Презентация для родителей "домашняя игротека по развитию речи". Речевые игры по дороге домой Ютуб презентация игры для речевого развития детей

Дымоход 20.08.2024
Дымоход

Презентация для родителей

«Домашняя игротека по развитию речи»


Игры на обогащение словаря ребенка

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и т.д.


«Давай искать на кухне слова»

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

Какие слова можно вынуть из борща?

Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.


«Угощаю»

Давай вспомним слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.


«Я заметил»

Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.


«Приготовим сок»

Из яблок…(яблочный); из груш…(грушевый); из моркови, сливы, вишни, апельсина, лимона и т.п.

Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.


«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым, прозрачным и т.д.).Посмотри вокруг, какого цвета все стало скажи?»(красный стол и пр.)


Игры на развитие звуковой культуры речи.

«Лягушка»

Выделение звука из ряда гласных:

а, и, у, ю, я, э. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводиться игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.


«Игра с мячом»

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить только тогда, когда в слове услышишь звук «ж» (называете любой звук). Если в слове звука нет, то мяч ловить не надо. Начинаем..»


Игры на развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме»

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет вам посильную

помощь и потренирует свои

пальчики.


«Волшебные палочки»

Дайте ребенку счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, узоры, буквы, предметы. А дополнить можно вырезанными из бумаги деталями.

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Еремина О. Г. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. Виды дидактической игры как игрового метода обучения: 1. игры – образовательная деятельность 2. дидактические игры Основные виды игр: - игры с предметами (игрушками, природным материалом), - настольно-печатные игры - словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника. Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи. Дидактическая задача Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:

  • предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
  • картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
  • наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика. Спасибо за внимание!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.


МБДОУ «Детский сад № 38» « Речевые игры по дороге Домой» консультация Учителя – логопеда Черентаевой Жанны Сергеевны

Уважаемые родители, предлагаю вам познакомиться с речевыми играми по дороге домой

Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! Необходимо только желание, изобретательн

Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с
ребёнком.
На самом деле оно у вас есть! Необходимо только желание,
изобретательность
и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со
своим ребенком.
В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время
прогулки, во время приготовления ужина.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Предложенные Вам игры развивают мышлени

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка,
с уровнем его знаний об окружающем мире.
Предложенные Вам игры развивают мышление, внимание,
память, воображение ребенка.
Знакомят со свойствами предметов, окружающим миром,
дают бесценный опыт общения ребенка и
взрослого.

«Что бывает?» Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает сво

«Что бывает?»
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще
подушка, а еще мягким может быть…"
и подождите, пока ребенок придумает свой вариант.
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает пушистое?

«Бывает – не бывает». Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Чашка жарится на сков

«Бывает – не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания
словами «бывает» или «не бывает».
Чашка жарится на сковороде.
Медведь спит в берлоге.
Человек выше собаки.
Воробей – это не птица и т.п.
Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо
каждому
ребенку для успешного обучения.

«В магазине» Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребен

«В магазине»
Вместе с ребенком вы оказались в магазине,
выбираете
продукты и спрашиваете:
«Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?»
Ребенку предлагается перечислить предметы.
«Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его
положить? Я забыла,как называется посуда для масла»
«Масленка» - отвечает ребенок.
«А в этом отделе я купила груши,
апельсины и лимон.
Как это можно назвать, одним словом?»
«Фрукты»- говорит сын или дочка.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное - нах

Как видите, все предложенные игры и упражнения для
развития речи дошкольников не требуют специального
образования и знаний.
Главное - находить для этого время и не лениться.
Поиграет со своим малышом в игры, которые расширяют
словарный запас ребенка, научат его думать, размышлять и
запоминать.
Подготовлено по материалам книги С.А. Васильевой,
, Н.В. Соколовой
«Логопедические игры для дошкольников»
Учитель логопед Черентаева Жанна Сергеевна, МБДОУ№38

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Речевые игры и упражнения для дошкольников » (по возростам) Выполнила: воспитатель Аверкина Е.Ф.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

Речевые игры можно объединить в четыре основные группы: 1. группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 2. группа - и гры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. 3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.

С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов (А. Барто). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используйтся звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.

«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.

Упражнение для языка «Лошадка» ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

« На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

«Голоса животных» Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

«Пчелки » Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу. Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же. Слова пчелок-детей Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

«Досказалка» Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

«У медведя во бору» Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,- рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», - объясняет правила игры воспитатель.

Слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

Речевые игры для детей «Один – много » о дин листочек – много листочков

«Назови ласково » гриб – грибочек ягода - ягодка

Речевые игры для детей «Кто как передвигается?» «Кто какой голос подаёт?» «Кто где живёт?»

Средний дошкольный возраст Что это? Зачем? Куда? Откуда?

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста « Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».

Зеркало Цель игры: р азвивать речевую и двигательную активность. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.

Мыши Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут - вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Так бывает или нет?» Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

" Назови одним словом"

Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь. В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игры для детей старшей и подготовительной групп: « Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».

Летает, плавает, бегает Материал: мяч. Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает. Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

« Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

Игра «Скажи наоборот»

«Найди отличия»

Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.

Назови - первый звук в слове УТКА - (У) - первый звук в слове ПАЛКА - (П) - последний звук в слове СУП - (П)

«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш

Придумай небылицу Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...» Примерный рассказ воспитателя: «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».

Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,- предлагает воспитатель.

«Магазин» Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.

«Исправь ошибку» Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово. Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.

Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. Ход игры: 1 . Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети. 2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3 . В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально. Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью. «Подскажи звук»

Например: На солнышке грелся черноухий котено … На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму купить ша… На лесную полянку выбежал зая… В зоопарке жили: сло.., бегемо.., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету…, куриц…, утят…

«Цепочка слов (города)» Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов: Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан

«Радио» Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания: - Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: " Нет такой девочки (мальчика) у нас!" Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.

«Палочка остановись» Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Правило: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре. 2 . Дети называют слова и передают одновременно палочку. 3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый… Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает… Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

Спасибо за внимание!!!


Рекомендуем почитать

Наверх