В. Латышев

Предбанник 17.04.2024
Предбанник

И. Тарасенкова

КОНКУРС «БОГИ И ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Предлагаем вам выполнить задания по мифологии Древней Греции. Эти задания вы можете использовать вместе со своими одноклассниками при подготовке внеклассного мероприятия, например по типу КВН.

Никто не знает, когда впервые человек задумался, почему утром солнце поднимается, почему весной разливаются реки, откуда вообще на земле появились люди, растения, животные. И человек стал придумывать разные истории: о богах, вершивших судьбы, и маленьких домашних божках, которые частенько мешали. Складывалась целая система представлений древнего человека о мире — то, что мы называем словом «мифология». Прошли века, а мифы все еще живы в нашей культуре, в нашей жизни. Мы встречаем мифологических героев в поэтических строчках, на живописных полотнах, в музыке. Предлагаем вам отправиться в путешествие в удивительную страну Мифологию.

Конкурс 1. Подвиги Геракла (По одному баллу за каждый правильный ответ.)

Греки верили в существование богов, которые, как они думали, наблюдали за их жизнью. Греческие боги во многом похожи на людей: вступают в брак, имеют детей, проявляют человеческие способности. Им не чужды любовь, ревность, обман.
Помимо богов в мифах действуют герои. Многие из них ведут свое происхождение от богов. В отличие от богов герои не бессмертны, однако они и не обыкновенные люди. Один из самых известных мифологических героев — Геракл, получеловек, полубог, сын громовержца Зевса и смертной женщины. Геракла почитала вся Греция. В его честь воздвигали статуи, строили святилища. Наделенный необычайной силой, герой совершил множество подвигов, из которых наиболее известны 12.
Определите, о каких подвигах Геракла рассказывается в отрывках из текстов.

1. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Выползая из своего логова, оно уничтожало целые стада и опустошало окрестности. Сбив одну голову, Геракл заметил, что на ее месте выросли две новые. Тогда он принялся прижигать шеи на месте срубленных голов.
2. Самым страшным были их перья из бронзы: взлетев, они могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто окажется на открытом месте. Геракл поднял над головой щит, и перья не причинили ему вреда.
3. Явившись на место, царь убедился, что Геракл не обманул его. Двор был чист, а оставшаяся канава говорила о том, каким образом герой добился успеха. «Это река выполнила твою работу! — проговорил скупой царь. — И я готов расплатиться с нею, а не с тобой!»
4. В сумерках показалось это чудовище с длинной косматой гривой. Геракл натянул тетиву и пустил три стрелы, но они отскочили от шкуры: она была тверда, как металл. Геракл откинул бесполезный лук и взялся за дубину, потом отбросил ее и голыми руками схватил извивающегося зверя за горло.
5. Геракл схватил обеими руками две шеи этого зверя, а по третьей шее нанес мощный удар лбом. Зверь обвил своим хвостом в виде огромной змеи с разверстой пастью ноги героя, но пальцы Геракла продолжали сжиматься. Из разверстых пастей падала ядовитая пена. Всюду, куда попадала хоть одна ее капля, вырастали ядовитые растения.
6. «Мне не дотянуться до дерева, где они растут, — проговорил хитрый Атлант. — Да и руки у меня, как видишь, заняты. Вот если ты подержишь земной свод, я выполню твою просьбу». Геракл согласился и встал рядом с титаном.

Конкурс 2. Атрибуты богов (Домашнее задание: каждая команда готовит рассказ о заранее выбранном атрибуте. По одному баллу за каждый правильный ответ.)

Предлагаем вашему вниманию три атрибута, каждый из которых соответствует древнегреческому богу: сандалии, трезубец, копье. Расскажите о каждом боге.

Конкурс 3. Крылатые выражения (Конкурс капитанов. По 1 баллу за каждый правильный ответ.)

С историей Древнего мира связано немало крылатых выражений. Появившиеся много веков назад, они употребляются и по сей день. Со многими из них вы уже познакомились на уроках истории.
Расскажите, откуда пришло и что означает каждое крылатое выражение:
1. Олимпийское спокойствие.
2. Авгиевы конюшни.
3. Геркулесов труд.
4. Ахиллесова пята.
5. Эзопов язык.
6. Титаническая борьба.
7. Ариаднина нить.
8. Соломоново решение.
9. Иерихонская труба.
10. Сизифов труд.
11. Прокрустово ложе.
12. Троянский конь.
13. Колесо Фортуны.
14. Объятия Морфея.
15. Яблоко раздора.
16. Ящик Пандоры.
17. Муки Тантала.
18. Самовлюбленный Нарцисс.
19. Кануть в Лету.
20. Между Сциллой и Харибдой.

