Тони вульф структурные формы женской психики. Волшебные сказки с иллюстрациями тони вульфа Rowohlts Рассекреченный список женщин Юнга

Предбанник 09.09.2024
Предбанник

Тони Вульф

СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ ЖЕНСКОЙ ПСИХИКИ

Набросок

В целях самопознания и самопонимания современной женщины может быть важно понять не только тип установки (интроверсия или экстраверсия) и преобладающую психологическую функцию (чувство, разум, ощущение или интуицию) , но и то, какая структурная форма психики наиболее близко соответствует ее личности. Эта структурная форма не обязана совпадать с внешним образом жизни и исходить из характера человека и культурного уровня. Внешний образ жизни может быть избран по разным причинам, не зависящим от структурной формы (особенности времени и пространства, социальные обстоятельства, индивидуальный талант), и наиболее часто он противоречит этой форме, из чего возникает нестабильность и конфликты.

У мужчины в этом отношении другая проблематика, он скорее по натуре двойственно ориентирован (упорядоченность и последовательность с одной стороны и инстинктивность с другой), его культурные потребности обусловлены в духовном плане. Его установка на сознание и на преодоление реальности, как правило, дифференцированы друг от друга.

Напротив, женщина по природе своей психической обусловленности скорее унитарна в этом отношении, дух и сексуальность слиты воедино в ее психике. Ее сознание, таким образом, шире, но неопределеннее .

Психическое стремится выражаться в образе жизни, соответствующем каждой конкретной женской структурной форме психики и культурной эпохе. Не каждая эпоха предлагает для этого наилучшие возможности; однако, не будем останавливаться на всех причинах исторической, социологической, экономической и религиозной природы, которые затрудняют сегодня жизнь, свойственную устройству женской психики. Они объясняют психологическую проблему только фактором ее обусловленности. Это практически зависит от констатации сего факта и попытки прояснить внутреннюю неопределенность большей осознанностью .

Лишь только исторический фактор указывается в качестве символического показателя проблемы современной женщины, но внутренняя неопределенность столь многих сегодняшних женщин и непонимание ими своей жизни меньше всего исходит из католицизма. С этим связывают образ Марии не только как женский принцип, принятый испокон веков, а теперь и как догматично слитый с мужской божественностью (Гете это предвидел в конце "Фауста"), а это символически отражено в различных аспектах женской формы проявления: Служанка господина, дева, невеста святого духа, Божья матерь, воительница с язычниками, посредница, Царица небесная и т.д . Историческое видение неопределенности протестантской (и иудейской) женщины основывается на отсутствии ее собственного принципа и растворении его в мужском божестве - метафизическая параллель с патриархальной мужской цивилизацией. Однако, религиозный символизм должен охватить человека в его целостности. Так как возврат к прошлому невозможен, только более сильное разделение и более глубокое познание психологической проблематики может увести от этих заблуждений.

Исчезновение женского (по-китайски‚ инь - принципа в протестантстве, за исключением образа Марии а вместе с ним естественного чувства мистерии культа и мифа, происходит и исключительно основано на "Слове", повлекшем за собой развитие науки и техники, но также и развитие "Логоса" только как рационального инструмента за исключением психического фактора. (Показательными примерами этого в психологии служат Фрейд и A. Адлер, в социологии и политике - марксизм).

«Пересмотр» сознания ведет в силу необходимости к односоронности и коллективизации, так как психическое - это внутренняя жизнь и основа личности . В средневековой мистике душа - это обитель Бога и "возрождение Бога"; вместе с этим человек обретает центр в себе самом и в то же время находит "первопричину". Современная, "мистическая" необходимость стремится не к "душе", а к "познанию", к «более высокому познанию», из-за чего процветает подражание и следование всякого рода «восточной мудрости».

"Душа", это значит психическое, - это женский принцип, принцип соотнесения наряду с абстрактным и обобщающим "Логосом" . Понимание женщины соответствует пониманию психического, что отразилось в расцвете Средневековья, в рыцарском служении Прекрасной Даме и «cours d"amour». Сюда же можно причислить Данте, а также легенды о короле Артуре и Священном Граале, в которых также найдется место "Прекрасной госпоже" (госпоже Фенус, волшебнице Моргане) .

Эта культурная форма также исчезла и поместила женщину в нынешний исторический процесс, причем 2 фактора сейчас особенно важны для нее: свобода выбора профессии и знание противозачаточных средств (что присутствовало уже у первобытных народов). В Средневековье было 2 признанных образа жизни женщины: жена и монахиня. Выражением последней могли служить различные структурные формы: милосердие, божественная любовь, духовное видение, духовная борьба. В качестве психического выражения и независимо от образа жизни и вероисповедания должна упоминаться также ведьма и еретическая связь с магией и Дьяволом.

