Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему: Мебель. Конспект занятия на тему: "Мебель" в старшей группе Задание по лексической теме мебель

Печи 04.05.2024
Тема: «Мебель»

Расширять и закреплять знания детей о мебели, активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей, материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных множ. числа, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании сущ. с числительными. Развивать мышление, память и внимание.

Ход:

Упражнение « 4-й лишний»:

Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой лишний?

Тапки, кроссовки, табурет, туфли.

Шапка, кровать, шляпа, косынка.

Платье, пальто, шкаф, брюки.

Дуб, береза, сосна, кресло (изображение лишнего предмета выставить на доску)

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

В: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

Д: На полу, на земле, на камнях

В: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Д: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

В: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Д: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

В: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?

Д: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.

В: Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Основная часть:

Ребята, давайте назовём какие части имеет различная мебель (стенка, ручка, подлокотник, сиденье и т.д.)

А какие виды мебели вы знаете? Например, для кухни какую мебель нужно покупать? А для гостиной, спальни? (Дать понятие гарнитур).

Упражнение «Подбери признак» Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Табурет (какой?) - удобный

Кресло (какое?)- мягкое, удобное

Шкаф (какой?)- высокий

Кровать (какая?)- широкая, мягкая

Упражнение «Из чего изготавливают мебель?»

Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? (Мебельный) В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.

Из дерева – какая? (деревянная)

Из пластмассы- какая? (пластмассовая)

Обивка из кожи- какая? (кожаная)

Из стекла- какая? (стеклянная)

Из соломы- какая? (соломенная)

Из металла- какая? (металлическая)

Из ротанга- какая? (ротанговая?)

А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)

Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать).

Образование существительных ед. и мн. В разных падежах:

Р.п.- чего нет? (нет стула), много чего? (много стульев);

Д.п.- к чему? (подойти к дивану;

Т.п.- на чём? (сижу на стуле, лежит на диване)

Упражнение «Скажи ласково»

Диван – диванчик, кровать – кроваточка и т.д. А теперь – увеличим: диван – диванище; кресло – креслище и т.д.

Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул - на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол - за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

Игра «Два и пять»

С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным: два стула пять стульев, два шкафа пять шкафов и т.д.

Составление загадок – описаний по плану:

Что это?

Какое?

Из чего сделано?

Какие детали?

Как использовать?

Итог

Программное содержание:

Уточнять и обогащать словарь, грамматический строй речи.
Закреплять навык употребления предлогов, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, развивать связную речь.
Развивать фонематические представления, умения звукоразличения, знакомство с понятием «гласные звуки».
Расширять кругозор детей о предметах мебели и их назначении, об объединении их в группы.
Закреплять умения обводить изображения круговыми движениями и проводить прямые линии в разных направлениях.
Активизировать желание совершать добрые поступки, радоваться результату.
Развивать эмоциональную отзывчивость, желание содержать дом в чистоте и порядке.
Воспитывать доброту, умение сочувствовать, желание помогать.

Интегрирование: Образовательная область «Коммуникация»

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Социализация»

Образовательная область «Художественное творчество»

Образовательная область «Музыка»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Образовательная область «Физическая культура. Здоровье»

Словарная работа:

Слова, обозначающие предметы мебели и их назначение: кресло и стул, чтобы сидеть; диван и кровать, чтобы лежать; тумбочка, чтобы ставить на неё телевизор; стол, чтобы на него что-нибудь положить; шкафы, чтобы хранить одежду, посуду, книги, продукты. Активизация употребления предлогов: в шкаф, на стол, за дверью, около книжки. Активизировать в речи уменьшительно-ласкательные существительные: кроватка, стульчик, табуреточка, столик, диванчик, буфетик, креслице, шкафчик, полочка.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

Игрушки: Ёжик и Лисёнок, кукла, кукольный домик и мебель, шкатулка. Карточки по теме «Мебель» из «Наглядного и раздаточного материала для дошкольников» (ч.7); демонстрационные иллюстрации интерьеров: кухни, столовой, прихожей, спальни, гостиной; иллюстрации в рабочих тетрадях, карандаши по количеству детей; карточка- схема для составления загадки-описания.

