Подвижный пункт управления мчс положение. Подвижный пункт управления

Материалы 09.09.2024
Материалы

Подвижный пункт управления (ППУ)

На ППУ развертывается узел связи. В качестве ППУ используется командно-штабная машина (рис. 2.5).

Рис. 2.5

Командно-штабная машина (КШМ) «КШМ - КМ» предназначена для обеспечения контроля за состоянием оперативной обстановки, руководства нарядами и устойчивого радиообмена при проведении общественно-массовых и иных мероприятиях.

КШМ выполнена на шасси автомобиля «Камаз 43114-15», что позволяет использовать ее в полевых условиях, без привязки к дорожной сети.

Для обеспечения электроэнергией, КШМ оборудована дизель-генератором.

При организации радиосетей УКВ и КВ диапазонов с большой зоной покрытия предусмотрено размещение антенн радиостанций на 2-х мачтах высотой 12 метров. Так же на антенных мачтах предусмотрено размещение камеры видеонаблюдения в термокожухе, что позволяет вести наблюдение и запись мероприятий в любых погодных условиях.

Оборудование КШМ позволяет организовать телефонную сеть общего пользования с использованием аппаратуры фирмы LG и полевую телефонную сеть на базе коммутатора П-193 с использованием телефонов ТА-57.

В КШМ организована ЛВС с возможностью подключения к внешним сетям на удаление до 300 метров.

Для документирования переговоров по служебным радио и телефонным сетям используется многоканальный цифровой регистратор, факсимильный аппарат и многофункциональное печатающее устройство.

Благодаря оснащению КШМ системами кондиционирования, отопления и вентиляции созданы комфортные условия для персонала КШМ и обеспечиваются стабильные режимы работы оборудования.

КШМ оборудована DVD -проигрывателем, 2-мя широкоформатными телевизорами, а так же аудиосистемой. Для размещения персонала КШМ предусмотрено 4 мягких спальных места.

В случае необходимости возможна организация каналов связи с использованием возимой и переносной спутниковой станций.

Данные с участков аварийно-спасательных работ передаются на подвижный пункт управления. Затем оперативный штаб ППУ связывается с главным пунктом управления.

Осуществляется связь следующим образом:

Начальник ППУ с помощью мультимедийного компьютера совершает IP-звонок, сигнал через местную локальную вычислительную сеть поступает на маршрутизатор.

Маршрутизамтор или роутер, (от англ. router) -- сетевое устройство, на основании информации о топологии сети и определённых правил принимающее решения о пересылке пакетов сетевого уровня между различными сегментами сети.

Принцип работы

Обычно маршрутизатор использует адрес получателя, указанный в пакетах данных, и определяет по таблице маршрутизации путь, по которому следует передать данные. Если в таблице маршрутизации для адреса нет описанного маршрута, пакет отбрасывается.

Существуют и другие способы определения маршрута пересылки пакетов, когда, например, используется адрес отправителя, используемые протоколы верхних уровней и другая информация, содержащаяся в заголовках пакетов сетевого уровня. Нередко маршрутизаторы могут осуществлять трансляцию адресов отправителя и получателя, фильтрацию транзитного потока данных на основе определённых правил с целью ограничения доступа, шифрование/дешифрование передаваемых данных и т. д.

Таблица маршрутизации

Таблица маршрутизации содержит информацию, на основе которой маршрутизатор принимает решение о дальнейшей пересылке пакетов. Таблица состоит из некоторого числа записей -- маршрутов, в каждой из которых содержится адрес сети получателя, адрес следующего узла, которому следует передавать пакеты и некоторый вес записи -- метрика. Метрики записей в таблице играют роль в вычислении кратчайших маршрутов к различным получателям. В зависимости от модели маршрутизатора и используемых протоколов маршрутизации, в таблице может содержаться некоторая дополнительная служебная информация.

Итак, маршрутизатор, в данном случае, используется для обеспечения доступа из локальной сети в глобальную сеть Интернет, осуществляя функции трансляции адресов и межсетевого экрана.

С помощью маршрутизатора определяется путь, по которому пакеты информации попадают через IP-сеть на рабочую станцию, расположенную в главном пункте управления. Где получатель видит на своем компьютере иконку входящего вызова. При достаточной пропускной способности существующих каналов связи IP-сети, возможен также видеовызов, если в наличии у двух абонентов будут веб-камеры.

Таким образом, осуществляется организация IP-телефонии при ликвидации ЧС (приложение 1).

Разработка схемы резервного канала связи для организации IP-телефонии

Итак, мы определили вид структурной схемы основного канала связи. Но для обеспечения большей надежности необходимо предусмотреть резервный канал связи, который будет выполнять функции связи, в случае выхода из строя основного.

