Решение по выездной налоговой проверке. Ситуация: могут ли налоговики внести изменения в решение о проведении выездной проверки в ходе проверки? Копия или оригинал

Материалы 28.04.2024
Материалы

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах и .

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: .

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале .

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал .

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале .

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Российский бухгалтер, N 6, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В данной статье рассмотрим общий порядок проведения выездной налоговой проверки.

ФНС России в письме от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 дало рекомендации о проведении выездных налоговых проверок (далее - Рекомендации).

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица ().

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" , выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы ().

Решение о проведении выездной налоговой проверки иностранной организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе, за исключением случаев постановки на учет иностранной организации в связи с открытием ей счетов в банках на территории Российской Федерации. При этом необходимо учитывать следующие особенности. По налогу на добавленную стоимость решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.7 ст.174 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. По налогу на прибыль организаций решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.4 ст.307 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в части налоговой базы и суммы налога, рассчитанной отдельно по каждому отделению либо по нескольким отделениям в части деятельности в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

В решении о проведении выездной налоговой проверки необходимо указывать сведения о том, что один из сотрудников налоговых органов, которым поручается проведение проверки, является руководителем проверяющей группы. Руководитель проверяющей группы организует работу проверяющей группы, дает в письменной форме сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.

В решении о проведении проверки организации, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения обособленных подразделений. Руководитель проверяющей бригады организует работу бригады, дает задания, обязательные указания сотрудникам, участвующим в проведении проверки, и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.

В решении о проведении проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений.

Во избежание негативных последствий в случае выбытия проверяющих по объективным причинам (например, увольнение, отпуск по уходу за ребенком, продолжительная болезнь, смерть) не рекомендуется формировать проверяющую группу в составе единственного сотрудника налогового органа.

Руководителю проверяющей группы (бригады) необходимо изучить материалы предпроверочного анализа и наметить мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы.

Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки должна быть разработана в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке, а также предусматривать перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения. В программе следует установить примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Указанная программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) налогового органа, которым устанавливается периодичность отчетов руководителя проверяющей группы о ходе проведения проверки.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

- выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

- составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

- организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписывается участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

Внесение изменений и дополнений в ранее принятое Решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

В случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. С указанной целью налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, подготавливает и направляет запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика-организации.

Не допускается внесение изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, в результате которого действие документа прекращается либо аннулируется и т.п., за исключением смерти проверяемого физического лица.

Внесение иных изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки не допускается.

Решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков - ответственному участнику этой группы.

Факт ознакомления налогоплательщика с решением о проведении выездной налоговой проверки отражается на экземпляре решения о проведении выездной налоговой проверки, остающемся на хранении в налоговом органе, путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты.

В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика либо ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также по адресу регистрации его руководителя.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки, соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки.

Проведение выездной налоговой проверки в части филиала (представительства) и иного обособленного подразделения, в случае проверки организации в целом, не может быть начато ранее проведения проверки в части головной организации.

Предъявление вместе со служебными удостоверениями решения о проведении выездной налоговой проверки организации является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Ограничения при проведении выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 Налогового кодекса РФ). Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки "по всем налогам и сборам". Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1 -26.5 Налогового кодекса РФ), предмет проверки указывается: "по всем налогам и сборам".

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п.4 ст.89.1 Налогового кодекса РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит "в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков". Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы.

Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (глубина выездной налоговой проверки. Из этого правила предусмотрено единственное исключение - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При применении п.4 ст.89 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать следующее:

1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.

При указании периода проведения проверки вновь созданных организаций налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.55 Налогового кодекса РФ для организаций, созданных после начала календарного года, первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца данного года, а при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, указание первых налоговых периодов производится в соответствии с периодами, согласованными при создании организации налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст.55 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п.5 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Учитывая вышеуказанное ограничение, налоговым органам необходимо ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по всем налогам и сборам (комплексные выездные налоговые проверки). При этом проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок) рекомендуется осуществлять в исключительных случаях.

Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае если, по мнению управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.

ФНС России рассматривает запрос и сообщает о своем решении. В случае положительного решения назначение выездной налоговой проверки осуществляется соответствующим налоговым органом в установленном порядке.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Ограничения по периодам и количеству проверок согласно п.16.1 ст.89 Налогового кодекса РФ не действуют, если решение о проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты сумм налогов.