Предшествующая работа:

Разучивание песни «Паровоз» муз. Львова, сл. Компанейца, рассматривание альбома «Мебель», дидактическая игра «Угадай,что изменилось » (по теме «Мебель»),словесная игра «Скажи ласково».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель вместе с игрушками Лисёнком и Ёжиком подзывают детей и приглашают в путешествие по миру мебели.

В.: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие с нашими друзьями Лисёнком и Ёжиком в мир мебели. Поедем мы с вами на поезде - занимайте места в вагонах, а чтобы нам было не скучно давайте споём весёлую песню «Паровоз».

Подвижная игра «Поезд» (с исполнением песни «Паровоз»). Воспитатель объявляет станцию.

В.:- Станция «Отвечалки» . Ребята, какое интересное название.

На этой остановке Лисенок и Ёжик приготовили для вас вопросы по картинкам, а вы попробуйте на них ответить.

Дети, какую кухонную мебель вы знаете? (Стол, стул, шкаф для посуды)

Для чего нужен стол, стул, шкаф? (Предположения детей)

Ребята, а какая мебель нужна в спальне? (Кровать, шкаф, тумбочка, комод)

Для чего нужен шкаф, кровать, тумбочка, комод? (Предположения детей)

Дети, а какая мебель нужна в гостиной? (Мягкая - кресло, диван; тумбочка, шкаф, журнальный стол)

Для чего нужен диван, кресло? (Предположения детей)

Ребята, а кого мы отыскали в гостиной в прошлый раз? (Куклу Настю).

Ёжик и Лисёнок хвалят детей за правильные ответы. Поезд двигается дальше. Воспитатель объявляет следующую остановку.

В.: - Следующая станция «Кукольный домик». Ребята, вы догадались к кому в гости мы приехали? (К кукле Насте).

А когда мы приходим к кому- то в гости, что мы обычно говорим? (Здравствуйте). Давайте поздороваемся с куклой Настей. Как у неё уютно в домике, какая там красивая и удобная мебель.

Назовите, какие предметы мебели вы видите в домике? (Дети перечисляют).

Воспитатель обращает внимание детей на интересную шкатулку.

В.: – Ребята, а как называется этот предмет? (Предположения детей). В этой шкатулке кукла Настя приготовила для вас интересную игру, которая называется «Угадай, чего не стало».

Педагог проводит дидактическую игру «Угадай, чего не стало»(По теме «Мебель»). По окончании игры дети благодарят куклу.

В.: – Давайте поблагодарим куклу за игру. А нам пора двигаться дальше, занимайте места в поезде. Но что такое, паровоз дальше проехать не может. Лисёнок и Ёжик подсказывают, что поезд въезжает в детскую комнату, но что творится в этой комнате?! Такой беспорядок, как будто произошло землетрясение. Игрушки говорят, что к мальчику и девочке приходили друзья, они весь вечер играли, а убирать за собой не стали. Надо срочно навести порядок и разложить все вещи по местам, пока не явился главный наблюдатель за порядком – пылесос.

В.: - Ребята, помогите, пожалуйста, детям навести порядок в комнате.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы. Работа с рисунком в тетради.

В.: – Что вы положите в шкаф, что на стол, на полки, что повесите на стул? (Ответы детей).

В.: - А теперь давайте проверим, везде ли у нас порядок.

Куда вы повесили рубашку? (В шкаф.) Вы знаете, что такое шкаф? А что такое «в»? (Не знают.) Ребята, шкаф – это мебель, а в «в» - это предлог.

Куда вы поставили лампу? (На стол.) Вы знаете, что такое стол? А что такое «на»? (Ответы детей.)

Где стоят книги? (В шкафу.)

Где остановился паровозик? (За дверью.)

Где стоит стол? (В комнате, но полу.)

Около чего стоит кораблик? (Около книжки.)

Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

Ребята, для чего нужно содержать дом в чистоте и порядке? Как вы помогаете дома наводить порядок? (Предположения детей.)

Ну вот, дело сделано, все разложено по местам, и мы можем двигаться дальше.

Дети садятся в воображаемый поезд и едут дальше. Воспитатель объявляет следующую станцию.

В.: - Следующая станция «Игровая».

Игра «Доскажи слово»

Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении.

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя…(кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на…(стуле).

С пирогами чай попьём

За обеденным…(столом).

