Шумерская цивилизация. Любопытное о жизни шумеров

Полы 29.03.2024
Полы

Вот что лично вы представляете, услышав слово «Шумер»? У меня, до того, конечно, как я провела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древнее. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а! Они были крутые! От них все вроде бы пошло. Или не от них?». А потом: «Ну и бог с ними!».

А может, познакомимся с ними поближе? Зачем это нам? Таким образом мы проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою очередь, повлияли на более близкую нам Грецию.

Ужас-ужас! Опять проблема – с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000-летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия», вы знаете? «Что за идиотский вопрос?», спросите вы. А я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю – Тигр и Евфрат.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа − говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли, чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мной статьях говорится, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация.

Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И печальное выражение лица».

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, прославления богов, увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений терялись по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля – между горами и соленым морем, где пустыня чередуется с болотами, а засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу − из высушенного на солнце, позже − из обожженного. У богатых людей жилище имело 2−3 этажа, до 12 комнат. У них была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу! Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, были очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель и музыкальные инструменты.

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Разглядывая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, а также пытаются связать их с происхождением всех народов мира. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-то (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Это очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене, долгие месяцы «мозоля глаза». На стену из шумерских штуковин вешать нечего: живопись если и была, то под слоями песка и ила быстро пришла в негодность, а вот статуэтки – пожалуйста! Любая – добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, у каждой − отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться и поиграть в «дочки−матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков? А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров.

Надежные жилища, высокие для древности технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках, и вот эти очаровательные фигурки – весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

Шумер был одной из древнейших цивилизаций на Земле. Более 7000 лет назад шумеры построили дороги и стены своего первого города. Они первыми в истории человечества покинули свои насиженные места и племенные дома, отказавшись от привычных земледелия и скотоводства, и переехали жить в настоящий город. сегодня сохранилось мало артефактов, которые бы могли что-то рассказать о жизни в 5000 году до н.э., тем не менее учёные тщательно изучают все находки и уже мог

1. У женщин был свой собственный язык

Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык.

Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире.

2. Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги

Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.

Богатые люди облагались гораздо большим налогом - в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди.

3. Жизнь вращалась вокруг пива

Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

4. Использование опиума

Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя - они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.

5. Новая жена для правителя ежегодно

Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц - группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» - и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.

В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

6. Жрицы были врачами и стоматологами

Жрицы были не только гаремом правителя - они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний.

Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них.

7. Грамотность - это богатство

Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

8. Бедняки, живущие за пределами города

Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.

9. Армия завоевателей

И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто - проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов.

Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона - никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.

10. Ритуальные погребения

В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.

«Голосувалка» в прошлом посте как-то не очень всех вдохновила, отвечали вяленько, поэтому на этот раз я придумала другую «заманушку». Задам я вам вопросы-«викторинки», для самоконтроля, будете сами себе отвечать. А правильные ответы почитаете в конце этого поста.

Знаете ли вы,

1. 1. Что значат эти слова? - Чавин, Сант-Августин, Паракас, Тиауанако, Уари, Тайрон, Мочика, Чибча, Чиму.

2. 2. Что такое «этнопсихология»?

3. 3. Кто такие хананеи?

Если вы видите такое, смело восклицайте: "Шумер!". Это цилиндрические каменные печати (слева), а справа - современные глиняные "ленты", на которых оставлен отпечаток. Полюбуйтесь, какое утонченное мастерство резчика!

Ужас-ужас! Опять проблема - с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000 летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Мы с вами уже договорились, что в эпоху раннего Бронзового века наиболее значимыми цивилизациями Евразии были Шумерская, Хараппская и Египетская. Хараппскую мы разобрали, теперь идем дальше.

Слева - череп с украшениями, найденный в Уре - захоронение "Царицы Па-Аби", ок. 2600 днэ. Справа - реставрированные украшения

Хоть Шумерская цивилизация и почти ровесница Хараппской, но артефактов осталось побольше, хранятся они в самых приличных музеях мира, и даже в некоторых неприличных (типа Бостонского, на сайте которого нельзя тырить картинки). Творения древних мастеров (в основном - гончаров и скульпторов) можно увидеть в Лувре, в Берлинских музеях, в Британском, во многих американских, и, конечно, в Багдадском (если вы туда попадете). Довольно много фигурок, печатей, осколков, бусин, горшков и флаконов - без ста грамм не разберешься, как обычно: «Ой, пойдем лучше картины смотреть!» (см. опрос в предыдущем посте).


