Как называется состав лиц служащих при церкви. Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Строительство  26.04.2024
Строительство 

(псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник ).

Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся духовной консисторией и епископом по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода . Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда - готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.

См. также

Напишите отзыв о статье "Причт"

Литература

  • Я. Ивановский, «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству» (СПб., 1893).

Отрывок, характеризующий Причт

– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет. Кривандинская волость впервые упоминается в 1537 г.

В писцовых Владимирских книгах за 1636-1642 гг. в Кривандино числилась деревянная Воскресенская церковь с Покровским пределом.

В 1740 г. вместо обветшавшей Воскресенской церкви построили новую, с колокольней. Большое участие в сборе денег и строительстве принял дьячок московской Троицкой церкви, что у Сухаревской башни, Митрофан Григорьевич.

В 1776 г. построили Покровская церковь. Ее строительству и освящению немало поспособствовал сенатор князь А. Голицын. В 1855 г. построили новую Покровскую церковь, небольшую, но теплую. Воскресенская же церковь простояла без малого 200 лет.

В 1873 г. внутренние стены этого храма были обиты холстом и украшены живописью. В ней имелся престол в честь Обновления храма Воскресения Господня, и по церковным документам она стала называться Обновленской.

В 1877 г. в Кривандино открылась земская школа.

С 1893 г. служили в Кривандине священник Павел Рождествин и диакон Нестор Сахаров, сын которого, священник Александр Сахаров, ныне канонизирован в Соборе новомучеников и исповедников Российских. К 1930-м гг. Воскресенская церковь настолько обветшала, что в ней стало опасно вести службы.

Прихожане построили новый храм, освященный в 1933-1934 гг. Он имел многоярусную шатровую крышу, три высокие крыльца, до половины был кирпичный, а выше деревянный. Возле старой Воскресенской церкви находилось кладбище, огороженное кованой металлической изгородью и обсаженное липами и вязами.

Покровская церковь в это время использовалась главным образом как часовня. На площади перед церквами устраивались богатые ярмарки.

В 1930-е гг. в кривандинских храмах запретили службу. В старом Воскресенском храме устроили зерносклад, в 1937 г. С колокольни сбросили колокола. Новопостроенный храм действовал до 1939-1940 гг., потом в его здании разместили клуб. После войны, в конце 1940-х гг., церковь приспособили под общежитие, а позднее, сняв второй деревянный этаж, сделали жилой дом, который стоит и поныне напротив заброшенного кладбища. Сохранились в Кривандино и несколько сильно переделанных домов священнослужителей.
Вот такая информация о Кривандинских храмах дается на сайте Шатурского благочиния. Но по свидетельству старожилов, в том числе внучки Нестора Сахарова Татьяны Васильевны Левиной и внучки Павла Рождествина Маргариты Петровны Рождественной, в этой информации есть неточности. Они отрицают факт строительства храма в 1933-1934 годах, то есть, по их словам он был построен гораздо раньше. Последний храм не был каменным, что подтверждает снимок из архива Маргариты Петровны Рождественной, и здание кирпичного дома было построено в 50-х годах на фундаменте церкви.

Образование новых церковных приходов в пореформенной России (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии)


На формирование приходов на территории, где в 1778-1779 гг. был образован Егорьевский уезд, большое влияние оказали природные условия. В этом болотистом, изрезанном многочисленными реками крае, население было разбросано по небольшим деревням, часто удаленным друг от друга на значительное расстояние. Многие из них вообще, как отмечал И.В. Добролюбов, представляли собой островки среди окружавших их болот и лесов. Поэтому неудивительно, что расстояние между селениями нередко измерялось здесь не только верстами, но и временами года. Так, например, причт с. Архангельского в 1830-1880-е гг. указывал, что расстояние от него до «губернского города Рязани в летнее время по причине болотистой местности 100 верст, а в зимнее 75 верст».
Таким образом, церкви в Егорьевском уезде становились связующим звеном между массой мелких разрозненных деревень и строились в так называемых погостах - селениях, в которых помимо семей священно- и церковнослужителей иных жителей не было. Особенно это было характерно для «Владимирской половины», в которой из 19 первоначально вошедших в состав Егорьевского уезда центров приходов, 14 в свое время возникли именно как погосты, и большинство из них по сути оставались погостами и на протяжении XIX в., хотя многие официально изменили свой статус и стали называться селами. Но как бы ни именовался центр прихода - селом или погостом, - если в клировых ведомостях не упоминается о проживании в нем прихожан, мы имеем дело именно с погостом.


