Программа кружка по развитию речи "Развивайка" (2 класс). Программа кружка по развитию речи "учимся говорить" План работы кружка по развитию речи

Предбанник 04.05.2024

Данная прогграмма является образовательно-равивающей и направлена на речевое развитие ребенка, раскрытие его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того в рамках программы возможно развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи,тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к дальнейшему школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков «Речецветик».

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов перед необходимостью поиска новых методов работы с детьми. Еще более остро проблемы социализации и коммуникации проявляются в развитии детей с ОВЗ.

В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

По мнению педагога Е. Т. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, значимости для других людей.

I.Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым, помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов ), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн ).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Методики обследования самооценки у детей, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги

Программа «Речецветик» - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы :

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • выявление и развитие речевых способностей детей
  • научить владеть основными элементами правильной точной речи;
  • формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

Развивающие:

  • развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
  • развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
  • развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
  • развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
  • создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Основные принципы организации обучения:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступности изучаемого материала;
  • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
  • проблемно- ситуативный характер заданий;
  • принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
  • принцип одобрения и принятия;
  • свободы самовыражения.

Основные средства обучения:

  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно – ролевые игры);
  • упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • моделирование, составление схем высказываний, пиктограмм;
  • разыгрывание инсценировок и сказок, импровизации;
  • анализ заданных ситуаций;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • сочинение историй.

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития речевых навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной речью.

III.Структура программы

Программа «Речецветик» состоит из пяти разделов:

1. «Мир взрослых людей»

Развитие потребности общаться с взрослыми. Правила поведения и общения с взрослыми.

2. «Поиграем вместе!»

Развитие потребности в общении со сверстниками.

3. «Секреты твоего успеха»

Навыки общения с внешним миром.

4 . «Речевой этикет»

Речевые формы обращения: благодарность, приветствие, прощание, обращение-просьба, извинение.

5. «Искусство диалога»

Как слушать собеседника и вести себя во время диалога.

IV . Тематический план занятий кружка «Речецветик»

2 года обучения, 36 часов

Сроки проведения

Тема

Цели

Первый год обучения.

Раздел 1.

Мир взрослых людей.

сентябрь

Давайте познакомимся!

Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства

сентябрь

Мое любимое имя.

Знакомить с историей возникновения имен и фамилий

октябрь

Моя семья.

Учить понимать проявление теплых родственных отношений

октябрь

Милая мама моя!

Воспитывать желание делать добрые дела для близкого человека

ноябрь

Я с бабушкой своей дружу.

Воспитывать уважение к старшим

ноябрь

Мой поселок.

Знакомить с историей, настоящим и перспективой развития родного поселка

декабрь

Моя улица.

Закреплять умение ориентироваться, знание адреса

декабрь

Дом, в котором я живу.

Привлечь внимание к проблемам домашнего уюта

январь

Верный друг-собака.

Учить составлять рассказы разных типов.

январь

Наша любимица кошка.

Развивать пантомимические навыки, выразительность речи

Раздел 2.

Поиграем вместе!

февраль

Это - ты, это – я, это – все мои друзья!

Развивать навыки социального поведения

февраль

Мальчики и девочки.

Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности

март

Ссоры и споры.

Учить поиску конструктивных решений конфликта, формировать навыки ведения спора

март

Весело живется нам.

Развивать интонационную выразительность речи

апрель

Перепутаница.

Развивать фантазию, воображение

апрель

В слова играем – дружно сочиняем.

Упражнять в придумывании рифм

май

Чтобы слышать слово.

Учить оценивать роль звучащего слова

май

В мире звуков.

Учить сопоставлять звуки окружающего мира и звуки речи

Второй год обучения.

Раздел 3.

Секреты твоего успеха.

сентябрь

Мои умные помощники.

Учить распознавать эмоции, воспринимать несловесную информацию

сентябрь

Общаемся без слов.

Познакомить с невербальными средствами общения(мимикой, жестами, телодвижениями)

октябрь

Язык жестов и движений.

Развивать умение рассказывать, сопровождая речь уместными жестами

октябрь

Язык знаков в стране вещей.

Знакомить с целями и средствами общения

ноябрь

Напишите мне письмо.