С оживлением античности в эпоху Возрождения Олимп с его божествами вновь поднялся на уровень сознание, предоставив мужчине многогранную картину души, а женщине разнообразное символическое выражение женственности: Гера - супруга и царица, Деметра – мать Персефоны, Афродита - любящая, Афина Паллада – творческая вдохновительница и покровительница героев, Артемида - девственная охотница, Геката - властительница подземного царства и магии . Внутренний посыл эпохи Возрождения заключался, между тем, не в возвращении к античной религии, а в открытии природы и человека ; Эта эпоха – духовный представитель прежнего беспрерывного круговорота земного и небесного, по недоразумению застрявшего в материализме. Тем не менее, земной мир до конца не понят, поэтому продолжается эмпирическое исследование. Возможно, в конце концов, отвлечься от фактов, лежащих на поверхности: физике на энергетическое понятие материи, а психологии на психику как источник сознания и творческую основу всех его понятий и признаков жизни. Наряду с бессознательным мужчины, психика женщины также способствовала этим последним открытиям, отраженным коротко в работе К.Г. Юнга «Женщине в Европе» и от Линды Фирц Давид в «женщина как пробуждение психической жизни» .

Эти немногие исторические примеры были необходимы как основание для схематического обзора структурных форм психики современной женщины. Ханс Блюхер в своей книге «Роль эротики в мужском обществе» (Йена, в 1910) установила«2 женские сруктурные формы, "супругу" (Пенелопа) и «свободную женщину» (Калипсо), Эдвард Шур в работе «Fernmes inspiratrices er poetes annonciateurs» ( Perrin & Cie ., Paris 1907 ),- третью. В действительности речь может идти о 4 формах. Поневоле они должны быть охарактеризованы именами, причем их условность мне весьма очевидна.

Можно было обозначать их как психические формы матери и супруги, Hetaira (спутницы, подруги), амазонки и медиальной формы. Они совместимы с психологическими функциональными типами, но в своей основе противоположны друг другу, как правило, одна форма - преобладающая, вторая может дополнять ее сначала неосознанно, а затем сознательно, третья и четвертая интегрируются только в зрелом возрасте и в условии трудностей. В этом отношении все 4 формы исторически и культурно обоснованы, поэтому может идти речь о типичных структурах выживания.

Они соответствуют также аспектам мужских Anima.

Схема структуры была бы следующей:

Теперь есть искушение коротко набросать самые важные психические признаки отдельных форм.

Мать по-матерински оберегает и заботится, помогает, милосердно обучает. Инстинкт реагирует на будущее развитие, нуждающееся в защите, находящееся в человеке под угрозой. Его оберегают, окружают вниманием и заботятся о нем. Его поддерживают и совершенствуют, дают ему психическое пространство и большую стабильность. Мать находит свое удовлетворение в оберегании, помощи в потребности развития, в стремлении получить такой результат, при котором она может снять свой надзор, в ином случае предоставить наибольшую защиту.

Отрицательный аспект матери: Материнская забота, держание при себе и опека объекта, когда он больше не нуждается в этом, недостаточное доверие его собственным силам и самостоятельности и вмешательство в жизнь. Собственное Я переживается лишь в материнской функции и несостоятельно вне ее. Опасность состоит в том, что собственные, не признанные стороны личности проецируются на доверенных людей и стремятся воплотиться через них - осознанно, или, еще хуже, неосознанно, в то время как объекты заражаются этим и наполняются тем самым ненастоящей жизнью.

Если женщина сознает свою преобладающую материнскую структуру, то она после этого осуществит внешний образ жизни либо в браке, либо в материнских профессиях и деятельности. Брак строится на наилучших основах дома: Характер мужчины совпадает с характером отца, похожие семейные и общественные условия, социальная позиция, уверенность и прогресс. В материнских профессиях общественно полезное учреждение или организация - это дом. Выдающиеся личности добились прогресса в этом (Елизавета, Флоренсия Найтингэйл, Матильда Ред и т.п.). Несмотря на брак и профессию материнская деятельность присутствует также в бесчисленных невидимых формах человеческих отношенческих возможностей.

Отношения с мужчиной строятся на аспекте супруга и отца детей, или опекаемого, поэтому все, что принадлежит к его положению в мире, что важно для его Персоны, оберегается и поддерживается. То, чем он является помимо этого кажется для дома угрожающим, игнорируется или подавляется, что может вести к тому, что мужчина чувствует себя дома только сыном или необходимым инструментом, и компенсаторно преувеличивает свою мужественность в профессии или в мужском обществе.

Его личная психология по-прежнему считает, что если он "содержит" брак, он бессознателен и неразвит как необходимо для этого психического жизненного пространства.

Hetaira или спутница инстинктивно ориентирована на личную психологию мужчины, а также на психологию своих детей, если она состоит в браке . Индивидуальные интересы, наклонности и во всяком случае проблемы мужчины находятся в поле зрения ее сознания и она стимулирует это и содействует этому. Она дает мужчине почувствовать личную ценность, не обращая внимания на коллективную оценку, так как ее собственное развитие требует реализовать индивидуальное отношение во всех его нюансах и глубинах и выразить его. « Femmes inspiratrices » отражает эту структурную форму. Тем не менее, есть исключительные случаи, такие как творческий мужчина. Тип Калипсо наиболее часто приближается к этой форме, но тем не менее не уделяет достаточного внимания психологической проблематике. Hetaira можно назвать пробудительницей индивидуальной психической жизни в мужчине, она пробуждает его мужскую ответственность всей своей личностью. Эта стадия достигает пика только во второй половине жизни, после того, как социальные задачи решены.