Это - не реставрация, а фотография. Так до сих пор живут "болотные арабы" в Ираке. Примерно так же выглядели первые поселения шумеров в болотистой местности Междуречья.

Вот что вы, лично вы, представляете, услышав слово «Шумер»?У меня, до того, конечно, как я произвела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древне. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а!!! Они были крутые! От них все, вроде бы, пошло. Или не от них?». А потом: «Ну, и бог с ними!».

Керамика Убейдской культуры (4500-5500 днэ). Этих коренных жителей Месопотамии потеснили шумеры, придя откуда-то с гор

А может, познакомимся поближе? Зачем это нам? А мы таким образом проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою, очередь повлияли на более близкую нам Грецию.

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из Сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур!А что значит Месопотамия, вы знаете? Что значит «Что за идиотский вопрос?», я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия - одно и то же. Просто «месо-потамия» - это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю - Тигр и Евфрат.


Карта древнего Междуречья (3500-2500 д.н.э.). Я выделила основные города Шумера и Аккада и нанесла изображения самых ярких находок . Чем глубже в древность, тем изолированее и независемее друг от друга существовали шумерские города.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, когда ругаюсь насчет «обтекаемых» подписей к фотографиям, посмотрите на табличку, которую я составила. Это основные цивилизации и культуры, населявшие Междуречье в древности. Мне так легче соображать, кто кому кто, да и вам понятнее.

А ведь это еще не все! Были еще и неолитические культуры.Убейд, например. Раньше убейдских поселений в Месопотамии ничего не нашли - может, и не было их, некоторые ученые предполагают, что здесь вообще плескались воды Персидского залива, а может, их просто занесло многометровыми наслоениями ила от частых паводков. Четвертое, а может и пятое тысячелетие до нашей эры, вы можете себе это представить?!Нет еще ни Китайской стены, ни Московского Кремля, ни египетских пирамид! Таинственные племена-аборигены создавали удивительную для такой древности керамику! Причем, мастерство проявлялось и в росписях, и в форме изделий. Убейдская культура - первая цивилизация Месопотамии. Только потом откуда-то на их голову свалились шумеры и вытеснили их с насиженных мест. Или смешались с ними?


Еще одна табличка - основные города Шумера. Интенсивность окраски означает рассцвет. Границы возникновения и угасания города на самом деле размыты, ориентироваться приходится на последние упоминания и т.п. Все, больше табличками вас не мучаю!

Вообще на рубеже 4-3 тысячелетия в Междречье вполне мирно уживались три этнические группы:шумеры, пришедшие откуда-то с Северо-Востока и жившие в Нижней Месопотамии, представители Убейдской культуры и племена семитов, селившихся где-то посерединке. Потом шумеры прогнали убейдцев, а позже их самих завоевали семиты, которые к тому времени назывались красиво - царство Аккад, вот и стали они Шумеро-Аккадом.

Находки, сделанные в Уре (прим. середина 3000 днэ) . Золотые, каменные, серебряные сосуды, золотой шлем, пластинка с козлами из раковины, полуфигурка богини, каменная голова женщины, золотое оружие.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индо-европейцами, причем, предположительно, средиземноморского типа (говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке) - это подтвердили антропологические исследования человеческих останков.Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли - чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мною статьях говориться, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация. Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И все время печальное выражение лица».


Иракские дети. Может быть, шумеры выглядели так.
Чудовищно, но я еле нашла в Сети фотографии обычных деток из Ирака - на большинстве снимков они изувечены, с оторванными конечностями, залиты кровью, с обженными лицами и т.п.. Люди, что вы делаете?!

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, для прославления богов, для увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений в боле развитого шумерского искусства утерялся по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Шумерские статуэтки

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном, глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля - между горами и соленым морем, пустыня чередуется с болотами, засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Ранняя шумерская керамика

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу - из высушенного на солнце, позже - из обожженного. У богатых людей жилище имело 2-3 этажа, до 12 комнат. Как и у хараппцев, была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу!Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, было очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель, музыкальные инструменты.

Поздняя шумерская керамика

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Рассматривая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, пытаются связать их с происхождением всех народов мира и т.д. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-та (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Находки из Урука. А уважительно относились к бычкам, да?

Очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене и долгие месяцы «мозолить глаза». На стену из шумерских штуковин вешать не чего - живопись если и была, то вы знаете ее пренеприятное свойство - под слоями песка и ила она быстро приходит в негодность, а вот статуэтки - пожалуйста! Любую - добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Принц Гудеа из Лагаша (22 век д.н.э.). Видимо, этот правитель был весьма энергичен и пользовался немалым уважением - столько его изображений сохранилось! Или культ личности?

Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и самая подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, все - отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться за копировальную машину в копи-руме и поиграть в «дочки-матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?


Статуэтки из Эшнуны (2900-2600 днэ)

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков. А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров. Надежные жилища, высокие, как для древности, технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках и вот эти очаровательные фигурки - весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.


Стела Нарамсина (Шумеро-Аккад, 2300). После завоевания Шумера Аккадом, в искусстве наметилась тенденция к милитаризации

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

А украшения! Это нечто!!! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Леонардом Вулли в 1927-28 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700-2600 днэ, в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства - украшения, богато инкрустированные музыкальныеинструменты, золотой шлем и многое другое.

Драгоценности, найденные в Уре при раскопках царских захоронений

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитая арфа с головою быка была обнаружена в руках арфиста, который, похоже, музицировал до последнего мгновения жизни. Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхомона, но, почему-то, гораздо менее известна.


Еще драгоценности

Я просто сбилась с ног (или с пальцев), молотя по клавиатуре и рыская по сайтам, в поисках шумерской керамической посуды - нашла буквально пару изображений!Я думаю, они есть, описаний керамики в Интернете предостаточно, но вот изображений почему-то нет. Зато множество керамики убейдского периода, дошумерской. Пишут, что ранняя шумерская керамика была на нее очень похожа - на светлом фоне несложные орнаменты красного, оранжевого и коричневого цветов. Такие уж тогда были краски. Синюю и зеленую придумали гораздо позже. Со временем, когда шумерская цивилизация развивалась и шла вперед, керамика изменилась - она стала рельефной. Сосуды украшали выпуклыми орнаментами и головами животных. А вот глиняных табличек и фигурок очень много - как-никак, глины с речных берегов здесь было просто завались!

Другие находки Ура - штандарт "Война и мир" (вверху), фигурка "Козел в огороде в кустах", Царская арфа, настольная игра, серебранная арфа. А еще они там нашли что-то вроде салазок!

Камень был редок, как я уже говорила, но самые прекрасные и виртуозные скульптурные изображения Шумера,дошедшие до нас, выполнены именно из камня. Довольно много - из стеатита или «мыльного камня». Характерная особенность шумерской скульптуры - «большеглазость». Все культовые фигурки из Эшнуны стоят в одинаковой позе и глаза у них буквально вылуплены от изумления!Длинные юбки, нередко -с фестончатыми краями - как у мужчин, так и у женщин. Руки практически всегда на особый манер сложены перед грудью. Бросаются в глаза мудреные прически и бороды на некоторых мужских статуях - словно накрученные раскаленными щипцами. Такие же мы позже будем видеть и на Вавилонских изображениях.


Лодка Тура Хейердала "Тигрис". На таких жители Междуречья переплывали Персидский залив и достигали Красного моря

Особо узнаваемый атрибут шумеров - огромные постройки культового назначения -зиккураты. Традицию возведения подобных построек потом переняли ассирийцы и вавилоняне. Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что зиккураты шумеры возводили, тоскуя по своей древней родине - они, как считается, спустились где-то с гор, на вершинах которых они молились богу Неба. За последние сто лет раскопано несколько зиккуратов. К сожалению, все они лежат в зонах боевых конфликтов, вдали от туристических маршрутов. Знаменитый зиккурат в Уре, лихо подновленный по приказу Хусейна, находится неподалеку от американской военной базы. Лучше всех сохранился без всяких перестроек зиккурат неподалеку от Суз (Шуш в Иране).

Порт в Эриду и тростниковая ладья (реконструкция)

Главные государства древнего мира в третьем втором тысячелетии до нашей эры не разделялись такими расстояниями, как нынешний мир. И хотя транспорт в те времена был попроще, но все-таки жители главных государств того времени - Хараппской цивилизации, Шумера и Египта - умудрялись поддерживать отношения. В Египте, в археологических слоях 3200-3500 днэ при раскопках были обнаружены предметы роскоши, привезенные из Шумера. В египетских и шумерских находках одного периода - 3-го тысячелетия днэ- часто присутствует один и тот же мотив - мифологические животные с длинными переплетенными шеями. И т.д.


