Морской бой: мморпг для пиратов. Морской бой Салтана и пиратов.docx - Конспект урока по изобразительному искусству "Морской бой Салтана и пиратов" (4 класс) Работа над заданием

Строительство  04.03.2024
Строительство 

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Юность»

«Морской бой царя Салтана и пиратов».
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для учащихся 8-9 лет.
Автор-составитель:
Долгалева Светлана Викторовна педагог дополнительного образования г. Пермь 2015

Цель
: Формирование художественной культуры учащихся; научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.
Задачи:
1. Познакомиться с историей о древних парусных кораблях; 2. Выяснить: можно ли передать намерения через украшения; 3. Выполнить практическую работу.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, шаблоны кораблей, образец работы. Для учащихся: краски, кисти.
Структура занятия
1. Организационная часть. 2. Изучение нового материала (презентация). 3. Сказка «Два флота» (презентация). 4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли». 5. Практическая работа. 6. Закрепление изученного материала. 7. Итог урока. Анализ выполненной работы.
Ход занятия

1. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к занятию
2. Изучение нового материала (презентация).

«Попутного ветра!»
- значит вселить уверенность в благополучном исходе плавания. А что означает напутствие:
«Семь футов под килем!»?
При осадке кораблей того времени, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем, чтобы даже на волне не могло ударить о грунт. Иметь всегда в плавании семь футов под килем - значит пройти через неизбежные штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Никто не знает, когда и как человек впервые поплыл по воде. Может быть, кто – то из наших далеких предков, был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками
тростника… Так или иначе несколько десятков тысяч лет назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров.
Древний Египет
Первые лодки были придуманы в Древнем Египте и предназначены для плавания по Нилу. По форме они напоминали апельсиновую корку с поднятыми концами.
Древняя Финикия
Финикия имела очень благоприятные природные условия: удобные бухты на морском побережье, изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб. Поэтому в Древней Финикии придумали
галеру
– гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами.

Древняя Греция
. Во времена Древней Греции появляются торговые и военные суда. Военные суда имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту.
Бирема
-это гребной военный корабль с двумя рядами вёсел.
Триремы
получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек.
Квинквирема
- боевое гребное судно с пятью рядами вёсел. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах, выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев
В древней Греции украшали нос корабля. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана.
Древний Рим
. По форме римские суда напоминали рыб. Кораблестроители наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы, на корме можно было узнать хвост. Финикийцы, римляне и греки устанавливали на носу судна различные скульптуры и орнаменты. Эта традиция сохранялась в течение столетий. Вообще украшения считались символом богатства и силы, и государственные, королевские суда были роскошно отделаны. В древнем Риме носовое украшение именовалось
рострой.

Северная Европа XV - XVI век
Наступление эпохи Великих географических открытий (XV- XVI вв.) снова может быть охарактеризовано строительством кораблей, наилучшим образом приспособленных к длительному океанскому плаванию под парусами.
Галион
- военное судно португальского происхождения. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан. Борта судов украшали многоцветными геометрическими орнаментами; для этой же цели применяли и раскрашенные полотна с изображениями аркад.

Северная Европа XVII - XIX века
. В Северной Европе XVII - XIX вв. основой военных флотов становятся
линейные суда
. Термин “линейный корабль” появился в связи с возникновением новой тактики морского боя. В бою суда старались выстроиться в ряд или линию так, чтобы во время своего залпа быть повернутыми к противнику боком, а во время его залпа - кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп бортовых орудий. Появляются такие мощные суда, как фрегат, бригантина, корвет. Носы кораблей украшают львы, орлы, единороги, показывающие мощь, богатство, славу своих владельцев. Военные суда украшали от носа до кормы, позолоченными фигурами, кариатидами, гирляндами, резными фигурами, шатрами в кормовой части и громадными художественно исполненными фонарями, покрывали краской. Главная цель окраски - предохранить дерево от гниения.

