Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора. Ахилл - это герой древнегреческой мифологии Странности, рождающие мысли

Пропитки 17.04.2024
Пропитки

Ахиллес

АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) - герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. - сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фаессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. за пятку, которая и осталась единственным его уязвимым местом. Так возникло выражение «ахиллесова пята». Воспитывал А. мудрый кентавр (человек с туловищем коня) Хирон, взрастивший таких героев, как Геракл и Ясон. Прорицатель Калхас предсказал, что греки выиграют войну с Троей, первопричиной которой было похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, жены царя Менелая Прекрасной Елены, только в том случае, если в сражениях будет участвовать А. Когда Менелай и его брат Агамемнон начали собирать войско, Фетида спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скиросе. А. жил здесь среди дочерей царя, одетый в женскую одежду. Но прорицатель Калхас разгадал замысел Фетиды. Соратники Менелая Диомед и Одиссей, царь Итаки, отправились на Скирос, взяв с собой богатые подарки для царевен: ткани, расшитые золотом одежды, ожерелья и другие украшения. Все это принесли в покои царевен, разместив между подарками также оружие и воинские доспехи. Именно последние подарки и выбрал А. Узнав о готовящемся походе против Трои, А. с радостью согласился участвовать в нем. Вместе с ним отправился его друг Патрокл. Отплыв из гавани Авлиды, корабли греков отправились к Трое. Но пристали они к берегам Мизии, где царствовал Те-леф, сын Геракла. Приняв мизийцев за троянцев, греки вступили с ними в битву. А., сражаясь с Телефом, обратил его в бегство. Обнаружив ошибку, греки снова отправились в путь, но буря разметала их корабли, и они принуждены были вернуться в Авлиду. Здесь они поняли, что правильный путь в Трою им может указать лишь Телеф, которого тяжело ранил А. Пифия - предсказательница из города Дель-фы - сказала, что рану может исцелить лишь А., что последний и сделал, посыпав язву железом, которое соскреб со своего копья. Но отплыть из Авлиды все же не удалось, ибо не было попутного ветра. Калхас предсказал, что ветер появится только в том случае, если в жертву богам будет принесена дочь Агамемнона Ифигения. Девушку привезли в Авлиду, сказав ее матери Клитемнестре, что с нею хочет обручиться А. Узнав об этом, А. начинает помогать Ифигении, которую в последний момент перед жертвоприношением спасает богиня Артемида. Обо всем этом рассказано в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (V»Шв. до н.э.).

х Греки осаждали Трою в течение 10 лет. Главным героем Троянской войны стал А., которого «Илиада», рассказывающая о последнем годе осады, именует «благородным», «быстроногим», «бессмертным подобным», «любимцем богов». «Илиада» начинается описанием гнева А., у которого Агамемнон отнял его пленницу Брисеиду. Главный герой троянцев, сын царя Приама Гектор убивает друга А. Патрокла. А. тяжело переживает его гибель и клянется отомстить. Один из кульминационных пунктов поэмы - битва А. с Гектором, описанная в книге XXII «Илиады». Убив Гектора, А. оплакивает и погребает Патрокла. Этим и заканчивается поэма Гомера. Образ А. в «Илиаде» противоречив. Он и благороден и вместе с тем предельно жесток. О дальнейшей судьбе А. рассказывают мифы и литературные произведения древнегреческих и римских писателей. В т.н. киклической поэме «Эфиопида» (VIII»Шв. до н.э.), приписываемой Арктику, сыну Телеса из Милета, и дошедшей до нас лишь в позднем пересказе, рассказано о пришедших на помощь к троянцам женщинах-воительницах амазонках во главе с царицей Пен-фесилеей. А. убивает ее, но, стоя над ее телом, проникается к ней любовью. Сюжет этот затронут в поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида». В «Эфиопиде» рассказано и о битвах с эфиопами, которых их царь Мемнон привел на помощь троянцам. Мемнон погибает в поединке с А. Но и героя ждет неминуемый, заранее предсказанный ему конец. Он погибает от стрелы Париса, которую бог Аполлон, покровительствовавший троянцам, направил в пятку А., - единственное его уязвимое место. Греки и поднявшаяся из морской пучины Фетида оплакивают героя и, согласно древним обычаям, на восемнадцатый день сжигают его тело на погребальном костре. Золотая урна с прахом А., Патрокла и еще одного героя - Антилоха, была погребена в высоком кургане. Скрываясь на острове Скиросе, А. полюбил Дайдамию, одну из дочерей царя Ликомеда. От их союза родился уже после отплытия греков к Трое сын Неоптолем. После гибели отца его привозят к стенам Трои, и он участвует во взятии города, убивает Приама и многих его сыновей. В XI песне «Одиссеи» рассказано, как Одиссей, спустившись в царство мертвых, встречает там тень А. и рассказывает своему погибшему другу о подвигах его сына. Образ А. неоднократно разрабатывался в изобразительном искусстве, начиная с древнегреческой вазовой живописи и кончая литографским циклом «Ахиллес», созданным немецким художником Максом Слефогтом в 1907г.

Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне


Ахилл (Ахиллес), греч. - сын фтийского царя Пелея и морской богини Фетиды, величайший ахейский герой в троянской войне.

Никто из ста тысяч ахейцев, пришедших под высокие стены Трои, не мог сравняться с ним силой, отвагой, ловкостью, быстротой, а также прямотой характера и мужественной красотой. У Ахилла в избытке было все, что украшает мужчину, лишь в одном судьба отказала ему - в счастье.

Ахилл родился от брака, который был навязан его матери. Первоначально за ней ухаживал сам Зевс, но затем он узнал от титана Прометея, что, согласно пророчеству, сын Фетиды превзойдет своего отца - и тогда, оберегая свои интересы, Зевс выдал ее за смертного, за Пелея. Когда у нее родился сын, она окунула его в воды Стикса, подземной реки в царстве мертвых, и все его тело (за исключением пятки, за которую она держала сына) покрылось невидимым панцирем. Но, очевидно, это уже легенды более позднего происхождения, так как Гомер ничего об этом не знал. Он рассказывал лишь, что Фетида натирала Ахилла амброзией и закаляла его над огнем, чтобы он стал неуязвимым и бессмертным. Но однажды ее застал за этим занятием Пелей. Увидев сына в огне, он испугался, решил, что Фетида хочет убить Ахилла, и бросился на нее с мечом. Бедной богине было не до объяснений, она еле-еле успела скрыться в морских глубинах и больше уже к Пелею не возвращалась. Брошенному сыну Пелей подыскал воспитателя. Сначала им был мудрый старец Феникс, затем кентавр Хирон, который кормил его медвежьими мозгами и жареными львами. Такой режим питания и воспитания явно шел Ахиллу на пользу: десятилетним мальчиком он убил голыми руками дикого кабана и догнал на бегу оленя. Вскоре он научился всему, что полагалось герою того времени: вести себя как мужчина, владеть оружием, лечить раны, играть на лире и петь.