В состав Егорьевского уезда вошли 19 приходов, расположенных на юге Владимирской и Муромской епархии, 17 - на востоке Коломенской и Каширской епархии, 3 - в Рязанской и Шацкой епархии, один - при соборной церкви г. Егорьевска. Первоначально приходы в течение нескольких лет сохраняли связи со своим прежним епархиальным начальством, а потому территория уезда естественным образом разделилась на два благочиния: одно включало так называемую «Владимирскую половину», второе - «Коломенскую половину»; 3 «рязанских прихода» присоединились к «владимирскому» благочинию.

Так, в середине XIX в. во «Владимирской половине» помимо населенных пунктов, в наименовании которых присутствовало слово «погост» - погосты Дмитриевский, Преображенский, Пырково, Радушкино (погост Фрол) - фактически погостами являлись также и имевшие статус сел Вышелес, Дуброва, Ильмяны, Кривандино, Новопокровское, Остров, Телема, Туголес. Да и остальные центры приходов этой части уезда были малонаселенными.


Село Кривандино. Церкви, священнослужители (описание 1884г).

№ по порядку-762
Название населенных мест - Кривандино (Воскресенское, что при реке Поле) с. дух. вед.


Число дворов- 5
Число жителей:
Мужского пола -9
Женского пола- 12

Церковь Воскресенская (Воскресения Словущего 1740 г.) и Покровская (Покрова Пресвятой Богородицы 1855г.)

Кривандино, расположено вблизи большой Владимирской дороги, на берегу р. Поли впадающей в Клязьму, на самой границе Покровского уезда Владимирской губернии, к которой оно и принадлежало до 1782 года, в качестве погоста упоминается в списке с писц. Владимирск. кн. 7144-7151г. В. Кропоткина и описывается так: «Погост на государеве цареве и великаго князя Михаила Федоровича всея Русси земле, а на погосте церковь Воскресение христово да придел Пресвятые Богородицы древена, клетцки, а в церкве образы и книги и ризы и колокола и клепало и все церковное строенье мирское приходных людей; у церкве двор поп Михайло Оверкиев, двор пономарь Васко Федоров, пашни паханые церковные худые земли 20 чети в поле, в дву потомуж, сена около поль 30 копен.» Вместо упоминаемой в 17 столетии и обветшавшей Воскресенской церкви, ныне существующая в селе Кривандине дер. Церковь тогоже храмонаименования построена «подаянием Христолюбивых людей- Московских жителей разных чинов, а тщанием и трудами многогрешнаго Троицкаго дьячка, что у сухаревой башни, Митрофана Григорьева сына, от сотворения мира семь тысяч двести четыредесять девятом году, а от воплощения Бога Слова тысяча семь сот четыредесятом году», как видно из надписи на одном из напрестольных евангелий. В 1783 г. внутренния стены этого храма были обиты холстом и украшены живописью. Вместо придельной Покровской церкви, упоминаемой в 17 ст., в половине прошлаго столетия построена была отдельная церковь того же храмонаименования, на освещение которой...


Из священнослужителей церквей Воскресенской и Покровской села Кривандино известны:

Михаил Аверкиев управлял в 1636 году
Григорий……..
Сергей Григорьев
управлял в 1705 и 1730 годах
Петр Сергиев……
Евстратий Петров
управлял в 1771 году
Прокопий Иоаннов
р. в 1776 году
Игнатий Петров
управлял с 1780-1814 годы
Лаврентий Карпов Дубровский
управлял с 22 апреля 1814-1848 годы
Николай Марков
управлял с 1848-1868 годы
Михаил Петрович Цветаев
с 24 октября 1868 года
Марков Николай †
1873 Священник села Кривандино Егорьевского уезда
(с 1848 г.). Уволен за штат (1868/69, №3). Умер (1872/73, №11).

