«Пиктограмма» как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р

Полы 04.05.2024
Полы

Продолжение. См. № 15, 17- 20/2008

Тема 5. Пиктограмма

Состав темы:

Занятие 14. Что такое пиктограмма

Занятие 15. Разнообразие пиктограмм

Занятие 16. Пиктограммы на экране компьютера

Занятие 14. Что такое пиктограмма

Пиктограмма - это упрощенный рисунок, который служит обозначением некоторого предмета, действия или события.

Что может обозначать табличка с таким рисунком?

Ну конечно, медицинский пункт! Здесь делают не очень приятные, но необходимые для здоровья прививки.

Этот рисунок - пиктограмма медицинского пункта.

Впрочем, медицинский пункт часто обозначают еще проще - одним красным крестом. Такой знак можно видеть и на машине “скорой помощи”, и на шапочке у врача.

Иллюстрация с сайта home.onego.ru

“Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут переходить дети!” Такое предупреждение можно выразить по-разному.

Поэт может написать стихи. Плакат с такими стихами можно повесить на улице. Только у водителя за рулем нет времени читать стихи.

Художник может нарисовать картину: непоседливый озорник перебегает дорогу прямо перед колесами автомобиля. Такое художественное произведение может украсить здание около опасного места. Но сложная картина лишь отвлечет внимание водителя.

Гораздо удобнее договориться о том, что такой достаточно выразительный, хотя и очень упрощенный рисунок будет обозначать место, где на дороге могут появиться дети.

Этот рисунок и есть пиктограмма, обозначающая предупреждение: “Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут перебегать дети!”.

Тема 5/Что такое пиктограмма

Вот еще несколько дорожных знаков.

Используя мышиную операцию “зависание”, прочтите название этих пиктограмм на странице электронного учебника.

Рис.1. Испытательный стенд в электронной книге

Уметь набирать тексты на клавиатуре очень важно! Можно написать электронное письмо другу или набрать на клавишах собственную сказку, а потом красиво распечатать ее на принтере.

Будем осваивать эту науку, чтобы немного отдохнуть от пиктограмм!

Петя Кук любит набирать тексты на компьютере, но он делает ошибки и огорчается.

А зря! Ошибок не надо бояться, их надо уметь исправлять!

Ошибка на бумаге весьма неприятна, особенно если она сделана ручкой: после исправления появляется грязь.

На компьютере писать удобнее: ошибки исправляются просто и без всяких следов.

Давайте и мы научимся удалять с экрана неверно набранные буквы и другие символы.

Удалять последний набранный символ (букву, цифру, другой знак) удобно клавишей обратного пробела . Она удаляет символ слева от курсора.

С этой клавишей мы уже работали.

Удалять символы можно и клавишей .

Клавиша удаляет символ справа от черточки курсора.

На некоторых клавиатурах написано Delete . Эта клавиша называется клавишей удаления.

Слово delete читается “дилит”, переводится с английского “стирать”.

Клавиша удаляет символ справа от курсора.
А как подвести курсор к нужному символу? Для этого используют клавиши с нарисованными стрелками (вправо и влево).

Задание 1. Удаление клавишей

Выполните упражнения на удаление лишних символов при помощи клавиши .

1. лишЬний

2. ласИточка

3. медОведь

4. курочИка

5. со бака

7. кр окоШдил

8. лунаШКА

9. д еПАрево

10. к о м п ь ю т е р

Задание 2. Набор текста

Тема 5/Что такое пиктограмма/Практикум

Наберите указанные фразы.

1. Кот и пес

2. Крокодил Гена

3. Вова Бякин

4. Курочка Ряба

Тема 5/ Что такое пиктограмма /Зачет

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Пиктограмма:

a) упрощенный рисунок

b) обозначение предмета

c) обозначение действия

d) обозначение события

2. Что обозначает эта пиктограмма:

a) церковь

b) медицинский пункт

c) перекресток

d) движение запрещено

3. Что обозначает этот дорожный знак:

a) въезд запрещен

b) пункт медицинской помощи

c) осторожно, дети

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

4. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

5. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

6. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) телефон

f) пункт питания

7. Что обозначает этот дорожный знак:

a) пункт питания

b) телефон

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

e) въезд запрещен

f) осторожно, дети

8. Что обозначает этот дорожный знак:

a) осторожно, дети

b) въезд запрещен

c) пункт медицинской помощи

d) заправка

е) телефон

f) пункт питания

1. a, b, c, d

Занятие 15. Разнообразие пиктограмм

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах.