Шумерский город (кажется, реконструкция из журнала "Вокруг Света")

С хараппцами шумеры тожеобщались, скорее всего. И вообще онибыли чужды ксенофобии. Активно контактировали с окружающими народами, путешествовали и торговали с дальними странами. Может быть, поэтому их искусство такое разнообразное и полиморфное - художники шумера с готовностью впитывали культуру других народов, рождая новые, оригинальные и самобытные формы. Помните, был такой классный норвежец Тур Хейердал? Друг нашего Юрия Сенкевича. Когда-то я читала книги о его путешествиях «На «Ра» через Атлантику» и «Экспедиция «Тигрис»». Так вот Тигрис - это была тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем в Красное море (Египет).



Зиккурат в Уре, восстановленный по приказу Саддама Хусейна

Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы. Глиняные печати, в большом количестве обнаруженные в Пакистане и на территориях Шумера, весьма сходны. Только хараппцы чаще использовали плоские, а у шумеров больше находят цилиндрические. По всей видимости, контактировали шумеры и с эламитами (нынешний Иран), некоторые «перепевы» наблюдаются в произведениях искусства двух государств. Некоторый воинственный, агрессивный мотив привнесла аккадская культура - после объединения двух царств слияние культур, пусть частичное, однозначно наблюдалось. Шумеро-аккадские мотивы мы, несомненно, наблюдаем в более поздних артефактах Вавилонии и Ассирии.


Зиккурат. Реконструкция


Питер Брейгель "Вавилонская башня"

Куда делся Шумер? А по всей видимости, никуда. Он был завоеван ипоглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетья днэ , а потом попросту растворился в ней.

А еще шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд, знаки зодиака. Похоже, именно у них была первая письменность - клинописная, на которой они много писали, причем не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. И врачевание у них было (кажется, даже первыми воду заговаривали), и первые школы.

С ними связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствуют в библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно - уфологи. И если правда, что все мы произошли от одной матери-Евы, какой-то мутировавшей обезьяны из центральной Африки, то тогда в каждом из нас есть парочка генов от древних шумеров. Прислушайтесь к себе - не хочется ли вам взглянуть на небо, задуматься, а потом вылепить из глины что-нибудь чудесное?

Ну, и правильные ответы «самовикторины».

1. Подсказываю, добавляя еще два - инки и ацтеки. Я перечислила древние культуры американского континента. Самые старые из них берут начало во втором тысячелетии до нашей эры. Представляете - и там тоже кипела жизнь! Мы их пока изучать не будем, я даже плохо представляю, где это. Это вообще на Земле?

2. Наука такая, конечно же. Изучает психологию народов, этносов. Молодая наука, возникшая на стыке других. Так, согласно этой науке, люди, живущие на равнинах, более склонны к сплоченности, к преодолению трудностей совместными усилиями, однако при этом на них нехорошо влияет однообразный «плоский» пейзаж, и они особо уязвимы для печали и депрессий.

3. Так народы Палестины в библейские времена называли финикийцев. Это был торговый народ мореплавателей, селившийся на побережье Средиземного моря (Левант), основавший такие города, как Тир и Карфаген. Недавно британский ученый-генетик Спенсер Уэлс взял ДНК материал из зубов в древних захоронениях и сравнили ее с ДНК жителей современного Ливана. После этого можно с уверенностью сказать, что современные ливанцы - прямые потомки хананеев (финикийцев).

Кто прочитал - молодец!
До новых встреч!

Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.

Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?

До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!

Шумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день

Что дали другим цивилизациям

Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.

Медецина

Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить — сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры — то есть более пятидесяти веков назад!

Древняя цивилизация шумеров

Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.

Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.

Выплавка металллов

Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.

И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени — ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей — от колеса до двухпалатного парламента — и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?

Уникальная письменность — клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики

Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять — как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?

Низкие истины

Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно — сами они называли себя черноголовыми (почему — тоже неясно). Однако то, что их родина — не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!

Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии — недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.

Древние шумеры — это стран а загадок и непознанных тайн

Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина — остров Дильмун (нынешнее название — Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.

Гильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск — символ ассирийского бога Ашшура

Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?

Потомки атлантов? Версии их появления

Существует версия и о том, что шумеры — это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.

Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.

Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами — это сравнить их языки. Связь может быть близкой — тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.