Цветаев Михаил Петров

Студент Рязанской Духовной семинарии. Определен на священническое место в село Кривандино Егорьевского уезда (1868/69, №3). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского со внесением в клировые ведомости за особенную заботливость о благолепии храма (1874/75, №12). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, со внесением в клировые ведомости за честное и назидательное служение (1874/75, №22)

Распределение наличных священнослужителей и причетников в определенный штатный состав причтов, по приложенной к указу Св. Синода, от 18 августа за №2365, выписке из журнала Высочайше утвержденного присутсвия по делам православного духовенства, Высочайше утвержденного в 7 день апреля 1873 года (Состоялось 9 октября 1873)

Цветаев Михаил Петрович - священник,
Василий Троицын - дьякон
Иван Колосов - дьячек
Нестор Сахаров - пономарь



Состав причта приходов Рязанской епархии 1873-1894 годы.

Часть 5-я (К-Л)


Кривандино Егорьеского уезда
Обновленская церковь
Священники
1873-1894 - Цветаев Михаил Петров (по штату 1873 - настоятель прихода)
Штатные диаконы
1885-1894 - Троицын Василий
Исправляющие должности псаломщиков (1873-1885 годы)
1873-1885 - Троицын Василий, диакон (по штату 1873 - штатный)
Штатные псаломщики (с 1885 года)
1885-1894 - Колосов (Колоссов) Иоанн

Сверх штата
1873-1885 - Колосов (Колоссов) Иоанн, дьячок (по штату 1873 - сверхштатный)
1873 - Сахаров Нестор, пономарь (по штату 1873 - сверхштатный)
Троицын Василий
Диакон, состоящий на вакансии псаломщика в селе Кривандино Егорьевского уезда. Почислен штатным диаконом (1885, №14).
Колосов (Колоссов) Иоанн
Причетник села Кривандино Егорьевского уезда. Почислен штатным псаломщиком (1885, №14).

Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии 1874 год



Причт

— состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.). П. каждой церкви образуется по положенному для нее штату, который составляется консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов П. На учреждение нового П., а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивается архиереем разрешение Св. Синода. Содержание сельскому П. доставляют главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами П. по утвержденным Синодом правилам), земельная церковная собственность (не менее 30 десятин на П.), иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях) от 140 до 400 рублей в год священнику. Столичным приходским П. жалованье за службу при церкви не полагается.
См. Я. Ивановского, "Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству"
(СПб., 1893). Ср. Приход.[Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Приход в древней церкви

(в древней церкви — παροικία) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый П. может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в П. свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в П., имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где П. образуются и при меньшем числе прихожан. Имущество каждой церкви и ее земельные владения составляют ее неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых П. должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых П. возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании П.
Н. Б—в.
Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства (см.) и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причем, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При П. учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890). .[Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]

В последующем упоминании о священнослужителях села Кривандино находим:

Цветаев Михаил Петрович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898). Награждён (28.03.-8.04.1898) камилавкой (ЦВ №18-19 1898).

Цветаев Михаил Иоаннович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1912 - ПК 1914).

Рождествин Павел Иоаннович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898 - ПК 1914).

Сахаров И. П. - диакон села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898).

Пятницкий Николай Алексеевич . Рязанская губ., Егорьевский у., с. Кривандино
диакон
Год начала служения 1911
Год окончания служения 1913

АК - Адрес-календарь Рязанской губернии
ПК - Памятная книжка Рязанской губернии

ЦВ - Церковные ведомости.

Священник

— название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме (литургия и другие общественные богослужения) и вне храма (по домам прихожан, на полях и водных вместилищах), везде, где требуется богослужебная молитва. С. — совершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он — ближайший учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при всех встречах и разговорах; он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр., медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания. Права и обязанности С. подробно излагаются в особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходит во время своего школьного воспитания, а также в церковных законах и правилах. Ср. Пресвитер.
См. Певницкий, "С.; приготовление к священству и жизнь С." (1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода" (1891), "Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891); П. И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей, или полное изложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб. 1897).
Н. Б—в.