Иллюстрация с сайта home.onego.ru

Такой знак вместе с белыми полосками на дороге (“зеброй”) обозначает пешеходный переход.

Этот знак поможет найти туалетные комнаты.

Ну а этот подскажет, где можно сделать прическу.

Пиктограммы “поселились” на упаковках вещей и продуктов.

Рис.2. Пиктограммы на упаковках

“Не кантовать” - значит не переворачивать. Стрелки показывают, где у товара верх.

Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

Посмотрите на эти спортивные пиктограммы. Вероятно, вам понятно, какие виды спорта они обозначают:

Рис.3. Спортивные пиктограммы

Эти пиктограммы можно встретить на вокзале. Объясните, что они значат.

Рис.4. Пиктограммы на вокзале

Специальные символы

Поработаем со знаками препинания и специальными символами.

Точки, запятые, скобки, кавычки и другие знаки препинания встречаются в текстах очень часто.

В записи арифметических выражений не обойтись без знаков “+” и “–”.

Для умножения и деления на клавиатуре тоже есть свои символы, хотя они и не очень привычны: в качестве знака умножения часто пользуются звездочкой “*”, а деление обозначают наклонной чертой “/”.

Например, обычное арифметическое выражение

(2 · 5 + 4 · 3) : 6

часто приходится набирать на клавиатуре так:

(2 * 5 + 4 * 3) / 6

Когда нужно записать сравнение двух чисел, используют символы “>” (больше), “<” (меньше) и “=” (равно).

На клавиатуре есть еще несколько “странных” символов: “_”, “#”, “$”, “&”, “@”, “^”, “|” и другие.

Все символы надо уметь набирать. Для этого надо сначала определить, на какой половинке клавиши - верхней или нижней - нарисован нужный символ. В зависимости от этого надо выбрать соответствующий регистр.

Рис.5. Специальные символы на клавиатуре

Если символ изображен на верхней половинке, его нужно вводить в верхнем регистре, то есть, удерживая клавишу .

На некоторых клавишах можно увидеть не два, а даже три специальных символа.

Действие таких клавиш зависит не только от регистра (нижний/верхний), но и от алфавита (русский/английский).

Для набора символа “?” сначала надо включить русский алфавит (знак “?” того же цвета, что русские буквы на клавишах), потом нажать клавишу

удерживая (знак “?” расположен на верхней половине).

Бывает, что на разных клавиатурах расположение символов немного иное, как и правила набора. Вам придется определить эти правила опытным путем, поработав с Редактором строки.

Тема 5/Разнообразие пиктограмм/Практикум

Наберите тексты со специальными символами.

1. (4*3-2*5)+2=5-1

2. “Кто там?”

3. 50% от 120 есть 60.

4. Оля, ау! Где ты? Я - тут!

5. 5<10, а 8>3

6. (*)+(@)+(#)+(~)+($)+(&)

Тема 5/Разнообразие пиктограмм/Зачет

Выберите правильное название пиктограммы.

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

a) хрупкое

b) не нагревать

c) не кантовать

d) боится сырости

e) мокрое

a) спуск с дороги

b) пешеходный переход

c) переход запрещен

a) спуск с дороги

b) пешеходный переход

c) переход запрещен

d) подземный пешеходный переход

Ответы

Занятие 16. Пиктограммы на экране компьютера

Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде!

На Рабочем столе расположены значки программ и документов. Эти маленькие схематичные рисунки, конечно, являются пиктограммами.

Одна из программ на Рабочем столе называется Paint (пэйнт). Тому, кто не знает английского, трудно понять назначение этой программы по названию. Но стоит взглянуть на значок-пиктограмму, как сразу пропадают все сомнения: эта программа помогает создавать компьютерные рисунки.

Назначение этой программы понятно даже тому, кто не умеет читать по-русски.

Этим значком обозначают место, куда помещают ненужные документы и программы.

Форма курсора тоже задается пиктограммой. Вспомните назначение этих курсоров и проверьте себя при помощи операции “зависание” на картинке в электронной книге.

Рис.6. Разнообразие курсорных пиктограмм

Этой кнопкой в правом верхнем углу закрывают работающую программу.

Во многих программах можно увидеть кнопки с такими пиктограммами:

b) справка

c) создать

d) напечатать

b) справка

c) создать

d) напечатать

b) справка

c) создать

d) напечатать

Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский , А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека . Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств - орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.

Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии . Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа .

Описание метода

Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр.

Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова - это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.

На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями .

Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.

Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление - это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллекта характерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.

Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспро-изведение
1. Веселый праздник Улыбающееся лицо, флажок. - «Праздник - это флажки, улыбки» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» Тяжелая работа
3. Вкусный ужин Цыпленок «табака», - «Мне нравятся жареные цыплята» Вкусный ужин
4. Болезнь Шприц, - «Все это говорит о болезни» Болезнь
5. Печаль Печальное лицо Печаль
6. Счастье Улыбка. - «Она говорит о счастье» Счастье
7. Любовь Сердце пронзенное стрелой. - «Это банально… Как рисуют на Любовь
8. Развитие Ступени. - „Лестница, ведущая вверх - символ развития“ Прогресс
9. Разлука „Двое разошлись“ Разлука
10. Обман „Дама пик“. - Это символ обмана» Обман
11. Победа «Богиня Ника - символ Победы» Победа
12. Подвиг Несколько детей. - «Воспитывать детей - это подвиг» Подвиг
13. Вражда Скрещенные мечи. - «Это символ вражды» Вражда
14. Справед-ливость Уравновешенные весы. -"Продавщица честно Честность
15. Сомнение «х». - Эта буква обозначает «неизвестное» Сомнение
16. Дружба Рукопожатие. - «Это символ дружбы» Дружба

Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга

При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
  • Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
  • Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
  • Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
  • В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
  • Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
  • Недостаточная дифференциация изображений
  • Снижение продуктивности опосредованного запоминания

Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.

Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия . Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики : «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».

Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

Пиктограмма при алкоголизме

При алкоголизме имеют место быть мелкие и неявные органические изменения, которые могут проявиться уже на ранних стадиях.

Выполнение методики этими испытуемыми похоже на выполнение испытуемых с органическим поражением головного мозга, отличие состоит лишь в том, что в образах часто фигурируют спиртные напитки.

Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).

Пиктограммы больных психопатией на органической основе

У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений наряду с признаками типичными для органических поражений наблюдаются такие признаки как: эмоциональное нарушение в форме нарушений планирования поведения, эмоциональной возбудимости или демонстративности.

Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.

Пиктограммы при шизофрении

Роль пиктограммы при исследовании шизофрениии очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.

В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
  • Снижение числа атрибутивных образов
  • Снижение числа адекватных образов
  • Снижение числа стандартных образов
  • Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
  • Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
  • Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
  • Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.

Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.

Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».

С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.

Неадекватные по содержанию образы:

  • отдаленные связи
  • пустая символика
  • выбор на основе чувственного впечатления
  • ассоциация по созвучию
  • фрагментарный тип выбора

Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:

  • конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
  • стереотипные пиктограммы

Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией

Литература

  1. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике - С-П: Речь, 2003.
  2. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  3. Лонгинова С. В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н. Л. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
  4. Зейгарник Б. В. Патопсихология - М.: Издательство Московского Университета, 1986
№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1. Веселый праздник Флажок. - «Флаги развеваются, все идут на парад» Праздник AT + Ст 0.5
2. Тяжелая работа Женщина с клубком шерсти в руке - «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» Тяжелая работа Инд-Пс+1.0
3. Вкусный ужин Тарелка на столе. - «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» Вкусная Ат ф + Ст 0,5
4. Болезнь Человек па кровати. - «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» Болезнь КИнд-Пс+ КО
5. Печаль Плачущие глаза. - «Плачут черные глаза» Плач Ат Ф + 0.5
6. Счастье Глаза. - «Белые, веселые глаза» Глаза АтФОриг-
7. Любовь Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» - Ориг-0 Частичная
8. Развитие Четыре глаза. - «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» - Ат Ф Ориг - 0,0
9. Разлука Зачеркнутые глаза. - «Глаза не смотрят друг на друга» - Ат Ф Ориг - 0,0 Частичная персеверация
10. Обман Фигура женщины. - «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) - К Ф - 0,0
11. Победа Ребенок в матросской шапке. - «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» Идет морячок К Инд Пс - 0,0
12. Подвиг Плывущий человек с кругом на голо¬ве - «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно»

В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.

Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»

“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм .

Пиктограмма — (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • Облегчить общение.
  • Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Историческая справка

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
  • Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
  • Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:

  • Лексических тем.
  • Возрастных особенностей.
  • Программных требований.