Hetaira вместе с тем пробуждает в мужчине его теневую сторону или субъективную сторону его Anima – это опасная проблема. Поэтому она должна осознавать закономерность таких отношений. Ее инстинктивный интерес опирается на личное отношение к себе самой как она относится к мужчине. Сознательные отношения с мужчиной во всех своих возможностях и нюансах, как правило, наименее важны, так как она отдаляет его на второй план. Она сама имеет решающее значение для Hetaira .

Все остальное - социальная стабильность, положение и т.д. - второстепенно. Здесь заключается суть и опасность Hetaira . Если она видит лишь одну из сторон мужчины (или своих детей) или приспосабливается вслепую, то она приписывает личное к божественному, сильно ранит и может привести мужчину в положение, когда он начнет видеть внешнюю действительность ее глазами: он сдается, например, бросает профессию, чтобы быть «творческим художником», он разводится, так как он чувствует себя лучше понятым Hetaira , нежели супругой и т.д. Она настаивает на иллюзии или бессмыслице и будет таким образом соблазнительницей; вместо Калипсо она станет Цирцеей.

Сегодня существует большая неразбериха вследствие широко распространенной отмены сексуального табу. Для женщины нормально иметь "отношения" – подразумевая под этим случайную связь или связь из профессиональной необходимости. Для мужчины сексуальность - это естественное выражение отношения. Для женщины, и для Hetaira в особенности, при определенных обстоятельствах она есть только результат отношений, в зависимости от закономерностей индивидуального восприятия, и не принимается в расчет, во всяком случае до тех пор, пока отношения не развиты психически. Вместо того, чтобы начинать с сексуальности, как в большинстве случаев происходит, она стала бы, возможно, конечным итогом, если отношения развиты и гарантированы психически, и в какой-то мере обеспечивают психическую надежность в браке. Так как, тем не менее, надежность брака или профессионального положения для женщины жизненно необходима, эта необходимость часто неосознанно проникает в отношения Hetaira и портят их закономерность. Как ни парадоксально, но можно сказать о том, что идеальная Hetaira - это женщина, «содержащая» брак, так она нуждается в индивидуальной ответственности за него; тогда она более осознанно может без скрытых мотивов может построить эти отношения, а вместе с тем и брак. Напротив, женщина в браке, которая не осознает эту свою природу или вытесняет ее, непременно будет воспринимать своих сыновей как тайных возлюбленных, а дочерей как подруг и сковывать их вместе с тем так же, как дочерей бессознательной матери.

Все в жизни хочет быть определено, в том числе и человеческие отношения, из-за чего естественно, Hetaira не могут начинать с этого на самой отдаленной их ступени. Если она выучила это, то она будет тщательно наблюдать законы индивидуального восприятия, заметит, что соответствует им, а что нет, даже в том случае, когда отношения осуществились и закончило.

В этом отношении для мужчины проблема отношений при определенных обстоятельствах жизненно важна. Однако, особенно сегодня, он может встретиться с третьей структурной формой женской психики в положительном аспекте. Имеется ввиду Амазонка. Такая женщина издавна держится в стороне не только от отношений с мужчиной, но от объективных культурных ценностей. Сегодняшние возможности существования встречают значительно способствуют ей, так как амазонка поставила на себя саму, в хорошем смысле она "само-стоятельна". Она независима от мужчины, так как не развивается в психологическом отношении с ним. Сознательная цена, которую они платят вместе. Ее интерес направлен на объективную производительность, которую она сама хочет выполнять. Для нее ничего не значит быть женщиной уважаемого мужчины, она стремится к тому, чтобы самой заслуживать лавры. Великие спортсменки и путешественницы принадлежат этой структурной форме, но также в меньшей мере женщины в обществе: по-научному мыслящие, действующие на результат, умелые секретари, которые становятся предприятию необходимыми, женщины, которым не хватает только семьи, они занимают себя полезными делами с объективным интересом посвящают себя заданию, которые ведут дело (где, вероятно, ее муж служащий), или которые заправляют дома «делами» и бюджетом семьи в условиях военной дисциплины.

В ее положительном аспекте Амазонка юная подруга мужчины, которая не обязывает его ни к чему личному, поощряет его честолюбие, являясь ему серьезным конкурентом или соперницей, которая пробуждает его мужскую инициативу . В ее отрицательном аспекте - она сестра, которая желает подражать из «мужского протеста» брату, не признает никакого авторитета или превосходства, словно вылупившись из яичной скорлупы женщина, она вдохновляет, провоцирует, особенно мужчину, в то время как медиальная чувствует типичные для выживания основы его духа, и при определенных обстоятельствах олицетворяет их.