Дьячок

(уменьшительное от дьяк, диакон) — название лиц, не входящих в состав церковной иерархии, но поставленных на церковное служение (у греков άναγνώστης — чтец и ψάλτης — певец). Так как чтецы и певцы носят одну и ту же богослужебную одежду с диаконами — стихарь, то их могли первоначально называть одним и тем же именем; когда же нужно было диакона отличить от чтецов и певцов, то к слову дьяк прибавляли титул "орарный". В древнее время у нас в России Д., по самой своей должности люди грамотные, соединяли с своим церковным званием обязанности писарей; потом дьяками начали называть вообще писарей и приказных чиновников. С 1868 г., когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место Д. заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми Д., которые служили при церквах до 1868 г.
П. В.


Псаломщик

— звание, предоставленное с 1885 г. (Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. определение Св. Синода) всем состоящим при церквах причетникам (см.). Круг обязанностей П. определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 г., журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На обязанность П., под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и др.


Пономарь

— один из низших церковнослужителей в православной церкви, главной обязанностью которого было звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. Ныне этой должности в русской церкви не существует. Слово пономарь образовалось из греческого παραμονάρίος. Эта должность упоминается только во 2 правиле халкидонского собора. Так как слово παραμονάρίος Дионисием Малым в латинском переводе правил церковных передается словом mansionarius, то обыкновенно думают, что парамонарием назывался привратник храма. Григорий Великий усвояет мансионарию обязанность возжигать светильники в храме при богослужении и даже называет его "хранителем церкви". Некоторые ученые считают парамонария тождественным с западным villicus, т. е. лицом, распоряжавшимся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий).

Погост (округ)

— сельский податной округ в Древней Руси. Первое установление П. состоялось в Новгородской области и приписывается, по летописному известию под 947 г., великой княгине Ольге, которая "устави погосты" (или "повосты", по Лаврентьевскому списку — но это чтение признается неправильным). Одни ученые принимали упоминаемые здесь П. в смысле селений, без всякого отношения их к разделению земли на какие-либо участки, другие (большинство) — в смысле селений-округов, основываясь главным образом на современном значении слова П. и на объяснении его значения данными русского и иностранных языков. Почин в понимании П. как округа принадлежал В. Н. Татищеву, за которым последовали Щербатов, Стриттер, Шлецер, Эверс, Карамзин, Полевой, Арцыбашев и др. Первый высказавшийся печатно о П. был М. В. Ломоносов; он в своей "Российской истории" принимал П. за хорошо, правильно построенные селения. Это мнение было принято только Елагиным. К. А. Неволин, подробно рассматривавший вопрос о новгородских пятинах и П. ("Записки Географического общества", т. VIII, 1853 г.), придает П. времен Ольги значение географического и правительственного округа, а также главного места или центра такого округа. Он склонялся к мысли, что П. и в языческую пору были местами отправления богослужения. После Ольги П. продолжали существовать непрерывно в Новгородской области и оттуда распространились почти по всем княжествам Древней Руси. Летописи и другие памятники часто упоминают о П., и из большинства этих упоминаний очевидно, что П. — округ (податной) или главное селение округа. По писцовым книгам, П. — место, где была церковь; церковь, селение с церковью; округ, принадлежащий к этой местности в гражданском и церковном отношениях или исключительно в последнем. Писцовые книги содержат и подробное описание П. Большая часть П. имела составное, двоякое наименование, одно — заимствованное от церкви, другое — от главного селения; иногда к этому составному имени присоединялось название по реке, озеру или городу. Величина П. была весьма различна (среднее количество квадратных верст в новгородском П. Неволин определяет в 822) и зависела от густоты населения и плодородности почвы. По П. правительство вело счет жителей, земель и вообще имуществ частных и казенных. В силу отправления некоторых повинностей по общей раскладке П. представлял общину, управляемую одним старостой. Хотя официальное разделение на П. прекратилось в 1775 г., но в общежитии название П. уцелело до сих пор и имеет разные значения: сельский приход; несколько деревень одного прихода; волость; станция, постоялый двор. гостиница, перепутье; путина, расстояние от известного пункта до другого, проходимое водою или сухим путем без отдыха; церковный двор или место, огороженное при церкви; всякое кладбище (Ярославская, Орловская губ.) или кладбище с церковью; отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами для духовенства и кладбищем; село, образовавшееся впоследствии при церкви; деревня, образовавшаяся из села по закрытии прихода и упразднении церкви.. По словопроизводству П. имеет несомненную связь с словом "гостить". При первоначальных небольших правительственных центрах происходили мирские сходы, съезды; позже возникали церкви, "торговища", посещаемые гостями, платившими в пользу князя "гостебное", постоялые дворы и т. п.
В. Ρ — в.