Древние славяне.
А как обстояли дела на Руси?
Ладья
небольшое парусно-гребное судно древних славян. Маневренность ладьи не хуже чем у египетских судов, что позволяло ей ходить по мелким российским речушкам и ходом преодолевать днепровские пороги. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов.
Российский флот
Когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов. В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот
«Орел»
. Строили по указу царя Алексея Михайловича. Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили
деревянных резных

двуглавых орлов, окрашенных под золото.
Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
«Cвятой Петр»
- первый русский военный корабль, пронесший российский
флаг
в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск.

Пиратство
Пиратство зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли. Их основными занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного, пират мог лишиться жизни. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена многих из них остались неизвестными. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день.
Весёлый Роджер
- пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя. По своей сути пиратами были и
викинги
(VIII-XI века) Скандинавии (Норвегия). Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая. Во все времена викинги отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Свои корабли они называли
Дракар – дракон.

3.СКАЗКА «Два флота»
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь Салтан. Он очень любил путешествовать. И вот он отправился в очередное путешествие. Побывал в разных странах, накупил разных товаров и уже возвращался назад… Как на царя Салтана напали пираты. Пираты взяли доброго царя в плен. Забрали у него все товары, а царя привезли на свой пиратский остров и посадили в темницу. В то время царя Салтана ждала его верная супруга и сын – царевич Гвидон. Забеспокоились они, что отец долго не возвращается, ведь в то время дурная слава шла о пиратах. Решил царевич Гвидон двинуться на поиски отца. Снарядил корабль, собрал добрую команду и отправился в путь. Долго ли коротко ли, увидел он на горизонте устрашающий корабль. (Как он догадался, что – это пиратский корабль?) Из-за острова на чёрных парусах к ним приближались какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом. А вскоре появился и страшный пиратский остров.
Царевич и его верная команда вступили в неравную схватку с пиратами. Бой длился долго. Славный царевич стоял не на жизнь, а на смерть. И все-таки Добро должно победить Зло, поэтому пираты были повержены и взяты в плен, доброго царя Салтана освободили, и сын, и отец счастливые поплыли домой.
4.

Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».
А вот теперь послушайте задание. Перед вами два противоположных флота – флот царя Салтана и пиратов. Вам необходимо выбрать, какой флот вы будете изображать. Украсить свой корабль: парус, нос, борт. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения¬ добрые и злые. А еще вам необходимо придумать название корабля. А теперь выберете форму кораблей, какие украшения появятся на вашем судне, какой цвет им будет сопутствовать, и… Попутного ветра!

Практическая работа «Морской бой царя Салтана и пиратов».
Самостоятельная работа учащихся. Задача учащихся: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.
6.

Закрепление изученного материала.
- Что такое киль? - Что значит «7 футов под килем»? - Как называется судно, где сидит по 1 ряду гребцов с каждой стороны? - Где появились первые лодки? - Как называется первое судно у славян? - Как называется первый корабль с гербом России? При каком царе он появился? - Как называется первый корабль с Российским флагом? При каком царе он появился? - С какой целью люди украшали люди свои корабли?

7. Итог

занятия. Анализ выполненной работы.
Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. К концу занятия корабли, паруса закрепляются по своим местам на доске Оценка работ.
Литература
1. КоротееваЕ.И. Горяева Н.А. Поурочные планы. 2 класс.. Дроздова С.Б..Авт.-сост. Волгоград. 2008. 2.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 класс. М,: издательский центр «Владос». 2003.

2 класс

Тема урока. «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цели: научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.

Задачи: цветом, элементарными символами различать (оснащать) флоты;

знакомить с произведениями изобразительного искусства, литературы;

развивать воображение; воспитывать аккуратность, отрабатывать технику работы с кистью, умение в получении составных цветов.

Вид занятий : украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.

Оборудование урока : гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд : презентация.

Литературный ряд : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Музыкальный ряд: песня – заставка к телепередаче «В гостях у сказки».

План урока .

    Организация класса.

    Беседа по теме урока: как могут «говорить» украшения? (презентация).

    Беседа «Вспомним сказку…» (презентация).

    Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».

    3адание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Как составить цвет и как работать кистью.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Итоги урока. Анализ выполненной работы.

    Оценка работ.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока: как могут «говорить» украшения? (презентация).