«Ахиллес между дочерями Ликомеда», Герард де Лересс (много картин разных художников с Ахилом-Ахиллесом собрано на ).

Фетиде было возвещено, что ее сын будет поставлен перед выбором: жить долго, но без славы или прожить короткий, но славный век. Хотя она и желала ему славы, но как мать, естественно, отдавала предпочтение долгой жизни. Узнав, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, она укрыла Ахилла на острове Скирос у царя Ликомеда, где ему пришлось жить в женской одежде среди царских дочерей. Но Агамемнон с помощью прорицателя Калханта выяснил его местопребывание и послал за ним Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец и разложили перед царскими дочерями свой товар. Среди дорогих тканей, драгоценностей и прочих изделий, к которым женщины испокон веков проявляют интерес, словно случайно оказался меч. И когда по условному знаку спутники Одиссея и Диомеда издали воинственный клич и зазвенело оружие, все девушки в страхе разбежались - и лишь одна рука потянулась к мечу. Так Ахилл выдал себя и без долгих уговоров пообещал присоединиться к ахейскому войску. Его не удержала на Скиросе ни дочь Ликомеда Деидамия, ждавшая от него сына, ни перспектива долгого и счастливого правления у себя на родине. Вместо Фтии он избрал славу.

В гавань Авлиды, где сосредоточивалось ахейское войско, Ахилл привел пять тысяч мужей, ядро отряда составляли храбрые мирмидоняне. Его отец Пелей по причине преклонных лет не мог участвовать в походе, поэтому он уступил ему свои доспехи, огромное копье из твердого ясеня и боевую колесницу, запряженную бессмертными конями. Это были свадебные дары, полученные Пелеем от богов, когда он женился на Фетиде, и Ахилл сумел ими воспользоваться. Девять лет сражался он под Троей, взял двадцать три города в ее окрестностях, наводил на троянцев ужас одним своим появлением. Все ахейцы, от вождей до последнего рядового воина, видели в нем самого отважного, искусного и удачливого воина - все, кроме главнокомандующего, Агамемнона.

Он был могучим царем и хорошим воином, но смириться с тем, что его подчиненный превосходит его заслугами и популярностью, - для этого Агамемнону недоставало благородства. Долго скрывал он свою неприязнь, но однажды не удержался. И это привело к распре, которая едва не погубила все ахейское войско.

Это произошло на десятый год войны, когда в ахейском лагере воцарилось глубокое недовольство и разочарование. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы теряли надежду приобрести славу и добычу взятием Трои. Ахилл отправился со своими мирмидонянами в соседнее царство, чтобы снабдить армию провиантом и поднять ее дух с помощью богатой добычи. В числе приведенных пленных оказалась дочь Хриса, жреца Аполлона, которая при дележе добычи досталась Агамемнону. Ахилл ничего не имел против, так как она его не интересовала; он полюбил прекрасную Брисеиду, плененную во время одной из предыдущих экспедиций. Однако вскоре в лагере ахейцев появился и Хрис; он пожелал воинам скорой победы и попросил Агамемнона вернуть ему дочь за богатый выкуп. Ахейцев это предложение устраивало, зато Агамемнон был против: ему, мол, девушка нравится и он ее ни за что не отдаст, а Хрис, мол, пусть идет, откуда пришел. Тогда жрец обратился к своему богу Аполлону с мольбой отомстить за него. Аполлон внял его мольбе, спустился с Олимпа и начал стрелами из своего серебряного лука рассевать по греческому лагерю моровую язву. Солдаты гибли, но Агамемнон не пытался умилостивить разгневанного бога - и тогда Ахилл решил вмешаться. Он созвал собрание воинов, чтобы вместе решить, что делать. Это еще раз задело самолюбие Агамемнона, и он решил отомстить. Когда прорицатель Калхант возвестил войску, что для примирения с Аполлоном нужно вернуть Хрису его дочь (но теперь уже без всякого выкупа, да еще принести извинения), Агамемнон оборвал его и злобно набросился на Ахилла, заступившегося за прорицателя. После неслыханных оскорблений, позорящих Ахилла перед всем войском, Агамемнон заявил, что в интересах армии отказывается от Хрисеиды, но зато возьмет себе другую у кого-нибудь из полководцев - и выбрал Брисеиду, возлюбленную Ахилла.


Кадр из фильма «Троя» 2004 года. В роли Ахиллеса - актер Брэд Питт.

Как дисциплинированный солдат Ахилл подчинился решению командующего, но и сделал из этого свои выводы. Он поклялся, что не будет участвовать в сражениях, пока Агамемнон не попросит у него прощения и не восстановит его попранную честь. Затем он удалился на морской берег, вызвал из глубоких вод свою мать и попросил ее замолвить за него словечко перед Зевсом: пусть вседержитель поможет троянцам потеснить ахейское войско, чтобы Агамемнон понял, что без Ахилла ему не обойтись, и пришел к нему с извинениями и просьбой о помощи.

Фетида передала Зевсу просьбу сына, и тот не отказал ей. Он запретил остальным богам вмешиваться в войну, а сам побудил предводителя троянцев Гектора воспользоваться отсутствием Ахилла и оттеснить ахейцев к самому морю. В то же время он наслал на Агамемнона обманчивый сон, соблазнивший его перейти в наступление, несмотря на выход Ахилла из игры. Ахейцы мужественно сражались, но были вынуждены отступить. Троянцы же вечером после битвы даже не вернулись под защиту городских стен, а расположились на ночлег прямо перед ахейским лагерем, чтобы с приходом дня одним мощным ударом уничтожить его. Видя, что дело плохо, Агамемнон послал сообщить Ахиллу, что берет свои слова обратно, возвращает ему возлюбленную и в придачу к ней еще семь дев с богатыми дарами - только бы Ахилл сменил гнев на милость и снова взялся за оружие. На этот раз Ахилл зашел слишком далеко в своем гневе: он отверг предложение Агамемнона и заявил, что не вступит в бой, пока Гектор не нападет непосредственно на его лагерь; однако до этого дело не дойдет, так как он, Ахилл, вскоре возвратится со своим войском в родную Фтию.