По архивным данным удалось отыскать пять дочерей священника Цветаева Михаила Петровича. На трех из них имеются фотографии.

1 Цветаева Екатерина Михайловна 20. 10. 1883 г. рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1901 года.

2 Цветаева Олимпиада Михайловна 01. 08. 1890 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1909 года.
Есть сведения, что Олимпиада в 1911 году вышла замуж за священника церкви села Кривандино Пятницкого Николая
Алексеевича.

3 Цветаева Евдокия Михайловна 22. 02. 1889 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1906 года.
- Цветаева Ольга Михайловна 22. 03. 1879 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1895 года.
- Цветаева Мария Михайловна . Выпускница Рязанского Епархиального училища 1895 года.

По Марии данных о рождении нет, но она вместе с сестрой Ольгой фигурирует в списках об окончании училища именно в 1895 году.

1895 год, 6-2 класс, (прием 1889 года )

№ в кл.

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Место

рождения

Кто

отец

Имя

отца

Имя деда

Где работает

Примечание

Цветаева

Ольга

Михайловна

22.3.1879

Ег., Кривандино с.

священник

Миха-

ил

Ег., Кривандино с.

Цветаева

Мария

Михайловна

Ег., Кривандино

священник

Миха-

ил

Ег., Кривандино

ок. 1 кл., 1890 - 11 лет

1901 год, 6-2 класс, (прием 1895 года)

№ в кл.

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Кто отец

Имя отца

Где работает

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

(по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине)

С древних времен содержание священников лежало на попечении прихода. Так, в апостольских посланиях мы находим канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства. Апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9,13-14).

Под приходом издавна было принято понимать общину людей, которые регулярно молятся в одном храме. В Синодальный период (т.е. после учреждения Петром 1 Святейшего Синода в 1721 г. и до Поместного Собора 1917-1918 гг. восстановившего патриаршество), на священников были возложены дополнительные государственные обязанности, в том числе и ведение метрических книг, в которых отражались события гражданского состояния (рождение, брак, смерть). Прихожанин обязан был отправлять требы только в своем приходе. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского настоятеля возможно было лишь в самых крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжелобольного).

В Синодальный период открытие и упразднение приходов стало прерогативой Синода, а установление границ между приходами оставлено было за епархиальным архиереем. Получить благословение епископа на строительство нового Храма можно было только, взяв на себя все расходы по строительству и содержанию причта. Еще в 1742 г. вышел Указ, в котором содержалось требование освящать новые церкви только, «если те церкви с помянутым удовольствием (т.е. содержанием) совершенно окажутся… а без такового свидетельства о освящении церквей позволения отнюдь не чинить». Епархиальным архиереем осуществлялось избрание и назначение причта.

Причт — состав лиц, как священнослужителей, так и церковнослужителей, служащих при какой-либо церкви.

Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением тех, которые совершаются только архиереем – рукоположение, освящение мира и антиминса). Именуется еще иереем и пресвитером.

Диакон – первая ступень в священной иерархии, диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении.

Дьячек — церковнослужитель (позднее стали называть псаломщик) в его обязанности входило – читать и петь в церкви, помогать священнику и диакону.