Знакомить с видами общения на расстоянии

ноябрь

Чудо чудное – книга!

Развивать любовь к книге, бережное к ней отношение

декабрь

Удивительный мир театра.

Знакомить с правилами поведения в театре, формировать умение согласовывать действия с действиями партнеров

декабрь

Может ли природа говорить?

Формировать эстетическое восприятие природы, воспитывать бережное отношение к ней

январь

Лесное приключение.

Развивать навыки наблюдательности, словесного описания животных

Раздел 4.

Речевой этикет.

январь

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Познакомить с правилами этики; показать, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей.

февраль

Все начинается со слова «Здравствуй!»

Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать значение вежливых слов.

февраль

Это слово говорят, когда вас благодарят.

Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.

март

Как обратится с просьбой?

Учить вежливо, обращаться с просьбой к собеседнику.

март

Когда без извинения не обойтись?

Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении.

апрель

Вежливость – приятная добродетель.

Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Раздел 5.

Искусство диалога.

апрель

Слово – мостик понимания.

Развивать умение продумывать высказывание в разных ситуациях.

май

У меня зазвонил телефон.

Познакомить с правилами общения по телефону.

май

К нам гости пришли!

Развивать навыки доброжелательного отношения, гостевого этикета.

Курс "Речецветик" рассчитан на два года обучения, групповой форме работы с детьми.

Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.

Занятия проходят на базе детского сада.

К основным видам деятельности на занятии относятся:

Вводная часть.

  • Речевая разминка;
  • Ролевая гимнастика;
  • Упражнения на технику речи;
  • Грамматические, лексические упражнения.

Основная часть – речевая ситуация.

  • Игры на релаксацию, мимические игры;
  • Подвижные игры, игры с элементами театрализации;
  • Игры на развитие психических процессов;
  • Коррекционные игры для детей с затруднениями в общении;
  • Разыгрывание проблемных ситуаций.
  • Показ логопедом особенностей речевой деятельности;
  • Анализ текстов различных речевых жанров;

Заключительная часть.

  • Обсуждение, оценка занятия, ответов;

VI. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

Форма работы кружка "Речецветик" направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.

Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой).

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

Воспитательные и развивающие задачи

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

Формирование навыков и умений эффективного общения

Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения.

Включенное педагогическое наблюдение, беседы

Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям.

Качество выполнения заданий

Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь

Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего

Качество выполнения заданий

Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий

Самостоятельность, инициатива, воображение

Через систему специальных заданий

Итогами двух лет работы с детьми по программе "Речецветик" являются:

  • Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
  • Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
  • Сформированность у дошкольников культуры речи.

Контроль над техническими навыками воспитанников:

Формирование и развитие культуры речи и культуры общения

Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а также уместность использования словесных и несловесных средств общения

Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала.

Правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка)

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры(в пределах обозначенных в программе)

Демонстрация различных видов речевой деятельности

VII. Условия реализации

Главным условием для реализации программы является сам учитель-логопед. Он выступает в разных качествах: актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.

Педагог должен:

  • иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
  • знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
  • Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.

Для успешной работы кружка «Речецветик» и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

  • Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных картин и др.)
  • Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
  • Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы, а также книги по развитию речи).
  • ИКТ по данному направлению деятельности.

VIII. Список литературы

  1. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
  2. Л.А. Баландина Риторика для малышей. – Феникс, 2003
  3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
  4. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
  5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2000

Пояснительная записка.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Цель и задачи курса

Цель:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

Повышать уровень языкового развития школьников,

Воспитывать познавательный интерес к родному языку,

Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

Воспитание чувства патриотизма;

Повышение общей языковой культуры учащихся;

Выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Обучающие:

Расширение и углубление программного материала;

Совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

Пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Развивающие:

Развитие интереса к языку как учебному предмету;

Общего языкового развития младших школьников;

Развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями:

    Предложение и словосочетание

    Культура общения

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

    личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

    личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

    деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Программа курса «Умники и умницы. Школа развития речи» изучается в течение всего обучения с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. В 1 класс -33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год. Программа рассчитана на возраст детей от 6 до 11 лет. Форма организации детского коллектива – кружок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Умники и умницы. Школа развития речи» обучающиеся должны

знать:

Типы текстов;

уметь:

Быть хорошим слушателем;

Редактировать предложения;

Распознавать типы текстов;

Распознавать стили речи.