Катастрофа казалась неотвратимой: в утренней атаке троянцы прорвались сквозь ряды ахейцев, проломили стену, защищавшую лагерь, и Гектор уже собрался поджигать корабли, чтобы лишить греков возможности бегства. В эту минуту к Ахиллу пришел его лучший друг Патрокл и попросил разрешения надеть доспехи Ахилла и помочь друзьям-ахейцам, попавшим в беду. Патрокл рассчитывал, что троянцы примут его за Ахилла ив страхе перед ним отступят. Сначала Ахилл колебался, но, увидев, что Гектор уже поджигает один из греческих кораблей, немедля выполнил просьбу Патрокла; кроме доспехов он дал ему и все свое войско. Патрокл ринулся в бой, и его хитрость удалась: думая, что перед ними Ахилл, троянцы опешили. Патрокл погасил пожар, оттеснил троянцев к городским стенам, но затем был опознан, так как не решился взять с собой тяжелое копье Ахилла. Тогда троянцы отважились вступить с ним в бой: копейщик Эвфорб с помощью Аполлона смертельно ранил Патрокла, а затем Гектор пронзил его копьем.


«Ахиллес у стен Трои», Жан Огюст Доминик Энгр, 1801

Весть о гибели друга поразила Ахилла и ввергла его в скорбь. Забыв о своих обидах, он хотел броситься в бой, чтобы отомстить за Патрокла, но его доспехи уже достались Гектору. По просьбе Фетиды сам оружейник богов Гефест за одну ночь изготовил ему новые. Над трупом Патрокла Ахилл поклялся отомстить Гектору. Он примирился с Агамемноном, который перед всем войском признал свою вину и вернул ему Брисеиду, и в первом же сражении после гибели Патрокла убил Гектора.

Это был беспощадный бой: Ахилл искал Гектора в рядах троянцев и трижды вступал с ним в бой, но всякий раз Гектора спасал Аполлон, верный защитник Трои. Придя в ярость, Ахилл обратил в бегство все троянское войско, убил множество троянцев и их союзников, а остальные укрылись за стенами города. Когда за последним из беглецов закрылись огромные Скейские ворота, перед ними остался один лишь Гектор. Чтобы спасти честь войска и свою собственную, он вызвал Ахилла на поединок. Бросая вызов, он предложил, чтобы победитель отдал тело побежденного его друзьям, чтобы те достойно похоронили его. Но Ахилл принял только вызов, не соглашаясь ни на какие условия, и бросился на противника, как лев на беззащитную жертву. Несмотря на все свое мужество, Гектор устрашился и бросился в бегство. Трижды обежал он высокие стены Трои, спасая свою жизнь, но наконец остановился и по наущению Афины, желавшей гибели троянцам, скрестил оружие с Ахиллом. В поединке не на жизнь, а на смерть, который поверг в изумление даже богов, Гектор пал, пронзенный копьем Ахилла.


Ахилл с телом Гектора

Торжествующий Ахилл привязал тело Гектора к своей боевой колеснице и трижды объехал стены Трои, а затем приволок его в свой лагерь, чтобы отдать на растерзание ахейским псам. Однако боги не дали осквернить тело павшего героя, и сам Зевс велел Фетиде образумить Ахилла. Когда под покровом ночи дряхлый Приам пробрался в лагерь Ахилла, чтобы выкупить тело сына, Ахилл, тронутый скорбью старика, добровольно вернул ему труп Гектора. Он даже приостановил военные действия на двенадцать дней, чтобы троянцы смогли торжественно похоронить своего вождя. Таким образом, Ахилл победил не только своего противника, но и собственные страсти, доказав этим, что он подлинный герой, более того - что он человек.


«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», Александр Иванов, 1821

Ахиллу не было суждено стать свидетелем падения Трои: вскоре его самого ждала смерть. Он еще успел победить Пенфесилею, приведшую свое женское войско на помощь Трое, а затем победил в поединке нового предводителя троянского войска - царя Мемнона из далекой Эфиопии. Но когда после этой своей победы он решил ворваться в город через Скейские ворота, на его пути встал . Ахилл велел ему уйти с дороги, угрожая пронзить его своим копьем. Аполлон подчинился, но только для того, чтобы немедленно отомстить за это оскорбление. Поднявшись на городскую стену, он приказал Парису послать стрелу в Ахилла. Парис охотно подчинился, а стрела, полет которой направлял Аполлон, попала в пяту Ахилла, не защищенную доспехами.

От падения Ахилла задрожала земля и треснула городская стена. Однако он тут же поднялся и выдернул роковую стрелу из пяты. При этом крючки наконечника вырвали большой кусок мяса, порвали жилы, и из раны рекой хлынула кровь. Видя, что с потоком крови сила и жизнь покидают его, он страшным голосом проклял Аполлона и Трою и испустил дух.


«Хирон, Фетида и погибший Ахилл», Помпео Батони, 1770 год

Вокруг тела Ахилла закипела жестокая сеча. Наконец ахейцы вырвали его тело из рук троянцев, принесли в свой лагерь и с почестями предали огню на высоком погребальном костре, который поджег сам бог Гефест. Затем прах Ахилла смешали с прахом Патрокла и над их общей могилой насыпали высокий курган из глины, чтобы он веками возвещал славу обоих героев.

По мнению многих исследователей древних легенд, Ахилл - самый великолепный образ из всех, созданных греческой литературой. И поскольку эти творения Гомера являются вершинами греческой литературы, которые до сего дня не были превзойдены в эпической поэзии любого другого народа, Ахилла можно смело отнести к одному из великолепнейших образов во всей мировой литературе. Поэтому понятно, что ни одно из живописных или скульптурных изображений Ахилла не выдерживает сравнения с литературным образом.

По-видимому, античные художники отдавали себе отчет в этой ограниченности своих возможностей: они изображали Ахилла с какой-то робостью, а скульпторы и вовсе обходили его стороной. Зато в вазописи сохранилось около четырехсот изображений Ахилла. Наиболее известен «Ахилл» на аттической амфоре сер. 5 в. до н. э. (Рим, Ватиканские музеи), «Ахилл играет с Аяксом в кости» (всего 84 экземпляра, в том числе ваза Эксекия, ок. 530 - тоже в Ватиканских музеях), «Ахилл перевязывает раненого Патрокла» (аттическая чаша ок. 490 до н. э., единственный экземпляр - в Государственных музеях в Берлине). Часто изображались также поединки Ахилла с Гектором, Мемноном, Пенфесилеей и др. сюжеты. В Национальном музее в Неаполе хранятся помпейские фрески «Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире», «Одиссей опознает Ахилла среди дочерей Ликомеда» и др.