Часто она воплощает внешнюю сторону его Anima и ничего не подозревая втягивает его вместе с собой в хаотичный вихрь. Она чувствует и оживляет психическое содержание, которое должно ожить, и которое, тем не менее, не принадлежит к другому Я, и его невозможно принять без подготовки. Тогда ее действие разрушительно и "подобно ведьме". Так как собственной объективное психическое содержание ей не понимается и или не берется в расчет, медиальная женщина живет чужой судьбой, как если бы это была ее собственная, и не теряет идеи, принадлежащие ей самой. Вместо того, чтобы быть посредницей, она - голое средство и будет сама первой жертвой своей природы. Если она владеет способностью различать чувства и понимать особую ценность и границы сознания и бессознательного, личного и коллективного, что принадлежит к Я и что к окружению, то она может также содействовать культуре позволять создавать объективное психическое. Тогда она становится на службу нового духа времени в виде зародыша, как ранне-христианские мученицы, средневековые мистики или, в более скромной мере, она служит для дела жизни конкретного мужчины, как Богобоязненный Блумхардт , который боролся с одержимостью женщины, победа которой над ее демонами возрождала его собственные лучшие силы . Средневековые ведьмы - если они не были беззащитными жертвами мужской проекции и корыстолюбия – представляли собой индивидуальность, признанную еретической в свое время.

Наше время с его разнообразными иррациональными интересами дает женщинам медиального типаразнообразные возможности выражения, даже такие как графология, астрология, хиромантия и т.д. Однако, этих искусств или даже профессий недостаточно для личной жизни и для всех, кто не владеют особенным талантом и волей.

Для женщины медиального типа было бы наиболее актуально осознать свою характерную психологию и учиться различению, чтобы не стать беззащитной посредницей. Вместо того, чтобы идентифицировать себя с другими, не отвлекаясь на действительность, и связывать себя с коллективно-бессознательным содержанием, она должна была учиться понимать его, так как женщины медиального типа - инструмент и сосуд, принимающий это содержание. Однако, для этого должен быть найден подходящий язык. В более ранних культурах имели место и все еще есть сегодня у примитивных народов – социальные функции женщины медиального типа как пророчицы, сивиллы, целительницы, шаманки. Сегодня мы располагаем, по крайней мере, языком психологии, на котором бессознательное, важный жизненный фактор, признано, и включение его в жизнь не только излечивает, но и может вести к расширению сознания и рациональному укоренению психических законов. В этой связи книги можно вспомнить книгу Стюарта Уейта о его жене Бетти . Бетти говорила на языке, в некоторой степени близком к спиритизму, тем не менее, будучи человеком необычайно жизнерадостным и получавшим "послания" из бессознательного, не спеша со здоровой критикой. Поэтому их нужно также легко переводить на язык современной психологии.

Другим примером творческой женщины медиального типа могла бы быть Рикарда Хух, медиальность которой могла пробуждать исторические ситуации их персонажей с помощью ее богатого исторического знания, а также ее поэтической способности. Среди великих актрис нужно было бы называть Элеонору Дузе. Странно, что отсутствуют примеры среди художниц, которые должны были бы быть, ведь скорее всего можно отразить картины коллективного бессознательного. Однако, они, пожалуй, слишком сильно зависят от духа времени и подражают господствующему стилю; вместе с тем они остаются на поверхности и в личном. Объективное или коллективное психическое может выражаться адекватно только на объективном языке, который, несмотря на искусство, был бы психологическим или символическим. Как амазонка принимает внешние культурные ценности ее времени и восполняете свое Я, женщина медиального типа воспринимает бессознательный фон в виде зародыша человека, ситуации или эпохи и наполняется ими.

И как амазонка неправильно понимает мужскую активность как маскулинизацию в ее современных истоках, женщина медиального типа неправильно понимает бессознательный дух как духов. Ее культурной задачей было бы понять его значение и смысл посредством ее бытия, погрузиться в коллективное бессознательное и выразить его, вследствие чего она могла бы исполнить компенсаторную функцию и облегчить жизнь.

Как и четыре основных психологических функции, у женщины есть в себе все четыре структурные формы. Она по возможности осуществляет те из них, который наиболее соответствуют ее природе. Со временем вторая форма навязывается изнутри. Также этот процесс идет параллельно с постепенной дифференциацией четырех основных функций, вторая форма не может быть противоположной, как это указано в схеме - кроме исключений, при которых противоположность навязывается из бессознательного. Вторая форма будет, например, у матери - амазонка или женщина медиального типа; личное добавляется к безличному, а не наоборот, при первоначальной установке на личное, можно начать прогрессивную интеграцию следующей структурной формы, прежняя возрастает и проявляет отрицательную сторону. В течение долгих лет третья форма будет задачей, лежащей, как правило, на другой оси, но имеющая больший отвлеченный характер, поэтому не так легко объединять ее с первыми. Четвертая готовит, как в функциях сознания, набольшие трудности. Также с учетом других структурных форм она, как правило, не может проживаться конкретно, так как она образует слишком большую противоположность к первоначальной природе и к данной действительности. Поэтому она должна выражаться, как четвертая, "низшая", основная функция на символическом уровне.