Но шумеры — единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.

Британский след

Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в… кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.

Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств — профессиональные разведчики).

Бехистунская надпись

Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись — трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).

Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.

Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак — еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и — что вы думаете? — достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность — и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.

Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.

Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.

Были ли Шемеры?

Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!

Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах — белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере — великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.

Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, — утверждают конспирологи. — Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством — Ур, Лагаш, Ниневия».

Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.

Начало шумерской истории содержит в себе много тайн. Историки и археологи потратили немало сил, стараясь разгадать их. Сейчас мы знаем, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство, воспитывали детей. Археологи ходят по улицам древних шумерских городов, восстанавливают расположение домов и храмов. Однако загадок меньше не становится. По мере накопления знаний возникают новые вопросы. И главный из них - откуда пришли шумеры, где их родина?

Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки-рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь.

Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда были здесь очень опасны (память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях). В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была ещё людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля.

Всё изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева - шумеры. Шумеры сильно отличались от окружавших их народов - и прежде всего своим языком. В наши дни учёные умеют читать шумерские тексты, уже составлены многотомные словари шумерского языка. Для этого потребовалось много десятилетий упорного труда, и учёные не раз ошибались. Постепенно стало ясно, что древнешумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков. Поэтому мы не можем сказать, с какими народами древности шумеры «состояли в родстве», хотя учёные пытались подыскать им «родню» и на Кавказе, и в Гималаях, и на Памире. Всю правду об их далёкой родине мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Лучше посмотрим, как повели себя шумеры в незнакомом для них месте, среди тростниковых зарослей и болот. Кроме плодородных, но ещё не освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, т.к. кирпичи были сделаны из необожжённой глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали «слепить» новый посёлок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетённые из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо «клинописью». Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились скла-дывать даже разбитые таблички и читать написанное на них.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.

Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье солёные. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменём давали невысокие урожаи. В конце концов засолённые поля просто забрасывали или же пасли на них овец. Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Разумнее всего в этих условиях было бы руководить орошением полей из одного места, а не доверять каждому крестьянину прорывать оросительные канавы, как ему вздумается.

Такими центрами управления сельским хозяйством, а значит, и всей жизнью людей, в Шумере стали храмы. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счёт собранному урожаю. Именно храм управлял жизнью соседних городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Историки называют объединяющихся вокруг храма людей храмовой общиной.

Почему же всеми этими делами занимался не царь, как это было в Египте? Дело в том, что Шумер на протяжении семи веков своей истории не представлял собой единого государства: области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами, а также особенностями развития. Центром каждой области был сильный и богатый город, возникший вокруг храма, посвящённого местному богу. Самыми известными из шумерских городов были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков. Управляли городом и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец чаще всего носил титул «эн» или «энси». Меньше всего с храмом был связан командир городского ополчения, называвшийся «лугаль». Однако и лугали часто происходили из жреческих семей. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей.

Особое положение жрецов в Шумере подкреплялось хитро продуманной организацией храмового хозяйства. Сначала у храмов не было своей земли. Каждая деревня просто выделяла «богу» особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне вместе, а собранный с этого участка урожай деревенская община отдавала храму. Постепенно храмы забрали у общин эти земли и стали вести на них своё собственное хозяйство. Появились и зависимые от них люди, которые работали на храмовых полях за продуктовый паёк. Рабов в Шумере поначалу было ещё немного, и их труд не играл большой роли в хозяйстве. В Шумере очень рано была разрешена законом купля и продажа земли. Пользуясь этим, храмы всё время увеличивали свои владения; всё больше становилось безземельных крестьян, вынужденных батрачить на храмовых полях. Часть полей храм сдавал в аренду. Любой человек мог взять участок земли и вести на нём хозяйство, отдавая жрецам часть урожая. Получалось, что каждый крестьянин мог рассчитывать на помощь от храма: бедняку храм обеспечивал кусок хлеба, малоземельному крестьянину - возможность обработать дополнительный клочок земли, а крепкому хозяину аренда давала возможность расширить производство и часть урожая продавать на рынке. Поэтому все крестьяне в Шумере крепко держались за храмы и часто вставали на сторону жрецов во время их ссор с лугалями, а позже - с царями.

