Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами). Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе Фронтальное занятие по логопедии в коррекционной школе

Печи 04.05.2024

Л.: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, какие звуки вы сегодня учились различать?

Д.: Сегодня мы учились различать звуки [ш –ж].

Л.: Чем отличаются эти звуки?

Д.: При произнесение звука [ж] горлышко дрожит, а при произнесении звука [ш] – нет.

Л.: Верно, а чем похожи эти звуки?

Д.: Оба звука согласные, всегда твердые.

Л.: Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Спасибо. Занятие окончено.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.

Логопед определяет:

Тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

Конспект фронтального занятия. Тема «Осень»

Цели:

1) Коррекционно – образовательная :

Расширение, обогащение словаря по теме «Осень»;

Расширение словаря прилагательных
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) коррекционно-развивающие: систематизировать знания об осени и осенних явлениях.

3) коррекционно – воспитательная : воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: листья деревьев, картинка - гном.

Ход занятия

1. Оргмомент: Раздаются листья деревьев.

2. Введение в тему: Рассматривают листья и называют по очереди: «Какой у тебя лист? А у тебя?» лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). Да, листья разных цветов, они(какие?) разноцветные. Какие у вас листья? (Разноцветные.)».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

3. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный ».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: В поисках буквы М

Цель: обучение различению и правильному произношению звука М

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука [М]
  • закрепить различение изученных букв и звуков
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно - воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Образовательная область: Коммуникация (интеграция)

Вид деятельности : развитие речи

Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.

Ход занятия

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне и друг другу.

Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.

Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.

Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)

А, что такое звук? (То, что мы слышим)

Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?

Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)

Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)

Почему они гласные? (Мы их поем)

А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)

Назовите их. (П,Т,К,Х)

Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)

Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ

А теперь отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос . (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает.

кружок.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Медведь)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

(Логопед выставляет картинки на доску)

Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

(С буквой и звуком [ М] )

А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)

Молодцы!

М – нам губы звук смыкает!

Если нет – тогда… молчанье!

Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Д.: Да.

Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: Нет, не можем.

Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Д.: Согласный.

А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)

Придумайте слова с мягким зв МЬ.

А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….

- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)

Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.

Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)

Идите по стрелочкам

1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)

2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)

3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)

4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука

5. Отремонтируйте предложения (картинки) :

Кушать, Мишка, мед.

Катать, на машина, Маша.

- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.

Давайте посмотрим, на что похожа буква М?

(ответы детей)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Теперь давайте заштрихуем букву М.

Благодарность за работу (подарочки)


Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами)

Медицина и ветеринария

Обучение на занятиях основная форма коррекционновоспитательной работы с детьми имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания пониженной познавательной активностью замкнутостью недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы следовать общим инструкциям оценивать достижения партнера...

В 68. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами).

Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательной активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.

В процессе обучения проводятся три типа занятий:

Индивидуальные. Основная цель — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

Подгрупповые. Основная цель — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции.

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.

Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

Второй этап — дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Отработка правильного произношения простых согласных звуков (п, пь, т, ть, к, кь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков. В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. «Оречевляя» простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.

Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки л,р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. На каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

Логопедические занятия

Логопедические занятия в специальном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лесксико-грамматических средств языка:

а) занятия по формированию словарного запаса;

б) занятия по формированию грамматического строя.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи .

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект фронтального занятия «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1″. Наш детский сад уже много лет занимается по играм В. Воскобовича. Вот я и решила применять их на логопедических занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных.

Конспект занятия на тему: «Знакомимся со звуком [Ж] вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1»

Цель:

  • Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;
  • развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать мелкую моторику руки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование : герой В. Воскобовича Пчелка Жужа; головоломка «Чудо – Соты 1»; фигурки схемы жука и жабы; предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал; палочки Кьюзинера; листы бумаги формата А4; цветные карандаши; зеркала по количеству детей.

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)

Объявление темы занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул в гости?

Дети: Пчела.

Логопед: Да, это пчелка по имени Жужа.

Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?

Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!

Логопед: А как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Дети: Ж-Ж-Ж.

Логопед: Верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук Ж. Как должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук Ж?

Дети: Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Ребята, пчелка Жужа предлагает нам сделать гимнастику для язычка. Вы готовы?

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
(Упражнение «Окошко» широко открыть рот)
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
(Упражнение «Слоник пьет» вытянуть губы вперед трубочкой, «набирать водичку», слегка причмокивая)
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
(Упражнение «Чашечка» улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и предать форму чашечки)
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
(Упражнение «Часики» улыбнуться открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой)
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
(«Упражнение вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу)
Н. Лысенко

Развитие фонематического слуха.

Логопед: А еще Жужа хочет узнать, кто у нас самый внимательный. Она будет называть слова, вы хлопайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Жужа: сила, жила, уши, ужи, зайка, лужайка, дар, жар, лук, жук, Луша, лужа, панама, пижама, омлет, жакет.

Логопед: молодцы, ребятки.

Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.

Логопед: А вот и следующее задание Жужи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жуж-ж-жу!
Чудо соты я слож-ж-жу,
Вам картинки покаж-ж-жу.

Логопед: Какую же картинку нам приготовила Жужа? (На доске выставляется фигурка жука.) Кто это?

Дети: Это жук.

Логопед: Верно, это жук. Выложим звуковую схему этого слова при помощи фишек. Сколько в этом слове гласных? Сколько согласных? Какие это согласные, мягкие или твердые?

Логопед: Вот и следующая картинка Жужи. (На доске фигурка жабы). Кто же это?

Дети: жаба, лягушка.

Логопед: А теперь с помощь палочек Кьюзинера выложите слоговую схему слова «Жаба». Сколько вам понадобилось палочек? Почему две?

Логопед: Позовем Жужу повеселиться и отдохнуть?

Физкультминутка:

Звучит веселая музыка.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз — росой они умылись (умываются)
Два — изящно покружились (кружатся)
Три — нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Логопед: Ребята, это еще не все картинки Жужи. Давайте посмотрим следующие картинки. (На доске выставляются предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал.) Пчелка просит показать, как мы умеем дружить слова (составлять предложения.)

Дети составляют предложения.

Какие вы молодцы! Вот видишь Жужа, наши ребятки со всем твоими заданиями справляются.

Жужа: А смогут ли они найти слова со звуком «Ж», которые спрятались в стихотворении?

Логопед: Постараются!

Жук жужжит: — Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл,
- Это жёлудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук.
- Говорит жирафу жук.

Дети: жук, жираф, желтый, желудь, жужжит.

Жужа: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Логопед: Жужа, наши ребятки еще очень хорошо рисуют. Ребятки, возьмите листы бумаги и «Чудо – Соты». Сложите на листочках фигурку Жужи из Сот, обведите карандашом и раскрасьте. И ваши рисунки мы подарим нашей гостье.

Дети составляют фигурку пчелы по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают.

Вот, Жужа, прими от нас подарки!

Жужа: Ой, какая красота спасибо вам ребята!

Итог занятия.

Жужа: Мне пора возвращаться домой, до свидания!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, Жужа! Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Ахмадуллина Айгуль Ильгизовна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани

Рекомендуем почитать

Наверх