Вам сидеть не тесно, детки,

Вчетвером на…(табуретке)?

Как приятно нашей Тане

Поваляться на…(диване).

Простоял он много лет –

Старый бабушкин…(буфет).

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном…(кресле).

У чистюли Любочки

Всегда порядок в…(тумбочке).

Свитер, кофту, тёплый шарф

Аккуратно сложим в…(шкаф).

Смастерил вчера Николка

Для своих игрушек…(полку).

Игра «Скажи ласково»

Ребята, вспомните, о какой мебели говорилось в стихотворении, и назовите её ласково. (Кроватка, стульчик, табуреточка, столик и прочее).

Физкульт минутка.

Ох, ох, что за гром?

(Руки прижаты к щекам, наклоны головы в сторону.)

Муха строит новый дом.

(Движения руками, имитирующие работу молотком.)

Молоток: стук – стук

(Хлопки руками перед собой).

Помогать идёт петух.

(Руки внизу за спиной, шаги с высоким подниманием колен.)

В.: - Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Отгадайте загадку-описание про мебель.

Этот предмет мебели небольшой, прямоугольной формы, коричневого цвета, деревянный, на 4 ножках. У него три стенки, сверху крышка, спереди дверца, а внутри полочки и выдвижной ящик. В него можно складывать игрушки, книжки, карандаши. Что это? (Тумбочка.)

Используя схему, придумайте свои загадки-писания про шкаф, стол и стул.

В.: - Хорошие получились у вас загадки. Вы уже поняли, что предметы, как и мебель, можно объединить в группы. У звуков тоже есть группы. Первая группа – гласные звуки. В нее входят уже знакомые вам звуки: [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И]. Повторите их.

Гласные звуки можно тянуть и петь. Попробуйте проверить это.

(Дети поют и произносят протяжно каждый гласный звук).

В.: - Вот и закончилось наше путешествие.

Вспомните, что случилось в детской комнате?

В какие игры со словами вы играли?

Про какую мебель придумывали загадки?

Какие вы знаете предлоги?

В.: - А теперь садитесь все в поезд, нам пора возвращаться домой. (Дети двигаются друг за другом, исполняют песню паровоз).

Оксана Нигматулина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель»

Цели : развивать речевую активность детей.

Задачи : Лексические. Вводить в речь детей названия предметов мебели и их частей, обобщающее слово «мебель»; активизировать глаголы и прилагательные в речи детей. Грамматические. Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа; прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель. Связная речь. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива - груша – стул; помидор - стол – огурец; кукла – юла – кровать; грузовик – табуретка- автобус; кроссовки- сапоги – шкаф; диван – синица – снегирь; тополь- берёза- тумбочка; тарелка – половник- кресло; полка-свитер - пальто; роза – мак – кушетка.

Воспитатель выставляет карточки с изображением мебели: стул, стол, кровать, табуретка, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О мебели.)

2. Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Давайте рассмотрим на наборном полотне предметы мебели и назовем их ласково.

Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.

3. Беседа о мебели

Где делают мебель? (Мебель делают на мебельной фабрике.)

Кто знает, из чего делают мебель?

Мебель - это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластика или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.

Где мебель продают? (Мебель продают в мебельном магазине.)

В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей, мебель для школы, мебель для офиса и др.

Для чего нужна мебель? Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать ставить и т. д.)

4. Дидактическая игра «Расскажи, какая? (какой)» (с мячом)

Воспитатель выставляет карточки с изображением материала, из которого изготовлена мебель. Материал: дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр.

Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла - стеклянный стол. Кресло из велюра - велюровое кресло. Диван из кожи - кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная полка. Стул из пластмассы - пластмассовый стул. Мебель для кухни - кухонная мебель. Мебель для спальни – спальная мебель. Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей – детская мебель. Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель. Полка для книг - книжная полка. Шкаф для книг - книжный шкаф. Стол для кухни - кухонный стол. Стол для письма – письменный стол. Стол для журналов – журнальный столик. Столик для детей - детский столик. Кровать для детей – детская кровать.

5. Рассмотрим несколько предметов мебели и назовем их детали.

У стола четыре ножки и крышка. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. У кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У комода ящики, ручки, крышка, стенки.

6. Дидактическая игра «Чего не бывает»

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. д.