И как диалог с четвертой функцией - это дорога к целостности, то символическая интеграция четвертой структурной формы приближает к ней.

В свою очередь эта задача, которая требует всей жизни - последовательность и смысл процесса внутренних изменений описать здесь невозможно. Если женщина могла бы подвергнуть себя этому процессу с полным пониманием, то она нашла бы, пожалуй, свое правильное место в сегодняшнем мире, выполнила бы свою культурную задачу и заслужила бы вместе с тем внутреннюю стабильность, которая достигается тогда, когда собственное психическое содержание - Тень, A нимус, «Великая мать», «Мудрая женщина», также больше не проецируется на окружение. Так как женщина творит жизнь, ее задача - впустить мужчину в жизнь и сделать его идеи живыми. Но их реализация положительно или отрицательно, осознанно или неосознанно, не проходит без сложностей.

См. Юнг «Психологические типы»

К.Г.Юнг 1875-1961
Три «главные женщины» Юнга

Источник : Интернет-публикации по общей и интегральной психотерапии
IP-GIPT DAS=03.01.200 Первое издание 17.5.2003
Секретариат: психолог Irmgard Rathsmann -Sponsel и Dr. phil. Rudolf Sponsel
Почтовый адрес : Postbox 3147 D-91019 Erlangen * Е -Mail :[email protected]

Отделение критики психоанализа и аналитической психотерапии.

Sabina Spielrein
психоаналитик

Юнг и его жена Эмма, психоаналитик 1903

Antonia (“Toni”) Wolff , психоаналитик
(1911 Ваймар)

Краткая характеристика Юнга (см. Rowohlts Indiskreter Liste )
Юнг был мужчиной ростом 1,85 м., с грубыми чертами, умными глазами и импонирующей фигурой. Юмор его одновременно был жёстким (Фройду даже как-то пришлось защищаться от его грубости) и человечным («Покажите мне душевно здорового человека и я его вылечу для Вас»). У него был дикий темперамент и склонность к грубостям. Страсть к переживанию чего-либо причиной его начального восхищения Гитлером (как астрального инструмента) и нацистами (сумерки богов), что справедливо привело к обвинениям его со стороны евреев. В ответ Юнг назвал их параноиками. Но в 1939 году Юнг изменил своё мнение о Гитлере и считал его «более чем наполовину безумным ».

Его сын Франц называл отца «чудесным и склонным к сумасшедшим идеям ». Юнг мошенничал в игре и плохо вёл себя, проигрывая, одевал порванные шорты и бегал по саду, зато Юнг был чудесным поваром. Он любил криминальные романы и собак. «Мудрец из Цюриха» умер в возрасте 85 лет”.

Об одном из наиболее значительных событий своей любовной жизни Юнг признался Фройду только 22 года спустя: «Моё восхищение Вами в определённой мере носило черты “религиозного благоговения” из-за несомненно существовавших при этом эротических обертонов. Это ужасное чувство связано с одним из событий юности, когда меня изнасиловал мужчина, которым я восхищался ». Правда, кто был этим мужчиной так и осталось неизвестным.

Детский невроз Юнга

Хотя Юнг хотел стать археологом, по практическим причинам в качестве профессии он выбрал медицину. В 1903 году, когда он уже был женат и работал психиатром в одной из Цюрихских клиник, он начал проводить исследования с ассоциациями слов, что привело Юнга к интеллектуальной переписке с Зигмундом Фройдом . В 1907 году произошла встреча. Юнг считал Фройда «первым выдающимся человеком, встреченным им ». Да и Фройд находился под огромным впечатлением от встречи с Юнгом . Между ними существовали и различия: например, Фройда мало привлекал Юнговский огромный интерес, проявляемый к парапсихологии, а Юнг в определённой степени сомневался во Фройдовской сексуальной теории. О Фройдовской теории «Маленького Ханса» (в соответствии с которой дети считают, что девочки - это кастрированные мальчики) Юнг сказал: «Моей Агате (его маленькой дочери) такое никогда бы не пришло в голову » (Стр. 376)

Rowohlts Рассекреченный список женщин Юнга

Эмма Раушенбах , на которой Юнг женился в 1903 году, оказалась его любовью на всю жизнь. Впервые он увидел ее, будучи студентом-медиком. Произошло это у хорошо знакомых друзей. 15-летняя девушка с заплетёнными волосами стояла на лестнице, по которой поднимался Юнг и тогда Юнг сказал своему другу, что он когда-нибудь женится на ней. Через шесть лет предсказание сбылось.

