыню для того, чтобы утишить ярость кровожадных, опять явно входит в Иудею и пред всеми показывается. Наступило, наконец, время пострадать, и Ему следовало не укрываться, но предать Самого Себя за спасение мира.

Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.

. Взяли пальмовые ветви,

Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы.

вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне,

Народ, услышав, что идет Иисус, встретил Его со славой, без сомнения, ради чуда над Лазарем, воздавая Ему честь большую, нежели какая приличествовала простому человеку. Ибо принимали Его уже не за пророка, потому что кому из пророков отцы их воздавали такую честь?

Посему-то и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы уразумеваем, во-первых, что Он Бог; ибо "осанна" значит «спаси». Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (). Ибо на еврейском языке читается "осанна", на греческом же – «о, Господи, спаси!» Спасать – свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: «Спаси нас, Господи Боже наш!»

Из всех мест Писания всякий узнает, что спасение приписывается Писанием только одному Богу. Итак, восклицавшие Христу словами Давида этим показывают, во-первых, то, что Он Бог; потом, что Он – Бог в собственном смысле. Ибо говорят "грядущий", а не ведомый. Последнее нечто рабское, а идти – самовластное.

Словами «во имя Господне» выражают то же самое, что Он есть истинный Бог. Ибо не говорят, что Он идет во имя раба, но во имя "Господа". Еще и то представляют, что Он не противник Богу, но пришел во имя Отца, как и Сам Господь говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, а иной придет во имя свое» ().

Царь Израилев!

Называют Его и Царем Израилевым, может быть, в мечтах о чувственном царстве; ибо ожидали, что восстанет какой-то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян.

. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: «Отвязав, приведите ко Мне» (; ; ). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: «Иисус, нашел молодого осла». Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: Иисус же, найдя молодого осла». Когда ученики отвязали и привели, Иисус нашел его и сел на него.

. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

В этом обстоятельстве Он исполнял и пророчество Захарии, который сказал: «Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле» (). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: «Не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд». Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле.

Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Иисус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему. Ибо ужели Господь не совозвел на небо тех язычников, которые стали Его народом и покорились проповеди евангельской?

. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

Прошу тебя, подивись евангелисту, как он не стыдится, а открыто говорит о прежнем незнании апостолов. "Ученики, – говорит, – сперва не поняли сего, но поняли тогда, как Иисус прославился». Под славой разумеет вознесение, последовавшее за страданиями и смертью. Тогда-то, без сомнения, по сошествии Святаго Духа, они познали, что это о Нем было написано. Что было это написано, они, может быть, и знали, но что написанное относилось к Иисусу, это от них было сокрыто, и не без пользы. Иначе они соблазнились бы распятием Его, когда так страдает Тот, Кого Писание называет Царем.

. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса.

. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро.

. Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Фарисеи, говорящие «видите ли, что не успеваете ничего», говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: «Какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну».

. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство.

. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса.

. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними).

. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам «не ходить на путь к язычникам» (), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: «Время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий» .

Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю.

. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останет­ся одно; а если умрет, то при­несет много плода.

Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: «Это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников». Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: «Вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы». Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, – погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную.

Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал «кто ненавидит». Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами, так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью.

Словами «кто ненавидит душу свою в мире сем » показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением «в мире сем». «Я, – говорит, – не всегда повелеваю ненавидеть душу, но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творити неподобная» ().

Прибавляет и пользу: «Сохранит ее в жизнь вечную» ; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной.

. Кто Мне служит, Мне да последует;

Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует», то есть пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь о последовании Себе на самом деле.

и где Я, там и слуга Мой будет.

Потом предлагает и утешение: «Где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах.

И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Не сказал «Я почту его», но – "Отец". Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему.

Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он – Бог по Естеству, а мы боги – по усыновлению и по благодати.

. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха.

Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же, не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. «Для сего-то, – говорит, – на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех». Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же, смерти за истину не избегали бы. «И Я, – говорит, – возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же, не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего». Но что говорю?

. Отче! прославь имя Твое.

«Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией.

Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Посему и Отец говорит: «И прославил и еще прославлю». «Прославил» теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

. Народ, стоявший и слышавший то , говорил: это гром;

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок.

а другие говорили: Ангел говорил Ему.

. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Но Иисус говорит: «Голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу?» Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете.

. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

Слова «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам «и прославил и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления.

Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: «Ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей смертью, будет изгнан вон».

Выражение «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их.

. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

Но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли.

Это в ином месте Он назвал похищением. "Никто, – говорит, – не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» ().

. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

«Когда вознесен буду» – сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто этот Сын Человеческий?

Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: «Если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос?» Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют Законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так, Исаия указывает на то и другое – на страдание и смерть, когда говорит: «Он был веден... как овца... на заклание» (); на воскресение, когда говорит: «Господь хочет очистить Его от язвы и показать Его светом» (). Давид также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: «Не оставишь души моей в аде» (). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ().

Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из Закона, то есть из Писания (ибо Законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает вовек. Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает вовек и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе?

"Как же, – говорят, – Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену?» Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например, поняли, что словами «быть вознесену» Он говорит о Кресте. Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. «Как Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену? Кто этот Сын Человеческий?» Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: «Хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако же, ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос бессмертен».

. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: «Еще малое время Свет в вас есть». Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя смерть не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я – Свет; зайду и снова взойду.

. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. "Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

Что они не веровали, а досадовали, на это и евангелист указал, когда сказал «столько чудес сотворил Он, и они не веровали в Него». А, конечно, дело немалой злобы – не веровать стольким чудесам. «Столько, – говорит, – чудес, о которых он умолчал».

Итак. Иисус скрылся для того, чтобы утишить их злобу, а вместе и для того, чтобы дать им время и спокойствие так, чтобы они, успокоившись, обсудили Его слова и дела. Ибо в таком случае, если бы захотели, они могли бы дойти до уразумения Его достоинства – Божества. Хотя Он и вперед знал их неверие, однако же, что зависело от Него Самого, Он делал и допускал, давая им, как сказано, время для обсуждения.

. Да сбудется слово Исаии пророка:

В словах «неверовали в Него, да сбудется слово Исаии» заключается не причина, а событие. Ибо они не веровали во Христа не потому, что Исаия предсказал об них, но пророк предсказал об них потому, что они не будут веровать.

Господи! кто поверил слышанному от нас?

Вникнем и в слова Исаии «Господи! кто верова слуху нашему?» (). Это – то же, что никто не поверил. Ибо слово «кто» во многих местах Писания употребляется вместо «никто». Пророк сказал это как бы от лица Христа. Христос как бы так говорит Отцу: «Господи! кто поверил слуху Нашему?», то есть никто не поверил Нашему слову и Моей проповеди, которую Он назвал «слухом». Ибо говорит: «Что Я слышал от Отца Моего, то и говорю» ().

и кому открылась мышца Господня?

«И мышца Господня кому открылась?» – то есть сильное действие чудес, которое назвал "мышцею", не открылось никому из неразумных иудеев, но они клевещут на Меня и тогда, как Я творю столько чудес.

. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

Та же мысль выражается и в словах «потому не могли они веровать, что Исаия еще сказал о них». Всем этим Он хочет подтвердить то, что Писание не ложно и что пророчество Исаии сбылось не иначе, как он предсказывал.

Чтобы кто-нибудь не стал говорить и недоумевать, зачем же и пришел Христос, если знал, что иудеи не будут веровать в Него, для этого евангелист и приводит пророков, предвозвещавших об этом. Христос же, хотя знал об их неверии, однако, пришел, чтобы они не имели извинения во грехе своем и не могли сказать, что мы поверили бы, если бы Он пришел.

Слова «не могли веровать» означают то же, что «не хотели». Ибо злой и лукавый человек, доколе остается таким, то есть избирает злое, не может веровать.

. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их ().

Когда же слышишь, что Бог ослепил глаза их и окаменил сердце их, не думай, что Он просто одних делает добрыми, а других злыми (прочь такая мысль!), но под совершенным ослеплением разумей оставление от Бога.

Объясню примером. Положим, что кто-нибудь умерен в злобе. Бог, по-видимому, есть с ним, потому что есть надежда, что такой человек обратится. Когда же человек погрузится в глубину злобы, тогда Бог оставляет его по причине злого его произволения. О человеке, лишившемся Божественного света и ходящем во тьме греха, говорится, что он ходит, как слепой; отсутствие Божественного слова, умягчающего сердца тех, кои принимают оное, – окаменением сердца. Ослеплен уже тот, кто совершенно не принимает луча Божественного света, и окаменен тот, кто не хочет слушать учения, умягчающего сердце, и удаление Божие совершенно ослепляет и помрачает его. Итак, когда слышишь, что Бог ослепляет, то понимай так, что ослепляет потому, что не присущ. Ибо, если бы Бог был присущ человеку, человек не сделался бы слеп. Если бы было солнце, не было бы тьмы. А ныне солнце производит ночь. Каким же образом? Когда заходит. Так и Бог делает людей слепыми, удаляясь от них. Удаляется же от них по причине их злобы, и оттоле они, как слепые, грешат безвозвратно и падают неисправимо.

. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его». Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца, но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а апостол Павел говорит, что он видел славу Духа (). Истинно едина слава Святой Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа.

"Исаия, – говорит, – видел славу»: дым, который ему представился, серафимов, угли, жертвенник, престол (). Итак, Исаия увидел эту славу и сказал о Нем, то есть о Сыне. Что же сказал о Нем? То, что выше сказано, что ослепил глаза их и ожесточил сердца их.

. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

Евангелист замечает, что многие и из начальников уверовали в Него, показывая, что фарисеи солгали и в том, когда сказали: «Уверовал ли в Него кто из начальников?» (). Ибо вот многие и из начальников уверовали, но ради фарисеев не исповедовали.

. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

«Ибо возлюбили славу человеческую». Об этом Христос и прежде говорил им: «Как вы можете веровать, когда от людей принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» () Итак, евангелист показывает, что с ними случилось то, что предсказывал им Христос. Подлинно, они были не начальники, а рабы, и рабы самые низкие. Отселе же научаемся, что кто любит славу, тот раб и бесчестен.

. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

Иисус, уступая ярости иудеев, на время скрылся, а потом снова является и взывает открыто. Показывая же, что Он Сам равен Отцу и не противник Богу, говорит: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня», говоря как бы так: «Что боитесь вы уверовать в Меня? Вера в Меня восходит к Отцу Моему».

Примечай и точность в словах. Господь не сказал «верующий Мне», но – «верующий в Меня», что означает веру в Бога. Ибо иное – верить кому-нибудь, и иное – веровать в кого-нибудь. Если кто верит кому-нибудь, это можно понимать так, что верит справедливости слов его, а кто верует в Него, – как Бога. Посему можно сказать «верит апостолам»; но «веровать в апостолов» нельзя сказать. Посему Господь не сказал «верующий Мне». Ибо и Павел, и Петр могли сказать «верующий мне». И евреям поставлялось в укоризну, что они не веровали Моисею (). Но Он сказал больше – «верующий в Меня», чем показывает, что Сам Он есть Бог, как и ученикам говорит: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (). Посему, кто верует в Него, возводит веру свою к Отцу, и не верующий Ему не верует Отцу.

. И видящий Меня видит Пославшего Меня.

Ужели видящий телесные черты? Нет. Ибо Отец – не тело, чтобы можно было сказать, что видящий телесно Христа видит и Отца, но под видением разумей, прошу тебя, созерцание умственное. Господь говорит как бы так: «Кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без сомнения, признает и Отца. Ибо Я – Образ Отца».

Всем этим показывается единосущие Отца и Сына. Страждущие арианством пусть слышат, что верующий в Сына верует не в Него, но в Отца, так что или и Отец есть тварь, или и Сын – не тварь. Как если бы кто-нибудь сказал, что черпающий воду из реки берет ее не из реки, а из источника, так и верующий в Сына верует не в Сына – реку (ибо Сын не иного существа с Отцом и не имеет чего-нибудь отличного от Отца), но верует в источник добра, то есть Отца.

. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: «Я свет пришел в мир». Посему и апостол Павел называет Его Сиянием (), показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием.

. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

"Если, – говорит, – кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Смысл сих слов такой: «Не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное».

Это еще более уяснится из последующего. Слушай же, что далее.

. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

Я никого не сужу, но неверующий имеет себе судью. И у нас в обычае, и мы часто говорим, когда хотим наказать беспорядочное дитя, что не мы его наказываем, но его беспечность и беспорядочность, и не мы осуждаем его, но убеждения наши, которым оно не покорилось, они обвиняют его, как непокорного. Так и Господь говорит: «Не Я сужу, но слово, которое Я говорил, оно будет судить» .

. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

Ибо почему не уверовали? Не потому ли, что Я противник Богу и ищу славы Себе? Но «Я говорил не Сам от Себя», а сказывал все от Отца Моего и нигде не выставлял Себя мудрствующим что-нибудь иное. Ибо «пославший Меня Отец дал мне заповедь, что сказать и что говорить». Какое глубокое смирение в этих словах!

. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Ужели, Господи, прежде чем послал Тебя Отец и дал Тебе заповедь, Ты не знал, что должно говорить, не знал той заповеди, которая есть жизнь вечная? Не знал этой жизни вечной? Как же Ты говорил: «Я есмь жизнь» ()?

Видишь ли, какая возникает несообразность, если мы не будем благоразумно понимать, что говорится. Итак, знай, что Господь так смиренно выражается потому, что слушатели немощны. И что Он хочет выразить этим? То, что Он не говорит, не мудрствует ничего, отличного от Отца. «Ибо как посланные, – говорит, – не говорят ничего, кроме заповеданного, так и Я Сам не мудрствую и не учил ничему иному, кроме того, что служит к славе Отца». Итак, желая доказать это, то есть единомыслие с Отцом, напомнил об этом примере, то есть о заповеди. Посему и прибавляет: «Итак, что Я говорю, говорю так, как сказал Мне Отец. А как Я ничего не говорил от Себя, то неуверовавшие какое представят оправдание? Без всякого противоречия они будут осуждены за то, что не поверили Отцу».

Итак, православный, ничего низкого не подразумевай в смиренных словах (например, «Я заповедь получил» и подобных), но понимай их благоразумно, как и это: «Я принял заповедь, что сказать и что говорить» . Ибо Сын, будучи Словом и выражая то, что есть в Уме, то есть Отце, говорит, что от Него получил заповедь, что сказать и что говорить. Подобно как и наше слово, если захотим быть истинными, говорит то, что предлагает ему ум, и слово никогда не разнится в сущности с умом, но совершенно единосущно.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Рекомендуем почитать

Наверх