7. Дидактическая игра «Магазин мебели».

Считалкой выбирается покупатель:

Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь,

На ком заканчивается считалка, тот становится покупателем. Воспитатель предлагает выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой, опиши этот предмет

Схема описания:

1. Что это?

2. Из чего сделан (а?

3. Из каких частей состоит?

4. Для чего нужен (а?

Если твой рассказ понравится продавцу, он даст тебе звездочку (фишку). Если рассказ окажется неполный, то продавец мебели дополнит его, но звездочку (фишку) оставит себе.

8. Итог занятия.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Январь
Тема недели: «Мебель, части мебели, назначение»
Задачи:
П.Р. - Формирование обобщающего понятия «мебель»; познакомить детей с трудом столяра, уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, учить сопоставлять и сравнивать предметы; закрепление предлогов в, на, за, под;
Р.Р.- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “мебель”, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога) ; уточнять и активизировать словарный запас: детская мебель, спальная, школьная, кухонная; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр, лесоруб, сборщик, краснодеревщик и т.д.; закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; работа над фонетико-фонематическим восприятием. Закрепление навыков использования в речи предлогов в, на, за, под;
С-К.Р. – Воспитывать трудолюбие и навыки сотрудничества, учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим его труд, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли, воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре, расширить знания о своем доме, предметном мире людей
Труд – Вызывать желание помогать старшим вытирать пыль. Безопасность - расширять представления о правилах поведения в помещениях
Х-Э.Р. – Развитие зрительного внимания и эстетическое восприятие зимней русской природы, продолжать закреплять умение дополнять рисунок сюжетными моментами и рисования по контуру, развивать чувство ритма в декоративном искусстве.
Ф.Р. - Формировать представления о разнообразии подвижных упражнений и игр, формировать положительные установки на двигательную активность, инициативность и самостоятельность
Здоровье - Приучать детей сидеть на стуле прямо, не наклоняться низко во время рисования.

Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей среды)

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

ННОД
Индивидуальная работа
В режимных моментах

Название, цель
материал

П.Р. Мебель, из истории вещей
Цель: Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, материала. Формировать умение обобщать по основному признаку, выделять его из

Мультимидийная доска – блокнот, презентации
Дид. мат. С. Вохринцевой,
Картинки,
фотоиллюстрации
игр детей зимой.
Образование мн. Числа «Один – много»(употребление сущ в ед и множ. числе) Стол - столы

Дима, Юра, Егор

Р\игра «С какого звука начинается и чем мебель кончается?» Юля, Настя

Нарисуй свою комнату
Алеся, Настя, Кира

Закреплять умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом: Максим П., Максим Р.