Конкурс 4. Кроссворды (На каждый вопрос кроссворда отвечает один представитель команды. По 1 баллу за каждый правильный ответ.)

Правильно отгаданный кроссворд даст возможность прочитать в вертикальном выделенном столбце слово, относящееся к семи чудесам света.

Кроссворд № 1

Задания к кроссворду № 1
1. Имя фараона, для которого была построена самая большая в мире пирамида.
2. Царица, именем которой названы висячие сады Вавилона.
3. Небольшая гробница.
4. Царь в Древнем Египте.
5. Древнегреческая богиня, которой посвящено четвертое чудо света — храм в г. Эфесе.
6. Афинский скульптор, создавший статую Зевса.
7. Название острова, где находилась огромная статуя бога Солнца — Гелиоса.
8. Башня с сигнальными огнями, предупреждающая моряков об опасности во время шторма и тумана.

Кроссворд № 2

Задания к кроссворду № 2
1. Местность, где раз в четыре года проводились знаменитые спортивные состязания в честь Зевса.
2. Город, основанный Александром Македонским. Возле этого города находилось седьмое чудо света.
3. Древнегреческий бог, статуя которого украшала главный храм Олимпии.
4. Один из символов морского бога Посейдона.
5. Название огромной статуи на острове Родос.
6. Легендарный город Древнего мира, где находилось второе чудо света.
7. Материал, из которого строили египетские пирамиды.
8. Древнегреческий бог, статуя которого украшала Александрийский маяк.

Конкурс 5. Мозговая атака (Команды поочередно должны ответить на как можно большее число вопросов в течение двух минут. В случае незнания или затруднения вопрос опускается. Времени на обсуждение практически не дается. За каждый правильный ответ — 1 балл.)

Вопросы
1. Какие две части выделяют в Библии?
2. За сколько дней, по Библии, Бог создал мир?
3. Имена первых детей Адама и Евы.
4. Название сооружения, в котором Ной спасся во время потопа.
5. В чем заключалась чудесная сила библейского богатыря Самсона?
6. Имя библейского царя, прославившегося среди израильского народа своей мудростью.
7. Атрибутом какого древнегреческого бога являются крылатые сандалии?
8. Объясните значение крылатого выражения «кануть в Лету».
9. Переносное значение слова «Нарцисс» .
10. Каков буквальный перевод слова «Библия»?
11. Что означает слово «завет»?
12. Какое событие в библейской истории вызывает в вашей памяти имя Ноя?
13. Автор поэмы «Илиада».
14. Родной остров Одиссея.
15. Сколько лет длилась Троянская война?
16. Какой год Троянской войны описан в поэме «Илиада»?
17. Как звали жену Одиссея?
18. Где находился город Троя?
19. Кому принадлежит честь открытия древней Трои?
20. Произведение живописи, выполненное на сырой штукатурке.
21. Верхняя укрепленная часть древнегреческого города (верхний город).
22. Другое название легендарной Трои.
23. Одноглазый великан в древнегреческой мифологии.
24. В честь какого древнегреческого бога проводились Олимпийские игры?
25. Пища и напиток богов.
26. Кто из бессмертных богов родился из белоснежной пены морских вод?
27. Какое дерево греки посвящают Зевсу?
28. Богиня любви.
29. Остров, где стояла статуя бога Гели-оса, которую считали одним из семи чудес света.
30. Кем был Фидий?
31. Верховный греческий бог.
32. Богиня, родившаяся из головы Зевса.
33. Сосуд для вина и масла.
34. Сын Зевса, совершивший 12 подвигов.
35. Бог, основавший святилище в Дельфах.
36. Богиня, которой посвятили город.
37. Как греки называли Кносский дворец?
38. Он создал статую Зевса Олимпийского.
39. Полулошадь-получеловек.
40. Скульптор, архитектор, бежавший от царя Миноса.
41. Он убил Минотавра.
42. Сын Дедала.
43. Сын Зевса, убивший Немейского льва.
44. Богиня плодородия и земледелия.
45. Он украл Елену.
46. Как бежал с о. Крита от царя Миноса архитектор, скульптор и художник Дедал?
47. Как награждали победителей Олимпийских игр?
48. Какое чудовище обитало в Кносском дворце?
49. Какое из семи чудес света находилось в храме Зевса в Олимпии?
50. Почему афиняне поставили в храме статую богини Афины-Ники (Победы) без крыльев?
51. Низшее женское божество, жившее в морях, реках или источниках.
52. Морское существо в образе птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в гибельные места.
53. Трехглавый пес, сторож подземного царства Аида.
54. Сын царя Трои Приама, герой «Илиады», погибший в единоборстве с Ахиллом.