Для резервной системы будет использоваться способ осуществления связи «Телефон - телефон».

В качестве основного средства связи используем телефонный аппарат ТА-57.

Полевой телефонный аппарат ТА - 57 предназначен для телефонной связи по полевым линиям, обладающим затуханием до 5,5 неп. (Неп - непер. Затухание принято измерять в неперах на 1 км. Затухание 1 неп - затухание кабельной цепи, у которой ток или напряжение в начале ее больше по абсолютной величине, чем ток или напряжение в конце, в 2,718 раза (е=2,718). В радиочастотных кабелях затухание обычно выражают в децибелах (дб) на 1 м. 1 неп=8,65 дб; 1 дб = 0,115 неп). Он может включаться в телефонные системы МБ или ЦБ, а также использоваться для переговоров по радио. В аппарате предусмотрена возможность усиления принимаемых разговорных сигналов на 1,5 неп. Источник питания -- батарея ГБ- 10-У-1,3 напряжением 10 В. Потребляемый ток - не более 6-7 мА. Вес аппарата с батареей - около 3 кг (2,7 - 2,8 кг).

Аппарат обеспечивает надежную связь по полевой кабельной линии П-274 до 44 км, по постоянным воздушным линиям с диаметром проводов 3 мм - 150 - 250 км. В аппарате имеется возможность повысить качество приема на 30 - 35% путем использования усилителя приема.

Связь с помощью резервного канала осуществляется следующим образом: Начальник ППУ или связист звонит провайдеру обслуживающему шлюз и вводит код и номер вызываемого абонента (в данном случае главного ПУ). Все необходимые операции по маршрутизации вызова выполняет шлюз.

Устройствами, организующими взаимодействие, являются шлюзы, состыкованные, с одной стороны, с телефонной сетью общего пользования, а с другой - с IP-сетью. Главной функцией шлюза является оцифровка аналогового голосового сигнала. Голосовая связь в таком режиме имеет высокое качество, и пользоваться ею удобно. Таким образом, осуществляется резервный канал связи. В качестве резервной системы на участках работ, организуется УКВ-радиосеть. Главная радиостанция находится на ППУ у начальника штаба.

Одним из основных элементов системы управления РСЧС являются пункты управления (ПУ), которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики до федерального.

Пункты управления РСЧС – это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения работы органов управления как в мирное, так и в военное время.

Все пункты управления можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные в различных транспортных средствах.

Стационарные ПУ, в свою очередь, можно разделить на:

повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время и для управления силами РСЧС при ликвидации ЧС;

запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в военное время. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

Пункты управления обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав пункта управления включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной деятельности. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение на ПУ дополнительно размещается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и ГО, должностных лиц из состава администрации, органов управления по делам ГОЧС, военного командования и др.

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также всего переменного состава.

Запасные ПУ (ЗПУ) должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ.

Загородные запасные ПУ организуются в субъектах Российской Федерации, горо­дах особой группы, министерствах и ведомствах. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую транспортную сеть, вне зон возможных разрушений и зон возможных катастрофических затоплений.

Узел связи ЗПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи общего пользования, по возможности дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории. С загородного ЗПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. При этом основным условием обеспечения устойчивости связи с загородного ЗПУ является ее организация в обход системы связи административных центров и других категорированных городов.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают: защищенные рабочие помещения; узлы связи; помещения для аппаратуры централизованного оповещения и спецсвязи; пункты приема и передачи информации; радиопередающий центр; автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения; наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники; места стоянки машин; посадочные площадки для вертолетов.

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составить 30- 40 % от общей численности работающих.

В составе загородного ЗПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий централизованное оповещение населения.

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения главы администрации, членов комиссии по ЧС, рабочей группы органа управления РСЧС, представителей администрации, военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы запасных ПУ планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи и оповещения.

В отдельных случаях загородные запасные ПУ могут быть использованы и в мирное время по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления силами РСЧС в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при ликвидации ЧС.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами стационарных и запасных ПУ. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах, штабных машинах, автобусах, других специально оборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение подвижных ПУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах подвижных ПУ оборудуются рабочие места для глав администраций, членов комиссий по ЧС и оперативной группы органа управления РСЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления.

Подвижные ПУ помимо автомобильных средств могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского (речного) и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечить непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации ЧС в любом районе данного субъекта РФ (муниципального образования).