Вначале их брак был идиллией. Но где-то около 1906 года Юнгу стали сниться особые сновидения. Одно из них, речь в котором была о двух лошадях, Фройд истолковал как «крушение брака, основанного на денежном расчёте ». Юнг ответил: «Во всех отношениях я счастлив со своей женой… не было ни одного сексуального прегрешения ». Юнг считал, что «в сновидении обнаруживается непозволительное сексуальное желание, которое лучше бы никогда не появлялось на свет ». В 1907 году Юнг на короткое время обезумел от женщины, с которой он познакомился в путешествии по Аббации (сегодня Опация, Югославия). В 1909 году одна из пациенток захотела от него ребёнка, и Юнг признался, что его профессиональное отношение к ней не обошлось без «полигамных компонентов». Но оба этих эпизода были только прелюдией для появления других важных женщин в его жизни. Тони Вульф , которая была младше Юнга на 13 лет, появилась в жизни Юнга в 1910 году в качестве пациентки. Позднее, во время Юнговской «конфронтации со сферой бессознательного», чуть ли не крушения многих жизненных планов Юнга , кризиса, начавшегося в 1913 году и продолжавшегося несколько лет, она помогала Юнгу исследовать его «Аниму», женский элемент его природы. В соответствии с Юнговской типологией женщин Тони была «вдохновением» в его жизни, а Эмма женой и матерью. Тони была элегантна, с утончёнными чертами лица. По настоянию Юнга она стала другом семьи и по воскресеньям появлялась на ужине в большом доме в Кюснахте на Цюрихском озере. Несмотря на то, что Эмма была ревнива, Юнг не мог отказать себе в удовольствии находиться в треугольнике. Позднее такой стиль жизни Юнг оправдал своей теорией брака, когда хорошо отшлифованный, многогранный драгоценный камень (Карл), нуждающийся в большем, чем в «неприхотливом рисунке» (Эмма), находит удовлетворении во внебрачных связях. Биограф Барбара Ханна писала, что Юнг считал, что отцы «должны полностью проживать в своей жизни эротику, иначе непрожитая жизнь бессознательно будет переноситься на дочерей ». Сила личности Юнга была настолько мощна, что ему чуть ли не удалось убедить обеих женщин в том, что треугольник является для них идеальной ситуацией. А существовал он почти 40 лет. И обе женщины, Эмма и Тони, стали практикующими аналитиками. Эмма читала доклады о Святом Граале и обменивалась с Фройдом своими идеями, а Тони создала новую теорию о функциональных женских типах. Тони чувствовала себя в роли метрессы (любовницы) в строгом нравами Цюрихе неблагополучно и начала добиваться того, чтобы Юнг развёлся с Эммой. Юнг отказался. Отрезвление Юнга сказывалось в критических высказываниях в адрес любовницы, например, когда он увидел её новую квартиру, он сказал: «Только Тони может жить в доме с мраморными колоннами и в таком рабочем кабинете, какой был у Муссолини ». Реакция Юнга настолько сильно поразила Тони, что она стала много курить и пить, умерев в 64 года от инфаркта сердца. А Эмма умерла двумя годами позже, в 1955 г., после 52 лет брака. «Это была королева! Это была королева!» - кричал Юнг , оплакивая её после смерти.

Среди учеников Юнга было много молодых интеллектуалок, которых в шутку можно назвать «женщинами Юнга ». Хотя спал он лишь с несколькими, ученицы обожали его из-за прекрасной внешности, чувствительности и эмпатии в отношениях с женщинами. Он смотрел далее поверхности, а это притягивает многих женщин.

Афёра с Сабиной Шпильрейн и её психоаналитическая деятельность

Об афёре с Сабиной Шпильрейн написано несколько работ. Наибольшее исследование, объёмом в 700 страниц принадлежит Джону Керру и метко называется «Необычайно опасный метод. Фройд , Юнг и Сабина Шпильрейн ».

Очень критичен, а этим и довольно мужествен, анализ и оценка, данные немецким психоаналитиком Йоханнесом Кремериусом (1986), написавшим предисловие к дневникам и письмам , выпущенным Каротенуто .

Рената Хёфер о детстве и юности Сабины Шпильрейн

Детство и юность Сабины Шпильрейн были экстремально тяжёлыми. Ребёнком она подвергалась физическим наказаниям со стороны отца, и, скорее всего, сексуальному насилию со стороны взрослых. Уже в три года она страдала от тяжёлых физических и психических расстройств, мучивших её всю юность. Так во время еды на неё находил неудержимый хохот, сопровождавшийся выражениями возмущения и презрения, а также высовыванием языка. Она не могла больше прикасаться или смотреть на правую руку отца, руку, реализовывающую физическое наказание, без того, чтобы не возбуждаться сексуально. А следствием этого был чрезмерный онанизм. Иногда ей удавалось унять тревогу, наделяя себя в фантазии божественной властью. Но состояние её ухудшалось. В 18 лет она стала впадать в приступы смеха и крика, завершавшихся истерическим плачем, переходящим в глубокую депрессию. Тем не менее, учёба ей удавалась, она играючи овладела несколькими языками. Родители, состоятельные евреи Ростова-на-Дону, были вынуждены отправить свою старшую дочь (у неё было три брата и сестра, умершая в 6 лет от тифа) на лечение к психиатрам. После нескольких провалившихся попыток Шпильрейн в 1904 году оказалась в Психиатрической клинике Цюриха, прогрессивной больнице, хорошо известной во всём мире. Лечил её 29-летний доктор Карл Густав Юнг , в то время младший врач больницы. Сабине Шпильрейн было 18 лет. Несмотря на сегодняшний интерес к ней как необычной и значительной женщине, пережитый ею в детстве и юности травматический опыт обычно не замечается биографами и авторами. По-видимому, это связано с тем, что они не придают большого значения детству и юности Шпильрейн . И, тем не менее, на мой взгляд, расхождения и разлука, надежды и достижения в жизни этой женщины можно понять лишь с учётом всего пережитого ею.