Из крупных художников нового времени одним из первых рискнул изобразить Ахилла П. П. Рубенс («Ахилл убивает Гектора», ок. 1610). Назовем также Д. Тенирса Младшего («Ахилл и дочери Ликомеда»), Ф. Жерара («Фетида приносит Ахиллу доспехи») и Э. Делакруа («Воспитание Ахилла», Национальная галерея в Праге).

Из драматургов нового времени к образу Ахилла первым обратился Корнель («Ахилл», 1673), в 20 в. - С. Выспяньский («Ахиллеида», 1903), Ахилл Сюарес («Ахилл-мститель», 1922), М. Маткович («Наследие Ахилла»). Гендель вывел на сцену Ахилла в опере «Деидамия» (1741), Керубини - в балете «Ахилл на Скиросе» (1804). Лишь два поэта попытались создать «недостающее звено» между «Илиадой» и «Одиссеей»: Стаций (1 в. н. э.) и Гёте брались за эпическую поэму «Ахиллеида», но ни тот ни другой не довели дело до конца.

Раскрытие истинного портрета героя Ахиллеса гомеровской "Илиады". Что сам Гомер думал об Ахилле? Материал публиковался за рубежом (США).

Гомер. Илиада. Ахиллес - антигерой

Александр Сальников


Странности «Илиады» и её главного героя


«Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!

Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…»

(Гомер, «Илиада», песнь 1-я, начало)

Поэма о славе


«Илиада», одна из величайших поэм древности, до сих пор таит в себе много загадок. И самая большая из них - её главный герой Ахиллес.

Ахиллесом восхищались многие века. Как мы знаем из истории, сам Александр Македонский мечтал о славе Ахиллеса. И получил ещё большую славу. Восхищаются Ахиллесом и сегодня. И это не удивительно. Ведь герои притягивают к себе, манят, как сказочная мечта. Вот о геройстве мне и хотелось бы поговорить сейчас, вспоминая Ахиллеса.

Казалось бы, Троя разрушена, чего же ещё? Известно, что победителей не судят. Всё это так, но остаются вопросы, которые не дают смириться с существующим положением вещей.

Симона Вейль называет «Илиаду» «поэмой о Силе». Мне кажется, тут Симона Вейль ошибается. «Илиада» не поэма о силе. Если мы проанализируем все поединки героев, то увидим, что силу в «Илиаде» героям дают боги по своему усмотрению и совершенно произвольно. Об этом неоднократно упоминается в поэме. И, кажется, с этим соглашается сама С. Вейль.

Боги в «Илиаде» выступают как равноправные герои, и сила распределена между ними иерархически. У богов она неизменна. У людей - произвольна. Гомер пишет о том, что бог может и у сильного отнять силу, и слабого сделать сильным. Сила в поэме переходит от одного героя к другому по воле богов. Как же можно назвать героя сильным, если он сильный только тогда, когда боги дадут ему силу? Мы видим даже, как Ахиллеса, который считается сильнейшим среди героев обеих армий, боги то и дело наполняют силой, когда это им кажется необходимым.

Сила в поэме не является определяющим фактором, она не ведёт за собой героев, она не решает их судьбу. Нет, «Илиада» - поэма не о силе; скорее, это поэма о славе и героизме. О той славе, которая может не только возвеличить, но и погубить. О славе, которая постоянно готова ускользнуть. О славе, как об идее фикс, которая толкает на страшные поступки, граничащие с преступлением, с безумством.

Мы видим, что герои «Илиады» вспоминают о славе перед каждым боем. Что же касается Ахиллеса, то слава для него стала камнем преткновения, его верой, его иконой, той самой идеей фикс, ради которой он отдал не только свою жизнь, но и свою душу, жизнь своего любимого друга, и жизни сотен однополчан. Воистину, дорогая цена даже для вечной славы.

Если вы считаете, что тут я слишком преувеличиваю, то позвольте мне, основываясь на текстах поэмы, разъяснить и защитить свою позицию. Для объективной характеристики Ахиллеса я буду апеллировать только текстами «Илиады», выбирая те моменты, когда он сам принимает решения, без помощи богов. И в противовес этому покажу те его действия, которые следуют после внушения или разговора с богами. Что же касается боевых подвигов Ахиллеса, то вы увидите, что непосредственной заслуги самого героя в них не так уж и много. Вот что говорят боги в поэме:


«Небо оставили мы! Все желали участвовать сами

Нынче в боях, чтоб Пелид не терпел от троян поражений!».


Когда героя охраняют боги, и он знает это, много ли заслуги в его доблести? Не выйдет ли так и слабый воин один против тысячи врагов?

Впрочем, давайте всё по порядку.

О чьей славе повествует «Илиада»?


Мы заем, что в «Илиаде» описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны. Но это не последние дни войны. Что же происходит за это время? Возьмём лишь те эпизоды, которые являются решающими. Сначала мы видим, что Ахиллес ссорится с Агамемноном и отказывается воевать, потом гибнет Патрокл, потом Ахиллес и Агамемнон мирятся. Потом гибнет Гектор.

Сам Ахиллес жив, здоров. Троя как стояла, так и стоит. И война идёт своим чередом. Получается какой-то странный сюжет! Почему же Гомер описывает именно эти пятьдесят дней? Многие, опираясь на первые две строки поэмы, с уверенностью скажут, что в поэме описан гнев Ахиллеса. Действительно, Гомер в самом начале обращается к музе с просьбой воспеть гнев Ахиллеса. Но на протяжении поэмы мы видим, что Гомер обращается к музам неоднократно. То он просит их «воспеть» вождей, когда перечисляет ахейские корабли; то перед описанием боёв просит «воспеть», кто из героев кого сразил первым.

Да, Гомер начинает поэму с просьбы воспеть гнев Ахиллеса. Но о гневе ли повествует «Илиада»? Мы знаем, что гнев Ахиллеса (тот самый гнев, который указан вначале, и который принёс ахейцам так много бедствий) проходит задолго до конца повествования. Если бы «Илиада» была создана только для того, чтобы воспеть этот гнев, то её вполне можно было бы закончить на том месте, когда Агамемнон и Ахиллес мирятся, и Ахиллес над убитым другом клянётся отомстить троянцам. Ведь если бы главной темой поэмы был гнев, то фабула поэмы была бы следующей. Вот Агамемнон ссорится с Ахиллесом из-за рабыни. Потом Ахиллес отказывается воевать. Вскоре Агамемнон понимает, что без Ахиллеса его армия может погибнуть, и идёт на примирение. Но Ахиллес упорствует в своём гневе, из-за чего гибнет в бою его лучший друг Патрокл. Эта смерть заставляет Ахиллеса забыть о гневе, примириться с Агамемноном и вспомнить о врагах. Всё! Конец «Илиады». Вполне законченное произведение. 19-я песнь под названием «Отречение от гнева», вполне могла бы быть последней.