Пономарь – церковнослужитель, в обязанности пономарей входило звонить, трезвонить, подавать священнику облачение, кадило и прочее.

Кроме исполнения церковных обязанностей, у дьячков и пономарей были еще другие – косвенные. Находясь в полном послушании у священника, они исполняли и частные поручения по хозяйственной части.

С середины ХХ в. наименование «пономарь» заменяется на «алтарник».

Состав церковного причта зависел от количества приходских дворов, приписанных к определенной церкви. Было положено назначать одного священника на 100-150 дворов, двух на 200-250 дворов и трех - на 300 и более дворов. Дьяконов не должно было быть более 2. Церковнослужителей положено было иметь по пропорции - на каждого священника по два человека, т. е. дьячка и пономаря.

Как можно проследить по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине, в состав прихода этого храма входило само село Никольское-Малинки (оно же Полевшина), деревни Максимовка, Савкино, Скрипово, Андреевка, сельцо Кутузово, затем и деревня Скориково, при этом общее число приходских дворов никогда не превышало 100.

Поэтому и сказано в архивных материалах о Казанской церкви «причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь».

Год Населенные пункты, входящие в приход Кол-во приходских дворов Число жителей приходских дворов
Мужчин Женщин
1779 Всего 32
1788 Всего 65 264 234
1820 Всего 41 151 165
1826 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

52 202 238
1842 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

59 179 185
1861 Всего 44 159 193
1916 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Андреевка;

д. Скориково

84 259 269

Из архивных дел ЦИАМ, удалось собрать следующие сведения о священноцерковнослужителях, которые служили в церкви в Малинках:

Год Причт
Священник Дьячек Пономарь
1672 Стефан Федоров Афонка Стефанов
1694 Афонасий Степанов
1704 Афанасий Дмитриев
1720-1732 Иван Афанасьев
1779 -1792 Иван Матвеев Дмитрий Григорьев (с 1788) Дмитрий Григорьев
1792 Дмитрий Григорьев Никита Герасимов
1803 Алексей Петров Никита Герасимов
1810-1815 Петр Егоров Никита Герасимов Тихон Васильев с 1809 г.
1815-1826 Петр Григорьев Никита Герасимов Иван Никитин Скворцов
1827 — 1835 Николай Федоров Воскресенский Иван Никитин Скворцов Петр Николаев Минервин

С 1838 по 1908 г. церковь причта не имела и была приписана к Преображенской церкви с. Бужарово. Укрупнение приходов осуществлялось по Указам Святейшего Синода с целью улучшения материального положения духовенства.

В 1908 году приход был восстановлен как самостоятельный, в него вошли деревни Андреевское, Максимовка, Савкино, Скориково. В 1916 году в приходе числилось: 84 двора, 259 мужчин и 269 женщин.

Еще в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, в соответствии с которым в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщика, поэтому и во вновь образованном приходе села Полевшина причт был уже двусоставный.

  • Доходы от земли – еще в середине 16 в. (1567 г.) обязательным стало наделение храмов земельными наделами (церковные земли), в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, приходы стали наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.

По архивным данным при церкви также было «усадебной, пашенной и сенокосной земли 33 десятины и 300 сажень», что составляет 36,2 гектара. При этом указывалось, что точное количество земли неизвестно, «ибо планов и межевых книг при церкви не имеется».

Как правило, причт самостоятельно не обрабатывал имеющуюся землю, а отдавал ее во владение помещикам, которые взамен выплачивали ругу деньгами и продуктами.

Все доходы делились между членами причта в пропорциях. На трехштатном приходе, как правило, священник получал 3/6 от всего дохода, дьячек – 2/6, а пономарь – 1/6.

В архивных материалах сохранились следующие сведения о выплатах руги в пользу причта:

Год Священнику Дьячку Пономарю
1788 — денег 6 рублей;-муки ржаной 15 четвертей;

— ячмень и овса – по 2 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 4 барана с овчинами.