А столкновения между храмами и лугалями происходили в Шумере всё чаще. Лугали стремились завоевать соседние города, объединить страну и объявить себя царями. Для этого им нужно было превратить городское войско в свою собственную дружину, послушную всем приказам предводителя. Однако у лугаля не было средств, чтобы содержать такое войско, поэтому он начинал торговаться с храмами и просил у них землю для раздачи её своим воинам. Взамен лугаль, по-видимому, обещал жрецам покорение городов-соперников и богатые подарки из военной добычи. Иногда лугалю удавалось получить доступ к храмовым землям, и тогда начинался бессовестный грабёж храмового имущества: лугаль сгонял с полей крестьян, сажал вместо них своих воинов, отменял раздачи продуктов населению, передавал храмовую землю по наследству своим сыновьям.

Что же изменилось в шумерских городах после перехода власти к военным вождям? Ответ на этот вопрос даёт история Лагаша.

Около 2400 г. до н. э. власть в этом городе захватил лугаль Эанатум. Используя богатства городских храмов, он вёл успешные войны с соседними городами и заставил их признать господство Лагаша. При этом гибли тысячи людей; соперники нередко разрушали плотины на Евфрате и затопляли поля и селения друг друга. Победы, одержанные такой ценой, радовали далеко не всё население. В Лагаше начались мятежи, и один из преемников Эанатума, Уруинимгина, вынужден был вернуть храмам их земли и восстановить многие из древних обычаев. Но было уже поздно. Лагаш настолько ослаб из-за внутренних раздоров, что в борьбе за спорные земли был разгромлен своим вечным соперником - соседним городом Умма.

Ни один из шумерских лугалей не был достаточно силён, чтобы объединить страну под своей вла-стью. Незадолго до 2300 г. до н. э. беспорядки в шумерских городах и войны между городами при-обретают особенно разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории принесли не только разрушения и междоусобицы. Шумеры создали богатую и сложную культуру, которая стала образцом для подражания на всей территории Междуречья. Шумерской клинописью пользовались впоследствии многие народы, приспособившие её к своим языкам.

Шумеры были наделены очень сильным религиозным чувством. Их представления о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. Многие шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: до греков они были лучшими математиками и астрономами древности.

Знания, накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйственные записи, наблюдать звёздное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому многие изображения людей отличались у них большими оттопыренными ушами. Мы лучше поймём характер шумеров, оценим их любовь к знанию, если сравним эти изображения с портретами, например, ассирийских царей, воинственных и безжалостных. Шумерские правители нередко повелевали запечатлеть себя в особой «позе строителя» - с чертежом здания, разложенным на коленях, с небольшим ведёрком сырой глины, поставленным у ног. Этот народ больше любил строить, чем воевать, и образ созидателя, по мнению шумеров, больше подходил правителю, чем облик воина.

Может быть, поэтому шумерам так и не удалось создать единое царство. Человек, который смог это сделать, оказался не шумером, а аккадцем. Звали его Саргон, хотя скорее всего это не имя, а один из титулов, принятых им после победы над своими соперниками. Аккадцы тоже жили в Междуречье, к северу от шумеров. Изначально они были кочевниками-скотоводами, позже обратились к земледелию и поддерживали с шумерами тесные отношения. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился сначала на севере Шумера, за несколько лет создал сильную армию, вооружил её дальнобойными луками (шумерские воины пользовались в битве только мечом и копьём), а вскоре захватил и юг страны. Саргон не принял ни одного из почётных шумерских титулов и не выбрал ни один из древних шумерских городов своей столицей. Он стал именовать себя царём Шумера и Аккада и построил новую столицу - город Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, но взамен он постоянно давал храмам богатые дары. Саргон создал большое количество чиновничьих должностей, и многие из людей, которые кормились возле храмов, перешли на царскую службу.

Шумерская знать не раз поднимала мятежи против власти Саргона (позднее названного Древним) и его наследников, но сыновья Саргона, Римуш и Маништушу, уничтожили недовольных, попросту вырезав наиболее могущественные роды знати. Возникло мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около ста лет, примерно с 2300-х по 2200-е гг. до н. э. Наивысшего подъёма оно достигло при внуке Саргона, Нарам-Сине (2236-2200 гг. до н. э.). Нарам-Син чувствовал себя настолько уверенно, что попытался обожествить личность царя и править страной самостоятельно, без опоры на храмы.

После возникновения Шумеро-Аккадского царства шумеры начали постепенно смешиваться с аккадцами и другими степными народами; одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила создавший её народ.

По материалам Исторической Энциклопедии

Рекомендуем почитать

Наверх