Выездные налоговые проверки и обособленные подразделения

Согласно в рамках выездной налоговой проверки организации, имеющей обособленные подразделения, налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. В указанной связи в решении о проведении проверки организации нет необходимости указывать обособленные подразделения организации.

Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации.

Организацию выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляет налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Не позднее чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки обособленного подразделения. В указанном запросе должны быть отражены следующие сведения:

- полное наименование организации, ее ИНН;

- наименование обособленного подразделения, подлежащего проверке (при наличии);

- адрес места нахождения обособленного подразделения, подлежащего проверке, КПП организации по месту нахождения данного обособленного подразделения;

- предполагаемые сроки начала и окончания проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации;

- периоды, за которые проводится проверка;

- предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих самостоятельных налоговых проверок филиалов (представительств).

Указанный запрос направляется в виде корреспонденции "для служебного пользования" по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Налоговый орган, получивший указанный запрос, обязан в течение 10 дней с момента получения запроса представить предложения по составу сотрудников, которым будет поручено проведение проверки обособленного подразделения, с указанием фамилий, имен, отчеств (Ф.И.О.) должностных лиц, занимаемых ими должностей, классных чинов. При этом указывается должностное лицо - руководитель проверяющей бригады по месту нахождения обособленного подразделения.

Количество экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки включает экземпляры для предъявления при доступе проверяющих на территорию (в помещения) по месту нахождения организации (далее этот экземпляр остается на хранении в налоговом органе в материалах проверки) согласно количеству обособленных подразделений организации.

При оформлении экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки, а также иных решений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ , принимаемых в ходе выездной налоговой проверки, пометка "Для служебного пользования" (ДСП) не проставляется.

Копия решения о проведении выездной налоговой проверки подлежит вручению лицу, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка (его представителю), проверяющими должностными лицами налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, либо передаче иным способом.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительными письмами в адреса налоговых органов по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

К сопроводительному письму прилагаются:

- задания на проведение мероприятий налогового контроля проверяющим бригадам по месту нахождения обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика;

- выписка из заключения по результатам предпроверочного анализа;

- порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;

- порядок и сроки представления материалов в части обособленного подразделения для составления акта проверки;

- иные необходимые для проведения проверки материалы.

Сопроводительное письмо с приложениями направляется в виде корреспонденции "для служебного пользования" по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Самостоятельная налоговая проверка

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом необходимо учитывать, что согласно п.7 ст.12 Налогового кодекса РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет по месту нахождения филиала или представительства налогоплательщика-организации (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проведения проверки не может превышать один месяц.

Согласно п.2 ст.89.1 Налогового кодекса РФ самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится. При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что такая проверка невозможна в силу того, что налог на прибыль организаций не является региональным или местным налогом, по которым согласно п.7 ст.89 Налогового кодекса РФ возможны самостоятельные выездные проверки филиалов или представительств любых организаций, в том числе участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков) либо по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст.92 Налогового кодекса РФ .

О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.

А.Ю. Никитин, налоговый консультант

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки

Какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений. Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судо мп. 14 ст. 101 НК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ ЮРИСТУ

В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дел ап. 67 Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 .

Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП. Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоро вп. 4 ст. 89 НК РФ . Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей ВНППисьмо ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 . Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначени ип. 8 ст. 89 НК РФ . А вот уже с решением вас должны ознакомит ьподп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ . Это может быть сделано так:

  • <или> ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т. д.;
  • <или> руководителя организации вызову тприложение № 1 к Приказу ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;
  • <или> решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)п. 5 ст. 31 НК РФ .

Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки. И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам ВНППостановления ФАС СЗО от 31.05.2012 № А52-1840/2011 ; ФАС ЦО от 24.02.2010 № А68-3935/09 . Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысл аПостановление ФАС ВСО от 21.07.2010 № А58-7346/09 . На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Налоговики нередко вносят изменения в первоначальное решение. Обычно уточняется состав проверяющи хприложение № 1 к Приказу ФНС от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ . Например, если кто-то из ревизоров заболел и нужна замена или если к проверке решили подключить полицию. Заявлять, что вас не ознакомили с такими решениями, вообще бессмысленн оПостановление 18 ААС от 22.01.2013 № 18АП-12895/2012 . Но, опять-таки, вы можете не пускать на свою территорию проверяющих, об участии которых в проверке вас не известили законным образом.