Учебно-тематический план

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

практика

1 год обучения

Культура общения.

Прививать навыки культурной речи. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Умение применять знания в нестандартной ситуации.

2 год обучения

Предложение и словосочетание

Культура общения

3 год обучения

Стили речи

4 год обучения

Предложение и словосочетание.

В течение всего курса

1 класс

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

2 класс

Техника и выразительность речи.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание .

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

Многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи;

Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

Восстанавливать деформированный текст

Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Составлять планы различных видов.

3 класс

Техника и выразительность речи.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи;

Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

Определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематический план 1 года обучения

Всего часов (33ч.)

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Определить роль речи в жизни людей.

Тише, громче.

Формирование навыков выразительной речи.

Слово(15ч.)

Слова, слова, слова.

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

Озорные буквы.

Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Слова играют в прятки.

Развитие внимательного отношения к слову.

Слово и его значение.

Формирование понятия о лексическом значении слова.

Прямое и переносное значение слова.

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

Многозначные слова.

Формирование понятия многозначности слова.

Формирование первичного представления об омонимах.

Синонимы.

Формирование первичного представления о синонимах.

Антонимы.

Формирование первичного представления об антонимах.

Тематические группы слов.

Познакомить с тематическими группами слов.

Наш цветной мир.

Формирование первичного представления об образности.

Что на что похоже

Формирование первичного представления о сравнении.

Развитие познавательного интереса к языку.

Проверочная работа.

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения (5ч.)

Культура речи. Вежливые слова.

Прививать навыки культурной речи.

Пословицы.

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Учимся рассуждать.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Текст.(10ч.)

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Заглавие текста.

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Тема текста.

Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.

Повторение пройденного.

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

Опорные слова.

Формирование навыка составления текста по опорным словам.

Мы строим текст.

Формирование навыков построения связанного текста.

План текста.

Формирование навыков составления плана текста.

Проверочная работа.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Тематический план 2 года обучения

Всего часов

Слово (13 часов)

Слово. Значение слова.

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Многозначные слова.

Омофоны, омоформы

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Пословицы

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

Предложение и словосочетание (3часа)

Связь между предложениями в тексте

Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Текст (15 часов)

Текст. Тема текста. Заглавие.

Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Текст. Опорные слова.

Текст. Опорные слова.

Проверочная работа

План. Составление плана.

Виды плана

Редактирование текста

Типы текста. Описание

Текст – сравнительное описание

Типы текста. Повествование

Типы текста. Рассуждение

Культура общения (4 часа)

Сочинение на тему «Мой выходной день»

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Повторение пройденного

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

Тематический план 3 года обучения

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

Фразеологизмы.

Сравнения.

Олицетворение.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Откуда приходят слова.

Этимология.

Как тебя зовут?

Наши фамилии.

Топонимы.

Устаревшие слова.

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

Проверочная работа.

Текст (10 часов)

Типы текстов.

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Единый временной план текста.

Стили речи (6 часов)

Стили речи.

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Тематический план 4 года обучения

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

«Общие понятия» (ч)

Речь. Техника и выразительность речи.

Предложение и словосочетание.

в течение всего курса

Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.

Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.

Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Предполагаемые результаты реализации программы

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

Типы текстов;

уметь:

Уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

Определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

Быть хорошим слушателем;

Определять лексическое значение слова;

Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

Редактировать предложения;

Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи;

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия :

    коммуникативные:

Учащиеся научатся:

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Владеть монологической и диалогической формами речи.

    познавательные:

Учащиеся научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Пользоваться словарями, справочниками;

Строить рассуждения.

    личностные:

У учащихся будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Осознание роли речи в общении людей;

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Интерес к изучению языка.

    Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формы и виды контроля

В процессе реализации программы используются следующие формы:

Игра (деловая, ролевая, познавательная)

Метод проектов

Экскурсия

Решение ситуационных задач

Викторина

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для детей:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Для педагога

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение.1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

2. Печатные пособия

Т.Н.Соколова «Школа развития речи: Курс «Речь».- М.: Росткнига, 2012

Т.Н.Соколова «Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс.- М.: Росткнига, 2012

3. Технические средства обучения

Компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.