Слайд №1

Тема сегодняшнего урока – «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Как могут «говорить» украшения?

Слайд №2

Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

Слайд №3

А эти острые формы кажутся злыми и колючими.

Слайд №4

Эти цвета веселы: в них много солнечного света.

Слайд №5

А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

3. Беседа «Вспомним сказку…» (презентация).

Слайд №6 – 8

Для того чтобы нам работать дальше, мы с вами вспомним любимую многими «Сказку о царе Салтане» известного во всём мире русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и посмотрим иллюстрации не менее известного русского художника Ивана Яковлевича Билибина.

Слайды №№ 9 – 17

4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».

А теперь мы немного пофантазируем. Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли? (Ответы детей и обобщение учителя.)

Молодцы ребята. Действительно каждый флот должен иметь свои символы: у Салтана это солнце, лебедь, цветы, а у разбойников – коршун, змей, драконы, чудища. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения добрые и злые.

Слайды № 18 - 23

А теперь загадка.

Слайд №24

5. 3адание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Как составить цвет и как работать кистью.

Перед практической работой вспомним основы смешения красок, то есть получения составных цветов из основных.

Просмотр слайдов презентации.

Слайды № 25 – 28

Техника работы кистью.

Слайды № 29 – 35

6. Самостоятельная работа учащихся .

Детям раздаются заготовки (лодка, парус).

Во время самостоятельной работы звучит мелодия и песня – заставка к телепередачи «В гостях у сказки».

Слайды № 36 – 38

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета).

Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

7. Итоги урока.

Анализ выполненной работы.

Вывод: с помощью цвета и формы художник может показать намерения героя, выразить через изображение его мысли и чувства.

8. Оценка работ .

9. Домашнее задание.

Слайд № 39

Самоанализ урока.

Данный урок относится к теме «О чём говорит искусство» и является первым в завершающем этапе.

Цель данного урока – научить понимать детей как через разнообразные формы и через цвет можно выражать различные намерения (плохие или хорошие).

Построение урока направлено на формирование у учащихся предметных и

ключевых компетентностей. На выполнение этих задач был нацелен каждый этап

урока.

На уроке была использованы следующие компетенции.

предметная – дети работали с красками и кистью, повторяли технику

смешивания красок и получения составных цветов;

учебно-познавательные – дети познакомились с иллюстрациями художника Билибина к «Сказке о царе Салтане» и вспомнили содержание сказки Пушкина, здесь были задействованы память, внимание, мышление;

Информационные – дети получили информацию о том, что форма и цвет могут выразить намерения человека;

личностная - дети пользовались теми знаниями, которые получили ранее (

аккуратность в выполнение живописной работы и закрывание цветом в

технике живописи).

Итог – создание двух совершенно разных по намерениям работ.

Результаты урока позволяют сказать, что учащиеся класса хорошо справились с заданием, и в процессе урока у них совершенствовались различные компетенции.

Урок 23 Тема: «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

15.11.2013 11229 0

Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; зна­комство с произведениями изобразительного искусства в приклад­ных видах творчества.

Оборудование урока: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане», произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II . Беседа по теме урока.

- Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

- Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей?

- Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Пом­ните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя иего свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они укра­сили празднично, весело.

- Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III . Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения -добрые и злые.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикреп­ленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты со­вершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения не­возможно.

- Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать заранее и заранее придумать их компози­цию.

Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригод­ных здесь (солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета). Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

IV . Итоги урока.

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Домашнее задание.

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «морской бой салтана и пиратов». выражение намерений через украшение

Цели урока:

Дать понятие о символике изображений.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.

Планируемые результаты:

- Личностные: - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

Формирование навыков общения, работы в группе;

Предметные: - овладение техникой аппликации;

Воспитание аккуратности в работе.

Закрепление графических умений и навыков.

Тип урока: Тематическое изображение

· Оборудование: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

_____________________

Выполнил студент 46 гр.

Поярков Данила

Проверил:____________________

Отметка:_____________________

Дата:________________________

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цели урока:

Дать понятие о символике изображений.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.

Планируемые результаты:

Личностные: - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

Формирование навыков общения, работы в группе;


- Предметные: - овладение техникой аппликации;

Воспитание аккуратности в работе.