Решение вынесли в одном году, а вручили в другом

Ограничение глубины проверки по правилу «год текущий + 3 предшествующи х»п. 4 ст. 89 НК РФ часто становится причиной того, что выездную назначают в последних числах декабря. Например, 30 декабря 2013 г. налоговики могли вынести решение о проведении выездной проверки компании за 2010- 2012 гг. Формально требования закона соблюдены, но налогоплательщиков такое поведение инспекторов иногда возмущает: вручают-то такие решения, как правило, после новогодних праздников, то есть уже в следующем году. И некоторые считают, что это влечет сокращение периода, который может быть охвачен ВНП. Так вот, это как раз тот случай, когда оспаривать правомерность проверки 2010 г. (если брать данные нашего примера) не стоит. Особенно если налоговики еще в декабре предпринимали попытки вручить вам решение, рассылали в другие инспекции запросы о проведении встречных проверок ваших контрагентов и т. д. То есть фактически начали проводить проверку раньше, чем вручили вам решени еПостановления ФАС ПО от 29.10.2013 № А65-2024/2013 ; ФАС СЗО от 10.11.2011 № А05-13345/2010 .

А был ли мальчик, или Проверку назначила «несуществующая» ИФНС

Слияние инспекций мало затрагивает налогоплательщиков. Неудобство только в изменении реквизитов ИФНС (как правило, инспекция сообщает свои новые реквизиты во избежание ошибок при оформлении платежных документов на уплату налого вподп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ , но может этого и не сделать). И нужно получить новое свидетельство о постановке на налоговый уче тприложение № 1 к Приказу ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488 , поскольку наименование инспекции, ее адрес, ИНН и КПП изменятся. Для этого можно подать в ИФНС заявление о замене свидетельства в произвольной форме.

А если уже после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности налогового органа в связи с реорганизацией, присоединяемая инспекция назначит проверку? Насколько правомерно такое решение? И может ли инспекция-правопреемница проводить ВНП на его основании?

Вопросам, возникающим у компаний при реорганизации инспекции, было посвящено интервью с сотрудником ФНС России С.А. Таракановым «При слиянии инспекций нужно получить новое свидетельство»: 2009, № 14, с. 16

С такой ситуацией столкнулась одна из наших читательниц. При реорганизации налоговых органов инспекция, в которой состояла на учете компания, присоединилась к другой. И 21 декабря, в день, когда в госреестр была внесена запись о прекращении деятельности ИФНС, заместитель руководителя «исчезающей» инспекции вынес решение о проведении выездной проверки. Выяснилось, что приказ о реорганизации вступал в силу только с 1 января, поэтому налоговики не сомневались в правомерности своих действий.

Приказы, на основании которых происходит реорганизация инспекций, издает ФНС. Это открытые документы, на них не стоит гриф «ДСП», многие из них есть в разделе «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)Приказы ФНС от 25.09.2013 № ММВ-7-4/417 , от 12.10.2012 № ММВ-7-4/722 . Но если вы попросите такой документ в ФНС, вам, скорее всего, вежливо откажут, сославшись на то, что запрашиваемая информация предназначена для внутреннего пользования.

Мнение читателя

“ ИФНС вынесла решение о проведении выездной проверки датой своего исключения из ЕГРЮЛ! То есть в этот день по закону госорган уже утратил правоспособность. Подняли этот вопрос на рассмотрении возражений по акту проверки, и нам сказали, что Приказ ФНС о реорганизации вступил в силу только с 1 января, значит, проверка была назначена правомерно. И в ФНС тоже так считают. Оспаривать итоговое решение по проверке на этом основании не будем, чтобы отношения не портить, хотя, конечно же, налоговики не пр авы” .