Конкурс 6. Чудеса света (Каждая команда получает свое задание. После каждой подсказки ведущего количество присуждаемых баллов сокращается. Максимальная оценка — 7 баллов.)

Отгадайте, о каком чуде света идет речь.
Утверждение 1. Это чудо света находилось в одном из древнейших и прекраснейших городов мира.

Подсказки
1. Ученые до сих пор не знают точно, в какой части города оно находилось.
2. Оно названо именем одной царицы, но построено для другой.
3. С ним связаны последние дни великого полководца Древнего мира.
4. Ни крепостные стены, ни семиступенчатая башня этого города не могли сравниться с ним по красоте.
5. Воины и купцы, возвращавшиеся в город из дальних странствий, старались принести для него свой подарок.
6. Каждому человеку, видевшему это чудо, казалось, что оно висит в воздухе.

Утверждение 2. Это чудо света было построено дважды.
Подсказки
1. На том месте, где оно находилось, осталось лишь маленькое, заболоченное озеро.
2. Его украшали 127 мраморных колонн.
3. Оно было и музеем, и хранилищем сокровищ богатых людей того времени.
4. Оно было посвящено богине охоты, луны и плодородия.
5. Человек по имени Герострат прославился тем, что уничтожил его.
6. Оно находилось в городе Эфесе.

Утверждение 3. Всем людям, смотрящим на него, казалось, что оно живое.
Подсказки
1. Его изображение есть на древних монетах.
2. На его отделку ушло много пластин из золота и слоновой кости.
3. С ним всегда была крылатая богиня победы — Ника.
4. Надпись на его постаменте гласит: «Фидий, сын Харленда, афинянин, создал меня ».
5. С ним связаны знаменитые спортивные состязания.
6. Оно изображало верховного греческого бога.

Утверждение 4. Это чудо Древнего мира вызывало у людей благоговение и страх.
Подсказки
1. Самое высокое из чудес света.
2. Оно имеет правильную геометрическую форму.
3. Оно имеет сложную систему лабиринтов.
4. Оно сложено из обтесанных каменных блоков.
5. Оно сохранилось до наших дней.
6. Как оно построено, ученым до сих пор неизвестно.

Утверждение 5. Это чудо света — храм царя, грандиозный и необыкновенно красивый.
Подсказки
1. У его подножия стояли, как живые, мраморные скульптуры всадников и фигуры сидящих и лежащих львов.
2. Его пирамидальная крыша была увенчана квадригой.
3. Один римский поэт назвал его «памятником беззаветной любви».
4. Оно было построено греческими архитекторами Сатиром и Пифеем по приказу царя и его жены.
5. На его развалинах в XV в. построили крепость святого Петра.
6. Оно находилось в городе Галикарнасе.

Утверждение 6. Благодаря этому чуду света было спасено немало человеческих жизней.
Подсказки
1. От названия острова, где оно находилось, в русском языке появилось слово «фара».
2. Своим появлением оно обязано великому полководцу Древнего мира.
3. На верху этого прекрасного здания находилась огромная статуя морского бога Посейдона.
4. Оно имело сложную систему зеркал.
5. На том месте, где оно находилось, сейчас расположена крепость Каит-Бей.
6. Днем оно было красивее, но ночью — нужнее всем мореходам, прибывавшим в город Александрию.

Ответы на задания конкурса «Боги и герои Древней Греции»

Конкурс 1. 1. «Лернейская гидра». 2. «Стимфальские птицы». 3. «Авгиевы конюшни». 4. «Немейский лев». 5. «Пес Цербер». 6. «Золотые яблоки Гесперид».
Кроссворд № 1. 1. Хеопс. 2. Семирамида. 3. Саркофаг. 4. Фараон. 5. Артемида. 6. Фидий. 7. Родос. 8. Маяк. Выделенное слово: пирамида. Кроссворд № 2. 1. Олимпия. 2. Александрия. 3. Зевс. 4. Трезубец. 5. Колосс. 6. Вавилон. 7. Камень. 8. Посейдон. Выделенное слово: мавзолей.
Конкурс 5. 1. Ветхий завет и Новый завет. 2. За шесть дней. 3. Каин и Авель. 4. Ковчег.
5. В его волосах. 6. Соломон. 7. Гермес. 8. Быть забытым навсегда. 9. Самовлюбленный человек. 10. Книга. 11. Союз, договор. 12. Всемирный потоп. 13. Гомер. 14. Итака. 15. 10 лет. 16. 10-й год. 17. Пенелопа. 18. В Малой Азии. 19. Генриху Шлиману. 20. Фреска. 21. Акрополь. 22. Илион. 23. Циклоп. 24. Зевс. 25. Амброзия и нектар. 26. Афродита. 27. Дуб. 28. Афродита. 29. Родос. 30. Скульптор. 31. Зевс. 32. Афина. 33. Амфора. 34. Геракл. 35. Аполлон. 36. Афина. 37. Лабиринт. 38. Фидий. 39. Кентавр. 40. Дедал. 41. Тесей. 42. Икар. 43. Геракл. 44. Деметра. 45. Парис. 46. С помощью изготовленных им крыльев. 47. Надевали на них оливковый венок. 48. Минотавр. 49. Статуя Зевса, созданная Фидием. 50. Чтобы она никогда не покидала их город. 51. Нимфа. 52. Сирена. 53. Кербер. 54. Гектор.
Конкурс 6. 1. Висячие сады Семирамиды.
2. Храм Артемиды в Эфесе. 3. Статуя Зевса Олимпийского в его храме в Олимпии. 4. Пирамида Хеопса. 5. Галикарнасский мавзолей. 6. Фаросский маяк.