Но нет, «Илиада» на этом не заканчивается. После 19-й песни следует ещё пять. И, казалось бы, совсем неожиданно поэма заканчивается на погребении Гектора, а не на разрушении Илиона (Трои). У многих читателей «Илиады» возникает мысль, что поэма заканчивается как-то неправильно, словно обрывается. На это указывал и Л. Клейн, и многие другие исследователи «Илиады». В самом деле, получается, что весь подвиг Ахиллеса состоит лишь в том, что он убил Гектора, хотя само по себе это убийство никак не повлияло даже на исход войны. Троя в «Илиаде» остаётся непокорённой. В чём же тут дело?

По большому счёту, мы понимаем, что в «Илиаде» описаны всего только три значимых события: ссора Ахиллеса с Агамемноном, гибель Патрокла и гибель Гектора. И если гибель Патрокла оправдана тем, что она утихомиривает гнев Ахиллеса и примиряет его с Агамемноном, как указано выше, то для чего же нужна гибель Гектора? Почему она так подробно описана вплоть до выкупа и погребения героя? И почему Гомер ничего не рассказывает нам о гибели Ахиллеса и завоевании Трои? Ведь, читая «Илиаду», из многочисленных намёков мы понимаем, что Троя всё равно будет побеждена. Так почему же поэма обрывается на погребении Гектора?

Поневоле начинаешь задаваться вопросом: а о гневе ли Ахиллеса повествует «Илиада»? Так и кажется, что идея о том, будто главная тема «Илиады» - это гнев Ахиллеса, терпит фиаско. Конечно, гнев в поэме присутствует, но лишь как толчок к повествованию, как декорация, на фоне которой разворачиваются события. Сама же поэма повествует совсем о другом.

И тут я задам ещё более шокирующий вопрос: а является ли Ахиллес главным героем «Илиады»?

Не спешите кидать в меня камни! Взвесьте сначала аргументы, которые будут приведены ниже. Я понимаю, что мои критики будут настаивать на том, что в начале-то Гомер всё-таки говорит именно об Ахиллесе, значит этим он, якобы, и показывает, кто главный герой поэмы! Но разве главный герой обязательно должен выступать в самом начале произведения? Вовсе нет. Вполне возможно, что у Гомера это всего лишь литературный приём для завязки повествования.

А для большей убедительности давайте начнём обсуждать поэму не с первых её строк, а чуть выше, с её названия, и зададимся следующим вопросом. Почему поэма названа именно «Илиадой»? Ведь это тоже одна из загадок поэмы, на которую мало кто обращает внимания. Но название не может быть случайным. Есть на этот счёт определённые правила и элементарная логика. Мы видим, что ни одна песня (глава) поэмы не имеет случайного названия. Например, вполне ясная логика прослеживается, когда в названиях используются имена личные. Так, в «Илиаде» мы видим две песни, одна из которых называется «Долония» и повествует о троянском разведчике Долоне, а другая называется «Патроклия» и повествует о Патрокле. Кроме того, мы знаем, что у Гомера есть и другая поэма, которая не вызывает никаких споров, это «Одиссея». С ней всё предельно ясно: главный герой поэмы Одиссей, повествует поэма о его приключениях; поэтому и сама поэма названа именно «Одиссеей».

Но почему же в «Илиаде» все не так? Ведь, если считать, что её главным героем является Ахиллес с его гневом, то уж очень много возникает непонятностей и странностей. И начинаются они, как видим, уже с названия. Если главный герой Ахиллес, и поэма повествует о его подвигах, не логично ли предположить, что и сама поэма должна называться как-нибудь вроде «Ахиллеи», по типу «Одиссеи», или «Ахиллии», по типу «Долонии» и «Патроклии», или уж «Ахиллиадой», по типу «Илиады». Но поэма называется именно «Илиадой»! Почему?

Впрочем, это только начало странностей и загадок, которые задаёт нам «Илиада» Гомера. Итак, я предлагаю читателю внимательней присмотреться к самому Ахиллесу. Таким ли уж героем показал его Гомер в своей поэме?

Странности, рождающие мысли


Работая над переводом «Илиады», я заметил, что что-то не так с её главным героем. Что-то не то творится с Ахиллесом на протяжении всей поэмы. С первых же строк закрадывается смутное сомнение в том: положительным ли героем является Ахиллес? Мы уже говорили о первых строках поэмы. Давайте прочтём их ещё раз:


Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!

Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…


Уже тут у читателя возникает вопрос? Неужели поэма посвящена герою, который наделал «много бед»!? И кому же? Не своим врагам, не троянцам, с которыми воюет армия ахейцев, а своим же соотечественникам, ахейцам (ахеям, ахеянам)! Странно. Очень странно. Уже с первых слов поэма подготавливает нас к тому, что мы открываем повествование, по меньшей мере, о необычном герое, который принёс много бед своему же народу. Такого в истории литературы ещё не было, да и не будет больше никогда! Такова первая странность, которая сразу же бросается в глаза, и на которую трудно не обратить внимание.

Далее укажем ещё на одну странность, которая в «Илиаде» также выступает на видное место и хорошо заметна внимательному читателю. Во всей поэме Ахиллесу, как главному герою, отведено слишком мало места. Мы видим его в первой главе (песне), потом идёт лишь небольшое упоминание о нём в нескольких главах (песнях), потом мы встречаемся с ним уже в девятой главе, потом немного – в шестнадцатой, потом опять урывками, и, наконец, видим его «подвиги» в последних главах. Тут опять возникает вопрос: как же так? Ведь главные герои должны быть с нами на протяжении всего повествования. Возьмите хотя бы Гектора, основного противника Ахиллеса. Гектор показан почти во всех главах и со всех сторон. Показан подробно, со всеми его плюсами и минусами. Показан от начала и до конца, до самой гибели, до самого погребения. А вот повествование об Ахиллесе прерывается в «Илиаде» как-то внезапно. Из поэмы мы не можем узнать, что с ним было потом, и как он окончил свою жизнь.

Но вот вам ещё одна странность. Илиона (Трои) Ахиллес так и не рушит. И опять возникает вопрос: как же так? Главный герой, самый сильный из всех, пришёл воевать под Трою и не взял её! Весь его подвиг, повторюсь, заключается лишь в убийстве Гектора? В убийстве, которое, в принципе, ничего не решило, потому что не помогло даже завоевать Трою.