4. Экранно-звуковые пособия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

Большая электронная детская энциклопедия (СD).

5. Игры и игрушки

Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте: в 4 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

Лото с предметными картинками, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок

6. Оборудование класса

Компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.

Лента букв.

Плакат «Сиди прямо».

Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

Столы ученические.

Стулья ученические.

Стол учительский.

Стул учительский.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №2 к.в.

Программа кружка

« Весёлый балаганчик»

(для детей 5 – 7 лет)

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Работу кружка «Говорящий Балаганчик» я начала вести с детьми старшей группы. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Разработанная мною программа кружка рассчитана для детей от 5 до 7 лет и реализуется в течение одного года.

Цель программы: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.

Задачи:

1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.

2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.

3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой

деятельности.

4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.

5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы:

    Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

    Умение следить за развитием сюжета

    Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)

    Умение различать эмоциональные состояния героев

    Умение свободно ориентироваться на сценической площадке

    Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность

Перспективны й план проведения занятий кружка

Октябрь.

«Одну простую сказку хотим мы показать»

    Пантомимическая игра «Как мы покажем»

    Введение понятия «пантомима»

    Творческая игра «Что это за сказка»

«Играем пальчиками»

    Повторение и закрепление понятия «пантомима»

    Игровые упражнения с помощью пальчиков: «Цепочка», «Ёлка», «Кошка», «Заяц», «Колокольчик», «Собака», «Лошадка», «Коза».

    Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

«Постучимся в теремок»

    Игра - загадка «Узнай, кто это?»

    Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

    Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»

«Дятел выдолбил дупло, сухое, тёплое оно»

    Погружение в сказочную атмосферу

    Характеристика персонажей сказки

    Интонационные упражнения

Ноябрь

«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил»

    Пересказ сказки В. Бианки « Теремок» детьми по частям.

    Упражнения - этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

« Косолапый приходил, теремочек развалил».

    Игра « Угадай героя»

    Драматизация сказки.

«Учимся говорить по- разному»

    Вводная беседа.

    Введение. Объяснение понятия «интонация».

    Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

« Учимся четко говорить»

    Погружение в сказочную ситуацию.

    Введение понятия «скороговорки»

    Игра – упражнение «Едем на паровозе»

    Физкультминутка « Буратино»

    Обобщение.

Декабрь

« Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять»

    Повторение понятия «скороговорка»

    Игра «Едем на поезде»

    Введение понятия «рифма»

    Дидактическая игра « Придумай рифму»

5. Физкультминутка.

6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью воспитателя.

«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»

    Погружение в сказочную атмосферу.

    Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»

    Физкультминутка

    Придумывание рифмующихся слов.

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

    Вводная беседа.

    Рассказы детей по ассоциациям.

    Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка»

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

    Слушание сказки с музыкальными фрагментами

    Физкультминутка.

    Рассматривание иллюстраций к сказке и характеристика персонажей.

Январь

«Гордиться Петенька красой, ног не чует под собой»

    Погружение в сказку.

    Пантомимические упражнения.

    Интонационные упражнения.

«Петя хвастался, смеялся чуть лисе он не достался».

    Отгадывание загадок»

    Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».

    Драматизация сказки.

    Заключительный танец.

«Сочиняем новую сказку».

    Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».

    Сочинение продолжения сказки.

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».

    Погружение в сказку придуманную детьми.

    Пантомимическая игра «Узнай героя».

    Драматизация сказки.

Февраль

«Наши эмоции»

    Рассматривание сюжетных картинок.

  1. Упражнение «Изобрази эмоцию».

    Практическое задание.

    Обсуждение.

«Изображение различных эмоций»

    Введение. Объяснение понятия «эмоция».

    Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость.

    Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

    Рассматривание графических карточек.

  1. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

    Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

    Беседа о настроении героев сказки.

    Практическое задание.

Март

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

    Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

    Беседа о друге.

    Повторное слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

    Упражнение «Изобрази настроение».

«Друг всегда придет на помощь»

    Чтение стихотворения о друге.

    Рассказ из личного опыта.