Закрепление графических умений и навыков.

Тип урока: Тематическое изображение

  • Оборудование: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Этап урока. Методы и приёмы

Время

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, сейчас у нас урок изобразительного искусства. Присаживайтесь.

Приветствуют

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

5 мин

– Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими.

Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

Формулировать тему урока

Формулировать цель деятельности на уроке

П: строить речевое высказывание в устной форм

К: формулировать собственную позицию и мнение; Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные

в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи

Познавательные ознакомление с историей искусства

Актуализация знаний

7 мин

– Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей?

– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя и его свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело.

– Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли?

(Ответы детей и обобщение учителя.)

Отвечать на вопросы

Слушать и воспринимать речь учителя

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Р: умения участвовать в диалоге.

П: строить речевое

высказывание в устной форме

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

К: формулировать собственную позицию и мнение

Физ.минутка.

2 мин

Слайд

Повторяют движения.

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

Решение частных задач

16мин

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения – добрые и злые.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикрепленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты совершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения невозможно.

– Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать заранее и заранее придумать их композицию.

Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригодных здесь (солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный, другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

Личностные (духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к культуре народа Древней Греции)

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию)

Познавательные

(используют знания о выразительных особенностях вразных видах изобразительного искусства)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Итог урока

3 мин

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Подводить итог урока

Регулятивные – анализировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль.

Домашнее задание

1 мин

Домашнее задание

Записывать домашнее задание

Р: осуществляется итоговый контроль


страница 1

Урок

Игра- путешествие

«Два флота»

2 класс заключительный урок 3 четверти

(Тема года: «Ты и искусство»)
Тема: «Два флота»

Тип урока: игра- путешествие

Цели: Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», средствами через которые можно выразить эти понятия (форма, цвет, символы).

Задачи: Создать условия для развития эмоционального восприятия красоты. Отзывчивости на прекрасное и безобразное. Развитие фантазии. Создание конкретной индивидуальной работы- корабля. А так же своей задачей считаю создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроения, создание творческой атмосферы.

В урок включены элементы интеграции с литературным чтением. Используются здоровьезберегающие технологии. Динамические паузы, релаксация. Сочетание элементов художественного труда и изобразительного искусства. Сочетание индивидуальной и групповой работы

Оборудование: Проектор (Репродукции кораблей: Н.К. Рерих «Заморские гости», И.Билибин. Эскиз. Корабль. , С.Малютин «Садко- богатый гость»). Магнитофон (Музыка шума моря). Иллюстрации торговых и пиратских кораблей.

Учитель: Ватманы с изображением морских просторов.

Ученики: Бумага А-3, карандаш, ножницы, гуашь, кисти, палитра, банка с водой, тряпочка.

План:

1. Приветствие

2. Собщение темы урока

3. Практическая работа

4. Подведение итогов игры

Ход урока:


  1. Приветствие (Создание у участников игрового состояния)
Учитель: Ребята, здравствуйте, садитесь. Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный? А что вы заметили?

Ученики: На стене нарисовано море, парты поставлены необычно.

Учитель: И учитель сегодня у вас новый! Меня зовут Ольга Викторовна, я учитель изобразительного искусства китовской школы. Давайте с вами познакомимся. (Каждый из вас одновременно дружно скажет свое имя. 1.2.3!) хорошо, теперь я вас всех запомнила.

А еще сегодня на уроке у нас много гостей. Посмотрите на них и поздоровайтесь.

Но а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в морское путешествие. Вы любите путешествовать? Ну и как в любом путешествии нас ожидает много всего нового и интересного. Ребята, а что нам нужно, чтобы наше путешествие по морю состоялось?

Ученики: Корабль!

Учитель: Да, нам нужен корабль, ну и конечно дружная команда! Конечно, сейчас мы с вами находимся на суше и море от нас очень далеко, но вы ведь хорошие фантазеры? А современная техника нам поможет в этом!

И так, ребята, затаите дыхание, закройте глазки и представьте, что мы с вами на берегу моря.