Даты жизни Шпильрейн (в том числе и даты «афёры»)

1885 рождение в Ростове-на-Дону в богатой еврейской семье (отец - коммерсант, мать имеет стоматологическое образование). Во время обучения в школе обнаруживаются первые признаки так называемой «психотической истерии».

1904 Сданы экзамены на аттестат зрелости. Поступление на лечение к психиатрам, клиника Бурхёльцли (Цюрих), где она 10 месяцев находится на стационарном лечении, после чего амбулаторное лечение у К. Г. Юнга .

1905 Шпильрейн становится студенткой медицинского факультета Цюрихского университета.

1905-1909 В письмах к Фройду Юнг сообщает о ходе анализа.
1907 4 сентября на конгрессе в Амстердаме К. Г. Юнг делает доклад о «материале» своих частных и профессиональных отношений со Шпильрейн (“ber die Freudsche Hysterietheorie” [О Фройдовской теории истерии])
1911 Получение учёной степени доктора медицинских наук (Цюрих): “ber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie” [О психологическом материале одного из случаев шизофрении]. Разрыв отношений с Юнгом . В это время Юнг входит в сексуальных отношения с «Тони», Antonia Wolff , которая тоже была его пациенткой. Путешествие Шпильрейн в Вену (Фройд , «общество сред »), в октябре членство в психоаналитическом обществе, делает доклад на обществе, называющийся «О трансформации».
1912 Цикл лекций в Ростове-на-Дону. Публикация статьи “Die Destruktion als Ursache des Werdens” [Деструкция как причина возрождения]. Брак с русским врачом Павлом Шефтелем в Цюрихе. С 1912 по 1923 гг. находится в Берлине, Мюнхене, Лозанне, Chateaux d’ Oex, Женеве.
1919 Основание в Лозанне “Circle interne”, частная практика. Проводит краткосрочный информационный анализ Пьера Пиаже , которому психоаналитические теории пришлись не по душе, вскоре он отворачивается от психоанализа

1920 Доклад на психоаналитическом конгрессе в Гааге “Zur Frage der Entstehung und Entwicklung der Lautsprache” [Проблема возникновения и развития речи]
1922 Шпильрейн несколько месяцев пребывает в Швейцарии, где становится членом Швейцарского психоаналитического общества.
1923 Возвращение в Россию.
1926 Переселение в Ростов-на-Дону. Создание психоаналитического детдома. Частная практика. Преподавательская деятельность в университете.

1936 Запрещение психоанализа в России

1937 В списке Русского общества последний раз появляется фамилия Шпильрейн .

Эпилог : Вплоть до 1974 г., когда была опубликована переписка Юнга и Фройда - история Шпильрейн была почти неизвестна. В 1976 году обнаружены части дневника (в Palais Wilson), а также письма Фройда и Юнга к Шпильрейн . Всё это было опубликовано Каротенуто в 1980 году (на итальянском языке). А в 1982 году обнаружена коробка с документами, принадлежащими Сабине Шпильрейн в семейном архиве Клапареда , а позднее ещё один архив у Georges de Morsier .

Марта и Минна: что-то схожее было у Фройда с его свояченицей Минной. Оскар Ри , друг семьи Фройда и домашний врач детей Фройда говорил: «Ради детей он жил с Мартой, а для удовольствий выбирал Минну » (книга Керра ). Минна, жених которой умер в 1886 году, в 1894 году впервые приехала в Вену к своей сестре, а с 1895 года постоянно проживала с ними. Эти отношения были исследованы Peter Swales , пришедшего к выводу: «с конца 90-годов Фройд действительно страстно влюбился в свояченицу, что в августе-сентябре привело к их связи » (по книге Керра ). Спальня Минны находилась за спальней Марты и Зигмунда Фройд , так что Марта перед сном должна была проходить возле супругов Фройд .

Copyright 2004 Николаев Виктор И.и Людмила Ф. Бугаёва . All rights reserved.