Ирина,
юрист, г. Краснодар

Однако закон говорит о другом: при присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лиц ап. 4 ст. 57 ГК РФ . То есть именно 21 декабря присоединяемая ИФНС утратила правоспособность, а ее права и обязанности перешли к реорганизованной инспекци ип. 3 ст. 49 , п. 2 ст. 58 ГК РФ . Получается, что с этой даты назначать и проводить проверку могла только реорганизованная ИФНС. При обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, можно привести доводы о том, что решение о проведении ВНП было вынесено неправоспособной инспекцией и подписано неуполномоченным должностным лицом. Но не исключено, что при отсутствии других огрехов судьи сочтут такое нарушение процедуры назначения ВНП несущественным и не повлиявшим на законность решения по проверке.

А вот если прежняя инспекция вынесла спорное решение до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, реорганизованная ИФНС, как правопреемник, может на законном основании проводить выездную проверк уп. 2 ст. 58 ГК РФ . Тут уж придраться не к чему.

Ваш переезд проверке не помеха

По общему правилу решение о проведении выездной проверки выносит инспекция по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимател я)п. 2 ст. 89 НК РФ . И эта же инспекция проверку проводит. То есть при вашем «переезде» в другую инспекцию ИФНС по прежнему месту нахождения может назначать и проводить проверку до внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)Письма Минфина от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 , от 19.06.2012 № 03-02-08/53 ; ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (пп. 10, 11) ; Постановление ФАС ВСО от 13.01.2012 № А19-12393/2011 . Это правомерно, и проверку не отменят. Но если проверка назначена старой ИФНС хотя бы в тот же день, когда внесена запись в госреестр, у вас есть все шансы обжаловать результаты ВНППостановление ФАС ПО от 21.10.2013 № А55-34463/2012 .

Даже если при переезде вы сменили регион, повторную проверку в порядке контроля работы нижестоящего налогового органа все равно назначит УФНС по прежнему месту вашего нахождени яПисьма Минфина от 29.03.2012 № 03-02-08/32 ; ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (п. 1) . И проверку сданной после переезда уточненки «на уменьшение» за период, который проверялся на ВНП инспекцией по прежнему месту учета, назначит старая ИФНСп. 10 ст. 89 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.03.2012 № АС-4-2/3639 .

В решении неверный ИНН? Такая ошибка ваши права не нарушает

Форма решения о проведении ВНПутв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ предусматривает указание ИНН проверяемого налогоплательщика. Однако если налоговики не укажут в решении ИНН или допустят в нем ошибку, это не означает, что проверка проводится незаконно. Обязательный реквизит решения о проведении ВНП - это полное и сокращенное наименования организации либо ф. и. о. предпринимател яп. 2 ст. 89 НК РФ . ИНН не является частью наименования организации и не заменяет его. Кроме того, инспекция вправе устранить технические ошибки, допущенные в принимаемых ею ненормативных актах, путем внесения изменений отдельным решение мПостановления ФАС МО от 14.08.2012 № А40-26973/12-99-126 ; ФАС УО от 25.08.2010 № Ф09-6740/10-С3 .

Пришли проверять один налог, а начислили другой

В решении о проведении ВНП указываются проверяемые налоги и периоды, за которые проводится проверк ап. 2 ст. 89 НК РФ .

Ревизоры не вправе доначислять налоги за периоды, не обозначенные в решении о проведении ВНППостановление 14 ААС от 30.12.2011 № А13-13347/2010 , или изменять проверяемый период после начала проверки. Решение, изменяющее период проверки, - это самостоятельный ненормативный правовой акт. И он должен соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ, ограничивающим глубину проверки 3 годами, предшествующими году ее назначени яп. 4 ст. 89 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 16.04.2012 № Ф09-2750/12 . Например, если налоговики в 2013 г. назначили проверку за 2011- 2012 гг., то они не могут в 2014 г. изменить проверяемый период, включив в него 2010 г. Это уже будет являться нарушением, и такую «корректировку» периода проверки не составит труда оспорить даже в вышестоящем налоговом органе.

Не могут проверяющие и доначислять не названные в решении налоги. Так, если в решении сказано, что проверяется правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС, инспекторы не могут насчитать налог на имущество, обнаружив «попутно» нарушения и по нем уПостановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 № Ф04-2508/2007(33690-А46-40) . Но есть и исключения из этого правила. Если компания применяет упрощенку, а в ходе выездной проверки ревизоры доначислят НДС, например по причине обнаружения счетов-фактур с налогом, то ссылаться на отсутствие НДС в перечне проверяемых вопросов не стоит. В такой ситуации, считают суды, НДС и не может фигурировать в решении о проведении ВНП. И при этом доначисление НДС не приводит к принятию незаконного итогового решения по проверк епп. 2 , 3 ст. 346.11 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 22.11.2012 № Ф09-11159/12 .