(Музыка, слайд)

Слышен крик чаек, шум прибоя. Открывайте глазки. Смотрите, вот и, действительно, море к нам пришло!

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой-

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Ребята, а может быть кто из вас знает из какого произведения этот отрывок?

Ученики: «Сказка о царе Салтане…»

Учитель: Да, правильно, молодцы. Это, наверное, одна из ваших любимых сказок А.С.Пушкина. А может быть, вы мне подскажите еще одну сказку А.С. Пушкина, которая связана с морем?

Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель: Молодцы, а еще какие литературные произведения, связанные с морем и кораблями вы знаете?

Ученики: «Русалочка», «Аленький цветочек»…

Учитель: А еще есть очень известная былина про новгородского купца Садко. (Слайд)

Который на гуслях играл самому морскому царю.

«А потом построил 30 кораблей-

30 кораблей, 30 червленых.

Как свалил он товары новгородские

На те на червленые кораблики,

И поехал торговать купец богатый новгородский

На своих на червленых корабликах.»

А червленые- это значит – золотые, богатые.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как известный художник Сергей Малютин изобразил Садко- богатого гостя. (Слайд)

Рисунки Ивана Билибина вы могли видеть во многих детских книгах.

Вот еще одно изображение торгового корабля художника Николая Рериха. (Слайд)

Ребята, посмотрите повнимательней на эти корабли. Какие детали изображенные на этих кораблях привлекли ваше внимание?

(Слайд 3 корабля)

Ученики: Щиты, нос, паруса, то. Что деревянные, яркие.

Учитель: А какими красками нам художники изобразили эти корабли?

Ученики: Красным, желтым, зеленым… яркими

Учитель: Правильно яркими солнечными искрящимися изображены корабли. А какое настроение вызывают у вас эти изображения?

Ученики: Радостное, праздничное, восторженное.

Учитель: Ребята, но в море в старину встречались и другие корабли.

(Слайд)


-Посмотрите ка, на этих кораблях черные паруса. Может быть вы знаете что это за корабли?

Ученики: Да, пиратские! (Слайд)

Учитель: А произведение вы узнали?

Ученики: Да, «Айболит»

Учитель: Конечно же это ваша любимая сказка Корнея Ивановича Чуковского « Доктор Айболит».

Читаю….

«Доктор посмотрел и увидел, что из-за острова на черных парусах к ним приближается какой-то черный корабль- черный, как чернила, как сажа.

Не нравятся мне эти паруса!- сказала свинка.- Почему они не белые, а черные? Только на корабле у пиратов бывают черные паруса.

«Хрю-Хрю угадала: под черными парусами мчались злодеи- пираты. Они хотели догнать доктора Айболита и жестоко отомстить ему за то, что он похител у них рыбака и Пенту»

Опишите мне пиратский корабль. Чем он мог быть украшен?

Ученики: Головы драконов, змей…

Учитель: Черные, темные, угрожающие, но опасными были не только пиратские корабли, но и корабли викингов - воинов- мореплавателей, которые на протяжении 3-х веков опустошали берега Европы.

2. Сообщение темы урока.

А теперь, ребята, давайте представим, что в нашем море встретились 2 флота. Один из них флот царя Салтана, едущего на праздник, радостную встречу с царевичем Гвидоном, а другой флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот идущий на недоброе, хищное, темное дело. Добрый и злой флот.

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока - «Два флота». Вот их то мы и должны с вами изобразить. Наша задача сделать их разными, сразу узнаваемыми, чтобы их уже никто не перепутал.

Выбирайте, какой корабль вы будете изображать. Еще раз давайте обратим внимание на форму кораблей, и их силуэты. (Силуэт кораблей)

Чем они отличаются друг от друга?

Ученики: У доброго- плавные. округлые линии, а у злого- грубые, заостренные, угловатые.

Учитель: А еще нос древних кораблей украшали большой деревянной или медной фигурой.

Или устрашающей в виде головы дракона, змеи, или оберегом в виде русалки, морской девы, священной птицы- эта фигура называлась- рострой.

Вы придумали какой корабль будете изображать? А какая фигура будет на носу вашего корабля?