На юге у нас снега не дождешься и к Новому году. А зимнее настроение надо как-то создавать. Книги делают это очень хорошо. Для любителей классических сказок, хочу показать сборник "Волшебные сказки", проиллюстрированный Тони Вульфом, который включает в себя,помимо остальных, две зимние: пересказы сказок "Девочка со спичками" и "Снежная Королева".

Пересказ Л. Кузнецова

Художник: Тони Вульф

Издательство: АСТ, 2008г.

ISBN:978-5-17-039285-8

Страниц: 48 (Мелованная)

Формат: 295 *235

Пухлая обложка с золотом. На форзацах, оформлены каждый по-своему, собраны герои сказок, тут и Белоснежка, и Кот в сапогах, и Аладдин, и Иван-царевич, и кого только нету, совсем не из сказок, собранных в книге, но все нарисованы итальянским детским художником Тони Вульфом. Такие две гляделки из сказочного мира.



В книгу вошли пересказы Л.Кузнецова семи сказок: Красная Шапочка, Огниво, Девочка со спичками, Дудочник из Хамельна, Снежная королева, Нарцисс, Принц Рубин.


Это не первая книга с иллюстрациями Тони Вульфа в нашей библиотеке. Выбор был сделан осознанно. Для меня он следущий после Беатрис Поттер среди детских художников. Приведу пример первого знакомства с художником из любимой сыном книжки-картинки с окошками для малышей "100 окошек.Открывай-ка".


Красная Шапочка изображена милой улыбчивой девочкой, красиво прорисована лесная чаща, кустик ягод, ромашки, а на заднем плане серый Волк, выслеживающий девочку. Волк очень натурален, но не ужасен,похож на овчарку. Сцена с поеданием бабушки изображена волчьей тенью на стене бабушкиного дома, а далее Волк в милом чепце и удивленное лицо Красной Шапочки.Сказка занимает 4 разворота.


У сына это наиболее хорошо воспринимаемая из подобных сказок. Он был с ней знаком по другому изданию, не такому красивому. Новую Красную Шапочку разглядывал с интересом, девочка ему симпатична. Видно, что нравится, что иллюстрации отражают все ее действия.




Огниво сильно сокращенно, в другой книге намного затянутее описания походов в подземелье, здесь всего три разворота. Наверно и хорошо для маленьких слушателей.

Девочка со спичками-грустная история о голоде и холоде в канун Рождества. О том, что даже в канун светлого праздника чудес не бывает, и если тебе нечего есть и негде скрыться от метели, то ты погибнешь.

Светлая девочка, с печальными глазами, полными надежды, жжет спички, которые продавала, чтобы заработать копейку, пытается согреться с помощью маленького огонька и видит в язычках пламени богатый стол, теплый дом, украшенную ель. Как только гаснет спичка, исчезает все увиденное, греющее душу продрогшей девочке. На утро девочку нашли мертвой.



Я пока не знаю, как буду читать эту сказку сыну. Первый вариант, пришедший на ум, исключив конец, сделать упор на богатое воображение, согревающее чистое сердце. Я совсем не против рассказать ребенку о несчастной судьбе, голоде, нищете. В наш век, когда у большинства детей игрушек столько, что они доставляют головную боль родителям с хранением, не мешает рассказывать о том, как жили люди раньше или живут сейчас в каком-то месте.

Снежная Королева нарисована как будто из моей головы, детских воспоминаний, очень мне нравится. В предверии зимы искала "свою" версию этой сказки и рада, что разглядела в сборнике.

Вульф изображает эмоции на лицах детей, холодный взгляд Кая и Герда, чуть ли не в слезах, пытается привести его в чувства, Северный олень, Ворон такие реалистичные, как с фотографии. Самой королевы нет в картинках, и я поняла это не сразу. Мне были важны изображения детей, ведь прочитав сказку, можно поговорить с ребенком о добром теплом сердце или холодном грубом, видящим только плохое, про вредность, и необходимость уважать родных и окружающих.




Дудочник из Хамельна. Прочитала впервые. Смысл в том, что обещанное нужно выполнять, иначе можно поплатиться жизнью. Смысл хорош, ребенку хотелось бы донести. Но сказка заканчивается гибелью всех детей, живущих в деревне. Не готова пока читать такое ребенку. Подумаю, как интерпретировать, потому как для мальчика сказка неплохая.

Нарцисс-это пересказ мифа Древней Греции о прекрасном юноше, который любовался собой в отражении реки и в ней утонул, а на этом месте вырос красивый цветок, и мы называем его нарциссом.

Принц Рубин- история родом из Персии . Прочитана впервые, если честно непонятна до конца в урезанном виде. Столько описывается событий, предшествующих свадьбе принцессы и принца Рубина, а потом раз, и из-за любопытства жены, принца уносит морская буря,как оказывается, это его отец. Принцесса идет туда, просит вернуть мужа и они живут долго и счастливо. Все. Надо полную версию найти, чтобы уловить мораль.

В общем, сборником довольна, хотя полноценно читать будем с сыном только две сказки, остальные адаптировать.

Рекомендуем почитать

Наверх