В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
  • Четвёртый лишний.
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
  • Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки :

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

В этом видеоролике мы рассмотрим виды и типы схем, знание которых позволит вам легко определиться в выборе тех инструментов, с помощью которых вы будете визуализировать текстовый материал под разные цели, а так же поговорим о том, что является наиболее важным при схематизации.

Все схемы условно делятся на следующие виды: художественные и абстрактные.

Художественные делятся на опорные сигналы и пиктограммы. Абстрактные делятся на объектные, направляющие и организационно-деятельностные. В свою очередь, объектные делятся на сетевые, структурные, схемы по принципу «дерево» и диаграммы. При этом, сетевые структурные, включая такие подвиды, как майндкарты, часто объединяют в себе абстрактные элементы и художественные. Инфографика так же совмещает в себе художественные рисунки и абстрактные объекты, а схемы принципы являются как структурными, так и организационно-деятельностными.

При самообразовании нас, в основном, будут интересовать разные виды объектных абстрактных схем, но, поскольку у людей, под словом “образ”, как правило, возникают разные картинки и рисунки, мы начнём рассмотрение именно с художественных.

Опорные сигналы, эйдетика

Опорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект.

Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта:

На этой картинке мы видим набор рисунков, цель которых показать функции разных частей растений. Корень – это якорь, который заякоряет растение к земле. Он как насос закачивает минеральные вещества и воду в растения. Растение в корне, как в сундуке хранит ценные питательные вещества. По стеблю, как по трубопроводу от корня идут минеральные вещества и вода, а назад питание. Чтобы достать необходимый им свет, растения лезут вверх как по стремянке. Лист – это кухня растения, вся еда готовится в листе как на тарелке, когда происходит фотосинтез. Растение дышит как носом устьицами листа.

Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика , которая строится на цепных ассоциативных связях.

Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:


Подробнее тему запоминания мы рассмотрим на отдельном занятии, а сейчас необходимо понять разницу между рисунком и блок-схемой:

Вот два изображения, на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах. Слева вы видите рисунок — два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение. Справа вы видите схему, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Взаимообратной стрелкой показано взаимодействие между субъектами.

Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе не плохо, и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим переобразовать для лучшего понимания, то как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное чтобы схема выполняла свою задачу – обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни.

Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем.

Объектные схемы

Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой - наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.

Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (есть иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из элементов соединены с несколькими или со всеми сразу, а другие - только с одним. Такие схемы помогают при обобщении и схематизации знаний.


По своей сути все объектные схемы являются структурными. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на занятиях введения в тему, обобщения или систематизации знаний. Элементы в таких схемах могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов.

Объектные схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении нового материала, либо строятся ведущим в процессе объяснения.

В познавательном процессе такие схемы:

  • способствуют освоению образов и связанных с ним понятий (природных, социальных, культурных, технических и др.);
  • помогают выразить информацию в сжатой форме;
  • позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать;
  • повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации;
  • способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.

Хорошим примером структурных блок-схем являются алгоритмы , используемые в программировании. Они позволяют увидеть весь процесс обработки информации, однако их применение ограничено в связи с тем, что сложно отразить динамику и действия, совершаемые несколькими субъектами.

Если мы хотим отразить вложенные системы в мироздании, то мы можем пойти двумя путями: отразить на схеме вложенность систем, либо не отражать и поставить блоки рядом, показав взаимосвязь. Это не будет ошибкой, если мы понимаем в умолчаниях, что они вложены. Всё зависит от целей схемы — что мы хотим показать и как это сделать нагляднее.

Один из видов объектных схем – это всевозможные диаграммы

И одним из видов таких диаграмм являются схемы методом наложения .


В таких схемах создаются области, общие для некоторых объектов, что позволяет наглядно показать расхождение и соотношение по каким-то параметрам. Однако, область применения таких схем довольно ограничена. При наличии нескольких параметров и большого количества элементов, наглядность обеспечить не получится.

Таблицы

Одним из видов отображения информации являются таблицы. Не стоит про них забывать и недооценивать их значение в понимании учебного материала и самообразовании.

Например, в этой таблице-матрице отражены функции и взаимосвязи основных общественных институтов: семья, государственность, наука и система образования. Из этой таблицы можно понять, как одни институты зависят от других – какие у них есть потребности, а так же какие функции одни институты выполняют по отношению к другим. Построение подобных таблиц по отношению к процессам, в которых вы находитесь, позволит вам увидеть целостность и полноту этих процессов и те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить, чтобы эффективно управлять ими.