Давайте опять закроем наши глазки, а на счет 3 вы их должны открыть и быстро жестами изобразить свою скульптуру.

Итак Море волнуется1

Море волнуется 2

Море волнуется 3

Морская фигура на месте- замри….

Ах какие замечательные ростры у вас получились.

3. Практическая работа.

А теперь переходим к практической работе. Я вам раздам листы с силуэтами кораблей. Ваша задача аккуратно ножницами вырезать их. Ребята, а вы когда нибудь уже работали с ножницами? Помните, как с ними нужно обращаться?

(Вырезают, музыка. Коробка под мусор.)

Итак, ребята, море у нас есть? (Есть)

Заготовки кораблей у нас готовы? (Да)

А теперь мне бы хотелось проверить, готовы ли вы к морскому путешествию! Встаньте, пожалуйста, из-за парты и будьте все очень внимательны!

1 хлопок- смотрим вдаль (Рукой или биноклем, спинку вытягиваем, глазки прищуриваем.)

2 хлопка- бежим на палубу (Топаем ногами)

3 хлопка - лезем на мачту

4 хлопка - машем рукой встречному кораблю

Итак я вижу что здесь собрались настоящие морские волки, сильные и отважные.

Ну-ка, представьте себе, как в старину,

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах- то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Сабли, быть может, крест- накрест на флаге.

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела…

Подумай чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла,

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

(В. Калинкин)

А теперь наша задача одеть вырезанные нами корабли, придать им боевую или праздничную окраску.

(Показываю рисунки кораблей в цвете)

Открываем Красочки. Подумайте, какие цвета вы подберете для своего корабля. Что изобразите на парусе и на самом корабле?

Сегодня вы работаете с гуашью. Гуашь, в отличие от акварели любит немножко воды, старайтесь отжимать кисточку о краешек банки.

Итак, ребята, заканчиваем, я вижу, что ваши корабли уже готовы, а значит мы можем выходить в открытое море.

Слушай мою команду!

Я вам буду отдавать приказания, а вы мне его будите повторять со словом есть . Четко, громко, как настоящие моряки. Давайте попробуем!

К выходу в открытое море приготовится!

Есть приготовится!

С якоря сниматься!

Есть с якоря сниматься!

По местам стоять!

Есть по местам стоять!

Отдать швартовы!

Есть отдать швартовы!

Полный вперед!

Есть полный вперед!

А теперь, ребята, не торопясь, первыми те, у кого работы подсохли. Выходим и прикрепляем корабли на наше морское полотно.

4. Итоги игры.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Чей флот победил? Царя Салтана или пиратов? Пожалуйста, прикрепите свои корабли к нашему морю. Царя Салтана с права, а пиратские с лева.

(Ребята развешивают свои корабли на ватманы, изображающие морские просторы).

- Как вы здорово украсили свои корабли, сразу понятно кто добрый, а кто злой, у кого какая цель. Давайте вспомним, куда же направляются наши корабли?

Ученики: Флот царя Салтана, плывет на праздник, радостную встречу с царевичем Гвидоном, а другой- флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот, идущий на недоброе, хищное, темное дело. «Добрый» и «злой» флот.

Учитель: Молодцы! Кто же победил? Каких кораблей у нас больше!

Ученики: Салтана, добро.

Учитель: Это не потому, что ребята, которые изображали пиратские корабли сделали плохо свою работу а потому, что добро всегда побеждает зло. Нам с вами удалось создать два очень разных флота «добрый и «злой». Вы правильно подобрали цвета и символы к своим кораблям и у нас с вами получилась целая картина. Какое название мы придумаем для нее?

Ученики: «Как Салтан победил пиратов», «Два флота», «Морское сражение»…

Учитель: Ребята, вам понравилось наше морское путешествие? А что вы сегодня узнали нового?

Ученики: Какими бывают корабли. Как их можно украсить. Как настроение, чувство можно передать через линию и цвет. А еще вспомнили любимые литературные произведения. Познакомились с работами известных художников.

Учитель: Вы проявили свое творчество. Фантазию, были внимательны и аккуратны. Мне очень с вами было приятно и интересно путешествовать!

Рекомендуем почитать

Наверх