А вот и ещё одна странность «Илиады». Мы уже указывали на то, что в поэме описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны. Но из всех этих пятидесяти дней, в течение которых происходит много битв между ахейцами и троянцами, сам Ахиллес воюет с врагами всего лишь один день! Не маловато ли для главного героя? И не слишком ли много странностей?

Что-то тут не так. Как-то не похож Ахиллес на главного героя эпической поэмы. Но кем же он тогда является? И кто является главным героем «Илиады»? Давайте, попробуем, не спеша, разобраться во всех этих вопросах.

Странности продолжаются


Лично для меня Ахиллес перестал быть героем, в традиционном понимании этого слова, уже с первой песни «Илиады»; тогда, когда он жалуется матери о своей обиде. Вот это место:


Сел у пучины седой, и, взирая на тёмное море,

Плача, он руки простёр, к своей матери горько взывая…



Так сокрушался Ахилл, и услышала мать неземная

Сына из бездны морской, из обители старца Нерея.

Быстро из пенистых волн, словно лёгкое облако, вышла

К милому сыну она, проливавшему горькие слёзы.


Говоря об Ахиллесе, мы должны особо учесть этот факт. Во всяком случае, у меня он вызвал, по меньшей мере, удивление. Только подумайте: ведь Ахиллес является единственным героем среди всех ахейцев, который пришёл на войну вместе со своей мамой! Как вам это?

И пусть Ахиллес не в прямом смысле идёт на войну с матерью, пусть он прибывает на кораблях со своей дружиной, как и другие вожди ахейского войска. Но стоит Ахиллесу заплакать, позвать мамочку, как мать Фетида тут же появляется перед сыночком. И это мы видим не только в первой песне:


Страшно ревел Ахиллес. И услышала вопль его горький

Мать в бездне моря, в дому у родителя, старца Нерея.



Так им сказав, дом отца покидает. За нею и сёстры

Плача выходят. Вокруг нереид расступаются с шумом

Волны морские. И вот, в плодоносную Трою примчавшись,

Тихо выходят они друг за другом на берег, где рядом

Плотно стоят корабли мирмидонян вокруг Ахиллеса.


Почему Гомер показывает нам это? Не для того ли, чтобы мы поняли, как был воспитан Ахиллес? Его повсюду опекает мать и тётки. Ведь если они прибегают на его плач во время войны, когда он уже здоровый и сильный детина, то не логично ли предположить, что раньше, когда он был юн, опека эта была ещё теснее?

Мало того, мы видим, что когда герой сильно страдает, мать дежурит возле него круглосуточно.


«Но, чтобы тело украсть, и не думайте! От Ахиллеса

Гектора тайно украсть невозможно: к нему мать Фетида

Ходит и ночью и днём, и заботой его окружает».


Грустный он тяжко стонал. А друзья его милые тут же

В хлопотах возле него суетились, готовили завтрак,

Ими заколот баран тут лежал, густорунный и крупный.

Села владычица мать рядом с сыном печальным, скорбящим;

Гладила тихо рукой, и ласкала…


Что это? Шутка? Издёвка? Или гомеровская сатира на героя? А в дополнение к этому можно отметить ещё один нюанс. Мы видим, что в «Илиаде» чаще всех плачет именно герой Ахиллес, «самый сильный и смелый» герой. Не потому ли Ахиллес так много плачет, что воспитан женщинами?

Но запомним себе тот факт, что Гомер показывает нам Ахиллеса, как единственного из героев Эллады, не потерявшего во время войны прямой связи с родными! Мать приходит по первому его зову. Странно, очень много странностей.

Странный поступок для того, кто называет себя героем


Итак, уже в начале поэмы мы видим, как Ахиллес при первой же нанесённой ему обиде, плачет, зовёт свою мать и жалуется ей на обидчиков. То есть, ведёт себя совсем не по-геройски, а как маленький взбалмошный ребёнок, маменькин сынок.

Но и это ещё не всё. В той же первой песне мы видим, что Ахиллес не только жалуется матери, но и просит её отомстить за нанесённую ему обиду. И отомстить страшно, ценою жизней многих ахейских героев.

С чем бы это можно было сравнить? Ну, допустим, во дворе играют дети богатых людей, мать одного из которых запросто вхожа в дом президента страны. И вдруг кто-то отнимает любимую игрушку у этого мальчика. И он бежит к маме и просит, чтобы она уговорила президента посадить всех его обидчиков в тюрьму! И мама выполняет просьбу сыночка.

Если кто-то думает, что это грубый пример, то спешу заявить, что он ещё слишком мягок. Ведь у Ахиллеса мать вхожа не к президенту, а к главному богу, к самому Зевсу! Да и просит он не посадить обидчиков в тюрьму, а отомстить кровью, смертью многих, даже тех, кто и вовсе не виноват в его ссоре с Агамемноном. Хотя, если сказать честно, то виноват в этой ссоре только сам Ахиллес. Но об этом подробнее мы скажем ниже.

Итак, Ахиллес понимает, что по его просьбе погибнут десятки и сотни его однополчан, что ахейская армия будет нести колоссальные потери. И он идёт на это, и даже всей душой жаждет этого. Я не знаю, как по-другому можно назвать этот «геройский» поступок, кроме как предательством.

Нам было бы странно даже допустить аналогию. Но всё же допустим, что маршал Жуков во время Великой Отечественной войны обидил какого-нибудь полководца, и тот в отместку вывел свой полк в тыл и перестал воевать с фашистами, в результате чего советская армия потерпела бы большие потери, и погибли бы многие советские солдаты. Как вам такой подвиг? Да его бы по законам военного времени просто расстреляли! И хотя по аналогии тут больше подходит пара Жуков - Сталин. Но она ещё более абсурдна.

Согласен, что эти сравнения хромают, потому что Ахиллес был такой же царь, как и Агамемнон, и они оба были представителями ахейского народа, Эллады. Но ведь, собираясь на войну, все ахейские цари дали клятвы и согласились с тем, что Агамемнон будет их верховным главнокомандующим. Так что при любых условиях поступок Ахиллеса трудно назвать как-то иначе, нежели предательством.

Медный истукан


В двадцатой песне есть одно место, которое для неподготовленного читателя тоже кажется несколько странным. Аполлон призывает Энея на битву с Ахиллесом. Эней отказывается и говорит, что Ахиллеса защищают боги. Далее Эней говорит следующее:


«… О, если б бессмертный

В битве нам равный исход присудил, - не легко б и Энея

Он одолел, хоть и горд Ахиллес тем, что весь он из меди!»