Майндкарты

Одним из видов сетевых структурных схем являются интеллектуальные карты или майндкарты (mind map), пример, суть и назначение которых отражены на данной схеме:

Основные принципы таких схем: начинаем рисовать с центра, используем объекты разных размеров, используем цвета и картинки, желательно делать не более 5-7 ответвлений, минимум слов, больше творчества. Чаще всего для таких схем используется программное обеспечение. Майндкарты позволяют: развить творческие способности, повысить эффективность мышления и улучшить память.

Способов визуализации идей существует огромное количество! Главное не бояться экспериментировать и создавать что-то своё, что-то новое, не похожее на всё остальное.

Пиктограммы

Пиктограммы – это специальные картинки, небольшие иконки с изображением различных предметов, людей, эмоций, объектов и т.п. Большинство людей пользуется пиктограммами в социальных сетях, отсылая смайлики. Этот способ донесения информации часто используется в общественных местах и на транспорте и помогает людям ориентироваться в объектах инфраструктуры – узнавать, где выход, как себя вести в той или иной аварийной ситуации, не получить травму и т.п. Пиктограммы должны быть хорошо понимаемы, узнаваемы и предельно краткие.

Инфографика

Последнее время широкое распространение в области рекламы и анимации получило такое направление, как инфографика, которая за счёт визуализации различных статистических данных, увеличивает количество посещений сайта, благодаря вирусному распространению видеоролика в интернете. Существуют различные онлайн-сервисы для создания картинок в таком стиле с коллекциями шаблонов и пиктограмм.

Направляющие схемы

Следующий тип схем - направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены в одном стиле, но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию.

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, - появляется схема. Каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.

Организационно-деятельностные схемы

Следующий тип схем - организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но они отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела.

Схемы-принципы

Следующий тип схем - схемы-принципы, совмещающие осуществление функций объектных и организационно-деятельностных.

Пример: На вводном занятии ведущий демонстрирует структурную блок-схему, в которой отражено определённое понятие, например, «Имя существительное как часть речи». В этот момент схема является объектной, так как раскрывает образ, понятие имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как, по сути, отражает учебно-тематический план, предусматривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».

Таким образом, мы имеем классификацию трёх основных типов схем по 4 критериям: предназначение, содержание, время построения, сопутствующие факторы.

Кроме работы с текстом через схематизацию на бумаге и компьютере, для визуализации учебного материала и построения образов, можно использовать любые подручные средства : ручки, фломастеры, колпачки, крышки, детские игрушки, камешки и веточки (на улице) и т.д. Можно вырезать фигурки из бумаги или картона, лепить из пластилина и теста, использовать сыпучие материалы (песок, мука, соль, крупы) для рисования на стекле и т.п. Проявляйте смекалку и воображение!

Что является наиболее важным при схематизации:

  1. Понять логику, взаимосвязь и последовательность тех образов, которые заложены в тексте словами автора.
  2. Детализировать схему до полноты картины (сначала максимально, потом оптимально, выбрав то, что важно отразить и оставив в умолчаних то, чем можно пренебречь).
  3. Сделать схему наглядной и читаемой, чтобы она была понятна вам без каких-либо сопутствующих объяснений. Это достигается за счёт регулирования размера и формы блоков, размера и разборчивости шрифта, локализации блоков на листе, цветовых решений и добавления опорных сигналов и пиктограмм.
  4. Научиться пользоваться разными средствами перекодирования образов. Это поможет при взаимодействии с другими людьми, т.к. один и тот же текст все изображают совершенно по-разному.
  5. Научиться отказываться от несовпадающего ошибочного субъективизма, от тех образов, которые находятся в психике и были приняты без осмысления от какого-то авторитета.
  6. Преодолеть барьер я-центризма на освоение навыка схематизации. Я-центризм будет придумывать тысячи оправданий и проявлять изворотливость, лишь бы вы не пересматривали исходное нравственное мерило, поэтому на начальном этапе очень важно пройти 3-е занятие, по выявлению этой алгоритмики в своей психике.

Чтобы подробнее узнать о каждом виде схем и научиться пользоваться ими при самообразовании, рекомендуем вам прочитать методическое пособие «Рекомендации по самообразованию» и пройти занятия, предлагаемые в группе по схематизации vk.com/shematizaciya, которые содержат необходимые пояснения.

Желаем успехов в самообразовании!

Если вам понравился этот видеоролик и другие наши материалы, вы можете поддержать наш проект материально: , будем рады любой помощи.