"История и обществознание для школьников". - 2015 . - № 3 . - С. 54-64 .



Олива была символом всего Средиземноморья в древние времена. Наряду с дубом, она является самым почитаемым деревом в Греческой мифологии. Интересно, что в качестве основного источника жиров греки использовали именно оливки. Мясо было пищей варваров и потому считалось вредным для здоровья.

Происхождение оливкового дерева в Афинах греческая мифология объясняет следующим образом. Афина – дочь Зевса (верховный бог греческой мифологии) и Метисы, которая символизировала хитрость и осмотрительность. Афина была богиней-войном, чьими атрибутами являлись копья, шлем и щит. Кроме того, Афина считалась богиней справедливости и мудрости, защитником искусства и литературы. Её священным животным была сова, а оливковое дерево – одним из отличительных символов. Причина, по которой богиня выбрала оливу в качестве своего символа, объясняется в следующем мифическом сказании:

«Посейдон, бог морей и брат Зевса, жаждал земных царств и поэтому претендовал на владение Аттикой, ввонзив трезубец в Афинский Акрополь, который стал колодцем солёной воды. Приехав в город, Афина призвала Кекропса, первого короля Афин, в качестве свидетеля и посадила веточку оливкового дерева рядом с колодцем. Гневный Посейдон бросил вызов богине, но тут вмешался Зевс и приказал создать «божественный трибунал», который решит, кому достанется город. Сформированный Олимпийскими богами трибунал, выслушав показания Кекропса, встал на сторону Афины. Было принято решение о том, что Афина – единственная, кто имеет право владеть этим городом, потому как она поднесла ему величайший дар: первое оливковое дерево. С тех пор город был назван в честь Афины, а оливковое дерево на протяжении веков почиталось в Акрополе, символизируя победу».

В Греции оливковое дерево символизирует мир и процветание, а так же воскрешение и надежду. Об этом свидетельствуют события, произошедшие после поджога Афин персидским царём Ксерксом в 5 веке до нашей эры. Ксеркс сжёг весь город Акрополь, вместе со столетними афинскими оливами. Однако когда афиняне вошли в выжженный город, оливковое дерево уже пустило новую ветвь, символизируя быстрое восстановление и возобновление перед лицом несчастья.

Геркулес, один из самых известных мифологических героев, так же связан с оливковым деревом. Несмотря на свой очень молодой возраст, Геркулес сумел победить льва Читаэрона лишь при помощи рук и палки оливкового дерева. Эта история прославила оливу как источник силы и борьбы.

Оливковое дерево, будучи священным, часто использовалось в качестве приношения богам от смертных. Это хорошо описывается в истории про Тесея, национальном герое Аттики. Тесей был сыном Эгейского царя Аттики, который на протяжении жизни попадал в несчётное число приключений. Одним из них стало противостояние с Минотавром на острове Крит. Перед битвой, Тесей просил защиты у Аполлона, а в знак жертвоприношения предложил богу священную ветвь оливы с Акрополя Афин .

Плодовитость была ещё одним из атрибутов оливкового дерева. Афина – богиня плодородия – и её символом было одно из наиболее возделываемых деревьев в Греции, плодами которого кормили эллинов на протяжении веков. Таким образом, желавшие повысить плодородность своих земель, искали именно оливу.

Взаимосвязь между древним греческим обществом и оливковым деревом была очень интенсивной. Олива символизировала силу, победу, красоту, мудрость, здоровье, плодовитость и являлась священным подношением. Настоящее оливковое масло считалось объектом высокой значимости и предлагалось в качестве приза победителям на соревнованиях.

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.

Рекомендуем почитать

Наверх