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные ПУ могут быть:

    воздушными ПУ – на базе вертолетов или самолетов;

    мобильными ПУ – на базе автомобильной техники высокой проходимости или автобусов, а также других транспортных средств.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они применяются для управления в тех случаях, когда управление с наземных ПУ затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные ПУ (ВзПУ), оборудованные на вертолетах (Ми-8, -6 ВзПУ), что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава оперативной группы и всех представителей, штабной автобус для работы смены оперативной группы, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция.

В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:

на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижных ПУ (воздушного на базе самолета, вертолета и мобильного на базе автомобилей повышенной проходимости);

на региональном уровне – повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижных ПУ (воздушного ПУ на базе вертолета и мобильного на базе автомобилей повышенной проходимости);

на территориальном и местном уровне – повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижного (мобильного) ПУ на базе автомобилей повышенной проходимости.

Много чего интересного есть в «закромах» у нашей Родины, среди множества интересных мест и объектов скрытых от посторонних глаз с которыми я стараюсь по мере возможности знакомить своих читателей, есть и некий – Подвижной пункт управления Тверской областью на базе МЧС. Про эту спец -автоколонну на случай ЧС и ЧП в Тверском регионе мой фоторепораж..
А дело было так.. Тверская область приняла участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне. Она проходила в два этапа: проведение оповещения органов власти и сбор руководящего состава, а также отработка практических вопросов.
4 октября, согласно тактическому замыслу учений, тверские спасатели ликвидировали последствия условного пожара с последующим выбросом трёх тонн аммиака. Специалисты развернули и привели в готовность пункты выдачи средств индивидуальной защиты, приема эвакуируемого населения и полевые пункты питания, а также посты радиационного и химического контроля, создали штабы пожаротушения. Координацию всех действий осуществляла оперативная группа Правительства Тверской области с развернутого подвижного пункта управления на базе МЧС. Была организована и видеоконференция, во время которой глава Правительства РФ Дмитрий Медведев проконтролировал ход учений. В видеоконференции принял участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв. Главной целью подобной тренировки была проверка организации выполнения первоочередных мероприятий по Гражданской Обороне как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти на местах.

4 октября Тверские спасатели отметили 80-летие системы гражданской обороны, в честь этой знаменательной даты для всех желающих был открыт доступ на подвижной пункт управления (далее как ППУ) Тверской областью на базе МЧС. Так же в честь этого события в рамках всероссийских юбилейных мероприятий в Тверской области была проведена показательная тренировка по Гражданской Обороне.
В 10.00 на территории пожарной части № 2 по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, д. 69 был развернут передвижной пункт управления с которого и осуществлялось оперативное управление и планирование сил и средств в ходе учений.

Основой действующей системы гражданской обороны страны послужила сформированная в тридцатые годы прошлого столетия местная противовоздушная оборона (МПВО), главными задачами которой явились защита тыла от ударов с воздуха и проведение необходимой оборонно-массовой работы среди населения.

В историю местной противовоздушной обороны вписано немало героических страниц. Наиболее яркой из них стал вклад воинов МПВО в победу в Великой Отечественной войне. Достойными их преемниками стали военнослужащие войск гражданской обороны, а ныне военнослужащие спасательных воинских формирований.

После завершения Великой Отечественной войны МПВО решало задачу ликвидации последствий фашистской агрессии, помогала на местах восстановлению народного хозяйства.

Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень. В связи с этим в 1961 году была создана гражданская оборона страны.

Первоначальным назначением гражданской обороны была защита мирного населения в условиях военных действий, но сегодня круг решаемых ею задач значительно расширен.

В современных условиях она решает широкий спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени. Силы и средства гражданской обороны постоянно привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Общий вид ППУ на местности (Фото)

4 октября 2012 года юбилейные мероприятия прошли по всей стране. В Твери на территории пожарной части № 2 в этот день был развернут максимально оснащенный подвижный пункт управления по которому была проведена обширная экскурсия.

О подвижном пункте управления Главного управления МЧС России –

Подвижный пункт управления Главного управления МЧС России по Тверской области (далее – Главное управление) – это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации транспортные средства и места для размещения и обеспечения функционирования оперативной группы Главного управления при возникновении чрезвычайных ситуаций и социально-значимых происшествий (далее – ЧС) на территории ТО.

Подвижный пункт управления (далее – ППУ) Главного управления приводится в готовность к применению по предназначению за счет штатной численности Главного управления и () при приведении в ГОТОВНОСТЬ №1 в полном составе, по решению начальника Главного управления.

С целью обеспечения работы оперативной группы Главного управления в районе ЧС ППУ оборудуется на базе автомобильной техники повышенной проходимости с соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.