Интерес вызывает последняя строка «хоть и горд Ахиллес тем, что весь он из меди». Как это понимать? Не зная историю рождения Ахиллеса, можно подумать, что речь идёт о его медных доспехах. Но ведь в доспехах были и другие воины. Почему же Ахиллес гордится тем, что именно он «весь из меди»? И вот тут мы должны несколько отклониться от «Илиады» и обратиться к мифам о рождении Ахиллеса. Это нам даст новый штрих к описанию характера Ахиллеса.

Ранние мифы о рождении Ахиллеса упоминают печь Гефеста, куда Фетида клала сына, держа его за одну только пятку, желая сделать Ахиллеса неуязвимым, почти бессмертным. Другие мифы говорят о том, что Фетида, желая испытать, смертен её сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, так же держа сына только за одну пятку, но Пелей, отец Ахиллеса, воспротивился этому. Более поздние мифы говорят о том, что Фетида, желая сделать Ахиллеса бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по другой версии, - в огонь), так же держа его за одну пятку.

Как бы там ни было, но в результате таких экспериментов над родным сыном, Ахиллес стал неуязвим для оружия и болезней. Уязвимой у него осталась только одна пятка, за которую его держала мать, богиня Фетида. Отсюда, кстати, и идёт известное выражение «Ахиллесова пята», оно обозначает самое уязвимое, самое слабое место в ком-либо или в чём-либо. Нам здесь важно только одно: Ахиллес уже сам по себе был неуязвим, даже и без доспехов. И, судя по приведённому выше высказыванию Энея, о его неуязвимости знал не только он сам, но и многие другие. Именно поэтому Эней говорит, что Ахиллес «весь из меди», то есть - неуязвим. А о том, что Эней прекрасно осведомлён об истории Ахиллеса, мы сможем прочитать в следующих строках. Вот Эней говорит Ахиллесу:


«Знаем мы оба отцов и родов наших славных преданья,

Слышали много о них от людей мы в сказаниях древних;

Но вот в лицо ты моих, как и я твоих предков, - не знаем».


Итак, в «Илиаде» мы видим прямой намёк на миф о неуязвимости Ахиллеса. Этот факт нам тоже необходимо запомнить, чтобы лучше понять, каким именно героем показывает Гомер в «Илиаде» царя Ахиллеса.

Ещё одна странность Ахиллеса Пелида


Мы с вами едва отошли от первой песни «Илиады», а пьедестал под Ахиллесом уже пошатнулся. Но вот вам ещё одна странность. Она связана уже с прозвищем Ахиллеса. В истории Ахиллес запомнился как «быстроногий». В «Илиаде» радом с именем Ахиллес часто присутствует этот характерный эпитет. Но мы не сможем назвать ни одного героя «Илиады», которого бы догнал быстроногий Ахиллес! Что это? Очередная издёвка старика Гомера над главным героем?

Давайте поищем в тексте примеры. В 20-й песне мы читаем рассказ Энея о том, как на склонах горы Иды на него напал Ахиллес. И Эней едва убежал от него. Но убежал! В 21-й песне рассказывается о том, что Ахиллес погнался за Агенором, и тоже не смог догнать его. Это притом, что из 20-й же песни мы знаем, что они не самые быстрые троянские герои, так как самым быстрым был Полидор Приамид. Далее мы видим, что Ахиллес убегает от разгневанной реки Ксанф (Скамандр), и не может убежать от неё, она легко догоняет быстроногого Ахиллеса.

А самое удивительное представление в беге Гомер показывает нам, когда Ахиллес гонится за Гектором перед стенами Трои. Три круга делают герои. И что бы вы думали, догнал быстроногий Ахиллес Гектора? Нет, не догнал. Пока тот сам не остановился и не принял бой.

Вот вам и быстроногий Ахиллес. Похоже, что Гомер, скрывая прямые насмешки, решил изрядно посмеяться над Ахиллесом и показать нам в картинках все его «достоинства». Что ж, запомним и эту странность, и пойдём дальше изучать «великого» героя.

Движущая сила Ахиллеса


Давайте посмотрим, каков Ахиллес по другим своим поступкам. Может, в них он действительно истинный герой, и по ним мы больше узнаем об этом славном царе и воине. Из «Илиады» мы узнаём, что ещё в ранней юности мать Ахиллеса сказала ему о том, что он должен сделать выбор: либо прожить на родине долго и счастливо, либо идти на войну под Трою, прославиться на века, но там и погибнуть. Ахиллес заранее знал, что если пойдёт на войну, то домой уже не вернётся. Тем не менее, в юношеском пылу Ахиллес выбирает войну и вечную славу. Это очень важно для понимания характера героя и его дальнейших поступков.

Итак, Ахиллес прибыл вместе со всеми ахейцами на берег Троады. Он приехал сюда за великой славой. Но пока о нём известно лишь то, что он сын знаменитого Пелея. Собственных подвигов под Троей Ахиллес ещё не совершил, и называться славным или великим героем, он ещё не может. Давайте теперь посмотрим, какие перед ним стояли первостепенные задачи, чтобы достигнуть этой великой славы?

Во-вторых, он знает из предсказаний, которые поведала ему мать, и об этом указывается в поэме, что судьбой ему не дано разрушить саму Трою. То есть, идя на войну против Трои, Ахиллес заранее знал, что города ему не взять, что разрушителем Трои будет не он, а кто-то другой.

В-третьих, и это самое главное, он знает, что уже не вернётся с этой войны. Он знает, что ему суждено погибнуть под Троей.

Вот вам задачка с тремя известными. Прошу читателя особо запомнить эти три пункта, так как они важны для понимания не только характера и поведения Ахиллеса, но и для понимания характера всей Троянской войны. Эти три пункта откроют нам многие тайны «Илиады».

Теперь зададимся основным вопросом поэмы: почему ахейцы девять лет не могли одолеть Трои? И вот тут у нас возникает одно интересное предположение. Ахиллес - сильнейший из героев Эллады, знает, что Трои ему не взять. Так же он знает, что ему ещё нужно зарекомендовать себя сильнейшим и храбрейшим воином. Ведь к началу войны об этом знает только он сам. Так какая же ему была выгода в первый же год войны помогать ахейцам взять Трою?

Пусть сам Ахиллес Трою взять не мог по предсказанию, ему этого не дано свыше. Но он легко мог бы помочь кому-нибудь другому взять город. Ведь с его помощью Трою вполне мог бы взять кто-нибудь другой. Но тогда этот другой, а не Ахиллес получил бы великую славу. А сам Ахиллес погиб бы при штурме города.