Кстати, на практике проверку обычно назначают с формулировкой «по всем налогам и сборам», или, как говорят налоговики, комплексну юп. 1.3.1 Рекомендаций по ВНП, доведенных Письмом ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 . Отсутствие указания на конкретные налоги в такой ситуации не повод оспаривать правомерность проведения ВНП. Формулировка «по всем налогам и сборам» допускается формой решения. И суды согласны с тем, что налоговики не обязаны перечислять в решении конкретные налоги, подлежащие проверк еПостановления ФАС ПО от 13.03.2012 № А72-4064/2011 ; ФАС ВСО от 28.02.2011 № А33-4941/2010 ; 8 ААС от 28.06.2013 № А75-105/2013 .

А вот формулировать предмет ВНП как проверку «отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах» инспекция не должна.

Не стоит оспаривать решение о назначении ВНП из-за неточностей, которые однозначно не нарушают ваши права. Например, суд вряд ли серьезно воспримет претензии к тому, что решением не установлено, кто из участвующих в ВНП инспекторов является руководителем проверяющей группы (бригады). Ведь наличие этой информации предусмотрено только формой решения, а в Налоговом кодексе такого требования нет.

Кстати, в число проверяющих могут включить и сотрудников УФНС: закон этого не запрещает. Такое обычно случается, если ваша инспекция консультировалась с вышестоящим налоговым органом по какому-либо сложному неоднозначному вопросу, связанному с вашей компанией.

Выездные проверки - это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя.

Периодичность и период выездной проверки

Четких ограничений по периодичности не установлено. Но налоговые инспекторы не допускают ситуаций, когда фирма не проверялась более трех лет.

Внимание! Инспекторы могут проверять документы только за 3 последних года и за текущий год.

Запрещено проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период. Но есть исключения:

Если проверка вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы

Если проверку проводит вышестоящий орган для проверки деятельности подчиненных (управление ФНС по региону)

Процедура выездной проверки

Инспекторы имеют право:

1.Осматривать любые помещения в присутствии не менее 2 понятых

2.Истребовать документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Требовать документы инспекторы должны в письменной форме. Форма приведена в инструкции министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Если от Вас потребуют документы, которые не перечислены в Требовании, то Вы можете отказать.

Документы нужно предоставить в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя. Вы должны предоставить документы в течение 5 дней после получения требования.

Штраф за непредоставление вовремя – 50 рублей за каждый документ.

3.Изымать документы, которые Вы не предоставите добровольно

4.Провести инвентаризацию

Распоряжение об инвентаризации принимает руководитель налоговой инспекции (заместитель). Цель инвентаризации – убедиться, что данные, отраженные в документах, соответствуют действительности. Форма распоряжения утверждена Приказом МНС РФ от 10 марта 1999 года №20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" .

Перед инвентаризацией инспектор должен предъявить это распоряжение, в котором указаны причины, сроки, состав проверяющих, перечень имущества, которое подлежит инвентаризации.

Вы должны предоставить документы/отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Затем контролеры подсчитывают имущество фирмы. Вы обязаны создать все необходимые для этого условия. Все сведения об имуществе записываются в инвентаризационные описи и акты, которые составляются в 2 экземплярах. Эти документы подписывают все члены проверяющей комиссии и материально ответственные лица.

5.Допрашивать свидетелей

6.Проводить экспертизу

Продолжительность выездной проверки

Инспекторы не могут находиться на фирме более 2 месяцев. Но проверка может быть продлена до 3 месяцев в случаях:

  • Если Вы крупный налогоплательщик
  • Если необходимо провести встречную проверку
  • Если необходимо направить запросы в другие организации по поводу Вашей фирмы
  • Если возникли форс-мажорные обстоятельства во время проверки

Если у Вас есть филиал, то срок проверки увеличивается на месяц на каждый филиал. Но если филиалы проверяются отдельно, то срок, как и для фирмы – не более 2 месяцев.

Какие документы должны предъявить инспекторы?