Раскраски, обводки
Федя, Максим Р, Егор
Утро
Игровая деятельность: Д/и « Из чего мы сделаны», « Моя квартира», « Кукольная мебель. План», Коммуникативная игра «Не пропусти назначение». Речевые игры: «Один-много», «1-3-5», «Назови ласково», «Из чего какой?» и др
Общение: Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д. Беседа. Обсуждение опасных ситуаций, использовать мебель по назначению: не прыгать на стульях, кроватях и т.д.
Чтение: р.н.сказка «Метелица», «Кошкин дом» Маршак. К.И.Чуковский «Мойдодыр». Загадки, стихи о мебели. Р.Н.С. «Три медведя», «Буратино»
Конструирование: мебель, комнаты, квартиры, стул из гаечного конструктора
Рассматривание: Рассматривание иллюстраций мебели, планировки комнат
Утренняя гимнастика «Зимушка зима»
Коллективно-бытовой труд в группе (протираем пыль на подоконнике, блюдца из под цветов и т.д.)
Познавательно-исследовательская деятельность: "Бывает - не бывает" на осмысление логико-грамматических конструкций. Столяр стругает стол. Стругает стол столяр. Стол струган столяром. Столяр струган столом. Столяром струган стол. Столом струган столяр.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики на руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Прогулка
Наблюдение за ветром (Кравченко стр 57), формировать представление о свойствах ветра зимой, закреплять знания о сезонном явлении метель. Какая погода? Наблюдение за осиной (Кравченко стр 57). Наблюдение за сезонными изменениями (Кравченко 53) Продолжать знакомить с многообразием природных явлений: изморозь, заморозки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательно-исследовательская деятельность: стихотворение С. Я. Маршака "От куда стол пришел?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название предметов мебели, встречающихся в стихотворении, для чего они предназначены, последовательность изготовления.
Игровая/двигательная деятельность: П/и «Жонглёр», «Ловишки с мячом». Речевая игра с мячом «Назови части мебели», игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Золотые ворота».
Труд: Постройка снежной крепости, фигур из снега, при наличии снега. Сгребаем снег кустам и деревьям, ломать деревья зимой нельзя. Посыпаем песком скользкие дорожки
Индивидуальная работа: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 23 м. Кто сделает меньше прыжков, кто дальше прыгнет.
Вечер
Бодрящая гимнастика (рабочая программа)
ЧХЛ: р.н.с. «Сивка Бурка», «Заюшкина избушка», «Буратино»
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра. «Обустраиваем комнату для Барби», «Готовимся к новоселью». Д/и “Составление плана комнаты” Д/игра: «В какую комнату что нужно?». С/р игры «Мебельный магазин», «Семья». Самостоятельная детская деятельность
Прогулка
Общение, наблюдения: из окна за ивой (Кравченко 54). Наблюдение за легковым автомобилем (там же стр 56). Обсуждение темы. Модель трех вопросов. Беседа «Мебель в моей комнате».
Игровая/двигательная деятельность: «Кто останется в кругу?», «Хитрая лиса» - ловкость. «Беги к флажку» - действие по сигналу и ориентировка в пространстве. Игры со снегом, строим дом.
Взяли детки белый ком,
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой.
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом».
Познавательно-исследовательская деятельность: Поисковая игра «Холодно, горячо». «Узнай на ощупь» (песок, дерево, камень, снег, пуговица, мех) развивать тактильную память.
Самостоятельная детская деятельность

Внесение иллюстраций с изображением мебели старинной и современной, кукольной, работу столяра. Выставка книг с иллюстрациями «Мебели». Иллюстрированные загадки-отгадки. Подбор сюжетных картинок по теме. Д/и «Из чего мы сделаны», С\р игра «Мебельный магазин». Д/и лото «Моя квартира». Альбом «Прошлое и настоящее жилища, предметов электричества». Д/и «Развитие речи – стол, стул: один, много, большой, маленький». Д/и «Мой, моя, мое, мои». Д/и «Кукольная мебель. План». Конструктор для моделирования комнаты и интерьера в ней (мебель). Кубики и г.ф. различной величины, плоскостные и объемные. Д/и «Изба» (расположение предметов в старину, название и их назначение) Демонстрационный альбом «Славянская семья». Д/и «Щит, и меч», Д/и «Ремесла. Киевская Русь». Д/и «Хорошо или плохо». Будем вежливы. Умеем ли мы вести себя за столом?» Трафареты, схемы рисования, раскраски, шаблоны, картинки для создания коллажей. Картинки, листы чистой бумаги, цветной картон. Схемы упражнений. Различные материалы для аппликации. Разрезные картинки, кубики, палочки Кьюизенера, блоки Дьеныша. Мозаики, шнуровки.
Взаимодействие с родителями

Рассмотрите с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, шкаф, кровать, диван. Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета). 12. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы). Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже (Какой?, Какая? Какое?). Смена информации в уголке для родителей: наблюдения, игры по теме и т.д. Индивидуальные беседы

Х.э.р. декоративная лепка по подгруппам
Цель: Развивать мелкую моторику, силу кисти рук, аккуратность в работе, выполнять словесную инструкцию взрослого, развивать ориентировку в квадрате.
Лист картона А 5, 6. Квадратной формы. Пластилин, семена тыквы, подсолнуха и др. и образец работы.

В
Т
О
Р
Н
И
К

Р.р. с логопедом по подгруппам по плану учителя-логопеда

Двигательная активность - группировка Маша П, Сережа С, Федя

Назови ласково» (образование сущ в умень-но - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Сережа Ч.

Х.э.р. музыка по плану музыкального рук.

Х.э.р. Ручной труд «Плетение ковриков» Цель: Знакомство с новым способом работы с бумагой. Развитие восприятия цвета, мелкой моторики и конструктивных способностей. Учить находить способ выполнения здания по схеме, умение соотносить полоски по длине, развивать образно-пространственное мышление

Полоски бумаги и картон разного цвета (коричневый и желтый), образец плетения.