0 руб.

Методика, предложенная А. Р. Лурия, направлена на изучение опосредованного запоминания. Может проводиться на детях от 10 лет и старше. Исследования лучше проводить после какой-либо другой методики на память (например, "10 слов"), чтобы школьник не сильно акцентировался на самой процедуре, а был бы нацелен на возможность запоминания предлагаемых слов.

Для проведения необходимо иметь чистый листок бумаги, не тетрадный, карандаш и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция: “А сейчас я проверю твою память еще одним способом. Я буду называть тебе слова и словосочетания, которые тебе необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуй себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог тебе вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог тебе запомнить. Слова и буквы писать запрещается”.

Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются:1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

6) Счастье

8) Развитие

9) Разлука

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз. Повторное объявление инструкции допускается в ответ на прямую просьбу ученика.

Порядок проведения: ученику зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой школьник должен сделать рисунок, после того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. Когда все слова ученик нарисует, первый этап исследования завершается. Ученику предлагается другая деятельность, или он просто отпускается. Второй этап исследования проводится через 30-60 минут.

Ученику предлагается по своим рисункам вспомнить те слова, которые он обозначил рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм: При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа:”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение).


В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания. Несмотря на разнообразие рисунков, рисунки, сделанные здоровыми, нормально развитыми детьми, как правило можно “прочитать “ даже не зная предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник). При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т.е. у старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена.

При анализе следует учитывать факторы: абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения.

1) атрибутивные рисунки (малая степень) - рисунок выбирается по принципу принадлежности (атрибутивности, атрибут). Так на понятие “веселый праздник” изображают: рюмку, карнавальную маску и т.п.

2) метафорические - связь понятия с рисунком носит метафорический характер. Например: зачеркнутые часы на понятие “счастье” с объяснением “счастливые часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики: направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях.

Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы.

Для первых характерно изображение самого школьника, сцен с его участием, реже - изображение других конкретных лиц. Пример: нарисован человек на слово “обман”. Объяснение:”это врач, обещавший меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых - характерно изображение объектов “стимулирующих” воспоминание конкретных ситуаций из личного опыта. Например: альпинист рисует горы на понятие “счастье”, объясняя это тем, что “чувство счастья возникает у меня обычно в горах”.

Частоты выбора.

Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий:

Стандартные - встречаются чаще чем в 20 из 100 протоколах,

Оригинальные - встречаются реже чем в 2-х протоколах из 100,

Повторяющиеся - занимают промежуточное положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности.

Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения.

К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”.

На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы.

Вторым показателем является качество и структура индивидуально значимых образов. Переонифицированные образы говорят о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Индивидуально значимые образы - стимулы - отражают эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель - количество адекватных образов, отражает четкость и реалистичность пиктограмм, построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых людей. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов, говорящем о конкретности мышления.

У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов. Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом.

Количество изображений человеческих фигур - показатель стереотипизированных ассоциаций. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии, либо “атипичность” стереотипии. В последнем случае стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипически мелких деталей человеческой фигуры, архитектурных сооружений и т.п.

Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им.Бехтерева, является патологическим феноменом.

Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно:

Способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

Среди образов выбираемых здоровыми людьми преобладают атрибутивные и конкретные, но не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов - обычное явление в протоколах здоровых людей.

Высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов,

Высока продуктивность запоминания,

Для здоровых людей характерна “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются:

Не понимания смысла задания,

Не возможность выбора образа на абстрактные понятия,

Отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов,

Снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные),

В структуре конкретных образов преобладают фотографические,

Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа,

Как проявление недостаточного понимания задания - появление “выхолощенных символов”.

Примерная оценка и анализ пиктограмм.

Каждое понятие у испытуемого должно быть оценено и проанализировано аналогичным образом, затем оценивается и анализируется вся методика в целом.

Пиктограмма здорового человека.

Понятие “Победа”. Изображен салют. Объяснение: “Салют бывает в День Победы”.

Оценка: выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Пример из пиктограммы человека с функциональными психическими отклонениями в области мышления.

Понятие “Тяжелая работа”. Нарисован треугольник. Разъяснение: “У нас в отделе тяжелую работу делают трое: я, начальник и его заместитель”.

Оценка: выбор конкретный, не смотря на геометрический характер, индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный.

Рекомендуем почитать

Наверх