Состав техники, комплект документов, оснащение имуществом, средствами связи и объективного контроля ППУ определяется приказом Главного управления в соответствии с требованиями приказа ЦРЦ от 31.05.2010 №222 «О порядке приведения Центрального регионального центра МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время».

Работа ППУ организуется в соответствии с оперативным расчетом посменно с целью управления, взаимодействия и координации действий, привлекаемых к ликвидации ЧС сил и средств, организации непрерывного сбора, обобщения и анализа данных обстановки, выработки предложений в решение начальника Главного управления, выполнения оперативных расчетов, доведения поставленных задач и контроля за их выполнением.

Подвижный пункт управления должен обеспечивать:

Устойчивое управление подчиненными силами и средствами при ликвидации ЧС;

надежную связь с вышестоящими органами управления, подчиненными и взаимодействующими силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС. Связь должна быть организована как на месте ЧС, так и в движении автомобильной колоны в район ЧС (в пункт постоянной дислокации);

автономный режим работы оперативной группы регионального центра до 3-х суток;

круглосуточную работу оборудования технических, технологических и телекоммуникационных систем.

ППУ считается развернутым и подготовленным к работе, если весь личный состав оперативной группы занял свои рабочие места и готов к работе, с вышестоящими органами управления организована связь, между элементами ППУ (машинами, кунгами, модулями и палатками) организована связь, системы жизнеобеспечения (электропитания, теплоснабжения) включены.

Была организована и видеоконференция, во время которой глава Правительства РФ Дмитрий Медведев проконтролировал ход учений. В видеоконференции принял участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв.

Автомобили спецсвязи правительства России находятся в подчинении другого ведомства, их охраняли автоматчики из спец отдела, сфотографировать их из нутри мне не удалось т к допуск в них разрешён только лицам с высшим уровнем допуска к гос. тайне.

Внутри примерно они выглядят вот так..

Подвижный пункт управления

составной элемент КП и самостоятельный ВПУ, предназначен для наращивания возможностей управления мобильными формированиями и группировками войск, действующими на сухопутных участках ГГ. Он развертывается на короткий период времени и включает: оперативный состав, группу командно-штабных машин с техническими средствами связи, и группу обеспечения. Основное отличие ПдПУ от подвижного ВПУ заключается в том, что первый развертывается при необходимости решения внезапно возникающих задач, не требующих значительного усиления органов управления и создания промежуточной управленческой инстанции. Подвижный же ВПУ создается как дополнительное управленческое звено при выездах высшего должностного лица для непосредственного руководства формированиями, группировками на отдельных направлениях, а также при перемещениях его с одного пункта управления на другой.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Подвижный пункт управления" в других словарях:

    См. Пункт управления подвижный РСЧС. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    Подвижный пункт управления РСЧС - пункт управления соответствующего органа руководства или непосредственного управления РСЧС, расположенный на средствах передвижения по воде, воздуху и суше … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Подвижный (мобильный) пункт управления - см. Пункт управления подвижный. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Пункт управления подвижный - специально подготовленные и оснащенные средствами связи места, размещаясь в которых органы управления осуществляют свои функции в зоне чрезвычайной ситуации; оборудуются на специальных машинах, вертолётах и самолётах, в поездах. Типовой состав… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Подвижный отряд заграждений (ПОЗ) - временное воинское формирование, создаваемое в сухопутных войсках для устройства мпнно взрывных заграждений и производства разрушений в ходе операции (боя); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск. Основу ПОЗ составляют… … Словарь военных терминов

    ПОДВИЖНЫЙ - ПОДВИЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. 1. Связанный с оперативным передвижением, с быстрой передислокацией. Подвижная группа войск. Подвижная оборона. П. пункт управления. 2. Живой, лёгкий, быстрый в движениях. П. ребёнок. Подвижные игры игры, связанные… … Толковый словарь Ожегова

    Восстановление управления в военное время - совокупность мероприятий, проводимых после воздействия на систему управления средств поражения противника, в том числе: передача управления на пункт управления дублер; восстановление разрушенных пунктов управления, узлов и линий связи; передача… … Словарь черезвычайных ситуаций


Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, предназначенные для обеспечения устойчивого управления в особый период и в мирное время в случае невозможности использования повседневных ПУ. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готов-ности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава, согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения. Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи загородного ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на вышестоящие и взаимодействующие органы управления в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищённые рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов.

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30-40 % от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи.

Подвижные пункты управления могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ - на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и KB радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций, должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Органы, ответственные за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок представления донесений и обмена данными между ПУ.

Рекомендуем почитать

Наверх