  • Решение о проведении проверки. Форма решения утверждена Приказом МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" .Решение принимает руководитель налоговой инспекции (заместитель), на решении должна стоять печать.
  • Служебные удостоверения.

Последствия выездной проверки: В случае нарушения правил бухгалтерского учета

  • Отсутствие первичных документов
  • Отсутствие счетов-фактур, регистров бухучета
  • Систематическое, неправильное, несвоевременное отражение на счетах бухучета операций, денежных средств, нематериальных активов и т.п.

Ответственность:

  • Если бухгалтер грубо нарушил правила бухучета, то налагается штраф на фирму в размере 5000 рублей.
  • При грубом нарушении правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода штраф возрастает до 15000 рублей.
  • Если из-за грубого нарушения правил учета была занижена налоговая база, то штраф составляет 10% от суммы неуплаченных налогов, но не менее 15000 рублей.

Способ избежать штрафа:

Последствия выездной проверки: В случае недоимки по налогам

При неуплате или недоплате налога в результате занижения налоговой базы, неправильного начисления налогов налоговая инспекция оштрафует Вас на 20% неуплаченной суммы. Если будет доказано, что Вы не уплатили налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от неуплаченной суммы.

Способ избежать штрафа:

  • Доплатите налог, уплатите пени, подайте исправленную налоговую декларацию до назначения выездной налоговой проверки.

Оформление результатов выездной проверки

Порядок оформления результатов проверки устанавливается Налоговым кодексом:

1.После проверки инспектор должен составить справку о проведении проверки. Форма справки приведена в инструкции министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" . Справку Вам должны предоставить не позднее следующего дня с момента ее составления. Справка составляется на территории фирмы сразу после проверки.

2.Акт выездной налоговой проверки. Акт составляется в налоговой инспекции не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте перечисляются все установленные нарушения, ответственность, формы устранения нарушений. Форма акта приведена в инструкции министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" . Акт составляется в 2 экземплярах, один – для налоговой инспекции, второй – для руководителя фирмы. Акт Вы можете не подписывать, но на развитии событий это никак не отразится. При получении акта проверьте:

  • Его форму
  • Правильность расчетов
  • Сроки проверки
  • Вопросы проверки
  • Ссылки на нормативные документы

При обнаружении несоответствий Вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения в течение 2 недель с момента получения акта.

Как принимается решение по результатам выездной проверки

По истечение двухнедельного срока, который отведен Вам на представление возражений, налоговые инспекторы направляют материалы проверки руководителю налоговой инспекции. Он принимает по ним решение в течение 14 дней. Решение может быть следующим:

  • Привлечь к налоговой ответственности
  • Не привлекать к налоговой ответственности
  • Назначить дополнительные контрольные мероприятия (вызов дополнительных свидетелей, привлечение экспертов и др.)

Форма решения о привлечении к ответственности приведена в инструкции министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Копия решения вручается руководителю (заместителю) под расписку в течение 10 дней или отправляется по почте заказным письмом.

Вместе с решением о привлечении к ответственности Вам вручается требование об уплате налога и налоговой санкции. Формы требований приведены в приказе МНС от 29 августа 2002 года № БГ-3-29/465.

Вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

    налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

    налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

    налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

    налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

    большое количество документов, которые надо проверить;

    большая продолжительность проверяемого периода;

    большое количество проверяемых налогов;

    несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

    наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

    для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

    для проведения экспертизы;

    для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

    для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

    Сплошной

    Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

    ведется ли налогоплательщиком учет;

    наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

    факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

    правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

    факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

    соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

    налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

    документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

    правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

    правильность и полнота учета документов;

    правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

    полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

    своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

    комплексные и тематические;

    плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Подписание акта выездной налоговой проверки

После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездная налоговая проверка: подробности для бухгалтера

  • О «глубине» повторной выездной налоговой проверки

    89 НК РФ. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается проверка, проводимая независимо... . 1). При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не... посредством камеральной проверки. Итак, выездная налоговая проверка не будет повторной по отношению... . Проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных... ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который...

  • Что такое выездная налоговая проверка

    Пеней; аресте банковского счета; назначении выездной налоговой проверки. Необходимо внимательно проверять контрагентов и... выездной проверки Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ... предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика... именно требуемые документы, практически невозможно. Выездные налоговые проверки могут неоднократно назначаться и приостанавливаться...