С
Р
Е
Д
А
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми (по подгруппам)
Упр группировка – развиваем прес – отжимание Алеся
«Из чего сделана мебель?»(образование относ-х прил).Мебель из кожи – кожаная, из дерева пластмассы -.сплетена - ...из пластика - ...из металла Викой Л, Настей, Юрой

Р.р. «Где находится твой дом Г.С.Швайко № 24 стр 48. Цель: Расширять активный и пассивный словарь за счет использования вречи предлогов и наречий: около, возле, позади, слева, между. Развивать диалогическую речь

Ф.р. по плану инструктора по физ. куль-ре

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Д/и «Сосчитай» - упражнять в счёте предметов в разных направлениях Егор

«Сколько их?» (согласование числ с сущ в роде, числе и падеже):Один стол, 2 стола, 5 (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) Макар
Собери мазлы с Юрой и Максимом П.

Нарисуй по схеме с Сережей Ч и Федец

П.Р. ФЭМП № 17 (по подгр.) Позина В.А.
Цель: Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Картинки с изображением предметов разной формы, в количестве от 1 до 10; таблица – домик, карточки с цифрами, листы в клетку, дидактические пособия по теме

Х.э.р. музыка по плану муз. руководителя.

Ф.р. по плану рабочей программы

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Р.Р. по плану учителя-логопеда (по подгруппам)
Веронике «Найди нужную часть» (усвоение предлога для). Крышка нужна...для (стола) Спинка нужна для (стола, стула). Дверца нужна для (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для (стола, тумбочки). Матрац нужен для (кровати) Подлокотники нужны для (кресла, дивана).

Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) с Кирой

Х.э.р. декоративное рисование «Городец»
Цель: Учить расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделять декоративные элементы, ритмичность расположения, композицию, колорит.

Листы бумаги, краски гуашь, кисточка для клея, кисточки № 2, 8, клеенки, салфетки, банки – непроливайки для воды. шаблон, иллюстрации городецкой росписи

Уточнить название мебели, её составные части, назначение.

Уметь различать кухонную, гостиную, мебель для спальни.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Формировать обобщающее понятие «Мебель».

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «мебель».

Уметь согласовывать прилагательные с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД.

В старшей – логопедической группе

«Соловушка».

Тема: «Мебель».

Воспитатель: Финеева Е.В.

Программное содержание:

Задачи:

Образовательная :

Уточнить название мебели, её составные части, назначение.

Уметь различать кухонную, гостиную, мебель для спальни.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Формировать обобщающее понятие «Мебель».

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «мебель».

Уметь согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающая:

Развивать зрительное внимание, память, тонкую и общую моторику рук, координацию речи с движением.

Закрепить умение выкладывать мебель из счетных палочек по образцу.

Активизировать лексический запас, развивать связную речь.

Воспитывающая:

- воспитывать усидчивость.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций с изображением мебели.

Чтение стихов, загадывание загадок.

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Много мебели в квартире», «Квартира».

Упражнения: «Рассмотри и назови», «Что без чего», «Из чего – какой», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Считай и называй», «Столярная мастерская», «Разложи мебель».

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Слоговое лото «мебель».

Экскурсия с родителями в мебельный магазин.

Беседа по теме: «Моя комната».

Составление рассказов о домашней мебели по предложенному плану.

Пение песенки «Стул».

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Индивидуальная работа:

Упражнять Викторию Ш., Данила З.в согласовании слов в предложении.

Виктора К. – в правильном произношении звуков в словах.

Упражнять Ивана в умении отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать выдержку у Алисы.

Проконтролировать Егора при выполнении задания со счетными палочками.

Словарная работа:

Активизировать в речи слова: мебель, кресло, гостиная, велюровый, пластмассовый, кожаный.

Оборудование:

Мультимидийная установка, презентация к занятию на тему «мебель». Резиновый мяч среднего размера, счетные палочки.

Ход занятия:

Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие. К нам пришли гости, и на занятии нам будет помогать волшебный экран.

Вы любите отгадывать загадки? (Да) . Если вы отгадаете правильно, волшебный экран покажет отгадку.