    Беседа о сказках.

    Игра-загадка «Зеркало».

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

    Отгадывание загадок.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки «Айболит и воробей».

«Когда страшно, видится то, чего и нет»

    Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Беседа по сказке.

    Изображение эмоции страха.

    Рассказы детей из личного опыта.

Апрель

«Каждому страх большим кажется»

    Беседа по сказке «У страха глаза велики».

    Пантомимическая игра «Изобрази героя».

    Повторное слушание сказки.

«Преодолеем страх»

    Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

    Изображение различных степеней страха.

    Игра «Преодолеем страх».

    Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

«У страха глаза велики»

    Распределение ролей.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки.

«Если с другом ты поссорился…»

    Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

    Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

    Игра «найди и покажи эмоцию».

Май

«Как луне и Солнцу быть не могут ссору разрешить»

    Рассматривание картинки «Злость».

    Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию.

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца разрешил»

    Сюрпризный момент.

    Беседа о злости.

    Упражнение «Изображаем эмоцию».

    Рассказ детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

«Как поссорились Солнце и Луна»

  1. Распределение ролей, ряжение.

    Драматизация сказки.

Викторина «Мы любим сказки»

    Проведение викторины.

    Драматизация любимой сказки.

    Награждение.

Критерии оценки результатов работы кружка

Отслеживание результативности работы кружка проводится методом наблюдения через сформированность ключевых компетенций воспитанников при выпуске в школу и в ходе проводимых мероприятий, спектаклей и т.д.

Условия реализации программы кружка

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

    Построение развивающей предметно – пространственной среды:

    • Различные виды театров: би-ба-бо, кукольный, теневой, игрушки, пальчиковый, на фланелеграфе и др.

      Для музыкального сопровождения хорошо иметь музыкотеку, синтезатор

      Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования

    Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога

Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

    Инсценировки и драматизация

    Объяснение

    Чтение воспитателя

    Личный пример

  • Просмотр видеофильмов

    Разучивание произведений устного народного творчества

    Обсуждение

    Наблюдения.

Средства:

    Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);

    Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);

    Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;

    Литературные произведения, иллюстрации.

Технология проведения:

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:

    Коммуникативные игры

    Игры, направленные на развитие воображения, внимания

    Игры на развитие выразительной и диалогической речи

    Игры с элементами танцевальных движений.

    Культура и техника речи

    Артикуляционная гимнастика

    Пальчиковые игры

    Инсценировки и драматизация

    Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.

Литература

    Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей).

    Буренина А.И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля. СПб., 2002

    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвещение, 1991

    Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2003

    Касаткина Е.И., Реутская Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду. Издательство ВИРО, 2000

МКДОУ «ЦРРДС «Звездный»

Программа литературного кружка «Учимся говорить».

Составила воспитатель старшей группы: Кулешова Л.И.

п. Звездный

Пояснительная записка:

Огромное значение в развитии ребенка имеет развитие речи. От степени сформированности которой зависит дальнейшее успешное обучение ребенка в школе. В настоящее время, из - за недостатка общения со взрослыми, процент детей с речевыми нарушениями очень высокий. По данным Всемирной организации и здравоохранения, уровень развития речи детей, поступивших в 1 класс, не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности. К сожалению непосредственной образовательной деятельности с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения этих проблем и поэтому я решила создать кружок «Учимся говорить», который включает в себя следующие виды детской деятельности:

Чтение сказок, рассказов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок.

Наблюдение, демонстрация ТСО.

Словесные, дидактические игры, логоритмика, кинезиологические упражнения.

Инсценировки и драматизации.

Сказкотерапии.

Актуальность.

Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом. Проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной логопедической проблемой.

Важность проблемы состоит:

в увеличении количества детей с проблемами речевого развития, как в дошкольном, так и в школьном возрасте;

в трудности умения вести монологическое высказывание, как на занятиях, так и в свободной деятельности;

в недостаточности словаря, в неумении использовать в речи образные выражения, сравнения, прямую речь;

в трудности построения предложений и объединении их в целый текст, а также в произношении слов;

в неумении передавать характер героев сказок, мотивы их поступков, в неумении передавать эмоциональное состояние действующих лиц;

Рекомендуем почитать

Наверх