И тут перед Ахиллесом возникает дилемма: помочь ли ахейцам сразу завоевать Трою и погибнуть, так и не прославившись, или сначала прославиться? Ответ очевиден. Ведь он и ехал на войну только за славой. За великой славой! Так стоило ли Ахиллесу рушить Трою до того, пока все (и свои, и враги) не признали бы, что это он является самым сильным и смелым воином?

Итак, мы, кажется, начинаем понимать, что Ахиллеса совсем не интересовала победа над Троей, его интересовала только личная слава и больше ничего. У него и в мыслях не было разрушать Трою. Он был озабочен только своей славой. Кроме того, Ахиллес знает, что домой он не вернётся. Какой же ему резон торопиться с разрушением Трои? Ведь чем быстрее ахейцы разрушат Трою, тем быстрей к Ахиллесу придёт гибель. Если бы Ахиллес не знал своей судьбы, то возможно, он разрушил бы Трою в первый же год войны. Вернее, помог бы её разрушить. А он вполне мог её разрушить, если бы не пророчество о смерти! И подтверждение этому мы находим в тексте. Вот что говорит Патроклу сам Ахиллес:


«О, Зевс Кронид, Аполлон и Афина Паллада! Когда бы

Трои сыны, что ни есть, и ахеяне, сколько ни есть их,

Все бы погибли в боях, только мы бы с тобою остались,

Мы и одни бы смогли разметать Трои гордые башни!»


Мы видим подтверждение этому и в словах Зевса, когда Зевс говорит Посейдону:


«Если б Ахилл и один на троян устремится, - минуты

В поле не выдержать им Эакидова бурного сына.

Трепет охватывал их при одном его виде и раньше;

Нынче ж, за друга когда он пылает ужаснейшим гневом,

Сам я боюсь, чтоб судьбе вопреки, не разрушил он Трои».


Итак, Ахиллес не рушит город! И мы теперь понимаем, почему. Он был единственным военачальником среди всего ахейского войска, которому не было никакой выгоды в разрушении Трои, так как он знал, что погибнет при штурме города. Именно Ахиллесу была выгодна затяжная, очень-очень долгая война. Чем дольше она тянется, тем дольше тянется жизнь Ахиллеса. И вот, мы приходим к страшному выводу: благодаря Ахиллесу, самому сильному и самому смелому ахейскому вождю, Троянская война длилась долгих десять лет!

Но Ахиллес должен был найти какое-то оправдание тому, что он никак не может взять Трою. И он находит это оправдание. В первой же песне поэмы мы видим это оправдание Ахиллеса, когда он говорит с Агамемноном:


Грозно взглянув на него, отвечал Ахиллес быстроногий:

«Царь, потерявший свой стыд! Ты мздолюбец с коварной душою!

Кто из ахеян твои повеления слушать захочет?

Кто, мне ответь, хоть сейчас и в поход, и в сражение смело?!

Предо мною ни в чём нет вины у троян конеборных.

Ни лошадей у меня, ни коров не украли трояне

В Фтии счастливой моей, многолюдной, обильной плодами;

Нив не топтали они, и не жгли урожаев. Просторы

Нас разделяли всегда гор, лесов и бескрайнего моря.

Честь Менелаю ища и тебе, человек псообразный!»

Образ Ахиллеса в "Илиаде"

Ахиллес - одна из самых сложных фигур всей античной литературы.В первой стадии своей трагедии, когда он находится в ссоре с Агамемноном, он ведет себя довольно пассивно.Его действие тут главным образом "гнев" против своего оскорбителя.В Ахилле прежде всего с самого начала - огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость.Но, с другой стороны, весь смысл этой крови, этого зверства заключается в дружбе с Патроклом, из-за которого он и затевает всю эту бойню.Образ любимого друга живет вместе с звериной яростью и бесчеловечностью.Для Ахилла весьма характерно, например, что после появления рва в диком и свирепом виде и после паники, вызванной у его врагов его страшным криком, он проливает "горячие слезы" над трупом своего верного товарища. Кроме того, Ахиллу у Гомера вообще свойственны мягкие и нежные черты, которые нельзя забывать при его характеристике. Он благочестив и часто обращается к богам(возлияние и моление Зевсу за вступающего в бой Патрокла),он сдержан, например,когда имеет дело с вестниками Агамемнона,считая их совершенно ни в чем не повинными,его поражает начавшийся на греческих кораблях пожар, он любящий сын, часто обращающийся к своей матери и около нее плачущий, как, например, после оскорбления, полученного от Агамемнона или после извещения о смерти Патрокла.Эта антитеза - самая характерная особенность Ахилла. С одной стороны, он гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден на войне,это - зверь,а не человек,так что Патрокл вполне прав, говоря ему

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец, Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем. Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына. В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла, Голову им он посыпал, прерасный свой вид безобразя. Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою, Сам же,-большой,на пространстве большом растянувшись,-лежал он В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса. В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни.Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину,назначенную роком, но это его нисколько не останавливает:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота! Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

У Ахилла тайное знание, тайное видение своей судьбы.

АХИЛЛЕС — центральная фигура произведения, олицетво­рение воинской доблести, мужества и твердости. Предводитель ахейцев, которые 10 лет вели осаду Трои, Агамемнон наносит Ахиллесу оскорбление, из-за кото­рого тот отказывается сражаться на стороне ахейцев. Это ведет к многочисленным поражениям их войска. Однако, когда от руки Гектора погибает друг Ахиллеса Патрокл, Ахиллес прощает обиду и примиряется с Агамемноном. Доблестный АХИЛЛЕС находится под покровительством боги­ни Афины, в бою совершает подвиг за подвигом и наконец, убивает Гектора, чем предопределяет оконча­тельную победу ахейцев. Ахиллес — типичный мифологиче­ский эпический герой, отважный воин, для которого пет ничего важнее воинской доблести, чести и гордос­ти Он воюет на стороне ахейцев не столько, чтобы вернуть спартанскому царю Менелаю его жену Клену, которую похитил Парис, что и послужило причиной войны, сколько стремится добыть себе бессмертную славу воителя. Свою жизнь он представляет как не прерывную цепочку подвигов на поле боя. Домашнему уюту и покою, безмятежной жизни он предпочитает постоянный риск и славную смерть на поле брани

Характеристика героев по произведению «Иллиада» Гомера | АХИЛЛ


На этой странице искали:

  • кузен ахилла
  • характеристика ахилла
  • характеристика ахиллеса
  • ахілл характеристика

Рекомендуем почитать

Наверх