— денег 3 рубля;- муки 4 четвертей;

— круп – 1 четверть и 4 четверика;

— ячменю и овса 1 четверть;

— 3 барана с овчинами;

— 2 пуда свиного мяса

1826 — денег 20 рублей;- разного хлеба – 22 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 6 баранов с овчинами;

— сена – 300 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;разного хлеба – 15 четвертей и 4 четверика;

— свиного мяса – 3 пуда;

— 3 барана с овчинами;

— сена — 150 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;- разного хлеба – 11 четвертей;

— 2 пуда свиного мяса;

— 3 барана с овчинами;

— сена 150 пудов яровой соломы

  • Четверть – русская единица измерения объема сыпучих тел. 1 четверть = 8 четверикам = 209,91 л.

С середины XIX в. за пользование землей помещики платили деньгами, так в 1859 г. церковной землей пользовался г. Крамин за ним осталось неуплаченных 30 руб. серебром; в 1863 г. — церковной землей пользуется г. Дараган, плата 80 руб. серебром.

По материалам за 1916 г. церковная земля уже обрабатывалась самим причтом, а небольшая ее часть (одна десятина) была сдана в аренду на 12 лет прихожанину храма – потомственному дворянину Ю.Г. Карпову, которому принадлежало в то время с. Полевшина, за 40 рублей в год.

  • Другой существенный источник дохода – доходы от треб , размер этих доходов официально не устанавливался и не учитывался, а зависел, в основном, от численности прихода и благочестия прихожан.
  • Кружечные или кошельковые сборы — пожертвования, собираемые во время служб. В 1916 г. кружечный сбор в Казанской церкви составлял 100 рублей в год (75 рублей – священнику, 25 рублей – псаломщику). Для сравнения в начале ХХ в. квалифицированный рабочий получал в месяц 30-40 рублей, учитель – 35-40 рублей, а наемный рабочий мог заработать в день от 70 коп. до 1 руб.
  • Еще один источник дохода — проценты от положенных в банк на помин души денег, состоятельные помещики, а иногда и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье или на церковные нужды. Казанская церковь имела 600 рублей капитала, положенное на вечное обращение, процент с капитала составлял 30 рублей ассигнациями, на проценты покупались мука, вино, свечи, ладан и пр.

Московский мещанин Решетников завещал Казанской церкви вклад в Сохранную казну размером в 1000 рублей. Процент с него шел на церковь (30 рублей) и на причт за поминовение (20 рублей).

По архивным данным за 1916 год Казанская церковь в Полевшине получала проценты на капитал в 20 000 руб. – 872 руб. в год; по доходным билетам – 21 руб. 4 коп. в год.

В 1826 году заключение Духовной Консистории по обеспечению причта было следующим: «Священоцерковнослужители как от руги, так и прихожан содержание имеют порядочное», но уже через некоторое время в документах указывается, что причт «содержание имеет скудное». В 1838 году приход в с. Полевшина по бедности и малоприходству был упразднен.

Такая ситуация была характерна не только для этого прихода, практически все сельского духовенство находилось в таком состоянии. Для изыскания путей улучшения материального благосостояния духовенства в 1862 году было созвано Присутствие по делам приходского духовенства при Священном Синоде. В материалах работы Присутствия указывалось, что в обеспечении причтов основную часть составляет обязанность самих прихожан, непременным условием для решения вопроса о содержании приходского духовенства является правильный порядок приходской жизни, прихожане должны осознавать обязанности по отношению к своему духовенству.

И вот в 1908 г. по ходатайству прихожан, благодаря полученному в качестве пожертвования от Василия Сергеевича Мингалева неприкосновенного капитала на содержание причта в размере 20 000 рублей, Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии самостоятельного причта. При этом Мингалев В.С. пожертвовал также 3500 рублей на постройку домов для причта. По тем временам это были очень существенные суммы.

Вопросы ответственности и участия прихожан в жизни своего прихода актуальны и сегодня. В настоящее время в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (принят Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г.) на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма (гл.XVI, п.33).

При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы, прежде ЦИАМ), а также материалы сайта «Утраченный Божий дом».

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Рекомендуем почитать

Наверх