  • 5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

    О правилах поведения налогоплательщика при выездной налоговой проверке уже можно выпускать сборник, подобный... . О правилах поведения налогоплательщика при выездной налоговой проверке уже можно выпускать сборник, подобный... № 2. Отдавать все или ничего Выездная налоговая проверка – это не только проверка вашей...

  • Интервью с чиновником: выездная налоговая проверка

    Поводом для назначения выездной налоговой проверки? Ответ: Поводом для назначения выездной налоговой проверки, могут послужить: ... налогоплательщиков для выездной налоговой проверки? Ответ: Отбор налогоплательщиков, для выездной налоговой проверки происходит путем... сроки предоставления документов запрашиваемых при выездной налоговой проверки? Что делать если количество... Вопрос: Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Ответ: Выездная налоговая проверка организации не может длиться более...

  • Возражения на акт выездной налоговой проверки: Порядок составления и предоставления

    Справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы... может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки. Важно! Несоблюдение досудебного порядка обжалования... РФ). Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки Законодательно установленной формы для оформления... @). Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки Письменные возражения по акту налоговой...

  • Отказ от льготы по НДС и возмещение налога

    Возмещении суммы НДС по результатам выездной налоговой проверки не влечет правовых последствий ни... согласилась с этим утверждением, поскольку: выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового...

  • При также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций... 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой. Означает ли это, что... Для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки используется риск-ориентированный подход. Например... качестве сигнального критерия для проведения выездной налоговой проверки может быть уровень налоговой нагрузки... . Таблица 2. Охват предприятий выездными налоговыми проверками за 2010-2018 гг. Если...

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

    Необоснованной налоговой выгоды. В ходе выездной налоговой проверки предпринимателя инспекция выявила факт взаимозависимости... квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщик имеет право на подачу... ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки в рассматриваемой ситуации. Налогоплательщик не... отношении предпринимателя налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2017 года

    И штрафов, начисленных по итогам выездной налоговой проверки, используя нормы гражданско-правового характера... района Хорошево-Мневники) + По результатам выездной налоговой проверки инспекция, констатировав право на вычет... ситуация, при которой решение по выездной налоговой проверке не влечет никаких правовых последствий...

  • Новые правила проведения налоговых проверок

    Вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же... период, который уже был предметом выездной налоговой проверки. На это обратил внимание АС...

  • Налоговые решения Судебной коллегии по экономическим спорам (практика 2018 года)

    Реализованных взаимозависимому лицу, по результатам выездной налоговой проверки является незаконным. Отличие примененной налогоплательщиком... ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки в рассматриваемой ситуации. Налогоплательщик... обстоятельства, связанные с назначением повторной выездной налоговой проверки, суды оставили без соответствующей... квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления...

  • Суд не признал расходы. Можно ли исправить ситуацию? Мнение Верховного Суда

    Денежных средств. Выездная налоговая проверка и первое дело Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку по всем... исключению данных, внесенных по результатам выездной налоговой проверки, являвшейся предметом рассмотрения арбитражных судов... органа, вынесенного по результатам первоначальной выездной налоговой проверки, налоговый орган, проверяя уточненные данные... создало возможность аннулирования (оспаривания) результатов выездной налоговой проверки (признанных судами в оспариваемой части...

  • Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

    Камеральных проверок; изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации... камеральных проверок; изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации... . Также предлагается изменить предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации... .2010 № 8163/09 предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за март 2018

    Реализованных взаимозависимому лицу, по результатам выездной налоговой проверки является незаконным. Отличие примененной налогоплательщиком... ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки в рассматриваемой ситуации. Налогоплательщик не... ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена... обстоятельства, связанные с назначением повторной выездной налоговой проверки, суды оставили без соответствующей правовой...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за апрель 2018

    Начисление спорных сумм по результатам выездной налоговой проверки является правомерным. Налоговая ответственность Определение... налоговой декларации, представленной после проведения выездной налоговой проверки, не могли участвовать в формировании... сумму налога, начисленного по результатам выездной налоговой проверки, до окончания камеральной налоговой проверки... увеличенного расхода с учетом результатов выездной налоговой проверки, кроме того, у Налогоплательщика отсутствовала...

Рекомендуем почитать

Наверх