Слайд №1.

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя… (кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди – ка ты на … (стуле).

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном … (кресле).

С пирогами чай попьем

За обеденным… (столом).

Как приятно нашей Тане

Поваляться на… (диване).

У чистюли Любочки

Всегда порядок в … (тумбочке).

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф).

Вам сидеть не тесно, детки,

Вчетвером на… (табуретке).

Кто догадался, о чем были загадки? (о мебели)

Мы с вами живем в квартирах.

Какие комнаты есть в квартирах? (прихожая, гостиная, кухня, спальня, детская комната).

По каким признакам можно определить эти комнаты? (по разнообразной мебели).

Вот сегодня вы с вами поговорим о разной мебели, какая бывает мебель, из чего её делают, как используют. Полученные знания вам пригодятся в играх, вы сможете расставить мебель в кукольном уголке так, чтобы было удобно и красиво, а также посоветовать родителям, куда можно поставить ту или иную мебель.

Ребята, а где изготавливают мебель? (на мебельной фабрике).

А где её покупают? (в мебельном магазине).

Ребята, какую мебель можно поставить в гостиной? (диван, кресло, стол, журнальный столик, сервант, шкаф).

Какая мебель стоит в этой гостиной?

Слайд №2.

Какую мебель можно поставить в спальне? (Кровать, шкаф для одежды, пуфик, трюмо, спальный гарнитур, письменный стол, тумбочку, трельяж).

Как называется комната, на волшебном экране? (Спальная комната).

Слайд №3.

Какая мебель находится на кухне? (обеденный стол, табуретка, стулья, навесные шкафы, кухонный гарнитур).

Посмотрите на эту кухню, какая мебель стоит здесь?

Слайд №4.

А сейчас поиграем с вами в игру «Что лишнее?» .

Волшебный экран покажет картинку, а вы должны догадаться, какая мебель здесь лишняя?

СЛАЙД №5.

(Для гостиной)

Слайд № 6.

Что лишнее на этой картинке? (Кухонный шкаф). Почему?

Для какой комнаты эта мебель? (для спальни) .

Слайд №7.

А на этой картинке, что лишнее? (письменный стол).

Для какой комнаты оставшаяся мебель? (для кухни).

А теперь посмотрим, умеете ли вы называть слова ласково.

Физ. Минутка: (в кругу).

« Скажи ласково», - вспомним, о какой мебели мы с вами говорили и назовем ее ласково (шкаф – шкафчик, стул – стульчик, стол – столик…).

Встали в круг. Я кидаю вам мяч, называю мебель, а вы мне её называете ласково.

Посмотрите, наш волшебный экран покажет картинки.

Слайд №8.

Чем отличаются и чем похожи: стул и табуретка?

Слайд №9.

А чем отличается стул от кресла?

Ребята, а из какого материала делают мебель? (из дерева, из стекла, из пластмассы).

Если шкаф сделан из дерева, значит он, какой? (деревянный.)

Кровать сделана из железа, она какая? (железная).

Диван обтянут кожей, он какой? (кожаный)

Журнальный столик сделан из стекла, он какой? (стеклянный)

Кресло обшито велюром, значит оно? (велюровое)

Стул сделан из пластмассы, он? (пластмассовый)

Пальчиковая гимнастика:

Поиграем с пальчиками, подняли правую руку.

Спинка и сиденье

Стул на загляденье.

Мы на стуле посидим

Друг на друга поглядим.

Кулачок – это толстая ножка

Сверху крышка – наша ладошка

Маленький столик. Время идет

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

А теперь попробуем сами смастерить мебель. Садитесь за столы и приготовились к работе. Смастерим табуретку, такую же, как на картинке.

Слайд № 10.

Обратите внимание, что есть у табуретки, сколько палочек понадобиться и как они расположены.

Слайд № 11.

Попробуем сделать эту мебель, кто догадался, что это за мебель? (кровать)

Проверти, сравните, посмотрите друг у друга.

Прибрали на рабочем месте.

Итог: О чем мы с вами сегодня говорили? (о разной мебели)

Мы узнали, какая бывает мебель, из чего она сделана, как её используют. Узнали, чем отличается стул от табуретки, стул от кресла. Попробовали сами смастерить мебель.


Рекомендуем почитать

Наверх